Политические причины миграции населения. Общие причины миграции населения. Понятие миграции. Виды миграций

На современном этапе развития образовательного процесса большое внимание стало уделяться применение которых способствует повышению интереса к предмету и адаптации детей в жизни.

Одной из часто применяемых форм является викторина. Она способна привлечь внимание ребенка к изучению предмета за счет неординарности используемых вопросов. А также это, пожалуй, одна из самых знакомых с детства игр, которая заключается в ответах на поставленные вопросы.

География относится к наукам довольно сложным, но интересным, если правильно построен процесс подачи материала детям. Поэтому викторина по географии может служить формой обучения, которая позволит держать детей в постоянном напряжении и мотивировать поиск ответов на поставленные педагогом вопросы.

Викторина как часть урока

Ведя речь об образовательном процессе, невозможно не сказать об использовании на уроке такой формы обучения детей, как «викторина по географии». Известно, что существует три основных этапа урока, это:

  • актуализация знаний учащихся;
  • изучение нового материала;
  • рефлексия.

Использование викторины может быть во всех трех случаях, безусловно, если вопросы по географии составлены правильно.

Этап актуализации - вопросы должны быть составлены так, чтобы учащиеся могли вспомнить основные моменты ранее полученных знаний, которые помогут при изучении нового материала.

На этапе изучения нового материала предлагаемые учителем вопросы должны стимулировать детей на поиск ответов («а почему?», «для чего?», «по какой причине?», «с чем это связано?», «к чему может привести?»). На данном этапе лучше всего использовать небольшое количество вопросов, но они должны быть емкими по своему содержанию.

Этап рефлексии. В данном случае вопросы должны предполагать ответы, требующие знаний, полученных в ходе изучения нового материала урока. Их тоже должно быть немного, но они направляются на основные моменты. Лучше всего рефлексию в виде викторины проводить письменно - это позволит получить дополнительные оценки ученикам, а учителю даст возможность проанализировать уровень усвоения образовательного материала.

Викторина как часть внеурочной деятельности

Вообще, чаще всего применяется викторина по географии как вид Использование ее помогает в течение всего года поддерживать у ребят интерес к образовательному процессу.

Вопросы для викторины по географии могут быть самыми разнообразными и затрагивать разные ее аспекты. Например, о родном крае или приурочены к определенной теме. Участие детей в такого рода мероприятиях позволяет не только повысить уровень знания по предмету, но и развивать функции мыслительного процесса, а также умение анализировать и делать выводы.

Кроме того, обучающихся на участие можно простимулировать тем, что за принятую активность в викторине будут выставлены оценки согласно полученным ответам. Конечно, «3» и «2» ставить не нужно, дабы не получить обратный эффект от использования данного вида внеурочной деятельности. Наименее активные ребята могут вообще остаться без отметок.

Виды географических викторин

Викторина по географии может быть нескольких видов, это:

1. Тематическая. Вопросы в данном случае составляются по определенно изученной теме. Она обычно имеет место быть на уроках, связанных с обобщением учебного материала, то есть для подготовки к контрольной работе.

2. Межтематическая (составление вопросов должно предусматривать при ответе на них учащихся использование имеющихся знаний из других областей наук).

3. Развлекательно-развивающая (ответы на поставленные вопросы направлены на использование детьми логического мышления).

Кроме всего вышесказанного, вне зависимости от выбранного педагогом вида викторина на тему «география» должна отвечать следующим критериям:

  • быть интересной, познавательной;
  • соответствовать возрастному составу участников;
  • стимулировать детей к изучению предмета и повышению уровня собственного образования;
  • использованные вопросы должны быть разноуровневыми;
  • предусматривать возможность участия всех желающих, вне зависимости от их уровня образования (низкий, средний, высокий).

Как составить и провести викторину?

Прежде чем педагог начнет составлять вопросы к викторине, ему необходимо определиться с ее видом и целевой принадлежностью. Следующим шагом будет доведение до детей информации о предстоящем мероприятии с объявлением темы и приглашением принять участие.

Основной частью викторины считаются правильно составленные вопросы по географии, они должны соответствовать следующим показателям:

  • соответствовать выбранной теме;
  • соответствовать возрастному критерию участников;
  • быть разноуровневыми (предусматривать участие разных учеников);
  • построение вопросов должно быть понятно не только учителю, но и учащимся,
  • предусматривать построение развернутых ответов, что способствует развитию речи и мыслей у детей;
  • затрагивать различные стороны науки географии.

О времени проведения викторины предполагаемые участники должны быть извещены заранее.

Место проведения должно соответствовать числовому количеству участвовавших. Кроме того, если мероприятие предусматривает ответы в письменном виде, значит, наличие листов с вопросами викторины должно быть в достаточном количестве.

Перед тем как приступить к выполнению заданий, учащихся необходимо известить о времени, отводящемся на выполнение работы и разбалловке заданий (если она предусмотрена). Только при соблюдении всех вышеперечисленных критериев викторина по географии будет успешной.

Викторина как метод подготовки к экзаменам

Используйте данный вид деятельности на всех этапах обучения, и викторина может стать хорошим подспорьем для подготовки детей к выпускным экзаменам. Поскольку ЕГЭ предусматривает наличие вопросов по предмету и выбор учеником правильного ответа, то викторина по географии с ответами как нельзя лучше способствует развитию данного умения среди обучающихся.

Дети, которые привыкают к данной форме опроса, чувствуют себя более комфортно при сдаче ЕГЭ, делают меньше ошибок, так как научены правильному проведению анализа предлагаемых ответов.

География России

Пожалуй, самым большим блоком при изучении данного предмета является «География России». Ей отводится целый год обучения. Если посмотреть на карту мира, то наша страна занимает огромную территорию. В связи с этим учащиеся должны получить большой объем знаний, промежуточный контроль которых можно осуществлять при помощи использования данного метода.

Викторина по географии России должна составляться с использованием не только учебного материала, но и затрагивать вопросы современности. Данная процедура должна проводиться с целью развития у детей заинтересованности в происходящих событиях. Только в этом случае можно говорить о воспитании всесторонне развитой личности.

Уроки занимательной географии

Безусловно, викторина - это не единственный способ заинтересовать учеников. В методической литературе существует раздел под названием «занимательная география», который предусматривает наличие различного рода заданий для повышения мотивации детей к изучению предмета.

Для учителей, которые находятся в начале своего творческого пути, применение данного метода является залогом успешности. Кроме методической литературы, можно воспользоваться любым интернет-ресурсом, где размещены подробные разработки педагогов-новаторов.

Подведем итог

Необходимо помнить, что только при хорошем отношении к своему делу возможно воспитать лучших учеников! В этом случае занимательная география будет интересна для ребят, предмет принесет пользу в будущем.

Занимательная география Перед вами презентация различных интересных географических вопросов, фактов и сведений. Она предназначена не только для того, чтобы довести до вашего сведения географические знания, закрепить разнообразные умения, но и пополнить вашу школьную «копилку». Выполнила: Дятлова Е.Н. МОУ «Рождественская СОШ»






Шарады Первое можно из снега слепить, Грязи кусок может тоже им быть. Ну, а второе - мяча передача, Важная это в футболе задача. Целое люди в походы берут, Ведь без него они путь не найдут. Первое - летучая вода, В бане русской встретите всегда. А второе - есть машины марка Из российского, ребята, автопарка. Всё же вместе - Франции столица, Этот город модницам всем снится. Чтоб показать свое уменье, Давай подумаем с тобой Мой первый слог - местоименье, Название леса - слог второй А на конце (смелей за дело!) Один согласный звук возьмем. Конец шараде! Словом целым Известный город назовем.


Два слога первые - цветок, В "лохань" попал мой третий слог. А вместе если их прочтёте, То в волжский город попадёте.. Вот вам лёгкая шарада: К ноте "Н" прибавить надо. Нота больше не поёт, А рекой она течёт. У слона букву "С" отнимите И названье реки припишите. Получиться столица должна, Что на карте Европы видна.


С "К" - коль к карте обратиться - Это Турции столица. С "Г" - Сибирская река, Полноводна, глубока. С "Ч" - по небу я гуляю И грозу вам предвещаю. С "Л" - я город на реке От Москвы невдалеке. Пряник мой и самовар Знают все: и мал и стар. Слева направо слово прочтёшь, То от дождя ты защиту найдёшь. Если с конца же его ты прочтёшь, Горное озеро тут же найдёшь.


1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"? 3. Какое животное есть в каждом посёлке мира? 2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"? 4. Что занимает ровно половину любого острова? 5. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре? 6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане? 7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании? 8. Какая российская река протекает в Лондоне? 9. Какой приток Самары течёт... по проводам? 10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется? Викторина


1. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы? 2. Какую реку... ловят в море? 3. Назовите самый тонкий и острый мыс. 4. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать? 5. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами? 6. Какой морской залив каждый географ считает своим? 7. Где протекает "парламентская река"? 8. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией? 9. В какой реке есть помещение для самолётов? 10. Назовите "самый умный" горный хребет мира. Викторина


География на все СТО! _ _ СТО _ - сторона света. _ _ СТО _ - сторона света. _ СТО _ - начало реки. _ СТО _ - начало реки. СТО _ _ _ _ - главный город страны. СТО _ _ _ _ - главный город страны. _ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике. _ СТО _ _ _ - государство в Прибалтике. _ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России. _ _ СТО _ - город "Золотого кольца" России. _ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. _ _ _ _ СТО _ _ _ _ - героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. _ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане. _ _ _ _ _ _ _ СТО _ - город РФ, порт на Тихом океане. _ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море. _ _ _ _ СТО _ - столица Ямайки, порт на Карибском море. _ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане. _ _ СТО _ - город США, порт на Атлантическом океане. _ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море. _ _ СТО _ - город в Германии, порт на Балтийском море. СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море. СТО _ _ _ _ _ _ - столица Швеции, порт на Балтийском море. _ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку. _ _ _ СТО _ _ _ - имя мореплавателя, открывшего Америку. _ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в _ _ _ _ _ _ СТО _ - фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в Замбии. Замбии.


Географические анаграммы 1. В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки: Дно Игра Рука Веки Муар 1. В каждом из приведенных пяти слов переставьте буквы так, чтобы получилось название города или реки: Дно Игра Рука Веки Муар 2. В каждом из пяти приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия: Нева Куба Ирак Эльбрус Токио 2. В каждом из пяти приведенных географических названий переставьте буквы так, чтобы получились другие географические названия: Нева Куба Ирак Эльбрус Токио


Шутки-загадки 1. Какая река на юге России носит имя хищного животного? 1. Какая река на юге России носит имя хищного животного? 2. Название какой реки у тебя во рту? 2. Название какой реки у тебя во рту? 3. Какую реку можно срезать перочинным ножом? 3. Какую реку можно срезать перочинным ножом? 4. Какая река летает? 4. Какая река летает? 5. Какой уральской рекой играют в шахматы? 5. Какой уральской рекой играют в шахматы? 6. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? 6. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой в Европе рекой? 7. Название какого города состоит из птицы и животного? 7. Название какого города состоит из птицы и животного? 8. К какому сооружению нужно прибавить "А", чтобы получить название большой быстрой реки? 8. К какому сооружению нужно прибавить "А", чтобы получить название большой быстрой реки? 9. Какой зверь бежит только под уклон 9. Какой зверь бежит только под уклон 10. Найдите на карте реки, названия которых входят в слова со следующими значениями:1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) морское животное, 4) башенные часы с музыкой, 5) народная плясовая песня, 6) хлопчатобумажная ткань, 7) птица, 8) женское имя, 9) цветок 10. Найдите на карте реки, названия которых входят в слова со следующими значениями:1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) морское животное, 4) башенные часы с музыкой, 5) народная плясовая песня, 6) хлопчатобумажная ткань, 7) птица, 8) женское имя, 9) цветок


11. Какой шар нельзя укатить? 11. Какой шар нельзя укатить? 12. Какой город есть в компоте? 12. Какой город есть в компоте? 13. Какой город может парить в воздухе? 13. Какой город может парить в воздухе? 14. Какой город самый сердитый? 14. Какой город самый сердитый? 15. Какой город Европы стоит на мягком месте? 15. Какой город Европы стоит на мягком месте? 16. Какой нос всегда мерзнет? 16. Какой нос всегда мерзнет? 17. В какие ворота нельзя забить мяч? 17. В какие ворота нельзя забить мяч? 18. Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? 18. Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? 19. Какой полуостров говорит о своей величине? 19. Какой полуостров говорит о своей величине? 20. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? 20. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? 21. Какое личное местоимение надо вписать в гласную букву, чтобы получить название южного острова? 21. Какое личное местоимение надо вписать в гласную букву, чтобы получить название южного острова? 22. Как соединить название планеты и дерева, чтобы получить название города? Какой это город? 22. Как соединить название планеты и дерева, чтобы получить название города? Какой это город? 23. Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии? 23. Название какой рыбы надо прочесть наоборот, чтобы получить город в Италии? 24. Название каких трех городов можно, читать одинаково слева направо и справа налево? 24. Название каких трех городов можно, читать одинаково слева направо и справа налево? 25. Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилась река Центральной Европы? 25. Какие две рядом стоящие ноты нужно прочитать наоборот, чтобы получилась река Центральной Европы? 26. Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь? 26. Какими тремя нотами мореходы измеряют свой путь?


Загадки В нём пустыня Калахари, Миражей полно в Сахаре. Этот южный материк И по площади велик. В нём пустыня Калахари, Миражей полно в Сахаре. Этот южный материк И по площади велик. Есть на свете город славный, Он такой один. И в Китае самый главный Город тот …. Есть на свете город славный, Он такой один. И в Китае самый главный Город тот …. Как мы море назовём, Что Таллинн, Питер омывает? Все знают, думаю, о нём. Так, кто же первым отвечает? Как мы море назовём, Что Таллинн, Питер омывает? Все знают, думаю, о нём. Так, кто же первым отвечает?


На водах этой, вот, реки Стоит известная «Аврора», Сумев в историю войти, Подав сигнал сигнал террора. На водах этой, вот, реки Стоит известная «Аврора», Сумев в историю войти, Подав сигнал сигнал террора. Не зная хлопот, Во сне ты паришь Над градом прекрасным, С названьем …. Не зная хлопот, Во сне ты паришь Над градом прекрасным, С названьем …. Почитай годков, так триста - Это город на Неве Пётр воздвиг его как пристань, Сделав память о себе. Почитай годков, так триста - Это город на Неве Пётр воздвиг его как пристань, Сделав память о себе. Этот лагерь, что в Крыму - Здравница для деток. Здесь и учат их всему, Лечат без таблеток. Этот лагерь, что в Крыму - Здравница для деток. Здесь и учат их всему, Лечат без таблеток. Дороги есть ты не пройдёшь, В лугах травы ты не накосишь, В лесах грибов не наберёшь И с гор на землю взор не бросишь. Дороги есть ты не пройдёшь, В лугах травы ты не накосишь, В лесах грибов не наберёшь И с гор на землю взор не бросишь.






Стр.8 Стр.8 1. "От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак. 1. "От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак. 2. Австралия. 2. Австралия. 3. Осёл 3. Осёл 4. Ров 4. Ров 5. Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре. 5. Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре. 6. Буквы "Р". 6. Буквы "Р". 7. Данию - до свидания. 7. Данию - до свидания. 8. Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза. 8. Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза. 9. Ток 9. Ток 10. Нора


Стр.9 Стр.91. Сок 2. Реку Треска. 3. Мыс Игольный 4. Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга 5. В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты 6. Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии 7. В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента. 8. Река Мама, приток Витима 9. В Ангаре - Ангар-а. 10. Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане




Стр.11 Стр Дно-Дон, игра-Рига; рука-Кура; веки- Киев- муар -Амур 2. Нева-Вена; Куба-Баку, Ирак-Каир, Эльбрус - Эльбурс; Токио - Киото 1. Дно-Дон, игра-Рига; рука-Кура; веки- Киев- муар -Амур 2. Нева-Вена; Куба-Баку, Ирак-Каир, Эльбрус - Эльбурс; Токио - Киото Стр Река Медведица-левый приток Дона 2. Десна 3. Прут 4. Ворона (в Тамбовской и Пензенской областях) 5. Тура 6. Птица иволга (река Волга) 7. Ворон-еж 8. Ангар-а 9. Река Тигр, как всякая река, бежит под уклон 10. Иволга, Бугор, Спрут, Куранты, Камаринская, Бумазея Сорока Татьяна. Лилия


Стр.13. Стр Пролив Ма-точкин Шар 11. Пролив Ма-точкин Шар 12. Изюм 12. Изюм 13. Орел 13. Орел 14. Грозный 14. Грозный 15. Париж на Сене 15. Париж на Сене 16. Канин Hoс 16. Канин Hoс 17. Карские ворота 17. Карские ворота 18. Я-майка 18. Я-майка 19. Я-мал 19. Я-мал 20. Я-пони-я 20. Я-пони-я 21. Остров Ява 21. Остров Ява 22. Марс-ель 22. Марс-ель 23. Налим-Милан 23. Налим-Милан 24. Город Венев Тульской области, город Аша Челябинской области, город Томмот Якутии 24. Город Венев Тульской области, город Аша Челябинской области, город Томмот Якутии 25. До-ре – Одер 25. До-ре – Одер 26. Ми-ля-ми 26. Ми-ля-ми



Введение

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Миграционные процессы оказались в центре внимания современных исследований в силу своей значимости и масштабов их непосредственного и опосредованного влияния на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь как стран, продуцирующих миграционные потоки, так и стран, их принимающих

Привлечение мигрантов - иммиграция превращается в одно из стратегических направлений миграционной политики, а также cоздание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции.

Так же Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики приобретает особую актуальность.

Однако последствия миграции противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики

Объект исследования курсовой работы – процесс миграции населения в Российской Федерации.

Предмет исследования – особенности современной миграционной политики России.

Цель данной курсовой работы – исследовать основные приоритеты современной миграционной политики Российской Федерации для оптимизации социально-экономического развития страны.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

· рассмотреть общетеоретические понятия миграции населения, ее виды и причины;

· Рассмотреть особенности миграции населения в Российской Федерации;

· рассмотрены статистические методы изучения и показатели миграции;

· Предложить оптимизацию механизмов регулирования миграционных процессов РФ.

Глава 1. Миграция населения: понятие, виды, причины.

1.1 Понятие «миграция населения»

Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Миграция населения - это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих» .

Миграция не однородный процесс, принято выделять несколько ее видов и типов. Прежде всего, выделяют внутреннюю и внешнюю миграции (эмиграцию - выезд из страны, иммиграцию - въезд в страну, реэмиграция – возвращение в страну выезда, репатриация – возвращение в страну изначального проживания потомков иммигрантов). Внешняя миграция осуществляется следующими категориями граждан:

· Иммигрантами

· Мигрантами - рабочими в т. ч. незарегистрированными

· Беженцами

Страны, участвующие в мировой миграции, можно разделить на 3 группы:

· Страны-импортеры (принимают трудовых мигрантов)

· Страны-экспортеры (отдают трудовых мигрантов)

· Страны, где в равной степени существует и импорт и экспорт трудовых мигрантов

Распределение стран по типам этой классификации не является постоянным, а определяется уровнем их экономического развития, совершенствованием производственной структуры, изменением политической ситуации, демографических и социально-экономических условий.

По статистике ООН мигрантами считают лиц, проживающих на новом месте более 6 месяцев.

Внутренняя миграция так же подразделяется на межрегиональную (из одного субъекта РФ в другой) и внутриобластную (в рамках одного региона).

Виды миграций

Рассмотрим подробно некоторые виды миграции. (Таблица видов миграции представлена в приложение 1.)

Безвозвратным видом называется миграция населения в строгом значении слова, т. е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Маятниковые миграции представляют регулярные (ежедневные или еженедельные) поездки населения от мест жительства до мест работы или учебы и возвращение обратно, на место постоянного жительства. Такой вид миграции населения нельзя рассматривать, как миграцию в чистом виде. Маятниковая миграция населения характерна для небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест. В нашей стране маятниковая миграции ярко проявляется в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. где в нее вовлечены миллионы граждан из пригородов мегаполисов и соседних регионов.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные.

От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

В последние десятилетия все чаще встречается вынужденная миграция – миграция имеющая вынужденный, внезапный характер, часто обусловленная угрозой для жизни мигрантов в результате войны, болезней, стихийных бедствий, политических репрессий и т.д.

Процесс обратный вынужденной миграции – добровольная миграция – мигрант сам принимает решение о смене места жительства. Этот вид миграции бывает двух видов – экономическая и в более узком понимании трудовая.

В настоящее время в мире насчитывается около 120 млн. трудовых мигрантов и примерно столько же нелегальных мигрантов. Трудовая миграция бывает двух видов – миграция неквалифицированной рабочей силы – «утечка мускул» и миграция высококвалифицированной рабочей силы – «утечка умов». В настоящее время в эпоху НТР особенно важен второй вид трудовой миграции. Сформировалось глобальное явление – межгосударственная интеллектуальная миграция.

Принято выделяют несколько функций миграции: ускорительную, перераспределительную, селективную, экономическую, социальную.

Ускорительная функция заключается, в том, что территориальные перемещения способствуют социально-культурному и трудовому обмену, что необходимо для обогащения населения, как трудовых ресурсов и поддержания культурного единства.

Функция - перераспределения общей численности населения, связанна с необходимостью перемещения производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений.

Селективной функции миграции населения заключается в неравномерном участии в миграции населения различных социально-демографических групп, что ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий.

Экономическая функция заключается в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой для их поддержания и нормального функционирования.

Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Мигрантов за длительный промежуток времени принято разделять на миграционные когорты – совокупность мигрантов объединенных какими то общими признакам (например, периоду миграции).

Одним из аспектов международной миграции является нелегальная миграция. Согласно постановлению Правительства РФ 2002 года нелегальная миграция: - «это въезд на Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда иностранных граждан, а так же произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ».

Причины миграции

Миграция обеспечивает соединение территориально распределенных (по континентам, странам, регионам внутри стран)природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.

Таблица «Причинны миграции» представлена в приложении 2.

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы - временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город - отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов - из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

В качестве причин миграционного выбытия по данным опроса были получены следующие данные: «переезд к родственникам»-9,5%, «возращение на родину»-7,2%, «возможность самореализации, карьерный рост» -10,8%. Косвенно это подтверждается «поиском работы, трудоустройством»-7,6%, «распределение, работало контракту»-6,1%.

По территориальному происхождению в середине 90-х 702,5 тыс. (22,5%) мигрантов были из Таджикистана, 15,4 % - из Грузии, 13 % - из Азербайджана, 11,6 % - из Узбекистана, 13,2 % - из регионов России. Почти 60% зарегистрированных переселенцев - русские, 7,6 % - татары, 6,7 % - армяне, 5,9 % - осетины, 3,4 % - украинцы. Около 47% переселенцев осело в селе.

Основной фактор, вызвавший активизацию миграционных потоков внутри самой России – асинхронное развитие регионов России и стран ближнего зарубежья. Как говорят некоторые аналитики – Россия одной ногой стоит в 21 веке, а второй в 19. Отсюда социально-бытовая и производственная запущенность регионов Сибири, Юга России и Крайнего Севера, а в остальных районах – обнищание российского села и безработица в малых городах. Еще в большей степени это относится к бывшим странам СССР. Миграционные процессы в России в 90-е и начале 2000 годов были вызваны острой необходимостью смены места жительства на фоне жесточайшего экономического кризиса в России и республиках бывшего СССР.

Таким образом, миграция – многоплановое и масштабное явления для экономики страны, которое возникает как следствие глобальных процессов. Не существует единых подходов и методов к изучению миграции, так как это очень динамичный и изменчивый процесс, подверженные влиянию целой группы причин. Изучение процесса миграции для экономики страны важно именно с позиции трудовых ресурсов и восполнения демографических потерь. Задача изучения миграционных процессов применительно к России – выявление угроз которые несет миграция обществу и полезных функций миграции. Затем сравнения положительных и негативных сторон миграции для определения итоговой оценки для экономики страны.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!