Основная причина ДТП. Основные причины ДТП и меры их предупреждения. Презентация к уроку на тему: Опасные ситуации на дорогах

Цель: Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте. Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья » Беседа. « Опасные ситуации на дорогах и тротуарах». Подготовила: воспитатель Рузавина Е.С. Цель: Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте. Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Оборудование: карточки с зашифрованным текстом, презентация.

Ребята! Давайте мысленно представим себе городскую улицу: шумную, звонкую заполненную автомобилями и пешеходами. За рулём грузовика, автобуса, троллейбуса, легковых автомобилей - водитель, шофёр. Но работа шофёра нелегка: сколько внимания и осторожности надо для того, чтобы водить автомобиль по многолюдным улицам. И вы, маленькие пешеходы, можете помочь водителю. Как? Очень просто. Находясь на улице, вы являетесь не просто мальчиками и девочками, вы – пешеходы, участники дорожного движения. А значит, обязаны соблюдать дорожные законы, знать Правила дорожного движения. Делаем ребятам

Предостережение:

Выучите срочно

Правила движения,

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители!

Ю. Яковлева

(Слайд). Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо передвигаться только по тротуару или обочине! На тротуаре думай об удобстве для всех! Не занимай весь тротуар. (Слайд) Нельзя ходить по бордюру. Это опасно.

(Слайд). Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью и на проезжей части, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

(Слайд). Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках. Сначала вспомни, что нужно на себя надеть, чтобы, даже упав, не разбить локти и колени. И уж, конечно, подумай, где кататься, чтобы не стать причиной травм других людей и ДТП на дороге. Проезжая часть - это рабочее место водителя.

(Слайд) Ты научился кататься на велосипеде. Сел на велосипед и погнал по тротуару. А здесь через каждый шаг – люди, мамочки с колясками, дети…

Велосипед – транспортное средство, тротуар ему не место, т.е. по тротуару на велосипеде – нельзя ездить.

Основная опасность, которая подстерегает юных велосипедистов, - это дорога. Запрещается ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Не надо забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой серьезные последствия. Через дорогу переходить – только рядом с велосипедом, ведя его «под уздцы». Ездить на велосипеде по улицам и дорогам разрешается с 14 лет.

(Слайд) Часто происходит такая картина: до перекрёстка рукой подать, а мальчик или девочка, несмотря на бегущие автомобили, идут через дорогу, стремясь сократить путь, неожиданно для водителя выскакивают из-за кустарников, деревьев. Не выходите и не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

Даже если вы торопитесь, (Слайд) идите туда, где есть пешеходный переход и там переходите дорогу. Он находится на перекрёстке и обозначен специальным дорожным знаком (голубой квадрат с белым треугольником и силуэтом пешехода) или белыми широкими полосами на асфальте («зебра»). А если нет специального пешеходного перехода? Тогда достаточно вашего внимания и осторожности. На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа. Внимательно осмотритесь: посмотрите налево, затем направо, если нет близко идущего автомобиля спокойно и не торопясь, переходите улицу. Никогда не перебегайте дорогу перед приближающимся автомобилем! Это опасно потому, что водитель не может остановить машину сразу..

На перекрёстках горят огни светофоров. (Слайд) Они помогают пешеходам и водителям правильно и безопасно пересечь перекрёсток. Напоминаю: на красный свет-переход запрещён, жёлтый свет-предупреждение о том, что скоро загорится красный или зелёный свет. Зелёный свет – путь свободен. На многих улицах установлены специальные светофоры для пешеходов, состоящие из двух секций, - красного цвета (с изображением стоящего пешехода) и зелёного (с изображением идущего пешехода). Дорожным движением управляют и инспектора ГИБДД – регулировщики. Они подают сигналы руками и положением корпуса. Запомните: регулировщик, обращённый к вам лицом или спиной с опущенными или вытянутыми в стороны руками, запрещает переход.

Регулировщик, обращённый к вам правым или левым боком с опущенными или вытянутыми в стороны руками, разрешает переход.

Давайте вспомним и основные обязанности пассажиров.

(Слайд) Ожидать автобусы необходимо на посадочных площадках, а там где их нет, на тротуаре или обочине (показать детям знаки, обозначающие места остановок общественного транспорта).

Посадка в общественный транспорт производится через заднюю дверь, а выходить на своей остановке надо через переднюю. Правда, в переднюю, дверь могут войти пассажиры с детьми, пожилые и больные люди. В салоне автобуса надо вести себя спокойно, громко не разговаривать. Не забывать оплачивать проезд, уступать место старшим.

Выйдя на остановке общественного транспорта, не торопитесь переходить через дорогу. Осмотритесь, не сходя с тротуара, найдите место безопасного, разрешённого перехода улицы. И только там её переходите. - Ребята, нам пришли письма, посвящённые Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно.

Карточки:

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!”

1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.

2. “Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!”

1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.

3. “Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей”.

1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!”

2. “Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!”

3. “Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей”.

Ребята, все письма мы с вами расшифровали, молодцы! Запомним все, о чем сегодня говорили и будем стараться соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Интернет – ресурсы:

http://www.metod-kopilka.ru/klassnyy_chas_quotopasnye_situacii_na_dorogah_s_peshehodamiquot-41697.htm

http://сайт/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/02/21/opasnye-situatsii-na-dorogah


Данные об авторе

Фогель Ирина Николаевна

Место работы, должность:

МКОУ Воздвиженская СОШ, учитель ОБЖ

Новосибирская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Основы безопасности жизнедеятельности

Цель урока:

Обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

Москва Просвещение 2011 г.

Используемое оборудование:

●мультимедийный проектор

● компьютер

● презентация (приложение)

Краткое описание:

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс. Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах» Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения. Задачи: Образовательная: сформировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах; Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль; Воспитательная: воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Оборудование: ● мультимедийный проектор ● экран ● компьютер ● презентация (приложение)

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс.

Тема: «Опасные ситуации на дорогах и тротуарах»

Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

Образовательная : сформировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах;

Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль;

Воспитательная : воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:

●мультимедийный проектор

● компьютер

● презентация (приложение)

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок - … урок ОБЖ.

II. Актуализация опорных знаний.

При встрече люди говорят друг другу: «Здравствуйте». Поздравляя с днём рождения, с праздником, в первую очередь желают здоровья. Здоровье - наше главное богатство и поэтому надо научиться беречь его с детства.

Быть здоровым значит не болеть, не подвергать своё здоровье опасности. Сегодня на уроке будем продолжать учиться беречь своё здоровье.

Отгадайте загадки. (Дети отгадывают загадки, учитель на доске прикрепляет слова)

Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет. (Дорога.)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю. (Пешеход)

Автомобиль. Дорога. Пешеход.Как неразрывны эти три слова! Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?

III. Работа по теме урока.

Мы живём сегодня в век скоростей. Все вокруг торопятся, спешат…

Одна секунда... Много это или мало? Для пешехода одна секунда - пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда - вещь весьма серьёзная.

Какие же опасности угрожают нашему здоровью на дорогах? Какая причина?

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие опасности угрожают нам на дорогах и тротуарах, как их избежать. Слайды 1-5

Прочитаем девиз нашего урока «Дисциплина на улице - залог безопасности» (Запись на доске).

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку, как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. Как же появился автомобиль?

Ученик. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э. Вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

Учитель. Ребята, а как появились правила дорожного движения?

Ученик. В давние времена, когда человек перемещался по земле только пешком, правил дорожного движения не существовало. Чтобы двигаться быстрее, перевозить грузы, человек оседлал животных. А потом запряг их в повозки. По земле заколесили экипажи, и сразу всё осложнилось. Пока не было Правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали, как это безопасно сделать. Царила неразбериха. Сталкивались экипажи, получали травмы пешеходы. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пешеходов.

Ученик. Ещё при царе Иване III на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра I, царицы Анны Иоанновны, императрицы Екатерины II.

Именно эти указы и стали предшественниками современных Правил дорожного движения.

Ученик. Правилами дорожного движения мы не пользуемся, пока находимся дома, в школе, играем вдали от дороги. Но они сразу же становятся необходимыми, как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения. В этом случае все мы можем быть либо пешеходами, либо водителями, либо пассажирами.

Правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети. Слайды 6 - 9

Запомните : от ваших знаний правил дорожного движения зависит ваша жизнь. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила дорожного движения. Проведём викторину «Знаешь ли ты?»

Каждый ученик выбирает карточку с заданием, на которой написаны вопросы и отвечает.

1.Как правильно перейти улицу? (Переходя улицу посмотреть налево и направо. И только убедившись в том, что дорога свободна, можно переходить улицу. В тех местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора или регулировщика.)

2. Как нужно двигаться вдоль дороги, на которой нет пешеходной дорожки?(Идти так, чтобы машины не обгоняли нас, а ехали навстречу)

3.Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Что это? (тротуар)

4. Как называется техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешехода? (светофор)

5. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет).

6. Как определить место остановки автобуса, трамвая? (По знаку «Остановка»)

7. Как нужно ходить по тротуару? (Придерживаться правой стороны, чтобы не мешать идущим навстречу людям)

8. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Дети, которые играют на дороге, мешают движению и могут попасть под колёса машины)

9. Как правильно обходить автобус? (Дождаться, пока не отъедет, а потом переходить)

10. По какой стороне улицы или дороги движется автотранспорт в нашей стране?(По правой)

11. С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля? (с 12 лет).

12.При каком условии можно вам ездить на переднем сидении? (Если есть специальное детское кресло).

Учитель . Отгадайте загадку

В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор:
Мы три родные брата:
Наш домик… (светофор). Что означает каждый цвет светофора?

Красный свет светофора-

Стой на месте!
Идти опасно!

Жёлтый свет светофора-

Приготовиться!
Внимание.

Зелёный свет светофора -

Можно идти.

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а теперь пора и отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы читать. (Потягивания.)
В «Светофор» мы поиграем, (Ходьба на месте.)
Руки, ноги разминаем. (Встряхивание руками. Встряхивание ногами.)
Красный свет нам «Стой!» кричит, ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать нескучно, наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперёд. (Наклоны.)
Влево, вправо поворот. (Повороты туловища.)
Вот и жёлтый загорелся, приготовится пора.
Руки, ноги разогреем. (Рывки руками перед грудью.)
Начинаем, детвора! (Ходьба на месте.)
Вверх поднимем, вниз опустим, пролетим, как самолёт. (Прыжки.)
Вот зелёный загорелся, можно нам идти вперёд.
Левой, правой, левой, правой. (Бег с высоким подниманием бедра.)
Смело мы идём вперёд. (Ходьба на месте.)
Светофор- помощник славный - уставать нам не даёт.

Учитель. Отгадайте загадку: "Кто на дороге без языка, а говорит?"(Дорожные знаки). Слайды 10-11

Назовите виды дорожных знаков. (Предупреждающие, запрещающие, информационные, предписывающие).

У вас в конвертах дорожные знаки. Разложите их и приклейте каждый вид на отдельном листе. Расскажите, что означают эти знаки, чем они отличаются друг от друга. Работа в группе. (От каждой группы выходят дети и рассказывают, к какой группе относятся знаки, что они обозначают).

Ребята, кто из вас ездил ночью?

Что происходит со знаками в тёмное время суток?

Почему знаки светятся?

Они предупреждают водителя

Как вы думаете, у какого животного человек позаимствовал светящийся эффект? (варианты ответов детей)

Ученик. Англичанин Перси Шоу туманной ночью чуть не сорвался с обрыва на своей машине. В самый последний момент он увидел отражение света фар машины в глазах кошки. Эта кошка мирно сидела на обочине дороги.

Под впечатлением этого случая англичанин изобрёл отражающий элемент. Учитель. Вам сейчас тоже приходится ждать автобус утром, когда ещё темно. Нужны ли нам светоотражающие повязки? Зачем нужны? (Чтобы предупредить водителя ). Гимнастика для глаз (вращение)

Кроссворд. Каждой группе учитель читает вопрос. Ответивший ученик пишет ответ на доске.

Вопросы:

1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.
2. Повреждение машины транспортного средства.
3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.
4. Лицо, управляющее транспортным средством.
5. Человек, идущий пешком.
6. Твердое и гладкое покрытие дороги.
7. Боковая часть, край дороги.
8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

Ответы на кроссворд

Ключевое слово: СВЕТОФОР .

Работа в группах .

Вам даны задачи - шутки.

1. За Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст.

Скольких друзей поймал милиционер за нарушение правил дорожного движения?

2. Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему?

Предлагаю вам сдать зачет по правилам дорожного движения. Но зачет не простой. Предлагаю текст по правилам дорожного движения, в тексте пропущены слова «Разрешается - запрещается». Вместо этих слов вы нарисуете красный кружочек, что означает, запрещается, а зелёный - разрешается.

Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

Идти по тротуару слева…(запрещается)

Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Самопроверка. Проверьте свои тексы и поставьте оценку. Нет ошибок - 5, одна ошибка 4, две ошибки - 3.

Разгадайте ребусы

дорога

переход

IV. Д.З. Найти в журналах и газетах сообщения о нарушениях ПДД

V. Итог урока. Выставление оценок.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Напоследок мне хочется вам сказать: берегите свою жизнь, соблюдайте правила дорожного движения.

Очень важно,
Чтобы все без исключенья.
Знали правила движенья,
И не только твёрдо знали,
Но и строго выполняли!

Литература

1. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

«Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для 5 класса

Москва Просвещение 2011 г.

2. Г.П.Попова

«Школьный курс в тестах» (5-8 классы) Москва издательство «Учитель».

3. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

Разработки по курсу ОБЖ для 5-8 класса Москва «Астрель» 2009 г.

4. Материал из Интернета .

с. Черемшан МБОУ ЧСОШ №1

Плотникова В. Г.

Урок ОБЖ на тему «Опасные ситуации на дороге»

Цель: повторение опасных ситуаций, которые подстерегают нас на дорогах.

Мы знаем, что вещи не бывают ни добрыми, ни злыми, ни опасными, ни безопасными. Такими их делает сам человек.

Сегодня поговорим о том, как и когда автомобиль становится опасным.

На дороге надо быть внимательным. Пример: машина выезжает из-за угла или её не видно за высоким бугром снега. Как думаете, какая опасность? Правильно, в обоих случаях водитель и пешеход не видят друг друга до самого последнего момента. А когда увидят, то станет уже поздно. Ведь машина не может остановиться сразу же, даже если водитель нажмёт на тормоз. Машина ещё несколько метров будет быстро скользить по дороге. Так быстро, что пешеход не успеет сделать даже шага назад.

Немного безопаснее, если водитель и пешеход видят друг друга издалека. Тогда и шофёр успеет затормозить заранее и пешеход сможет вовремя остановиться.

Первое правило безопасного поведения.

Предвидеть опасность. Поэтому стоит замедлить шаг, приостановиться, когда подходишь к арке, к углу дома, в общем, к любому месту, откуда может неожиданно выехать машина.

Нужно переходить проезжую часть спокойно. Безопасность на улицах и дорогах - это прежде всего строгое соблюдение правил дорожного движения.

Есть пешеходное правило: когда ждёшь перехода, никогда не стой на краю тротуара. Когда сходишь с тротуара на дорогу, надо сначала посмотреть налево – не едет ли какая-нибудь машина. А когда дойдёшь до середины – надо посмотреть направо, потому что как раз оттуда может появиться машина.

А почему надо переходить дорогу прямо, а не наискосок?

Да, чтобы меньше времени находиться на проезжей части. Но это не значит, что следует перебегать улицу бегом.

Там где есть железная дорога, её надо переходить ещё осторожнее, чем шоссе. Опущенный шлагбаум (если он есть), красный сигнал светофора и гудки означают, что скоро появится поезд и переходить железную дорогу нельзя.

Эта неожиданность подстерегает и тогда, когда кто-то играет рядом с дорогой или зимой на санках катается с горки.

Сейчас нарисуем свою улицу, дом, школу так, как будто смотрим на это сверху. Потом красной пунктирной линией проведёте свой путь от школы до дома. Кружком отметьте места, которые считаете опасными.

Коллективная работа. Изготовление макета микрорайона .

Заранее приготовленные детьми коробки из-под чая, молока и т. д. . Обклеивают цветной бумагой, приклеивают окна, двери – это получаются «дома». Далее учащиеся сами, своими руками строят свои улицы, отмечают – прокладывают дороги.

Подведение итогов . По готовому макету повторяют правило дорожного движения.

Использованная литература:

Н. А.Горбунова 1 класс Поурочные планы. Волгоград, 2002г.

О. Морозов, В. Фаляхова Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения Казань, 1992

Если домашнее задание на тему: » Урок ОБЖ на тему «Опасные ситуации на дороге» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      КРОССВОРДЫ по Правилам дорожного движенияАвтор: Пилипей Ольга Николаевна, методист МУДО «Дом детства и юношества», г. Черемхово. Описание материала: Предлагаю вам Внеклассное мероприятие Правила поведения на воде, в близи водоемов, дорожное движение и знаки Цель: повторить и закрепить правила поведения в близи водоёмов и Игра "Правила дорожного движения " в начальной школе Сценарий игры по ПДД в 1 классе Сценарий развлечения по ПДД в 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район. Конспект урока ОБЖ для
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная школа №20

Исследовательская работа

« Анализ опасных ситуаций на дорогах, связанных с детьми и меры профилактики нарушений ДТП »

Содержание

II . Основная ч асть

1.Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой

2.Основные причины ДТП

3. ДТП в нашем поселке

4.Анализ уровня знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми и подростками

5.Проект по формированию безопасного поведения на дорогах

6.Результат

III . Заключение.

IV . Список использованной литературы

Введение

Каждый день, выходя из дома, мы даже не догадываемся, насколько в России опасно ходить пешком. По телевизору, в одной из программ новостей, мы услышал и о том, что на дорогах городов и посёлков России, каждый день гибнут дети.

Почти половина пострадавших на дорогах в Дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) – это именно пешеходы. Для сравнения - в США на 100 пострадавших в ДТП, только 2 пешехода, В Европе – 4. Мы «обгоняем», как по числу самих происшествий, так и по серьёзности их последствий.

По словам, Главного, инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктора Кирьянова, каждый год 1 сентября за парты не садится буквально целая школа: это дети, погибшие в автомобильных авариях. К началу учебного года на больничных койках, лежит количество учеников равное численности 15 школ – и это ещё по самым скромным подсчётам.

Кто виноват? Водители или п ешеходы? Нас это очень тронуло, и мы заинтересовались данной проблемой. Захотелось внести свой вклад для предотвращения новых трагедий, особенно с участием детей. Ра ссматривая эту проблему, у нас возникли вопросы:

Почему гибнут дети? Кто в этом виноват?

В каком возрасте больше гибнет детей и почему?

Количество пострадавших детей в России, в городе Бор в ДТП.

Как помочь ученикам нашей школы избежать и предупредить ДТП?

В пои сках ответов на эти вопросы, мы определил и тему своей работы: «Анализ опасных ситуаций на дорогах, связанных с детьми и меры профилактики нарушений ДТП »

Много раз мы слышали в новостях по телевизору: « В дорожном происшествии погиб ребенок…» Почему на дорогах происходит так много аварий, в которых погибают дети? Особенно сейчас, когда постоянно растет количество машин, а вместе с ним число некультурных водителей, опасных происшествий – нужно быть предельно осторожным! Часто мы видим людей, которые перебегают дорогу в неположенных местах, переходят дорогу на красный свет. Одним словом, нарушают правила дорожного движения. Получается, что нарушают правила и водители, и пешеходы.

Актуальность

С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей Правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.

Согласно официальной статистике, ежегодно на дорогах г. Бор под колеса машин попадает четвертая часть детей. Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность.

Сохранить жизнь и здоровье детей – значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети.

Вот уже 5 лет мы изучаем курс ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), поэтому знаем правила поведения на дороге. Мы замечаем, как люди просто игнорируют эти правила! Остановитесь на минуту, и вы увидите, например, как папа ведет ребенка через дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора. Ребенок же усваивает все это и со временем сам начинает нарушать правила. Нам стало интересно: как можно повлиять на нарушителей и сократить число дорожных происшествий?

Цель работы выяснить:

    Почему дороги являются зоной повышенной опасности, в особенности для детей и подростков?

    Как можно повлиять на ситуацию и сократить количество ДТП?

Гипотезы:

    Большинство детей не соблюдают правила дорожного движения.

    Большинство детей знают правила дорожного движения недостаточно хорошо.

Задачи:

1. Проанализировать художественную и методическую литературу по проблеме изучения и соблюдения Правил дорожного движения для уточнения понятия «Грамотный пешеход», выявить основные причины ДТП, закономерность между нарушением ПДД и дорожным травматизмом.

2. Познакомиться с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

3. Изучить особенности, присущие детскому возрасту и влияющие на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

4. Разработать и внедрить проект, включающий пути эффективного формирования «Грамотного пешехода» в начальной школе.

Для достижения цели мы использовали следующие методы :

Изучение литературы по проблеме.

Наблюдение,

Тестирование,

Беседа,

Анализ результатов.

Основная часть

    Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой.

Решая первую задачу, мы проанализировали литературу с целью обоснования, уточнения основного понятия нашей работы: формирование «Грамотного пешехода».

В книжном уголке надо расставить иллюстрации по ПДД, картинки с изображением переходов, светофоров.

Попросить детей составить рассказ по иллюстрациям. Проследить за тем, чтобы ребята говорили полными предложениями, правильно согласовывали род, число и падеж существительных и прилагательных.

Чтение художественной литературы:

    Е. Житков «Светофор»;

    А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

    А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;

    А. Петров «Я бегу через дорогу»;

    В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;

    И. Серяков «Законы улиц и дорог».

    В. Кожевникова «Светофор»;

    С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»;

    Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»;

    О.Тарутин «Самый лучший переход».

Заучивание стихотворения Берестова «Светофор».

Это понятие «Грамотный пешеход» мы получили через рассмотрение общих понятий: ПДД, ДТП, пешеход.

Когда появились первые автомобили, стало ясно, что на дорогах нужны особые правила.

«Правила дорожного движения» - это закон, устанавливающий порядок движения на дорогах. Они обязательны для всех участников движения - водителей, пешеходов, пассажиров

Событие, возникающее в процессе движения, при котором ранены или погибли люди, повреждены машины, называется дорожно-транспортным происшествием или ДТП .

Пешеход – это участник дорожного движения.

Грамотный пешеход – это участник дорожного движения, который знает и соблюдает ПДД.

    Основные причины ДТП

С увеличением количества машин на дорогах вырос риск попадания в ДТП. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным, ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет до 1500 и получает ранения свыше 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших – в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10000 единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше. Чем во Франции и Германии.

Мы обратились в Борскую Центральную Районную больницу к травматологу Шаброву Александру Юрьевичу с вопросом: - Сколько в месяц обращается пациентов с травмой? Сколько – с травмами ДТП?

По данным за февраль месяц всего поступило 52 человека из них: 40 человек с бытовыми травмами и 12 человек с ДТТ.

Сделали вывод: Из-за спешки, халатности, из-за того, что люди переоценивают свои возможности 12 человек из 52 все - таки попадают в больницу с травмами ДТП, 4 человека из них дети.

Мы прочитали некоторые части Государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Там указывается, что основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

Нарушение правил перехода проезжей части (61,9%)

Неподчинение сигналам светофора (11,8%)

Неожиданный выход из-за транспортного средства (15,3%)

Игра на проезжей части (4,2%)

Неумелое управление велосипедом (3%)

Мы провели выборочное анкетирование в школе. Это дети начальной школы, среднего и старшего звена. Всего опрошенных - 124 человека из них:

Нарушают правила перехода проезжей части – 65 человек (52%)

Не подчиняются сигналам светофора – 24 человек (19%)

Неожиданный выход из-за транспортного средства – 12 человек (10%)

Играют на проезжей части – 5 человек (4%)

Неумелое управление велосипедом – 18 человек (15%)

В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель – май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего – в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 7 до 8, когда дети идут в школу, а также с 14 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП, являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Постояв на перекрестке, мы наблюдали за пешеходами и сделали следующие выводы. Утром с 7.00 до 7.30 прошло 318 человек и 32 человека переходили дорогу в неположенном месте, днем с 12.30 до 13.00 – прошло 153 человека из них 16 человек нарушили правила дорожного движения, вечером с 16.00 - 16.30 – прошло 224 человека и 33 человека снова перешли дорогу в неположенном месте.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумение правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к этой проблеме со стороны учебных заведений.

Несмотря на то, что изучать Правила дорожного движения начинают уже в детском саду, а в школе есть специальный предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), результаты исследований показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

    ДТП в нашем поселке

В нашем поселке было очень много ДТП, пока не появился наземный переход.

Поселок пересекает дорога, по которой на огромной скорости мчатся машины. Около дороги стоит наша школа, следовательно, работа по правилам дорожного движения начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Несмотря на это, дети оказываются в затруднительных ситуациях. Дети из-за спешки бегут, через дорогу не думая о своей безопасности. Год назад две девочки вместо того, чтобы подняться по переходу, побежали через дорогу. Одна пробежала, другую сшибли. Переломы, сотрясение мозга.

Страшный случай был несколько лет назад, когда вместо наземного перехода стоял светофор. Автобус приехал из Нижнего Новгорода. Из автобуса вышли пассажиры, среди них был мальчик со своей мамой. Мама поторопилась, и, не дождавшись, когда уедет автобус, побежала через дорогу. Из-за автобуса выехал автомобиль и на полном ходу, на глазах у сына, сшиб маму. Пролетев несколько метров, женщину спасти, не удалось.

Эту историю знает каждый житель нашего поселка. Это урок для всех и для взрослых, и для детей. Но иногда взрослые забывают о том, что дети копируют действия, поступки взрослых, своих родителей.

Исследования показали, что многие родители не думают о детях и о последствиях, перебегая через дорогу с ними в неположенном месте.

В анкетировании принимали участие 56 родителей начальной школы. На вопрос: Знаете ли вы правила дорожного движения? Родители однозначно ответили: Да.

На вопрос: Соблюдаете ли вы правила дорожного движения при детях, идущих рядом с вами? Большая часть родителей, а именно 44 человека (79%) ответили: Да. 12 человек (21%) – считают, что пока ребенок с ними, ничего не случится, даже если они переходят в неположенном месте.

М аленькие дети не могут быстро сообразить, что делать в ситуации, когда внезапно появляется автомобиль. Им кажется, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП. А ведь по нашей дороге мчатся машины с огромной скоростью. Дорога редко бывает пустой. Поэтому в 2011 году был построен мост через дорогу (наземный переход) – это спасение для всех жителей поселка.

    Анализ уровня знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми и подростками.

В нашем исследовании приняли участие 137 учащихся нашей школы.

    Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения?

На этой диаграмме мы видим, что с правилами дорожного движения знакомили всех детей и подростков.

    Кто именно знакомил?

На диаграмме №2 мы видим, что 32% опрошенных знакомили с правилами дорожного движения учителя, по 20% - воспитатели и жизнь и 15% - родители.

    Как ты считаешь, необходимо ли соблюдать правила дорожного движения?

На диаграмме №3 мы видим, что 86 человек (63%) считают, что необходимо соблюдать правила дорожного движения, 39 человек (28%) считают, что это делать необязательно и лишь 12 человек (9%) – иногда надо соблюдать правила дорожного движения.

    Всегда ли ты соблюдаешь правила на дороге?

На диаграмме №4 мы видим, что 92 человека (67%) из 137 – соблюдают правила дорожного движения и лишь 2 человека (1%) никогда не соблюдают правила дорожного движения.

    Проект по формированию безопасного поведения на дорогах

Анализ публицистической и методической литературы по проблеме изучения и соблюдения Правил дорожного движения выявил основные причины ДТП.

Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

Влияние на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

Разработка памяток по соблюдению основных положений Правил дорожного движения для детей, родителей и водителей.

Создание обучающего видеофильма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Выводы

1. Основные причины ДТП:

Нарушение правил перехода проезжей части;

Неподчинение сигналам светофора;

Неожиданный выход из-за транспортного средства;

Игра на проезжей части;

Неумелое управление велосипедом;

Время года;

Время суток.

2. Оформлены памятки, буклеты по ПДД (Приложение 1)

3. Проводятся игры, викторины, классные часы по ПДД.

4. Создан ролик по ПДД «Мы выбираем жизнь» (Приложение 2)

5. Была проведена акция «Соблюдаем правила движения» (Приложение 3)

6. Результат

Эффективность проекта можно только будет определить через определённый период времени, т.к. эта работа требует ежедневных повторении, отработки, уважения со стороны всех участников дорожного движения.

- Наш проект рассчитан на долгосрочный период времени, так как эффективность проделанной работы мы сможем оценить, изучив статистику ДТП с участием детей через год. Распространение памяток не ограничится одной акцией. Мы планируем продолжить проведение рейдов с участием детей, родителей, конкурсов по созданию новых памяток, листовок, плакатов.

Заключение

В ходе исследования, мы узнал и , что в большинстве случаев ребята забывают о мерах предосторожности и когда они поставлены перед срочным выбором: как поступить, то легко впадают в состояние безысходности и незащищенности.

Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза подтвердилась.

Чтоб жить, не зная огорченья,

Играть, трудиться и мечтать,

Ты должен правила движенья

всегда и всюду соблюдать!

Литература

1.Астахов. П. Я и дорога.-М:ЭКСМО,2009

2.Воронова.Е.А.Красный.Желтый Зеленый. -Ростов на Дону: ООО «Феникс»,2008

3. Комментарий к правилам дорожного движения Российской Федерации.-М.: ИДТР, 2009

4 . http : // vladnews . ru

5. http : // bezopasnaya - ezda . info /

6.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.

7.Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.

8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.

9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.

10. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.

Главная опасность - стоящий автомобиль!

Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность.

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.

Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины.

Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!