Основные реквизиты устава. Устав — свод правил, регулирующих деятельность организа¬ций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с дру¬гими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной

Устав – юридический акт, который оформляет образование организаций и предприятий и определяется их структура, функции и правовое положение.

Реквизиты: 08, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 22, (23), 24, (28).

Устав – это сложные документы, структуру и содержание которых определяют сами разработчики. Текст типового устава состоит из разделов:

Общие положения

Основные задачи

Функции

Права и обязанности

Руководство

Взаимоотношения, связи

Производственно-хозяйственная деятельность

Имущество, средство

Контроль, проверка, ревизия деятельности

Реорганизация и ликвидация предприятия.

Уставы государственных организаций, предприятий, учреждений утверждают выше стоящие органы (министерство, ведомство).

Уставы муниципальных предприятий утверждают районные или городские администрации.

Уставы частных предприятий утверждают владельцы, коллективы и регистрации в областных городских или районных администрациях.

Уставы общественных организаций принимают и утверждают съезды этих организаций.

16. Характеристика распорядительных документов.

Распорядительный документ играет очень важную роль в управлении учреждениями, предприятиями, организациями.

Издание распорядительных документов обязательно. Во-первых, по организационным вопросам.

По вопросам планирования

Производства

Строительства

Материально-технического сбыта и снабжения

Финансов и кредита

Труда и з/п.

Распорядительные документы носят административный характер, они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

К распорядительным документам относятся:

Приказы

Распоряжения

Указания

Постановления и т.д.

Проект распорядительных документов может быть подготовлен структурным подразделением, или отдельной специальной или рабочей группой.

Для подготовки проекта документа надо изучить суть вопроса, просмотреть предыдущие документы по данному вопросу, учесть различия мнений и написать проект документа. Проект обсуждают и принимают на заседании коллегиального органа или согласовывают и подписывают у руководителя организации.

Подготовленный документ доводят до сведения заинтересованных сторон.

17. Документ «приказ» (определение, реквизиты, правила составления).

Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе едино начала, в целях разрешения основных задач, стоящих перед данными органами.

Приказ по основной деятельности

Приказ по личному составу.

Приказы по личному составу используется для документирования, приема, перевода, увольнения и другого движения кадров.

Реквизиты: 08, 10, 11, 12, 14, 18, 20, 22, (23), (24), (27), (28).

Текст приказа по основной деятельности состоит из двух частей:

Констатирующая

Распорядительная.

Приказы могут издаваться как по инициативе, так и для исполнения распорядительных документов выше стоящих организаций, органов власти и управления.

В инициативных приказах в констатирующей части излагаются цели и задачи, предписываемых приказом управленческих действий, даются объяснения необходимости исполнения приказа.

В приказах издаваемых для исполнения распорядительных документов выше стоящих организаций, констатирующая часть содержит название вида документа, автора, дату, №, заголовок к тексту этого документа.

Распорядительную часть начинают со слова «приказываю», которое пишут прописными буквами от левого поля, текст делят на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Распорядительные пункты строят последовательно, по схеме:

    исполнитель (наименование должности, фамилия и инициалы или структурные подразделения в данном предприятии)

    действие (главное в неопределенной форме осуществить, обеспечить, подготовить, отгрузить и т.п.)

    срок исполнения (приводится или в каждом пункте приказа, или выделяется в один обобщенный пункт для всех предписываемых действий).

Последний пункт приказа формулируют следующим образом: контроль за исполнением приказа возложить на (наименование должности, фамилия, инициалы).

Если руководитель сам будет осуществлять контроль за исполнением приказа, тогда пункт о контроле писать не надо.

Проект приказа до подписания согласовывают (визируют) с руководителем

структурного подразделения, зам.руководителя, отвечающего за данные вопросы, должностными лицами, ответственными за исполнение приказа, юрисконсультом. Может осуществляться и внешнее согласование с разными организациями, если приказ затрагивает их интересы, дата приказа – это дата его подписания, начало его действия. Подписывает приказ руководитель (заместитель), если должностное лицо, подпись которого заготовлена в проекте приказа, отсутствует, приказ перепечатывают.

Приказы оформляются на общих или специальных бланках.

Устав - свод правил, регулирующих деятельность организа­ций, учреждений, обществ, граждан, их взаимоотношения с дру­гими организациями и гражданами, права и обязанности в разных сферах государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Уставы, общие для какой-либо сферы деятель­ности, утверждают высшие органы государственной власти и управления, например: «Ветеринарный устав», «Устав желез­ных дорог» и др. Уставы общественных организаций принима­ют и утверждают на съездах этих организаций. Уставы пред­приятий, учреждений и организаций утверждаются их выше­стоящими органами управления (министерствами, ведомства­ми) или власти (администрацией субъектов федерации). Устав юридического лица утверждается его учредителями (участни­ками) и подлежит обязательной регистрации в установленном порядке*. Общие требования к порядку составления и оформ­ления устава юридического лица регламентированы в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.


* Кузнецова Т.В. Делопроизводство (Документационное обеспечение управле­ния), - с. 107.

Устав - правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок рабо­ты. Это основной организационный документ в деятельности учреждений, организаций и предприятий различных организа­ционно-правовых форм собственности. Он регулирует взаимо­отношения данной организации с другими организациями, с физическими лицами, права и обязанности в сфере, соответст­вующей направлениям ее деятельности.

Устав является обязательным документом, его содержание и соответствии с законодательством РФ должно включать:

Наименование учреждения, организации, предприятия, его вид;

Местонахождение (почтовый адрес);

Предмет и цель деятельности;

Порядок образования имущества (или уставного капитала, выпуска и распределения акций и т.д.);

Порядок распределения прибыли;

Порядок образования учреждения (организации, пред­приятия), порядок управления и прекращения деятель­ности;

Органы управления (внутренняя организационная структура).

В зависимости от вида организации (учреждения) в типовой устав могут быть добавлены другие сведения:

Для банков - перечень проводимых банком операций и его функции;

Для бирж - сведения о максимальном составе членов, по­рядке их приема, правах и обязанностях, порядке разре­шения споров;

Для акционерных обществ - сведения о категории выпус­каемых акций, условия их приобретения, размеры долей каждого участника и др.*

* Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. - М.,1995, ст.52.

Смотрите также:

Основополагающее значение в составе учредительных документов юридических лиц имеет устав. Для обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009 г. устав является единственным учредительным документом.

Устав -- это свод правил, норм, методов, в соответствии с которыми организация (предприятие, учреждение) осуществляет свою деятельность с момента первоначальной государственной регистрации в качестве юридического лица и до момента прекращения деятельности. Устав определяет правовой статус предприятия (организации, учреждения), его организационную структуру, цели, характер, порядок деятельности и порядок управления и т.д. В соответствии с основными положениями устава организации, предприятия и учреждения осуществляют свои взаимоотношения с другими организациями и гражданами. Устав для организации по своему правовому значению является аналогом паспорта для физического лица.

Устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Устав оформляется на стандартном листе бумаги формата А4 с нанесением всех обязательных реквизитов общего бланка: наименование организации, наименование вида документа, место составления документа, подпись, гриф утверждения, отметка о регистрации устава, печати организации и регистрирующего органа.

Все листы устава нумеруют с применением сквозной нумерации, при этом на титульном листе устава номер не проставляют, но в общее количество листов включают. На последнем листе устава (с обратной стороны) указывают общее количество листов в уставе, данную запись заверяют подписью руководителя и печатью организации. Все листы устава сшивают и проставляют пломбу (для исключения возможностей замены определенного текста устава).

Устав утверждается общим собранием учредителей или участников.

Гриф утверждения устава может быть оформлен следующим образом (при коллегиальном способе управления организацией):

УТВЕРЖДЕНО

Общее собрание акционеров

ОАО «Капитал»

Гриф утверждения устава заверяется печатью организации, отметка о регистрации -- печатью органа государственной регистрации. Датой устава является дата его утверждения. Гриф утверждения проставляют в правом верхнем углу документа.

Устав в обязательном порядке проходит процедуру государственной регистрации в налоговых службах в сроки, установленные для регистрации учредительных документов (подробнее - «учредительные документы»). Для прохождения процедуры государственной регистрации устав подлежит нотариальному заверению (как правило, сразу заверяют подлинник и несколько копий устава (четыре экземпляра)).

Проект устава разрабатывают юридические службы. В содержании текста устава должны быть предусмотрены обязательные разделы, раскрывающие информацию о деятельности вновь создаваемого юридического лица. Таким образом, структура устава является регламентированной. Как правило, в устав включают следующие обязательные разделы:

Общие положения.

Порядок деятельности.

Управление.

Имущество. Учет и отчетность. Распределение прибыли.

Прекращение деятельности.

Рассмотрим содержание каждого раздела устава в отдельности.

Раздел 1. Общие положения. В данном разделе устава отражают информацию о полном и кратком наименованиях юридического лица, их английской транслитерации. Также в этом разделе устава указывают организационно-правовую форму юридического лица и его точное местонахождение (юридический адрес).

Понятие «юридический адрес» в Гражданском Кодексе РФ отсутствует. Однако есть термин -- «место нахождения юридического лица» , под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а если он отсутствует -- иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Этот адрес записывают в Едином государственном реестре юридических лиц и в учредительных документах организации. Именно его и подразумевают под юридическим адресом.

В практической деятельности организация может осуществлять свою фактическую деятельность по адресу, не совпадающему с адресом, указанным в учредительных документах, т.е. «фактический» и «юридический» адреса могут не совпадать. Наличие двух адресов для организации чревато определенными последствиями.

Если организация осуществляет свою деятельность по адресу фактической предпринимательской деятельности, и, он не совпадает с адресом ее местонахождения, предусмотренным в учредительных документах, необходимо:

Первый вариант . Внести изменения в устав и указать в нем реальное место, где ведется предпринимательская деятельность.

Для внесения изменений в учредительные документы, нужно подать в регистрирующий орган заявление по форме № Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. К нему следует приложить решение о внесении изменений в устав, учредительные документы в новой редакции (или отдельный документ, например, протокол «О внесении изменений в устав»), платежное поручение или квитанцию об уплате госпошлины (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Размер госпошлины для юридических лиц составляет 800 руб.

Об изменениях, внесенных в устав, необходимо сообщить в органы налоговых служб в течение десяти дней с момента утверждения этих изменений (даты протокола). За несоблюдение сроков регистрации изменений в учредительных документах предусмотрены штрафные санкции в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей.

Следует отметить, что если новый адрес фактического осуществления предпринимательской деятельности подведомственен другой налоговой инспекции, необходимо снять организацию с учета в старой инспекции и ставить на учет в новой. Данная процедура может занять несколько месяцев, так как переход налогоплательщика из одной налоговой инспекции в другую сопровождается сверками по налогам, что является достаточно трудоемкой и длительной процедурой. Тем не менее, внесение изменений в устав -- наиболее надежный и правильный способ с точки зрения соблюдения гражданского законодательства.

Вторым вариантом является регистрация по фактическому адресу обособленного подразделения.

Обособленное подразделение -- подразделение со стационарными рабочими местами, расположенное на отдельной территории (п. 2 ст. 11 НК РФ). При регистрации обособленного подразделения необходимо сообщить в налоговую инспекцию о его создании в сроки не позднее одного месяца со дня принятия решения о его создании. Нарушение порядка регистрации обособленных подразделений влечет за собой штрафные санкции в размере:

  • - для организации - 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • - административные штрафы для должностных лиц - от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме этого, необходимо встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения фактического адреса в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Нарушение сроков регистрации обособленных подразделений в налоговых службах подразумевает начисление штрафных санкций:

  • - для организации - в размере 5 000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка - более 90 календарных дней) (ст. 116 НК РФ);
  • - административная ответственность для руководителя - в размере от 500 до 1 000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

В случаях наличия доказательств у налоговых органов уклонения от постановки на учет обособленных подразделений, с руководителя могут взыскать административный штраф от 2 000 до 3 000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Помимо этого для организаций размеры штрафов будут такими:

  • - 10 % доходов от деятельности, продлившейся не более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ);
  • - 20 % доходов от деятельности, продлившейся более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 40 000 руб. (п. 2 ст. 117 НК РФ).

Заметим, что вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения не нужно, если организация по другим основаниям уже состоит на учете в налоговых органах на территории муниципального образования, где создано подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ). Таким образом, если фактический адрес организации подведомственен налоговой инспекции, в которой организация уже состоит на учете, привлечь ее к ответственности по ст. 116 и ст. 117 НК РФ (руководителя - по ст. 15.3 КоАП РФ) не представляется возможным.

Согласно п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ подача недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган влечет предупреждение или взыскание штрафа с руководителя в размере 5 000 руб. или же дисквалификацию его на срок до трех лет (при наличии доказательств у налогового органа о том, что руководитель знал о содержащихся в документах искажениях). При этом недостоверными сведениями считаются неточности и искажения в документах.

Раздел 2. Капитал . В этом разделе устава отражают размер капитала (уставного, акционерного и др.) организации, сформированного учредителями (акционерами) на момент первоначальной государственной регистрации. В зависимости от предусмотренной организационно-правовой формы хозяйствования данный раздел может иметь наименования:

  • - «Уставный капитал» - для ООО;
  • - «Акционерный капитал» - для акционерных обществ;
  • - «Паевый капитал» - для обществ на паях, паевых фондов;
  • - «Складочный капитал» - для кооперативов и т.д.

Минимальный размер первоначального капитала, сформированного учредителями (участниками), акционерами, устанавливается законодательством.

Для вновь создаваемых ООО минимальная величина уставного капитала, сформированного на момент первоначальной государственной регистрации с 1 июля 2009 г. должна составлять не менее 10 000 руб. (ранее -- не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законодательством на дату представления документов для государственной регистрации организации (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества. А уставный капитал закрытого акционерного общества -- не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества.

В п. 3 ст. 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определено, что размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть меньше чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплат труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Минимальный размер оплаты труда для расчета первоначального уставного (акционерного и др.) капитала на современном этапе составляет 100 руб. (определяется ФЗ «О минимальном размере оплаты труда в РФ»).

В данном разделе устава также может быть отражена информация об участниках (учредителях), акционерах, а также о размерах их вкладов, стоимости их долей (акций). Следует отметить, что в уставах ООО, прошедших перерегистрацию, сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества могут не отражаться. В этом случае на общество возлагается обязанность по ведению списка участников, данные которого должны соответствовать сведениям, зафиксированным в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В то же время отражение в уставе общества сведений о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества не противоречит положениям действующего законодательства.

Раздел 3. Порядок деятельности. В этом разделе устава перечисляют законодательные акты, которые будут являться правовой основой деятельности юридического лица. Предусматривают виды экономической деятельности, которыми организация (предприятие) планирует заниматься в дальнейшем. Как правило, приводят достаточно большой перечень видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (Общероссийским Классификатором видов экономической деятельности), представляющие для юридического лица «предпринимательский интерес». В ходе деятельности при выборе определенного вида деятельности, его лицензировании и сертификации (в необходимых случаях) разрешительные органы (например, Торгово-Промышленная Палата) проверяют информацию содержания этого раздела устава. Если определенный вид деятельности действующей редакцией устава не предусмотрен, в него вносят изменения и дополнения, которые в обязательном порядке регистрируют в налоговых службах в течение десяти дней со дня утверждения этих изменений.

Дополнения и изменения в устав -- «процедура платная». Необходима квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию этих изменений (как минимум, 800 руб.).

Раздел 4. Управление. Данный раздел устава отражает общий порядок управления организацией. В этом разделе предусматривают органы управления обществом, их компетенцию (права) и обязанности. Управление организацией может осуществляться двумя способами.

Коллегиальным совещательным органом (общее собрание учредителей, общее собрание акционеров, совет директоров, совет акционеров и т.д.).

На принципах единоначалия (генеральный директор, президент общества, председатель, директор и др.).

Также в этом разделе может быть предусмотрен порядок созыва коллегиальных органов управления (совета акционеров, собрания учредителей), их компетенция, порядок принятия и оформления решений, порядок формирования и работы ревизионной комиссии (в акционерных обществах).

Раздел 5. Имущество. Учет и отчетность; распределение прибыли. Данный раздел устава должен отражать информацию о порядке формирования имущества юридического лица, порядке объединения имущества в случае его слияния и совместной деятельности. В этом разделе также предусматривают порядок создания и размеры резервного и иных фондов общества, если указанные фонды создаются.

  • - перечень должностных лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, формирование и представление статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • - перечень должностных лиц, имеющих право подписи официальных документов правового и имущественного характера;
  • - перечень должностных лиц, имеющих право подписи финансовых документов.
  • - порядок распределения прибыли (в случае ее получения).

Независимо от организационно-правовой формы и от режима налогообложения предприятия формируют чистую прибыль по итогам года и распределяют ее в соответствии с законодательством и учредительными документами (уставом) на основании решения общего собрания (учредителей, акционеров).

Чистая прибыль -- это прибыль после вычета налогов, но до ее распределения на дивиденды и отчисления в резервные фонды. Чистая прибыль представляет собой валовую прибыль, которая не учитывает обесценивание капитала, за вычетом затраченных средств, в том числе предназначенных на восстановление полностью использованной (амортизированной) части капитала. Чистая прибыль в российской практике определяется как разность между прибылью до налогообложения и налогами, выплачиваемыми предприятием из прибыли.

В соответствии с действующим законодательством по итогам года организация должна общим собранием собственников утвердить годовую отчетность и распределить чистую прибыль отчетного года. Если решение по распределению прибыли не принимается, она реинвестируется в бизнес, то есть нераспределенная прибыль не должна рассматриваться как свободные денежные средства, доступные к использованию.

Чистая прибыль предприятия (организации) может быть распределена на следующие цели:

Увеличение уставного (акционерного) капитала.

Покрытие убытков прошлых лет.

Создание резервного фонда и иных специальных фондов.

Выплату дивидендов и т.д.

Резервный фонд (капитал) формируют акционерные общества. Формирование резервного капитала для АО является обязательным (п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Резервный фонд (капитал) акционерного общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Максимальные размеры ежегодных отчислений и резервного фонда законодательно не ограничиваются и зависят от нормы, предусмотренной уставом. Не ограничивается и срок, в течение которого может быть полностью сформирован резервный фонд.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия других средств и не может быть использован для иных целей.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 4-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ООО могут создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом общества, но обязательного требования их создания законодательство не предусматривает. Назначение резервного фонда общества с ограниченной ответственностью определяют самостоятельно. Назначение резервного фонда должно быть описано в уставе, иначе может получиться, что общество, создав фонд, не сможет им воспользоваться.

Предприятия (организации) могут не формировать специальные фонды, если это не предусмотрено их уставом. В практической деятельности на современном этапе, в основном, используется «бесфондовый» метод распределения прибыли.

Выплата дивидендов участникам (учредителям) или доходы по акциям (акционерам) выплачиваются в последнюю очередь. Решение о распределении прибыли участникам принимается коллегиально (общим собранием учредителей, акционеров) в ежегодном порядке. Распределению среди участников общества подлежит только часть чистой прибыли. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества (для ООО).

В соответствии со ст. 28 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общества вправе принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества:

  • - ежеквартально;
  • - 2 раза в год (каждое полугодие);
  • - 1 раз в год.

Следовательно, данный раздел устава юридических лиц должен содержать условия и относительно того, как распределяется чистая прибыль: раз в квартал, раз в полугодие или раз в год, или же ежемесячно -- по требованию участников.

При невыплате обществом части прибыли участник вправе обратиться в суд с иском о выплате обществом части прибыли.

Дивиденд (от лат. dividendum («то, что подлежит разделу»)) -- часть прибыли акционерного общества или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении.

Суммы дивидендов, выплачиваемых учредителям (физическим лицам), облагаются налогом на доходы с физических лиц.

Организация (источник выплаты доходов) обязана исчислить и удержать налог на доходы с физических лиц, то есть исполнить обязанность налогового агента. Исчисление указанного налога с дивидендов российских участников (акционеров) в общем случае производится по ставке 9 % (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ) в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 275 НК РФ. Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика -- получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по формуле:

Н = К x Сн x (д - Д),

где Н - сумма налога, подлежащего удержанию;

К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу

получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих

распределению налоговым агентом;

Сн - соответствующая налоговая ставка;

d - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению агентом в пользу

всех налогоплательщиков (получателей дивидендов);

Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в

текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 3 ст. 275 НК РФ в случае, если российская организация (налоговый агент) выплачивает дивиденды физическому лицу, не являющемуся резидентом РФ, налоговая база налогоплательщика (получателя дивидендов) по каждой такой выплате определяется как сумма выплачиваемых дивидендов, и к ней применяется ставка 15 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Нераспределенная (накопительная) прибыль -- часть чистой прибыли за вычетом включенных дивидендов, аналогичных отчислений, резервного фонда. Нераспределенная прибыль, накопленная за все время существования организации, является составляющей капитала организации, она используется в дальнейшей хозяйственной деятельности, то есть реинвестируется.

Раздел 6. Прекращение деятельности . В этом разделе устава отражают условия и порядок прекращения деятельности юридического лица или его ликвидации. Этот раздел должен содержать информацию об ответственности участников (учредителей) при прекращении, ликвидации деятельности, о составе ликвидационной комиссии, о порядке мероприятий, проводимых при прекращении деятельности, о причинах, по которым деятельность юридического лица может быть прекращена.

Причинами прекращения деятельности могут быть:

Принудительное приостановление деятельности компании (административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности). Административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений. Назначать его вправе только суд. Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности применяется при угрозе: жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Добровольное приостановление деятельности . Основаниями добровольного приостановления деятельности организации, как правило, являются:

  • - технические причины: перепрофилирование бизнеса, техническое перевооружение, реконструкция или модернизация и т.д.;
  • - организационные причины: реорганизация, слияние, объединение, разделение и т.д.;
  • - экономические причины: отсутствие экономического эффекта от деятельности, снижение спроса на продукцию и т.д.;
  • - природные или климатические условия: сезонный характер работ и др.;
  • - чрезвычайные обстоятельства: стихийные бедствия, аварии и др.

Вне зависимости от причины, послужившей основанием для приостановки деятельности, необходимо наличие приказа (распоряжения) руководителя организации о приостановлении деятельности. В приказе необходимо указать причину, дату начала и окончания временного прекращения деятельности, перечень останавливаемых подразделений (участков, объектов, оборудования), а также лицо, ответственное за исполнение данного приказа (распоряжения).

4. Ликвидация.

Ликвидация -- это прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Она проводится в случаях, когда существование юридического лица по объективным причинам становится невозможным, либо при принятии руководством и учредителями решения о нецелесообразности его дальнейшей деятельности.

Основания для ликвидации предусмотрены Гражданским Кодексом РФ. В соответствии со ст. 61 ГК РФ предприятие может быть ликвидировано по следующим причинам:

  • - по решению учредителей;
  • - в связи с истечением срока, на который оно создано;
  • - в связи с достижением цели, ради которой оно создано;
  • - в связи с признанием судом регистрации предприятия недействительной из-за допущенных при его создании нарушений закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);
  • - если зарегистрированный уставный капитал не оплачен по истечении установленного срока или увеличение его суммы документально не подтверждено.

Ликвидация предприятия может быть инициирована государственными органами, если характер его деятельности носил незаконный характер или сопровождался грубыми нарушениями закона со стороны руководства. Решение о ликвидации предприятия принимается органом, уполномоченным его учредительными документами. В обществах с ограниченной ответственностью это общее собрание участников, в акционерных обществах -- общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах -- общее собрание членов и т.д. Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда. ООО может быть добровольно ликвидировано только по единогласному решению его участников.

Учредители (участники) юридического лица или его соответствующий орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган (налоговые службы) для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Для этого в регистрирующий орган (ФНС России) представляются следующие документы:

Сообщение о реорганизации или ликвидации предприятия по форме № С-09-4.

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по форме Р15002.

Протокол собрания учредителей, принявших решение о ликвидации.

Решение уполномоченного органа о назначении состава ликвидационной комиссии и ее руководителя. Состав ликвидационной комиссии должен быть согласован с налоговыми службами. Для этого необходимо представить в ИФНС подлинник и нотариально заверенную копию протокола общего собрания учредителей. В состав ликвидационной комиссии обычно включаются руководители предприятия, главный бухгалтер, юрист и иные лица, знакомые с состоянием дел на предприятии.

Помимо обязательных разделов содержание устава может быть дополнено разделами, раскрывающими информацию о регламенте деятельности юридических лиц.

Для ООО, в связи с включением информации, содержащейся ранее в учредительном договоре, с 1 января 2010 г. структура уставов должна быть дополнена разделом «Порядок перехода доли или части доли участника общества в уставном капитале общества к другим участника общества и третьим лицам» . В данном разделе устава должны быть предусмотрены:

  • - порядок принятия новых участников в состав общества;
  • - порядок заключения и оформления сделок, направленных на отчуждение доли или части доли в уставном капитале.

С 1 января 2010 г. данные сделки подлежат обязательному нотариальному удостоверению (до 1 июля 2009 г. подобные сделки заключались в простой письменной форме). В случаях, когда сделка не требует нотариального удостоверения, доля или часть доли в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений.

Ограничения по выходу участника из общества (по решению общего собрания участников, принимается единогласно).

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) - советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

Виды положений

Наш словарик

Положение - это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:

  • Положение об организации;
  • положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
  • положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
  • положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
  • положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.

Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя. Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях. Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.

Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы - в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь. Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.

Обратите внимание

Такие документы, как Положение об аттестации, Положение о работе с претензиями и др., по сути являются пошаговыми руководствами к действию: в них подробно описан каждый этап решения той или иной задачи.

Положение о структурном подразделении

Положения о структурных подразделениях, пожалуй, самая распространенная и востребованная разновидность положений. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательно не установлены, каждая организация самостоятельно решает, какие вопросы деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Основные разделы стандартного Положения о подразделении представлены в таблице.

Основные разделы Положения о подразделении и их содержание

Раздел положения

Общие положения

  • полное наименование структурного подразделения (далее - СП);
  • наименование, номер, дата правового акта, на основании которого создано СП;
  • нормативные документы, которыми СП руководствуется в своей деятельности;
  • кто возглавляет СП;
  • кому подчиняется СП;
  • порядок назначения и освобождения от должности руководителя СП;
  • наличие печати

Основные задачи

Задачи, для решения которых создано и работает СП

Конкретные виды работ, выполняемые СП в рамках решения своих основных задач

Права и обязанности

Права и обязанности руководителя и работников СП при выполнении своих функций

Ответственность

Виды ответственности, которую может понести руководитель и работники СП в случае невыполнения своих обязанностей (дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и уголовная)

Взаимоотношения

Порядок взаимодействия СП с другими подразделениями организации: в какой форме осуществляется, какие документы при этом создаются и т.д.

Реквизиты положения

При подготовке положения оформляются следующие реквизиты документа:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • заголовок к тексту;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • гриф утверждения документа;
  • текст документа;
  • визы согласования документа.

Рассмотрим подробнее особенности оформления этих реквизитов в положениях.

  • Наименование организации. Название организации-автора указывается согласно учредительным документам. Если в этих документах наряду с полным имеется и сокращенное наименование, то оно также указывается (Пример 1). Наименования на языках субъектов Российской Федерации или на иностранных языках указываются ниже наименования на русском или справа от него на одном уровне.

Авторами положения могут быть две и более организации (например, если создается Положения о взаимоотношениях). В этом случае наименования организаций располагаются на одном уровне (если речь идет о компаниях, не подчиненных друг другу), как в Примере 2, и на разных уровнях (если одно учреждение подчинено другому).

  • Наименование вида документа. Данный реквизит печатается прописными буквами: ПОЛОЖЕНИЕ, точка после него не ставится.
  • Заголовок к тексту. Набирается с новой строки и отвечает на вопросы: о чем (о ком)? (см. варианты расположения реквизита в Примерах 1 и 2).
  • Дата документа. Датой документа является дата его утверждения. Она проставляется в соответствующем поле утверждающим должностным лицом. Если положение подписывается двумя и более организациями, то его датой будет дата последнего утверждения (см. Пример 2).
  • Место составления или издания документа. Этот реквизит оформляется в том случае, если место издания положения нельзя определить по наименованию организации. Так, например, для ЗАО «Томские коммунальные системы» заполнять его не требуется, в отличие от ОАО «Средневолжская строительная компания». Если в первом случае ясно, где находится предприятие, то по второму наименованию точное местонахождение организации определить невозможно.

С другой стороны, если документ издается филиалом ЗАО «Томские коммунальные системы», расположенном в районном центре Томской области, то именно этот районный центр и будет указан в качестве места составления документа (см. Пример 1).

  • Гриф утверждения документа. Обычно положения утверждаются руководителем организации. Но в рамках своей компетенции и при наличии соответствующих полномочий это может сделать и другое должностное лицо. Например, Положение о делопроизводстве по обращениям граждан может утвердить и административный директор. Гриф утверждения в положении состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (см. Пример 1).

Кроме того, положение может быть утверждено распорядительным документом - обычно приказом по основной деятельности. В этом случае гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа (в творительном падеже), его даты и номера (см. Пример 2).

Пример 1

Верхняя часть положения, изданного филиалом организации

Пример 2

Верхняя часть положения, утвержденного двумя организациями

ПОЛОЖЕНИЕ

о взаимоотношениях организаций

26.05.2014 № 6/24-Пол

  • Текст документа. Текст положения для удобства делится на разделы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Все положения раздела также нумеруются. Это делается для того, чтобы можно было легко сослаться на ту или иную норму положения (см. Пример 5).
  • Визы согласования документа. Положение подлежит обязательному согласованию со всеми заинтересованными должностными лицами. Удобно оформить к положению лист согласования, который будет являться неотъемлемой частью документа. Виза состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласован документ, личной подписи, ее расшифровки и даты согласования.

Если согласование осуществляют документом, то гриф согласования включает в себя слово СОГЛАСОВАНО, наименование документа, его дату и номер. Заполненный лист согласования подписывается и датируется (см. оба варианта в Примере 3).

Пример 3

Лист согласования к положению

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к Положению о подготовке и передаче документов в архив

19.06.2014 № 5-П/2014

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания экспертной комиссии
ООО «Пристань»
от 16.06.2014 № 3

СОГЛАСОВАНО
Административный директор
Васильев Н.К. Васильев
17.06.2014

СОГЛАСОВАНО
Начальник юридического отдела
Лапшина Т.А. Лапшина
18.06.2014

Положение разработано. Что дальше?

С утвержденным положением в обязательном порядке следует ознакомить всех заинтересованных работников предприятия: если это положение об отделе, то всех работников отдела; если положение о работе с претензиями - всех, кто работает с претензиями, и т.п. Каждый новый работник организации в свой первый рабочий день должен изучить все положения и инструкции, по которым ему придется работать.

Виза ознакомления оформляется по аналогии с визой согласования, но выполняется собственноручно: работник пишет «Ознакомлен» или более подробно «С Положением о премировании ознакомлен», указывает свою должность, расписывается, расшифровывает подпись и указывает дату ознакомления.

Кстати

Вопрос о том, где писать данные об ознакомлении с документом, решается по-разному. Можно оформить лист ознакомления с документом, который подшивается к положению. Когда будет заполнен один лист, нужно подшить другой и т.д.
Визы ознакомления с положениями, касающимися трудовых отношений с персоналом, могут вписываться прямо в трудовой договор с работником еще до его подписания.

Положение является бессрочным документом и действует с момента своего утверждения до отмены или замены новым. Периодически (раз в несколько лет) положение нужно пересматривать и при необходимости вносить в него актуальные изменения. Отмена положения, его замена или внесение в него изменений производятся приказом по основной деятельности (Пример 4).

Пример 4

Приказ об отмене действующего положения и утверждении нового

Общество с ограниченной ответственностью «Гибралтар»
(ООО «Гибралтар»)

ПРИКАЗ

27.06.2014 № 33

г. Москва

В связи с изменением штатной структуры ООО «Гибралтар»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Отменить действующее Положение об отделе рекламы ООО «Гибралтар» с 01.07.2014.
  2. Утвердить и ввести в действие Положение об управлении маркетинга ООО «Гибралтар» с 01.07.2014 (Приложение 1).
  3. Начальнику отдела кадров Ивановой Р.А. ознакомить работников с настоящим приказом под роспись до 30.06.2014.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Владимиров П.А. Владимиров

В соответствии со ст. 50 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, отмененное положение хранится в архиве организации постоянно.

Положение о секретариате

В завершение приведем пример Положения о секретариате негосударственной организации (Пример 5).

Пример 5

Положение о секретариате

Общество с ограниченной ответственностью «Перекресток»
(ООО «Перекресток»)

ПОЛОЖЕНИЕ
о секретариате

14.07.2014 № 7/25-Пол

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Секретариат является структурным подразделением Общества с ограниченной ответственностью «Перекресток» (далее - Организация).

1.2. Создание, реорганизация и ликвидация секретариата проводятся по решению генерального директора Организации и оформляются приказом по основной деятельности.

1.3. Руководство секретариатом осуществляет начальник секретариата.

1.4. Начальник секретариата подчиняется непосредственно генеральному директору Организации, назначается и освобождается от должности его приказом.

1.5. В своей деятельности секретариат руководствуется:

1.5.1. Законодательством в сфере информации и документации.

1.5.2. Нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, Госстандарта России и Росархива по вопросам документационного обеспечения управления и архивного хранения документов.

1.5.3. Уставом Организации.

1.5.4. Приказами и распоряжениями генерального директора Организации.

1.5.5. Инструкцией по делопроизводству Организации.

1.5.6. Другими нормативными актами и методическими документами по организации документационного, организационного и информационно-справочного обеспечения управления.

1.5.7. Настоящим Положением.

2. СТРУКТУРА СЕКРЕТАРИАТА

2.1. В состав секретариата входят:

2.1.1. Помощник генерального директора.

2.1.2. Секретарь заместителя генерального директора.

2.1.3. Секретарь главного инженера.

2.1.4. Офис-менеджер.

2.1.5. Курьер.

2.2. Обязанности работников секретариата устанавливаются должностными инструкциями.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЕКРЕТАРИАТА

3.1. Основными задачами секретариата являются:

3.1.1. Документационное обеспечение работы руководства Организации: генерального директора, его заместителя, главного инженера (далее - Руководство), а также коллегиального органа Организации - Собрания учредителей.

3.1.2. Организационное обеспечение работы Руководства Организации.

3.1.3. Справочно-информационное обеспечение работы Руководства Организации.

4. ФУНКЦИИ СЕКРЕТАРИАТА

4.1. Секретариат выполняет следующие функции:

4.1.1. Проводит обработку входящих, исходящих и внутренних документов Организации.

4.1.2. Осуществляет прием, передачу и учет факсограмм, телефонограмм, телеграмм, электронных сообщений, поступающих в адрес Руководства Организации и отправляемых от его имени.

4.1.3. Принимает, рассматривает и представляет на рассмотрение документы, поступающие в адрес Руководства Организации.

4.1.4. Осуществляет контроль правильности оформления документов, представляемых на подпись Руководству Организации.

4.1.5. Готовит по поручению Руководства Организации проекты отдельных приказов, распоряжений, служебных писем, справок и других документов, согласовывает их с руководителями структурных подразделений и иными должностными лицами и специалистами.

4.1.6. Осуществляет редактирование документов по поручению Руководства.

4.1.7. Обеспечивает распечатку, сканирование и оперативное размножение документов, используемых в деятельности Руководства Организации.

4.1.8. Обеспечивает учет и своевременную регистрацию документов, их сохранность.

4.1.9. Организует рациональный документооборот и контроль движения документов в Организации.

4.1.10. Контролирует правильность оформления документов и обеспечивает методическую и организационную помощь работникам Организации в оформлении документов.

4.1.11. Обеспечивает формирование дел секретариата в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, их хранение, своевременную передачу дел на архивное хранение и выделение к уничтожению дел и документов с истекшими сроками хранения.

4.1.12. Организует планирование рабочего дня Руководства Организации.

4.1.13. Осуществляет телефонное обслуживание Руководства и работников Организации.

4.1.14. Составляет проекты планов работы Собрания учредителей Организации.

4.1.15. Готовит материалы к заседаниям Собрания учредителей Организации, обеспечивает их своевременную рассылку заинтересованным организациям и лицам.

4.1.16. Проводит своевременное информирование о проведении заседаний Собрания учредителей Организации.

4.1.17. Осуществляет подготовку и организует проведение оперативных совещаний, заседаний у Руководства Организации.

4.1.18. Проводит мероприятия по материально-техническому обеспечению заседаний и совещаний, проводимых Руководством Организации.

4.1.20. Осуществляет контроль выполнения решений Собрания учредителей Организации.

4.1.21. Организует прием посетителей Руководством и работниками Организации.

5. ПРАВА СЕКРЕТАРИАТА

5.1. Начальник секретариата имеет право:

5.1.1. Участвовать в установленном порядке в приеме и увольнении работников секретариата.

5.1.2. По согласованию с Руководством Организации осуществлять подбор, расстановку и перемещение работников секретариата.

5.1.3. Распределять работу между работниками секретариата.

5.1.4. Представлять работников секретариата к поощрению, а также вносить предложения о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

5.1.5. Вносить предложения по изменению структуры и штата секретариата.

5.1.6. Вносить Руководству Организации предложения по совершенствованию работы секретариата.

5.1.7. Вести переписку по вопросам деятельности секретариата.

5.2. Работники секретариата имеют право:

5.2.1. Получать в установленном порядке от других структурных подразделений Организации необходимую для работы информацию.

5.2.2. Требовать от руководителей структурных подразделений и работников Организации своевременного представления документов и информации Руководству Организации.

5.2.3. По поручению Руководства Организации привлекать работников других структурных подразделений для подготовки проектов приказов, распоряжений и других документов.

5.2.4. Возвращать на доработку работникам Организации проекты документов, оформленные ими с нарушением действующих норм и правил.

5.2.5. Вносить предложения по совершенствованию работы секретариата.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ СЕКРЕТАРИАТА С ДРУГИМИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Секретариат представляет Руководству Организации:

6.1.1. Поступившую корреспонденцию на рассмотрение.

6.1.2. Проекты документов на рассмотрение и подписание.

6.1.3. Служебные записки, предложения, справки, информационные и иные материалы от структурных подразделений и должностных лиц Организации на рассмотрение.

6.2. Секретариат получает от Руководства Организации:

6.2.1. Поступившие из других организаций документы с резолюцией Руководства.

6.2.2. Предложения, служебные записки, справки структурных подразделений Организации с резолюцией Руководства.

6.2.3. Подписанные приказы, распоряжения, протоколы, письма и другие документы.

6.2.4. Утвержденные нормативные документы.

6.2.5. Утвержденные планы работы структурных подразделений и коллегиального органа Организации.

6.3. Секретариат направляет в структурные подразделения Организации:

6.3.1. Копии приказов (выписки из приказов) на исполнение.

6.3.2. Копии протоколов (выписки из протоколов) заседаний Собрания учредителей Организации на исполнение.

6.4. Секретариат получает от структурных подразделений Организации:

6.4.1. Проекты служебных писем.

6.4.2. Проекты приказов и распоряжений.

6.4.3. Информационные и справочные материалы.

6.5. Секретариат направляет в другие организации деловые письма, информационные материалы.

6.6. Секретариат получает от других организаций деловые письма, информационные материалы.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕКРЕТАРИАТА

7.1. Работники секретариата несут ответственность:

7.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение функций, возложенных на них должностными инструкциями;

7.1.2. Неисполнение или нарушение требований и норм действующего законодательства при подготовке и оформлении документов;

7.1.3. Достоверность отчетных данных, сведений и других материалов, подготавливаемых в секретариате и представляемых Руководству Организации и/или руководству структурных подразделений Организации;

7.1.4. Утрату и порчу дел и документов;

7.1.5. Несоблюдение условий хранения дел и документов;

7.1.6. Утрату и порчу печатей и штампов.

7.2. Начальник секретариата несет ответственность:

7.2.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него функций и обязанностей;

7.2.2. Рациональную расстановку работников секретариата и организацию их труда;

7.2.3. Организацию повышения деловой квалификации работников секретариата;

7.2.4. Состояние трудовой дисциплины в секретариате;

7.2.5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности работниками секретариата.

Устав - это свод правил, регулирующих деятельность учреждений, организаций, их взаимоотношения с другими учреждениями, организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере управления, хозяйственной и иной деятельности. Они приобретают юридическую силу после утверждения.

Устав является основным локальным нормативным актом, нормы которого обязательны для исполнения органами управления, структурными подразделениями и работниками организации. Все остальные внутренние нормативные (организационные) документы должны соответствовать уставу.

На основании устава действуют юридические лица (учреждения, организации и предприятия) различных форм собственности и организационно-правовых форм. В их числе государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, некоммерческие организации (фонды, ассоциации и др.). Требования к уставам организаций и предприятий различных организационно-правовых форм закрепляются соответствующими законодательными актами, например федеральными законами «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др. Они определяют состав информации, входящей в содержание документов, и порядок удостоверения уставов.

Так, например, устав унитарного предприятия в соответствии с законом должен содержать:

  • полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
  • указание на место нахождения унитарного предприятия;
  • цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
  • сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
  • наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
  • порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  • перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
  • сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли .

Федеральный закон «Об акционерных обществах» установил перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в уставах всех типов акционерных обществ на территории России:

  • полное и сокращенное фирменные наименования общества;
  • место нахождения общества;
  • тип общества (открытое или закрытое);
  • количество, номинальная стоимость, категории и типы акций, размер уставного капитала общества;
  • структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается квалифицированным большинством голосов или единогласно;
  • сведения о филиалах и представительствах общества;
  • определение порядка и сроков осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерам закрытого акционерного общества;
  • указание на право участия акционеров - владельцев обыкновенных акций в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам, входящим в компетенцию общего собрания. Кроме того, определено право таких акционеров на получение дивидендов и части имущества общества в случае его ликвидации;
  • установление порядка информирования акционеров о проведении общего собрания акционеров;
  • определение порядка избрания общим собранием акционеров членов совета директоров;
  • определение порядка избрания председателя совета директоров и др.

Форма устава государственного предприятия входит в состав форм, включенных в Унифицированную систему организационнораспорядительной документации (УСОРД) 2 . В ней представлена структура текста, состоящая из определенных разделов, а также отмечены места для проставления удостоверяющих реквизитов. Кроме того, приказом Минэкономразвития России от 25.08.2005 № 205 утвержден «Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения» 3 . На основе этих документов конкретные унитарные предприятия разрабатывают свои уставы. Уставы государственных и муниципальных учреждений, организаций и предприятий утверждаются вышестоящими органами государственного управления и органами местного самоуправления.

Форма устава негосударственной коммерческой организации современным российским законодательством не регламентируется. До недавнего времени в Российской Федерации действовал Типовой устав акционерного общества открытого типа (АООТ), утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992. В Типовой устав были включены следующие разделы.

  • 1. Наименование и местонахождение общества.
  • 2. Юридический статус общества.
  • 3. Цели и предмет деятельности общества.
  • 4. Уставный капитал.
  • 5. Права и обязанности акционеров.
  • 6. Собрание акционеров.
  • 7. Совет директоров и Правление.
  • 8. Заседание совета директоров.
  • 9. Компетенция совета директоров.
  • 10. Генеральный директор и Правление.
  • 11. Учет и отчетность общества.
  • 12. Ревизионная комиссия.
  • 13. Ликвидация и реорганизация общества.

В 2003 г. указ был отменен, а значит, типовая форма устава акционерного общества не используется как обязательная, но может служить основой для разработки конкретными акционерными обществами своих уставов. Кроме того, практика деятельности организаций и предприятий выработала определенные подходы к составлению и оформлению этого документа.

Устав оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 и имеет титульный лист. На титульном листе помещается название вида документа - «УСТАВ» и фирменное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы. Далее указывают место составления (например, Москва) и год. В правом верхнем углу титульного листа помещают гриф утверждения устава.

Уставы негосударственных организаций должны быть утверждены учредителями или участниками товариществ и обществ. Например:

УТВЕРЖДЕН Протоколом собрания учредителей от 12.03.2010 № 1

Закрытого акционерного общества «КВАНТ»

Москва, 2010

Текст устава состоит из разделов, которые имеют заголовки и нумеруются арабскими цифрами. Учредители определяют сами, какие разделы и в каком количестве включать в документ. Важно, чтобы в уставе содержалась вся необходимая для организации и деятельности общества информация и чтобы она не противоречила современному зако нодател ьству.

  • См.: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
  • См.: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1. Униифицированная система организационно-распорядительной документации. Униифицированные формы, инструкции и методические материалы по их применению. М., 1982. См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 40.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!