Правовая аксиология: ценностный подход в праве. Правовая аксиология: ценностные основы права

Термин «аксиология» (слово, понятие, учение) -- учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах.

Теория ценностей (аксиология) находит свое применение и в области права. Правовые ценности и оценки в сфере правосознания имеют регулятивное значение. Правовые нормы в свою очередь приобретают значения ценностей и становятся объектом оценки. В отличие от знаний ценности не подлежат логической проверке. Они представляют собой единые эмоционально и интеллектуально воспринимаемые данности, которые пробуждают субъектов к их обладанию, сохранению, деятельности на их основе, т.к. воспринимаются как разнообразные блага.

Ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной установкой. Процедура выбора на основе ценности – оценка.

Между ценностями, оценками и нормами существует связь и взаимные переходы. Правотворчество и правовое регулирование представляют собой область человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого теория права включает в свой предмет изучения предмет правовых ценностей. Так в теории государства и права образуется особое направление – аксиологическое или предмет аксиологии. Возникновение аксиологического подхода в правоведении связано с различением права естественного и права позитивного. Право с точки зрения аксиологии – это строго определенная форма правовых ценностей, специфическая форма правового должествования.

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, т.к. сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается безразличие в поведении правового субъекта и формируется дозволения, запреты долженствования. Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: различные предметы, блага, общественные отношения, человеческие поступки, мотивы, побуждения, идеи, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями, т.к. лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права. Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер основных принципов права (свобода, равенство, справедливость, безопасность). Эти принципы, идеалы представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей.



Таким образом, в современном цивилизованном обществе право представляет не только ценность, инструмент разрешения противоречий в различных сферах общества, но также разрешение противоречий в различных сферах общества, но также как развивающее средство. Ценность права невозможна вне контекста деятельности субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию реализации права. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, в результате чего появляются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека и общества. В этом качестве право может предоставить людям, различным субъектам в виде субъектов прав новое пространство и возможности развития. Таким образом, критерием ценности права является саморазвивающаяся личность.

Аксиология - учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в ᴇᴦο трактовке - это то, что имеет значение долженствования и свободы. С этим нравственно должным связаны и те категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву.

Последователи Канта (Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд, и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т.е. ценность), истинное бытие, т.е. объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости.

Предметная область и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т.е. ценностном смысле - с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства.

2. Легистская аксиология . В силу отрицания объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права легизм в аксиологическом плане отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Легистская "ценность" закона (позитивного права) - это ᴇᴦο официальная общеобязательность, властная императивность, а не ᴇᴦο общезначимость по какому-либо объективному (не властно-приказному) правовому основанию. Показателен в данном отношении радикальный подход неопозитивиста Кельзена, право ценно только как приказание, как норма, форма долженствования.

3. Естественноправовая аксиология Согласно естественноправовой аксиологии, естественное право воплощает в себе объективные свойства и ценности "настоящего" права и поэтому выступает в виде должного образца, цели и критерия для ценностной оценки (в принципе - негативной) позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом). При этом естественное право понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т.д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью. В результате такого смешения права и морали (религии и т.д.) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий нравственно-правовой (или морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное (как правило, отрицательное) ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (государственной власти). При таком подходе позитивное право и государство оцениваются (в ценностном плане) по существу с этических позиций, с точки зрения представлений автора данной концепции о нравственной (моральной, религиозной и т.д.) природе и нравственном содержании настоящего права. Совокупность подобных нравственно-правовых свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости естественного права, которой должны соответствовать позитивное право и деятельность государства в целом.

Теория ценностей имеет место в философии права. Правовой аксиологией называют раздел философии права, который занимается исследованием ценностей как оснований человеческого существования, направленных на конкретные действия и поступки людей. Рассматривается как особая отрасль философской рефлексии. В качестве особой философской категории ценность - это то, что особо значимо для человека. Ценность есть цель сама по себе. Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой.

Между ценностями, оценками и нормами есть взаимообусловленность, которую изучает правовая аксиология. Обращение к ценностному подходу характерно практически для каждой концепции философии права.

В античности ценностные данные существовали как феномены. Демокрит под счастьем понимал, прежде всего, спокойствие и невозмутимость. Феноменологическое восприятие было характерно, в том числе в отношении государственноправовых явлений «бедность в демократии настолько же предпочтительна, насколько свобода лучше рабства». Развитие научных рассуждений на тему ценностей стало возможно после обращения к теме Благо и Всеобщего Блага. Платон рассматривал Благо как идеально-ценностный «существующее ради самого себя». Аристотель понимал «правильное государство», а Сенека «жизнь в соответствии с природой вещей». Традиции рассмотрения ценностей в праве в соответствии с понятием Общего Блага характерно для современных концепций. В либертарноюридической концепции В.С. Нерсесянца идея Блага является ключевым понятием. Понятие «благо» включает в себя интересы, притязания, воли различных субъектов лишь в той мере, в какой они соответствуют общей правовой норме, отвечают единым критериям правовых запретов. «Общее благо рассматривается как смысл и искомый результат правового типа организации социально-политического сообщества людей, как свободных и равноправных субъектов».

Целостность и развитие культур, общественных систем находят отражение в соответствующих им ценностям. Это предполагает активное взаимодействие социологии, философии права и других междисциплинарных взаимосвязей в области эконометрии.

Аксиометрия представляет собой дисциплину, которая ставит цель выявления «набора» ценностей и ценностных систем в сообществах. Теория оценки исходит из того, что ценность не отделима от оценки, благодаря которой субъект актуализирует свои ценности. В структуру входят объект, субъект и система оценивания. Оценки, которые обращены к правовой сфере, носят значение справедливого - несправедливого.

Основание оценки выступает как критерии, которые позволяют субъекту осуществления в соответствии с квалификацией объекта.

Л.В. Поляков в соответствии с культурными, историческими и идеолого-плюралистическими требованиями различает эйдетические (формальны) ценности, которые вытекают из самой идеи права, нс зависящей от идей законодателя. Вторые социокультурные (содержательные) ценности. В объективном смысле они выступают аспектом социокультурных отношений, а в субъективном зависят от воли законодателя. Поэтому одни и те же ценности могут быть рассмотрены по-разному.

Особенно интересно современное понимание ценностей в праве с точки зрения интегральной, межкоммуникативной концепции О.Г. Данильяна.

Правовые ценности представлены как особый вид духовных ценностей, которые удовлетворяют ценностям социальных групп и в целом социум. Их регулятивная ценность подчеркивается автором. Но при этом он отмечает, что они являются деонтическими, т. е. с четко выраженным предписанным характером, что определяет за ними сферу должного. Они носят вероятностный характер и охраняются государством.

  • 1) общественно-целевые;
  • 2) предметно-воплощенные;
  • 3) личностные.

Именно последние определяют дальнейшее развитие правовой реальности, исходя из интегрального свойства «открытости» правового субъекта. Право является той сферой, в которой человек развивает свой потенциал, наполняет свою жизнь новым смыслом.

Введение

Актуальность темы данной работы заключается в том, что одно из центральных мест в современной юридической науке занимает аксиологические основы права, ценности права в целом. Ценность - это то, что необходимо человеку, обществу, то, что способно удовлетворить какие-то потребности, то, что в конечном счете оценивается положительно. Ценности обычно подразделяют на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Право является ценностью вторичной и инструментальной.

Предметом данной работы является понятие юридического мировоззрения права, аксиологические основы права, а также ценности права.

Цель и задачи контрольной работы. Основная цель - теоретически обосновать целостную концепцию аксиологической основы права, а также ценности права, используя современные научные подходы и опираясь на анализ исторического развития представлений о праве.

1. Юридическое мировоззрение права

По вопросу о ценности права в философской и юридической мысли сложились разные подходы. Один из них подчеркивает и даже преувеличивает ценность права. Это нашло выражение в юридическом мировоззрении, в его крайнем проявлении - юридическом фетишизме, или романтизме. Другой подход выражен в юридическом нигилизме, скептическом или безразличном отношении к праву, неверии в его социальный потенциал, в социальное назначение. И наконец, третья позиция, например нормативизм Т. Кельзона, отрицает возможность вообще какой-либо оценки права. Юридическое мировоззрение уходит своими корнями в античный мир. Платон видел гибель государства там, где закон бессилен. Император Юстиниан в «Конституции об утверждении Дигест» отмечал, что нельзя найти ничего более важного, чем власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость.

В новейшее время роль права подчеркивалась представителями естественно-правовых взглядов. Где нет закона, нет и справедливости, отмечал Д. Локк. Идеологи просветительства - Дидро, Гольбах и др. - выдвинули лозунг: заменить правление людей правлением законов. Гольбах считал, что гуманного законодателя достаточно, чтобы обеспечить общественный прогресс. Для этого законодатель должен лишь отражать естественное право. Гельвеций писал, что законы могут всё. Конечно, законы могут многое сделать, но далеко не всё.

Уместно здесь вспомнить представителей юридического социализма (Дюринг, Мснгср и др.). С их точки зрения, с помощью законов можно устранить пороки капитализма и построить социализм. Вопрос лишь в немногом: кто будет принимать такие законы? Следует отметить, что юридическое мировоззрение не есть какая-то одна теория. Это направление подчеркивает необходимость и значение права вплоть до преувеличения его роли. Юридическое мировоззрение охватывает собой представителей школ естественного права, юридического позитивизма, юридического социализма, неокантианства и др.

Юридический нигилизм в том или ином виде имеет свои корни также в древности. Представители конфуцианства в Китае, выдвинув альтернативу господству традиций и нравственности либо господству законов, разрешили ее отнюдь не в пользу закона. Ярким примером крайнего нигилизма является анархизм (Штирнер, Прудон, Бакунин), представители которого рассматривали право и государство как зло.

В России представителями правового нигилизма были славянофилы. Противопоставляя Россию Западу, они видели в ней особую цивилизацию, которой не свойственно преклонение перед государством и правом. Жизнь России, с их точки зрения, основывается не на праве, а на нравственных началах и традициях: монархическом патернализме, соборности, христианских идеалах. С точки зрения философа Бердяева, нравственные христианские заповеди выше права. Поэт прошлого века по этому поводу сочинил такие стихи:

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал.

В советской науке, как, впрочем, и практике, в 20-х гг. мы также наблюдаем нигилистическое отношение к праву. Право рассматривалось как реакционный и даже контрреволюционный фактор. А - Г. Гойбарх в 1924 г. в одной из своих работ писал, сравнивая право с религией, что право есть отравляющий и дурманящий опиум для народа. Хотя надо отметить, что названный автор практически много сделал для формирования советского права.

Право как фундаментальный принцип жизни присущ западной цивилизации, но не восточным (китайской, индийской, японской). Здесь отдается предпочтение иным социальным регуляторам. Конфуций и его последователи в Китае отдавали предпочтение традициям и нравственности. Принятие законов рассматривалось как дурное предзнаменование того, что государство должно погибнуть. Однако в современных условиях и восточные цивилизации под влиянием Запада не отвергают значения права, которое, конечно, подвергается существенным влияниям со стороны издавна сложившихся традиций и стереотипов поведения.

. Аксиологические основы и ценность права

право аксиологический ценность

Право характеризуется тем, что оно исходит от определенного авторитета - государства, и его соблюдение обеспечивается авторитетом силы государства. В этом плане право выступает как бы ничем не обоснованный приказ государства. Но если бы право было именно таким, простой волей или произволом государства, то оно имело бы мало шансов на успех в регулировании общественных отношений. Оно превратилось бы в свою противоположность - бесправие, произвол. Каждое право обосновано не только тетически (исходит от определенного авторитета), но и аксиологичсски, т.е. оно сориентировано на определенную систему ценностей, принятую в обществе. Право отражает, выражает, охраняет эти ценности, и прежде всего в силу этого, а не столько в силу принудительности, обретает в обществе авторитет, уважение со стороны его членов. Именно по этой причине подавляющее число членов общества соблюдают право без принуждения. Даже те члены общества, которые встают на путь правонарушений, заинтересованы в праве, в его функционировании, ибо надеются, что право защитит и их от неоправданного произвола со стороны государственных служащих, преследующих правонарушителя.

Государство как порождение самого общества призвано осуществлять те функции, которые необходимы обществу, охранять те ценности, в которых нуждается общество. При формировании права государство ориентируется именно на эти ценности и в силу этого само является ценностью.

Право как инструментальная ценность есть средство (инструмент) для достижения определенных социальных целей. Ценности не существуют без субъекта. Те или иные вещи, явления как ценности проявляются только по отношению к субъекту. Поэтому ценность права можно рассмотреть применительно как к целям, так и к определенным субъектам (обществу, личности, государству).

Право является средством достижения целей в разных сферах общественной жизни. Поэтому можно говорить об экономической ценности права, политической, нравственной. В общем, можно сказать, что право - ценность общекультурная. Оно представляет собой достижение человеческой культуры, выступает как антипод бесправия, беспорядка, произвола.

Ценность права для общества состоит в том, что оно является нормативной основой существования и развития общества. Право упорядочивает общественные отношения, вводит их в определенные рамки, приемлемые для всех членов общества, придает общественным отношениям слаженность, регулярность, определенность. Право выступает как средство социального контроля по отношению к членам общества и тем самым дисциплинирует их, направляет их поведение в русло, приемлемое, необходимое для других членов общества для общества в целом. Норма права, как общая мерка, прикладывается к поведению членов общества, на ее основе это поведение оценивается, избираются меры реагирования на отклоняющиеся от нормы поведение. Члены общества, формальные и неформальные группы имеют самые разнообразные интересы, которые могут не совпадать, противоречить друг другу. На этой основе в обществе могут возникать различного рода социальные конфликты, споры. Право в этих случаях выступает средством регулирования и разрешения социальных конфликтов и тем самым способствует стабилизации общества. Короче можно выразиться так, что право выступает как средство самоорганизации общества, поддержания социального гомеостаза (равновесия).

Важно подчеркнуть роль права в отношении общества и государства. Здесь роль права, его ценность проявляются в том, что с помощью права общество подчиняет себе государство, заставляет его функционировать в своих интересах, ибо с помощью права ставятся рамки деятельности государства, определяются его задачи, компетенция государственных органов. Основополагающая роль здесь принадлежит конституции и другим основным законам, которые принимаются представителями общества. Этот аспект соотношения общества и государства, подчиненности второго первому особенно пажен в правовом демократическом государстве.

Ценность права для личности видится в том, что право способствует созданию и существованию условий для нормальной жизни любого члена общества, условий для всестороннего развития личности.

Право прежде всего охраняет, защищает такие личностные ценности, как жизнь, честь, свобода, достоинство чело века, его собственность, жилище и т.д. Право обеспечивает его правовую безопасность и социальную защищенность личности. «Право - безопаснейший шлем», - утверждали еще древнеримские юристы.

Ценность права для государства заключается в том, что право используется для организации, упорядочения деятельности самого государственного аппарата. С помощью права определяются структура государственных органов, их компетенция, порядок их формирования (выборность или назначаемость), принципы взаимодействия этих органов (принцип иерархического подчинения одних органов другим, или принцип горизонтальных отношений, основанный на координации, согласовании их деятельности), порядок контроля за деятельностью государственных органов, зачастую строгая процедура деятельности (например, судебная).

Право для государства выступает и необходимым инструментом осуществления функций последнего. Ни одна функция государства не обходится без права. Функции государства осуществляются в правовых формах. К их числу относятся законодательная форма, правоисполнительная, правоприменительная, контрольная.

В ходе осуществления своих функций государство издает законы в той или иной сфере деятельности, принимает меры к их исполнению, в том числе и путем правоприменения, т.е.-принятия конкретных индивидуальных решений на основе закона. Например, осуществляя правоохранительную функцию, государство устанавливает с помощью законов определенный правопорядок, в частности определяет перечень правонарушений и меры принуждения за их совершение, определяет систему правоохранительных органов и их компетенцию, устанавливает с помощью закона процедуру применения принудительных мер.

Заключение

В заключение отметим, что аксиологический подход к праву позволяет рассматривать право не просто как приказ, веление государства, а как регулятор, основанный на определенной системе ценностей. С этих позиций право, следовательно, должно подвергаться определенным оценкам, в основании которых и лежат эти ценности. Ценность права, его положительная или отрицательная оценка зависят от того, насколько оно правильно отражает первичные, основные ценности и насколько оно эффективно в утверждении и охране этих ценностей.

Список использованной литературы

1.Лисовый, И.А., Ревяко, К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: слов.-справ. По истории и культуре Древ. Греции и Рима / науч. Ред. А.И. Немировский; предисл. Г.И. Шевченко. - 2-е изд. - Мн.: Беларусь, 1997. - 253 с.

2.Права человека. Сборник международно-правовых документов. М., 1990.

3.Соловьев В.С. Право. М., 2001. 310 с

4.Санистебан Л.С. Основы политической науки / Пер. с исп. В.Л. Заболотного. М., 1992. 462 с.

5.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 1. - 392 с

6.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - Т. 2. - 350 с.

7.Юрчук В.С. История политических и правовых учений М., 2000. 234 с

Аксиологический подход к изучению права имеет важное научное, практическое и нравственное значение. Он позволяет обратить внимание не только на социокультурные и социоклассовые основы и детерминанты права, связь с государством, но и на его духовные аспекты, отражаемые им идеалы. Без ценностного подхода невозможно выявить предназначение права в общечеловеческом, социальном и культурном развитии, понять его специфическую природу как духовно-практического средства освоения мира людьми. Без него остаются в тени конструктивная, творческая роль сознания в сфере права, чисто личностные аспекты права.

Задачей данной главы является анализ некоторых вопросов аксиологии права: выявление природы правовых ценностей, их содержания и иерархии, представления о праве как ценности, а также рассмотрение сущности свободы и справедливости.

Ценности в праве и право как ценность

Теория ценностей (аксиология) находит соответствующее применение и в области права. Правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение. Правовые нормы, в свою очередь, приобретают значение ценностей и становятся объектом оценки. Ценности выражают убеждения и предпочтения, которые не покоятся на эмпирической основе. Ценности в отличие от знания не подлежат логической, эмпирической проверке и обоснованию. Они представляют собой некие неразложимые (исходные) интеллектуально, эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к их сохранению, к обладанию ими и деятельности на их основе, поскольку воспринимаются как разнообразные блага. Им нельзя дать точного и полного объяснения, не прибегая к понятиям аксиологии. По-видимому, правы здесь авторы тех концепций, которые считают, что смысловой центр бытия человека в мире составляют те или иные ценности.

Понятие «ценности» впервые формулируется в философии И. Канта, который противопоставлял сферу моральности сфере природы. В истории философии представлено несколько подходов к обоснованию ценностей. Так, В. Вундт, Ф. Йодль, Ф. Пауэльсон считали чувства (и соответственно ценности) чем-то субъективным. Противоположную точку зрения занимали Ф. Брентано и М. Шелер, которые обосновывали объективный характер ценностей. Исходя из философии В. Виндельбанда, ценностями следует считать Истину,

Добро, Красоту, а науку, правопорядок, искусство и особенно религию - ценностными благами культуры, без которых человечество не может существовать. В XX в. аксиологическую проблематику активно разрабатывали представители феноменологии, герменевтики, экзистенциализма и теории социального действия.

Итак, можно констатировать, что ценность - это философская категория, обозначающая явления материального и духовного мира, которые чувства и разум людей признают особенно значимыми. Ценности являются основой поведения человека и мотивацией для совершения определенных поступков.

Направленность установки субъекта и его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией. В свою очередь ценностная правовая ориентация - это суждение о значении для общества или отдельной личности правовой нормы, правового события, правового идеала. Правовое суждение или оценка могут быть как верными, так и неверными в зависимости от понимания тех или иных ценностей субъектом оценивания.

В контексте вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что процедура выбора на основе ценностей называется оценкой. В каждой оценке в качестве основания могут выступать разные стороны деятельности:

  • нормативная - соответствующая культурной специфике определенного общества;
  • профессиональная - отвечающая стандартам и правилам данной профессии;
  • операциональная - рациональный набор и последовательность методов для достижения поставленной цели.

В конкретном случае может использоваться одно из названных оснований либо их сочетание, что существенно меняет содержание оценки одного и того же явления. Например, деяние, регулируемое правом, является юридическим фактом, оцениваемым с точки зрения правовой нормы. То же самое деяние может быть пересмотрено в операциональном плане (насколько удачно осуществлена операция) или в моральном (какими моральными принципами руководствовался субъект деяния).

Между ценностями, оценками и нормами существуют связь и взаимные переходы. Поэтому в таких сферах, как мораль, право, искусство, необходимо их взаимосвязанное изучение и объяснение, а наряду с этим и их разграничение.

Правотворчество и реализация права (правоприменение, исполнение, использование и соблюдение права) представляют собой области человеческой деятельности ярко выраженного оценочного характера. В силу этого философия права включает в свой предмет изучение и исследование правовых ценностей, оценки в сфере права и т.д.

Так в философии права образуется определенное теоретическое направление - правовая аксиология . Она, в свою очередь, опирается на понятия общей аксиологии, на теоретические положения о ценностях вообще.

Возникновение юридическо-аксиологического подхода связано с появлением естественно-правовых воззрений, с различием права естественного и права позитивного. Право в своем аксиологическом измерении выступает как строго определенная форма правовых ценностей, как специфическая форма правового долженствования, отличная от всех других (моральных, религиозных и т.д.) форм долженствования и ценностных форм .

Благодаря ценностям право как некий «механизм» получает свое содержание, так как сознание субъекта права направлено на ценности как на свой объект. Благодаря им снимается момент безразличия в поведении правового субъекта и формируются дозволения, запреты и долженствования. Рассмотрим, каковы эти ценности и как они связаны между собой, а также в чем состоит ценность права.

Статус ценностей в праве могут приобрести различные факты и явления материального и идеального характера: материальные предметы и блага, общественные отношения, человеческие поступки, волевые феномены (мотивы, побуждения), идеи, идеалы, цели, социальные институты. Они являются правовыми ценностями постольку, поскольку лежат в основе права и правопорядка, они выступают в качестве идеального обоснования норм права, закрепляются и охраняются правовыми нормами, составляют цель права и его институтов.

Особенно велико значение некоторых социальных ценностей, которые с течением времени приобрели характер также и правовых ценностей. В качестве высоких идеалов они пронизывают общественное правосознание и становятся основными принципами права. Таковы свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир. Наряду с ними существуют и специфические правовые ценности общего значения, такие как идея права, идея стабильной законности и т.д. Данные ценности одновременно являются идеалами и реальной человеческой практикой. В праве они закрепляются и в том, и в другом их качестве. Но в ряде случаев общественное и индивидуальное правосознание могут воспринимать их лишь как ценность идеальную, как идеальные цели политической (и правотворческой) программы.

Эти принципы, идеалы, как и все другие вещи, явления, представляют собой ценности в той мере, в какой они связаны с человеческой личностью. В качестве правовых ценностей они имеют вид юридических прав и свобод личности в ее индивидуальных и коллективных проявлениях. Сами права человека также приобретают статус важных ценностей. Каждое из них выражает определенную сторону, проявление, образ существования человека как природной и социальной сущности. В своей совокупности они характеризуют человека как высшую ценность, как средоточие всех ценностей.

Итак, правовые ценности производны от понятия личности и составляют образ права во взаимодополняющих полярных моментах.

Инструментальная и собственная ценность права. В современном цивилизованном обществе право не только представляет собой инструментальную ценность (способ разрешения противоречий в различных сферах общества), но также является средством для самореализации человека. Вместе с тем отметим, что ценность права обусловлена следующими факторами:

  • типом культуры, поскольку тот или иной народ приписывает праву неодинаковую ценность;
  • исторической ситуацией, когда исторический контекст диктует своеобразное понимание определенных норм права;
  • деятельностью субъектов права, организационных сил, соответствующих институтов по созданию и реализации права;
  • политическим режимом (например, при демократии и тоталитаризме наблюдается различное понимание прав человека).

Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение социально организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство правовых состояний правовыми средствами, вследствие чего появляются новые возможности и большая свобода для саморазвития человека, социальных страт и общества в целом.

В этом качестве право может предоставлять субъектам правоотношений новое пространство для реализации различных жизненных проектов. При этом целью позитивного права должно являться недопущение угнетения и сужения свободы граждан. Право будет полноценно выполнять свою регулирующую функцию, если не будет противоречить морали и принципу справедливости.

Таким образом, критерием ценности права является саморазви- вающаяся личность. Иначе говоря, право ценно, если оно прямо или косвенно способствует самоосуществлению и самосозиданию человека в истории, если на деле способствует рождению новых возможностей для развития человека и общества.

Характеристика права как ценности ставит вопрос о месте этой ценности в классификации ценностей вообще. Рассмотрим основные формы бытия ценностей в их соотношении. Фундаментальным с теоретической точки зрения является разделение ценностей на предметные и духовные, образующие два полюса всей сферы ценностного отношения человека к миру.

В рамках двух основных классов ценностей, материальных и духовных, право относится ко вторым, т.е. является духовной ценностью, наряду с такими как моральные, религиозные, художественные (или эстетические), научные, мировоззренческие ценности. Правовые ценности в рамках духовных ценностей являются относительно самостоятельными.

Правовые ценности представляют собой вид духовных ценностей, которые удовлетворяют потребности социальных групп общества в регулировании социальных отношений и поступков людей. Их основной и специфической функцией является регулятивная функция. Поэтому правовые ценности предназначены для создания, поддержания и укрепления социального порядка и дисциплины, нормального функционирования общества. Правовые ценности составляют элемент системы социального (социально-политического) управления обществом. При этом они являются деонтическими ценностями, т.е. отличаются четко выраженным предписывающим характером, что обусловливается их принадлежностью к сфере должного. В отличие от остальных деонтических ценностей они закрепляются формально и охраняются государством и его органами.

Как деонтические ценности они отличаются и другой функциональной особенностью - имеют вероятностный характер. Эта особенность связана с возможностью сознательного, волевого выбора социальными (правовыми) субъектами объективно существующих в действительности поведенческих вариантов.

В аксиологии права могут быть выделены три основные формы бытия ценностей: общественные целевые ценности и идеалы; предметно-воплощенные ценности; личностные (или экзистенциальные) ценности. Рассмотрим эти формы бытия ценностей более подробно.

Общественные целевые ценности и идеалы. Исходной формой правовых ценностей является их существование в виде ценностей, выработанных общественным и правовым сознанием. Они присутствуют в правовом сознании в виде обобщенных представлений о справедливости, свободе, равенстве в различных сферах общества. Правовые идеалы лежат в основе правовых обязанностей, т.е. деонтических правовых ценностей.

Под идеалом обычно понимают то, к чему мы стремимся, нормативно-ценностный образец должного в его наивысшей, наиболее совершенной форме. Необходимость в идеале как особой форме регулирования человеческой деятельности связана с наличием в природе человека, понимаемой как «открытость миру», такого момента, который в классической философии рассматривается как момент духа. Этот момент выражается в ориентации человека на образцы должного, на ценности, на основе которых происходит постоянный выход человека за собственные пределы, осуществляется процесс самосовершенствования.

Немецкие философы Иммануил Кант и Иоганн Готлиб Фихте полагали, что идеал это есть высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного самоусовершенствования», на пути постепенного осознания «достоинства человека как высшего и единственного принципа «идеального» законодательства. По утверждению Канта, право представляет собой цель общества, находящегося в гражданском состоянии. Право выступает для людей в качестве высшего принципа, из которого должны исходить все максимы, касающиеся общества.

В то же время ошибочно было бы отождествлять общественный идеал с идеалом правовым, так же как ошибочно считать, что идеал духовной жизни перекрывается идеей права. Право является лишь моментом духовного отношения к миру, но не охватывает его целиком. Правовой идеал является лишь составной частью идеала общественного и идеала духовной жизни, в состав которого входят истина, добро, красота.

Данные ценности наполняют человеческую жизнь высшим смыслом и выступают в индивидуальном и правовом сознании важнейшими духовно-смысловыми ориентирами. Таким образом, право для людей, их жизни и судьбы выступает как основа самосовершенствования личности, как форма реализации активности, творчества человека, а также как гарантия свободы и защиты от зла, варварства и несправедливости.

Основной задачей учения об общественном и правовом идеале должно быть не отыскание конечной формулы общественного совершенства, но указание тех действительных путей и средств, при помощи которых может быть улучшен всякий возможный правопорядок.

Предметно-воплощенные ценности. Сами правовые идеалы не остаются лишь фактом господствующего правосознания, закрепляются в нормативных актах, конституциях и законах. Они входят в правовую нормативность как ведущий элемент. Таким образом, правовые идеалы реализуются в системе правовых отношений в виде взаимоотношений формально равных, свободных и независимых друг от друга субъектов права, в правовых процедурах и механизмах, закрепляющих нормы и законы в культуре.

С изменением общественных и правовых отношений происходит и переоценка ценностей: многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается, и наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценностные идеалы. В соответствии с изменившимися ценностными идеалами переоцениваются и предметно-воплощенные правовые ценности.

Личностные (экзистенциальные) ценности. Личностные ценности представляют собой идеальные представления о благах, правах и пределах стремлений, связанных со склонностями и желаниями личности, и выступают в известной мере как авторитетные и обязательные установки ее сознания.

Одни правовые ценности в той или иной степени реальны в смысле наличных, освоенных в виде правил, норм поведения субъектов права, другие являются их целями и идеалами. Но существующие (наличные) правовые ценности нельзя понимать как самодостаточные, замкнутые на себе.

Конкретное ценностно-смысловое переживание человека носит двоякий характер: «Я» и «другие» могут по-разному видеть и оценивать одни и те же события, и поэтому стать ценностно-значимым равносильно соотнести свои поступки и поступки других с общей нормой морали или законом, которые будут критериями общественно-принятой модели поведения.

Как утверждал Михаил Бахтин: «Никто не может занять нейтральной к Я и другому позиции: отвлеченно-познавательная точка зрения лишена ценностного подхода, для ценностной установки необходимо занять единственное место в едином событии бытия, необходимо воплотиться. Всякая оценка есть занятие индивидуальной позиции в бытии: даже богу надо было воплотиться, чтобы миловать, страдать и прощать, как бы сойти с отвлеченной точки зрения справедливости» .

В некоторых случаях то, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается обязательно чем-то высоким, благородным: оно может быть направлено и против других людей. То, что выбирают люди, что делают для себя смыслом, через что ощущают себя людьми, зависит от духовного уровня человека, от того, какой это человек.

Таким образом, правовые ценности производны от понятия личности. Они составляют образ права во взаимосвязанных и взаимодополняющих полярных моментах. Идея ценности человека выстрадана всей историей философии Запада, хотя она прошла через различные этапы собственной дискредитации. В современном цивилизованном обществе право позволяет разрешать социальные противоречия и конфликты, а также эмансипирует личность, предоставляя поле для самореализации. Правовые ценности по своему характеру являются деонтическими, которые служат для создания, воспроизводства и укрепления социального порядка, дисциплины в целях гармонизации интересов различных социальных групп. Право в жизнедеятельности общества и человека выступает как основа его самосозидания в истории, как форма реализации творчества человека, как гарантия свободы и ограждения от варварства и несправедливости. Анализ природы правовых ценностей и их иерархии, а также выявление собственной ценности права позволяет перейти к обоснованию идеи права как идеи свободы и к рассмотрению права как формы свободы.

  • Неновски Н. Право и ценности. - М., 1987; Политико-правовые ценности:История и современность / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000.
  • Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М., 1995.
  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - С. 120.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!