Применение относительно определенных норм права. Как классифицируются нормы права? Абсолютные и относительные нормы права

(особенности применения относительно-определенных норм права)

Понятие и формы реализации права

Право создается для того, чтобы оно практически претворялось в жизнь, чтобы достигались те цели, на которые рассчитывал законодатель. В противном случае сам этот институт не имел бы смысла. Еще встарь говорилось: "Напрасно законы писать, коли их не исполнять". Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

Французский мыслитель Ш. Монтескье в своем знаменитом труде "О духе законов" писал: "Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде". Звучит весьма современно и актуально.

Простое принятие все новых и новых правовых норм не может само по себе дать желаемого социального эффекта - необходимо добиваться их действительной реализации, логического конечного результата, реального воздействия на регулируемые отношения. Нельзя понять подлинную сущность права, отвлекаясь от всего этого процесса, т.е. в статическом состоянии, а только в динамике, движении, развитии. Значение имеет лишь живое, действующее право.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Можно иметь самое совершенное законодательство, прекрасные, мудрые законы, но если они никем не будут восприниматься и исполняться, то все это превращается в свод благих пожеланий; усилия законодателей, правотворческих органов будут сведены на нет. Закон силен не своими абстрактными достоинствами, а реальным, позитивным действием. Мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как никакой пользы не приносят.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.



Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.



Реализация права - способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

В науке различают четыре основные формы реализации права: 1) соблюдение; 2) использование; 3) исполнение; 4) применение. В основу такого деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм.

┌────────────────────────────────────────┐

│ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА │

└────────────────────┬───────────────────┘

┌───────────────┬──────────┴────────┬─────────────────┐

┌───────┴──────┐ ┌──────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴──────┐

│ Соблюдение │ │ Исполнение │ │ Использование │ │ Применение │

└──────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └──────────────┘

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо правомерным, либо неправомерным, либо юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации заключаются в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;

б) это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;

в) она касается главным образом правовых запретов;

г) осуществляется вне конкретных правоотношений;

д) происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Спецификой данной формы является то, что она: во-первых, распространяется в основном на обязывающие нормы; во-вторых, предполагает, в отличие от первой (пассивной) формы, активные действия субъектов; в-третьих, отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции; в-четвертых, в большинстве случаев правоисполнительные действия, опять-таки в отличие от первой, так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.).

Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.

Применение права как особая форма его реализации

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента властности.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют "вознаграждения". Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.

Правда, в последнее время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах. "Просителей" у парадных подъездов стало меньше, а стало быть, меньше возможностей для злоупотреблений.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов).

Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) - это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение, использование и другие формы - видовые. Их надо соотносить с общей категорией - "правореализация".

Основные стадии процесса применения норм права

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях.

┌─────────────────────────────────────────────────┐

│ СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА │

└───────────────────────┬─────────────────────────┘

│ Установление фактических обстоятельств дела │

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Выбор нормы права и юридическая │

│ квалификация дела │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Проверка и толкование нормы права │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Решение дела │

└─────────────────────┬───────────────────────┘

┌─────────────────────┴───────────────────────┐

│ Контрольно-исполнительная стадия │

└─────────────────────────────────────────────┘

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Еще римские юристы рекомендовали руководствоваться здесь следующей формулой: что - где - когда - кто - как и почему. Ответив на все эти вопросы, следователь может получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела.

Поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться.

Современная правовая наука уже давно преодолела концепцию А.Я. Вышинского о так называемом "относительном характере" следственной и судебной истины. Под "относительной" же истиной тогда, в разгар сталинских репрессий, понималась определенная степень вероятности того, что дело было так, как считают следователь, судья, прокурор. Мол, абсолютная истина здесь недостижима, поэтому можно довольствоваться относительной.

Практические последствия такой концепции хорошо известны. Версий может быть много, а истина одна, и она должна быть установлена во что бы то ни стало. В противном случае дело нельзя считать законченным. Другой вопрос - сложность добывания истины (запутанность ситуации, недостаток доказательств и т.д.). По каким-то делам она в силу этого и не устанавливается, но тогда дело нельзя считать расследованным, а стало быть, и нельзя направлять его в суд.

Под абсолютной объективной истиной в данном случае понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности.

На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона. "Закон всеобщ, а случай единичен" (К. Маркс).

Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования.

Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.).

Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: "Позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится";

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;

в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения - ст. 76 Конституции РФ);

г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ);

д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах - аналогии закона и аналогии права.

На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу).

Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось.

В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья - это говорящий закон, а закон - немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга. Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

Акты применения норм права:

понятие, особенности, виды

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер, т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющих безличную (неперсонифицированную) природу;

2) являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;

4) выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

5) исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

6) обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные "казенные бумаги" выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов .

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям.

1) По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

2) По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3) По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

4) По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5) По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность (А.Д. Черкасов).

6) По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим. Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. <*>, а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже - свойства нормативного акта.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

Это специфическая плоскость деления юридических норм на виды, иной (по сравнению с общей классификацией) «разрез» права.

Индивидуальное регулирование в праве носит поднормативный характер. Оно не только осуществляется на основе, в пределах и формах, предусмотренных нормами, но в той или иной степени ими направ-

А это значит, что в праве существуют особые разновидности

норм, которые призваны как бы «опекать» индивидуальное регулирование, обеспечивать его поднормативность, пределы «усмотрения» и т.д. Индивидуальное регулирование независимо от его вида предполагает, во-первых, наличие известного простора для самостоятельного решения субъектом того или другого вопроса в соответствии с особенностями данной ситуации, а, во-вторых, наличие полномочий у лиц на такое решение. Каждая норма, направленная на обеспечение индивидуального регулирования, выражает оба эти момента: она не дает исчерпывающего, абсолютно определенного решения, оставляя в регулировании как бы некоторые «пустоты» и в то же время дозволяет определенным лицам самим решать (конкретизированно урегулировать) данные вопросы. Однако соотношение указанных двух моментов в конкретных нормах зависит от вида индивидуального регулирования. Здесь следует различать: а) индивидуальное регулирование, осуществляемое компетентными правоприменительными органами на основе предоставленных им государственно-властных полномочий; б) «автономное» регулирование, осуществляемое самими участниками регулируемых отношений на основе предоставленной им свободы

распоряжения своими правами (диспозитивности).

В первом случае, когда индивидуальное регулирование осуществляется компетентными органами, момент дозволенности не является в норме решающим: он предопределен наличием у правоприменительных органов государственно-властных полномочий. Поэтому на

первый план в норме выступает степень определенности ее содержания,

т.е. указание на то, в какой мере, по каким вопросам правопримени-

Глава XIV. Виды норм права

тельный орган может принимать самостоятельные решения. Вот почему в данной плоскости различаются абсолютно определенные и относительно определенные нормы.

Во втором случае, когда индивидуальное регулирование осуществляют участники данного отношения, на первый план выступает момент дозволенности, допустимости «автономного» урегулирования. Ведь участники общественного отношения в принципе обладают лишь правовой активностью; они могут участвовать в правовом регулировании на основе дозволения, опираясь на которое лица действуют «диспозитивно» – сами определяют свои взаимоотношения. Вот почему в области «автономного» регулирования деление норм осуществляется под несколько иным углом зрения – они подразделяются на императивные и диспозитивные.

А б с о л ю т н о о п р е д е л е н н ы е и о т н о с и т е л ь н о о п р е д е л е н н ы е н о р м ы.

Абсолютно определенные – это нормы, которые с необходимой кон-

кретностью и полнотой устанавливают условия действия нормы, права и обязанности ее адресатов и не предусматривают возможность конкретизации общественных отношений с помощью индивидуальных правоприменительных актов.

Например, норма ст. 270 УПК предписывает, что «явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания». Какого-либо права суда на решение вопроса о том, удалять или не удалять свидетелей, норма не предоставляет.

Относительно определенные – это нормы, которые не содержат до-

статочно полных указаний об условиях действий нормы, правах и обязанностях сторон или юридических санкциях и предоставляют право государственным и иным правоприменительным органам решить дело с учетом конкретных обстоятельств. Указанная разновидность норм выражает наличие определенных пределов «свободы усмотрения» компетентного органа. Эти пределы могут быть различными и, следовательно, может быть различной и степень определенности норм. В связи с этим относительно определенные нормы подразделяются на три основные группы: ситуационные, альтернативные, факультативные.

Ситуационные – это нормы, предусматривающие возможность пря-

мого конкретизированного регулирования актом правоприменительного органа в зависимости от особенностей конкретной ситуации1.

1 Впервые в юридической литературе на факт существования ситуационных норм указал К.И. Комиссаров (см.: Комиссаров К.И. Судебное усмотрение в советском гражданском процессе // Советское государство и право. 1969. № 4. С. 51). Автор, однако, допускает неточность, когда помещает ситуационные нормы в один ряд с императивными и диспозитивными нормами. Он более точен, когда (применительно к одному из

Вместе с тем и в рамках ситуационных норм пределы усмотрения, предоставляемые компетентным органам, весьма различны.

Так, довольно значительные пределы усмотрения допущены, например, в нормах с формулировками «в случае надобности» (СУ РСФСР. 1934. № 13, п. 19 ст. 81), в нормах, предусматривающих право государственного органа решать данный вопрос и не содержащих конкретных указаний на условия того или иного решения (см., например, нормативные положения гражданских кодексов, согласно которым суд при определении размера возмещения за вред должен учитывать имущественное положение обеих сторон), и др.

К числу ситуационных принадлежат также нормы, предусматривающие более узкие пределы усмотрения, – нормы, которые содержат указания об условиях их действия, правах и обязанностях сторон, но которые в то же самое время дозволяют конкретизировать их в установленных пределах. Так, в соответствии с действующим брачно-семейным законодательством судебные органы во многих случаях устанавливают объем уплачиваемых алиментов; при расторжении брака – порядок раздела имущества и т.д.1

Альтернативные и факультативные нормы выражают сложное (кумулятивное) или альтернативное построение их элементов (гл. XIII), которое в большинстве случаев обусловлено необходимостью определенным образом регламентировать пределы усмотрения правоприменительного органа.

Альтернативные – это нормы, предусматривающие возможность

применения правоприменительным органом одного из нескольких точно обозначенных в норме вариантов, в том числе вариантов санкций (см. указанную ранее ст. 339 УПК РСФСР, ст. 246, 364 ГК РСФСР и др.).

Факультативные – это нормы, предусматривающие наряду с глав-

ным вариантом, который применяется, «как правило», факультативный вариант. Он может быть применен правоприменительным органом в порядке замены основного варианта при определенных усло-

элементов нормы) различает три разновидности относительно-определенных санкций: альтернативные, факультативные, ситуационные (Комиссаров К.И. Правоприменительная деятельность суда в гражданском процессе // Советское государство и право. 1971. № 3. С. 74–75). Впрочем, попытки дополнить деление норм на императивные и диспозитивные следует признать «традиционными»: в качестве «третьего члена» этого деления пытались обрисовать и рекомендательные и даже поощрительные нормы.

1 О разновидностях административного усмотрения см.: Коренев А.П. Применение норм советского административного права: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Ленинград, 1971. С. 26–27.

Глава XIV. Виды норм права

виях. Так, согласно ч. 1 ст. 47 ГК РСФСР несоблюдение обязательной нотариальной формы сделки влечет за собой ее недействительность. В то же время ч. 2 этой же статьи предоставляет суду право признать сделку, совершенную с нарушением нотариальной формы, действительной при условии, если она не содержит ничего противозаконного, одна из сторон полностью или частично исполнила ее, а другая уклоняется от нотариального оформления1.

Пределы усмотрения, предусматриваемые альтернативными и факультативными нормами, не столь широки, как в случаях, регламентированных ситуационными нормами. Здесь с большей наглядностью проявляется направляющая роль юридических норм в индивидуальном регулировании: нормы прямо устанавливают варианты, которые (и только которые) может выбирать правоприменительный орган. Однако и здесь перед нами индивидуальное регулирование, выражающее государственно-властные полномочия компетентных органов.

И м п е р а т и в н ы е и д и с п о з и т и в н ы е н о р м ы.

Императивные – это нормы, выраженные в категорических предписаниях, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц иными условиями их поведения. Если участники общественного отношения все же заключили соглашение, устанавливающее иной порядок, то оно (соглашение) все равно признается недействительным, ничтожным; следовательно, и в этом случае действует категорическое предписание, выраженное в императивной норме. Так, например, если стороны включили в договор условие, направленное на ограничение правоспособности (допустим, предусмотрели обязанность одной из сторон не вступать в брак до достижения тридцатилетнего возраста), то подобное соглашение лишено какой-либо юридической силы, ибо нормы, регламентирующие правоспособность граждан, носят императивный характер. Диспозитивные – это нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Диспозитивные нормы иногда называются также

«восполнительными»: они восполняют отсутствующее соглашение, функционируют лишь тогда, когда стороны не договорились между собой по данному вопросу. На практике они и распознаются по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре» и др. (см., например, норму ст. 53 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).

Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 30–31.

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

Таким образом, диспозитивные нормы однотипны с относительно определенными нормами: и те, и другие предусматривают возможность регламентации общественных отношений при помощи индивидуальных актов. Но они отличаются друг от друга тем, что в диспозитивных нормах на первый план выступает момент дозволения: они устанавливают такую степень диспозитивности, в соответствии с которой лица сами («автономно») решают определенный вопрос; правило же в норме предусматривается только на тот случай, если субъекты данный вопрос «автономно» не урегулируют1. Относительно определенные нормы функционируют в сочетании с индивидуальными актами (актами органов государственного управления, актами судебных органов). Диспозитивные же нормы действуют при отсутствии индивидуальных актов-соглашений между сторонами по данному вопросу.

Диспозитивные нормы встречаются главным образом в гражданском праве. Особенности имущественных отношений, складывающихся на основе товарного производства, предполагают необходимость известной децентрализованной регламентации содержания отношений при помощи гражданско-правовых договоров. Изредка диспозитивные нормы можно встретить и в других отраслях права. Такой нормой является, например, правило ч. 1 ст. 27 УПК РСФСР, предусматривающее, что по ряду дел, возбужденных по жалобе потерпевшего, приговор может быть вынесен судом только в том случае, если до удаления суда в совещательную комнату не достигнуто примирение сторон.

Более широкой категорией, чем диспозитивные нормы, является принцип диспозитивности, характеризующий самостоятельность, свободу субъектов в распоряжении своими правами, в том числе и процессуальными средствами. Этот принцип выражается не только в дис-

позитивных, но и в императивных нормах2.

1 «Диспозитивная норма – сложная норма, где органически сочетаются два самостоятельных правила. Одно правило – это предоставление правомочия сторонам действовать в конкретных условиях по собственному усмотрению. Другое же правило, имеющее самостоятельное значение,– это предписание на случай, если стороны правоотношения сами не определили права и обязанности» (Общая теория советского права. С. 215). Вместе с тем следует учитывать, что правило, устанавливаемое на случай отсутствия соглашения, все же служит известным образцом, ориентирующим стороны на «предпочтительный» вариант.

Известное смешение диспозитивных норм и принципа диспозитивности допускает

Б.А. Галкин, по мнению которого «в тех случаях, когда возможность выбора определенного способа действия в зависимости от индивидуальной воли субъекта правоотношения закон адресует к гражданину, можно говорить о диспозитивных процессуальных нор-

мах» (Галкин Б.А. Советский уголовно-процессуальный закон. Госюриздат, 1962. С. 65).

Глава XIV. Виды норм права

Еще по теме Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с индивидуальным регулированием (абсолютно определенные и относительно определенные; императивные и диспозитивные).:

  1. Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с индивидуальным регулированием (абсолютно определенные и относительно определенные; императивные и диспозитивные).

Рассмотрим виды норм права , которые представлены в рамках различных классификационных подходов.

Изучение видов норм права помогает правильно установить их роль и назначение в системе правового регламентирования, определить их природу.

В юридической литературе сложились различные подходы к выделению видов норм права.

В зависимости от содержания выделяют следующие виды:

- исходные ;

- общие ;

- специальные .

В исходных нормах определяются основы правового регулирования общественных отношений; фиксируются его цели и задачи, а также пределы и направления. К ним относят декларативные (содержат правовые принципы), дефинитивные (содержат определения правовых понятий) и т.д.

Общие виды норм внутренне характерны для общей части отраслей права, они распространяют свое действие на их институты.

Специальные виды норм относятся к отдельным институтам соответствующей отрасли права. В них предусмотрено регламентирование определенного вида родовых общественных отношений, что позволяет учитывать присущие им особенности и т.д. Данный вид норм уточняют общие установления, определяют временные и пространственные условия для их реализации, а также устанавливают способы правового воздействия на поведение индивида.

В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют следующие виды: конституционные, административные, гражданские, уголовные, трудовые и т.п.

В зависимости от их характера разграничивают следующие виды:

- материальные (гражданские, административные, уголовные и т.д.);

- процессуальные (гражданско-процессуальные, административно-процессуальные, уголовно-процессуальные и т.д.) нормы.

В зависимости от метода правового воздействия существуют следующие виды норм права:

- императивные : содержат властные предписания;

- диспозитивные : предполагают свободу усмотрения индивида;

- поощрительные : стимулируют социально полезное поведение личности;

В зависимости от времени действия выделяют виды норм права:

- постоянные : представлены в законах;

- временные : представлены в Указах Президента РФ о введении чрезвычайного положения в связи со стихийным бедствием.

В зависимости от функций

- регулятивные : содержат предписания, в которых указаны права и обязанности участников правовых отношений, например, нормы Конституции РФ, устанавливающие права и обязанности граждан, Президента и т.д.;

- охранительные : направлены на защиту нарушенных субъективных прав, например, нормы административно-процессуального права. Они призваны обеспечить восстановление нарушенного состояния при помощи различных правовых средств защиты.

В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие соответствующих норм, выделяют следующие виды:

- общераспространенные : действуют для всех граждан, например, положения Конституции России;

- специально распространенные : действуют лишь в отношении определенной категории индивидов (например, пенсионеров, студентов и т.д.).

В зависимости от степени определенности элементов нормы права различают следующие их виды:

- абсолютно определенные : в них точно определяются права и обязанности участников правовых отношения, условия действия и последствия несоблюдения. Например, нормы Уголовного кодекса РФ, в которых четко устанавливается исчерпывающий перечень отягчающих ответственность обстоятельств;

- относительно определенные : устанавливают возможные варианты поведения. Например, санкции статей Особенной части Уголовного кодекса, в которых предусмотрены нижний и верхний пределы уголовного наказания;

- альтернативные : закрепляют различные варианты действия, из которых производится выбор с учетом конкретных обстоятельств. Например, установление нормами Уголовного кодекса разных видов наказания (лишение свободы, исправительные работы либо штраф).

В зависимости от сферы действия различают следующие виды норм права:

- федеральные : действуют на территории всего государства, например, нормы Уголовного кодекса РФ;

- региональные : действуют на территории отдельных субъектов России;

- локальные : действуют на территории конкретной организации, учреждения и т.п.

В зависимости от юридической силы различают:

- правовые нормы законов : содержатся в законах, которые принимаются по усложненной процедуре и имеют высшую юридическую силу;

- правовые нормы подзаконных актов : принимаются на основе и в развитие законов, регламентируют правовое поле более детально.

В зависимости от способа правового регулирования выделяют следующие виды:

- управомочивающие : дают возможность совершать определенные действия, например, принять имущество, переданное по завещанию;

- обязывающие : предписывают совершить те или иные действия, к примеру, оплатить плату за проживание, возвратить учебники в библиотеку;

- запрещающие : не разрешают производить те или иные действия, к примеру, нарушать действующие правила дорожного движения.

В зависимости от субъектов правотворчества разграничивают:

- нормы, принятые государственными органами (исполнительными или законодательными);

- нормы, принятые негосударственными структурами (народом на референдуме или муниципальными органами).

Таким образом, правовые нормы отличаются многообразием. В литературе существуют различные подходы к классификации видов норм права в зависимости от соответствующего признака. Рассмотрение отдельных видов норм права позволяет лучше понять природу данной категории.

  • Назад
  • Вперёд

Норма права — закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Норма права — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

"ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996:

"Свое непосредственное выражение развитое, исторически сложившееся право находит в общеобязательных правилах поведения классового общества – правовых нормах. Нормы права есть, таким образом, первичная исходная "клеточка" сложившегося юридического права. Они характеризуются тем, что официально устанавливаются (либо санкционируются) государством, носят общеобязательный характер, их исполнение в необходимых случаях поддерживается государственным принуждением.

Нормы права регулируют поведение людей. Этим они отличаются, например, от правил логики, грамматики, которые соблюдаются для правильного выражения мысли в письменной и устной речи. С помощью права нельзя также "предписать" человеку тот или иной образ социального мышления, идеологию, систему духовных ценностей. Общественное сознание, культурный уровень общества получают свое отражение в праве, определяют содержание правовых норм, их систему. Однако правовые нормы регулируют лишь поступки людей, их поведение, в котором находят свое выражение те или иные идеи, оценки и т.д.

Правовые нормы регулируют, однако, не всякое, а социальное поведение людей, то есть их взаимоотношения между собой (коммуникативную деятельность) в процессе производства, в политической жизни, в управлении, в семейной жизни. Право не предписывает правил поведения технического, естественного характера: производственных приемов и действий по управлению машинами, приемов агротехники, по поддержанию здоровья и т.д. Это – правила взаимоотношений человека с природой, техникой, которые сами по себе не носят социального характера. Лишь в той мере, в какой технические правила затрагивают интересы людей (например, правила техники безопасности, бережного обращения с машинами, правила охраны здоровья людей, охраны природы), они приобретают социальный характер, а если они признаются и охраняются государством, то и правовой характер."

Комментарий

Все нормы права вместе составляют право (объективное право). То есть право, состоит из совокупности правовых норм. Правовая норма является своего рода клеточкой права. В общем виде, нормы права изучаются в рамках «Теории государства и права».

Совокупность норм, регулирующих определённый круг общественных отношений, составляет отрасль права (налоговое право, семейное право, гражданское право и т.д.). Внутри отраслей права нормы также группируются по правовым институтам (субинститутам).

Определение нормы права приведено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть" (п. 4):

"Норма права — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение."

Норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы (если), диспозиции (то следует) и санкции (иначе).

То они подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения ();

К тем, кто не исполнил обязанность по постановке на налоговый учет, применяются санкции, предусмотренные статьей 116 НК РФ ().

Следует отметить, что на практике, правовые нормы далеко не всегда содержат в себе все три элемента. Многие нормы содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы).

Гипотеза

Существует несколько видов классификации гипотез:

Простые и сложные;

Абстрактные и казуистические.

Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется правовая норма норма.

Пример

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий.

Пример

Статья 6 НК РФ предусматривает:

«Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

В рассматриваемом случае, сложная гипотеза - Если нормативно правовой акт о налогах и сборах:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;

Диспозиция – То:

«Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу»

Абстрактная гипотеза акцентирует внимание на их общих, родовых признаках, а не на частностях.

Пример

Пункт 1 статьи 3 НК РФ устанавливает – «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Абстрактная гипотеза – Если налоги и сборы установлены законно

Диспозиция – То, каждое лицо должно их уплачивать.

Казуистическая гипотеза акцентирует внимание на частностях.

Пример

Пункт 1 статьи 145 НК РФ устанавливает, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Казуистическая гипотеза – Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Диспозиция – то, такие налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Диспозиция

Диспозиция определяет само правило поведения.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных и них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. При этом используются слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в части 2 статьи 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону».

Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. При этом используются слова «обязан», «должен», «подлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в статье 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Запрещающими называются диспозиции , содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). При этом используются слова: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например, диспозиция нормы, закрепленной в части 5 статьи 13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Санкция

В санкции нормы определены неблагоприятные последствия материального, физического, психического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Пример

Санкция п. 1 ст. 116 НК РФ:

Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Относительно-определенные санкции устанавливают интервал мер государственного воздействия на правонарушителя. К таким санкциям относятся нормы уголовного права, выраженные формулировками: «наказывается лишением свободы на срок от... до... лет», «наказывается лишением свободы на срок до... лет».

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один – наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, многие санкции уголовно-правовых норм определяют: («наказывается лишением свободы на срок до... лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»).

Нормы права и нормативно-правовой акт

Норма права не обязательно совпадает с текстом нормативно-правового акта. На практике встречаются следующие ситуации:

Все три элемента логической структуры нормы права включаются в одну статью нормативного акта;

В одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм;

Элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

Элементы нормы права указываются в нескольких статьях различных нормативных актов.

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

1) прямой - норма права прямо излагается в статье (нормы прямого действия);

Классификация норм права

Существуют множество классификаций норм права. Например, по отраслям права - нормы гражданского, уголовного, административного, финансового и т.д. права.

По форме установленного правила нормы подразделяют на императивные и диспозитивные .

Нормы права подразделяют также на управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие.

"ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА", Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996

"Гражданское право: В 3 т.: Учебник" (под ред. С.А. Степанова) ("Проспект", "Институт частного права", 2010)

юридический норма право акт

Нормы права чрезвычайно разнообразны. Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям.

Первая и наиболее очевидная классификация - в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т.д.

Алексеев С.С. рассматривает подразделение на нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права - регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Например: п. 1. ст. 40 Конституции РФ "Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища".

Нормы процессуального права регулируют юрисдикционную процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Например: п. 1. ст. 123 Конституции РФ "Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом".

Нормы права могут быть полными и логическими .

Полная норма права - это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом:

  • - если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза);
  • - то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция);
  • - иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция). Полные нормы встречаются сравнительно редко. Обычно в одной статье или даже в одном нормативном акте не содержатся одновременно и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы.

Логическая норма права - это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права. Чтобы сформулировать целостную конструкцию логической нормы, необходим логико-лингвистический поиск и толкование законодательства с использованием знаний основных правил юридической техники.

В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные . Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные - их защиту в случае нарушения.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей. Например: п. 3. ст. 261 ГК РФ "Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц".

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание этих мер. Например: ст. 306 ГК РФ "В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом".

Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся по способу правового регулирования на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия.

Дозволяющие (управомочивающие) нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности. Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить - реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации. Субъективное право, в отличие от обязанностей и запретов, - это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право немедленно превращается в обязанность, то есть в свою противоположность. Например: ст. 301 ГК РФ "Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения".

Обязывающие нормы права возлагают на субъекта обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения. Например: п. 1 ст. 227 ГК РФ "Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу". В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством. От участника правоотношения здесь требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий. Например: п. 3 ст. 302 ГК РФ "Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного предъявителя".

Регулятивные и охранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

В системе права можно выделить группу специальных (специализированных) норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права.

Специализированные нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того, какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей :

1. Общие нормы (например, устанавливающие общие условии исполнения обязательств, нормы о правосубъектности).

Например: в ст. 309 ГК РФ зафиксированы следующие моменты "Обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".

  • 2. Дефинитивные (нормы-дефиниции ), формулирующие законодательные определения понятий (понятие преступления, понятие юридического лица и др.). Например: в ст. 14 УК РФ дано легальное определение понятия преступления.
  • 3. Декларативные (нормы-принципы ) - это нормы, в которых сформулированы правовые принципы, задачи, цели. Например: в п. 2. ст. 17 Конституции РФ установлено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  • 4. Оперативные нормы, с их помощью из действий системы права изымаются права, устаревшие нормы и вводятся новые. Например: ст. 3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ "С 1-го января 1995 г. На территории РФ не применяются: раздел 1 "Общие положения", раздел 2 "Право собственности" и т.д.
  • 5. Коллизионные нормы призваны решать столкновения норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций. Например: ч. 2. п. 2. ст. 7 ГК РФ "Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".

По признаку объема (сферы) их действия нормы права могут делится на общие и специальные. Общими называются нормы, которые распространяются на ряд данных отношений в целом. Специальные - это нормы, действующие только в пределах отдельного вида отношений. Например: в 3 параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки. А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Исключительные - разновидность специальных норм (устанавливают изъятия из общих и специальных норм).

По сфере действия нормы права могут также быть:

  • а) нормы внешнего действия;
  • б) нормы внутреннего (внутриорганизационного) действия.

В соответствии с классификацией П.П. Вострикова нормы права дифференцированы по их роли в механизме правового регулирования на:

  • - общерегулятивные, отправные, исходные (они не устанавливают конкретные правила поведения, а определяют общие начала, основы правового регулирования общественных отношений), которые, в свою очередь, подразделены на:
  • - общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, форма собственности и т.д.);
  • - определительно-установочные (закрепляют цели и задачи правового регулирования общественных отношений, цели и задачи государства);
  • - нормы-принципы (закрепляют принципы права);
  • - дефинитивные (закрепляют определения понятий);
  • - компетенционные (закрепляют компетенции государственных и иных органов, должностных лиц);
  • б) конкретно-регулятивные, нормы - правила поведения (устанавливают конкретные правила поведения). Большинство правовых норм - конкретно-регулятивные.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные, диспозитивные и императивные.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов

поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям. По степени категоричности (или по форме предписания) правовые нормы разделяются на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения. Например: ч. 2. ст. 273 ГК РФ "Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования".

Императивные нормы , в них предписания излагаются категорически, и инициатива участников отношения связана с соподчинением. Например: п. 1. ст. 22 ГК РФ "Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, как в случаях и порядке, установленных законом".

По степени определенности следует различать: бланкетные и отсылочные нормы.

Бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Например: п. 1 ст. 216 УК РФ "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека...".

Отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы. Например: ст. 265 УК РФ "Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего кодекса...".

По сфере действия юридические нормы подразделяются на общие и местные. Так общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят.

Также как по объему действия нормы могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Например: п. 1 ст. 98 Конституции РФ "Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий...". В трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям рабочих, и по особым категориям служащих.

Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории.

По времени действия юридические нормы могут быть подразделены на общие нормы {бессрочные - действуют до их изменения или отмены) и временные {срочные - срок их действия определен). Допустим на время стихийного бедствия или на время военного положения.

По степени свободы воли адресатов - на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон.

По юридической силе нормы права подразделяются на:

  • а) законодательные (содержится в законах и обладают высшей юридической силой);
  • б) подзаконные (содержатся в подзаконных нормативных правовых актах и обладают меньшей юридической силой, чем законодательные нормы: должны соответствовать нормам закона, а в случае противоречия должны применяться нормы закона).

Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.

Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

Типичные нормы содержат правила поведения и регулируют общественные отношения непосредственно.

Нетипичные нормы определяют основы правового регулирования, его цели, задачи, принципы, закрепляют правовые категории и понятия.

К нетипичным нормам относятся:

  • - нормы-начала, содержащиеся, как правило, в конституциях и определяющие основы правового положения человека, устои социально-экономического и общественно-политического строя
  • - нормы-принципы, выражающие и закрепляющие принципы права, принципы правового регулирования той или иной сферы общественных.
  • - нормы-дефиниции - предписания, содержащие определение правовых понятий и категорий.
  • - коллизионные нормы принимаются с целью устранения коллизий либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.
  • - оперативные нормы (нормы инструментарии) определяют момент и порядок вступления в силу того или иного юридического акта, его отмену либо пролонгацию.

Типичных норм большинство. Они различаются

  • - по тем видам общественных отношений, которые они регулируют (по отраслям права) - нормы гражданского, уголовного, административного, семейного права и т.д.
  • - в зависимости от основных функций права (или по характеру действия) они подразделяются на охранительные и регулятивные.

Таким образом, подведем краткие итоги.

Классификация норм права необходима для правильного их понимания и правильной реализации.

Классификация норм права на виды производится по различным основаниям, схематично это отображено на рис. 1.

  • 1. По отраслям права нормы права делятся на:
    • - нормы конституционного права;
    • - нормы административного права;
    • - нормы уголовного права и т.п.
  • 2. Выделяют также:
    • - нормы материального права, которые определяют содержание прав и обязанностей;
    • - процессуальные нормы права, которые регулируют порядок, процедуру реализации первой группы норм.
  • 3. Нормы права могут быть:
    • - позитивного регулирования;
    • - правоохранительные.
  • 4. По степени точности и определенности указанных в гипотезе фактических обстоятельств случая нормы права делятся на:
    • - определенные;
    • - относительно-определенные.

Рисунок 1

В норме с определенной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии).

В норме с относительно-определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не является для всех очевидным и определяется в каждом конкретном случае компетентным органом. Здесь недостаточны только простая констатация и проверка таких условий, а нужно их официальное установление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность требования залогодержателя и стоимости заложенного имущества - ч. 2 ст. 348 ГК РФ, существенное нарушение договора - ч. 2 ст. 450 ГК РФ).

  • 5. По степени определенности диспозиций нормы права делятся на:
    • - абсолютно-определенные;
    • - относительно-определенные;
    • - бланкетные.

Нормы с абсолютно-определенной диспозицией точно и исчерпывающе определяют права и обязанности сторон. Например, ст. 7 Закона о государственных пенсиях устанавливает, что пенсии не подлежат обложению налогами.

Нормы с относительно-определенной диспозицией, устанавливая права и обязанности субъектов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность заинтересованных лиц и органов. Примером такой нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК РФ, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необходимо исполнять. Конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является, например, ч. 1 ст. 217 УК РФ, устанавливающая ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло повлечь смерть человека или иные тяжкие последствия. Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.

  • 6. По степени определенности санкций правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, делят на:
    • - нормы с абсолютно-определенными санкциями . Они точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.);
    • - нормы с относительно-определенными санкциями . Они допускают пределы применения государственными органами различных мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (например от трех до пяти лет лишения свободы), либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например лишение свободы или исправительные работы). Последний вид относительно-определенной санкции нередко называют альтернативной санкцией . Существуют также так называемые кумулятивные санкции , которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, также дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с конфискацией имущества и т.п.).
  • 7. В правовой системе также выделяют:
    • - нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений;
    • - нормы вспомогательного действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.
  • 8. По действию в пространстве нормы делятся на:
    • - нормы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего данную норму;
    • - нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную указанную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, территорию Чернобыльской катастрофы и т.д.).
  • 9. По действию во времени различаются:
    • - нормы постоянного действия;
    • - временные, вступающие в действие автоматически или в определенный, указанный в акте срок;
    • - нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.
  • 10. По действию норм права по лицам они разделяются на:
    • - общие (касаются всех граждан или всех органов и организаций, юридических лиц);
    • - специальные , распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (например, на военнослужащих, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.);
    • - исключительные , исключающие конкретный вид субъектов из общего регулирования (дипломатический иммунитет для полномочных представителей других государств);
    • - нормы, касающиеся конкретного субъекта права (например, Верховного суда РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.).
  • 11. Нормы права также делятся на:
    • - управомочивающие , которые определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом;
    • - обязывающие , которые возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения;
    • - запрещающие, которые устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.
  • 12. Наконец, в системе права выделяют:
    • - диспозитивные нормы , под которыми обычно понимаются правила, дающие сторонам регулируемого отношения возможность самим определять путем заключения договора права и обязанности. Если же стороны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъявлении сторон. Так, ч. 1 ст. 134 ГК РФ определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Диспозитивные (восполнительные) нормы, характерны, в первую очередь, для гражданского права.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!