Нравственные уроки в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание. Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание») Нравственные уроки в творчестве достоевского

И литературы Марьясовой Галиной Петровной, гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.

Содержание урока направлено на постижение смысла произведения, поэтому предложена такая форма, которая помогает проникнуть в художественный замысел писателя. Продумывая ход урока, мне хотелось, чтобы чтение для десятиклассников стало “трудом и творчеством,” поэтому в основе урока лежит диалог – ”совместный поиск истины”. Цель урока – вызвать у старшеклассников эмоции, подвести их к выводам, поэтому использовались эффективные дидактические средства, помогающие пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, будоражили мысль, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня литературно – художественного образования школьников, качества их гуманитарной подготовки и восприятия творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.

Урок – эпилог к роману

“Преступление и наказание”.

(Урок – размышление. 2 часа)

Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).

Задачи урока:

· сформировать личное отношение к роману;

· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

· увидеть и понять нравственные уроки, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку.

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

. “Братья Карамазовы”

Оформление урока:

· портрет;

· выставка книг;

· иллюстрации И. Глазунова к роману Достоевского“Преступление и наказание”.

I. Объявление темы и задач урока.

II. Чтение эпиграфа.

III. Вступительное слово учителя.

Вот и подошла к концу наша встреча с романом “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.

А это главное!

Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.

Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду”высший”: тот, который вершится в сфере нравственных идей.

В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,

Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т. е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

Отчеты рабочих групп, подготовленных заранее. Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. В каждой группе выбирается “дежурный учитель”, который следит за ходом подготовки и готовится в случае необходимости в любой момент заменить любого участника своей группы. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.

I. Первая учебная ситуация

В чем состоит необычность преступления, совершенного

Р. Раскольниковым?

(: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это).

II. Вторая учебная ситуация.

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят. 2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья учебная ситуация.

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т. е. соверши преступление(а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

IV. Четвертая учебная ситуация.

Преступление совершено. Какое же наказание?

(Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ”(нет Бога, нет бессмертия , нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV. Пятая учебная ситуация.

Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами.

VI. Шестая учебная ситуация.

(Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

Отчет 3-ей группы.

(1. Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.

2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: ”О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться”.

3. “Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому”.

Раскольников убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.

4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.

“ Чем, чем, - думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”.

5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: ""Совесть моя спокойна”.

Отчет 2-ой группы.

1. Спокойна ли?

Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову. “Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.

Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.

Чем он отличается от прежнего?

Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по - иному слышать и видеть, т. е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого - порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!

Разве можно утверждать, что это единодушие не оставило следа в душе Раскольникова?

Отчет 1- ой группы.

И наступает момент, когда в новом свете предстает то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряженных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. (Выборочное чтение с комментированием). Это тревога писателя- гуманиста за будущее человечества, предвиденье, к чему может привести теория эгоцентризма. Как заманчиво все-таки желание ощутить себя лучше других, как велико наслаждение признать себя первым даже среди последних. Но жизнь вносит поправки. В этом сне люди, стремящиеся самоутвердиться любой ценой, предстают “бесноватыми и сумасшедшими”. Где же искать “ чистых”? Уж не среди ли “обыкновенных”? Важность сна для понимания эволюции героя подчеркивает: “Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез”. Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Начались поиски ответов на вопросы:

Как очиститься от дурных помыслов?

Как научиться жить среди людей?

И пока не смирение, а поиск ответа на эти вопросы приводит его к Евангелию. Иначе, зачем Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать? Не слова ли Иисуса “Я есмь воскресение в жизнь” – в романе они выделены курсивом! Изменилось и отношение к Соне (спасительная сила чистоты): “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.

Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: “…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим…”. “В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжане, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. И даже сам разговаривал с ними, и ему отвечали ласково”.

Новое отношение к людям глубоко психологически оправдано. Если раньше Раскольников подавлял движения сердца, отчаянно противившегося злодейству, то сейчас он освобождается от пут теории и возвращается к самому себе. Раскольникову становиться легче дышать (ранее - “Воздуху!”), а это значит освободиться от плена идеи. Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: “Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое”. Какой же дорогой ценой оплачен этот вздох облегчения!

- Ребята, давайте еще раз вслух прочитаем последнее предложение, которым заканчивается роман. Опять появляется цифра 7. Какую смысловую нагрузку она несет? (“Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет…”- надежда на союз человека с Богом).

Слово учителя.

Прочитан и изучен роман ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т. к., с точки зрения, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

(Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.

5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.

Где же источник противостояния злу?

(Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений , освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет заблуждения. Сомнения - результат интенсивной работы мысли, важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” . ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.

Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект)

Произведения Ф.М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание».

В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).

Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью.

Раскольников – человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали. Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню.

Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей». Первая группа – это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно. На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.

Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить». Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая».

Гордость героя перерастает в гордыню – один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре.

В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение. Этот образ – Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение.

Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории. Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла. Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких.

Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.

Вера - настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.

По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.

Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.

По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка.

После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть. Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание – великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.

Важно, что библейские мотивы – одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни. Призыв к следованию библейским заветам - вот главный нравственный урок Ф.М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.
Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

Сильным,
гордым,
романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.

Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

  • сильным,
  • гордым,
  • романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.
Еще одним уроком является то, что человек не имеет право лишать жизни другого человека каким бы никчемным он не был. Раскольников решил стать вершителем судеб, но ведь жизнь людям даровал Бог, и забрать ее может только он.

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - “униженным и оскорбленным”, - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом.

Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармела-дова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства.

В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармела-дова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение.

Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство.

Соня - “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня.

Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Если Родион Раскольников - носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского...

  2. Загрузка... Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой Достоевского...

  3. Загрузка... В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во...

  4. Загрузка... Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” - одно из выдающихся произведений мировой...

  5. Загрузка... Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией...

"Преступление и наказание» Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные соци­альные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоя­щих социальных проблем. Автора беспокоит безнравствен­ность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на фор­мирование неравенства между людьми. А это приводит впо­следствии к выраженному праву власти одного над другим.

Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каж­дый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действи­тельно был уверен в этом.

Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - "униженным и оскорбленным», - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольни­кова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит ло­гике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Досто­евского волновало более всего преступление против нравствен­ных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольни­кова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство че­ловека охарактеризовано писателем как "убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что "спасти» Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе "Преступление и наказание» таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: "Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, гово­рили много прекрасного о ее душе: "...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно при­влекало к ней». Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться рав­нодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не пере­чила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня - "существо приниженное», и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. "Приниженной» Соне­чка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот "погибнет» во мраке тьмы, бед и стра­даний, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок - символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным пред­ставить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внеш­ности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от "уничтожения» нашего героя. Сонечка - это как "луч света» в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вмес­те с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раск
ольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смяг­чалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство - чувство любви. На­конец они оба обрели . Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступ­лении, к появлению нравственности.

Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каж­дого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права на­зывать себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова - "чистый свет высокой нравственной идеи».



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!