Какие факторы относятся к вредным производственным факторам. Вредные производственные факторы: что это такое и классификация по профессиям. Вредные и опасные факторы

«Обучение населения в области ГО» - Практическая разработка основных документов по подготовке. Организация и проведение учений и тренировок. Виды и периодичность учений. Учетные документы. Состояние обучения населения. Подготовка и проведение учений. Нормативно-правовое регулирование по обучению населения. Нормативно-правовое регулирование.

«Функционирование РСЧС» - Принципы защиты населения. Подготовка населения. Уровни РСЧС. Создание специального механизма. Законодательство РФ в области защиты населения. Обстоятельства, послужившие основанием для введения режима. Задачи РСЧС. ФЗ «О безопасности». Законодательство РФ. Полномочия органов власти. О защите населения и территорий.

«Задачи гражданской обороны» - Совет Народных Комиссаров. Гражданская оборона. Система мер. История создания гражданской обороны. Государственный комитет по делам гражданской обороны. Зенитная установка. Землетрясение в Армении. Жизни многих миллионов граждан. Военное время. Проблемы защиты населения. Авария на Чернобыльской АЭС.

«Гражданская оборона РФ» - Задачи ГО. Гражданская оборона. Положение о противовоздушной обороне. Территория. Служба ГО. МПВО была преобразована в гражданскую оборону. Система мероприятий. Закон «О гражданской обороне». Гражданская оборона в ОУ. Определение ГО. Руководство гражданской обороной. Силы ГО.

«Гражданская оборона России» - Действия населения. Система защиты населения. 4 октября. Подразделения противовоздушной обороны. Сигналы оповещения ГО. Гражданской обороне России 81 год. Эвакуация детей. Обучение населения способам защиты. Должность министра Российской Федерации. Гарантия. Гражданская оборона. Министр Российской Федерации по делам ГО.

«Организация гражданской обороны» - Принципы организации. Организационная структура гражданской обороны. Силы и средства. Реализация мероприятий по защите населения. Режимы функционирования РСЧС. Задачи гражданской обороны. Роль и место гражданской обороны. Правое регулирование. Степени готовности гражданской обороны. Этапы развития гражданской обороны.

Всего в теме 21 презентация

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №117»

г. Воронеж

Конспект НОД старшей группы

«ОБЖ.Служба МЧС.Профессия спасатель»

воспитателя

Постниковой Е. И.

Образовательные области : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», “Физическое развитие”.

Цель: познакомить с деятельностью МЧС России. Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни. Формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, навыков осознанного, безопасного поведения.

Задачи:

Образовательные:

    знакомство, расширение и уточнение знаний детей о профессии Спасатель;

    формировать умения устанавливать элементарные причинно - следственные связи;

    расширять представления детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

Развивающие :

    способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления;

    развивать интерес к профессии спасателя МЧС;

    формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности;

Воспитательные:

    воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;

    воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь;

    воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Практические :

    прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

Методические приёмы:

    рассматривание иллюстраций, плакатов по ОБЖ, правилам безопасного поведения с обсуждением;

    обыгрывание проблемных ситуаций;

    сюжетно-ролевая игра «Вызов службы МЧС»;

    чтение художественной литературы о спасателях, беседы о прочитанном;

Материал и оборудование :

плакат по ОБЖ, иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России, карточки с изображением опасных ситуаций, видеофильм «Визитная карточка МЧС России»,аудиозаписи, телевизор, телефон, два пластмассовых ведёрка, «кошкин дом» из фанеры, мягкие модули, счётные палочки, цифры, мяч, схема для конструирования из модулей, костюм Незнайки, манка, спирт, краски, клей, кисточки, одноразовые тарелки, влажные салфетки, распечатанные изображения символа МЧС.

Методы обучения:

    Словесные: беседа, высказывание предположений, составление рассказа.

    Наглядные: рассматривание схематических картинок, просмотр видеофильма.

    Практические: аппликация нетрадиционным способом - манкой.

Словарь: спасатель, чрезвычайные ситуации.

Предварительная работа:

    Просмотр развивающих мульфильмов: «Смешарики.Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы.Азбука Безопасности», Видеоролики с сюжетами о аботе спасателей.

    Беседы о правилах безопасного поведения на улице и дома.

    Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»; Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; К. Чуковский «Айболит».К . Чуковский «Телефон».

    Прослушивание аудио записей: «Марш пожарных», «Гимн парням МЧС», «МЧС России», сл. О. Абакумовой, муз. Л. Смараковой

Ход занятия:

Вбегает Незнайка:

Незнайка: - Ребята, ребята! Ой,Ой,Ой! Помогите! В Цветочном городе беда!

Воспитатель: - Незнайка, что случилось?

Незнайка: - Не знаю. Я забыл!

Воспитатель: - Как же мы тебе поможем? Ребята, подойдём к столу и выберем карточки с опасными ситуациями. Может быть Незнайка вспомнит, что случилось в Цветочном городе.

Дидактическая игра «Опасные ситуации».

Ход игры: дети выбирают карточки на которых изображены опасные ситуации. Рассказывают в чём состоит опасность. Какие службы необходимо вызвать. Выбирают циры и составляют номера телефонов: 01- пожарная служба, 02-полилиция, 03-скорая помощь, 04-служба газа.

Воспитатель: -Незнайка, ты вспомнил,что произошло в Цветочном городе?

Незнайка: - Нет! Ой,Ой, Ой! Что же делать?

Воспитатель: - Ребята, у Незнайки случилась «чрезвычайная» ситуация. Как вы думаете, что означает слово «чрезвычайные»?

Ответы детей. (необычные, опасные, страшные).

Воспитатель : - В таких случаях необхоимо вызывать Единую службу спасения. Есть целое Министерство чрезвычайных ситуаций. Сейчас мы посмотрим видеофильм о службе МЧС и о профессии спасатель.

Просмотр видеоролика «Визитная карточка» службы МЧС России».

Воспитатель: - Профессия спасатель - это героическая профессия, о которой мечтают многие ребята. Спасатель каждый день помогает и спасает жизни людей, животных, заботится о сохранении окружающей среды.

Это профессия молодая. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели - это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды, опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Важное качество для спасателя -уметь оценивать обстановку, чтобы быстро понять, какая тут помощь нужна. Благодаря этому мастерству, многие жизни им удалось спасти. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают - отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, которые умеют работать в команде, а также умеют поддержать человека в беде и найти слова поддержки..

Воспитатель : -Каким должен быть спасатель?

Словесная игра «Скажи наоборот».

Ход игры: дети называют качества какими должен обладать спасатель и называют противоположные значения (какими качествами обладать не должен):

сильный, выносливый - слабый;

смелый,мужественный,безстрашный,отважный - трусливый;

быстрый - медленный;

умнымый,знающий - глупый;

ответственный- безответственный;

уверенный-неуверенный.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас хотел бы стать спасателем когда вырастет?

Ответы детей.

Воспитатель: - Тогда давайте тренироваться.

Подвижная игра-эстафета.

Ход игры: дети делятся на две команды.

Первое задание: участники должны «потушить Кошкин дом» (с ведёрком добежать, не задевая кегли, до импровизированного домика. «потушить его», вернуться к своей команде и передать ведёрко следующему игроку.

Второе задание: команды должны собрать «разрушенный Теремок»(по образцу построить конструкцию из мягких модулей.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Все справились с заданием. Трудная работа у спасателей и очень ответственная. Нужно не только быть быстрым и ловким, но и уметь работать в команде.

Воспитатель: - Кто из вас знает как вызвать службу спасения? Какой номер нужно набрать? Что сказать? Сначала надо набрать номер 112, рассказать, что произошло и сообщить адрес этого происшествия. Потом надо назвать свое имя, фамилию, отчество.

Сюжетно- ролевая игра «Вызов службы МЧС»

(Дети обыгрывают ситуации с вызовом по телефону, таким образом закрепляя правильный алгоритм при вызове спецслужб)

Воспитатель: - Чтобы запомнить этот номер, вам надо выложить цифры 112 из счётных палочек. Зная этот номер вы можете спасти жизнь, но никогда не балуйтесь этим номером, ведь пока диспетчер занят вашим звонком, кто-то другой, попавший в беду, не сможет дозвониться.

Дидактическая игра «Выложи цифры».

Ход игры: дети выкладывают из счётных палочек цифры 112.

Воспитатель: - Но беду, ребята, легче предупредить, чем потом исправить. Одним из направлений работы службы МЧС является предупреждение чрезвычайных ситуаций. Каждый должен знать основы безопасности жизнедеятельности. Сейчас я проверю ваши знания.

Дидактическая игра «Да-Нет»(с мячом.)

Ход игры: на вопрос с ответом «да» дети мяч ловят, на вопрос с ответом «нет»-мяч отбивают.

-Можно п ользоваться повреждёнными розетками?

-Нужно к ричать и звать на помощь взрослых, если вы чуствуете опасность?

-Можно о ставлять без присмотра включённые электроприборы?

-Можно и грать спичками?

-Нужно д вигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено?

-Можно о ставлять не затушенные костры в лесу?

-Можно п оджигать сухую траву, тополиный пух?

- Нужно в случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану?

-Можно детям есть грибы?

-Нужно в ывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр?

-Можно убегать, если на вас бросилась собака?

Можно, тушить электроприборы водой?

Воспитатель: - Ребята, а у спасателей есть сивол Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны-голубой треугольник в круге оранжевого цвета. Большая эмблема представляет собой изображение двухглавого орла со щитом оранжевого цвета на груди. В центре щита расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Давайте подойдём к столу и сделаем аппликацию из окрашенной манки «Эмблема МЧС».

Ход аппликации:

1.Дети добавляют в первую ёмкость с манкой небольшое колличество спирта и гуаши синего цвета, перемешивают, чтобы манка равномерно окрасилась.

2.В отдельной палитре смешивают краску красного и жёлтого цвета, перемешивают, чтобы добиться оранжевого оттенка.

3.Добавляют во вторую ёмкость с манкой спирт и оранжевую краску, хорошо перемешивают.

4.Намазывают клеем распечатку эмблемы и посыпают манкой соответствующего цвета. Белую Звезду посыпают неокрашенной манкой.

Незнайка: - Ребята, я вспомнил! Знайка потерял ключи и мы не можем попасть домой.

Воспитатель: - Незнайка,тогда вам надо вызывать МЧС. Даже в таких ситуациях спасатели придут на помощь.

И запомни:

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом.

Сам костра не разжигай

И другим не позволяй. Газ на кухне, пылесос ли, Телевизор и утюг

Пусть включает только взрослый

Наш надёжный старший друг. Быть нельзя огню вблизи

Там, где смазка, газ, бензин

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Огнеопасно»!

Если же стряслась беда

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда

Действовать умело!

Если близко телефон

И тебе доступен он

Нужно 01 набрать

И пожарников позвать! Если слаб огонь, скорей Кружкою воды залей

Сыпь песок, брось одеяло

Чтобы всё не запылало

Победить огонь сумей

Докажи, что ты сильней!

Если же большой огонь

Дымом всё объято

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам

И на помощь поскорей Ты зови, зови людей

Твёрдо запомните правила эти.

Будьте с огнём осторожны,

Все дети!

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Какие правила безопасности будете соблюдать? Что никогда не будете делать?

Я желаю вам, ребята, чтобы все беды обходили вас стороной. С вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, смелыми, дисциплинированными мальчиками и девочками!

До свидания Незнайка. Беги скорее в Цветочный город и звони по номеру 112.

Незнайка: - До свидания ребята.

  • 2 Физические критерии и принципы установления норм (нормирование) овпф
  • 3 Оптимальные и допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений в зависимости от категории работ
  • 4 Ионизирующие излучения. Характер воздействия, критерии оценки.
  • 5. Вредные вещества, их классификация и биологическое действия
  • 1 Виды прогнозов загрязнения окружающей среды. Особенности построения краткосрочных и долгосрочных прогнозов.
  • 2. Принципы организации системы мониторинга загрязнения атмосферного воздуха. Виды постов по контролю.
  • 3. Организация системы мониторинга загрязнения поверхностных вод. Принципы размещения пунктов наблюдения.
  • 4. Принципы организации системы мониторинга загрязнения почв с/х районов и городских территорий
  • 5. Методы и средства контроля среды обитания (контактные, дистанционные, биологические).
  • 1. Влияние отраслей экономики на состояние окружающей среды
  • 2. Воздействие негативных факторов на человека и техносферу
  • 4. Характеристика основных загрязняющих веществ и механизм их образования.
  • 5. Характеристика промышленного техногенеза в одной из отраслей промышленности
  • 2. Структура, органы управления и режимы функционирования Российской системы по чс (рсчс).
  • 3. Инженерная защита населения.
  • 4. Общие понятия устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время.
  • 6. Психологическая подготовка населения к действиям в чс.
  • 1. Классификация впф.
  • 3. Меры профилактики профессиональных заболеваний, отравлений.
  • 4. Основные принципы гигиенической классификации условий труда по степени вредности, тяжести и напряженности трудового процесса.
  • 5. Гигиенические требования к организации рабочих мест пользователей пэвм.
  • 6.Производственная вентиляция. Классификация. Очистка воздуха от пыли и вредных веществ.
  • 1. Правовые и нормативные основы государственной экспертизы условий труда в рф
  • 2. Органы надзора и контроля в области условий и охраны труда, промышленной безопасности. Задачи и функции
  • 3. Система сертификации работ по охране труда в организациях (ссот) Основная цель, задачи, функции.
  • 4. Объекты сертификации в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (ссот). Организационная структура ссот. Функции органов по сертификации (ос) и испытательных лабораторий (ил).
  • 5. Порядок проведения сертификации работ по охране труда в организациях.
  • 6.Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий
  • 1.Физико-химические основы горения.
  • 2. Теория горения: тепловая, диффузионная, цепная.
  • 3. Условия возникновения и развития процессов горения.
  • 1. Основные понятия в области безопасности труда (опасность, безопасность, безопасность труда, риск, приемлемый риск, эргономика).
  • 4. Взрывы: типы взрывов, классификация.
  • 3. Структура, основные функции и права Ростехнадзора.
  • 4. Общие требования безопасности при выполнении работ повышенной опасности.
  • 5. Обеспечение электробезопасности на предприятии.
  • 6. Организация пожарной безопасности на предприятии.
  • 7. Сертификация работ по охране труда в организации (порядок сертификации, знак безопасности).
  • 8. Обеспечение безопасности при выполнении работ на высоте и верхолазных работ.
  • 9. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
  • 10. Общие требования безопасности при эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, находящихся под давлением.
  • 1. Диаграммы причинно-следственных связей, как модели процессов в системе
  • 2. Основные этапы системного анализа
  • 1.Цели, задачи и принципы экологической экспертизы.
  • 2.Экологические требования при размещении, проектировании строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
  • 1.Законодательство и нормативно – технические основы безопасности жизнедеятельности
  • 2. Государственные требования в области охраны труда.
  • 3. Федеральный закон «о техническом регулировании».
  • 4. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве.
  • 5.Порядок расследования профессиональных заболеваний.
  • 6. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • 7. Порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника на производстве.
  • 8. Система управления от на предприятии.
  • 9. Инструкция по от в организации.
  • 10. Государственный надзор и контроль в области от.
  • 11. Государственная система управления охраной труда и деятельностью в чс
  • 12. Инструктирование и обучение работников организации по от.
  • 13. Аттестация рабочих мест по условиям труда, Льготы и компенсация за особые условия труда.
  • 1. Классификация аварий и катастроф. Статистика арий и катастроф
  • 2. Прогнозирование аварий и катастроф
  • 3. Основы теории риска. Анализ риска. Управление риска.
  • 1. Принципы и методы менеджмента. Социально-психологические основы менеджмента.
  • 2. Государственная система управления охраной окружающей среды
  • 3.Экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий. Сущность и процесс принятия экологических решений
  • 4. Оценка экономической эффективности внедрения средств обеспечения безопасности
  • 1. Классификация и основные применения экобиозащитной техники и технологий
  • 2. Химические методы очистки воздуха
  • 3. Системы очистки сточных вод
  • 4. Принципы и методы защиты от шума жилых зданий, территорий жилой постройки
  • 1 Классификация опасных и вредных производственных факторов

    – производственный фактор, воздействие которого на работающего, в определённых условиях, приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

    – производственный фактор, воздействие которого на работающего, в определённых условиях, приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

    Вредный производственный фактор, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, может стать опасным.

    ПДК (предельно-допустимая концентрация) – установленный безопасный уровень вещества в воздухе рабочей зоне (возможно в почве, воде, снеге) соблюдение которого позволяет сохранить здоровье работника в течение рабочей смены, нормального производственного стажа и по выходу на пенсию. Не передаётся негативное последствие на последующие поколения.

    ПДУ (предельно-допустимый уровень) – характеристика, применяемая к физическим опасным и вредным производственным факторам. Смысл отражён в понятии ПДК.

    Вредные условия труда – это условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

    Согласно “ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация”, опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ) подразделяются на:

    1) физические - электрический ток, повышенный шум, повышенная вибрация, пониженная (повышенная) температура и др.;

    2) химические - вредные для человека вещества, подразделяющиеся по характеру воздействия (токсические, раздражающие, канцерогенные, мутагенные и др.) и пути проникновения в организм человека (органы дыхания, кожные покровы и слизистые оболочки, желудочно-кишечный тракт);

    3) биологические – патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности;

    4) психофизиологические - физические и эмоциональные перегрузки, умственное перенапряжение, монотонность труда и др.

    По характеру воздействия на человека ОВПФ могут быть связанными с трудовым процессом или с воздействием окружающей среды.

    Воздействие опасных и вредных производственных факторов на человека можно ослабить или исключить нормальной организацией рабочих мест, совершенствованием технологических процессов, применением коллективных и (или) индивидуальных средств защиты и др.

    2 Физические критерии и принципы установления норм (нормирование) овпф

    Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным (ГОСТ 12.0.002-80). Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002-80).

    В соответствии с ГОСТ 12.1.003-74 все опасные и вредные производственные факторы подразделяются на 4 большие группы:

      физические,

      химические,

      биологические

      психофизиологические.

    1. К группе физических факторов относятся: электрический ток; подвижные части производственного оборудования; острые кромки, заусенцы на оборудовании, инструменте; неблагоприятные микроклиматические условия (пониженная или повышенная температура, влажность, подвижность воздуха); повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвука; недостаточная освещённость; повышенная запылённость воздуха; повышенные уровни различных излучений (тепловые, неионизирующие электромагнитные, ионизирующие и др.) и т.д.

    2. К химическим факторам относятся многочисленные вредные пары, газы и аэрозоли, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и (или) для контроля которых используют методы химического анализа.

    3. Биологические факторы - это биологические объекты, воздействие которых на работника вызывают заболевания (патогенные микроорганизмы, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, микроорганизмы - продуценты).

    4. К психофизиологическим факторам относятся: физические перегрузки (статические и динамические), нервно- психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов – слуха, зрения и других органов и систем, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

    При несоблюдении санитарно-гигиенических и санитарно-технических требований, правил охраны труда опасные и вредные производственные факторы могут воздействовать на организм работающих, вызывая профессиональные заболевания и отравления, производственные травмы.

    Гигиеническое нормирование (ПДК, ПДУ, ОБУВ)

    С целью предупреждения неблагоприятного воздействия на организм работающих вредные производственные факторы нормируются: для вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливаются предельно-допустимые концентрации (ПДК) либо ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ), для физических вредных факторов – предельно –допустимые уровни (ПДУ).

    Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования, в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующего поколений (Руководство Р2.2.2006-05).

    Принципы установления гиг. нормативов:

    1.ГН носят гос. Характер и обязательны для соблюдения всеми органами, организациями и отд. Лицами.

    2. Необходимо соблюдать опережение обоснования норматива по сравнению с появлением ОВПФ. Т.е. ГН должны быть разработаны еще до того момента, когда человек войдет в контакт с потенциально вр. Фактором. Необходимо разумное сочетание экспереминтльных методов ГН-ия с клинико-гигиеническими и эпидемиологическими методами.При обосновании ГН приоритет отдается медико-биологическим. А не экономическим или технологическим критериям, реальной технич. Достижимости рекомендуемых ГН в данный момент.

    3. Принцип безвредности. При установлении норматива принимаются во внимание только особенности его действия на организм человека и санитарно-гигиенические условия его жизни. Никакие доводы об отсутствии эффект мер по снижению действующих концентраций, способов очистки атмосферных выбросов или сточных вод, мер индивидуальной защиты не могут послужить условием для установления норматива на более высокий уровень.

    4. Принцип дифференциации биологических ответов ГН содержания хим в-в в объектах ОС устанавливаются с дистанцией на наиболее чувствит группы населения на уровне защитно-приспособительных реакций. При установлений ГН для производственных условий учит-ся. Что воздействию подвергаются лица трудоспособного возраста (8 ч).

    5. Принцип разделения объектов санитарной охраны воздуха производ. Помещений, атмосферы населенных мест, питьевой воды и др.

    6. Принцип учета всех возможных неблагоприятных воздействий.По каждому показателю вредности определяют мин-но действующую концентрацию, а из мин-ных действующих выбирают наименьшую, которая и будет показателем для нормирования.

    7. Принцип пороговости. Порог вредного воздействия – такая мин-я концентрация в-ва, при воздействия которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических приспособит реакций или скрытая патология.

    8. Принцип зависимости эффекта от концентрации (дозы) и времени. Этот принцип неразрывно связан с принципом нулевого учета пороговости. Величина дозы и продолжительность воздействия не только определяют время появления биологического эффекта, но и нередко влияют на качеств характеристики.

    9. Принцип комплексного ГН-ия

    10. Принцип относительности норматива (возможны изменения нормативов)

    ДОБАВИТЬ ПРИМЕР

    Вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса весьма многообразны и в связи с этим классифицируются по различным критериям.

    В зависимости от количественной характеристики (уровня, концентрации и т.п.) и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.

    Классификация опасных и вредных производственных факторов дана в ГОСТ 12.0.003-74. «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», в соответствии с которым по природе влияния на здоровье человека они подразделяются на:

    Физические;

    Химические;

    Биологические;

    Психофизиологические.

    Стоит отметить, что один и тот же опасный, вредный производственный фактор может относиться одновременно к различным группам.

    Физические опасные и вредные производственные факторы

    Физические вредные и опасные производственные факторы можно подразделить на относящиеся к оборудованию, технологии и характеризующие производственную среду.

    Классификация физических вредных и опасных производственных факторов представлена в следующей схеме 1.

    Схема 1

    Физические опасные и вредные производственные факторы

    Физические вредные и опасные производственные факторы, относящиеся коборудованию и технологии

    Физические вредные и опасные производственные факторы, характеризующие производственную среду

    - движущиеся машины и механизмы;
    - подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;
    - разрушающиеся конструкции;
    - обрушивающиеся горные породы;
    - повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей среды;
    - повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования (материалов);
    - повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    - повышенный уровень шума на рабочем месте;
    - повышенный уровень вибрации;
    - повышенный уровень инфразвуковых колебаний;
    - повышенный уровень ультразвука;
    - повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение;
    - повышенная или пониженная влажность воздуха;
    - повышенная или пониженная подвижность воздуха;
    - повышенная или пониженная ионизация воздуха
    - повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне;
    - повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    - повышенный уровень статического электричества;
    - повышенный уровень электромагнитных излучений;
    - повышенная напряженность электрического поля;
    - повышенная напряженность магнитного поля;
    - отсутствие или недостаток естественного света;
    - недостаточная освещенность рабочей зоны;
    - повышенная яркость света;
    - пониженная контрастность;
    - прямая и отраженная блесткость;
    - повышенная пульсация светового потока;
    - повышенный уровень ультрафиолетовой радиации;
    - острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
    - расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);
    - невесомость

    Химические опасные и вредные производственные факторы

    Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются:

    По характеру воздействия на организм человека на:

    Токсические;

    Раздражающие;

    Сенсибилизирующие;

    Канцерогенные;

    Мутагенные;

    Влияющие на репродуктивную функцию;

    По пути проникновения в организм человека:

    Через органы дыхания;

    Через желудочно-кишечный тракт;

    Через кожные покровы и слизистые оболочки.

    Биологические опасные и вредные производственные факторы

    К данным факторам относятся:

    Патогенные микроорганизмы: бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие;

    Продукты их жизнедеятельности;

    Макроорганизмы (растения и животные).

    Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы

    К психофизиологическим факторам относят:

    Физические перегрузки: статические, динамические;

    Нервно-психические перегрузки: умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки.

    Факторы, определяющие безопасность здоровья работников

    Безопасность, благополучие, сохранение здоровья работников предопределяет большое количество производственных факторов, как зависящих от характера производственной деятельности, так и проистекающих от уровня организации труда и обеспечения его безопасности.

    Безопасность труда обусловлена производственными факторами, которые по признакам и содержанию могут быть подразделены на организационные, технические, санитарно-гигиенические и психофизиологические. Учитывая, что технические факторы отличаются большим разнообразием, их, в свою очередь, принято разделять на конструкторские, технологические, эксплуатационные. Такое деление соответствует структуре управления и характеру производства многих организаций и позволяет оценивать деятельность соответствующих подразделений в деле обеспечения безопасности труда работников.

    Классификация факторов, определяющих безопасность здоровья работников

    Факторы, обуславливающие безопасность труда, подразделяются на:

    Организационные:

    организация инструктажа и обучение работников безопасности труда;

    обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

    организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;

    формы и методы организации труда (индивидуальная, бригадная, сменность, режим труда и отдыха);

    организация обслуживания и содержания рабочих мест (организация и оснащение рабочего места; состояние оргтехоснастки, ручного и вспомогательного инструмента; безопасность складирования материалов, заготовок, деталей и готовых изделий; уборка рабочего места);

    Конструкторские:

    безопасность конструкции технологического оборудования (соответствие основных элементов конструкции, органов управления, средств защиты требованиям стандартов безопасности труда и других нормативно-технических документов);

    безопасность конструкции технологической оснастки (приспособлений, инструмента и др.);

    безопасность конструкции грузоподъемных машин, транспортных средств и грузозахватных устройств;

    безопасность конструкции ручного механизированного инструмента и др.;

    Технологические:

    выбор безопасных технологических методов и режимов работы;

    комплексная механизация и автоматизация тяжелых и опасных операций;

    выбор исходных материалов, заготовок и производственного оборудования;

    размещение производственного оборудования и организация рабочих мест;

    выбор безопасных способов и средств транспортирования исходных материалов, заготовок, деталей, готовой продукции и отходов производства;

    выбор средств коллективной и индивидуальной защиты;

    включение требований безопасности в технологическую документацию;

    контроль выполнения требований безопасности в действующих технологических процессах и др.;

    Эксплуатационные:

    соблюдение сроков планового ремонта, поддержание в исправном состоянии технологического оборудования;

    исправное состояние технологической оснастки;

    исправное состояние электрооборудования и средств защиты от электрического тока;

    исправное состояние подъемно-транспортного оборудования, тары и грузозахватных устройств;

    безопасная эксплуатация внутризаводского транспорта и др.;

    Санитарно-гигиенические:

    микроклимат на рабочем месте;

    чистота воздуха рабочей зоны (содержание вредных веществ, промышленной пыли);

    уровень естественного и искусственного освещения;

    уровень вибрации;

    уровень производственного шума;

    инфракрасное (тепловое) излучение;

    электромагнитное излучение;

    ионизирующее излучение и др.;

    Психофизиологические:

    тяжесть и напряженность труда (статическая и динамическая физическая нагрузка, рабочая поза, напряженность зрения, длительность сосредоточения наблюдения, число важных объектов наблюдения, темп работы, число информационных сигналов, монотонность, режим труда и отдыха, нервно-эмоциональная нагрузка);

    соответствие психофизиологических возможностей человека, индивидуальных особенностей его организма характеру выполняемой работы (антропометрические особенности, скорость и точность реакций, устойчивость внимания, личностные качества и др.);

    профессиональная подготовленность работника (обученность, освоение безопасных приемов труда, знание правил и инструкций по охране труда);

    пропаганда охраны труда, заинтересованность работников в строгом и точном соблюдении требований охраны труда;

    применение средств индивидуальной защиты, выполнение требований инструкций по охране труда, технологии выполнения работ;

    соблюдение трудовой и производственной дисциплины и др.

    Показатели условий производственной среды и их нормы

    Опасные и вредные производственные факторы становятся таковыми и приводят к нарушению здоровья работников, если их величины (уровни - для излучений, концентрации - для веществ) превышают предельно допустимые величины, утвержденные в установленном порядке.

    Создание безопасных условий труда, предупреждение аварий и инцидентов на производственных объектах, травматизма и заболеваемости на производстве может быть обеспечено, если обуславливающие их факторы являются оптимальными либо не превышают допустимых величин.

    Условия труда, при которых воздействие на работника опасных и вредных производственных факторов исключено или не превышает предельно допустимых величин, принято считать безопасными.

    По микроклиматическим условиям труда также установлено регламентирование исходя из степени воздействия на работника.

    Под оптимальными микроклиматическими условиями понимают такие сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека:

    Обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма при минимальном напряжении механизма терморегуляции;

    Не вызывают отклонений в состоянии здоровья;

    Создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.

    Такие микроклиматические условия на рабочих местах являются предпочтительными.

    Допустимыми микроклиматическими условиями называют такие сочетания параметров микроклимата, которые при систематическом и длительном воздействии на человека не вызывают повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут приводить к возникновению общих и локальных ощущений дискомфорта, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности, напряженной работе механизма терморегуляции, однако не выходящей за пределы физиологических приспособительных возможностей.

    Такие микроклиматические условия на рабочих местах являются нежелательными, и необходимо принимать меры к их улучшению до уровня оптимальных.

    Принципиально важным в нормировании микроклиматических условий является раздельное нормирование каждого компонента микроклимата: температуры, влажности, скорости движения воздуха.

    Неблагоприятное влияние на состояние здоровья работника оказывают не только условия производственной среды, но и характер трудового процесса.

    Совместное неблагоприятное влияние этих факторов определяет совокупную характеристику условий труда.

    Условия труда, исходя из гигиенических критериев, делятся на 4 класса (п.8 Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Минздрава РБ от 28.12.2012 № 211 (далее - Санитарные правила)):

    1-й класс - оптимальные условия труда - характеризуются такими производственными факторами, при которых сохраняется здоровье работников и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные условия труда устанавливаются только для параметров микроклимата и факторов трудового процесса;

    2-й класс - допустимые условия труда - характеризуются такими производственными факторами, уровни которых не выходят за пределы гигиенических нормативов, а возможные изменения функционального состояния организма, возникающие под их воздействием, восстанавливаются во время регламентированных перерывов или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство;

    3-й класс - вредные условия труда - характеризуются такими производственными факторами, уровни которых выходят за пределы гигиенических нормативов и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство;

    4-й класс - опасные условия труда - характеризуются такими производственными факторами, уровни которых значительно выходят за пределы гигиенических нормативов и воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) может создать угрозу для жизни работника, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, в том числе и тяжелых форм. При этом работа должна проводиться в соответствующих СИЗ и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для такого вида работ и обеспечивающих безопасность для здоровья работников.

    В свою очередь, вредные условия труда по степени отклонения параметров производственных факторов от гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников подразделяются на 4 степени вредности (п.9 Санитарных правил):

    1-я степень 3-го класса (3.1) - характеризуются такими производственными факторами, уровни которых имеют отклонения от гигиенических нормативов и воздействие которых вызывает функциональные изменения в организме, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

    2-я степень 3-го класса (3.2) - характеризуются такими производственными факторами, уровни которых имеют отклонения от гигиенических нормативов и вызывают стойкие функциональные изменения в организме, приводящими в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми заболеваниями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

    3-я степень 3-го класса (3.3) - характеризуются такими производственными факторами, уровни которых имеют отклонения от гигиенических нормативов и приводят к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с утратой профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронических (производственно обусловленных) заболеваний, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

    4-я степень 3-го класса (3.4) - характеризуются такими производственными факторами, уровни которых имеют отклонения от гигиенических нормативов и при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с утратой общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

    Методы защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов

    Методы защиты работников классифицируются по определенным принципам, и один и тот же метод может служить для защиты работников одновременно от нескольких вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    Методы, мероприятия и средства защиты работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов могут быть сгруппированы по ряду критериев. В качестве одного из критериев для такой классификации может быть принят принцип защиты. По этому критерию методы и средства защиты работающих представлены следующим образом.

    Нормализация условий труда. Сущность этого метода состоит в проведении организационных, технических и иных мероприятий, направленных на снижение уровня факторов, вызывающих риск повреждения здоровья, и приведение значений вредных и опасных производственных факторов к нормированным величинам. На основе идентификации опасностей и вредностей и определения значений факторов производственной среды в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда намечается и реализуется план мероприятий по охране труда, в который, в частности, включается:

    Совершенствование технологических процессов с целью уменьшения вредных выбросов, шума, вибрации и т.п.;

    Модернизация или замена оборудования, не удовлетворяющего современным требованиям безопасности труда и санитарно-гигиенических нормативов;

    Оснащение помещений, оборудования и рабочих мест необходимыми средствами коллективной защиты (вентиляцией, приборами освещения, ограждениями и др.);

    Проведение ремонтных и профилактических работ на тех средствах коллективной защиты, которые имеются в организации, но не выполняют частично или в полной мере своих защитных функций.

    Защита расстоянием. Данный метод защиты заключается в том, чтобы по возможности устранить зоны пересечения гомосферы (пространство, в котором действует человек) и ноксосферы (пространство, в котором возможно проявление опасных и вредных производственных факторов). Достигается это путем:

    Ограждения опасных зон с целью создания физической преграды, предотвращающей приближение человека к источнику опасности, устраняющей возможность захвата одежды или частей тела движущимися элементами оборудования, ожога от нагретых поверхностей и т.п.;

    Удаления операторов из опасных зон с помощью автоматизации работы оборудования, применения дистанционного управления, роботов и манипуляторов;

    Нормирования минимально допустимых расстояний между оператором и источником повышенной опасности и др.

    Защита временем. Метод используется в тех случаях, когда первые 2 метода невозможно применить по техническим причинам или их реализация не дает удовлетворительного результата. В таком случае нормативно устанавливается допустимое время пребывания человека в зоне повышенной опасности или вредности (например, в условиях воздействия ионизирующего излучения, вблизи мощных источников электромагнитного излучения и др.). Работнику могут устанавливаться сокращенная рабочая неделя или уменьшенная длительность рабочей смены, наибольшее время непрерывной работы в условиях действия вредных производственных факторов, время и периодичность дополнительных перерывов в течение смены.

    Адаптация работников к повышенному риску. Реализация данного метода осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

    Профессиональный отбор работников для выполнения работ в условиях повышенной опасности;

    Специальное обучение работников определенных профессий и проведение инструктажей;

    Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников для установленных профессий;

    Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, защитными очками, масками, противогазами и др.).

    Требования по охране труда, сформулированные в нормативно-правовых документах, предусматривают комплексное использование перечисленных методов в организациях с целью создания безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих.

    Методы и средства защиты работающих могут быть сгруппированы и по другим критериям, например по их характеру: санитарно-гигиенические; технические, организационные и др.

    Весьма эффективными во многих случаях являются меры, улучшающие санитарно-гигиенические условия труда. Они реализуются разнообразными способами.

    Различаются методы защиты и по месту их применения.

    Наиболее радикальными признаны методы борьбы с вредными и опасными производственными факторами в источнике их образования, а также методы, направленные на устранение непосредственного контакта с ними работника. Эти методы реализуются самыми разными путями, имеющими свою специфику в зависимости от характера опасности или вредности.

    Важным методом защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов является борьба с ними на пути их распространения. Эти методы также реализуются различными способами, суть которых состоит в создании преграды, ослаблении интенсивности, поглощении энергии и т.п.

    Возможно и другое деление методов защиты.

    Средства защиты работников

    Большая роль в деле устранения (ослабления) влияния вредных и опасных производственных факторов принадлежит средствам защиты.

    Средства защиты в зависимости от количества работников, для которых они предназначены, подразделяются на средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты. Такая классификация средств защиты работающих предусмотрена ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация».

    Схема 2

    Средства защиты работников от вредных и опасных производственных факторов

    Средства коллективной защиты

    Средства индивидуальной защиты

    - средства нормализации воздушной среды;
    - средства нормализации освещения;
    - средства защиты от повышенного уровня ионизирующих излучений;
    - средства защиты от повышенного уровня инфракрасных излучений;
    - средства защиты от повышенного или пониженного уровня ультрафиолетовых излучений;
    - средства защиты от повышенного уровня электромагнитных излучений;
    - средства защиты от повышенной напряженности магнитных и электрических полей;
    - средства защиты от повышенного уровня лазерного излучения;
    - средства защиты от повышенного уровня шума;
    - средства защиты от повышенного уровня вибрации;
    - средства защиты от повышенного уровня ультразвука;
    - средства защиты от повышенного уровня инфразвуковых колебаний;
    - средства защиты от поражения электрическим током;
    - средства защиты от повышенного уровня статического электричества;
    - средства защиты от пониженных или повышенных температур поверхностей оборудования, материалов и заготовок;
    - средства защиты от повышенных или пониженных температур воздуха и температурных перепадов;
    - средства защиты от воздействия механических факторов;
    - средства защиты от воздействия химических факторов;
    - средства защиты от воздействия биологических факторов;
    - средства защиты от падения с высоты
    - костюмы изолирующие;
    - средства защиты органов дыхания;
    - одежда специальная защитная;
    - средства защиты ног;
    - средства защиты рук;
    - средства защиты головы;
    - средства защиты глаз;
    - средства защиты лица;
    - средства защиты органа слуха;
    - средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства;
    - средства дерматологические защитные;
    - средства защиты комплексные

    Заключение

    Важными методами защиты работающих от отрицательных последствий воздействия вредных и опасных производственных факторов являются рационализация режимов труда и отдыха, обеспечивающая снижение времени и степени их воздействия, а также применение средств профилактики (молоко, лечебно-профилактическое питание, витаминные препараты и др.), способствующих нейтрализации вредного влияния указанных факторов и повышению сопротивляемости организма этому воздействию.

    Эти методы дополняются проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

    Вместе с тем все перечисленные мероприятия дадут наибольший эффект только в том случае, если сами работающие будут строго соблюдать правила и нормы безопасности и гигиены труда. Несоблюдение правил, неоправданный риск могут привести к тяжелым последствиям. Поэтому систематическое проведение инструктажей работающих по охране труда, постоянный контроль за соблюдением ими установленных норм и правил безопасного проведения работ являются весьма важными мерами профилактики травматизма и заболеваемости на производстве.

    Необходимо отметить, что известные методы и способы защиты работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов в ряде случаев оказываются недостаточно эффективными. Следует также обратить внимание, что от воздействия ряда вредных производственных факторов не найдено достаточно надежных средств защиты, невозможно также обеспечить способность человеческого организма противостоять их воздействию, не все заболевания, вызванные условиями труда на производстве, поддаются полному излечению. В связи с этим работающим во вредных и тяжелых условиях труда предоставляются предусмотренные законодательством компенсации по условиям труда.

    С 1 января 2009 г. Законом РБ от 05.01.2008 № 322-З введено профессиональное пенсионное страхование работников, занятых в особых условиях труда, которое побуждает нанимателей к устранению рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!