Христианские ценности: основные принципы, значение, традиции. Что такое христианские ценности

Что же в христианском учении так привлекало людей? Видимо, целый ряд его особенностей.

Во-первых, идея равенства всех людей перед Богом, мысль о том, что для Бога нет ни эллина, ни иудея, контрастировала с античной идеей естественности неравенства, противопоставлением эллинов и варваров, а позже римлян и варваров.

Во-вторых, гуманность как абсолютное добро, проповедь любви и сострадания, полное бескорыстие этой любви. Если в культуре классической античности доминировало платоновское понимание справедливости как пропорциональной взаимности, то христианское бескорыстие любви к ближнему, проявилось в поразительном призыве любить врагов наших, благотворить ненавидящих нас, благословлять проклинающих нас.

Наконец, видимо, немаловажную роль в распространении христианства, сыграла его обращенность к иррациональной сфере мироздания и внутреннего мира самого человека, т.е. вере как особому эмоционально-волевому состоянию, чувствам, переживаниям, мистической интуиции, божественному откровению.

Важнейшей задачей церкви было воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный процесс. Во все уголки Европы рассылались миссионеры, новая религия постепенно овладевала варварским миром. Но само по себе обращение в христианство еще не означало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге, усвоят новые нормы морали - одним словом, станут христианами на деле, а не формально. Нужно было изменить сознание людей, и большую роль в этом сыграли приходские священники. В приходе, в низовом звене церковной организации, священник объяснял своим прихожанам смысл учения Христа, внушал понятие о грехе и добродетели.

При этом церковь, как правило, шла на компромиссы с массовым сознанием, стремясь привлечь к себе людей и сознавая, что далеко не всем доступны сложные теологические проблемы. Для «простецов» была создана специальная литература, в кото-

рой догматика христианства упрощалась и даже видоизменялась, приноравливаясь к народным верованиям. «Популярное» богословие подстраивалось к народному сознанию. Вместе с тем, под влиянием христианской системы ценностей сознание людей существенно менялось. В нем постепенно закреплялись иные, по сравнению с языческими, идеалы, новые представления о человеке и мире.

Христианство - религия спасения. Для него сутью истории мира является отпадение человечества (в лице Адама и Евы) от Бога, подчинившее человека власти греха, зла, смерти, и последующего возвращения к Творцу осознавшего свое поведение блудного сына. Это возвращение возглавили потомки Авраама, с которым Бог заключает «завет» (договор) и дает им «закон» (правила поведения). Цель ветхозаветных праведников и пророков превращается в лестницу, восходящую к Богу. Но даже руководимый свыше, даже святой человек не может очиститься окончательно, и тогда происходит невероятное: Бог воплощается, сам становится человеком, точнее Богочеловеком, в силу своего чудесного рождения «от Духа Свята и Марии Девы» свободным от греха. Бог-слово, Спаситель, Сын Божий является как сын Человеческий, проповедник из Галилеи и добровольно принимает позорную смерть на кресте. Он нисходит в ад, освобождает души творивших добро, в третий день воскресает, является ученикам и вскоре возносится на небо. Еще через несколько дней на апостолов нисходит дух Святой и дает им силу выполнить завет Иисуса - проповедать Евангелие всем народам. Христианское благочестие сочетает в себе этику, основанную на любви к ближнему, с подвигом веры, которое «тесными вратами» ведет в Царствие Небесное.

Средневековый философ Аврелий Августин (354-430) ставит в центр своего внимания проблему зла в человеке и борьбу со злом, причиной которой он поначалу считал материю, плоть. Августин полагает, что Бог создал человека праведным, но с волей, способной к добру и злу. Адам и Ева злоупотребили свободой, согрешили, запятнали душу гордыней и себялюбием, а падшая душа заразила и тело, ставшее из слуги души ее господином. Воля человека стала способна только на зло, которое не было создано Богом. Оно является не чем-то реально существующим, а действием свободной воли людей, пожелавших удалиться от Творца. Итак, зло есть лишь отсутствие блага, удаление от него.

Спасение зависит не от воли и заслуг человека, а обусловлено благодатью, действием Бога. Как же христианин может быть уверен в своем спасении? Как сохранить правую веру? Здесь и выдвигается на первый план роль церкви. Церковь - носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Создание учения о церкви и ее организации стали для христианства важнейшими задачами.

Доклад Протоиерея Николая Доненко прочитанный на XII Международный научно-образовательных Знаменских чтениях.

Христианские ценности в современном мире

Когда мы слышим о ценностях, в том числе и христианских, мы должны понимать, что все ценное может быть легко заменено на равноценное, в том числе и глубоко антихристианское, чуждое национальной жизни. Только подлинное живое отношение ко Христу выстраивает истинные пропорции между земным и небесным, приходящим и вечным, человеком и Богом: «Иисус Христос неизменен: Он Тот же вчера, сегодня и вовеки» (Евр., 1, 7). Восточно-христианская цивилизация, в которой мы родились и сформировались и вне которой мы не можем быть самими собой, по сути своей христоцентрична. Всё подлинное в ней исходит от Христа и возвращается ко Христу, преображая национальную жизнь и историю.

Перед лицом торжествующей беспринципности, непрестанно расцерковляющимся бытием, чувством ошибочности этого мира православные христиане призваны к наиболее полному воплощению евангельских заповедей.

История человеческих заблуждений безмерно велика, и результат этих заблуждений очевиден. Но как бы ни были велики наши заблуждения, они несоизмеримы с Премудростью Божией, Его человеколюбивым Промыслом, который никогда не оставляет человека как на пике его восхождения, так и в бездне духовного падения.

Когда тьма становится почти непроницаемой, а действия человека бессмысленными и хаотичными, явные и тайные предрассудки и суеверия оплетают человеческое существо, – безальтернативно наступают великие потрясения, какими изобиловал русский ХХ век. События, как правило, наступают внезапно, неся с собой непредсказуемость. Новые обстоятельства рождают новые смыслы: прежние победы, совершённые в других условиях, становятся историей. На место «бунтующего» человека, о чем говорил А.Камю, «играющего», как его определял И.Хайзинг, и наконец разумного, пришел человек заблудившийся, который, в отличие от блудного сына, не помнит ни отцовского дома, ни самого отца. Он уже не способен размышлять, бунтовать или играть, и то же время удивительным образом сохраняет сердечную расположенность к непреодолимому заблуждению, поражающему ум и волю. Такой человек становится теплохладным, и главным мотивом его жизни становится комфорт, ради которого он без сожаления готов отказаться от Истины.

Подобный человек предает забвению национальные святыни, устои и традиции, более того, способен сознательно и активно их отрицать. В результате духовные связи разрываются, становится невозможной ориентация в историческом пространстве. Сосредоточенный на сумрачной пульсации своего существа, он не может определить своего истинного местонахождения и подлинного смысла жизни. Предоставленный самому себе, заблудившийся человек обречен на бессмысленные движения до тех пор, пока в его жизненную ситуацию не вмешается кто-то извне, обладающий духовными ориентирами и способный указать ему путь к Богу.

Очевидно, каждое поколение должно быть евангелизировано и воцерковлено. Это возможно сделать, только учитывая специфику времени, характер вызовов и соблазнов. Как правило, недоразумения прошлого мы видим отчетливо, без особых усилий. Но искушения своего времени различаем с трудом и не сразу.

Последние десятилетия мы переживаем огромное количество разнообразных кризисов – культурные, политические, экономические и прочие. Но самый страшный из всех возможных – это кризис нашей идентичности… Мы усомнились в своем первородстве, в своем историческом предназначении, в уместности своего нахождения в мире богатых и успешных. Языческий культ успеха, навязываемый нашим умам, неокрепшим сердцам, предлагает другую систему ценностей, не совместимую с христианским образом жизни.

Великий русский философ В.Соловьев говорил о том, что важно не столько, то что думает человек о себе и историческом предназначении своего народа, сколько то, что задумал о нем Всемогущий Господь.

Современный человек нуждается в конкретном соприкосновении с православной Традицией, с живыми и убедительными примерами христианской святости.

Сакральной точкой славянского мира, несомненно, является Херсонес – место, где античность и византийская цивилизация встретились с Киевской Русью, где, по преданию, равноапостольный князь Владимир принял крещение и, крестив свой народ, оплодотворил его Вечностью. В течение тысячи лет русские святые молитвой и подвигом вплетали в национальную душу небесные нити истинной веры, тем самым помогая нам стать субъектами не только земной истории. В течение долгих веков лучшие сыновья нашего народа, святые князья, преподобные, философы, писатели, верные чада Русской Православной Церкви, вплоть до великого сонма новомучеников ХХ века, преодолевая внешние сумерки, отстаивали русский мир. Всей своей жизнью и даже смертью люди разных этапов русской истории подтверждали духовный и цивилизационный выбор, сделанный однажды князем Владимиром. На каждом историческом повороте небесными и земными скрепами они удерживали русскую реальность как духовный выбор и историческую принадлежность. И это было не чем иным, как подтверждением своего первородства, особым служением Христу и Его Церкви на всех уровнях национального и культурного бытия.

Опыт нашего времени указывает на то, что мало победить в великой и кровопролитной войне. Надо еще осознать эту победу и главное – удержать ее результаты, сделать окончательно своей. Мы видим, как солнечную Победу 1945 года, дарованную Богом нашему народу, пытаются оболгать, унизить или вообще отменить как небывшую. Достаточно прислушаться к истеричным заявлениям, доносящимся из близкого зарубежья. Если лучшие из лучших сыновей нашего народа всей жизнью и даже смертью подтверждали духовный и цивилизационный выбор князя Владимира в течение тысячелетия, то майдановские горе-реформаторы решили изменить историческую парадигму в пользу новых европейских ценностей, тем самым предложив новый сценарий, отличный от нашего опыта восточно-христианской цивилизации. Кем был князь Владимир и что есть его великое наследие, нам хорошо известно. Но выбор реформаторов с Майдана, их духовные и культурные предпочтения для нас принципиально неприемлемы. Надо отметить, что новые европейские ценности, такие как ювенальная юстиция, однополые браки, эвтаназия и прочие, находятся в непримиримом противоречии с ценностями старой христианской Европы и великой культурой, философией и наукой. И если бы киевские оппоненты великого князя искали бы диалога со старой христианской Европой и ее ныне здравствующими носителями, это было бы еще понятно, но в том-то и ужас – киевская элита, впадая в историко-культурный нигилизм, увлекает свой народ в духовную бездну. Разрыв с русским миром, восточно-христианской цивилизацией есть не что иное, как отказ от своего первородства и великого наследия, от своего призвания и миссии.

Ложь и подмена, манипуляция человеческим сознанием стали нормой, угрожающей национальной и духовной безопасности великой цивилизации. Трагический опыт ушедшего столетия, во многом уникального, показал, что главным богатством нашего Отечества являются не материальные ценности, деньги или товары, даже не огромные территории с армией и оружием, а люди. И в первую очередь такие, кто был способен оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях. Но если люди начинают деградировать, их души и сердца уклоняются от Бога, становясь холодными и неспособными к жертвенному подвигу и состраданию, то никакое общественное устройство с «правами человека» не сделает государство крепким, не сможет вернуть ему былого величия.

Мы знаем, что героем является не тот, кто, ощутив дух времени, может сделать убедительные заявления или продемонстрировать выразительные жесты, но тот, у кого внутри есть недвижимый центр, не подчиненный сиюминутным целесообразностям. И если этот центр, обратившись к небу, соприкасается с Божественной благодатью, которая освящает будущее души и тела, человек становится причастным к Вечности. В конечном счете внимания заслуживает не то, чем обладает человек, – имущество, интеллект или физические данные, но то, насколько он может, проигнорировав запреты и препятствия, всей своей жизнью соприкоснуться со Христом. В конечном итоге, важно не иметь много, а быть многим, что возможно только в лоне Православной Церкви.

Только действие не нуждается в алиби! И мы видим, как поступок святого князя Владимира отозвался в сердцах последующих поколений и продолжает жить в нашей истории. Некогда Петр Первый «прорубил окно» в Европу, что в значительной степени повлияло на исторический облик нашего Отечества, вызвало к жизни новый тип человека с европейскими идеями и предпочтениями – новые обстоятельства рождают новые смыслы. Но мы помним о Херсонесе – другом окне, прорубленном на заре нашей истории, благодаря которому мы соприкоснулись с византийским миром и стали его наследниками. Мы должны прибегнуть к анамнесису – историко-культурному механизму припоминания своего прошлого, которое нас соединяет не только с европейской культурой, но в первую очередь с византийской, а через нее с классическим греко-римским миром. Другими словами, у нас есть связь с классическим греко-римским миром, и европейское посредничество, представляемое в течение долгого времени как единственно возможное, имеет свою законную альтернативу. Во всех случаях с опытом европейского изложения античности мы уже знакомы, но посмотреть глазами святоотеческой традиции на классический мир нам еще предстоит. Без сомнения, такой угол зрения расширит наше сознание, поможет нам обрести новые смыслы и ощутить иное качество бытия, без чего мы не сможем в полной мере пережить свою сопричастность высшим началам и восстановить историческую преемственность.

Представляю вашему вниманию свой доклад на тему " Христианские ценности в образовании: преимущества и проблемы" , который был прочитан на круглом столе в Брестском Государственном техническом университете 30 мая 2012 года. Если кто заинтересован этой тематикой - читайте!

1. Что является основными христианскими ценностями?

Эксперты компании «Башкирова и партнеры», проведя опрос 1500 граждан, определили, что вера в Бога, любовь к ближнему и семья для большинства россиян - основные христианские ценности . Но очень часто второстепенные ценности занимают доминирующее положение в умах людей, что неизменно ведет к искажению всей сущности христианства, превращая его в нечто аморфное, а порой уродливое и неприятное. На самом деле в христианстве самой большой ценностью являются не вера в Бога, а библейский или Триединый Бог. Перенос акцента из библейского Бога на веру, пусть даже и христианскую, искажает суть христианства и часто приводит к безнравственности и растлению общества.

Западная демократия изначально базировалась на христианских ценностях любви к ближнему, не противлении злому и, что особенно важно, свободе совести. Но в конечном счете акцент на этом привел Запад к легализации однополых браков, пропаганде гомосексуализма, свободе выражения греховных форм жизни и т.д.


Христианство - это не демократия, а теократия, т.е. ориентация на Бога и Его волю. Именно от Бога, по глубокому убеждению христиан, от подчинения Его воле исходят истинные нравственность, культура и процветание общества.

Итак, самая главная ценность в христианстве - это Триединый Бог. Это убеждение у христиан сформировано не каким-то ученым, просветителем или богословом, а Самим Иисусом Христом. Вот что Он отвечает законнику: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» .

Второй ценностью является Библия или Слово Божье . Для христиан - это непререкаемый авторитет. Другими словами, все свои действия христианин должен проверять на основании письменного сообщения инспирированного самим Богом через Духа Святого. Все христианские авторы в первую очередь ссылаются на то, что говорит Ветхий и Новый Заветы, а уже потом на отцов церкви и других авторов.

И третьей ценностью для христиан является Церковь . Это не храм или Дом молитвы, а сообщество или собрание верующих в Иисуса Христа людей. Библия сравнивает Церковь с телом, главой которого является Иисус Христос, а верующих - разными членами его . Более того, Церковь, согласно писаниям апостола Павла, является столпом и утверждением истины .

А Христос называет Своих учеников в Нагорной проповеди светом и солью этого мира, что тоже соотносится и к Церкви .

2. Ограничения для христианских ценностей в образовании

Самым первым ограничением для христианских ценностей в образовании является Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях». Статья 9 гласит:

« Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Правда, далее говорится: «Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь» .

Закон был принят в 2002-ом году. Прошло 10 лет, другими словами, за это время ребенок поступил в школу и закончил ее, но так и не дошли к нему через образование христианские ценности, потому что препятствия созданы серьезные. И только православная церковь смогла заключить соответствующий договор и только в некоторых школах проводит во внеучебное время встречи с учениками.

Вторым ограничением для христианских ценностей в учебных заведениях является различное мировоззрение руководителей, преподавателей и родителей. По инерции многие люди в РБ все еще являются продуктом атеистического мировоззрения и они вообще не заинтересованы в преподавании христианских ценностей.

И если большинство людей согласятся, что нужно прививать детям хорошие нравы, учить их прилежности, послушанию, но учить их тому что есть Бог и нашей ответственности перед Ним, они считают неправильным.

Здесь же нужно сказать, что не все согласны с тем, чтобы представлять учащимся библейского Бога. Появляется все больше людей, которые хотят утверждать мусульманское мировоззрение о Боге или даже языческое. Таким образом, из образования выпадает самая основная ценность христианства - Бог.

И это не удивительно. Даже в США, где на денежной банкноте еще в 1864 году была утверждена надпись « In God We Trust », что переводится как «Мы доверяем Богу» или же «Наша уверенность в Боге», идет постоянная борьба против молитв и преподавания религии в учебных заведениях.

Кстати, надпись на американских деньгах появилась в результате того, что в национальном гимне его автор Фрэнсис Скотт Ки написал: «…And this be our motto: "In God is our trust"», т.е.: «…И это будет нашим девизом: «В Боге наше упование». «1 ноября 2011 года Члены Палаты представителей США поддержали резолюцию, подтверждающую статус национального девиза Соединенных Штатов In God We Trust» .

Тем не менее, Верховный суд США по настоянию госпожи Мадлен Мюррей О’Хэйер с атеистическим мировоззрением в 1963 году запретил практику молитв в государственных школах. И такое решение приняли судьи, которые были практикующими христианами, кроме одного . Это результат того, что свобода совести в США была поставлена выше Бога.

Только теперь американцы до конца узнали, кто эта женщина, которая так рьяно сражалась против отмены молитв в школах, и к чему довело ее безбожие. В настоящее время ее сын Билл Мюррей (ради которого она сражалась против молитв в школе) отказался от атеизма, стал христианином и одной из своих задач жизни считает возвращение молитвы в школы США .

Так что борьба против преподавания самых главных христианских ценностей была и будет очень жестокой, и в нашем постатеистическом государстве люди все еще настроены негативно в отношении молитв и другой христианской практики даже на факультативном уровне в школах.

Еще одно ограничение в образовательных учреждениях христианским ценностям находится на уровне христианских конфессий. Существует несогласованность между ними, взаимная критика и непринятие некоторых аспектов учения, что непременно приводит к конфликтам.

В России стали преподавать предмет «Основы православной культуры». Безусловно, что предмет с таким названием автоматически отсекает представителей других христианских конфессий. Вместо сторонников предмета, они превращаются в его противников, что непременно скажется на российском обществе. Разумно было бы найти компромиссное название и общую программу, которую бы поддержали основные христианские конфессии.

С другой стороны, можно было бы создать специальную подборку статей, в которых на доступном для детей языке дать описание существующих в Беларуси религиозных общин и организаций, и важно, чтобы они сами дали информацию о своей вере и жизни.

3. Преимущества христианских ценностей в светском образовании

Современное общество страдает от вакуума авторитетов. Дети не видят авторитета в своих родителях и преподавателях. Простые люди не уважают своих непосредственных и даже высших начальников. Не секрет, что существуют преступные авторитеты, которые силой и обманом берут власть в свои руки и терроризируют общество.

Когда нет у народа высшего авторитета, тогда нет авторитета и на семейном уровне. А если нет авторитета, кто может задать тон, сказать, что верно, а что нет, что плохо, а что хорошо? Вопрос не решается на уровне таких авторитетов, как Владимир Маяковский, который отвечает мальчикам, что такое хорошо и что такое плохо. Сегодня школьники задают вопросы поглубже, они хотят знать, почему это плохо и кто сказал, что это плохо. Сам В. В. Маяковский не может быть теперь авторитетом фактически никому, так как на самом деле вел аморальный образ жизни и закончил жизнь самоубийством .

Самой большой ценностью или самым высшим авторитетом для христиан является библейский Бог . Авторитет и репутация Бога выше нашей критики. Благо ребенку с самих ранних лет знать, что есть высочайший и абсолютный авторитет, который установил правила и определил, что такое хорошо и что такое плохо. Более того, ребенок будет знать, что все его поступки и дела открыты перед Богом и он ему будет давать отчет за свою жизнь. Но самое главное в отношениях ребенка и Бога заключено в том, что даже если ребенок обделен любовью и вниманием в своей семье, он всегда может рассчитывать на любовь, заботу и понимание Небесного Отца.

И так как мы имеем дело с Триединым Богом, который явил себя через Иисуса Христа, то следует ребенку дать развернутое учение о Нем из Писания.

Второе, ребенок узнает, что есть безупречная книга , как писал русский литературный критик В. Г. Белинский: «Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой божественной книги» .

Благо человеку, если он знает книгу, которая является авторитетом для всей нации и страны, которая безошибочно определяет, что такое хорошо и что такое плохо. Именно от Бога и из Его Слова, т.е. Библии, исходят нравственность, порядок, устройство и процветание семьи и общества. Если человек подчиняется написанному в Священном Писании, значит он сеет добрые семена себе и своей семье на будущее, чтобы получить добрый урожай.

Дети изучают в школе и в институте много различных книг и человеческих произведений. Почему бы их не познакомить с Книгой всех книг. Уроки этики или нравственности должны включать в себя непревзойденное учение Христа.

Наконец, третье, в своих устремлениях к Богу отдельный человек не одинок. Узнав о Боге и о Его Слове, каждый, особенно подросток, жаждет увидеть реальных людей, которые всерьез, на самом деле веруют в Бога и следуют Его заповедям. На земле всегда существовало и существует сообщество людей, которое называется церковью. Она отвечает на вызовы времени, стараясь утверждать библейские доктрины в обществе. Церковь несет ответственность за то, чтобы быть распространителем евангельского учения. Хорошо, если учащиеся получат непредвзятую информацию о церкви и будут знать, куда можно обратиться для углубления своих духовных познаний. Но все-таки здесь самое главное, чтобы ребенок в церкви встретил целостных людей, которые живут так, как учат.

К сожалению, вместо того чтобы дать ребенку объективную информацию о существующих церквах, его часто запугивают евангельскими церквами. А надо было бы в умах детей создавать позитивный образ церкви, чтобы они с радостью, без страха шли туда. Насколько в советские годы церковь клеймилась в учебных заведениях, так в наше время она должна там приобрести положительный имидж.

Заключение

Итак, какую информацию дать ребенку и молодому человеку изначально в учебных заведениях? Искренне сожалею, что в школах и ВУЗах преподается однобокое, если не откровенно атеистическое, то проатеистическое мировоззрение, прописанное в учебниках по биологии и истории. Было бы справедливо давать ребенку изначально объективную картину нашего мира, т.е. показать ему во что вообще верят люди. И если по статистике в мире христианство является самой многочисленной религией, так почему бы христианское мировоззрение в Республике Беларусь, которая устами Президента заявила, что она строит государство на основе христианских ценностей , не формировать у детей уже в школах и в ВУЗах.

Считаю, что материал об основных христианских ценностях нужно включить в учебники по истории, литературе и биологии и не надеяться, что этот вакуум заполнят внеурочные занятия.

Важно, чтобы были разработаны учебники, включающиеся в себя учение креационизма, т.е. взгляд ученых-христиан на начало жизни на земле и вообще вселенной. Первые главы Библии говорят о том, что Бог есть Творец всего сущего, в том числе и семьи.

Хорошо дать ребенку информацию не только о языческих богах в историческом плане, но познакомить его в какого Бога верят христиане, особенно обратить внимание на образ Иисуса Христа, который, по словам В. Белинского, является идеалом человеческого совершенства .

Ну и безусловно, надо чтобы дети знакомились с нравственным учением Библии, потому что без этого они не способны понимать ни классиков, ни вообще культуру нашей страны. В свое время А. Пушкин писал: « Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике…» .

Если мы соглашаемся с классиком, тогда почему в учебных программах сама книга книг широко не представлена?

Наконец, необходимо непредвзято и откровенно рассказать ребенку о существовании церкви, при чем не одной какой-то конфессии, а всего спектра направлений в христианстве. Один человек, родом из Беларуси, недавно рассказал, что искал Бога, но в связи с тем, что официальная пропаганда упреждала против сект, боялся перешагнуть порог какой-либо церкви, чтобы не попасть в секту. Только попав по рабочей визе в Канаду и познакомившись с верующими соседями, пошел в евангельскую церковь и нашел там себе братьев и сестер.

Хорошо, если новые учебники будут разработаны с участием представителей всех официально признанных конфессий, чтобы избежать ошибок и не давать детям однобокую, тенденциозную и непроверенную информацию.

1 http://uucyc.ru/statistics/item/128

2 Евангелие от Марка, глава 12, стихи 29-30.

3 1 Коринфянам, глава 12, стихи 14- 27; Послание Ефесянам, глава 5 стих 23.

4 Первое Послание к Тимофею, глава 3, стих 15.

5 Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 13-14.

6 Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях», Статья 9.

7 http://ru.wikipedia.org/wiki/In_God_We_Trust

Несмотря на жестокие гонения против христиан, число христи­анских сект неумолимо росло, ничто не могло остановить этот про­цесс. К обездоленным и рабам постепенно стали привыкать состоя­тельные и образованные слои общества. Что же в христианском уче­нии так привлекало людей? Видимо, целый ряд его особенностей.

Во-первых, идея равенства всех людей перед Богом, мысль о том, что для Бога нет ни эллина ни иудея, контрастировала с антич­ной идеей естественности неравенства, противопоставлением эллинов и варваров, а позже римлян и варваров. В свое время Аристотель создал классическое логическое обоснование естественности рабства, которое разделялось большинством его современников, а также их потомками.

Во-вторых, гуманность как абсолютное добро, проповедь любви и сострадания, полное бескорыстие этой любви, отмена кровавых жертвоприношений и других антигуманных ритуалов. Если в культуре классической античности доминировало платоновское понимание спра­ведливости как пропорциональной взаимности, то христианское беско­рыстие любви к ближнему, проявилось в поразительном призыве любить врагов наших, благотворить ненавидящих нас, благословлять проклинающих нас.

Наконец, видимо немаловажную роль в распространении христианства, сыграла его обращенность к иррациональной сфере мироздания и внутреннего мира самого человека, то есть вере как особому эмоционально-волевому состоянию дутой, чувствам, переживаниям, мистической интуиции, божественному откровению. Это именно та сфера, которая мало привлекала античный классический гений с его рацио­нализмом, безграничной уверенностью в силе человеческого разума и любовью ко всему ясному, четкому, логически последовательному и обоснованному. Так, Аристотель и его последователи, изучая бессоз­нательное в человеке a конечном счете, отвернулись от этой малопонятной греческому гению "бездны". Все это привело к закономер­ному поражению античного логоса-разума в столкновении с христи­анской иррационально-религиозной верой.

Уже ко II в., организовалась раннехристианская епископальная церковь. Возникли храмы и монастыри, в которых сосредоточилась ремесленная, литературная и художественная жизнь приверженцев но­вой религии. Церковь крепла экономически и политически, и, учиты­вая это, римский император Константин I (Великий) в 312 году издал так называемый Миланский эдикт, который дал христианству рав­ные правa с другими религиями.

В середине IV в. христианство получило статус государствен­ной религии Римской империи и вскоре разделилось на два главных направления со своими особенностями в догматах и обрядах– восточное и западное (православное и римско-католическое). Оконча­тельное разделение церквей было завершено в 1054 г. А в августе 410 г. вестготский король Алярих захватил Рим при помощи рабов, открывших ночью ворота варварам. Вестготы разграбили "Вечный город". Вслед за ними в 455 г. в Риме побывали вандалы. То, что там совершили эти новообращенные христиане за свое четырнадцатидневное пребывание навечно сделало имя данного германского племени нарицательным. Горели библиотеки - роскошные собрания философских, научных, художественных сочинений разрушались храмы, дворцы, римские дороги и мосты. И хотя условно считается, что Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 г.– в год отречения от престо­ла последнего западно-римского императора Ромула-Августула, реально к этому времени она уже погибла. Рабство оказалось своего рода оказалось своего рода бомбой замедленного действия, взорвавшей изнутри античную цивилизацию и культуру.

Важнейшей задачей церкви было воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный процесс. Во все уголки Европы рассылались миссионеры, новая религия постепенно овладевала варварским миром. Но само по себе обращение в христианство еще не означало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге, усвоят новые нормы морали – одним словом, станут христианами на деле, а не формально. Тем более, что крещение часто происходило насильственно и отношение к язычникам совершенно не соответствовало христианскому гуманизму.

Нужно было изменить сознание людей, и большую роль в этом сыграли приходские священники. В приходе, в низовом звене церковной организации, священник объяснял своим прихожанам смысл учения Христа, внушал понятие о грехе и добродетели. Огромное цивилизующее значение имело таинство исповеди: оно заставляло человека оценивать свои собственные поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению.

При этом церковь, как правило, шла на компромиссы с массовым сознанием, стремясь привлечь к себе людей и сознавая, что далеко не всем доступны сложные теологические проблемы. Для «простецов» была создана специальная литература, в которой догматика христианства упрощалась и даже видоизменялась, приноравливаясь к народным верованиям. «Популярное» богословие подстраивалось к народному сознанию.

Вместе с тем, под влиянием христианской системы ценностей сознание людей существенно менялось. В нем постепенно закреплялись иные, по сравнению с языческими, идеалы, новые представления о человеке и мире.

Самым главным догматом христианства является вера в единого всемогущего и всеблагого Бога. Причем решающее значение для христианства имеет то представление о Боге, что он есть Бог-отец, Бог-любовь, а люди – дети Божьи. Следующая кардинальная идея – боговоплощение, богочеловечение. Ее суть в том, что Бог-отец в своей бесконечной любви к людям принял человеческое тело, жил в нем по законам вещественного мира, страдал и умер как человек, будучи невиновным. Этой жертвой он искупил грехи людей и спас их для жизни вечной. Воплотившийся Бог есть Сын Божий, Спаситель (Христос). И поэтому прийти к Богу-отцу можно только через веру в Христа. Наконец, еще одна очень важная идея христианства – это вера в Царство Божье (Небесное). Царство Небесное – это божественный мир, куда в конечном итоге должны прийти люди, чтобы соединиться с Богом для вечной блаженной жизни. Но уже на земле каждый человек может принять его в свою душу подвигом веры и любви («Царство Божье внутри вас».)

Если принимать значение этих идей для культуры как способа взращивания и распространения ценностей, то, очевидно, что христианство считает земное, видимое, природное существование несовершенным и подлежащим преодолению. Но это не значит, что оно отвергает всякие земные ценности. Наоборот, высшей земной ценностью оно утверждает душу человека. Она выше всяких земных благ и важнее мира в целом («что толку, если ты приобретешь весь мир. а душу потеряешь»). Разумеется, что каждая душа заслуживает любви сама по себе, а не в связи с теми или иными достоинствами человека. Во-вторых, таким образом, утверждается в качестве ценности любовь человека к человеку. В-третьих, если душа важнее всех земных благ и мира в целом, и если любить другого человека следует не за что-то, а по-братски, значит еще одной ценностью, внедряемой христианством для культивирования, является свобода. Свобода, как высшее достояние человека, просвечивает через все идеи христианства. Но интенсивнее всего она может быть выражена в подвиге веры. Вера в Христа, в его пришествие, воскресение, в то, что он спас людей и весь мир, настолько не соответствует повседневной жизни, не согласуется с бессмысленными страданиями, гибелью огромного числа людей, болезнями, войнами, ничтожеством, низостью и т.д., что принятие ее выглядит безумием.

Христианство – религия спасения. Для него сутью истории мира является отпадение человечества (в лице Адама и Евы) от бога, подчинившее человека власти греха, зла, смерти, и последующего возвращения к Творцу осознавшего свое поведение блудного сына. Это возвращение возглавили потомки Авраама, с которым Бог заключает «завет» (договор) и дает им «закон» (правила поведения). Цель ветхозаветных праведников и пророков превращается в лестницу, восходящую к Богу. Но даже руководимый свыше, даже святой человек не может очиститься окончательно, и тогда происходит невероятное: Бог воплощается, сам становится человеком, точнее Богочеловеком, в силу своего чудесного рождения «от Духа Свята и Марии Девы» свободным от греха. Бог-слово, Спаситель, Сын Божий является как сын Человеческий, проповедник из Галилеи и добровольно принимает позорную смерть на кресте. Он нисходит в ад, освобождает души творивших добро, в третий день воскресает, является ученикам и вскоре возносится на небо. Еще через несколько дней на апостолов нисходит дух Святой и дает им силу выполнить завет Иисуса – проповедать Евангелие всем народам. Христианское благочестие сочетает в себе этику, основанную на любви к ближнему, с подвигом веры, которое «тесными вратами» ведет в Царствие Небесное. Его цель – обожение верующего, т.е. переход в вечную жизнь с Богом достигается содействием (синергией) человеческих усилий и Божьей благодати.

Аврелий Августин (354-430) ставит в центр своего внимания проблему зла в человеке и борьбу со злом, причиной которой он поначалу считал материю, плоть. Августин полагает, что Бог создал человека праведным, но с волей, способной к добру и злу. Адам и Ева злоупотребили свободой, согрешили, запятнали душу гордыней и себялюбием, а падшая душа заразила и тело, ставшее из слуги души ее господином. Удел потомков Адама – быть во власти соблазнившего их дьявола, носить в себе первородный грех, с раннего детства прибавляя к нему грехи соплеменников и свои собственные. Воля человека стала способна только на зло, которое не было создано Богом. Оно является не чем-то реально существующим, а действием свободной воли людей, пожелавших удалиться от Творца. И так, зло есть лишь отсутствие блага, удаление от него.

Божье милосердие открыло людям путь спасения через искупающую силу воплощения, страдания и смерти Христа. У Августина было свое видение догмата о троичности бога: Любящий (Отец), Любимый (Сын) и Любовь (Святой Дух), который после вознесения Христа Отец и Сын вместе посылают церкви. Спасение зависит не от воли и заслуг человека, а обусловлено благодатью, действием Бога. Но оправдание благодатью распространяется не на всех. Бог по всеведению знал, что воспользуются его дарами немногие, и предопределил назначенное к блаженству меньшинство, а грешное большинство оставил преданным гибели.

Как же христианин может быть уверен в своем спасении? Как сохранить правую веру? Здесь и выдвигается на первый план роль церкви. Церковь – носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Создание учения о церкви и ее организации стали для христианства важнейшими задачами.

Постоянно приходится сталкиваться с таким понятием, как христианские ценности. Сколько было сломано копий на эту тему, но внятного ответа на вопрос, что такое христианские ценности, лично мне услышать пока не удалось. Потому, опираясь на различные квалифицированные мнения, попытаемся определить, что же это такое и какие ценности могут называться христианскими.

Начнем, пожалуй, с определения ценностей как таковых.

«Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет».
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

Поскольку ценности как таковые служат эталоном и идеалом для всех людей, то, соответственно, христианские ценности должны служить эталоном и идеалом для всех людей, исповедующих христианскую религию.

Посмотрим, что говорят на эту тему непосредственно христианские современные авторитеты.

«Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром».
Андрей Кураев. Основы Православной Культуры, учебник для четвертого класса.

«Если вернуться к иерархии христианских ценностей, то становится понятно, что на первом месте для христианина должны стоять таинства Святой Церкви. Под Таинствами Церкви мы понимаем богоустановленные формы церковной жизни, в рамках которых таинственным образом христианин с помощью Божией вступает в непосредственное богообщение и приобщается божественной благодати. Можно сказать, что передача из поколения в поколение опыта богообщения происходит через преемство прежде всего церковных таинств и основ духовной жизни. При этом необходимо знать, что этот опыт должен согласовываться и проверяться Священным Писанием».
Об Иерархии христианских ценностей, игумен Петр (Мещеринов), директор Школы молодежного служения при Даниловом монастыре г.Москвы. (Выдержки из доклада на конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения».)

«Итак, самая главная ценность в христианстве — это Триединый Бог. Это убеждение у христиан сформировано не каким-то ученым, просветителем или богословом, а Самим Иисусом Христом. Второй ценностью является Библия или Слово Божье . Для христиан — это непререкаемый авторитет. Другими словами, все свои действия христианин должен проверять на основании письменного сообщения инспирированного самим Богом через Духа Святого. И третьей ценностью для христиан является Церковь . Это не храм или Дом молитвы, а сообщество или собрание верующих в Иисуса Христа людей».
Василий Трубчик — благовестник, ответственный редактор издательства «Крынiца жыцця» Союза ЕХБ в РБ.

«Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию. Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека — блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию . Ценность евангельских заповедей , определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную. Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей — соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых».
Иеромонах Иов (Гумеров).

Обобщая вышеприведенные мнения, можно прийти к однозначному выводу, что христианские ценности даны Богом и наболее значимые ценности для христиан это собственно Триединый Бог, Священное Писание и христианская Церковь с ее таинствами.

Не сильно вдаваясь в догматические тонкости, но, все же, принимая во внимание то, что каждая из христианских конфессий (католическая, православная и множество протестантских) считают лишь свою Церковь истинной, лишь свою интерпретацию Писаний истинной и, соответственно, лишь свое понимание Триединого Бога истинным, а также то, что каждая из христианских конфессий считает другие христианские конфессии еретиками и заблуждающими, которым невозможно спастись, попытаемся рассмотреть вопрос немного шире, на примере одной из конфессий уже давно разделившегося царства христианской Церкви.

То есть для христианина единство власти и общества возможно только в случае, если и власть и общество совместимы с христианством, причем с правильным христианством. В противном случае христианин не обязан исполнять требования властей и ни о какой соборности не может идти речи.

5. Самоограничение и жертвенность есть отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего и Родины.

Ну, вроде бы самая настоящая христианская ценность — и сами пастыри это подтверждают:

Подлинно милостивый христианин изливает милосердие на всех окружающих, не различая, кто «достоин», а кто «недостоин» внимания. Вместе с тем, следует проявлять рассудительность при оказании помощи. Например, у одного православного неверующие знакомые попросили денег, и он дал, не спрашивая. А потом сильно сокрушался, узнав, на что пошли эти деньги: супруги их брали на совершение аборта. Если человек просит денег на то, чтобы совершить грех, то в данном случае милосердием с нашей стороны будет отказать и хотя бы этим постараться уберечь его от греха.

То есть жертвенность жертвенностью, но, только с рассудительностью, в том смысле, что надо все-таки смотреть, кому и зачем жертвовать личным ради блага ближнего и Родины.

Разве можно жертвовать личным ради блага еретика? Вот и апостол Павел говорит:

«Еретика , после первого и второго вразумления, отвращайся , зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3: 10-11) Но относительно еретиков св. Церковь не допускает даже и таких исключений, какие бывают в отношении к самоубийцам: раз еретик или богохульник умер не примирившимся с Церковью, умер в отлучении от нее  — Церковь не может допустить и молитвы о нем. Ересь есть духовное самоубийство, а о мертвом члене, отсеченном от целого тела Церкви, бесполезно и заботиться, бесполезно и молиться».
Архиепископ Никон (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ) .

Вот вам и ответ, стоит ли жертовать личным ради блага еретика. Что же можно тогда сказать о иноверцах, у которых шансов примириться с Церковью еще меньше...
То есть самоограничение и жертвенность для христианина нормальное явление только в отношении своих ближних, которые составляют тело их правильной Церкви. Все остальные — еретики, иноверцы и безбожники — находятся вне христианских ценностей.

6. Еще одна вечная ценность — патриотизм, вера в Россию, привязанность к родному краю, его культуре, готовность трудиться ради своей Родины.

Патриотизм сам по себе изначально противоречит христианским ценностям, ибо, как уже упоминалось выше:

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе . (Галатам 3)
Кроме того, читаем послание апостола Павла к Римлянам, глава 13:
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро.

Именно поэтому церковь всегда уживается с любой властью и, даже, не смотря на гонения, история показывает, что церковь уживалсь с различными диктатурами и молилась за эти власти .

Получается, что патриотизм никак не входит в круг христианских ценностей и противоречит им. А исключения лишь только подтверждают правило.

7. Ценность блага человека — это основной приоритет социального развития и соблюдения прав человека, его благосостояние и достоинство, духовное и материальное благополучие.

Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим. 6. 9-11). В беседе с юношей Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19. 21). Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19. 23-24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, — «надеющимся на богатство» (Мк. 10. 24). Лишь «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек » (Пс. 124. 1).

Любое стремление человека к благам, за исключением духовных, правда в узконфессиональном понимании, не является христианской ценностью и даже осуждается церковью.

8. Восьмым в списке названы семейные ценности — в первую очередь любовь и верность, забота о детях и стариках.

72-е правило 6-го Всел. Соб. говорит:

Недостоин мужу Православному с женою еретическою соединяться браком, ни православной жене сочетаваться с мужем еретиком. Если же будет обнаружено что-либо подобное, сделанное кем-либо: брак почитать не твердым и беззаконное сожительство расторгать. Ибо но подобает смешивать несмешиваемое, ни соединять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен».

Впрочем было одно исключение, когда христианам позволялось вступать в брак с инославными: когда последние давали обещание перейти в православную веру. Об этом говорит 14-е правило 4-го Всел. Собора:

«Не позволено соединяться браком с еретиком, разве только в таком случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает перейти в православную веру ». (См. также правило 31 Лаодикийского Собора).

«...Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами ...»

Получается, что и семейные ценности рассматриваются христианством только в узкоконфессиональном контексте, а браки с инославными и иноверцами осуждаются. Такие браки лишаются именно тех настоящих христианских ценностей, которые признает церковь, а именно — приобщение к церкви с ее таинствами.

Странным образом все 8 вечных ценностей, которые были составленны Русской Православной Церковью, никак не вписываются в наболее значимые ценности для христиан , которые есть Триединый Бог, Священное Писание и христианская Церковь с ее таинствами.

И сколько бы ни было исписано страниц, сколько бы споров по этому поводу ни проводили, все упирается в догматы церкви, которая вполне однозначно говорит:

Дружба с богоборцами, предателями и иноверцами, еретиками и прочими великими грешникам, — приводит православного к одной с ними участи и ведет к одному их наказанию, и святой Иоанн говорит: «ибо приветствующий его участвует в злых делах его» и не велит таковых приветствовать и принимать к себе .
Акафист Преблагословенней Богородице о прибавление ума, Икос 11 .

Потому любые рассуждения на тему христианских ценностей должны восприниматься только в рамках узкоконфессиональных догматов и никак не могут быть теми общечеловеческими ценностями, которые прописаны во



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!