Акты судебного толкования и судебная практика. Судебное толкование. Виды толкования права

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления вос­питательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных спо­собностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

Развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познаватель­ного и образовательного процессов;

Формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

Стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех­нологиями;

А также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты круго­зора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образова­ния, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

Накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного пове­дения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

Разумное использование свободного времени и развитие нравственных ка­честв личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дис­циплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения че­ловеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отноше­ния к национальному достоянию.

В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и до­стоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновре­менно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

Организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

Объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

Материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

Знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

Кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

Упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; раз­личных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

Творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

Временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в шко­ле, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

Систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение техно­логиям и приемам организации профессиональной деятельности;

Контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

Учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

Специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инже­нера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри­ятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художе­ственное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы по­стигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Кри­тика способности суждения. М. 1994.)

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в «чистый эстетизм».

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литера­турные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художни­ками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлека­тельное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студен­тов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физиче­ское развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, раз­личные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и ха­рактера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюде­ние элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное пита­ние, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответствен­ного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражда­нин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие эко­номического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование де­ловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отно­шение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отно­шение к тем, кто преступает последние.

В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное.

Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр.

В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления.

Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности.

Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской

зрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр.

Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе.

Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус.

Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию.



25. Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности.

Нравственное воспитание - это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности -освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Осуществление нравственного воспитания предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

1. отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

2. отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и др.).

3. отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и др.);

4. отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и др.);

5. отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, бережливость, забота о сохранении общественного достояния, личных вещей). Методологической основой нравственного воспитания является этика - отрасль философии, изучающая мораль.

Мораль - форма общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Моральная норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственность - освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознание - синтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т. д.

Нравственные чувства - форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе.

Нравственная воспитанность - общественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности. Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения - синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т. п.). Осуществляя нравственное воспитание, педагогу следует:

1. Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещениюучащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

2. Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся.

3. Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом.

Пути нравственного воспитания: использование нравственного потенциала учебного процесса, в том числе предметов гуманитарного цикла; использование воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; нравственное просвещение учащихся во внеклассной воспитательной работе. В процессе нравственного воспитания применяются такие методы и формы воспитания, как убеждение, внушение, пример, совет, одобрение, порицание, создание воспитывающих ситуаций, приучение и упражнение, дискуссии, ролевые игры, тренинги, поручение, требование, беседы, лекции, вечера, встречи, конференции и другие.

Основными критериями сформированности нравственной культуры личностиявляются:

1. развитость эмоциональной сферы (нравственных чувств, эмпатии);

2. развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм, способность к нравственному выбору;

3. сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения

26. Умственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели . Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельного процесса.

Роль средства может выполнять любой объект действительности, кроме человека.

Средства не вытекают напрямую из цели, они опосредуются избранным методом. Осмыслив цель, педагог утверждается в методе.

При отборе средства главным для педагога в первую очередь выступают ключевые воспитательные функции , которыми потенциально наделен любой предмет действительности:

функция наглядности , обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении того явления, о котором идет речь и которое рассматривается;

функция инициирования , возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблемы жизни, смысла того или иного явления, значимости предмета для человека;

функция инструментальная , обеспечивающая ребенку самостоятельное взаимодействие с предметами окружающей реальности как отражение изучаемых явлений: благодаря данной функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.

Трехфункциональное средство является педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальными дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.

27. Физическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Физическое воспитание - процесс организации оздоровительной деятельности, выработка гигиенических навыков и здорового образа жизни. Правильно организованное физическое воспитание способствуют развитию коллективизма, товарищеских отношений, стремлению к успеху, ощущению радости достижений.

Цель

· воспитание здорового, физического, развитого (гармонично), жизни радостного

· формирование основы здорового образа жизни.

Задачи:

· знание о здоровье (ЗОЖ) мотивы занятия спортом формирование привычка ЗОЖ.

· режим дня

· питания,

· развитие основных двигательных умений и навыков;

· обеспечение правильного физического развития,

· укрепление здоровья, закаливание;

· пропаганда здорового образа жизни

· формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Ценности :

· здоровье, физическое совершенство, физическая активность, ЗОЖ, спорт самовоспитания.

· В связи с участившимися проблемами со здоровьем школьников их физическое воспитание становится актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников.

Формы и методы:

Основными методами ФВ: физические упражнения , тренировки, убеждение, инструкции. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.

Система ФВ в школе : физические упражнения, игры, спортландии, соревн. на уроках физкультуры гимнастика, туризм, спорт, организ. кружков, секций, посещ. оздор. центров.

28. Эстетическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Эстетическое воспитание - процесс формирования у детей эстет. культ., способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни.

Цель: формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

1)Эстет восприятие (способность увидеть в искусстве и жизни прекрасное).

2)Эстетические чувства (эмоциональные состояния).

3)Эстетические потребности (нужда в общении с прекрасным).

4)Эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства и т.д.).

5)Эстетические идеалы (представления о совершенной красоте).

Задачи:

· Формирование эстетических знаний и идеалов (умение различных прекрасны и безобразные в природе, искусстве, жизни.)

· Прекрасно все что способствует расцвету жизни, безобразно все что способствует болезни, деградации, смерти.

· Формирование эстетического отношения к деятельности

· Развитие эстетических чувств

· Формирование стремления быть прекрасным во всем.

· Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Ценности: Духовная культура включает в себя: интеллектуальную, эстетическую, нравственную.

Красота, эстетика, природа, свобода, культура, творчество, художественные деятельнсти.

Эстетическое воспитание реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах.

Формы и методы: все формы, индивидуальные формы. Методы:беседы, экскурсии, конкурсы, эстетическое творчество.

29. Трудовое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества. Труд является основой воспитания личности, обязанностью каждого человека.

Трудовое воспитание- вовлечение учащихся в организованную трудовую деятельность.

Цель: формирование у учащихся положительное отношение к труду.

Задачи:

· развитие познавательного интереса к знаниям о профессии, о себе.

· Развитие потребности в творческом труде

· Стремление применять знания на практике

· Воспитание трудолюбия дома и ответственности честности, целеустремленности

· Вооружение трудовыми умениями и навыками

· Воспитание основных культуры умственного и физического труда.

Ценности: труд., любовь к труду, творческий труд, трудовая активность, научить организация труда.

Формы: коллективная, индивидуальная, совместные.

Методы: субботники, упражнения, поручение, требование, соревнование.

30. Экологическое воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Цель:

Задачи:

· Любовь в родине, к миру,

· Стремление к миру

Ценности:

Формы

Методы

31. Гражданское воспитание школьников: цель, задачи, содержание, ценности, формы и методы.

Цель: формирование гражданственности патриотизма, интернационализма.

Задачи:

· Развитие уважения и государственного власти, правопорядку, мир, ненасилие.

· Любовь в родине, к миру,

· Стремление к миру

· Развитие чувства собственного достоинства и дисциплинированы мированности

· Проявление культур, Закон послушность.

· Развитие культуры межнационального общения.

Ценности: родина, народ, россияне, толерантность(Толерантность- реализование на неблагоприятное воздействие)

Формы : коллективные- групповые, фронтальные

Методы : участие в детских общественных объединениях, общественно-полезный труд, совместные формы, другие видов деятельности.

Формирование мировоззрения школьников. Умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками. Актуальность патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.

Традиционно в содержании воспитания выделяются следующие направления: формирование мировоззрения, умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание и профориентационная работа со школьниками.

Формирование мировоззрения. Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Структуру мировоззрения составляют знания, взгляды и убеждения. Современная российская школа ориентирована на формирование научно-материалистических взглядов школьников.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы научных знаний, взглядов и убеждений, которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.

Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности (знаний и умений в области умственного труда), познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Система умственного воспитания включает формирование знаний, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями. Основные пути реализации данной системы – обучение и внеклассная работа.

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Нравственное воспитание понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, общественно одобряемого поведения. Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Система нравственного воспитания включает нравственное просвещение, вовлечение воспитанников в деятельность, требующую проявления нравственных качеств. В свое время Д.Локк в систему нравственного воспитания включал показ нравственного образца воспитателем, сообщение знаний, организацию ситуаций, требующих от воспитанника нравственного поведения.

Показателями нравственной воспитанности являются: знание нравственных норм, потребность и умение выполнять нравственные правила, способность переживать нравственные чувства.

Эстетическое воспитание – это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания – это формирование эстетической культуры школьника, которая включает эстетическое восприятие, чувства, потребности, вкусы и идеалы.

Эстетическое воспитание реализуется на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства и др. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, театрах, специальных воспитательных мероприятиях в системе работы классного руководителя. Показателями эстетической воспитанности являются: наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств. В трудах классиков педагогики очень высоко оценивалась роль труда в общем развитии личности (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, К. Д. Ушинский и др.). И. Г. Песталоцци, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко на практике осуществили идею соединения производительного труда с обучением и воспитанием.

Основными видами труда являются учебный труд, труд по самообслуживанию, уроки ручного труда и в учебных мастерских, общественно полезный труд, производительный труд. Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве.

Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система профессиональной ориентации включает следующие компоненты: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение как состояние готовности выпускника к выбору профессии.

Физическое воспитание – это процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Отечественная система физического воспитания была создана в XIX веке П. Ф. Лесгафтом.

Систему физического воспитания составляют физические упражнения и формирование знаний в учебном процессе, система внеурочной и внеклассной воспитательной работы, система работы учреждений дополнительного образования. К средствам физического воспитания относят гимнастику, игры, туризм, спорт, а также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы.

К показателям физической воспитанности относят развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.

В настоящее время в содержание воспитание включено такое направление, как формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Культура межнациональных отношений – это качество и определенная степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость.

Понятие патриотизма неразрывно связано с интернационализмом , которое означает качество личности, выражающееся в осознании равенства и солидарности всех народов независимо от национальной принадлежности.

Вопросы и задания:

    Чем объясняется выделение в содержании воспитания тех или иных его направлений?

    Являются ли направления содержания воспитания автономными или между ними имеется тесная связь? Аргументируйте свою позицию.

    Выделите в каждом из направлений содержания воспитания основные понятия и раскройте их смысл.

    Выстройте прогноз: какие направления содержания воспитания будут актуальными через пять, десять, пятьдесят лет?

§ в зависимости от того или иного содержательного аспекта наиболее обобщенно выделяются три аспекта: умственное, трудовое и физическое воспитание. По тому же основанию, но в более конкретизированном виде в качестве отдельных направлений рассматривают политическое, правовое, нравственное, экологическое, эстетическое и другие направления;

§ по институциональному критерию -- семейное, дошкольное, школьное, внешкольное, воспитание по месту жительства;

§ по стилю взаимоотношений -- демократическое и авторитарное воспитание.

Наиболее разработаны в педагогической теории основные направления воспитания, выделяемые по критерию аспекта его содержания. Они разработаны всем длительным процессом развития отечественной педагогической теории и практики и учитывают новые тенденции в их развитии. Рассмотрим некоторые из них.

Умственное воспитание -- предполагает руководство развитием познавательных интересов, широких духовных запросов воспитанников. Важнейшую роль здесь играет проявление самостоятельности, критичности мышления. Только на этой основе формируются убеждения. В умственном воспитании особенно важно учитывать индивидуальные различия, не допуская ни их переоценки, ни недооценки. При возникновении трудностей у обучаемых важно преодолевать эти трудности их собственными усилиями, находить для этого нужные способы действия, а не предлагать решение этих задач в готовом виде. Опыт показывает, что даже младшие школьники способны выделять существенное в фактах и явлениях и на этой основе приходить к новым обобщениям, т.е. мыслить. Только воспитание, основанное на активности, может привести к развитию способности к эффективному, творческому мышлению.

Нравственное воспитание -- одна из форм наследования нравственности в обществе. Существует несколько его видов: патерналистское, основанное на почитании родителей; религиозное, основанное на авторитете религиозной веры; просветительское, основанное на выводах разума.

Особенность нравственного воспитания состоит в том, что оно реализуется всем содержанием воспитания, а задачи нравственного характера решаются представителями всех педагогических профессий. Учитывая огромную роль в нравственном воспитании свободного выбора личности, его часто трактуют как «повивальное искусство» (Сократ). Еще одна особенность нравственного воспитания состоит в том, что нормы, с которыми оно имеет дело, находятся в основании всех форм человеческой деятельности, не теряя при этом свойств идеала.

Формирование этого идеала входит в содержание деятельности всех факторов воспитания. Важнейшим инструментом нравственного воспитания является нравственный поступок.

Эстетическое воспитание -- процесс формирования эстетического сознания личности и соответствующих форм деятельности. Цель эстетического воспитания -- развитие готовности личности к воспроизводству и оценке эстетических объектов в действительности и искусстве. Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное выражение эстетических сторон действительности. Вместе с тем средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в воспитательный процесс: природа, окружающая предметная среда, трудовая деятельность, которая тоже может быть организована по законам красоты; спортивная деятельность, которая также обладает большой эстетической привлекательностью. Большое значение в эстетическом воспитании имеет облик и речь самого воспитателя, эстетика педагогического общения.

Физическое воспитание -- организованный процесс передачи способов деятельности и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель его -- всестороннее развитие личности, ее физических качеств и способностей. Основные средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены. Физическое воспитание, как и другие формы воспитательной работы, требует строгого учета индивидуальных, возрастных особенностей.

Экологическое воспитание -- имеет своей задачей формирование глубокого понимания многогранного значения природы для жизни людей, их здоровья, духовного и физического совершенствования.

В процессе экологического воспитания формируется понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил человека и общества, вырабатываются умения изучения и оценки состояния окружающей природной среды, развивается потребность в общении с природой, сознательное соблюдение норм поведения в природе, активизируется деятельность по улучшению окружающей природной среды. Важнейшей задачей экологического воспитания является повышение экологической культуры производства, формирование навыков пропаганды эффективных способов решения современных проблем охраны природы.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое .

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента .

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране .

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию .

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям .

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций .

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека .

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника) .

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к "прекрасному" .

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города .

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов .

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека .

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения .

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира .

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы .

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние .

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В.И. Гинецинский) :

1. Социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе "Об образовании", в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества .

2. Институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития .

3. Социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов - на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, - на государственные органы, ассоциация педагогов - на развитие творческого потенциала педагогов .

4. Межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы .

5. Интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования .

воспитание личность обучение воспитательный



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!