День железнодорожника: когда отмечают, история и традиции праздника, поздравления. День железнодорожных войск россии

В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны как всегда отмечают свой профессиональный праздник – День железнодорожника. В 2019 году данный праздник будет отмечаться 4 августа.

История праздника

Праздник «День железнодорожника» имеет длинную историю. Учрежден он был еще в 1896 году. Приурочили новый праздник к особой для страны дате - дню рождения императора Николая 1 - 25 июня (или 6 июля по новому стилю).

Напомним, что именно этот правитель начал строить в России первую железную дорогу. За время его царствования была создана первая железная дорога, которая вела в Царское село и использовалась в прогулочных целях. К этому же времени относится и появление первой всероссийской магистрали, которая протянулась от Санкт-Петербурга до Москвы. Нужно отметить, что Комитет министров тогда выступил против постройки в России железных дорог, но царь настоял на своем решении. Он мечтал о сближении Петербурга с Москвой.

Активное железнодорожное строительство способствовало тому, что протяженность железных дорог к концу позапрошлого века уже превышала 33 тысячи км.

Впервые был установлен приказом князя Михаила Хилкова, который являлся министром путей сообщения России. Вышел данный приказ 28 июня 1896 года - 9 июля по новому стилю.

Новый праздник начали отмечать все сотрудники железнодорожного транспорта, не только у нас, но и в некоторых европейских странах.

Традиции

Отмечался праздник День железнодорожника с размахом. В этот день не работали все железнодорожные учреждения. Вечером в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги традиционно устраивался ужин с концертом. На вокзалах и крупных станциях проходили благодарственные молебны. Особенно торжественно проходило празднование на набережной Фонтанки у дома 117, в котором в те времена находилось Министерство путей сообщения. На торжестве здесь присутствовали высшие чины Министерства путей сообщения.


Причем, до 1917 года отмечался 25 июня. После Октябрьской революции 17 года этот праздник был упразднен почти на двадцать лет.

Традицию чествовать железнодорожников решено было возродить только в 1936 году. В 1935 году с 25 по 30 июля в Москве состоялось совещание работников железнодорожного транспорта. На нем железнодорожники выступили с предложением возродить забытый праздник. Тогда в стране шел период индустриализации, поэтому железнодорожный транспорт имел очень важное значение для ее экономического развития.

Правительство выпустило постановление, согласно которому День железнодорожного транспорта СССР было решено каждый год проводить 30 августа.

Специальный выпуск газеты "Гудок", вышедший 29 июля 1936 года, сообщал общественности о том, что День железнодорожного транспорта объявлялся всенародным праздником. По всей стране прошло его первое празднование. В столице центральными площадками празднования этого дня стали два столичных парка – Сокольники и парк имени Горького.


В 1940 году вышло постановление правительства Советского Союза о переносе этого праздника на первое воскресенье августа. В 80-е годы 20 века праздник переименовали в .

В настоящее время этот праздник уже можно назвать международным, т.к. отмечается не только в нашей стране, но также в Кыргызстане, Беларуси, на Украине и в некоторых странах Восточной Европы.


Нужно отметить, что День железнодорожника можно считать одним из первых профессиональных праздников в России . В этот день принято поздравлять всех, кто связан с железнодорожным делом.

Железные дороги и железнодорожная отрасль

Железные дороги играют очень большую роль в жизни любой страны. Они являются основной транспортной артерией, которая связывает между собой города. Сегодня в нашей стране железные дороги являются самым популярным и доступным видом транспорта.

Железнодорожная отрасль сегодня заслуженно гордится своей историей и традициями. Между российскими регионами поддерживается стабильное пассажирское и грузовое сообщение.

Железная дорога работает четко и бесперебойно, что вносит свой весомый вклад в социально-экономическое развитие нашей страны.

История становления железнодорожного транспорта

Достаточно интересна и мировая история становления железнодорожного транспорта. Прародители привычных нам железных дорог существовали еще в древние времена. Для перевозки тяжелых грузов древние греки, египтяне и римляне создавали колейные дороги. В эпоху Средневековья в рудниках использовались рельсы и вагончики, сделанные из дерева. Но они не отличались практичностью и были заменены металлическими приблизительно в 1738 году. На подъездных путях к шахтам в 1767 году Ричард Рейнольдс разместил стальные рельсы.

Тревитик в 1803 году решил поставить свой автомобиль для на рельсы. Он изменил конструкцию машины, превратив ее в паровоз с паровой трубой внутри. Но данная конструкция имела и некоторые недостатки.

Их сумел обобщить и проанализировать Джордж Стефенсон. В 1814 году он разработал свой первый паровоз. Правда, передвигался он очень медленно и не отличался большой грузоподъемностью.

Между английскими городами Ливерпуль и Манчестер в 1830 году была открыта первая железная дорога. С тех пор во всем мире началось интенсивное развитие железнодорожного транспорта.

Около половины мировой железнодорожной сети к началу Второй мировой войны принадлежала семи странам: СССР, США, Великобритании, Германии, Франции, Японии и Италии.

Железнодорожный транспорт России


Железнодорожный транспорт в нашей стране сегодня является одной из крупнейших железнодорожных сетей мира. Он насчитывает около 86 тысяч км железнодорожных путей, половина из которых электрифицированы.

По общей протяжённости железнодорожных путей в мире Россия сейчас занимает второе место после США. Первое место она занимает по протяжённости электрифицированных дорог.

В начале прошлого века была построена самая грандиозная дорога - Транссиб, которая соединила европейскую часть территории России с Дальним Востоком и Уралом.


В 2001 Правительство нашей страны утвердило программу капитального реформирования системы железнодорожного транспорта. 18 сентября 2003 года было создано ОАО «Российские железные дороги». Оно считается сегодня одной из самых крупных транспортных компаний в мире.

Свой памятный день есть у сотрудников железнодорожных войск России, установленный указом президента для Вооруженных сил РФ от 2006 года. Впервые учрежденная в 1996 году, дата 6 августа не случайна - имеет свою давнюю историю.

Именно в этот день 1851 года утверждено особое положение императором Николаем I, касающееся образования специальных воинских подразделений. Их задача заключалась в охране, безопасной эксплуатации железной дороги, соединяющей два основных города того времени – Москву и Санкт-Петербург, построенной также во время его правления. Было сформировано несколько рот численностью около 4-х тысяч человек из военно-рабочих, кондукторов, работников телеграфа.

Уникальность этого решения в том, что такие войска именно в России созданы первыми в мире. Боевое крещение они прошли уже в Крымскую войну (1853-56 гг). После её окончания, довольно неутешительного для Российской империи, выявлена необходимость пересмотра политики в области строительства железных дорог, её развития, особенно к югу от Москвы, о чём издал указ наследник Николая, Александр II.


Впоследствии, с 1870 года, железнодорожные силы стали входить в инженерные войска. Проявили себя в ходе освободительной русско-турецкой компании 1877-1878 гг., обеспечивая снабжение армии, построив для этих целей отдельный участок пути. С установлением советского периода, после разрушительной гражданской войны, действия отдельных корпусов были направлены не только на военные миссии, но и на подъём страны, её развитие, как топографическая разведка БАМа, другие глобальные проекты того времени.

Военные совместно со штатскими железнодорожниками проявили мужество, организованность в Великую Отечественную. О значимости их действий говорят цифры: восстановлено главных путей 80 тыс. км; станционных путей 29 тыс. км; построено много новых железных дорог, линий связи, более 7 тыс. станций и разъездов, ряд других сооружений. В тяжелый послевоенный период строительство полотна, вокзалов, мостов шло ударными темпами.

В современное время в обязанности, кроме обороноспособности, входит ликвидация некоторых негативных последствий от наводнений, аварий, катастроф, иных чрезвычайных ситуаций, а так же контртеррористических операций. С 2004 года специальное формирование находится в подчинении тыловых Вооруженных сил. Сегодня численность этого рода войск составляет около 25 тыс. человек, в том числе 10 бригад регулярной готовности. Они усиливают потенциал военной сферы России, и 6 августа это обязательно подчеркивает высшее руководство, поздравляя сотрудников.

Техническому оснащению придаётся не меньшее значение: в ближайшем будущем запланировано полное переоснащение. Постоянно вводятся в работу усовершенствованные образцы высокопроизводительной техники, причём, отечественного изготовления. Например, сваебойные агрегаты на автомобильном шасси КамАЗ, выполняющие операции в температурном режиме, актуальном для России от + 40 до – 40 градусов.

Сохранить развитие воинских традиций, отметить заслуги специалистов в обеспечении безопасности и обороны государства на протяжении более 165 лет, призваны разнообразные культурные мероприятия. Чтобы познакомить с этим праздником подрастающее поколение, проводятся викторины, презентации.

На территории железнодорожных воинских частей проходят свои торжественные церемонии: вынос флага, награждение памятными знаками, открытие Аллеи героев, обязательное чествование ветеранов. Организуются масштабные учения, конкурсы профессионального мастерства - соревнования за звание лучшего специалиста и расчета. День железнодорожных войск важен для специалистов-военнослужащих, лиц гражданского персонала, как оценка их деятельности, а именно - верное служение национальным интересам России.


День железнодорожника – одно из первых профессиональных торжеств, которое начали отмечать на рубеже веков XIX-XX в царской империи. С момента появления железнодорожных магистралей, тысячи служащих принимают слова благодарности в свой адрес в этот день. В жизни любого государства пути сообщения играют первостепенную роль - транспортные артерии связывают между собой все населенные пункты страны. Российские железнодорожные системы ежегодно перевозят миллионы пассажиров со всего земного шара.

По своему географическому расположению российские магистрали являются центральной ветвью евразийских железнодорожных сетей, которые связывают Европейские страны и Азию. Ежеквартально поезда осуществляют свыше 25% товарооборота всех транспортных перевозок планеты.

История

Строительство железных сетей в Российской империи стартовало во время царствования Николай I: были соединены транспортными путями Петербург и Москва. Можно было совершить на первых паровозах путешествие в Царское село. Знаковые для железнодорожников даты:

  1. Ко дню рождения царственной особы, Николая I, 06.07.1896 году было объявлено о празднование дня железнодорожника. В праздничный день служащие отдыхали, а зал Павловского вокзала радушно принимал железнодорожников для торжественных мероприятий.
  2. Середина лета 1935 года. После Революции 1917 года о празднике не вспоминали долгих 20 лет. В 1935 году, после перевыполнения плана, инициативная группа передовиков возродила торжества.
  3. Указом Совета Министров было решено отмечать день служащих железнодорожных путей сообщения в конце июля, однако, позже празднование было перенесено на выходные дни.

Традиции

Ещё со времен царской империи в праздничную дату чествовали работников железных дорог. Во время праздничных мероприятий выделяются заслуги и успехи в железнодорожной сфере. Событие всегда праздновалось с размахом: организовывались концерты, обед и благодарственные молебны с обязательным присутствием высшего руководства.

К этому дню приурочено вручение государственных знаков отличия. Накануне даты принято открывать станции, запускать новые поезда. Среди железнодорожников проводятся спортивные состязания. Выделяются грамотами и ценными подарками ветераны отрасли.

Железнодорожный праздник считается международным, его отмечают на территории всех бывших союзных республик.

Сегодня железные дороги работают эффективно, слаженно и стабильно, внося посильный вклад в развитие инфраструктуры государства.

День железнодорожника в РФ отмечают ежегодно в первое воскресенье августа. Основан он в честь всех сотрудников железнодорожного транспорта. Этот праздник отмечают во многих странах мира. День железнодорожника действительно очень важный и значимый праздник для Российской Федерации.

О профессии

Железнодорожники ежедневно занимаются обеспечением регулярного движения поездов по рельсовым путям. Они поддерживают и развивают инфраструктуру. Каждый работник причастный к этой профессии, имеет специальное профильное образование. Так можно стать управляющим движением состава, проводником вагона, монтажником, сотрудником, выполняющим различные ремонтно-строительные работы. Безусловно, наиболее престижным трудом считается регулирование процесса перевозок. Эти сотрудники занимаются планированием загрузки транспорта, его графиком движения, ремонтом и обслуживанием полотна, подвижного состава и т. п.

История

В Российской империи первый транспортный путь был проложен между Москвой и Петербургом, во времена царствования Николая I. На первом паровозе можно было совершить увлекательное путешествие в Царское село.

Существует ряд знаковых дат для железнодорожников. Так, например, первой датой празднования Дня железнодорожника была выбрана дата 06.07.1896 года. Как раз в день рождения царя Николая I. В этот праздничный день работники отдыхали. А в зале Павловского вокзала был организован радушный прием железнодорожников для торжественных мероприятий.

После того как случилась Революция 1917 года, об этом празднике забыли практически на 20 лет. И только лишь в 1935 году, когда был перевыполнен план, инициативная группа передовиков решила возродить столь важное торжество.

Указом Совета Министерства праздник должен был проводиться в конце июля и назывался он Днем служащих железнодорожным путям. Позже, было решено перенести торжество на выходные дни.

Какого числа День железнодорожника в странах бывшего СССР?

Праздник железнодорожников считается не только российским, но и международным, ведь его празднуют в различных странах как бывшего СССР, так и всего мира.

  • В Белоруси этот праздник приходится на первое воскресенье августа и отмечается с 1995 года.
  • В Азербайджане ежегодно отмечают праздник 13 октября.
  • В Казахстане этот праздник переименовали в День работников транспорта и связи и празднуют его в первое воскресенье августа. Современное название торжество начали использовать с 2001 года.
  • В Киргизии с 1994 года День железнодорожника празднуется каждый год в первое воскресенье августа.
  • В Латвии праздник отмечают 5 августа. Эта дата выбрана не случайно: в этот день в 1919 году была основана Латвийская железная дорога.

  • В Литве этот праздник отмечают 28 августа, потому как в 1860 году, приблизительно в этот день были завершены строительные работы по созданию пути Вильнюс-Динабург. Кроме того, 6 июля литовцы празднуют еще один праздник - День независимости Литовских железных дорог.
  • В Узбекистане праздник железнодорожника приходится на первое воскресенье августа.
  • В Украине принято отмечать этот праздник 4 ноября.
  • В Эстонии датой празднования считается 21 августа. Связано это с тем, что в 1876 году в этот день прибыл первый поезд из Таллина в Тарту.

Когда отмечают День железнодорожника в других странах

Кроме стран бывшего СССР, праздник железнодорожника отмечают и другие страны всего мира:

  • В Болгарии празднование этого дня приходится на первое воскресенье августа, потому как август 1888 года считается месяцем создания Болгарских государственных железных дорог.
  • В Польше День железнодорожника приходится на 25 ноября.
  • В Венгрии с 1961 года этот праздник отмечают ежегодно во второе воскресенье июля.

  • В Чехии поздравления с Днем железнодорожника можно услышать в четвертую субботу сентября. Здесь проводятся различные мероприятия: парады паровозов, гонки дрезин, велосипедные рейды железнодорожников и другие не менее интересные события.
  • В Сербии праздник отмечают 12 мая, потому как это дата формирования Железных дорог Сербии.
  • В Боснии и Герцеговине празднование приходится на 15 апреля.
  • В Хорватии 5 октября отмечают День Хорватских железных дорог, начиная с 1990 года. А 15 апреля празднуют Международный день железнодорожника.
  • В Словении дата праздника приходится на 2 июня. Это связано с тем, что в 1846 году на территорию Словении прибыл первый паровоз.

Традиции

Со времен царской империи в этот знаменательный праздник поздравляли работников железных дорог. Именно в День железнодорожника мероприятия проводились разных масштабов. Во время празднования упоминали успехи и заслуги сотрудников или отдельных организаций в железнодорожной сфере. Столь важное событие всегда отмечали с размахом: были организованы обеды, концерты, благотворительные молебны в присутствии руководства.

В праздник Дня железнодорожника сотрудникам вручают специальные государственные знаки отличия. Во времена активного развития и строительства железных дорог накануне праздника было принято запускать новые поезда или открывать станции.

Ветеранов отрасли награждают ценными подарками и грамотами. На сегодняшний день железные дороги работают слаженно, эффективно и стабильно, внося весомый вклад в развитие инфраструктуры городов, регионов и государства в целом.

Празднование в наше время

Во всех регионах и городах Российской Федерации в День железнодорожника проводятся торжественные гуляния, концерты, обеды. В этот день принято вспоминать об истории развития железнодорожного транспорта, о памятных событиях, и заслугах работников.

Поздравления с Днем железнодорожника получают абсолютно все работники, которые связаны с РЖД. Это действительно масштабный праздник. Многие родные и близкие в знак благодарности подготавливают различные подарки: стихотворения, шуточные презенты, поздравления, всевозможную атрибутику с соответствующей символикой, игрушечные паровозы, открытки с Днем железнодорожника. Кроме того, часто подарки имеют цветовую палитру красного, серого и белого цветов, тем самым символизируя основные цвета РЖД.

Статистика

ОАО «РЖД» на сегодняшний день входит в мировую тройку лидеров среди железнодорожных компаний.

За 2016 год РЖД перевезла порядка 1,300 миллиардов пассажиров, из которых в дальнее следование отправлялись около 100 миллионов человек. В пригородном направление эта цифра составляет порядка 935 миллионов пассажиров. Суммарные доходы компании за 2016 год выросли более чем на 7% по сравнению с предыдущим годом и составляют более чем 2 триллиона рублей.

Варианты поздравления

Поздравить с этим чудесным праздником могут как взрослые, так и дети. Малыши любят рисовать паровозы, железную дорогу, вагоны. Взрослые же предпочитают открытки с поздравительным текстом. Например:

  • "Дорогие железнодорожники! Пусть всегда поезда, идущие в вашем направлении, везут с собой только радость, исполнение желаний и счастье. Пусть уходящие составы от ваших станций забирают с собой все печали и беды. Пусть в вашей жизни все будет прекрасно".
  • "Уважаемые сотрудники железных дорог! Поздравляем вас с этим знаменательным праздником. Пусть поезд благополучия и счастья везет вас по жизни, столь же плавной и ровной, как железная дорога. Чтобы вы как можно чаще видели яркий свет улыбок и слышали сигналы благодарности".

День железнодорожника действительно очень важный и значимый праздник для Российской Федерации. Развитие железных дорог, их отлаженная работа, необходимость в связях между городами и регионами, поддержание развитой инфраструктуры государства - это очень важная составляющая для экономики страны.

В этот день принято поздравлять каждого сотрудника, относящегося к железной дороге, будь-то машинист или работник, занимающийся строительными и монтажными работами, каждый из них достоин уважения за свой труд и вклад в развитие страны.

Железным дорогам России без малого 200 лет. Железнодорожный транспорт по-прежнему незаменим — современные РЖД каждый год перевозят более миллиарда пассажиров и более миллиарда тонн грузов. В российских железных дорогах заняты более 800 тысяч сотрудников, которые в августе отмечают свой профессиональный праздник. Когда день железнодорожника в 2018 году в России: какого числа отмечают этот праздник, какова его история, в каких ещё государствах бывшего СССР отмечается этот день.

Когда появился день железнодорожника в России

Российский праздник День железнодорожника стал первым подобным праздником во всей Европе. Он появился ещё в 1896 году, и его отмечали до 1917 года 25 июня по старому стилю (по новому — 6 июля). Эта дата — день, когда родился император Николай I, при котором в нашей стране появились железные дороги.

История российских железных дорог началась в 1830-е годы. Первую железную дорогу страны — Царскосельскую — открыли в 1837 году. Она соединяла Санкт-Петербург и Царское село. Средняя скорость поездки в 51 км/ч по тем временам была фантастикой.

Так был дан толчок для развития этого современного вида транспорта в стране. К концу XIX века железные дороги уже неплохо соединяли главные города европейской части страны, а в 1891 году началась реализация амбициозного проекта — строительство Великой Сибирской магистрали, основы современного Транссиба. К 1904 году железные дороги дошли до Владивостока.

Традиции проведения Дня железнодорожника в царское время подразумевали, что железнодорожные учреждения в этот день вообще не работали, а руководство дорог собиралось на праздничный ужин и концерт в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

После прихода к власти большевиков не осталось ни одного царского праздника, и никакого дня железнодорожника не существовало почти два десятилетия. Вернулся он в 1936 году, и уже ни о каком отдыхе для железнодорожников в свой праздник речи не шло — возвращение состоялось под лозунгом дня “максимальных трудовых усилий во славу Родины ”.

Дата первой версии советского празднования Дня железнодорожника — 30 июля, в честь встречи Сталина с работниками железнодорожного транспорта 30 июля 1935 года. Однако, уже с 1940 года дата празднования подверглась небольшой реформе, и День железнодорожника в СССР получил “прописку” в первый воскресный день августа. Так этот профессиональный праздник был закреплён за выходным днём.

С тех пор ничего не изменилось, и дата празднования профессионального праздника работников железной дороги — первое воскресенье августа.

День железнодорожника в 2018 году: какого числа отмечается

Первое воскресенье августа в этом году — 5 число. Соответственно день железнодорожника в 2018 году отмечается 5 августа .

Праздник этот непосредственно затрагивает 800 с лишним тысяч сотрудников современных Российских Железных Дорог. Машинисты и проводники, простые путевые рабочие и директора вокзалов — все они принимают поздравления в этот день со своим профессиональным днём.

По традиции в этот день проводятся торжественные мероприятия и концерты, лучшим железнодорожникам вручаются премии и награды. Кроме российских железнодорожников в первое воскресенье августа отмечают аналогичный праздник работники железных дорог Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Во многих других постсоветских республиках также существует такой праздник, но отмечается в другие даты.

В 2018 году российский праздник День железнодорожника всего на один день расходится с ещё одним родственным ему днём — Днём железнодорожных войск . Этот день, в отличие от основного праздника всех железнодорожников, привязан к дате 6 августа. Кстати, в прошлом, 2017 году произошла редкая встреча в календаре этих двух дней — День железнодорожника тогда также пришёлся на 6 число.

День железнодорожных войск появился в 1996 году в память о появлении 6 августа 1851 года специальных подразделений для охраны недавно открытой железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. В современных железнодорожных войсках российской армии служит около 28,5 тысяч человек.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!