Правовые основы социального государства. Нормативно-правовое обеспечение социальной политики российской федерации Конституции Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и с

Вопрос № 1. Возникновение и развитие у чения о правовом государстве

Надо сказать, что идея правового государства возникла еще в древности, она прошла долгий путь уточнения, шли­фовки. К этому приложили свои умы многие ученые и политики.

Современные концепции правового государ­ства основаны на идеях Канта (1724-1804гт.), Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей XVШ и XIX вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо.

Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель - сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.

Отдельные принципы правового государства (разде­ление властей, верховенство закона) имели место в Ста­туте Великого Княжества Литовского (1588 г.). Автор и активный участник издания Статута канцлер Лев Сапега (1557 - 1633 гг.) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статут разделял государ­ственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Сейму, исполнительная - Великому Князю и Раде, судебная - Великокняжескому и местным судам.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в трудах ученых нового времени. По Д.Локку государство устанавливает законы для уст­ройства и учреждения собственности. Дж. Локк (1632 - 1704 гг.) положил начало теории разделения вла­стей, по которой необходимо разделить государственную власть на несколько самостоятельных властей, не допустив, тем самым, сосредоточения всей полноты власти в одних руках, с целью исключения злоупотреблений.

Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию раз­деления властей. Он выделяет законодательную, испол­нительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обес­печить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внесли Кант и Гегель. Кант рас­сматривал государство как объединение множества лю­дей, подчиненных правовым законам.

И.Кант разработал философскую основу теории правово­го государства, центральное место в которой занимает лич­ность, человек, его свобода.

И. Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих пред­шественников о политико-правовом устройстве общества, со­здал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательнос­тью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече­ние реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соедине­ние воли лиц, образующих народ. Им же формируется за­конодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Кан­та, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Гегель рассматривал государство и право как одно­значные понятия. Г.Гегель считал, что государство есть «наиболее совер­шенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы» (Философия права. М., 1990. С. 95).

Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке».

Ж.Боден определял государство как правовое управление многими семействами, тем, что им принадлежит.

Г.Гроций считал, что существует право естественное и право волеустановленное. Источником первого является при­рода человека, разум. Второе, исходящее от государства, должно соответствовать принципам естественного права. Борясь с феодальным произволом, он требовал нового пра­ва, «отвечающего законам разума».

Б.Спиноза дал теоретическое обоснование демократичес­кого государства, которое, будучи связано законом, обеспе­чивает действительные права и свободы человека.

Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. также немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое го­сударство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.

На протяжении последующих веков идеи правового госу­дарства, сформулированные И. Кантом, постоянно привлека­ли внимание философов, юристов и государствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоогра­ничения государства создаваемыми им законами. Однако вре­мя показало, что это еще не гарантирует гражданскому обще­ству защиту от произвола со стороны государства. Государство может быть в равной степени связано как демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Например, фашистская Германия, объяв­лявшая себя правовым государством, неукоснительно выпол­няла принятые законы и, тем не менее, представляла собой ти­пичное тоталитарное государство, основанное на насилии и про­изволе.

Проблема правового государства в России имеет глубо­кие исторические корни. О правовом государстве писали российские ученые.

С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен за­нимались вопросом о реорганизации Российского общества.

Во время правления Александра II: 1861 г. - отменено крепостное право; 1864 г. - начало судебной реформы. После событий 1905 года новые шаги по реформирова­нию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы.

Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX - начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от фе­одального, полицейского государства к буржуазному, основан­ному на лозунгах братства, равенства и свободы.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профессор Пе­тербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о ме­ханизме обеспечения законности в государстве, развил теорию разделения властей: он полагал, что главным в ней является не просто обособление их друг от друга, а их взаимное сдер­живание. Такого сдерживания, по мнению Н. М. Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением отдельных функций между различными органами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции не­ сколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением различных функций одним и тем же орга­ном, но в различном порядке.

Но этого для обеспечения режима законности мало, пола­гал ученый. Поэтому он ставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в дея­тельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.

Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегод­ня, ибо они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.

Одним из последователей Н. М. Коркунова был С. А. Котляревский. Он считал, что «необходимые свободы» граждан дол­жны быть закреплены в конституции и обеспечены государ­ством. К ним С. А. Котляревский относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, лич­ную неприкосновенность и др. Ставя во главу угла признание важности «индивидуальных прав» личности, он предлагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, орга­низация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответственность высших представителей влас­ти перед представителями народа за правонарушения.

Выдвинутые С. А. Котляревским идеи нашли свое отраже­ние в современной концепции правового государства и форму­лируются как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, В.М. Рессен обобщили исторический опыт западноевропейских мыс­лителей и создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства вклю­чал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоог­раничение власти, в) принцип разделения властей, г) под­чиненность государства стоящему над ним праву.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей несколь­ких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.

Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.

Возникновение правового государства выражает каче­ственную грань, обозначающую переход от системы тотали­таризма к гражданскому обществу.

Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм, тиранию и пр. Со време­ни возникновения государства и права и до сих пор че­ловечество ищет оптимальные формы взаимоотношений между личностью, государством и обществом.

Такой процесс происходит сейчас в России. В ст. 1 Конституции РФ сказано, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской фор­мой правления». Но на се­годняшний день - это декларативное заявление, цель, к ко­торой стремиться наша государственность в идеале, а не констатация достижения этой цели.

Ключевые слова: модельный закон, механизм правового регулирования, нормативно-правовая база, правовая основа, правовое государство, правовой акт, правовой механизм, социальное государство, социальный кодекс.

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т.п. В пункте 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры» . Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получила в Конституции РФ, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например Европейская социальная хартия (пересмотренная), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и др.

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя систему правил, а также контроль за их соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т.е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и др. систем) ни разработка законов, ни контроль за их выполнением не могут быть на должном уровне, поскольку законодатели в значительной степени политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы в России принимаются Государственной Думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей российской территории и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т.е. последние не могут отменять и корректировать федеральные законы. Именно поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионных, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике высказывание первого российского президента Б.Н. Ельцина «берите себе столько власти, сколько сможете проглотить» некоторыми регионами было воспринято как призыв к действию, и было начато внедрение в ряде регионов «своих» законов, противоречащих Конституции РФ и другим законам Российской Федерации. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся по сути основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. Нарушение единого правового пространства может привести к разрушению единого экономического пространства и в конечном итоге к развалу всего государства.

Правовая основа регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленная на решение социальных проблем, с помощью определенных юридических средств и экономических мер призвана создать простор и поддержку для инициативной самостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.). Подобная правовая основа может предупредить сбои в развитии реформ, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает нормативно-правовую базу экономических реформ, весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов. Первый определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организацию труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное право и иные отрасли. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союзного государства Беларуси и России - сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важнейшим шагом в этом явилось принятие в 2001 г. Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах». Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Резюмируя, следует отметить, что работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс российских граждан.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Из чего складывается правовая основа социального государства?
  • 2. Назовите основные условия формирования правового социального государства.
  • 3. Что включает в себя механизм правового регулирования в социальном государстве?
  • 4. Что означает единое правовое пространство социального государства?
  • 5. Охарактеризуйте основные нормативные блоки нормативно-правовых актов.
  • 5о Цит. по: Социальное государство: мировой опыт и реалии. М., 2001. С. 33-34.

Ключевые слова: механизм правового регулирования, модельные законы, нормативно-правовая база, правовая основа социального государства, правовое государство, правовой акт, правовой механизм социального государства, социальный кодекс.

Функционирование правового государства самым тесным об­разом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т.п. В п.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду» жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия

работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и опла­чиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры» (Социальное государство: мировой опыт и реалии. - С. 33-34).

Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз­глашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституции РФ, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документа, например, пересмотренная Европейская социальная хартия. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, РФ к Республики Таджи­кистан и др.



Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение так называемых «правил игры», а также контроля за их соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и др. систем) ни разработка законов, ни контроль за их выполнением не может быть на должном уровне, так как законодатели слишком политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, то есть последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами РФ и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике же слова Б.Н. Ельцина «берите себе столько власти, сколько сможете проглотить» некоторыми регионами были восприняты как призыв к действию, и началось внедрение в ряде регионов «своих» законов, противоречащих Конституции и другим законам РФ. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся, по сути, основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. То есть нарушение единого правового пространства непременно приведет к разрушению и единого экономического пространства, а в конечном итоге к развалу всего государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государ­стве, нацеленных на решение социальных проблем, призваны:

Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной са­мостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).

Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу эко­номических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов. Первый блок определяет внутренние отношения в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование Хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с вы­борными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование экономических отношений, обеспечение эко­номических реформ включены все отрасли законодательств - го­сударственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В целом же работа по формированию правовых основ и меха­низмов социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийском экономическом сообществе, Союзном государстве Белоруссии и России сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важным этапом в этом деле явилось принятие в 2001 г. Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: «Об основах социальной политики»» и «О государственных социальных стандартах». Эти документы создали методологическую основу для единого подхода в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Контрольные вопросы и задания:

1. Из чего складывается правовая основа социального государства?

2. Назовите основные условия формирования правового социаль­ного государства.

3. Что включает в себя механизм правового регулирования в соци­альном государстве?

4. Что означает единое правовое пространство социального госу­дарства?

5. Назовите и охарактеризуйте четыре основных блока нормативно-правовых актов.

ГЛАВА 2. Развитие социального государства в России и за рубежом

На современном этапе его развития должен отличать высокий уровень развития производительных сил и эффективная система производственных отношений. Оно призвано создавать условия для саморазвития здорового человека, стремящегося заботиться о себе и близких и способного самостоятельно решать свои проблемы. Высокий уровень доходов граждан автоматически снимает многие социальные проблемы трудоспособных работников и их семей. Работающие граждане обеспечивают не только себя и членов своей семьи, но и через налоговую систему и внебюджетные фонды принимают участие в финансировании различных учреждений, необходимых для поддержания жизнедеятельности всего общества. Государству остается проявлять социальную заботу о гражданах, по тем или иным причинам оказавшихся в состоянии, когда решение своих проблем им оказывается не под силу.

В социальном государстве в сфере производства должна господствовать всеобщая заинтересованность в получении максимального дохода, достижимая лишь в условиях приоритета экономики. В сфере потребления господствует всеобщая заинтересованность в наиболее эффективном распределении, которая достигается только в том случае, если интересы человека ставить выше абстрактных государственных... Социальное государство способствует созданию в обществе условий для наиболее эффективного использования производительных сил, когда каждый член общества (за редким исключением) оказывается способным самостоятельно решать все свои социальные проблемы. Оно обслуживает общество, не командуя им, создает условия для максимальной реализации интеллектуальных способностей человека, обеспечивающих наивысшие темпы развития общества.

Ни у кого не вызывает сомнения заявление о том, что социальное государство может реализовать свои цели только при наличии высокоэффективной экономики, что предполагает приоритет экономических интересов. Высокая эффективность экономики социального может быть обеспечена только при повышении роли производительных сил, на отлаженной системе производственных отношений, при признании равноправия всех .

В процессе жизнедеятельности на переходном этапе строительства социального государства (впрочем, как и в любых других государствах) возникает много проблем. Рынок как механизм хозяйствования немилосерден, его функционирование сопровождается банкротством предприятий, усилением дифференциации населения по уровню доходов, социальному положению. Сострадание, взаимопомощь, солидарность имплантируются в проведением социально ориентированной налоговой, финансово-кредитной, ценовой политики.

Ныне неустойчивое экономическое положение России не позволило сохранить и развить сложившиеся формы и методы реализации , что привело к существенному сокращению расходов на социальную сферу.

Продолжается сокращение финансирования социальной сферы из федерального бюджета. Реальные расходы на социально-культурные мероприятия для федерального бюджета сегодня составляют в среднем 5-6% ВВП, территориальных - до 50% расходной части региональных бюджетов.

Слабый учет региональных особенностей и интересов в реализуемых федеральных программах социально-экономического развития ослабил межрегиональные связи, создал социальную напряженность в подавляющем большинстве регионов, а также противоречия в отношениях между субъектами Федерации, поставил под угрозу общность экономического и политического пространства страны. Все это привело к тому, что многие территории стали регионами социального бедствия.

Медленно идет процесс выравнивания регионов под общие ориентиры социальной политики федерального Центра. Появляется разноплановость в развитии социальной сферы регионов. Нарастающее противоречие между социальными потребностями населения и усиливающимся развалом социальной сферы вынудило региональные власти взять на себя функции разработки и проведения в жизнь планов развития социальной сферы своего региона независимо от принадлежности ее отраслей федеральным или муниципальным органам. Передача объектов социальной сферы предприятий федерального и местного подчинения регионам усиливает их роль в реализации практических мер социальной политики. Однако для бюджетов многих регионов эта задача становится непосильной.

Требуется методологическая и методическая разработка основ формирования социальной политики, концепции социального государства, а на ее основе - модели социального рыночного хозяйства и социальной сферы страны и ее регионов. Сегодня сложилась ситуация, когда произошел огромный разрыв между потребностями общественной практики в принципах и методах анализа социальной сферы региона и недостаточной теоретико-методологической проработкой ключевых понятий социального государства и социальной политики, содержания и специфики формирования и реализации социальной политики в различных типах регионов. Такая задача определения приоритетов социального развития, в управлении социальными процессами и социальным развитием страны и ее регионов должна решаться в комплексе, при участии различных специалистов, в том числе ученых-экономистов, менеджеров, социологов, при усилении исследовательской работы проблем социального государства, прежде всего на федеральном уровне.

Таким образом, эффективная система производственных отношений, справедливая система распределения, опирающаяся на человека, обеспечивают создание высокоэффективной экономики и высоких стандартов членов общества.

Правовая основа социального государства

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на , включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т. д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например, пересмотренная Европейская социальная хартия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и др.

Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение правил игры и контроля за его соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т. е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и других систем) ни разработка законов, ни контроль за ее выполнением не могут быть на должном уровне, так как законодатели сильно политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации, должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т. е. последние не могут отменять, корректировать федеральные законы. Поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионные, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике же высказывание Б. Н. Ельцина: Берите себе столько власти, сколько сможете проглотить некоторыми регионами было воспринято как призыв к действию, и начато внедрение в ряде регионов своих законов, противоречащих Конституции и другим законам Российской Федерации. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся, по сути, основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. Нарушение единого правового пространства непременно приведет к разрушению и единого экономического пространства и, в конечном итоге, к развалу всего государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленного на решение социальных проблем, призваны:

1. Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной самостоятельной граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских , общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).
2. Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает и нормативно-правовую базу экономических реформ, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов.

Первый блок определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях.

Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и - с другой, в том числе и с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.

Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю.

Четвертый блок регулирует отношения хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование , обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и иные. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В целом работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитанию культуры социального общежития граждан требует всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийского экономического сообщества, в Союзном государстве Белоруссии и России - сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важнейшим шагом в этом стало принятие Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: Об основах социальной политики и о государственных социальных стандартах. Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Модели социального государства

Модели социального государства - основные его разновидности, различающиеся типом социально-экономического устройства общества и политико-идеологической основой, на которых оно базируется. В условиях демократического устройства и рыночной экономики исторически первой стала модель, основывающаяся на идеологии и политике демократического (ранее всего в скандинавских странах). Позже в ФРГ, других западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии государства стали создаваться не на социалистической (социал-демократической), а на либеральной или либерально-консервативной идеологии. Обе эти формы можно рассматривать как разновидности (подвиды) одной и той же демократической модели социального государства, получившего в теории и политической практике название открытое общество.

Имеющиеся между ними различия проявляются в:

А) более радикальной или более умеренной системе перераспределения материальных ресурсов на социальные нужды;
б) установлении более высоких или низких налогов, с помощью которых образуются эти ресурсы;
в) большей или меньшей степени вмешательства государства в экономику.

Эти различия неантагонистичны; происходящая демократическим путем смена власти у партий либеральной, консервативной и социал-демократической ориентации не приводит к потрясениям основ социального государства, происходят лишь сдвиги в его функционировании - усиливается или уменьшается его вмешательство в экономику, ослабевает (либо, наоборот) проводимая им социальная политика, расширяются или сокращаются социальные программы.

В современной мировой практике все более рельефно проявляются две основных модели государства с различными их модификациями. Первая - так называемая либеральная (монетаристская) - основывается на минимизации государственной собственности и соответственно - абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства. Либеральная модель основывается на принципе само выживания, формирования личности - независимой, полагающейся только на себя, с определенной системой нравственных понятий (Если ты живешь бедно, то ты сам в этом и виноват).

Вторая модель - социально ориентированная - основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства.

Социальное и правовое государства выступают в единстве, они тесно взаимосвязаны и не могут существовать одно без другого. В настоящий период идея правового государства получила свое конституционное закрепление во многих государствах мира.

Принципиально иной характер имеет модель социального государства в условиях тоталитарного политического строя. Социальное и тоталитарное государства являются различными системами организации политической жизни страны. При огосударствлении в том или ином виде экономики и общественной жизни, при отсутствии плюрализма государство тоже может быть социальным по своей направленности, осуществлять в достаточно широких масштабах заботу о своих гражданах, оказывать им социальную защиту и поддержку. Так, социальными надо признать СССР и ряд других стран, существовавших в рамках основанной на марксистской идеологии модели общественного устройства, именуемой государственным социализмом. И на раннем этапе (20-30-е гг.) Советское государство создало самые передовые системы материальных социальных гарантий для самых широких слоев населения, за исключением крестьянства (оно было лишено пенсионного и других видов социального обеспечения).

По мере возрастания (начиная с 30-х гг.) в развитых зарубежных странах со свободной рыночной экономикой народного благосостояния и внедрения механизмов действенной социальной помощи и социального обеспечения Советский Союз (с середины XX в.) и другие страны, пополнившие после Второй мировой войны систему так называемого реального социализма, стали все больше отставать от стран со свободной рыночной экономикой. Основанная на тотальном огосударствлении экономика оказалась менее эффективной.

Государства реального социализма, будучи, несомненно, социальными, реализовали свои социальные функции в более ограниченных масштабах, чем социальные государства, утверждавшиеся примерно в то же время в странах со свободной рыночной экономикой: узкий спектр гражданских прав и свобод (слова, мысли, политической деятельности, передвижения и др.), слабая защита граждан от произвола властвующей бюрократии и т. д. Те же пороки имеют и ныне существующие тоталитарные, а также автократические режимы. Российская Федерация встала на путь формирования социального государства.

Действующая ныне Конституция РФ создала правовое поле для развития

- 67.11 Кб

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Российская Таможенная Академия »

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра теории и истории государства и права

Реферат

по дисциплине «Основы социального государства»

на тему: « Правовые основы социального государства »

Выполнил: студент 1-го курса

Очно-заочной формы обучения
экономического факультета
группа 1321В
А.А.Ветлужских

      Подпись :

      Научный руководитель :

      Т.И.Еремина,

Доцент кафедры,к.ю.н.

Подпись :

Санкт-Петербург

2011

Введение 3

  1. Правовые основы становления социального государства в России……………..5

1.1Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы……………..5

    1.2Становление и историческое развитие социального государства…………….8

    1.3Принципы социального государства в Российской Федерации……………...12

    2.Основные взаимодействия институтов гражданского общества и социального государства………………………………………………… ………………………………..14

    2.1. Гражданское общество и социальное государство…………………………...14

    2.2Закрепление и реализация социально-экономических прав и свобод как воплощение социального государства России…………………………………………..…17

Заключение. 22

Список использованных источников. 24

Введение

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение многих лет под флагом «политики реформ», в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась по остаточному принципу, привело к тому, что в развитии самых разнообразных общественных сфер остро проявляются кризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем определение верной траектории социального и общественного развития, способной ликвидировать кризисные явления.

Для решения вышеуказанной задачи ключевое место могла бы занять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явным успехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной России находится на всех уровнях на раннем этапе формирования: концептуальном, нормативном, практическом.

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.

В начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика социального государства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящее время только начинается. Поэтому еще нечетко зафиксированы предметные границы исследований.

Политические аспекты феномена социального государства еще недостаточно изучены. Среди активно исследующих данную проблему авторов следует назвать: М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова, В.П. Милецкого, С.В. Калашникова, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова и др.

Ключевое место в теории социального государства занимают социальные проблемы. Вопросам специфики и содержания социальных отношений социальной политики важное место уделяется в трудах таких ученых, как: В.С. Афанасьев, Л.В. Афанасьева, Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков, Р.Г. Гостев, С.Ф. Никитин, Ю. Волков, А.В. Гурлеев и др.

По мнению Н.С. Ветровой, «современная социальная политика – обширная и разветвленная область государственной деятельности, включающая формирование и регулирование систем социального страхования и вспомоществования; программы в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства, помощи городам и регионам, пораженным депрессией; регулирование отношений между трудом и капиталом, а также политику в области гражданских прав».

В широком понимании социальная политика рассматривается как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условиях жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Цель курсовой работы – проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

· раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;

· описать трудовое право как функцию социального государства;

· исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития.

Предмет исследования – трудовые отношения как направление социальной политики Российской Федерации.

Правовой основой являются: научная и учебная литература, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.

Правовые основы становления социального государства в России.

Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы.

Разработка широкого круга проблем, связанных с исследованием теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в современной России приобретают несомненную научную актуальность.

Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.

Современное социальное государство – это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.

С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики. Формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

Начавшийся в середине 90-х этап развития социального государства можно обозначить как этап либерального социального государства.

Таким образом, анализ представлений о социальном государстве позволяет представить следующую периодизацию его развития: первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический; второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) - правового социального государства; третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство социальных услуг; четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) - государство всеобщего благоденствия; пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия; шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков. Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества.

Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов. Правовая функция социального государства не только сводится к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства - социальной ответственностью.

В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан.

В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
· описать трудовое право как функцию социального государства;
· исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития.
Предмет исследования – трудовые отношения как направление социальной политики Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Правовые основы становления социального государства в России……………..5
1.1Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы……………..5
1.2Становление и историческое развитие социального государства…………….8
1.3Принципы социального государства в Российской Федерации……………...12
2.Основные взаимодействия институтов гражданского общества и социального государства…………………………………………………………………………………..14
2.1. Гражданское общество и социальное государство…………………………...14
2.2Закрепление и реализация социально-экономических прав и свобод как воплощение социального государства России…………………………………………..…17
Заключение.22
Список использованных источников.24



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!