Развитие навыков критического мышления. Как развить критическое мышление у детей

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах. Такая часть умственной деятельности в призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления. Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу .

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения , способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Умение мыслить критически дает возможность воспринимать информацию объективно, наделяет правом на сомнение. Данные можно будет представить в виде гипотезы, нуждающейся в доказательствах.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Возникновение и развитие критического мышления на фоне информационных потоков имеет особенную актуальность. Человек приобретает ряд в сфере исследовательской культуры.

Технологии развития критического мышления

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления — совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе,

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов — фаза обобщения, активизации и . Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и .
  • Осмысление — период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия — этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе — рефлексии направлены на проверку обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися . У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса. Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них. Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема — это ствол, а ветви — возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо — основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы — инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному — традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем — Хотим познать — Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы. К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется. Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на

Невозможно говорить о всестороннем развитии личности, забывая об одном элементе, без которого невозможно осознанное и продуктивное развитие – критическом мышлении. Если вспомнить известное выражение, лучше научить человека ловить рыбу, чтобы он мог обеспечивать себя едой сам, нежели один раз накормить его. Так вот, критическое мышление – это система ориентирования, которая позволяет человеку самому видеть «белые пятна» в своем развитии и направлять его по нужному течению. Способность анализировать и делать выбор – неотъемлемая часть развитой личности, без которой она будет вынуждена все время опираться на мнение авторитетов и экспертов. Таким образом, первое условие всестороннего развития личности – наличие критического мышления .

Как развить критическое мышление

В процессе обретение критического мышления – это мощный толчок, который помогает приблизиться к своим и перейти на качественно новый уровень сознания. Как вы, наверное, уже догадались, развить критическое мышление не так-то просто. Однако тот, кто и имеет план по ее достижению и , обречен на . Предлагаю вам такой план, который включает в себя 9 стратегий развития критического мышления – он ориентирован на разностороннюю работу в течение длительного периода времени. Экспериментируя с различными стратегиями, вы убедитесь в том, что достичь критического мышления реально в любом возрасте.

Стратегии развития критического мышления

№1. Используйте время , которое обычно тратите впустую. Все люди тратят некоторое количество времени впустую – не используя его для продуктивной деятельности или . Первая стратегия развития критического мышления предлагает использовать это время для самоанализа: в конце дня вместо того, чтобы бездумно переключать каналы телевизора, оцените свой день, недостатки и достоинства, которые вы проявили в течение дня. Для этого ответьте себе на следующие вопросы:

  • Какой пример моего мышления сегодня был самым худшим?
  • Когда я использовал мышление максимально ?
  • О чем конкретно я сегодня думал?
  • Позволил ли я взять верх негативному мышлению сегодня?
  • Что я бы сделал по-другому, если бы мог заново прожить сегодняшний день? Почему?
  • Сделал ли я сегодня что-то, что приблизило меня к достижению моих долгосрочных целей?
  • Действовал ли я в соответствии со своими ?

Важно дать себе немного времени на каждый вопрос – так развивается аналитическое мышление, из которого вырастает критическое. Ведите ежедневные записи – это позволит выявить паттерны вашего мышления, выделяя повторяющиеся реакции в течение определенного отрезка времени.

№2. По одной проблеме в день . Каждое утро, по пути на работу или учебу, выбирайте проблему, над которой будете работать сегодня. Определите логику проблемы и ее элементы: какова точная проблема, как она касается моих ценностей, целей и потребностей?

План работы с проблемой:

  • Формулируйте ее максимально четко и ясно.
  • Изучите проблему: является ли она подконтрольной вам или вы не имеете над ней контроля? С какими действиями вы столкнетесь при ее решении? Выбирайте те проблемы, с которыми вы можете что-либо сделать сейчас и откладывайте те, которые пока вам неподвластны.
  • Активно ищите информацию, которая необходима вам для решения проблемы.
  • Тщательно проанализируйте информацию, интерпретируйте ее и сделайте разумные выводы.
  • Выясните свои возможности – что вы можете сделать для решения проблемы в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
  • Оцените варианты действий, исходя из их преимуществ и недостатков.
  • Определите стратегию решения проблемы и придерживайтесь ее до конца.
  • Начав действовать, отслеживайте ситуацию: проявятся последствия ваших действий, будет появляться все больше информации о вашей проблеме, поэтому будьте готовы в любой момент пересмотреть свою стратегию.

№3. Развивайте интеллект . Каждую неделю работайте над развитием одного из интеллектуальных стандартов: ясность мышления, логика, и т.д. Например, если вы работаете над вниманием, в течение недели фиксируйте, насколько вы внимательны, можете ли сконцентрироваться всегда, когда это требуется, внимательны ли окружающие вас люди.

№4. Ведите интеллектуальный дневник . Каждую неделю делайте записи в дневнике, используя следующий формат:

  1. Опишите ситуацию, которая была наиболее важна для вас (эмоционально значима) в течение этой недели.
  2. Опишите свою реакцию на эту ситуацию как можно более определенно и точно.
  3. Теперь проанализируйте, исходя из того, что вы написали, что на самом деле происходит, каковы корни этой ситуации. Углубитесь в нее.
  4. Оцените результаты анализа – что нового вы узнали о себе? Что вы сделали бы по-другому, если бы заново пережили эту ситуацию?

Умение мыслить нестандартно является конкурентным преимуществом любого фрилансера. Критическое мышление это способ вырваться вперед и создать действительно что-то новое. Конечно, во многих случаях можно обойтись и шаблонными решениями, просто следуя модным тенденциям, но иногда этого недостаточно. В мире информационных технологий все меняется так быстро, что иногда для выполнения какой-нибудь задачи шаблонов просто не существует и тогда приходится «включать» мозг. Вокруг нас бушует четвертая индустриальная революция, но многие люди, в том числе и фрилансеры, этого не ощущают, они просто несутся в бурном информационном потоке вместе со всеми остальными.

А между тем в прошлом году на Всемирном экономическом форуме был опубликован очень интересный доклад, посвященный навыкам, которые будут востребованы в ближайшие годы. На первом месте самых важных скиллов оказалось умение решать комплексные проблемы. Навык критического мышления занял четвертую строчку рейтинга. Но это было в прошлом году. По мнению экспертов, уже к 2020 году критическое мышление станет вторым по значимости навыком для специалистов, работающих в сфере информационных технологий. А это уже серьезно.

Что же такое критическое мышление? Кафедра философии Университета Гонконга дает такое определение: человек с критическим мышлением должен обладать следующими навыками, умениями или способностями:

  • Видеть логические связи между разными идеями
  • Уметь оценивать и систематизировать аргументы
  • Находить несоответствия и распространенные ошибки в рассуждениях
  • Определять важность и актуальность идей
  • Правильно оценивать свои собственные взгляды и убеждения

Эти шесть пунктов ясно показывают, насколько важно критическое мышление. Данные навыки помогают в решении сложных проблем, способствуют коммуникации, заставляют мыслить логически и повышают творческие способности. А это как раз то, что нужно успешному фрилансеру.

Управление информацией

Мы живем в информационном мире и постоянно сталкиваемся с новыми идеями, данными или мнениями. Постоянный доступ в интернет, огромное количество информационных потоков и непрерывная генерация новых идей означает лишь одно: у вас есть большое количество информации для анализа, и нужно что-то сделать, чтобы осмыслить все это. В этом как раз и поможет критическое мышление.

Возможно, критическое мышление стоит воспринимать не как набор полезных навыков, а как образ жизни. Идея не нова. Об этом говорил еще Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда:

«Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему».

По своей сути критическое мышление – это путь к истине. Идя по этому пути, придется решать сложные проблемы, придумывать необычные идеи и выстраивать новые связи между различными понятиями. Критическое мышление является частью нашей жизни, но этот навык можно развить и усилить, чтобы стать настоящим специалистом в своем деле.

Спросите: «Почему?»

В критическом мышлении главный вопрос звучит так: «Почему?». И вопрос этот не так уж прост, как кажется на первый взгляд. Очень многие люди склонны принимать различные мнения, особенно если они подкреплены хоть каким-то авторитетом, как непреложные факты. Однако человек с критическим мышлениям не полагается на веру. Он спрашивает. А почему, к примеру, этот кандидат в президенты лучше, чем его соперник? Почему эта точка зрения является мейнстримом? Откуда пришла эта информация? Почему считается, что определенная интерпретация событий является верной? На каких основаниях можно сделать такой вывод? Вопросы, вопросы и еще раз вопросы. «Почему?» может принимать самые разные формы, так что не стоит отказывать себе в удовольствии спрашивать. Иногда даже самый невинный вопрос может полностью изменить картину мира, что, безусловно, полезно, особенно для творческих людей.

Все в детстве были почемучками, но взрослому человеку не стоит задавать этот вопрос с той же наивностью. Однако в общении с другими людьми или просто в мысленном споре, без правильно поставленных вопросов не обойтись. Это помогает в проведении собственных изысканий, именно так можно получить более глубокое понимание обсуждаемых проблем. Пусть они и не будут выглядеть очень сложными при первом приближении.

Возьмем, к примеру, игры. В детстве все играли в игры. Но сегодня играют все, от мала до велика. Конечно, это уже не прятки, а различные видеоигры, если говорить о взрослых. Но вот вопрос: почему люди начинают играть? И не только на компьютере, ведь сейчас прямо на наших глазах происходит быстрый рост популярности настольных игр. История многих настольных игр исчисляется веками, что же такое находят в них люди? Подобные вопросы заставляют увидеть различные аспекты проблемы и помогают найти самые эффективные решения. Нужно лишь не бояться мыслить критически. Ответ «настольные игры популярны потому, что так всегда было» - это неправильный ответ. Это шаблонное, а не критическое мышление.

Чтение

Одним из лучших способов развития навыков критического мышления являются знания о жизни других народов, ареалах их проживания, их культур и их истории. Получить эти знания вполне возможно, достаточно начать путешествовать по всему миру, но далеко не каждый может это себе позволить. Но можно начать читать. И чем больше, тем лучше.

Сегодня в интернете можно найти практически любую информацию по любой интересующей теме. Не весь представленный контент будет полезным, поэтому важно уметь работать с фактами и не доверять их интерпретации. Читать нужно много и не только то, что нравится. Нужно быть знакомым и с другими точками зрения, пусть они и противоречат наши философским, политическим или религиозным убеждениям. И не важно, кто что сказал, философ или самый обычный человек – истина всегда остается истиной.

Чем больше человек читает, тем больше он узнает. И чем больше массив знаний, тем легче развить навыки критического мышления. При этом вовсе не нужно фокусироваться на научных статьях и тому подобном контенте, вымысел также важен: романы, рассказы, пьесы также помогают понять, как думают и живут другие люди.

Но не стоит забывать о критическом мышлении во время чтения. Если кто-то оформил свои мысли в виде книги или программной статьи на интернет-форуме, то это вовсе не значит, что все, что там сказано, является правдой.

Забудьте о многозадачности

Современные культура и технологии позволяют легко работать в многозадачном режиме. Общепринятая точка зрения гласит, что многозадачность позволяет нам успевать сделать больше, но наука неоднократно опровергала это мнение. Многозадачность отвлекает человека от главного и мешает мыслить по-настоящему серьезно. Это полная противоположность тому, что необходимо для критического мышления.

Для того, чтобы решить какую-то сложную проблему, нужно полностью сосредоточиться на ней, чего невозможно добиться, работая в многозадачном режиме. Чтение, творчество, сотрудничество, обсуждение различных вопросов – все это требует предельной концентрации внимания, особенно если речь идет о достижении реальной цели.

Если действительно нужно обдумать какую-то проблему, лучше избавиться от всего, что может включить многозадачный режим. Не проверять почту. Отключить мобильный телефон. Закрыть ненужные вкладки в браузере, особенно, если это вкладки социальных сетей. Все это мешает думать. Мало того, что это мешает мыслить критически, это вообще не дает мыслить хоть сколь-нибудь продуктивно.

Многие фрилансеры могут не согласиться с этой точкой зрения, чтож, возможно, кому-то удается обдумывать сложную проблему, одновременно выполняя несколько дел. Люди все разные, такое вполне реально. Но для большинства все же жонглирование задачами и вдумчивые раздумья несовместимы.

Время для наблюдений

Сталкиваясь с проблемой или необходимостью придумать новую идею лучше не бросаться с места в карьер, а выделить время для наблюдения. Некоторые вещи требуют времени для осмысления, особенно, если прошлые убеждения и опыт входят в противоречие с какими либо событиями или утверждениями. Сегодня все меняется настолько быстро, что легко запутаться во всем многообразии идей и точек зрения.

Большинство людей в такие моменты предпочитают отойти «на ранее занятые позиции», они не хотят расстаться с привычным образом мыслей. Но чтобы научиться мыслить критически, нужно уметь наблюдать, чтобы правильно оценить ситуацию. Порой полезно несколько дней последить за развитием какой-либо дискуссии на фейсбуке, чтобы составить собственное мнение по интересующему вопросу. Очень заманчиво настаивать на своей точке зрения, однако наблюдение может дать более ясную картину происходящего.

Современный образ жизни сильно мешает размышлениям. Это кажется даже немного диким: как это можно просто думать, больше ничем не занимаясь? Однако сосредоточенное размышление – это один из самых лучших способов для развития критического мышления. Для того, чтобы в голове зазвучал свой собственный голос, важно заглушить все другие голоса. А это трудно, так как вокруг так много отвлекающих факторов.

У каждого свой способ думать. Кто-то отправляется на прогулку, кому-то легче сосредоточиться, работая с карандашом и бумагой. Подойдет любое удобное решение. Главное не забывать, что для критического мышления важно установить связи между идеями. Определиться с направлением мысли. Очертить круг вопросов и выявить проблемы, имеющие отношение к поставленной задаче.

Это особенно трудно, если представить, что прямо в это же время над похожими идеями раздумывают тысячи людей по всему мира. Информационные потоки бурлят и возникает желание просто найти в интернете уже готовое решение. Если хочется развить навыки критического мышления, то придется думать своей головой. Да, это совсем не похоже на продуктивное использование времени. Но только так появляются великие идеи. Некоторые люди бывают настолько везучими, что могут генерировать потрясающие идеи во время напряженной работы над проектом. Однако многие нуждаются в тишине и одиночестве. И времени. Для того, чтобы просто подумать.

Вместо заключения

Мыслить критически и жить эффективно может каждый. Это вовсе не трудно и вовсе не требует большого ума. Критическое мышления это просто способ думать своей головой, подвергая сомнению любые, даже самые интересные идеи. Конечно, критическое мышление не решит всех проблем фрилансера, но это хорошая привычка. И чем больше он будет думать, тем эффективнее он будет работать, учиться, общаться и генерировать креативные идеи.

Самосовершенствование

Как развить критическое мышление? Психология критического мышления

18 октября 2017

Довольно часто термин «критическое мышление» трактуется неверно, подменяется такими понятиями, как творческое мышление, умение строить логические выводы, принятие здравого решения, умение анализировать информацию. На самом деле, перечисленные обозначения не синонимы, а (кроме первого) составляющие процесса критического мышления. Творческое можно считать антагонистом критическому. Поэтому такая подмена понятий неуместна.

Что такое критическое мышление и нужно ли его развивать?

Происхождение термина

Слово критика образовано от греческого kritike и буквально переводится как "умение разбирать или судить" (составлять мнение, опираясь на факты).

Такая способность человека как мышление на протяжении многих лет изучается разными науками (логика, психология, лингвистика, философия, патопсихология, нейропсихология). Обобщенно мыслительный процесс можно определить как способность к мотивированному достижению поставленной цели через систему определенных действий и планирование с предсказуемым результатом. Естественно, что в зависимости от науки, рассматривающей или изучающей мышление, будут меняться и определения этого явления. Для правильного толкования термина «критическое мышление» достаточно понятия о том, что это - особая деятельность человека с определенной структурой и видами.

Из всего перечисленного можно вывести определение: что такое критическое мышление. Лев Семенович Выготский предложил свою формулировку, в которой описал один из видов интеллектуальной деятельности с объективным подходом к окружающей действительности и информационным потокам. Данная способность человека основывается на системе правил и действий.

Признаки

Прежде чем перечислить способы развития критического мышления, следует описать признаки, присущие этому виду интеллектуальной деятельности:

  1. Одним из ключевых признаков является самостоятельность в умозаключениях, оценках явлений и предметов и убеждениях. Это - способность добывать и анализировать информацию с опорой на свой личный опыт и известные схемы решения проблем. Отсюда, чем полнее информация о решаемой проблеме и многообразнее палитра способов разрешения проблемы, тем достовернее будет спрогнозирован результат (минуя устоявшиеся стереотипы людей).
  2. Еще одной отличительной чертой можно считать отношение к информации: ее нахождение, анализ, отбор и применение. Человек, умеющий из любой информации выделить нужные зерна и установить связи с интересующим объектом, может справиться с проблемами любых уровней.
  3. Признаками также можно считать постановку правильных вопросов, которые, как известно, представляют собой решение половины задачи, и разработку стратегии решения проблемы.
  4. Важным признаком является и исчерпывающая аргументация, рационализация и разумные и обоснованные доводы.
  5. Одна голова хорошо, а две - еще лучше. Очередным признаком является и учет социальных факторов в решении задачи, ведь в споре рождается истина. Поэтому дебаты и дискуссии - это приемлемая форма работы по достижению цели.

Как развить критическое мышление при помощи известных приемов без посторонней помощи? Достаточно практиковаться ежедневно, пока этот процесс не станет образом жизни.

Видео по теме

Приемы развития навыка

Из-за большого количества приемов развития критического мышления перечислить все не представляется возможным (и необходимым). Поэтому достаточно перечислить наиболее популярные из них и остановиться на описании эффективно применяемых.

Как развить критическое мышление самостоятельно? К популярным приемам относятся:

  1. «Кластеры».
  2. «Корзина идей».
  3. «Обратные логические цепочки».
  4. «Верные и неверные утверждения».
  5. «Шесть шляп».
  6. Fishbone.
  7. «Синквейн».
  8. «Бортовые журналы».
  9. «РАФТ».
  10. «Дерево предсказаний».
  11. «Пометки на полях».
  12. «Вопрос дня».

«Кластеры»

Прием хорошо использовать при систематизации добытой информации и установлении связей между явлениями.

Принцип построения кластера основан на модели строения солнечной системы. Интересующий вопрос или проблема занимают положение Солнца. Вся остальная информация располагается на позициях планет солнечной системы с их спутниками.

Fishbone

Еще одним приемом систематизации информации и нахождения оптимального решения проблемы представляется Fishbone.

Его помощь в вопросе того, как развить критическое мышление, неоспорима. Прием отображается в виде скелета рыбы. Голова и хвост обозначаются как проблема и ее решение соответственно. На ребрах расположены причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие их. Этот прием позволяет выявить взаимосвязь проблем и систему их взаимодействия.

«РАФТ»

Этот прием хорош для работы над устной речью, развитием риторики и навыком убеждения. Название образовано из первых букв слов - Роль, Аудитория, Форма, Тема. Данный прием подразумевает обсуждение темы от лица определенного персонажа (роль), на аудиторию (определенного уровня потребностей), в выбранной заранее форме (диалог, рассказ, анекдот и т. д.) повествования и заданном количестве тем.

«Шесть шляп»

Как развить критическое мышление при помощи шляп? Прием подходит и для самостоятельной работы, и для работы с аудиторией (и большой, и не очень). Количество шляп соответствует определенным взглядам на проблему. Цвета закреплены за определенными элементами:

  • белый - факты;
  • желтый - возможности;
  • синий - смысл;
  • зеленый - креатив;
  • красный - эмоции;
  • черный - критика.

Можно заметить, что рассмотрение проблемы происходит комплексно, с разных позиций, что позволяет принять наиболее приемлемое и рациональное решение.

«Дерево предсказаний»

Прием для развития умения аргументированно и обоснованно составлять прогнозы на заданную тематику.

Тема представлена стволом дерева. Прогнозы (возможно, вероятно) - ветки по двум сторонам. Аргументы - листья на ветках. Таким способом можно не только составить вероятностную модель развития ситуации, но и определить решающие факторы в создавшейся ситуации.

Технологии развития критического мышления в системе образования

Современное образование слишком сконцентрировано на самом процессе обучения, что находит свое выражение в чрезмерном увлечении (нужными и не очень) технологиями. Коренным образом применение технологий практически ничего не меняет (кроме названий частей урока, согласно требованиям технологии, ЗУНов - компетенциями и т.д.). По итогу ученик должен запомнить определенный материал. Правда, приветствуется применение на уроках развивающих головоломок в определенной дозировке. Такой вид деятельности вносит разнообразие в строго регламентированную жизнь ученика. Ведь для того, чтобы найти ответ на вопрос о том, как собрать головоломку, требуется мобилизация всех знаний, умений и навыков, а также самостоятельность в достижении поставленной цели.

Для того чтобы технология развития критического мышления не выглядела декоративным дополнением в школьной жизни нужно изменить саму систему образования. А это в ближайшем будущем сделать практически невозможно.

На уроках часто применяются многие элементы критического мышления (вопрос дня и др.), но основа остается тайной за семью печатями.

Вместо заключения

Развитие критического мышления доступно для человека примерно с 5-6 лет. До этого времени еще не развиты достаточно и нервная система и не сформированы определенные отделы головного мозга. Для старшего дошкольника решение вопроса: "Как собрать головоломку?" - и есть это развитие. Для младших школьников набор приемов расширяется. А для ребят среднего и старшего звена доступна вся палитра приемов развития критического мышления.

Взрослые могут самостоятельно, по мере надобности или для самопроверки, пользоваться перечисленными приемами. К тому же, применение критического мышления в повседневной жизни помогает сохранить молодость мозга на долгие годы. С другой стороны, именно критическое мышление позволяет человеку оставаться Личностью, то есть не поддаваться на провокации хорошо отработанной системы управления общественным мнением.

В любом своем виде деятельности человек сталкивается с критикой. Согласно стереотипу, сложившемуся за многие годы под критикой понимают отношение к предметам или объектам окружающего мира, причем чаще всего негативное. Однако это мнение не совсем верно. Существует ещё и такое понятие как критическое мышление. Однако оно не несет в себе цели найти негативные стороны в предметах и объектах. Прежде всего – это вид интеллектуальной деятельности человека, характеризуемый высоким уровнем понимания, восприятия и объективности отношения к окружающему миру.

Развитие критического мышления – это, прежде всего, соотнесение своих знаний с опытом и их сравнение с другими источниками. Каждый человек вправе не доверять услышанной информации, проверять её достоверность и логику доказательств, а также рассматривать возможности решения тех проблем, с которыми он сталкивается ежедневно. Критическое мышление обладает несколькими параметрами:

  • полученная информация является начальным пунктом критического мышления, но не конечным;
  • начало критического мышления характеризуется постановкой вопросов и выяснения проблем, которые необходимо решить;
  • критическое мышление всегда стремится к созданию убедительных аргументов;
  • критическое мышление является социальным видом мышления.

Человек с идеальным критическим мышлением обладает хорошей осведомленностью, справедливостью в оценке окружающего мира, желанием пересмотреть и прояснить проблемы и сложные вопросы. Он тщательно ищет нужную информацию и разумно выбирает ее критерии. Чтобы обладать этими качествами, критическое мышление необходимо развивать.

Приемы технологии развития критического мышления

Основанная методика развития критического мышления имеет не очень благозвучное название – РКМЧП, что означает развитие критического мышления через чтение и письмо.

Эта технология разработана рядом американских ученых-преподавателей Хобарт и Вильям Смит Колледжа и Университета штата Северная Айова. Использовать методику в России начали в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной. Прежде всего, РКМПЧ формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.

Технология развития критического мышления состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии, и стадии рефлексии.

  1. Стадия «Вызов». Активизирует полученные ранее знания, помогает в обнаружении недостатка в этих знаниях и определяет цели к получению новой информации.
  2. Стадия «Осмысление». На этой стадии происходит осмысленная работа с текстом, в ходе которой человек делает маркировку, составляет таблицы и ведет дневник, которые позволяют отслеживать собственное понимание информации. Напомним что под «текстом» также подразумеваются речь и видеоматериал.
  3. Стадия «Рефлексия» (размышление). Позволяет вывести знания на уровень их понимания и применения на практике. На этой стадии происходит формирование личного отношения человека к тексту, которое он записывает своими словами либо обсуждает во время дискуссии. Метод обсуждения имеет более важное значение, поскольку в ходе обмена мнениями отрабатываются коммуникативные навыки.

В технологию РКМЧП входят различные методические приемы:

  • методы активного письма (маркировочная таблица, кластер, «двойной дневник», таблица «З-Х-У»);
  • методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками);
  • методы организации групповой работы (чтение и суммирование в парах, зигзаг).

Рассмотрим основные методы, применяемые на практике:

1. Метод «З-Х-У» (знаем - хотим узнать - узнали). При работе с текстом в тетради рисуется таблица, в которой человек вписывает свои мысли в соответствующие поля и затем анализирует написанное.

2. Инсерт. Это метод чтения с маркировкой. При чтении текста человек ставит на полях заметки соответствующие его отношению к информации. В процессе работы используется 4 маркера:

  • "V" – написанное соответствует тому, что человек уже знал ранее или думал что знает;
  • "- " – написанное противоречит тому, что человек уже знает или думал что знает;
  • "+" – написанное является для человека новым;
  • "?" – написанная информация не понятна, либо человек хотел бы получить более подробные сведения по читаемой тематике.

Этот метод позволяет классифицировать информацию в зависимости от опыта и знаний. Вся записанная информация заносится в маркировочную таблицу «Инсерт».

v - + ?

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!