Замен российских водительских прав на чешские. Замена водительского удостоверения в праге. Замена водительского удостоверения в Чехии происходят в таком порядке

Путешественникам автомобилистам не стоит менять или получать местные водительские права. Но те, которые остаются в стране на долгий срок, должны знать, как проходит процедура замены прав или как получить новые по чешскому образцу. Тем кто остается в стране на длительный срок следует учитывать и то, что здесь строгий контроль над автомобилями и над количеством веществ, которые они выбрасывают в атмосферу. Поэтому мы настоятельно рекомендуем использовать автомобили с ГБО, а приобрести и заказать установку такого оборудования можно .

Обмен

Многие страны ЕС, в том числе и Чешская республика, разрешают пользоваться своими правами на протяжении года, но потом их нужно обменять. Обмену подлежат удостоверения только соответствующие новому образцу, то есть полученные в России после 2011 года. Если вы владеете старыми правами, то придется съездить на родину поменять их на новые, а затем готовить документы для чешского удостоверения.

В данном случае пакет документов небольшой. Он должен состоять из фотографий 3,5×4,5 см любого цвета, удостоверения личности (для иностранцев – загранпаспорта), чека, подтверждающий уплату пошлины, заполненного бланка заявления, который выдает отдел учета транспорта в городской администрации или в министерстве транспорта Чехии. Кроме этого обязательно должны быть документы, подтверждающие законное пребывание в стране, таким доказательством является действующая виза или биометрическая карточка ВНЖ.Получение

Получать чешские права не сложно и не дорого, если сравнивать с другими странами Европы. Для регистрации в автошколе потребуются медицинская справка, которая стоит 350 крон и ВНЖ. За курс обучения придется заплатить в среднем 800 крон. На величину стоимости обучения влияет расположение школы и ее престиж, кроме этого цена снижается, если обучение припадает на осенние или зимние месяца. Недорогие автошколы не преподают теоретический курс, вам придется самостоятельно его изучать по учебнику и сборнику тестов. В принципе будущему водителю, обладающему некоторым опытом вождения, этого вполне достаточно.

Для практической части выделено 28 занятий, одно длится 45 минут. В сроках никто никого не ограничивает, инструктор будет подстраиваться под вас и преподаст все уроки вождения за месяц или растянет на несколько. Параллельно с этим надо получить необходимые навыки по оказании первой медицинской помощи, которые предоставят в любом отделении Красного креста. На это мероприятие вы потратите приблизительно час и 300 крон.

Теперь со всеми этими знаниями можно идти на экзамен, который стоит 700 крон и на который надо предварительно записаться. Первая сдается теория в виде теста, а потом вождение, во время которого в течение получаса вы не должны совершить ни одного промаха. После неудачи, если таковая случится, экзамен можно пересдать дней через 10, заплатив 900 крон.

Готовиться права будут 20 дней, если удостоверение нужно срочно, то придется доплатить и получить его на руки через 3 дня.

Чешские правила дорожного движения практически схожи с российскими, отличаясь не во многом. Допустимая скорость в населенных пунктах - 50 км/ч, до 90 км/ч можно превысить за городом, по автомагистрали можно ездить со скоростью 130 км/ч, в городе - 80. По правилам водитель всегда должен передвигаться с включенным ближним светом. Запрещается разворачиваться на регулируемых перекрестках. Нельзя ездить с детьми, сидящими спереди возле водителя младше 12 лет и ростом меньше 1,5 метра.

В некоторых крупных городах существуют полосы для перемещения только общественного транспорта. С начала ноября и до конца марта по многим дорогам запрещено ездить в шипованной резине, только в зимней.

В Чехии практикуют бальную систему штрафов, для местных нарушителей максимальное наказание 12 баллов, после водительские права забираются.

Как получить водительские права в Чехии June 9th, 2014

Делюсь собственным свежим опытом получения водительского удостоверения. Инструкция не претендует на абсолютную истину, но имеет целью быть полезной для иммигранта с чешским ВНЖ, не имеющего водительских прав и достаточных знаний о механизмах их получения.

Как некоторые из вас знают, я проехал не один десяток тысяч километров автостопом и просто в качестве пассажира, но, дожив до седых волос, не научился управлять автомобилем самостоятельно, более того, совершенно к этому не стремился. В автошколу я решил пойти уже проживая в Чехии. Мотивация: полезный дополнительный навык в работе и необходимый шаг на пути к реализации сразу двух мечт: жизни вдали от цивилизации и .

Вступление.
В Праге огромное количество автошкол – можно выбрать любую: подешевле, поближе к дому или, руководствуясь отзывами в Интернете . При регистрации на курс вас попросят предъявить ВНЖ и справку от доктора (lékařský posudek), подтверждающий, что у вас есть руки, чтобы держаться за руль и глаза, чтобы смотреть, куда едешь. Даже при идеально прямых руках и стопроцентном зрении за справку придётся заплатить примерно в 350 крон.

Теория.
Курс на права категории «В» вряд ли обойдётся вам дешевле, чем 8500 крон. Нищебродам, типа меня, разрешается немножко поторговаться и платить в рассрочку. Не знаю, как с более дорогими автошколами, но, покупая дешёвый курс, не рассчитывайте на какие бы то ни было теоретические занятия. Вам предложат одолжить или купить учебник (200 крон) и дадут ссылку на официальные эл.тесты . Теоретическая часть состоит из 1000 вопросов, 25 из которых будут в вашем экзаменационном тесте. Проштудируйте эти вопросы как можно большее количество раз. Есть неплохое бесплатное приложение под Android , которое позволяет тренироваться на смартфоне.

Что касается учебников, то я ознакомился с двумя: первый (бесплатно одолженный) сухим бюрократическим языком тупо описывал закон, другой (купленный с рук за 35 крон) повествовал в более дружелюбной форме, вплетая правила рассказ автора-инструктора. Читать или не читать - зависит от степени вашей подкованности в вопросах ПДД. Я в виду слабого владения вопросом, читал, хоть и выборочно; более продвинутым вполне хватит и тестов. Год книги особой роли не играет – отличия в законе 2010 года от актуальной версии минимальны и легко выявляются в процессе тренировки на тестах. Тесты и учебники крайне положительно сказываются на навыке владения чешским языком: вы овладеете новой полезной терминологией в области а/м и ПДД.

Вождение.
Поговорим о практической части. Вы заплатили за 28 учебных часов (т.е. 28х45 минут) езды на машине по дорогам с инструктором. График весьма гибкий – фактически это частные уроки для взрослых занятых людей, и на время каждого следующего занятия вы просто договариваетесь с инструктором. Можно наездить всё за месяц, можно растянуть на полгода. Рекомендуется золотая середина: 2-3 месяца от первой езды до экзамена.

В моей автошколе предлагают выбрать авто и учителя в зависимости от ваших потребностей и ранимости. Я выбрал «Шкоду Фабиа» и строгого водителя городского автобуса в качестве инструктора. А потом в конце курса ради разнообразия попробовал ещё поездить несколько часов на «Форде Фузион» с молодым студентиком. Оба типа инструкторов имеют свои преимущества и недостатки, описывать которые здесь нет смысла. Выбор зависит от тонкости вашей личной душевной организации. Что касается моего ощущения от вождения, то это оказалось совсем не сложно, любопытно, но не очень увлекательно. Т.е., перспектива постоянно колесить по городу или пилить несколько часов по автостраде меня совсем не радует, а вот ездить куда-нибудь недалеко по пригородным и просёлочным дорогам – норм.

Кроме 28 часов практики и знания теории, для допуска к экзамену вам понадобится пройти курс первой помощи, организуемый подразделениями Чешского Красного Креста . Выбирайте любой филиал, звоните и договаривайтесь. Курс обойдётся вам в час времени и 300 крон. Также в автошколе ненавязчиво и упорно предложат заплатить чуть дороже и сделать необходимую справку на месте без всяких предварительных записей и лекций.

Экзамен.
Плата за экзамен составляет 700 крон. Он проходит по предварительной записи одновременно для 10-15 человек. Рано утром в будний день в автошколу приезжает инспектор, всех пришедших регистрируют и постепенно пускают за компьютеры писать тест. После того, как все написали тест, начинается вождение. Экзаменационная езда длится около 30 минут или до первой серьёзной ошибки. Обычно в машину сажают сразу два ученика: сначала рулит один, потом его сменяет второй. Ваш инструктор сидит рядом с вами, инспектор располагается сзади, говорит куда ехать и оценивает ваше поведение за рулём. Учтите, что пропускная способность такой системы: 2-4 человека в час. Будьте морально готовы оказаться последним и потратить на ожидание своей очереди несколько часов.

Бывает так, что вы не прошли экзамен с первого раза. Пересдавать можно каждые 10 дней в течение полугода со дня первой попытки. Учтите только, что за каждую пересдачу придётся заплатить 900 крон. Если вы прошли тест, то писать его ещё раз не нужно.

Права.
Счастливчики, сдавшие теоретическую и практическую часть, получают подтверждающий это документ (действителен 6 месяцев), с которым отправляются в новое здание магистрата Праги на пл. Юнгмана (специальный вход с угла здания). Не забудьте прихватить своё фото 3,5х4,5, что-то порядка 50 крон на «поплатек» и удостоверение личности. Здесь вас ждёт последняя бюрократическая уловка: заявление о выдаче водительских прав может подать только человек, умеющий доказать, что он мог находиться в Чехии более 180 последних дней подряд. Т.е., если вашу текущую биометрическую карточку вам выдали менее полугода назад, вас пошлют: а) в полицию по делам иностранцев брать справку, доказывающую историю вашего пребывания* б) вернуться, когда с момента выдачи ВНЖ пройдет 180 дней.

*К сведению, подтверждение истории пребывания в полиции по делам иностранцев делают за 15 крон (платить специальными марками) и 30 дней.

Ваши права будут готовы через 20 дней после подачи заявления. Можно заплатить 500 крон за срочность и получить их уже через три дня.

Лично я попал в такую ситуацию, когда до 180 дней моего ВНЖ остаётся полтора месяца, поэтому поход в «цизинецкую» ускорит дело максимум дней на 10, и права я получу не раньше середины августа.

Примерная смета в качестве подведения итогов:
Курс вождения категории «В» - от 8500 крон
Справка от врача – 350-500 крон
Учебник – 0-200 крон
Курс первой помощи – 300-400 крон
Экзамен – 700 крон
*Каждая пересдача – 900 крон
Водительское удостоверение – 50-500 крон

Удачи на дорогах и в кабинетах!

  1. Каждый гражданин третьей страны после проживания в одной из стран Евросоюза обязан заменить своё водительское удостоверение (ВУ) на водительское удостоверение той страны, в которой живет, в нашем случае это Чехия.
  2. Если вы проживаете в Праге, и вы из России, то вы сможете без проблем заменить российское ВУ на чешские права.
  3. Чтобы заменить ВУ в Праге, нужно отправиться в магистрат, который расположен по адресу Na Pankráci 1685/17,19 (Business Centrum Vyšehrad).
  4. Необходимо собрать полный пакет документов: водительское удостоверение нового образца (старые розовые права уже не меняют); фото 35х45 мм; заполненная анкета (анкету выдают в магистрате на рецепшене); документ , подтверждающий ваше легальное проживание в Чехии (например, карточка ВНЖ), если вашу визу ещё не рассмотрели, то в полиции лучше всего взять справку, в которой указано, с какого времени вы проживаете в Чехии, и 50 крон, которые вы заплатите при получении ВУ. На сайте магистрата всегда доступен актуальный список необходимых документов .
  5. После того как вы собрали все документы, вам предстоит поход в магистрат, там нужно взять номерок и дождаться своей очереди. Записаться на прием в магистрат также можно заранее через форму онлайн . Если вы сдали все документы, то начинается момент ожидания.
  6. Во время сдачи документов работник магистрата сообщает, что вам необходимо сходить в российское консульство и заверить своё ВУ (заверение стоит 400 крон) и потом принести это заверенное удостоверение в магистрат. Это заверенное удостоверение сдается на рецепшене.
  7. Как только ваши документы рассмотрят (примерно через 2-3 месяца, ведь нужно ждать подтверждение легальности ваших прав из России), вам позвонят из магистрата и скажут, когда вы сможете забрать ваше чешское водительское удостоверение.
  8. В назначенный день вы просто приходите в магистрат. После того, как вы отстоите очередь на получение, сотрудник магистрата изымет ваше родное ВУ и выдаст чешское. В этот момент вы и заплатите 50 крон (136 рублей).

Подводя итог, скажу, не платите никаким посредникам за замену водительских прав, ведь эту процедуру может пройти каждый человек самостоятельно. Что касается украинских прав, то говорят, что их в Чехии уже не меняют, но более подробную информацию можно получить в магистрате. Но есть одно НО, в магистрате работает много некомпетентных сотрудников, поэтому постарайтесь там найти человека, который наиболее адекватен и даст вам точную информацию.

В этом материале мы попытались ответить на самые актуальные вопросы, волнующие автолюбителей из стран бывшего СССР в связи с переездом в Чехию. Также подробно описана процедура замены национальных водительских прав на чешские.

Можно ли в Чехии пользоваться национальным водительским удостоверением, выданным на родине?

В 1968 году многие мировые страны подписали «Венскую конвенцию о дорожном движении» разработанную ЮНЕСКО. Австрия, Багамы, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д"Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Молдова, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Сербия, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР Черногория, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония и ЮАР – эти страны договорились между собой стандартизировать документы и правила дорожного движения для повышения безопасности на дорогах. Среди прочего, они обязались признавать национальные водительские удостоверения друг друга.

Таким образом, если у вас имеются права, выданные одной из названных стран, вы можете управлять транспортным средством на территории Чехии, но только до получения чешского ВНЖ (или другого разрешения на пребывание на срок более 1 года ). Другими словами, если вы приехали по туристической или долгосрочной визе свыше 90 дней, то на законных основаниях можете пользоваться своим прежним водительским удостоверением. То же самое относится и к периоду ожидания ВНЖ, даже если оно растянется на 2 года. Обязанность иностранца иметь чешское водительское удостоверение возникает по истечении 90 дней с момента выдачи ему разрешения на долговременное пребывание в Чехии (на срок более 1 года).

Это значит, что через 3 месяца после получения заветного ВНЖ (Dlouhodobý pobyt), пользоваться национальными правами станет уже нельзя. В противном случае полиция может интерпретировать вождение с национальным ВУ, как езду совсем без прав и наложить штраф в размере до 50 000 крон.

Получил вид на жительство в Чехии, теперь придется заново сдавать на вождение и получать чешские права?

Существует две законные возможности. Нужно либо получать чешское водительское удостоверение (řidičský průkaz) пройдя обучение в автошколе на общих началах, либо обменять действующие национальные права на чешские.

Так выглядит чешское водительское удостоверение

Первый вариант понятен, но нет смысла платить немалую сумму за навыки, которые уже имеются, и тратить при этом свое время. Гораздо проще обменять права. По закону иностранец имеет право подать заявление на обмен водительского удостоверения в течение 90 дней с момента получения ВНЖ . По истечении этого срока в обмене может быть отказано, и придется заново учиться в автошколе.

Какие существуют условия для обмена национальных прав на чешские?

Обмену подлежат национальные водительские удостоверения только нового образца, выдаваемые в России с 1-го марта 2011 года. ВУ других образцов к обмену чешской стороной НЕ принимаются. Связанно это с изменениями вышеупомянутой «Венской конвенции о дорожном движении». В 2006 году странами-участницами соглашения был утвержден формат нового национального удостоверения. На подготовку к нововведениям отвели 5 лет, и вот с 1-го марта 2011 года началась выдача новых водительских удостоверений, приведенных к единому стандарту.

Российское водительское удостоверение нового образца. Аналогичные в настоящее время выдают страны подписавшие «Венскую конвенцию о дорожном движении», в том числе Украина и Белоруссия.

Таким образом, для обмена национальных прав на чешские, заявитель должен соответствовать двум условиям:

1) С момента получения первого чешского ВНЖ прошло не более 90 дней. Если у вас еще нет ВНЖ в Чехии (или другого разрешения на пребывание на срок более 1 года ), но вы все равно хотите обменять национальные права на чешские, то должно выполняться следующее условие: иностранец постоянно проживает на территории Чехии минимум 185 дней. Этот срок будет отчитываться от даты первичной регистрации в полиции (печать с чешской «пропиской» в загранпаспорте).

2) Национальное водительское удостоверение должно быть образца от 1 марта 2011 года, все пункты которого продублированы латиницей. Права старого образца всегда можно обменять на новые. Для этого правда, придется приехать на родину. В России обмен прав старого образца стоит 800 рублей. Обязательно проследите, чтобы все пункты в новых правах дублировались на латинском языке – это крайне важно (исключение составляет пункт 14, который не является обязательным к заполнению). Если хотя бы один пункт не будет продублирован, в Чехии вам могут отказаться в обмене прав, и вся затея с получением водительского удостоверения нового образца окажется напрасной. Поэтому попросите сотрудника ГИБДД, который будет выдавать документ нового образца, уделить особое внимание этому моменту. Будет не лишним, если ваши имя и фамилия в водительском удостоверении будут написаны точно так же, как и в загранпаспорте. Система ГИБДД позволяет «на ходу» изменять данные оформляемого ВУ, нужно только вежливо попросить об этом.

Какие документы нужны и куда обращаться, чтобы обменять водительские права на чешские?

Рассмотрим пошаговую инструкцию на примере замены российского водительского удостоверения в Праге.

1) Направляемся в магистрат Праги по адресу Jungmannova 35/29, Praha 1 (недалеко от станции метро Můstek). Нам нужен департамент транспорта (Odbor Dopravně správních činností). Он работает по будним дням, кроме пятницы, с 7:00 до 18:00. Записаться на конкретный день и время можно на официальном сайте пражской мэрии, однако обычно ожидание в очереди не составляет более 20-25 минут.

Главный вход в здание пражского магистрата

2) При себе необходимо иметь следующие документы:

Загранпаспорт + копия страницы с фотографией;

Карточка ВНЖ + копия обеих сторон;

Российское водительское удостоверение + копия обеих сторон;

Заполненная анкета заявления (где ее получить читайте ниже);

Фотография на документы размером 35x45 мм. Она должна четко соответствовать заданным размерам, сотрудники магистрата очень внимательно за этим следят. Если фотографии нет или ее отказались принять, на первом этаже магистрата работает фотоателье, где можно оперативно сделать новое фото;

3) Войдя в здание магистрата, берем номерок в автомате, нажав последовательно: Dopravně správní agendy - Registr řidičů - podání žádosti;

4) Получив свой номер в электронной очереди, заходим в дверь расположенную рядом с автоматом с надписью на указателе Dopravně správní agendy.

Пройдя сквозь небольшую комнату ожидания, попадаем в главный зал, где на стойке информации берем бланк анкеты заявления. Выполнить его очень просто даже с минимальными знаниями чешского языка.Бланк анкеты имеет свой уникальный регистрационный номер и несколько степеней защиты от подделок, поэтому распечатать его на компьютере нельзя.

Бланк заявления

Инструкцию по заполнению заявления можно скачать здесь. Ниже мы разберем все графы, которые должен выполнить заявитель:

Žádám o vydání – прошу о выдаче, ставим крестик в верхнем квадрате ve Ihůté do 20 dnů (в срок до 20 дней);

Příjmení – фамилия;

Jméno – имя;

Datum narození – дата рождения;

Rodné číslo – идентификационный номер физического лица. Если его нет, то ничего писать не нужно;

Státní občanství – гражданство;

Místo a stat narození - место и страна рождения;

Trvalý pobyt - адрес проживания в Чехии;

Řidičský průkaz převezmu u úřadu – указываем адрес, откуда мы будем забирать готовые чешские права. Это то же место, куда мы и подаем заявление - Jungmannova 35/29, Praha 1;

Podpis držitele – аккуратно расписываемся в желтом прямоугольнике, не выходя за его пределы.

На обратной стороне анкеты:

Udělené skupiny – указываем категории действующих водительских прав (А, В и т.д.);

Číslo protokolu – номер ВУ;

Datum uděleni – дата открытия каждой категории прав;

Zákaz řízení – запрет на вождение, подчеркиваем слово NE

Все остальные графы заполнит сотрудник учреждения.

5) Дожидаемся своей очереди и подходим к нужному сотруднику с заполненной анкетой и заранее подготовленным комплектом документов. Он проверит их верность и попросит не ранее , чем через 20 дней принести справку-подтверждение подлинности ваших российских прав из консульства России.

Зал обслуживания Транспортного управления Праги

6) Российское консульство в Праге расположено по адресу Korunovační 34, 16000 Praha 6. Консульство работает по будням всего 3 часа в день, с 9:00 до 12:00. Записи по телефону нет, и почти всегда много людей желающих туда попасть. Поэтому советуем прийти заранее. В консульстве вам нужно окно №2, туда вы подаете свой паспорт и оригинал российского водительского удостоверения. За требуемую справку, которая выдается в течение 5 минут, придется заплатить 330 чешских крон. Забавно, но формально консульство никак не удостоверяет подлинность водительского удостоверения. Выданная справка представляет собой всего лишь нотариально заверенную копию ваших прав.

7) Спустя 20 дней после подачи заявления в магистрат, доносим полученную в консульстве справку. Переводить ее на чешский язык не нужно. После этого останется только ждать звонка о готовности водительского удостоверения. Обычно это 30-45 дней с момента донесения справки.

8) Позвонивший из магистрата сотрудник сообщит дату, когда готовые права можно забрать. На месте вас попросят оплатить пошлину в размере 50 крон и сдать российское ВУ, которое почтой отправят в Россию. Оно будет храниться в отделении ГИБДД по месту вашей российской прописки. Отметим, при визитах на родину можно законно пользоваться чешским водительским удостоверением.

Стоит пояснить, что в Чехии не существует процедуры обязательного медицинского обследования при получении водительского удостоверения. Первый раз водители проходят медосмотр только по достижении 60 лет.

Можно ли пользоваться национальными правами во время ожидания обмена?

Вы имеете законное право пользоваться национальными правами только первые 90 дней с момента выдачи ВНЖ. Дальше все зависит от настроения конкретного полицейского остановившего вас для проверки документов. Некоторые стражи правопорядка принимают довод «чешские права как раз сейчас оформляются», а некоторые четко следуют букве закона. Штрафы серьезные, вплоть до 50 000 крон. Поэтому настоятельно рекомендуем не затягивать с обменом ВУ.

Для чего нужно международное водительское удостоверение? Совет туристам.

Владелец национального водительского удостоверения нового образца может свободно управлять транспортным средством в любой из стран-участниц «Венской конвенции». Если вы планируете взять машину напрокат в одной из перечисленных в начале статьи стран, то вам НЕ нужно дополнительно получать международные права.

Международное водительское удостоверение является дополнением к национальным правам, и может пригодиться только если вы собираетесь в одну из стран, подписавших другую конвенцию - «Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года»:

Австралия, Албания, Алжир, Андорра, Аргентина, Бангладеш, Белиз, Бенин, Ботсвана, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Доминиканская Республика, Египет, Западное Самоа, Индия, Иордания, Ирландия, Исландия, Камбоджа, Канада, Кипр,Китай, Конго, Лаос, Лесото, Ливан, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Малайзия, Мали, Мальта, Намибия, Нидерланды, Новая Зеландия, Новая Каледония, Папуа - Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Руанда, Сан-Люция, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сингапур, Сирия, США, Сьерра-Леоне, Тайвань, Танзания, Того, Тринидад и Тобаго, Тунис, Турция, Уганда, Фиджи, Французская Полинезия, Ямайка, Япония.

В этих странах иностранцу разрешается управлять транспортным средством ТОЛЬКО при наличии двух ВУ - национального и международного. Оформление международного водительского удостоверения в России стоит 1000 рублей. В Чехии за аналогичный документ придется заплатить значительно меньше - всего 50 крон (80 рублей).

В течение первого года пребывания в Чехии иностранцы могут пользоваться родными водительскими правами, но по истечении этого срока обязаны обменять права на чешские (по стандарту ЕС). Обязанность наступает спустя год пребывания, но добровольно можно обменять права уже спустя 185 дней пребывания. К счастью, соблюдение обязанности по обмену прав не контролируют даже полицейские при проверке документов. Но т.к. я максимально законопослушен и мне не жалко денег даже на смену прописки я решил не испытывать судьбу и обменять и получил их:

На обороте приведены категории:

Выданные права действуют на территории ЕС и всех стран, подписавших Венскую конвенцию ООН о дорожном движении от 8 ноября 1968 года. А для использования в странах, подписавших Женевскую конвенцию ООН о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, требуется иметь и национальные, и международные права (за 50 крон можно получить в формате книжечки, как в России) с указанием именно данной конвенции 1949 года. Внимание, выдаются также международные права по конвенции 1968 года, не запутайтесь. Для упрощения привожу карту:

Всем настоятельно рекомендую менять права во время обучения в Подебрадах, в Подебрадах все намного проще. Я, к сожалению, занялся этим вопросом несвоевременно, не изучал заранее все подводные камни и поэтому обмен занял у меня полтора года ожидания, несколько дней оформления в России и существенную сумму денег.

Обмен прав

С формальной стороны все просто, спустя 185-365 дней пребывания в Чехии нужно обратиться по месту своей прописки в городскую администрацию, отдел учета транспорта (чеш. Oddělení dopravně správní ), где вам нужен кабинет с табличкой «Учет водителей» (чеш. Evidence řidičů ). Подробная информация о данном отделе в Подебрадах доступна на официальном сайте . С собой не забудьте взять:

  • родное водительское удостоверение с указанием подкатегорий;
  • фотография 35×45 мм любого цвета;
  • 50 крон наличными для оплаты сбора.

Обращаю ваше внимание на то, что международное водительское удостоверение в форме книжки не требуется, достаточно карточки. Права должны быть с подкатегориями, в России такие начали выдавать только с марта 2011.

После подачи заявления вас попросят подойти спустя 2 недели и забрать права, отдать российские. Российские, как сказали, отправляют в Россию. Никакой мед. комиссии, никаких грабительских пошлин или очередей. Мне очень нравится чешская система получения всех документов в своей гор. администрации — и удостоверение личности, и загранпаспорт, и права, и номера, и свидетельства о браке или рождения, все в одном месте. Очень удобно.

Это в идеале так проходит обмен, а я был менее удачлив и пошел на обмен уже в Праге.

Как я менял права (и как делать не надо)

Этап №1 — апрель 2011 — осознение необходимости обмена

В апреле 2011 я освоился в Праге, влился в учебу и решил поменять российские права на чешские, краем уха где-то о такой возможности слышал. Зачем и почему не знал, но раз можно — значит, надо идти. Пришел в магистрат со своими старыми красными правами 2005 года, а пани в пражском магистрате охладила мой пыл: я пришел ровно через 2 недели после окончания действия красных прав за пределами России и обменять их теперь нельзя.

2 недели назад можно было, а теперь нельзя. Если в ЕС на новый международный образец прав перешли еще в 2004 году, то Россия затянула начало выдачи прав по новому стандарту до последнего возможного месяца, марта 2011 года.

Ну, думаю, не велика беда, летом 2011 я собирался ехать в Россию по делам и, думаю, заодно поменяю права, а потом быстро в Чехии получу чешские!

Этап №2 — август 2011 — мед. комиссия

Одним из основных пунктов моей поездки в Иркутск (где у меня уже не было никакой прописки) был обмен прав на новые. В первые же дни я пошел на платную мед. комиссию в поликлинике ГУВД, заплатил 450 рублей. Все бы ничего и даже удалось каждому врачу объяснить статус моих отношений с военкоматом , они всех интересовали больше, чем самочувствие. 450 рублей творят волшебство, всего за 1 день я прошел мед. комиссию у всех врачей поликлиники (хирург, окулист, терапевт, ЛОР, невролог).

И в целом понравилась поликлиника ГУВД — сразу видно, что для людей, не то что обычные поликлиники городские, даже никто и не хамит. Жаль, что никто так и не объяснил, зачем девушкам для получение прав проходить гинеколога — меня этот вопрос всегда интересовал.

Первый же врач на мед. комиссии у меня спросили насчет местной прописки — а ее у меня нет, из иркутского общежития я был вынужден выписаться обратно домой на Камчатку перед получением диплома, без выписки не хотели давать диплом. Но т.к. я платил 450 рублей, то справку по врачам мне выдали без проблем.

Куда сложнее все оказалось с наркологическим и психоневрологическим диспансерами, где за заключения от нарколога и от психиатра надо отдать по 150 руб. В диспансерах пришлось стоять классическую русскую очередь в полуразбитых коридорах, это заведение для пролетариата. Минуты сменялись часами, а очередь не заканчивалась. Когда я попал к психиатру, то первым делом врач спросила у меня насчет прописки — а прописка-то камчатская! То, что я на Камчатке уже не живу 7 лет и могу это подтвердить документально — ее не интересовало. Визы, штампы о въезде и выезде из России, старые штампы о прописке в Иркутске — все оказалось бессильно. Прописка на Камчатке, пускай там и не живешь давным-давно — вези оттуда. Псих или не псих, наркоман или не наркоман — никого не заботит, бюрократия выше здравой логики. Ножками-ножками ехать, удаленно ничего не запросить. К слову, расстояние между Иркутском и Петропавловском-Камчатским — 4 500 км. Аналогичным образом меня послал на Камчатку нарколог.

По пути домой позвонил родителям на Камчатку и объяснил ситуацию, на следующее утро мама поехала в диспансеры в Петропавловске. Справки ей на меня дали, вроде как должны бы принять присланные по факсу, каждая — по 150 рублей.

Принимаю факсом справки с Камчатки, иду в диспансеры — несколько часов в очередях, стандартные «Употребляете? Часто?» и после повторной оплаты по 150 руб (на чай — святое) я получаю нужные штампы в справку. Ура!

Еду в иркутский ГИБДД, там даже очередей нет, Сбербанк поставил свою будку для оплаты, но, увы, «система региональная» и поэтому доступа к камчатской базе нет. Была бы прописка в Иркутске — дали бы. А так прописки нет и поэтому не дадут. Крепостным не положена по империи ездить. Смешно о таком ограничении слышать инженеру по интернет-технологиям, да, хе-хе. Видимо, не судьба — забрал результаты мед. комиссии, погрузился в Боинг в направлении на Мюнхен и вернулся в Чехию: нужны будут права — пойду в чешскую автошколу.

Этап №3 — ноябрь 2011 — обмен российских прав

В ноябре 2011 года по семейным обстоятельствам я срочно вылетел на несколько дней на Камчатку и под конец пребывания решил зайти в ГИБДД для обмена. Все прошло как по маслу, очередей толком не было — квитанция об оплате 800 рублей пошлины за новые права, 1000 рублей на международные права на всякий случай, мед. справка из Иркутска (пришлось доложить свидетельство больницы, регион-то другой), фотографии, водительская карточка. Вуаля, у меня новый комплект:

Таких прав ни у кого из знакомых нет, все удивленно разглядывают. Пакуюсь в самолет и через всего 14 часов в воздухе и я в Праге.

Этап №4 — ноябрь 2011 — подача заявления на обмен на чешские

Сжав в руке новые права, я жму кнопку электронной очереди в магистрате и спустя считанные минуты ожидания я радостно отдаю заполненное заявление на обмен и российские права, благоухающие свежим пластиком. Все ок, новые права подходят, международные права у меня даже не стали смотреть, а вот приложенная фотография не понравилась — на правах и при подаче у меня шевелюра на голове (см. фото прав выше), а на фотографии для прав за август у меня короче стрижка (см. фото в начале заметки).

Пани отчаянно отказывается принимать фотографию, требует свежую. По ее мнению я на фотографии 4-месячной давности и я сейчас — совсем разное лицо. Я, в свою очередь, с такой стрижкой фотографию делать не хочу — обычно я так не выгляжу. 5-минутное препирательство закончилось тем, что я ей пообещал сейчас выйти из магистрата, дойти до ближайшей парикмахерской и вернуться точь-в-точь как на фотографии. Она сдалась, здравый смысл торжествует.

Заявление упаковано, ни кроны денег с меня не взяли, права остались на руках. Пани пообещала позвонить как только они получат из МВД России подтверждение о том, что мои права действительно были выданы. К сожалению, по новым правилам они обязаны проверять выдачу прав. Упоминание российских органов меня насторожило, и не зря.

Этап №5 — 2012 год — ожидание решения

При подаче заявления было сообщено, что все займет эдак порядка 2 недель. В течение 3 месяцев я не получил никаких ответов, никто мне не звонил и я решил уточнить, не забыли ли обо мне, может не дозвонились. Пишу на эл. почту в магистрат в отдел учета водителей, а оттуда мне пишут, что ответа из России пока не получили:

vážený pane Rudomilove, Vaše žádost o výměnu řidičského průkazu není dosud vyřízena, protože jsme dosud neobdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu od příslušných orgánů v Rusku. Na odbavovací přepážce jste byl informován o tom, že po obdržení ověření z Ruska budete kontaktován na Vámi uvedeném telefonním čísle.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů


tel. 236 005 953

Ждем дальше. Лето минуло. Год с момента подачи прошел, ноябрь, пишу вновь и получаю ответ, что из МВД ответ не поступал, отправили новый запрос, а также в связи с изменением механизма проверки документов я могу сам зайти в посольство России для заверения водительского удостоверения:

vážený pane, do dnešního dne jsme neobdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu. Od 1.10.2012 došlo k úpravě systému ověřování, proto Vám doporučuji navštívit Velvyslanectví Ruské federace, kde Vám ověří pravost Vašeho řidičského průkazu, které doručíte na náš úřad. Současně i my dnešního dne zasíláme urgenci žádosti o prověření Vašeho průkazu.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů
Odbor dopravněsprávních činností
Magistrát hlavního města Prahy
tel. 236 005 953

e-mail: [email protected]

Идти в посольство России — последнее дело, там традиционный русский сервис. Удаленно на Камчатке запросил справку о выдаче прав, в феврале 2013 заслал скан в магистрат, но она их не удовлетворила:

vážený pane, dne 21.1.2013 jsme z Ministerstva dopravy obdrželi ověření Vašeho řidičského průkazu. Do 29.1.2013 jsme se Vám pokoušeli dovolat a sdělit Vám, že k podání žádosti nám pouze chybí prověření pravosti Vašeho řidičského průkazu. Jak jsem Vám již dříve psala, je nutné, abyste přinesl svůj řidičský průkaz na Velvyslanectví Ruské federace v Praze, kde Vám ověří jeho pravost. Toto ověření doručte na informační přepážku evidence řidičů, Magistrátu hl.m.Prahy.

Vámi uvedené potvrzení nelze použít jako podklad pro vydání českého řidičského průkazu.

Mgr. Iveta Zolnirčíková
metodik evidence řidičů
Odbor dopravně správních agend
Magistrát hlavního města Prahy
tel. 236 005 953

На мой уточняющий вопрос о том, что же надо по сути, как документ должен выглядеть, пани ответила, что это будет копия прав с печатью:

Udělají fotokopii Vašeho řidičského průkazu a na ní dají razítko s ověřovací doložkou, že je pravý.

Zolnirčíková I.

Ок, раз так — идем в посольство.

Этап №6 — февраль 2013 — заверение прав в посольстве РФ

Дорогие друзья, дай вам бог пореже обращаться в родное посольство. Консульский отдел встретил нас заснеженной лестницей, закрытыми воротами и толпящимися перед ними соотечественниками. За воротами перед зданием есть навес, скамеечки — но туда ни-ни. Охранник группами людей запускает внутрь здания, а там — рамка, электронная очередь. Удивило, что кому-то в голову пришло поставить в и без того тесный консулький отдел несколько терминалов по оплате — такие же русские ставят в Праге, смысла в них в консульском отделе нет.

Чтобы не было так обидно идти в консульский отдел из-за одной бумажки, я заодно решил встать на консульский учет. Отдал сразу и лист постановки на учет, и попросил заверить права. На выходе за 330 крон я получил банальную заверенную копию:

Я был в шоке — это просто заверенная копия, но в 11 раз дороже, чем у чешских нотариусов. Сдаю копию в магистрат, вроде все подходит. К вечеру на эл. почту сообщают о том, что 6 марта могу идти забирать права, наконец-то!

Этап №7 — 6 марта 2013 — получение прав

В этот знаменательный день я побывал в магистрате трижды.

Сначала я поехал в магистрат просто так. Просто, с документами, правами. Пани стала листать визы, затем я ей дал биометрическую карточку ВНЖ. Но карточка-то закончилась 31 августа, а сейчас 6 марта, решение по визе все еще не принято и даже с povoleni.ru уведомление о готовности не приходило. По мнению пани у меня нет действующей визы, поэтому ничего она мне выдать не может. Раз заявление все еще рассматривается — пожалуйста, покажите подтверждение о подаче документов.

Еду домой за подтверждением о подаче в июле 2012 документов на продление ВНЖ, через полчаса я вновь в магистрате с новым номерком у той же пани. Она разглядывает подтверждение и внизу видит примечание «Подтверждение действительно 6 месяцев»:

Как итог — подтверждение просрочено на полтора месяца. Решение лишь одно — ехать в полицию по делам иностранцев за новым подтверждением. Мне взгрустнулось — время 16:00, полиция работает до 17:00, явно придется и следующий день посвящать эпопее по обмену прав. Но я рискнул и поехал в полицию.

В полиции поднялся на последний этаж на Коневова, теперь на нем не граждан ЕС обслуживают, а предоставляют информацию и принимают дополнения заявлений у граждан третьих стран (т.е. нас). 10 минут — и у меня новое подтверждение:

А заодно молодая пани обрадовала — принято решение по моей визе (всего-то 7,5 месяцев спустя). Мчусь в магистрат, успеваю до закрытия, пани удивляется, что я успел все так быстро («Хм, а все говорят, что это очень долго и трудно»).

5 минут формальностей, оплата сбора в 50 крон, подписываю обязательство об отсутствии других водительских прав на территории ЕС, отдаю российские права — и готово. Обращаю внимание — в России обмен прав обошелся в 1150 крон (800 рублей сбор, 1050 рублей за мед. комиссию), а в Чехии это лишь 50 крон. Аналогично 50 крон стоят международные права (в России — 600 крон, т.е. 1000 рублей).

Итого

Суммарно у меня ушло на обмен прав примерно 50 часов времени и чуть больше 2000 крон на мед. справки и прочие бумаги.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!