Формирование реестра расходных обязательств. О порядке ведения реестра расходных обязательств муниципального образования люберецкий район московской области. Порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования люберецкий район

Об утверждении порядка формирования

реестра расходных обязательств

муниципального образования

«Макзырское сельское поселение»

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок формирования реестра расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение».

2. Признать утратившим силу постановление Главы Макзырского сельского поселения «О порядке формирования реестра расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение»,

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на ведущего специалиста по финансам Администрации Макзырского сельского поселения.

И. о.Главы Макзырского

сельского поселения:

Приложение

к постановлению Администрации Макзырского сельского поселения

ПОРЯДОК

формирования реестра расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет правила, порядок, сроки, участников процесса формирования (ведения) реестра расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение».

2. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов , муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований , необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

3. Реестр формируется с целью учета действующих расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение» и определения объема средств бюджета муниципального образования, необходимых для их исполнения.

Данные Реестра используются при разработке проекта местного бюджета муниципального образования «Макзырское сельское поселение» на очередной финансовый год и плановый период, а также при формировании докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств местного бюджета .

4. При формировании Реестра должны соблюдаться следующие основные принципы:

Полнота и достоверность расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение» и сведений о них;

Периодичность обновления Реестра и сведений о расходных обязательствах муниципального образования «Макзырское сельское поселение»;

Открытость сведений о расходных обязательствах муниципального образования «Макзырское сельское поселение»;

Единство формата отражения сведений о расходных обязательствах в Реестре.

5. Расходные обязательства муниципального образования «Макзырское сельское поселение» возникают в результате

Принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления , а так же заключение муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

Принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями ;

II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАКЗЫРСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»

6. Реестр формируется Администрацией Макзырского сельского поселения ежегодно по форме, устанавливаемой Министерством финансов РФ на основании представленных реестров расходных обязательств главных распорядителей средств местного бюджета (далее – главные распорядители средств местного бюджета).

7. Для формирования Реестра главные распорядители средств местного бюджета в сроки, установленные настоящим Порядком, представляют в Администрацию Макзырского сельского поселения реестры расходных обязательств главных распорядителей средств местного бюджета на бумажном и электронном носителях по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

8. При формировании Реестра на очередной финансовый год в части нормативного правового регулирования расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение» используются сведения, указанные в Реестре текущего года. Данные сведения могут уточняться в случаях:

Принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение» (в соответствии с требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

Изменения сроков действия (окончание, продление) действующих расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение»;

Принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления об изменении объемов средств на исполнение уже принятых расходных обязательств.

9. При планировании бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств учитываются только те расходные обязательства, которые вошли в Реестр.

10. Представление реестров расходных обязательств осуществляется главными распорядителями (получателями) средств местного бюджета в Управлении финансов Администрации Верхнекетского района, на основании соглашения «О передаче осуществления отдельных полномочий исполнения бюджета МО «Макзырское сельское поселение»» в сроки, установленные п. 10 Порядка, утвержденного Постановлением № 000а Администрации Томской области от 01.01.2001 г

Уточненный Реестр, за очередной финансовый год – не позднее 12 января очередного финансового года.

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МАКЗЫРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

12. Администрация Макзырского сельского поселения

1) обязана:

Формировать реестр расходных обязательств муниципального образования «Макзырское сельское поселение»;

Производить проверку расчета объема средств, предусмотренных на исполнение расходных обязательств;

Проводить анализ действующего законодательства на предмет наличия нормативных правовых актов, не имеющих финансового обеспечения;

2) вправе:

Запрашивать от главных распорядителей средств местного бюджета дополнительную информацию о расходных обязательствах, включенных в Реестр.

IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

13. Главные распорядители средств местного бюджета:

1) обязаны:

Проводить анализ действующей нормативной правовой базы;

Определять нормативные правовые акты, договоры и соглашения, обусловливающие расходование средств;

Оценивать объем средств, предусматриваемых на исполнение расходного обязательства;

Обеспечивать своевременное представление реестров расходных обязательств в Администрацию Макзырского сельского поселения.

2) вправе:

Получать от Администрации Макзырского сельского поселения необходимые разъяснения и уточнения по формированию реестров расходных обязательств;

Привлекать подведомственных получателей средств местного бюджета к формированию реестров расходных обязательств.

V. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЕСТРА РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА

14. Муниципальное образование «Макзырское сельское поселение» на основании соглашения «О передаче осуществления отдельных полномочий исполнения бюджета МО «Макзырское сельское поселение»» ежегодно предоставляет в Управление финансов Администрации Верхнекетского района по форме, установленной Администрацией Томской области:

Плановый реестр расходных обязательств МО «Макзырское сельское поселение» на очередной финансовый год – в срок до 25 мая текущего года;

Уточненный реестр расходных обязательств МО «Макзырское сельское поселение» за отчетный финансовый год – в срок до 12 января очередного финансового года.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств в порядке, установленном решением представительного органа муниципального образования (норма ФЗ № 131- ФЗ). БК РФ устанавливает, что порядок ведения определяется местной администрацией. Налицо коллизия норм законов. Для выхода из этого положения, рекомендуется урегулировать актом представительного органа общие вопросы ведения реестра, связанные с координацией деятельности различных органов местного самоуправления и муниципальных организаций, с окончательными сроками формирования реестра, порядком его применения в бюджетном процессе. А детальное регулирование порядка ведения реестра и процедуры взаимодействия структурных подразделений местной администрации целесообразно установить постановлением главы администрации МО.

Работы по формированию реестра должны состоять из аналитического, экспертного и проектного блоков. Экспертный блок работ выделяется как самостоятельный, поскольку аналитические работы устанавливают факты несоответствия (например, деятельности органов местного самоуправления вопросам местного значения, муниципальных правовых актов федеральным и региональным, структуры и содержания реестра предъявляемым требованиям), а экспертный блок указывает на возможные риски и последствия в практике управленческой работы из-за этих несоответствий. В рамках проектного блока формируется пакет заданий соответствующим службам администрации для организации работ по устранению выявленных несоответствий или дисфункций в деятельности органов МСУ.

Работы по формированию реестра желательно выполнять не столько в последовательном режиме, сколько в структурно-матричном. Это предполагает постоянное сканирование результатов уже проделанных в том или ином блоке работ и формирование на основе этого новых (либо уточнение имеющихся) приоритетов муниципальной деятельности, внесение соответствующих изменений в структуру расходных обязательств, формирование задач по изменению оргструктуры администрации, задач по внесению изменений и/или дополнений в Устав МО, по разработке и принятию муниципальных правовых актов, отмене не соответствующих новым потребностям муниципального управления муниципальных правовых актов, разработке и принятию различных программ и т.д. и т. п.

Аналитический блок работ должен состоять из:

функционального анализа,

организационного анализа,

правового анализа,

прикладного бюджетного анализа

Необходимость изменений может возникнуть в результате выявления анализом реестра нового реального содержания работ подразделений администрации, обусловленного изменениями законодательства, а также из установления фактов дисфункций и разрывов в управлении, дублирования функций, осуществления несвойственных полномочий. В результате бюджетного анализа расходных обязательств может быть также установлена необходимость смены приоритетов расходования бюджетных средств или изменений в правовом обеспечении деятельности МСУ и т.д.

Экспертный блок работ включает:

экспертизу соответствия деятельности органов МСУ (в том числе служб и подразделений администрации) новым полномочиям и вопросам местного значения,

экспертизу правовой обеспеченности деятельности органов МСУ,

экспертизу соответствия деятельности органов МСУ новому бюджетному законодательству,

экспертизу соответствия деятельности органов МСУ существующей стратегии социально-экономического развития МО в ситуации реформирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Проектный блок работ, исходя из полученных в двух первых блоках результатов, может включать:

проектирование системы приоритетов деятельности органов МСУ в ситуации реформирования,

проектирование изменений в организационной структуре органов МСУ,

проектирование изменений в правовом обеспечении деятельности органов МСУ,

проектирование системы стандартизации и нормирования деятельности органов МСУ.

В работах по формированию реестра расходных обязательств должны участвовать отраслевые, финансовые и правовые структурные подразделения Администрации, а также муниципальные предприятия и учреждения.

Формирование и (или) ведение реестра расходных обязательств начинается с заполнения каждым структурным подразделением администрации, иным органом МСУ, которое осуществляет управленческую и организационную деятельность в МО, а также муниципальным учреждением , (предприятием при необходимости) предлагаемой формы реестра путем описания мероприятий, функций, определяющих деятельность структурного подразделения (органа МСУ). В форме должны быть отражены мероприятия, функции, а также правовые основания их реализации, устанавливающие цели и задачи мероприятия, правовые документы, определяющие затраты бюджета и их нормирование.

Все расходы должны быть определены (выделены) и включены в реестр расходных обязательств. Производится установление соответствия конкретного мероприятия, функции, направленных на реализацию вопросов местного значения, виду расхода функциональной классификации или экономической бюджетной классификации расходов местного бюджета.

Вопросы местного значения, конкретные мероприятия, функции увязываются, прежде всего, с кодами функциональной классификации, так как данный вид классификации расходов отражает целесообразность расходов, их направленность на результат. В случае, если необходимо детализировать структуру расходов по данному мероприятию в экономическом разрезе, то устанавливают соответствие кодам экономической классификации (если расходы связаны с зарплатой сотрудников, приобретением оборудования, расходных материалов и прочего).

Соотнесение вопросов местного значения, мероприятий, функций с одними только кодами экономической классификации не позволяет оценить, насколько решаются вопросы местного значения даже при регулярных выплатах зарплаты служащим, поэтому в реестре, прежде всего, должны указываться коды функциональной классификации.

Правовое подразделение производит правовую экспертизу материалов органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных учреждений, и подтверждает правовую обоснованность расходных обязательств, или устанавливает необходимость разработки недостающих правовых актов, касающихся деятельности данного органа, подразделения, учреждения. Мероприятия, включенные в реестр, должны относиться к вопросам местного значения или передаваемым государственным полномочиям и соответствовать им. В случае недостаточности правового обоснования деятельности - Правовое управление совместно с исполнительным органом (либо его подразделением), учреждением разрабатывает предложения по подготовке необходимых постановлений администрации или решений представительного органа (иных органов МСУ), которые позволят произвести расходы местного бюджета на планируемый год, и включает их в соответствующий список подготовки и утверждения муниципальных правовых актов.

Финансовое подразделение устанавливает соответствие мероприятий требованиям бюджетного и налогового законодательства, устанавливает соответствующий функциональный и экономический коды для каждого мероприятия. При этом устанавливается не величина расходов, а только соответствие мероприятий требованиям бюджетного законодательства. Реестр определяет не объемы расходуемых средств, а лишь правовые основания для расходов и соответствующие коды бюджетных классификаций расходов.

После проведения анализа, экспертизы, доработки реестров по органам, подразделениям, учреждениям уполномоченное подразделение Администрации формирует сводные реестры расходных обязательств отдельно по вопросам местного значения и по переданным государственным полномочиям. При формировании сводного реестра возможно объединение отдельных функций, мероприятий, включение более мелких в более крупные. Степень подробности сводного реестра определяется необходимостью учета всех затрат и принятыми в муниципальном образовании требованиями к реестру. Так как деятельность различных структур может быть направлена на решение одного вопроса местного значения (переданного государственного полномочия), рекомендуется объединять реестры отдельных подразделений (органов, учреждений) по каждому вопросу местного значения и по каждому переданному полномочию. При этом для дальнейшей работы по формированию, например, смет расходов, по программному блоку работ, доработанные реестры каждой структурной единицы должны сохраняться.

Реестр расходных обязательств МО представляется в орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок представления реестра (внимание: не форма реестра, не порядок ведения, а только порядок его представления, т.е. в какой орган, в какие сроки, каким органом, на каком носителе, в скольких экземплярах и т.п.!) в орган исполнительной власти субъекта РФ определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

В части расходных обязательств по исполнению переданных государственных полномочий, реестр должен соответствовать федеральному (региональному) реестру расходных обязательств. Это касается официально утвержденного реестра и его представления в органы государственной власти.

Для ведения реестра расходных обязательств по вопросам местного значения важно учитывать следующее. Расходные обязательства муниципального образования по вопросам местного значения устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета. Муниципальные социальные стандарты, нормативы финансирования определяются только муниципальными правовыми актами. Исключение составляет установление органами государственной власти субъекта РФ предельного норматива размера оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных организаций для муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ установила, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения (а такие обязательства возникают в любом случае, даже если это только заработная плата муниципальному служащему, выполняющему функции по решению вопроса местного значения ), исполняются за счет средств местных бюджетов, а федеральные законы, законы субъектов РФ не должны содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. То есть объем услуг, предоставляемых за счет средств местного бюджета, определяется муниципальным образованием самостоятельно.

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

2. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

3. Реестр расходных обязательств Российской Федерации ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, представляются в Министерство финансов Российской Федерации.

5. Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

Реестр расходных обязательств муниципального образования представляется финансовым органом муниципального образования в финансовый орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Комментарии к ст. 87 БК РФ


Реестр расходных обязательств - свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти (органами местного самоуправления) договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Реестры расходных обязательств ведутся с целью учета расходных обязательств субъектов бюджетной системы РФ, обоснованности правовой базы бюджетов и их ориентации на выполнение законодательно определенных функций государства (местного самоуправления) и определения объема средств соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, входящих в бюджетную систему, необходимых для их исполнения. Обязанность по ведению реестров расходных обязательств возложена на установленные БК РФ, законами субъектов РФ и актами муниципальных образований, а также подзаконными нормативно-правовыми актами органы государственной власти и местного самоуправления.

Каждый уровень бюджетной системы РФ имеет свои реестры обязательств.

Реестр расходных обязательств РФ ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2005 г. N 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации". Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести реестр расходных обязательств РФ, является Минфин России. Данные реестра расходных обязательств РФ используются при формировании перспективного финансового плана РФ, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.

Реестр расходных обязательств субъекта РФ ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Оценка и учет расходных обязательств субъекта РФ на основании и в соответствии с Приказом Минфина РФ от 27 августа 2004 г. N 243, которым утверждены Методические рекомендации субъектам РФ и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений.

Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.

С целью мониторинга учета расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований реестр расходных обязательств субъекта Федерации, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, представляются в Департамент межбюджетных отношений Минфина России. Порядок представления реестров расходных обязательств субъектов РФ и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, утвержден Приказом Минфина России от 27 апреля 2006 г. N 67н.

В соответствии с п. 2 Порядка субъекты РФ представляют ежегодно по формам согласно приложению:

Реестр расходных обязательств субъекта РФ и Свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, - не позднее 1 мая текущего финансового года (плановые);

Реестр расходных обязательств субъекта РФ и Свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, - не позднее 1 декабря текущего финансового года (уточненные).

В целях обеспечения своевременного представления в Министерство финансов Российской Федерации реестра расходных Российской Федерации приказываю:

Обоснования бюджетных ассигнований, необходимые для исполнения расходных обязательств, также направляются для согласования в Департамент стратегического управления (программ) и бюджетирования.

5.3. Финансовый департамент осуществляет свод информации, представленной ответственными департаментами и департаментами-координаторами, и направляет плановый реестр в Минфин России.

5.4. Сроки доведения предельных объемов бюджетных ассигнований до ответственных департаментов и департаментов-координаторов, а также сроки представления материалов ответственными департаментами и департаментами-координаторами устанавливаются в соответствии с ежегодно утверждаемым Министром экономического развития Российской Федерации планом мероприятий по подготовке документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

6. Уточненный реестр составляется Финансовым департаментом на базе планового в течение 15 дней после принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

7. Предварительный реестр составляется Финансовым департаментом на базе уточненного в сроки, ежегодно устанавливаемые Графиком.

Приложение N 2

обязательств Министерства экономического развития
Российской Федерации

Обоснование бюджетного ассигнования на год и на плановый период от "___"___________20___ г. Субъект бюджетного планирования _________________________________________________________ Главный распорядитель средств федерального бюджета _________________________________________________________ Наименование бюджетного ассигнования _________________________________________________________

1. Объем бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, тыс руб

Код расходного обязательства Код расходов по БК 2008 г. (отчетный год) 2009 г. (текущий год) 2010 г. (очередной год) Примечание
раздел подраздел целевая статья вид расходов код
1 2 3 4 5 6 7 3 9 10 11 12 13
Итого

2. Сведения о непосредственных результатах

2.1. Показатели непосредственных результатов

Наименование единицы измерения 2008 г. (отчетный год) 2009 г. (текущий год) 2010 г. (очередной год) 2011 г. (первый год планового периода) 2012 г. (второй год планового периода) Примечание Курирующий департамент Минфина России
код наименование значение значение значение, указанное в обосновании бюджетного ассигнования на предшествующий плановый период значение значение, указанное в обосновании бюджетного ассигнования на предшествующий плановый период значение значение, указанное в обосновании бюджетного ассигнования на предшествующий плановый период значение код виза ответственного исполнителя
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

2.2. Сведения об источниках информации, определяющих показатели непосредственных результатов и/или алгоритм их формирования

Показатель непосредственных результатов Реквизиты нормативного правового акта, договора (соглашения) Код формы отчетности по ОКУД Наименование иного источника Примечание
код наименование вид дата номер наименование
1 2 3 4 5 6 7 8 9

3. Сведения о конечных результатах

4. Пояснительная записка

______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ Руководитель _______________ _______________ _________________________ (уполномоченное лицо) (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Исполнитель ______________ ________________ _________________________ ________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон) "___"____________20___г.

______________________________

* Под непосредственным результатом использования бюджетного ассигнования (непосредственным результатом деятельности главного распорядителя средств федерального бюджета) понимается количественная характеристика оказанных для третьей стороны государственных услуг, выполненных государственных функций в процессе осуществления деятельности главного распорядителя средств федерального бюджета, обусловленная объемом и структурой предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета бюджетных ассигнований и незначительным воздействием внешних факторов.

** Под конечным результатом использования бюджетного ассигнования (конечным результатом деятельности субъекта бюджетного планирования) понимается целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно-значимых интересов и потребностей в сфере ведения субъекта бюджетного планирования, вызванное достижением непосредственных результатов использования бюджетного ассигнования (непосредственных результатов деятельности соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета), а также внешними по отношению к субъекту бюджетного планирования факторами.

В случае отсутствия показателей непосредственного или конечного результата в пояснительной записке указывается причина их отсутствия.

Приложение N 1
к составления и ведения реестра расходных
обязательств Министерства экономического развития
Российской Федерации

Сведения о правовых основаниях возникновения расходных обязательств на ______________________20___ г. Субъект бюджетного планирования _________________________________________________________ Главный распорядитель средств федерального бюджета _________________________________________________________ Вид реестра расходных обязательств _________________________________________________________ (предварительный / плановый / уточненный)

Расходное обязательство Положения нормативного правового акта, договора (соглашения), ссылка на который указана в реестре расходных обязательств Перечень нормативных правовых актов, договоров (соглашений), являющихся основанием для возникновения (расчета) расходного обязательства Положения нормативных правовых актов, устанавливающие полномочия федеральных органов государственной власти (вопросы ведения Российской Федерации)
код наименование (полное или составной части) вид дата номер наименование
1 2 3 4 5 6 7 8
Руководитель _______________ _______________ _________________________ (уполномоченное лицо) (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Исполнитель ______________ ________________ _________________________ ________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон) "___"____________20___г.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 мая 2010 г. N 197 "Об утверждении Порядка составления и ведения реестра расходных обязательств Министерства экономического развития Российской Федерации"

Обзор документа

Разработаны правила составления и ведения реестра расходных обязательств Минэкономразвития России.

Реестр - это свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных от имени Российской Федерации договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств. В них указываются объемы бюджетных ассигнований. Обосновывается целесообразность их выделения за счет федерального бюджета.

В Министерстве ежегодно составляют предварительный, плановый и уточненный реестры. Определен порядок формирования каждого из них.

Формирование расходов осуществлятеся в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы – урегулированные ФП отношения по поводу выделения из бюджета денежных средств, за исключением источников финансирования бюджета, получателям для напралвения на реализацию задач и функций публично-территориальных образований.

Расходные обязательства

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить ФЛ, ЮЛ, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Ст. 6 БК – общее определение, ст. 83-84 – применимо к государству и МО.

Смысл категории «расходных обязательств» (которой раньше не было в законодательстве, но потом из терминологии актов правительства перешло в законодательство) в том, чтобы… непонятно в чем, ученые спорят до сих пор. Особое значение принимает в связи с тем, что к публично-правовым образованиям применяется ответственность за невыполнение расходных обязательств.

Публично-правовое образование принимает на себя денежные обязательства, основания которых носят самый различный правовой характер (как ГП договоры, в которых у публично-правового образования возникает обязанность уплатить деньги, так и международные обязательства, контракты с военнослужащими (публичные обязательства) и т. д.). Это касается не только договоров, но и принятия НПА, то есть основание обязательств будет нормативным. Расходное обязательство – это любое обязательство предоставить деньги из бюджета.

Смысл расходного обязательства: Как публично-правовое образование должно исполнить денежное обязательство (то есть обязательство передать деньги кому-либо)? Оно должно выделить деньгииз бюджета . Но как трансформировать данноеденежное обязательство вбюджетное обязательство, то есть обязательство, отраженное в бюджете за конкретный период времени. Чтобы трансформировать денежное обязательство в бюджетное, и существует конструкция расходного обязательства.

Денежное обязательство – это расходное обязательство с точки зрения регламентации в бюджетном процессе (???). Не всегда за денежным обязательством следует расходное обязательство. Если обязательство возникает из закона, то расходное обязательство может возникнуть раньше денежного. Особенно это явно, если расходное обязательство из закона в отношении физических лиц (выплаты, компенсации). Имеет ли право лицо, перед которым возникло расходное обязательство из закона, отличного от закона о бюджете, истребовать его принудительно? Если расходное обязательство возникло, то лицо, перед которым оно возникло, имеет право потребовать исполнения расходного обязательства. Суд производит взыскание. Это говорит о том, что на самом деле расходное обязательство имеет еще и роль гарантии. Если расходное обязательство есть, можно требовать его исполнения.

Цель в том, чтобы принять для финансирования в конкретном году те денежные обязательства, которые надо, и определить размер конкретных бюджетных ассигнований для тех обязательств, которые являются действующими. Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в конкретном финансовом году . Оно отражается в бюджете. Например, выборы – всегда расходные обязательства, но осуществлять расходы надо не каждый год.

В законодательном определении (выше) законодатель определяет, каковы основания возникновения расходного обязательства. Это законы, иные НПА (государство признает, что должно осуществить определенные выплаты), договоры или соглашения. Обязанности как перед ФЛ и ЮЛ, так и перед иными публично-территориальными образованиями, субъектами международного права.

На основе возникновения денежного обязательства публично-территориального образования определяется расходное обязательство, в конкретные периоды расходное обязательство становится бюджетным (когда указывается в бюджете). В бюджете – действующие расходные обязательства.

Сейчас категория расходных обязательств приобретает особое значение в связи с исследованием судами вопросов возникновения расходных обязательств. Вопрос об имущественных последствиях исследуется с точки зрения того, возникло РО или нет (???).

Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита. По ФЗ – расходные обязательства РФ исполняются за счет бюджетов ГВФ. По закону РФ и (или) субъекта расходные обязательства субъекта РФ исполняются за счет территориальных ГВФ.

Каждое публично-территориальное образование должно вести реестр расходных обязательств.

Расходные обязательства возникают в результате:

    принятия закона, иных НПА по соответствующим предметам ведения или в рамках полномочий по предметам совместного ведения.

    заключения договоров (соглашений) при осуществлении ОГВ полномочий, казенными учреждениями от имени публичного субъекта (четко нужно закреплять вопрос о предоставлении средств, чтобы возникло бюджетное обязательство)

    принятия НПА, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов

    принятия законов, иных НПА органов ГВ субъектов РФ (ОМСУ МО) при осуществлении полномочий ОГВ РФ (субъектов РФ). (Когда передаются полномочия, передаются и деньги, то есть у вышестоящего субъекта возникают расходные обязательства в связи с финансированием исполнения полномочий нижестоящим. Однако тут не об этом. Тут о том, что нижестоящий субъект в соответствии с переданными полномочиями осуществляет деятельность, которая требует осуществления расходов, то есть возникают расходные обязательства, данные расходы восполняются трансфертами с более высокого уровня).

    Есть вопрос о том, возникает ли расходное обязательство из судебного решения. Суд определяет размер обязательства при деликте, однако само обязательство возникает из деликта. Значит, деликт влечет расходное обязательство публичного субъекта, и это отражается в бюджетных обязательствах – средства на исполнение судебных решений о выплате отражены в бюджете. Минфин в качестве оснований расходных обязательств предусматривает судебные акты, но это не правовая, а финансово-инструментальная позиция. По закону судебный акт – не основание для РО, он лишь определяет размер денежного обязательства.

В ГП есть теория созревания права (что право «созревает» к определенному времени), и её хотят применять к ФП. Права возникают как из ГПО, так и из иных отношений. Лица заявляют требования из данных отношений. Но публично-правовое образование должно определить, кто должен оплачивать данные обязательства. И на основании судебного акта публичное образование должно определить, какие обязательства оно должно исполнить, в своем бюджете. Бюджетное обязательство возникает до созревания денежного обязательства. И расходное обязательство служит гарантией для лица, которому провозглашено расходное обязательство. Если в законе о бюджете нет указания на возникновение определенных обязательств, но есть соответствующее расходное обязательство, оно признано, то даже если его нет в бюджете, оно должно быть исполнено. Публичный субъект не может уклониться от исполнения расходного обязательства (есть решения КС).

Если речь идет об инвестициях со стороны публично-правового образования, то нужно в соглашении четко оговаривать предоставление инвестиций, чтобы возникло расходное обязательства. Есть информация от Минфина о том, как оно понимает закрепление расходных обязательств (но он своеобразно понимает источники, например, письмо Правительства РФ).

Нужно разграничивать действие органов по предметам своего ведения. Не забывать закон 184-ФЗ (об органах субъектов). Сначала – нужно решить, чьи это полномочия, затем решить, чьи нужно выделить денежные средства, так как это вытекает из того,чьи полномочия.

Расходные обязательства могут сформироваться исключительно в порядке, предусмотренном законодательством, только в рамках полномочий соответствующих органов. ОГВ субъекта РФ не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, возникающие по компетенции РФ, кроме случаев, установленных ФЗ.

ОГВ субъекта РФ вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции РФ и МО.

ОМСУ не вправе устанавливать и исполнять РО, связанные с решением вопросов компетенции РФ и субъектов, в праве устанавливать и исполнять расходные обязательства, не отнесенные к компетенции РФ, субъектов, других МО, не исключенные из их компетенции законами Ф и субъектов, только при наличии собственных финансовых средств (кроме трансфертов).

РО, связанные с содержанием органов публичного образования – обязательные и постоянные обязательства, принимаемые к исполнению публичным образованием. Денежные обязательства могут возникнуть как до установления расходных обязательств, так и после их установления (например, если договор заключается под средства, уже выделенные в бюджете).

Если учреждение принимает на себя обязательства сверх выделенных лимитов бюджетных обязательств, то в превышающей части сделка недействительна - ???

Установление расходных обязательств – определение целей, направлений, объема, структуры, размеров бюджетных расходов, необходимых для выполнения функций и задач органов публичной власти, установление нормативов, определение мероаприятий, программ, проектов, категорий получатеелй средств.

Введение – определение функций, задач, подходов.

Судебная практика:

Постановление ФАС ДВО от 17.05.2011 № Ф03-1826/2011: по вопросам льгот педагогическим работникам суд сначала рассматривает, чьи это расходные обязательства, устанавливает, что РФ, так как это полномочие по закону РФ по предметам совместного ведения, затем устанавливает, что РФ платит. Ссылка на ст. 84 БК.

Постановление ФАС ВВО от 04.03.2011 № А28-7741-2010: примерно то же самое, только насчет льгот за проезд.

Сложнее, когда полномочия передаются, тогда может быть непонятно, с кого производить взыскание.

Сложнее всего разобраться с внебюджетными фондами, насчет их бюджетных обязательств. ГВФ – это публичные страховщики, вокруг которых масса субъектов страхования. Зачем нужна категория юридических лиц публичного права (ЦБ, госкорпорации и т. д.)? На примере ГВФ легко понять суть ЮЛ публичного права: когда они выступают как страховщики, они не являются публичным образованием, но при этом имеют бюджет, и, соответственно, имеют место расходные обязательства, не принадлежащие публично-правовому образованию, они возникают в рамках отношений по социальному страхованию. Но фонды исполняют свои функции не только как страховщики: пенсионеры, например, получают не только страховые средства, но и надбавки. Эти надбавки – средства, доплачиваемые сверх страховых выплат, они передаются федеральным бюджетом в бюджет ГВФ. ТО есть ГВФ превращается в орган управления финансами, и тогда он исполняет расходные обязательства РФ, по сути является распорядителем. Страховые обязательства исполняются ГВФ как публичным страховщиком, а РФ по страховым обязательствам выступает гарантом. Кроме того, ГВФ могут принимать обязательства для того,чтобы содержать себя. Если их бюджет предназначен для страхования, то средства на содержание самого ГВФ выделяются как для казенного учреждения, но выделяются из бюджета самого ГВФ.

То есть у ГВФ есть 3 разных по характеру категории обязательств, и обязательства публично-правового образования исполняются ГВФ только в случае финансирования его РФ.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!