Организация связи и оповещения на объекте экономики. Системы связи, оповещения и информационного обеспечения

Связь играет важную роль в функционировании служб пожарной охраны. Необходима для осуществления оперативной передачи информации о месте возгорания всем действующим службам, осуществления контроля мероприятий по ликвидации огня, поддержки пожарных своевременной информацией.

Связь на пожаре предназначена для сплоченной и скоординированной деятельности всех служб, задействованных в пожароопасных ситуациях. Позволяет упорядочить процесс взаимодействия различных специалистов, позволив им качественно выполнять свою работу, как в команде, так и индивидуально.

Для того чтобы расчеты пожарной охраны могли полноценно действовать, в систему для организации связи входят различные подвижные и стационарные модули, а также контролирующее их работу оборудование.

Рассмотрим более детально, что представляет собой технический комплекс связи в районе борьбы с пожарами, ее функции и существующие виды.

Система связи и ее элементы

Связующий компонент является специальным видом получения и передачи уведомлений о возникших бедствиях, пожарах, техногенных катастроф.

В основе ее лежит передача сообщений от граждан, и различных автоматических сигнальных средств, отвечающих за пожарную безопасность. Информация в короткие сроки поступает на основной центр, управляющий системой связи (ЦУС), а также на пункт связи территориальной пожарной части (ПСЧ).

Система связи представляет собой современный технически оснащенный организационный комплекс.

Включает следующие компоненты:

  • узел связи, который объединяет всё оборудование для эффективного обмена сообщениями с управляющими органами, противопожарными подразделениями и должностными лицами;
  • канал связи включает технические силы, которые обеспечивают обмен необходимой информацией. Это передатчик, устройства для приема сообщений и сама линия связи;
  • обслуживание за состоянием связующего оборудования. Этот компонент включает проведение проверок работоспособности всех средств, подготовка их к транспортировке, обеспечение хранения;
  • эксплуатационно-технические мероприятия согласно документации;
  • средства – это общая база, которая собирает, обрабатывает и распределяет поступившие сообщения. В них также хранится вся полученная информация в течение установленного срока;

Ресурсы направлены на соблюдение точности передаваемой информации. Все технические средства обладают определенным уровнем износа, т.е. временем наработки до списания.

Связь в пожарной системе осуществляет ряд функций:

  1. эффективно принимает и отправляет в необходимые инстанции уведомления о ситуациях чрезвычайного характера;
  2. производит по запросу отправку дополнительного оборудования для недопущения или устранения пожароопасной обстановки;
  3. проводит наблюдение за подразделениями, которые участвуют в ликвидации возгораний;
  4. осуществляет своевременный обмен оперативными данными между пожарными расчетами и вспомогательными подразделениями, с которым ведется сотрудничество в ситуации ликвидации пожара;
  5. оповещает государственные органы и вышестоящие инстанции обо всех изменениях в ходе противопожарной деятельности.

Виды по функциям и назначению

По тому, какие функции выполняет та или иная часть общей системы связи выделяются нижеследующие виды:

  • Связь извещения.

Занимается только обеспечением передачи уведомлений о возникших возгораниях.

  • Связь на пожаре.

Видами связи на пожаре и проведении АСР являются: Связь управления, связь информации, связь взаимодействия.

Необходима для непрерывного управления всей техникой и силами, делает их сотрудничество друг с другом более эффективным. Организует передачу сообщений с места ЧП на центральный связной пункт.

  • Оперативно-диспетчерская связь.

Обеспечивает более быстрое решение практических задач.

  • Административно-управленческий вид.

Служит для контроля и разрешения вопросов административного характера.

Связь извещения

Диспетчер (радиотелефонист) принимает сообщение о происшествии

Главная ее цель заключается в обеспечении бесперебойной трансляции уведомлений от гражданских лиц и сигналов от противопожарных сигнализаторов на ЦУС и ПСЧ.

В ее функции входит:

  • Обеспечение специальной телефонной связи между городскими пунктами приема сообщений с ЧС и ЦУС. Имеющаяся станция осуществляет соединение абонентов с пожарной службой с помощью набора цифр «01» (при наличии в населенном пункте АТС). Если в местности находится только ручной коммутатор, то заявитель передает сигнал в виде текста «пожар».
  • Установление в противопожарных частях сигнализации. На нее поступают сообщения с объектов, имеющих особый статус. Кроме того они должны входить в зону функционирования той или иной части.
  • Создание соединительных прямых линий ЦУС, ПСЧ и ПСО с городскими объектами, имеющими особую важность.
  • Организует коммуникацию напрямую с отделами быстрого реагирования, оказывающими помощь и взаимодействие.
  • Обеспечивает постоянную прямую линию ЦУС с правоохранительными органами, включая охранные предприятия для своевременного оповещения о пожарах.
  • Соединяет огнеборцев с пунктами ЦУС (при наличии средств радиосвязи)
  • Поддерживает связь ЦПР с мобильными бригадами, транспортом связи и автомобилями специального назначения, следующими к месту ЧП.

Оперативно-диспетчерская связь

Этот вид выполняет оперативную диспетчерскую функцию. Ее используют для обеспечения прямого общения между ЦУС и пожарными частями, дежурными постами, отрядами.

Оперативно – диспетчерская связь предназначена для поддержания телефонного соединения со всеми городскими службами взаимодействия при различных происшествиях.

Активно применяется для поддержания передачи сообщений между центральным пунктом и задействованным транспортом.

Связь на пожаре

Руководитель тушения пожара докладывает обстановку на пожаре

Необходима для управления всеми человеческими силами и техническими средствами в районе пожара. Этот вид связи лежит в основе их взаимодействия, и обеспечивает оперативный обмен информацией.

При организации связи на пожаре в пунктах и частях пожарной службы создаются стационарные и мобильные пункты для связи.

К ним относят:

  • Центральное управление силами и техникой (ЦУС);
  • Пункт связи части (ПСЧ).

Состоит из станции, которая имеет прямое соединение с городскими телефонными линиями, с важными объектами инфраструктуры, и с ЦУС. В ПСЧ также включены фиксированные радиостанции и тревожная сигнализация, а также другое необходимое оборудование.

  • Подвижный пункт связи (ППС).

Это посты временной связи для более быстрого и эффективного уведомления о возникающих сложностях.

  • Пункт связи отряда (ПСО).

Данный вид связи в противопожарной структуре необходим для постоянного обмена сведениями между руководящим составом чрезвычайной группы ее членами и другими подразделениями, принимающими участие в ликвидации возгораний. Помогает управлять работой всех задействованных групп и получать от них данные об обстановке на месте ЧС.

При борьбе с крупным или многоочаговым возгоранием организуется связь не только между начальником и действующим оперативным штабом, но и руководителем тыла, боевых зон и пожарным транспортом.

Организация связи на пожаре осуществляется при помощи мобильных радиостанций и различных установок с громкоговорителем (усилители звука, микрофон). При необходимости применяется автотранспорт связи и оповещения (АСО), переносные радиостанции, электромегафоны и полевые (походные) телефоны.

В ситуации, когда отсутствует возможность использования этих технических средств, задействуют сигналы управления и связные.

Нужна для осуществления контролирующей функции. Посредством данной связи происходит наблюдение за деятельностью инспекции, а также управление ее подразделениями. Для передачи необходимых сообщений используются ведомственные телефоны.

В непредвиденных ситуациях допускается использование аппаратов для «срочной» связи. Однако подобное их использование не должно наносить вред проводимых на данный момент тактических операций.

Создается разветвленная сеть проводной телефонии и радиосвязи. Для этого создаются постоянные и подвижные пункты передачи данных, которые оборудуются всеми необходимыми средствами для выполнения своих задач.

Сигналы могут передаваться с помощью телефона, телеграфа, факса, сети Интернет и противопожарной сигнализации.

Самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Системы связи и оповещения в ГО

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.

Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

  • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
  • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
  • населения;
  • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

  • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
  • руководству ГО города и сельских районов;
  • населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации их последствий начало внедрение новых КТС типа П-166 после проведенных успешно испытаний. Их главным плюсом является то, что деятельность П – 166 сопряжена с устаревшим типом П – 160, что предполагает их постепенную замену.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Локальная ГО и ЧС

В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

  • Крупные с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
  • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
  • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, быстро распространяющиеся , наводнения.

Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших (при необходимости укрытия).

Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

Управление оповещением в системе ГО

Управление системой – диспетчер

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.

Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Подробное видео про системы оповещения

Основной задачей в случае возникновения любых чрезвычайных ситуаций является сохранение жизни людей, попавших в опасную зону. В настоящее время во главе угла при решении этой задачи стоит своевременное оповещение и информирование всех заинтересованных лиц при помощи современных средств связи. Какова структура действующей системы оповещения в России? В чем ее сильные и слабые стороны?

Прогнозируемые, и возникающие вне прогноза техногенные и природные чрезвычайные ситуации (ЧС) требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС России (РСЧС). В число основных задач РСЧС входит оповещение ответственных должностных лиц в оперативных единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС) МЧС РФ, департаментах, управлениях, отделах, ведомствах, службах, и оповещение населения, находящегося в районе ЧС. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения ГО.

Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения ГО является составной частью мероприятий по гражданской обороне, которые проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления на соответствующих территориях и в организациях.

Системы оповещения ГО должны охватывать 100% населения страны, в том числе:

  • 96% населения должны оповещаться автоматизированной системой централизованного оповещения РФ;
  • 4% населения должны оповещаться путем использования всех имеющихся действующих средств связи.

Значительная экономическая целесообразность функционирования таких систем оповещения подтверждена на практике. При возникновении ЧС каждая минута промедления часто оборачивается значительными материальными и, самое главное, людскими потерями. Это подтверждается анализом убытков, которые понесла Россия в результате последних техногенных ЧС. В данной ситуации лица, которые занимают руководящие посты разных уровней в сфере гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к работе систем оповещения ГО.

Уровни системы оповещения ГО

В состав системы оповещения ГО России входят:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения

Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО) в автоматическом режиме обеспечивает поступление сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров (РЦ), органов управления по делам ГОЧС, соединений и воинских частей войск ГО, находящихся в подчинении федерального центра, и до федеральных органов исполнительной власти.

Региональные системы оповещения обеспечивают передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления региональных центров (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГОЧС, сил, соединений и частей войск ГО. Их работа сопряжена с работой федеральной системы и обеспечивает оповещение 7 регионов.

Оповещение населения Российской Федерации и органов управления на территории городов, городских и сельских районов обеспечивается 88 территориальными системами оповещения, каждая из которых работает в автоматическом режиме. базовой задачей территориальных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

  • органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов;
  • руководителей организаций и служб, обеспечивающих ГО, в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, и в Москве и Санкт-Петербурге;
  • диспетчеров оперативных дежурных служб на потенциально опасных объектах и других крупных объектах экономики;
  • населения, проживающего на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Структура и комплексы технических средств федеральной системы оповещения, региональных систем оповещения, территориальных систем оповещения представлены на рис. 1. Они построены на базе комплекса технических средств (КТС) типа П-160, который обеспечивает разные ступени резервирования оборудования, используемых каналов и параллельной передачи сигналов по радиоканалам сетей связи.

Оборудование данных систем оповещения работоспособно. но морально устарели принципы и протоколы обмена, которые в нем использованы. К настоящему времени назрела необходимость обновления этого оборудования в рамках модернизации всей системы связи МЧС России.

Система связи МЧС России

В течение последних 10 лет в России происходил цикл активного внедрения телекоммуникационных технологий мировых стандартов:

  • цифровые сети интегрального обслуживания (ISDN);
  • технология АТМ (B-ISDN);
  • цифровые учрежденческо-производственные АТС с радиодоступом в стандарте DECT;
  • системы сотовой радиосвязи;
  • системы связи в стандарте GSM;
  • персональные мобильные средства радиосвязи;
  • пейджинговые системы;
  • системы сотовой подвижной радиосвязи;
  • спутниковые системы персональной связи.

Помимо этого изменились транспортные технологии, перешедшие с плезиохронной (PDH) на синхронную цифровую иерархию (SDH) скоростей передачи.

Применение данных технологий обеспечит органы управления РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС России и системы оповещения качественной оперативной, мобильной и стационарной, специальной, телефонной, факсимильной связью и передачей данных, которые эти органы могут применять как в повседневной деятельности, так и в режиме предупреждения, оповещения и ликвидации возникших ЧС. Внедрение современных технологий потребовало внести коррективы в приказ МЧС России № 718 от 6 ноября 1996 г. "О Концепции развития системы связи МЧС России (до 2005 года)".

Разработанная и введенная в действие приказом МЧС России № 609 от 9 декабря 2000 года "Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года" более полно учитывает тенденции прогрессивного развития современных технологий.

Местные системы оповещения

Основной задачей местных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения сообщаются:

  • оперативным дежурным служб (диспетчерам) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
  • руководящему составу гражданской обороны города, городского и сельского районов, и руководителям районных и городских служб гражданской обороны;
  • населению, проживающему на территории города, городского или сельского района.

Средства местных систем оповещения можно условно разделить на:

  • средства оповещения должностных лиц;
  • средства оповещения населения;
  • средства оповещения трудовых коллективов.

Начиная с уровня местных систем оповещения и ниже, для построения использовались в основном комплексы технических средств (КТС) типа П-164. Данные КТС создавались для оповещения населения при крупномасштабных действиях ГО и слабо адаптированны к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. КТС марки П-164 находятся в эксплуатации более 15 лет (при установленном сроке службы аппаратуры оповещения до списания 12 лет). В связи с этим можно говорить о том, что функционирующие в настоящее время местные системы оповещения ГО морально и физически устарели. Основными факторами, ограничивающими использование данного оборудования в современных системах оповещения, являются:

  • непринцип. возможность совместной работы по каналам современных АТС, которые постепенно сменяют устаревшие ГТС;
  • отсутствие достаточного количества вариантов оповещения, которые выбираются в зависимости от складывающейся ситуации;
  • необходимость значительных эксплуатационных расходов.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий провело Государственные испытания и приняло к использованию КТС третьего поколения П-166, которые планируется внедрять по мере модернизации различных уровней систем оповещения. Данные КТС сопрягаются с используемыми сейчас П-160 и П-164 и могут постепенно устанавливаться на место последних. В настоящее время такие комплексы устанавливаются на территориальных, местных и ниже уровнях системы оповещения.

Рабочее место оператора (автоматизированный пульт управления П-166 АПУ) в составе системы централизованного оповещения позволяет:

  • формировать, корректировать и хранить в памяти ПЭВМ списки абонентов (номер телефона, Ф.И.О и др.);
  • формировать, корректировать и хранить данные о структуре сети оповещения;
  • документировать информацию о работе системы и факты подтверждений оповещения штатным печатающим устройствам ПЭВМ;
  • выводить на экран монитора ПЭВМ номера телефона и Ф.И.О. не ответивших абонентов;
  • программно формировать дополнительные команды управления для запуска системы, расширяя ее функциональные возможности; [=> принимать команды оповещения с КТС верхнего звена, поступление которых сопровождается индикацией номера принятой команды и звуковым сигналом;
  • передавать на КТС верхнего звена автоматические и ручные подтверждения о приеме сигнала оповещения;
  • передавать речевые сообщения непосредственно с микрофона или сообщения, подготовленные загодя;
  • производить речевой обмен с выбранным абонентом сети;
  • осуществлять прием и передачу данных о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществлять передачу и прием информации по выделенным или по 4-проводным каналам связи, взятым у их основных потребителей.

Система позволяет произвести запуск как централизованного оповещения населения во всех зонах, так и выборочного оповещения в отдельных зонах.

Принцип запуска одной ветви системы оповещения населения представлен на рис. 2. При модернизации на уровне запуска электросирен используются оконечные устройства из КТС аппаратуры предыдущего поколения П-164.

Данный тип систем оповещения работает при помощи выделенных линий и каналов тональной частоты (ТЧ), а для работы по цифровым каналам требует дополнительного оборудования. Сложность реализации проектов на базе оборудования КТС П-166 заключается в довольно высокой стоимости их установки и эксплуатации.

Второй конкурирующей и аналогичной по функциональным возможностям системой оповещения является автоматизированная система оповещения (АСО), развитие которой начиналось с автоматизированной системы оповещения должностных лиц и впоследствии разрослось до размеров территориальных, местных и ниже систем оповещения. В этой системе, так же как и в КТС П-166, предусматриваются режимы работы по выделенным линиям, каналам ТЧ. Она сопрягается с оборудованием КТС П-160 П-164 и дорабатывается для сопряжения с КТС П-166. Дополнительно к вышеуказанным режимам работы П-166 АСО предусматривает модемный режим работы с передачей сигнала по аналоговым и цифровым каналам корпоративной сети МЧС, ГТС или МГТС. В этом случае работа осуществляется в следующем порядке: дозвон до оконечных циклорных устройств, запуск сирен (УЗС-1), получ. подтверждения. Такая система не требует размещения на каждой промежуточной АТС дорогостоящего оборудования и может производить запуск как одной, так и всех одновременно электросирен системы оповещения населения. Принцип работы, заложенный в АСО, показан на рис. 3.

В настоящее время возникают большие сложности с реализацией проектов электросиренного оповещения населения. Это вызвано отсутствием достаточного количества производителей электросирен на российском рынке. С целью оповещения, информирования населения и звукофикации объектов экономики часто используется КТС СГС-22М. Оборудование КТС П-166 и АСО сопрягаются с СГС-22М и могут работать совместно. В сетях оповещения населения новые, строящиеся зоны оповещения и зоны с выработавшими ресурс электросиренами можно постепенно переоснащать на оповещение с использованием КТС СГС-22М. Оставшиеся исправные электросирены могут быть использованы для замены выходящих из строя.

Рынок КТС местных систем оповещения в настоящее время ограничивается рассмотренным выше оборудованием. В "Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года" предлагается в ближайший период завершить разработку и провести государственные испытания комплексов технических средств оповещения нового поколения и наладить их серийное производство, что может заинтересовать ведущих производителей телекоммуникационного оборудования.

Локальные системы оповещения (ЛСО)

На объектах экономики (ОЭ) в технологических циклах производства постоянно возрастает степень автоматизации сложных циклов и увеличивается содержание опасных веществ, что в определенных ситуациях предполагает возникновение техногенных ЧС, т.е. возникновение пожаров, взрывов, токсичных выбросов, способных поражать обслуживающий персонал этих предприятий, население, находящееся в районе этого объекта, и окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" № 178 от 1 марта 1993 г. определены потенциально опасные объекты, сформулированы задачи органам власти по созданию ЛСО, установлены зоны действия ЛСО и определен порядок финансирования работ по созданию ЛСО.

Основной задачей ЛСО является обеспечение передачи сигналов и информации оповещения до:

  • объектовых сил и служб гражданской обороны;
  • руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия ЛСО;
  • оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;
  • населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

В настоящее время необходимость обеспечения обязательного оповещения населения, проживающего в зоне действия ЛСО, стимулирует развитие рынка для производителей КТС оповещения. Важным фактом является то, что проектирование и строительство ЛСО на территории предприятий и организаций финансируются из средств этих предприятий.

В настоящее время в ЛСО используется оборудование КТС П-164, которое постепенно заменяется на КТС П-166, АСО и СГС-22М. Построение ЛСО на базе КТС П-166 и АСО управляющими электросиренами аналогично рассмотренному в местных системах оповещения, только цикл оповещения осуществляется с охватом территорий меньшего масштаба.

Особенностью КТС СГС-22М является работа звуковоспроизводящих систем (динамических громкоговорителей) в трансформаторном режиме передачи поступающих сигналов от усилительного оборудования. Данный режим позволяет выносить звуковоспроизводящие системы на значительные расстояния от усилительного оборудования, размещенного на объекте, обеспечивая при этом оповещение в зонах радиусом 2,5 км и более. Данный режим выделяет КТС СГС-22М из числа комплексов, в которых используется традиционный метод подключения звуковоспроизводящих систем, требующий размещения усилительного оборудования в непосредственной близости.

Объектовые (использующиеся в организациях) системы оповещения

При аварии, последствия которой не выходят за пределы объекта, задействуется объектовая система оповещения. Такая система строится на базе существующей производственной сети связи, сети звукофикации объекта и нижнего уровня специальной аппаратуры комплекса оповещения П-164.

Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до:

  • руководителей и персонала объекта;
  • объектовых сил и служб гражданской обороны.

В настоящее время в объектовых системах оповещения оборудование постепенно модернизируется или заменяется на более современные системы: АСО - для оповещения должностных лиц и СГС-22М - для звукофикации объекта экономики. Использование СГС-22М на объектовых системах оповещения позволяет сразу проектировать и ЛСО и озвучивать как открытые пространства, так и помещения.

Оборудование обеспечивает подачу предупредительного сигнала "сирена" или передачу речевой информации, разъясняющей обстановку и передающей команды для управления действиями населения и сотрудников предприятий. Одновременно оборудование может быть использовано в системе местного вещания как односторонняя командно-поисковая связь и для ретрансляции вещательных программ.

Такая система позволяет оперативно формировать или выбирать подготовленные варианты оповещения:

  • речевые сообщения с микрофона;
  • речевые сообщения с винчестера ПЭВМ;
  • сиренного оповещения, записанного на винчестер ПЭВМ;
  • речевые сообщения с магнитофона;
  • ретрансляция принимаемого вещательного сигнала радиостанций;
  • переключение программ проводного вещания.

Особенностью этой системы является то, что всеми этими режимами работы можно управлять путем использования удаленного доступа с более высокого уровня местной системы оповещения, построенной на базе КТС АСО.

Согласно материалам, представленным в "Концепции развития системы связи МЧС России на период до 2010 года", в качестве средства оповещения должностных лиц на всех уровнях предполагается использовать АСО-16 и АСО-8 из КТС АСО.

Они обеспечивают автоматизированную передачу речевых сообщений по коммутируемым телефонным линиям большой группе абонентов и ориентированы на применение оперативными службами. Системы аттестованы и разрешены к использованию на линиях ГТС и МГТС. База данных оповещаемых абонентов и загодя подготовленные тексты сообщений для оповещения хранятся в ПЭВМ. Программный синтезатор речи с неограниченным словарем позволяет изменять тембр голоса (с выбором из двух мужских и двух женских голосов) и темп синтезируемых из текста сообщений. Имеется также принцип. возможность записи текущего сообщения с микрофона.

Управляющая программа обеспечивает необходимый сервис по подготовке и оперативному редактированию базы данных и текстов сообщений, конфигурирование системы, прослушивание текущего сообщения, запуск сеанса оповещения и контроль за его ходом, просмотр результатов и вывод протокола сеанса оповещения, и сеансового статистического отчета о работе каналов аппаратуры АСО.

Программа поддерживает создание и хранение в базе данных списков абонентов, загодя подготавливаемых для тех или иных прогнозируемых ситуаций, требующих оповещения. В одном сеансе может производиться оповещение одним сообщением произвольной комбинации списков и/или отдельных абонентов, выбираемых оператором АСО.

Для передачи сообщений одновременно используются все подключенные к аппаратуре АСО телефонные линии, что обеспечивает минимальное время оповещения. Для абонентов, остающихся не оповещенными, производится требуемое количество попыток дозвона. В промежутках м. сеансами оповещения телефонные линии и ПЭВМ, работающие в составе АСО, могут использоваться для выполнения любых других задач.

Заключение

Данная статья не претендует на полноту изложения проблем, существующих в области рынка КТС оповещения. Автор хотел показать специфичность этого рынка его размеры, основные задачи и общие возможности КТС, чтобы заинтересовать ведущих производителей телекоммуникационного оборудования в проведении работ по данному направлению.

Статья написана на основе опыта, полученного при совместной работе с отделом связи и оповещения ГУ ГОЧС г. Москвы по вопросам модернизации системы оповещения населения г. Москвы, и по итогам проведенных стендовых испытаний опытной зоны системы оповещения населения.

В.Г. Годный
Ведущий научный сотрудник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России, к.т.н.

Связь и, в первую очередь, радиосвязь является важнейшим средством бесперебойной и надёжной работы по управлению и организации борьбы с лесными пожарами. Для обеспечения оперативного обнаружения пожаров и управления силами пожаротушения необходима развитая система связи в органах управления лесным хозяйством, механизированных отрядах, авиабазах и авиаотделениях.

Успешная борьба с лесными пожарами возможна лишь при координации действий авиационных и наземных сил. Здесь главная роль отводится совместным пунктам диспетчерского управления (ПДУ) авиазвеньев, региональных и центральной авиабаз и органов управления лесным хозяйством.

Основными задачами радиосвязи в системе «Авиалесоохраны» являются обеспечение оперативного управления работой подразделений баз авиациооной охраны лесов, лесозащитных предприятий, воздушных судов, используемых авиалесоохраной.

Для обеспечения работы лесопожарных служб «Авиалесоохраны» организуется следующая система радиосвязи:

Непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотде­лениями;

Радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен не­медленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радио­станции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже чем через 10 - 15 минут после возникновения необходимости в таком вызове;

Радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, кото­рые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;

Радиосвязь самолетов и вертолетов с группами, занятыми на тушении по­жаров в период нахождения воздушного судна в районе пожара;

Радиосвязь воздушных судов с авиапожарными станциями и обслуживае­мыми лесхозами при выполнении патрульного полета над территорией со­ответствующего лесхоза.

Для радиостанций авиаотделений и авиазвеньев время начала связи с авиа­базой ежедневно устанавливается пунктом диспетчерского управления. Пере­рывы в радиосвязи и окончание связи этих радиостанций с авиабазой произво­дятся с разрешения диспетчера авиабазы.

Оборудование центральной радиостанции авиабазы, выбор количества и типов радиостанций в авиазвеньях, авиаотделениях, рабочие частоты и рас­писание работы определяются с учетом обеспечения своевременной передачи информации о работе авиаотделений и горимости лесов, а также соответствую­щих распоряжений по организации борьбы с лесными пожарами.

При наличии в органе управления лесным хозяйством собственных радио­станций их работа на пожароопасный сезон организуется по расписанию, со­гласованному с авиабазой.

Радиосвязь между радиостанциями авиаотделений, лесхозов, лесничеств и патрульными воздушными судами осуществляется в следующем порядке.

В день вылета в назначенное накануне время радиостанция авиаотделения проводит сеанс циркулярной связи, при котором уточняется время вылета, принимаются заявки лесхозов на осмотр отдельных частей их территории, ре­шаются вопросы взаимодействия по тушению лесных пожаров, а также сооб­щается о случаях отмены полетов и назначается время следующего сеанса цир­кулярной связи.

С момента вылета патрульного воздушного судна все командные радио­станции на охраняемой территории обязаны непрерывно работать в режиме приема. Прекращать связь с воздушным судном наземные радиостанции име­ют право только с разрешения летчика-наблюдателя.

Во время работы летчика-наблюдателя с одной из радиостанций на охраня­емой территории все остальные радиостанции должны прекращать радиообмен на этой частоте и могут возобновить его только после того, как летчик-наблю­датель закончил очередной сеанс связи.

После взлета воздушного судна и набора высоты летчик-наблюдатель уста­навливает связь с лесхозом, над территорией которого в данное время происхо­дит полет. При обнаружении лесного пожара или нарушений правил пожарной безопасности в лесу летчик-наблюдатель передает лесхозу сообщение о них и принятых мерах по их ликвидации и при необходимости согласовывает с лес­хозом свои дальнейшие действия.

За 5 – 10 минут до подхода воздушного судна к границе другого лесхоза лет­чик-наблюдатель устанавливает с ним связь.

Связь с лесхозом, облет территории которого закончен, прекращается толь­ко после пролета его границ, при этом летчик-наблюдатель назначает время следующего сеанса связи.

Летчики-наблюдатели воздушных судов, имеющих на борту радио­станцию, могут при необходимости устанавливать в полете прямую связь с ра­диостанцией авиазвена или авиабазы.

Сообщения об обнаружении или необходимых мерах по тушению лесных пожаров с борта воздушного судна, при отсутствии связи с авиаотделением или лесхозом летчик-наблюдатель может передавать через диспетчера соответству­ющего аэропорта. Получив радиограмму о пожарах, диспетчер аэропорта обя­зан передать ее авиаотделению или лесхозу, находящемуся в этом пункте, либо в авиазвено или авиабазу.

При значительном удалении и отсутствии прямой радиосвязи в УКВ диа­пазоне с авиаотделением передача сообщений может производиться с помо­щью других воздушных судов, с которыми удается установить прямую связь в воздухе.

Порядок и схема установления связи авиаотделений и лесхозов с авиапред­приятиями гражданской авиации для передачи сообщений о лесных пожарах и обеспечения полетов воздушных судов взаимно согласовываются перед нача­лом пожароопасного сезона.

Штатные средства связи и оповещения авиаотделений:

Стационарная радиостанция KB диапазона - 2 шт.;

Стационарная радиостанция УКВ диапазона воздушной подвижной служ­бы - 2 шт.;

Стационарная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной служ­бы - 1 шт.;

Мобильная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной службы (на каждую единицу автотранспорта) - 1 шт.;

Звуковещательная станция для воздушных судов - 1 шт.;

Электромегафон - 1 шт.

В авиабазах, где организовано диспетчерское управление работой авиаотде­лений, летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с борта воз­душного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в авиаотде­ление для передачи этих сообщений в пункт диспетчерского управления авиабазы.

При наличии радиосвязи с лесхозом, на территории которого обнаружен пожар, летчик-наблюдатель открытым текстом передает сообщение о пожаре. Донесение в этом случае может не составляться.

Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летчик-наблюдатель обязан сбро­сить донесение о лесном пожаре в ближайший пункт приема донесений, от ко­торого наиболее удобны пути подхода к пожару.

Если дальнейший маршрут полета проходит вблизи конторы лесхоза или лесничества, летчик-наблюдатель в необходимом случае может сбросить туда копию донесения или сообщение с указанием места пожара, его характеристи­ки и мер по его тушению.

При обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Рос­сийской Федерации летчик-наблюдатель обязан принять меры к их прекраще­нию:

Если нарушение не предопределяет возможность возникновения лесного пожара, летчик-наблюдатель может передать сообщение о нем в соответст­вующий лесхоз после окончания полета;

Если в результате выявленного нарушения может начаться лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан сбросить нарушителям письменное предписа­ние о прекращении нарушения или использовать для передачи сообщения звуковещательную станцию, имеющуюся на борту судна.

Связь с руководителем тушения лесного пожара осуществляется в основ­ном по радио, а при отсутствии радиосвязи - при помощи звуковещательной станции или сигнальными ракетами, а также знаков, выложенных на земле из подручных материалов. При необходимости летчик-наблюдатель может в своем сообщении по звуковещательной станции или в записке, сброшенной вымпелом, указать, каким знаком с земли должен быть подан ответ на заданный им вопрос.

Организация связи на базах авиационной охраны и порядок работы изло­жены в Инструкции по авиационной охране лесов. Патрульный самолет исполняет роль разведчика: увидел огонь, определил координаты пожара и сообщил их на землю в лесхоз. Целесообразно иметь на борту патрульного самолета аэронавигаци­онный комплекс, с помощью которого через спутник, в считанные секунды определяются координаты очага возгорания.

Для связи с бортами летательных аппаратов используются радиосредства УКВ диапазона воздушной подвижной службы - как стационарные, так и во­зимые и носимые.

Вариант схемы организации связи органов управления и сил, задействован­ных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта Российской Феде­рации изображен на рис 4.2. Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих пожаров в лесах могут быть оперативно обеспечены лишь при наличии в лесхозах достаточного количества средств связи и хорошо организованной их работы.

Рис. 4.2 Схема огрганизации связи органов управления сил, задействованных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта РФ.

Лесхозы должны быть обеспечены связью с лесничествами, пожарными наблюдательными пунктами, пожарно-химическими станциями, авиаотделения­ми авиабаз и с экипажами патрульных самолетов (вертолетов), а также по воз­можности с лесопользователями и другими работающими в лесах предприяти­ями, организациями и учреждениями.

Лесничества должны быть обеспечены связью с расположенными на их территории пожарными наблюдательными пунктами, пунктами приема доне­сений о пожарах от экипажей самолетов (вертолетов), пожарно-химическими станциями, кордонами лесной охраны, с патрулирующими работниками лес­ной охраны и временными пожарными сторожами, с командами и бригадами рабочих занятых на тушении пожаров. Отдаленные лесничества, кроме того, должны иметь непосредственную связь с экипажами патрулирующих самолетов (вертолетов).

Пожарно-химические станции лесхозов должны иметь: устойчивую теле­фонную или радиосвязь с лесхозом, лесничеством, лесопожарными бригадами, расположенными или действующими вне станции, а также с пожарными на­блюдательными пунктами и вышками, лесопользователями, авиаотделениями, патрульными воздушными судами.

В районах где осуществляется авиационное патрулирование, при каждой ПХС организуется пункт приема донесений от летчика-наблюдателя (допол­нительно к радиосвязи), при использовании вертолетов устраивается посадоч­ная площадка.

В каждом лесхозе разрабатывается схема организации связи, определяю­щая (в зависимости от наличия необходимых объектов связи, расстояний меж­ду ними, рельефа местности, обеспеченности средствами общегосударствен­ной связи) потребности в строительстве новых линий связи, типы радиостан­ций по объектам и в обслуживающем связь персонале.

Работа всех направлений радиосвязи проводится по расписанию. В распи­сании указывается время работы радиостанций, используемые частоты и дру­гие необходимые данные. Расписание является обязательным для всех работ­ников, обслуживающих радиосвязь на определенной территории, где центра­льная станция лесхоза, управления, авиазвена, авиабазы, является командной (старшей).

В районах деятельности авиационной охраны лесов расписание работы всех радиостанций на пожароопасный сезон утверждается директором лесхоза совместно с начальником авиаотделения.

Радиостанции лесхозов, лесничеств, над территориями которых проводит­ся патрульный полет, находятся постоянно на дежурном приеме на частоте бортовой радиостанции летательного аппарата.

Связь с пожарными командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего пери­ода работ по тушению пожаров или при патрулировании лесов.

Сообщение о лесном пожаре, поступившее от работников авиационной или наземной охраны лесов на любой пункт связи (лесничество, ПХС, кордон лесной охраны и т. д.), должно быть немедленно передано в контору лесхоза. Основными техническими средствами связи являются телефонная провод­ная связь и радиосвязь, вспомогательными - односторонняя связь экипажа самолета (вертолета) с землей с помощью звуковещательной станции. Отсутствие связи напрямую сказывается на оперативности борьбы с лесными пожарами.

До появления в лесном хозяйстве портативных радиостанций авиация помогала поддерживать связь с руководителем группы тушения, сбрасывая ему донесения со схемой распространения пожара и получая от него (условными знаками) сообщения о том, какая требуется помощь. Сейчас у пожарных на земле имеются 1-2 радиостанции, с помощью которых поддерживается устойчивая, оперативная связь с патрульным самолетом (вертолетом) и лесхозом.

Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств является разработка и внедрение автоматизированной информаци­онно управляющей системы связи, включающей оснащение всех территориа­льных органов федерального органа управления лесным хозяйством персона­льными компьютерами и модемами, применение пакетной радиосвязи в УКВ и KB диапазонах, автоматической ретрансляции, электронной почты.

KB радиосвязь еще продолжительное время будет занимать основное место системах управления и обмена информацией среди организаций лесного хозяйства, которые находятся в отдаленной и труднодоступной местности. Для повышения эффективности использования имеющегося парка KB paдиостанций разработан комплекс технических средств обмена информа­цией по радиоканалу между периферийным оборудованием и ПЭВМ для со­здания мобильной сети сбора, подготовки и передачи алфавитно-цифровых данных с помощью интеллектуальных пультов без прокладки физических линий связи на расстояние до 1000 км.

Повышение эффективности использования даже устаревших KB радио­станций (типа «Ангара-1», РСО-30 и др.) достигается использованием метода пакетной радиосвязи, на основе применения специального пакетного конт­роллера - ВИП-М (выносной интеллектуальный прибор - модернизирован­ный). Прибор представляет собой микропроцессорное устройство, совмещен­ное с модемом, для передачи данных по радиоканалу.

Использование ВИП-М обеспечивает автоматизированный сбор текстовой информации и передачу сигналов от разбросанных на сотни километров друг от друга объектов. Устройство может работать не только от сети переменного тока, но и от бортсети самолета или автомобиля. Таким образом, появилась возможность получать информацию как со стационарных, так и движущихся объектов. Такая система под названием «Поток» разработана и успешно вне­дрена предприятием «Инком». «Поток» обеспечивает централизованную рас­сылку и сбор информации, сбор стандартных форм документов, отображает маршруты движения подвижных объектов на электронной карте, дает возмож­ность ведения журнала всех операций. Удаленные пункты, входящие в общую систему, благодаря ВИП-М могут не только готовить, хранить, передавать и распечатывать на принтере текстовую информацию и стандартные формы документов, но и принимать из центра сигналы и команды оповещения с выда­чей звукового или светового сигнала. Скорость обмена по KB радиоканалу до­стигает до 600 бит/с, по УКВ радиоканалу - до 2400 бит/с. Оборудование, установленное на подвижных объектах, снабженное спутниковыми навигаци­онными приборами, дает им возможность передавать информацию о том, где этот объект находится в конкретное время.

Область применения системы - авиабазы охраны лесов от пожаров, управ­ления лесами, лесхозы. Система уже используется на многих авиабазах охраны ле­сов от пожаров (Западно-Сибирской, Иркутской, Томской, Уральской, Хан­ты-Мансийской, Красноярской и ряда др.).

В настоящее время появилось новое поколение KB радиостанций, имею­щих исключительные возможности по обеспечению надежной связи с выходом в коммутационную телефонную систему общего пользования. Наиболее эф­фективным в этом диапазоне частот является применение однополосной амп­литудной модуляции. Новое поколение КВ обладает следующими достоинствами:

Использование совершенных видов модуляции ОБП (одна боковая поло­са), а также, при необходимости, переключения на любой другой вид моду­ляции;

Возможность увеличения отдаваемой мощности в полезный сигнал;

Значительно улучшенные электрические параметры;

Система автоматического соединения с анализом частот наилучшего про­хождения и минимизации помех по приему;

Использование устройств автоматического согласования с антенной в ши­роком интервале частот (2-30 МГц) для настройки на проволочную антен­ну любой длины;

Использование на автомобилях штыревых антенн, позволяющих иметь связь в движении;

Возможность передачи данных с высокой достоверностью, сравнительно высоким объемом и скоростью.

Несмотря на сохранившиеся недостатки (зашумленность каналов связи, наличие «мертвых» зон в радиусе от 50 до 180 км) использование KB радиосвязи на современном оборудовании является очень эффективным, так как используется на огром­ные расстояния.

УКВ радиостанции играют очень важную роль в обеспечении радиосвязи в структуре лесного хозяйства. Они состоят на оснащении авиабаз и авиаотделений, лесхозов и лесничеств, ими укомплектованы все воздушные суда авиалесоохраны, многие средства наземного пожаротушения. Их выдают практически всем группам тушения на пожаре. И хотя дальность связи на УКВ не превышает 10 - 20 км, а при подъеме антенны на высоту до 40 м – 50 - 60 км, но этого бывает достаточно для обеспечения оперативного и эффективного управления.

Для десантных групп пожарных с лесопатрульной и пожарной авиацией при тушении лесных пожаров могут быть использованы современные радиостанции (табл. 4.4).

В густом лесу дальность радиосвязи уменьшается. Чем чаще лес и короче длина волны (выше частота), тем дальность связи меньше. В лесу радиостанцию целесообразно развертывать на опушке, лесной поляне, просеках, идущих в направлении корреспондента.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!