Когда дают квартиры сиротам в. Жилье для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Неправильное оформление документации, заявления

Дети, лишившиеся родительской опеки, могут рассчитывать на ряд льгот от государства. Одна из таковых касается выделения бесплатного жилья. Как в 2019 году сироте получить квартиру?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В России статус «ребенка-сироты» дает человеку право на различные пособия и льготы. Кроме того государство предоставляет таким гражданам жилье, если собственная недвижимость отсутствует.

Проблема в том, что потенциальные получатели сих благ мало что знают о процессе получения жилья. Как сироте в 2019 году получить бесплатную квартиру от государства?

Что нужно знать

Действующее российское законодательство дает детям-сиротам право на получение жилья.

Причем предоставляется жилая площадь бесплатно в рамках государственной поддержки незащищенных слоев населения.

Право сирот на жилье реализуется местными органами власти в регионах. Соответствующая программа разрабатывается на основе федерального законодательства.

Как и ранее в 2019 году получают квартиру от государства дети-сироты, которые:

Основное требование это отсутствие собственного жилья или невозможность проживания в закрепленном за ними жилище.

То есть любой человек, имеющий статус сироты, до определенного возраста располагает правом на получение квартиры от государства, если не имеет своего жилища.

Основные определения

Прежде всего, следует разобраться с тем, кто может считаться «ребенком-сиротой». Стоит сразу заметить, что таковое понятие в законодательстве отсутствует в принципе.

Закон РФ, в частности , использует определение «ребенок, оставшийся без родительского попечения».

Данный статус присваивается детям, чьи родители не могут в силу каких-либо обстоятельств исполнять своих обязанностей по воспитанию.

В соответствии со лишенным родительского попечения ребенок признается, если его родители:

  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • недееспособны, что подтверждено судебным решением;
  • умерли или признаны умершими судом;
  • серьезно больны, что не позволяет им выполнять родительские функции;
  • всячески избегают родительских обязанностей.

Дополняет перечень , согласно которому ребенок лишается родительского попечения в случаях, когда родители:

  • дееспособны только частично;
  • признаны пропавшими без вести;
  • находятся в местах лишения свободы за свершенные преступления;
  • находятся под стражей в качестве подследственных.

Но недостаточно наличия указанных оснований. Чтобы ребенок считался сиротой, вышеуказанные обстоятельства должны подтверждаться документально. Только в этом случае он может обратиться за получением жилья.

Обязательные условия

Условия выделения социального жилья сиротам в законе прописаны четко. Они таковы:

Особого внимания заслуживает пункт последний. Неприемлемыми условия считаются, если:

Еще одно условие, позволяющее получить жилье в случае наличия выделенной жилплощади, это несоответствие квадратуры положенным нормам.

Что по поводу жилья, выделяемого детям-сиротам, то оно должно отвечать следующим требованиям:

Квадратура жилой площади для сирот соответствует стандартным нормам:

Действующие нормативы

Вопрос предоставления жилья детям-сиротам регулируют такие нормативы, как:

  • ФЗ № 159;

Российское законодательство в рамках защиты социально уязвимых слоев населения гарантирует детям-сиротам получение собственного жилья.

При этом определено, что каждый ребенок, ставший сиротой или лишенный родительского попечения, может получить от государства пригодную для жизни жилплощадь.

При этом предусмотрен возраст получателя – от восемнадцати до двадцати трех лет. Периодически законы меняются, что отразилось и на обеспечении жильем сирот.

В частности, с 2013 года отменили выдачу жилья детям-сиротам вне очереди. Теперь жилплощадь выдается в порядке общей очереди граждан, вставших на получение социального жилья.

Поправки повлияли и на тип выдаваемого жилья. Теперь сироте не могут предоставить комнату в коммуналке или неблагоустроенное жилье.

Должна быть отдельной и полностью пригодной для проживания. Но самое главное это запрет приватизации сразу после получения жилья.

За счет этого предупреждаются различные махинации. Известно немало случаи, когда сирот просто обманывали разные аферисты, оставляя их без крыши над головой.

Как сироте получить квартиру от государства

Когда ребенок-сирота достигает возраста четырнадцати лет, его включают в реестр детей, оставшихся без родительского попечения и нуждающихся в жилой площади.

Для постановки на учет требуется надлежащее заявление. Подается таковое попечителем, или администрацией учреждения, где находится ребенок.

Если по какой-то причине заявление не подавалось, то гражданин вправе обратиться самостоятельно по достижении совершеннолетия.

Заявление следует подать в специальный уполномоченный орган. В каждом регионе такой орган свой. Уточнить сей вопрос можно в местной администрации.

В момент, когда до совершеннолетия ребенка остается год или непосредственно при обращении (если человеку уже есть 18 лет) собирается необходимый пакет документов.

Он может несколько различаться в зависимости от субъекта РФ. Местные власти рассматривают собранные документы и принимают решение о включении претендента в программу обеспечения жильем детей-сирот на предстоящий год.

Пройдя все инстанции, ребенок должен уже на следующий год получить квартиру. Но по факту ожидание может затянуться. Тут имеет значение имеющийся в регионе жилой фонд.

Если жилье для кандидата подобрано, то заключается жилого помещения. При этом использовать жилье можно исключительно для личного проживания.

Оформленный договор действует в течение пяти лет. В исключительных случаях договор может продлеваться.

По истечении этого периода имеющийся договор трансформируется в стандартный договор социального найма.

Какие нужны документы

Для получения социального жилья дети-сироты представляют следующие документы:

  • паспорт (оригинал и копия);
  • документ, подтверждающий статус ребенка-сироты;
  • (в оригинале);
  • документ, удостоверяющий отсутствие собственной недвижимости;
  • справку с места учебы или работы;
  • свидетельство о заключении брака (при наличии);
  • свидетельство о рождении детей (если есть дети).

Также потребуется подать два заявления – одно в органы опеки и , а второе непосредственно в уполномоченный орган.

Пишется заявление в свободной форме, в нем указывается:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • данные паспорта;
  • реквизиты удостоверения ребенка-сироты;
  • просьба о выделении жилплощади;
  • дата составления;
  • просьба заявителя.

Важно! Не допускается обращение через доверенное лицо. Претендент на получение жилья как ребенок-сирота должен лично обратиться в надлежащие инстанции.

Куда обращаться

Для постановки на учет сироте лучше всего обратиться в местные органы самоуправления. Если процесс выдачи жилья контролируется иной структурой, то администрация даст ответ, куда обращаться.

Общий порядок действий выглядит так:

Получить справку в учебном заведении об окончании учебы или в военкомате об окончании службы Если наличествовал тюремный срок, справка выдается в исправительном учреждении
Подготовить необходимые документы, подтверждающие отсутствие жилья При наличии закрепленного жилья нужно подтвердить невозможность общего проживания с родителями или иными родственниками
Написать заявление Дополнительно нужно указать в нем характеристики текущих условий проживания
Подать заявление в местную администрацию или иной уполномоченный орган Занимающийся вопросами обеспечения жильем сирот
Аналогичное заявление Подать в органы опеки по месту проживания
Дождаться окончания срока рассмотрения заявки Занимает около одного месяца
В случае положительного решения Ожидать получения квартиры в порядке очереди
При предоставлении жилья Заключить договор пользования жильем
Спустя пять лет заключить договор социального найма с правом бессрочного пользования жильем Заключается при отсутствии задолженности по

До скольки лет есть возможность

Подать заявление на постановку на учет как сирота ребенок может, начиная с четырнадцати лет. Правда в этом возрасте он может действовать только через законных представителей.

Но независимо от времени подачи заявки на очередь в получении жилья ребенок может быть поставлен не ранее, чем в семнадцать лет.

То есть получить квартиру можно не раньше, чем в восемнадцать лет. Когда ребенок учится, то жилье от государства ему предоставляется после завершения обучения.

Та же норма действует и в случае прохождения срочной воинской службы. Это обуславливает некую отсрочку от возраста совершеннолетия.

Обратиться за получением социального жилья гражданин с наличием статуса ребенка-сироты вправе до двадцати трех лет.

Но что касается получения квартиры, то здесь крайний срок законодательно не установлен.

Сложившаяся в РФ ситуация с выделением жилья нуждающимся гражданам такова, что порой люди стоят в очереди на квартиру годы, а порой и десятки лет.

Известны случаи, когда ребенок-сирота получал положенную квартиру лет в сорок-пятьдесят. Главное условие это постановка на учет в возрасте до двадцати трех лет.

По поводу приватизации

Любой гражданин, получивший жилье от государства как нуждающийся в улучшении условий проживания, вправе жилплощадь приватизировать.

Но в случае с детьми-сиротами действуют особые нюансы. При выделении жилья с сиротой заключается договор найма специализированного жилья.

В этом случае невозможна. Только через пять лет этот договор завершает свое действие.

С сиротой заключается бессрочный договор социального найма. И вот с этого момента жилище можно приватизировать.

Если договор соцнайма составлен сразу, то и приватизация возможна незамедлительно. Но такое случается редко. Чаще встречаются ситуации, когда продлевается договор специализированного найма.

Мотивируют такую пролонгацию, как правило, недостаточной адаптацией ребенка-сироты к самостоятельной жизни в обществе.

Случались истории, когда выпускники детдома сразу приватизировали жилье, продавали его и опять оставались на улице.

Или же их обманом вынуждали на отчуждение жилья в пользу третьих лиц. Подобные случаи и обусловили столь жесткие требования закона.

Когда вид договора не препятствует приватизации, но местные власти в оной отказывают, можно решение оспорить через суд.

В большинстве своем суды принимают позицию истца, то есть разрешают приватизацию. Можно ли сироте сдавать полученную квартиру, если у него имеется иное место жительства?

Нет, до момента приватизации допускается только личное проживание. С приватизированной квартирой можно делать что угодно.

Можно ли получить деньги вместо жилья

Заменить обретение жилья ребенком-сиротой на получение денег в принципе невозможно.

Это противоречит самой сути программы господдержки, цель какой именно в обеспечении жилой площадью социально незащищенных лиц.

Но в некоторых регионах имеет место монетизация льгот. Это не значит, что сирота на руки получит энную сумму.

Вариация программы такова, что сирота получает не жилье, а субсидию. Потратить ее можно на приобретение жилого помещения по своему усмотрению.

Видео: сирота в течение двух лет не может получить квартиру

Главное чтобы жилище соответствовало основным требованиям. Для получения субсидии собираются те же документ, что указаны выше.

Заявление с собранными документами подаются в местную администрацию. Далее орган власти выносит решение о предоставлении субсидии или излагает мотивированный отказ.

Субсидия предоставляется в виде суммы, достаточной для приобретения жилья на одного человека в соответствии с региональными нормативами.

Если в другом городе

Частым вопросом, каким задаются дети-сироты, является получение жилья в другом городе. В законе этот момент оговорен достаточно четко.

Социальное жилье в обязательном порядке предоставляется в том регионе, где проживает претендент на получение жилплощади.

Если в силу каких-либо обстоятельств отсутствует постоянная регистрация, то обращаться следует в уполномоченные органы того региона, где сирота находится под опекой.

Поэтому для получения жилья в другом городе сироте потребуется оформить регистрацию в этом населенном пункте и только после этого обращаться за получением жилья.

Иногда случаются ситуации, когда дитя-сирота хочет отказаться от полученной квартиры.

Например, выданное жилье не отвечает учрежденным нормативам учетной площади или не является благоустроенным и пригодным для проживания.

Отказ от несоответствующей квартиры вполне правомерен. Сирота вправе требовать предоставления надлежащей жилплощади.

Если вопрос не решается уполномоченными органами, то необходимо подать иск в судебные инстанции.

Можно ли оформить после 23 лет

Получение ребенком-сиротой жилья от государства возможно после наступления полной дееспособности после окончания образования, лечения, службы в армии.

Но при этом подача заявления на постановку в очередь допускается только до 23 лет. После достижения этого возраста право на бесплатное жилье автоматически утрачивается.

Но при этом не исчезает возможность получить бесплатное жилье. Правда, в этом случае уже в иной категории.

Встать в очередь на получение жилья после 23 лет сирота сможет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Для этого потребуется получить соответствующий статус.

4 сентября 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

4 сентября 2019 , Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

6 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку отечественной судостроительной отрасли Распоряжение от 3 августа 2019 года №1730-р. Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству России право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.

5 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 8 распространяется на отношения, возникшие до 01.01.2013, если дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до этого срока (ФЗ от 29.02.2012 N 15-ФЗ).

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем , при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке , которые установлены жилищным законодательством;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.


Дети, лишённые родительского внимания - одна из самых острых социальных проблем любого общества. Именно поэтому со стороны государства предусмотрены , такие как и субсидии, помогающие юным гражданам стать полноценными членами социума. В частности, им предоставляется государственное жильё, что является важным аспектом вступления в самостоятельную жизнь.

Правовой статус таких детей описывается в . В этом законе говорится, что сиротой признаётся ребёнок, родители которого официально признаны умершими.

Статус ребёнка без родительского попечения присваивается тем несовершеннолетним, мать и отец которых не могут выполнять свои родительские обязанности по какой-либо причине. Обе эти категории граждан Российской Федерации имеют одинаковое право на льготы и социальное обеспечение. При этом Семейный кодекс не содержит такой формулировки, как «ребёнок-сирота» .

Согласно статье 121 данного кодекса , ребёнок признаётся лишённым родительского попечительства в том случае, если родители:

  • Лишены родительских прав или ограничены в них.
  • Недееспособны по решению суда.
  • Признаны умершими.
  • Переносят длительную болезнь, не позволяющую им выполнять свои родительские функции.
  • Уклоняются от родительских обязанностей (создание условий, угрожающих здоровью или жизни).

Также этот перечень дополняется ФЗ №159 . Согласно ему ребёнок может лишиться родительского попечительства, если его родители:

  • Признаны пропавшими без вести.
  • Частично дееспособны.
  • Лишены свободы в качестве законного наказания.
  • Имеют статус подследственного или находятся под стражей.

Для официального получения статуса сироты необходимы официальные документы, подтверждающие одно из вышеперечисленных обстоятельства.

Условия предоставления жилья для сирот в 2019 году

По состоянию на 2019 год ребёнок, лишённый родительского попечительства, может получить государственное жильё если он:

  • Не участвует в найме социального жилья. Также таким жильём не должны обладать его близкие родственники и члены семьи.
  • Не владеет недвижимым жилым имуществом.
  • Имеет закреплённую за собой жилплощадь, но не может проживать на ней.
  • Достиг совершеннолетия (исполнилось 18 или приобрёл дееспособность в результате вступления в брак, официального трудоустройства или начала предпринимательской деятельности).
  • Окончил образовательное учреждение или организацию соцобслуживания (детдом).

Невозможность проживания признаётся только при предоставлении неопровержимых доказательств таких обстоятельств, как:

  • Вынужденное проживание с лишёнными своих прав родителями.
  • Проживание вместе с лицами, имеющими тяжкие заболевания в хронической форме (туберкулёз, СПИД).
  • Аварийность жилья или плохие санитарные условия.
  • Площадь имеющегося жилья не соответствует учётной норме (зависит от региона).

Порядок получения жилья

Получить жильё сирота может после наступления полной дееспособности, но до исполнения 23 лет , после окончания , службы в армии, лечения.

В 2013 году в закон были внесены изменения, согласно которым, жильё предоставляется по договору срочного специализированного найма сроком на 5 лет . В этот период недвижимое имущество нельзя продавать, дарить, приватизировать, сдавать в аренду или передавать другому лицу любым возможным способом. Эта мера введена для предотвращения различных мошеннических махинаций со стороны злоумышленников. После истечения данного срока занимаемая жилплощадь переходит в бессрочное пользование по договору социального найма. Если контролирующие органы выявят сложные обстоятельства в жизни подопечного, которые могут помешать ему полноценно распоряжаться своим имуществом, то в этом случае специализированный наём продлевается ещё на 5 лет .

Государственное жильё детям, лишённым родительской опеки, предоставляется только в очередном порядке . Списки граждан, стоящих в очереди за государственным жильём, в обязательном порядке составляются местными органами исполнительной власти. Место в них определяется по дате рождения претендентов на жильё, а в случае совпадения этих параметров – по дате внесение в данный список. Ребёнку-сироте не разрешается выдавать комнату в коммунальной квартире – только отдельную обустроенную жилплощадь с ремонтом.

Подать заявление о вступлении в очередь необходимо до 23 лет . В противном случае право на получение государственного жилья утрачивается автоматически. Также ребёнку-сироте может быть выдана сумма, необходима для покупки жилья для одного человека, согласно региональным нормативам.

Ответственные за предоставление жилья сиротам инстанции определяются местным законодательством. Но в большинстве случаев этим занимаются органы попечительства и опеки вместе с районной администрацией. Также местным законодательством определяется порядок приобретения и выдачи жилплощади для сирот. Однако можно выделить общие тенденции для всех регионов:

  1. После того как ребёнку исполняется 14 лет , официальный опекун подаёт заявление в ответственную структуру.
  2. До наступления 18 или 23 лет следует подать заявление вместе с пакетом необходимых документов. Если это право не будет реализовано, то оно аннулируется.
  3. Далее формируется исполнительная комиссия, одобряющая заявления или дающая аргументированный отказ. После подписания протокола заседания заявитель уведомляется о его результатах в течение срока около 1,5 недели .
  4. Затем в течение 100 дней после получения уведомления происходит осмотр будущего жилья вместе с ребёнком сиротой или его официальным опекуном.
  5. В случае если условия удовлетворяют обе стороны, в течение 30 дней заключается договор специализированного найма.

Список необходимых документов

Для получения жилья на ребёнка-сироту необходимо собрать следующие документы:

  • Заявление в свободной форме.
  • Удостоверение личности в виде паспорта.
  • Документальное подтверждение статуса ребёнка, лишённого родительского попечительства.
  • Документ о составе семьи.
  • Документальное подтверждение отсутствия жилья.
  • Документальное подтверждение наличия работы/прохождения учёбы.
  • Документ о браке и детях (опционально).
  • Прочее (в соответствии с требованиями местного законодательства).

Заключение

Ещё раз подчеркнём основные моменты данной статьи:

  1. Сиротой является тот ребёнок, который лишён заботы биологических родителей по той или иной причине (смерть, недееспособность).
  2. Получить жильё ребёнку-сироте можно только в порядке очереди.
  3. Подать заявление на получение жилья сиротами нужно до момента совершеннолетия, а при наличии особых обстоятельств (служба в армии, отбывание наказания) даётся отсрочка, но после 23 лет право на жильё может быть полностью утеряно.
  4. В первые 5 лет жильё предоставляется по договору специализированного найма, что исключает право его продажи, дарения.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по предоставлению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос: Здравствуйте, мне 27 лет , я сирота. Уже много лет назад я покинула детский дом, но до сих пор жду своё законное жильё. Жилплощадь я должна получить там же, где находится мой детский дом. Но уже несколько лет я работаю в Санкт-Петербурге, а по прежнему месту жительства бываю лишь временно. Так как очередь в родном городе проходит очень медленно, то хотелось бы встать в очередь на жильё в Питере . Возможно ли это?

Ответ: Согласно ФЗ №159 местные власти должны предоставлять жилье детям сиротам по месту жительства. В есть формулировка о том, что местом жительства считается место преимущественного или постоянного проживания гражданина. Одновременно с этим , пункт 16, указывает на то, что место постоянного проживания указывается в прописке.

Поэтому если вы имеете регистрацию в Санкт-Петербурге, то можете встать в очередь на жильё там. По подобным решениям есть положительная судебная практика.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!