Судебная практика по подделке медицинских справок. Подлог в медицинских документах. Последствия. Судебная практика по

Один из вопросов, которому уделено внимание в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», — квалификация служебного подлога (п. 35). Принятию данного Постановления предшествовало обсуждение его проекта на научно-практической конференции «Актуальные вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности», состоявшейся в Верховном Суде Российской Федерации 28 марта 2013 г., а также на страницах юридической печати. Пленум Верховного Суда Российской Федерации сформулировал положения по ряду спорных вопросов установления признаков состава служебного подлога. Однако остались вопросы, на которые в Постановлении или нет ответа, или разъяснения недостаточно конкретизированы.

1. Наибольшие проблемы в теории и на практике при установлении признаков состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, вызывает вопрос о предмете служебного подлога. Именно с него Пленум Верховного Суда Российской Федерации и начал свои разъяснения, посвященные квалификации служебного подлога.

Согласно диспозиции ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога является официальный документ.

В теории уголовного права под документом обычно понимают носитель информации с реквизитами. Носитель информации чаще всего является бумажным. В то же время современный документооборот все больше становится электронным. Отсюда и необходимость признания документами и электронных носителей информации. К реквизитам документа принято относить источник документа, дату составления, печать (штамп) и т. п. Содержание документа составляет та информация, о которой в нем идет речь. Документ, как правило, имеет определенную форму.

В соответствии с названным Постановлением «предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации выделяет следующие признаки документа как предмета служебного подлога: 1) официальность документа; 2) удостоверяющее значение документа; 3) факты, которые он удостоверяет, влекут юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей.

Признак официальности документа в Постановлении не определяется. В теории уголовного права он является дискуссионным. Бесспорно отнесение к официальным документов, которые исходят от государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Споры возникают в отношении документов, имеющих иное происхождение, но вместе с тем попадающих в документооборот государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации.

Правильным видится подход, в соответствии с которым официальным признается документ, за которым государство в лице государственных органов или органов местного самоуправления в установленном законом или иным нормативным актом порядке признает юридическое значение.

Если такой документ попадает в документооборот государственных и муниципальных органов и учреждений, то он может быть при наличии иных признаков предметом служебного подлога. Ведь общественная опасность служебного подлога связана прежде всего с тем, что возможно использование «юридической силы» поддельного документа. Такая возможность возникает и в том случае, когда подделываются документы, исходящие от граждан, коммерческих организаций, при их попадании в официальный документооборот.

При обсуждении проекта Постановления предлагалось в определении официального документа указать, что он подпадает под действие системы регистрации, строгой отчетности и контроля за обращением . Это предложение представляется оправданным.

Второй признак официального документа, выделяемый Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, — наличие удостоверяющей силы. Не имеют удостоверяющей силы документы информационного характера, в которых могут излагаться факты, но этим документом они не удостоверяются. Информационные документы могут иметь статус официальных, но не признаются предметом служебного подлога.

Президиум Свердловского областного суда отметил, что по смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются лишь официальные документы, т. е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них.

Статистические карточки являются формой первичного учета выявленных преступлений и лиц, их совершивших, и служат целям контроля за своевременностью поступления первичной учетной документации, подбора отдельных сведений о преступности, результатах расследования по делу и иных справочных сведений.

Статистические карточки форм 1.1-99, 2-2000 носят информационный характер и как документы первичного учета преступлений применяются только для решения ведомственных задач. Указанные статистические карточки как не устанавливающие каких-либо юридических фактов и не влекущие правовых последствий нельзя признать официальными документами.

По изложенным мотивам выводы суда о признании этих карточек официальными документами и о наличии в действиях С. состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, являются ошибочными .

На практике постоянно возникают споры относительно возможности признания предметом служебного подлога отчетов, которые составляются в государственных и муниципальных органах, государственных и муниципальных учреждениях и используются для оценки эффективности их работы, а также при планировании работы и распределении средств на будущее. Ключевым при отнесении этих документов к предмету служебного подлога является именно их удостоверяющая сила. Если отчет обладает таковой, то он может быть предметом служебного подлога (например, бухгалтерский отчет). Если же отчет носит исключительно информационный характер, а удостоверяющее значение имеют документы, на основании которых он составлен, то его нельзя признавать предметом служебного подлога. В то же время следует отметить, что вопрос о наличии удостоверяющей силы документа не всегда очевиден.

Наконец, третий признак — документ удостоверяет факты, которые влекут юридические последствия в виде предоставления прав или их лишения, возложения обязанностей или освобождения от них, изменения объема прав и обязанностей.

Так, Верховный Суд Российской Федерации указал, что постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным

подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 292 УК РФ .

В теории уголовного права вопрос об обязательности этого признака является дискуссионным. В диспозиции ст. 292 УК РФ о нем не упоминается. Тогда как в другом составе, предусмотренном в ст. 327 УК РФ, где предметом также указан официальный документ, данный признак назван. Толкование уголовного закона Пленумом исключает из числа официальных документов, которые могут признаваться предметом служебного подлога, протоколы допросов, протоколы судебного заседания и т. п. Эти документы сами по себе не предоставляют прав и не освобождают от обязанностей, однако они имеют важное юридическое значение. Их исключение из числа предметов служебного подлога вряд ли соответствует закону .

Представляется обоснованным смягчить требования, предъявляемые к предмету служебного подлога. Следует привести не жесткий императив о том, что факты, которые удостоверяются документом, вызывают последствия в виде предоставления прав или освобождения от обязанностей, а отметить возможность этих фактов влиять на наступление последствий в виде предоставления прав или освобождения от обязанностей.

2. Второй вопрос по квалификации служебного подлога, на который обращает внимание Пленум Верховного Суда Российской Федерации, — это действия, образующие объективную сторону преступления.

Согласно ст. 292 УК РФ общественно опасное деяние может быть двух видов: 1) внесение в официальный документ заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог); 2) внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание (физический, или материальный подлог).

В Постановлении выделяется два вида служебного подлога: 1) отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.); 2) изготовление нового документа, содержащего заведомо ложные сведения, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

Анализ УК РФ и Постановления показывает, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснение, отступив от буквы закона. Во-первых, признал наличие служебного подлога и в случае изготовления нового документа, содержащего заведомо ложные сведения. С этим следует согласиться, поскольку непризнание служебным подлогом изготовления поддельного документа что называется «с нуля» противоречит системному смыслу закона. Данное разъяснение хотя и выходит за рамки грамматического толкования закона, но совпадает с системным смыслом уголовно-правовой нормы. Иное толкование привело бы к абсурду.

И во-вторых, Пленум Верховного Суда Российской Федерации посчитал, что служебный подлог будет иметь место не только в случае внесения в документ заведомо ложных сведений, но и когда заверяется документ с заведомо ложными сведениями. Эту рекомендацию также следует считать обоснованной в силу того, что в результате заверения заведомо ложной информации изготавливается поддельный официальный документ. Опять же толкование, данное в Постановлении, выходит за рамки грамматического смысла закона, но совпадает с его системным смыслом.

3. Последний вопрос по квалификации служебного подлога, получивший разъяснение в Постановлении, связан с определением субъекта преступления. Пленум Верховного Суда Российской Федерации, как и в диспозиции ст. 292 УК РФ, говорит о должностных лицах, а также о государственных служащих и служащих органа местного самоуправления, не являющихся должностными лицами. При этом он отмечает не всех должностных лиц, а только тех, которые наделены полномочиями по удостоверению фактов, отражаемых в документе.Данное разъяснение нуждается в уточнении.

Отвечать за служебный подлог могут только те лица, которые в силу служебных полномочий имеют доступ к официальным документам. Должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, не имеющие доступа в силу своих полномочий к официальному документу и

внесшие в него изменения, при наличии иных признаков состава могут отвечать по ст. 327 УК РФ. Так, если государственный служащий, не являющийся должностным лицом, проникает в помещение, где хранятся официальные документы и куда у него нет доступа, тайком вносит в официальный документ изменения, то ответственность для него должна наступить, при наличии иных признаков состава, по ст. 327 УК РФ за подделку официального документа. Это первое уточнение.

Второе уточнение состоит в том, что по ст. 292 УК РФ подлежат ответственности не только те должностные лица, в обязанность которым вменено удостоверение фактов, но и иные должностные лица, которые имеют доступ к официальным документам и при этом не наделены полномочиями по удостоверению соответствующих фактов. Например, составляют документ, но не удостоверяют отражаемые в нем факты.

Если согласно распределению полномочий на государственного или муниципального служащего возложена функция по составлению документа (внесению в него соответствующих сведений), а функция удостоверения фактов, содержащихся в документе, возложена на должностное лицо, то служебный подлог может быть совершен и указанными служащими.

Таким образом, субъектом служебного подлога могут быть должностные лица, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, которые наделены полномочиями по работе с официальными документами (заполнение, выдача официальных документов, хранение, контроль за правильностью их заполнения и т. д.).

Последнее, на что следует обратить внимание при определении круга лиц, подлежащих ответственности за служебный подлог, это вопрос о квалификации действий служащих государственных и муниципальных учреждений. По закону они не относятся к государственным и муниципальным служащим. В силу этого если они не наделены полномочиями должностного лица, то и отвечать по ст. 292 УК РФ не могут. По общему правилу не подлежат ответственности за служебный подлог инспектор отдела кадров образовательного учреждения, медицинская сестра лечебного учреждения, поскольку они не наделены полномочиями должностного лица и не являются государственными и муниципальными служащими.

4. Вопрос, который не нашел отражения в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и даже не обсуждался при подготовке его проекта, но который важен для практики, — это оценка подделки официального документа, когда этот документ не включается в официальный документооборот, и более того, его и не предполагается вводить в официальный документооборот.

На кафедре уголовного права СПбГУ в свое время обсуждался запрос, в котором речь шла об одной из таких ситуаций.

Участковый уполномоченный в целях улучшения статистических показателей своей работы незаконно составил протокол об административном правонарушении, которого в реальности не было. Однако на основании этого протокола административное дело не возбуждалось и к административной ответственности никто не привлекался. Свою «юридическую роль» официального документа протокол не сыграл и не мог сыграть, поскольку возбуждение административного дела не планировалось. Он был нужен только в «информационных» целях.

При таких обстоятельствах изготовление поддельного документа не обладает общественной опасностью, которая связана с наличием реальной угрозы вреда порядку управления. Общественная опасность имеет место только в случае, когда предполагается использовать поддельный документ.

Можно провести аналогию с преступлением, предусмотренным в ст. 186 УК РФ. Ответственность за фальшивомонетничество наступает, если имеют место сбыт поддельных денег или их изготовление, хранение либо перевозка в целях сбыта. То есть когда либо имеет место непосредственно ввод подделок в обращение, либо предполагается это сделать.

Представляется, что, оценивая общественную опасность подделки официального документа, следует учитывать данное обстоятельство. Если изготовление поддельного официального документа не сопровождается его последующим вводом в обращение и исключается возможность его использования, то содеянное нельзя квалифицировать как преступление, предусмотренное ст. 292 УК РФ, в силу

малозначительности. Хотя деяние формально и обладает признаками служебного подлога, тем не менее преступлением его признать нельзя по причине отсутствия общественной опасности.

В связи с изложенным представляется целесообразным дополнить рекомендации Пленума Верховного Суда Российской Федерации по квалификации служебного подлога положением о критерии общественной опасности деяния, предусмотренного ст. 292 УК РФ.

Медицинские справки являются довольно востребованными, но получить их не всегда легко, и иногда на это приходится тратить много времени. По мнению некоторых людей, подделка медицинских справок является неплохой альтернативой получения оригиналов. Конечно, так не придется стоять в длинных очередях и ходить по кабинетам для прохождения осмотра или обследования (тем более, если обследовать нечего). Однако, за такой псевдодокумент закон предусматривает привлечение к ответственности.

Общие сведения о подделке медицинских справок

Мед. справка сегодня получается далеко не просто. Конечно, сложность зависит от вида. Так, для документа из психоневрологического или наркологического диспансера вероятно придется какое-то время там провести. А вот для получения бумаги об отсутствии инфекций, потребуется лишь посещение терапевта. Но и в этом случае иногда приходится долго дожидаться своей очереди, чтобы попасть на прием к специалисту.

Вот почему, если справка носит, скорее, формальный характер, многие люди предпочитают искать пути ее получения без потери своего времени. И выход они находят в том, чтобы приобрести поддельный медицинский документ.

Большинство медицинских учреждений дорожат своей репутацией, и не выдают справку без посещения необходимых специалистов и сдачи анализов. Но встречаются лица, которые готовы их подделывать за денежное вознаграждение.

Как проверить подлинность

В некоторых случаях подделать справку удается таким образом, что отличить от настоящей бывает очень трудно. Однако в часто она видна сразу. Для этого бланк с заполненными данными нужно посмотреть на свету. Главными признаками фальшивки являются:

Отсутствие промокания, оставшегося от печати или штампов на оборотной стороне. Только так называемая «мокрая печать» оставляет след на другой стороне. Если этого нет, то, вероятно, печать сделана на принтере.

Другой отличительной особенностью подделки является отсутствие сдавленности на подписи. Бумага должна продавливаться от письма вне зависимости от того, какой используется нажим. А вот на подделках нередко это отсутствует.

Различают и другие признаки, по которым можно поймать нарушителя, например, непривычный шрифт, расплывчатая подпись и так далее.

Какая ответственность предусмотрена

Данные действия являются уголовно наказуемым деянием. За это преступление привлекают к ответственности по статье 327 УК РФ. Лицо понесет наказание по этой норме, если будут иметь место такие квалифицирующие признаки, как:

  • подделка справки;
  • ее назначение для освобождения от чего-либо или получения определенных послаблений;
  • использование документа или его передача иному лицу.

Фальсификация предусматривает уголовную ответственность в виде пребывания в местах лишения свободы до двух лет. Помимо этого, на такой же срок могут наказать принудительными работами или арестом до шести месяцев.

Если те же деяния были совершены с целью скрыть иное преступление, то это квалифицируется как отягчающее обстоятельство. За это грозит тюремный срок или принудительные работы до четырех лет. Отдельное наказание предусмотрено Уголовным кодексом лишь за использование фальсифицированного документа. Тогда лицо может быть арестовано сроком до шести месяцев или отделается штрафом в размере до 80 тыс. руб.

В УК отсутствует такое понятие, как подделка документов. Однако под ним понимается:

  • изготовление фальшивки с использованием множительной техникой;
  • применение настоящих бланков, которые добыты нелегально;
  • применение поддельных подписей, штампов и печатей;
  • исправления в справке;
  • изменения текста;
  • добавление других записей.

Нарушители могут предусмотреть разные способы добавления или изменения текста, например, подчистка, травление или дописка. Под подчисткой подразумевается механическое удаление текста. Травление выражается в использовании химикатов, а под допиской понимают добавление какого-то объема текста. Так или иначе, при помощи этих способов добиваются значительного изменения содержания справки.

Что делать в случае обнаружения фальсификации

Важно! Так как законом предусмотрена уголовная ответственность и наказание за фальсификацию документов, должностное лицо, обнаружившее его, обязано написать заявление в полицию. Конечно, далеко не всегда решают пойти таким путем. Нередко дают нарушителю возможность исправить ситуацию.

Например, если поймали с подделкой в институте, когда студент прикрывался справкой, чтобы оправдаться за прогулы, то вряд ли деяния можно считать общественно опасными. Поэтому, за малозначительностью, как правило, дело не возбуждается. Совсем иной случай, если медсправка играет важную роль. К примеру, если она обнаружена в ходе судебного разбирательства, или у судьи возникло подозрение в ее подлинности, в его обязанность входит назначение экспертизы (обычно, это почерковедческое или судебно-техническое исследование). Первая направлена преимущественно на проверку подписей. Другая определяет давность, а также способ подделки, единство текста. Иногда экспертиза носит комплексный характер.

Если же суд не видит оснований сомневаться в документе, а какая-либо из сторон процесса уверена в подделке, рекомендуется написать заявление в полицию. Сделать это стоит как можно раньше, иначе суд может вынести решение на основе ложных данных. Тогда привлечение к ответственности, которую предусматривает статья 327 УК РФ, существенно затруднится.

Административная ответственность

В ряде случаев, вместо уголовной, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. Тогда виновника ожидает только штраф в размере до сорока тысяч рублей. И судимость человеку не грозит. За один и тот же поддельный документ лицо может привлекаться, как к уголовной, так и к административной ответственности. Так, за медсправку, которую предъявили в институт как оправдание для прогулов, скорее всего, привлекут к административной ответственности. Однако, она же, служащая в качестве алиби с целью сокрытия преступления, станет основанием для привлечения к уголовной ответственности.

"Налоговый вестник", 2006, N 7
Вопрос: Является ли медицинская справка, выданная медицинским учреждением, официальным документом, подтверждающим уважительность отсутствия работника на рабочем месте в связи с заболеванием?
Ответ: В соответствии с п. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником своих трудовых обязанностей. Одним из грубых нарушений является прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня).
В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что увольнение по данному основанию может быть произведено, в частности, за невыход на работу без уважительных причин, то есть отсутствие на работе в течение всего рабочего дня (смены) независимо от продолжительности рабочего дня (смены), за нахождение работника без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня вне пределов рабочего места.
ТК РФ не содержит перечня уважительных причин отсутствия работника на работе. Из этого следует, что в каждом случае данный вопрос работодатель решает самостоятельно в зависимости от конкретных обстоятельств.
Если причины отсутствия работника на работе окажутся неуважительными по мнению работодателя, он вправе уволить работника согласно пп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ.
По нашему мнению, наличие справки медицинского учреждения, подтверждающей заболевание, при своевременном извещении об этом работодателя может считаться достаточным основанием для признания причины отсутствия работника на рабочем месте уважительной. Однако решение остается за работодателем.
Н.З.Ковязина
Начальник отдела
Минздравсоцразвития России
Подписано в печать
05.06.2006

Как известно, мошенничество проявляет себя во многих сферах, в том числе и в подделывании различных документов. Однако подобная фальсификация в УК Российской Федерации не включена в ст. 159 (мошенничество»). Для данного вида правонарушений предусмотрена отдельная статья – № 327 «Подделка документов, их изготовление, сбыт и использование».

В данной публикации разберемся подробнее с темой подлога, а также выясним, какие документы являются официальными и какое наказание грозит обвиняемому в их фальсификации.

Ст 327 УК РФ с комментариями

Состав преступления

Ознакомиться со статьей 327 в новой редакции, с поправками и комментариями Лебедева можно, скачав УК по данной

Ответственность за преступления, связанные подлогом, наступает в том случае, если присутствует следующий состав преступления:

  • для 1-й части – изготовление и сбыт официальных документов определенного перечня лицом, достигшим 16-ти летнего возраста;
  • для 2-й части – деяния, описанные в ч. 1-й, но совершенные с целью скрыть другое преступление;
  • для ч. 3 – применение фальшивок для достижения своих целей.

Какие документы являются официальными по ст 327 УК РФ, перечень

Официальными являются удостоверения, бумаги, корочки государственного образца, которые предоставляют ряд привилегий своим обладателям либо освобождают их от определенного вида обязанностей.

Рассмотрим список (перечень) таких официальных бумаг:

  • паспорт, удостоверение личности;
  • пенсионное свидетельство;
  • награда и сертификат к ней;
  • государственный штамп;
  • печать;
  • бланки и подписи.

Фальсификация документов статья 327 УК РФ

В России фальсификация значимых бумаг представляет собой преступное и уголовно наказуемое деяние в соответствии и прим со с. 327 УК. Данный обман представляет угрозу обществу и вводит путаницу в государственный документооборот. Подследственность наступает с 16-ти летнего возраста. Судебный процесс проходит в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, а обвинительный акт в суде зачитывает прокурор.

Подлог документов

Использование заведомо подложного документа являлось довольно серьезным правонарушением еще со времен СССР, когда наказание за данное деяние было еще суровее, чем сейчас. В частности, в РСФСР лицо, подделавшее подпись на государственной бумаге, представало перед судом и могло не только лишиться своей работы, но и попасть в теремные казематы на довольно длительный срок. Во времена сталинских репрессий за подложный документ можно было даже лишиться жизни.

Подделка документов с. 327 УК РФ наказание

Выясним, на сколько лет в наши дни можно лишиться свободы за подделывание и использование фальшивок.

Самое суровое наказание за данный вид правонарушения определено в части 2 с. 327 – 4 года тюремного заключения.

Ответственность за преступления согласно 1-й части менее сурово – штрафные санкции, потеря должностного кресла либо места работы, а также тюремная неволя сроком до двух лет.

Часть 3-я с. 327 предусматривает самое мягкое привлечение к ответственности – от штрафа в размере 80 тысяч рублей до шестимесячного ареста.

Срок давности

Срок давности составляет всего 2 года. Осужденные по данной статье чаще всего попадают под амнистию и освобождаются от наказания досрочно. Однако подсудимый на какое- время лишается права заниматься определенными должностными обязанностями.

Судебная практика

Как свидетельствует судебная практика, в наши дни довольно распространенными являются такие виды фальсификаций:

  • изготовление поддельных дипломов;
  • подделка полиса осаго;
  • изготовление фальшивых больничных листов;
  • выдача ложных справок о состоянии здоровья и так далее.

Декриминализация ст 327 УК РФ когда примут изменения?



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!