Выявление коррупционных преступлений и правонарушений. Проблемы, возникающие при выявлении и расследовании преступлений коррупционной направленности. · подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций

Коррупционные, т.е. преступления совершаемые представителями власти, или в отношении них (например, дача взятки), собраны в главе 30 УК РФ. Это такие преступления как злоупотребление должностных полномочий (ст. 285), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1), присвоение полномочий должностного лица (ст. 288), получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291 УК), служебный подлог (ст. 292) и другие. Вместе с тем, коррупционные преступления, описаны и рядом отдельных статей УК, не входящим в главу 30. К ним, например, относятся: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с землёй (ст.170), недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ч.ч. 2 и 3 ст.178) и другие.

При этом надо учитывать, что в части составов Особенной части УК РФ указан признак "использование служебного положения", а в ряде составов предусмотрен субъект, права и обязанности которого имеют должностной характер (ст. 142, 196, 197, 246, 270 и др.). Имеются в УК РФ также и такие составы, в которых действия, образующие объективную сторону преступления могут быть совершены только должностным лицом, хотя специально эта особенность субъекта преступления в диспозиции не оговаривается (незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей). Наконец, в Уголовном кодексе есть такие преступления, которые могут быть совершены как должностными лицами с использованием своего служебного положения, так и частными гражданами (например, ст. ст. 146, 148 и др.).

Многие из перечисленных преступлений могут совершаться коррупционерами, т.е. лицами, наделенными властными полномочиями и распорядительными функциями в силу занимаемого ими служебного положения, которое они используют для личного обогащения.

Расследование каждого из названных выше преступлений имеет свою специфику, и должно рассматриваться отдельно в соответствующем методическом пособии. Но в, то, же время у данных преступлений есть общие положения, имеющих значение для организации успешного расследования коррупционных посягательств. Именно они будут рассмотрены в настоящем методическом пособии.

Субъект коррупционных преступлений

Коррупционные преступления, имеют специального субъекта: "должностное лицо или лицо, занимающее государственную должность". Коррупционные преступления - это служебные преступления, совершаемые лицом, занимающим должность, согласно которой оно имеет определенные распорядительные либо управленческие полномочия.

Злоупотребление должностным лицом своими полномочиями, использование их в личных интересах и в интересах третьей стороны, оплатившей эту услугу, и образуют собственно коррупционные посягательства.

В примечаниях к ст. 285 УК РФ дается общее определение должностного лица и лица, занимающего государственную должность. Примечания сформулированы бланкетно, т. е. содержат ссылку на иные нормативные акты, знание которых необходимо, так как уже на стадии возбуждения уголовного дела это позволит избежать ошибок в возбуждении уголовного преследования по соответствующим статьям УК РФ против лица, которое не может быть субъектом преступления по этим составам. Ссылка на соответствующий нормативный акт в иных процессуальных документах (постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение) позволит юридически грамотно и достоверно обосновать правильность квалификаций деяния.

Особый порядок привлечения к уголовной ответственности и производства по уголовному делу (иммунитет), предусмотрен в отношении отдельных категорий лиц - субъектов коррупционных преступлений. Порядок и условия привлечения к ответственности лиц, обладающих иммунитетом, различаются и определены соответствующими правовыми актами.

Иммунитет

В связи с этим, по делам о коррупционных преступлениях, следователь должен знать, на кого распространяется иммунитет и каков порядок их привлечения к уголовной ответственности. К таким лицам относятся:

  • 1) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутаты, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
  • 2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
  • 3) Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
  • 4) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
  • 5) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидаты в Президенты Российской Федерации;
  • 6) прокуроры;
  • 6.1) Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
  • 6.2) руководителя следственного органа;
  • 7) следователя;
  • 8) адвоката;
  • 9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
  • 10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок производства по уголовным делам в отношении данных лиц, устанавливается общими положениями УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 52 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела и первоначальные процессуальные действия

Следственные ситуации по делам о коррупционных преступлениях определяются тем, предшествовало ли возбуждению уголовного дела проведение оперативно-розыскных мероприятий или нет.

Оперативная разработка коррупционеров, проводимая оперативно-розыскными органами до возбуждения уголовного дела, позволяет собрать материал, ориентирующий следователя в ситуации в целом и, в частности, в основных направлениях сбора и фиксации доказательств, изобличающих виновных.

В этой ситуации главная задача следователя - оценить имеющуюся оперативную информацию.

Оценивая поступившую оперативную информацию, целесообразно убедиться в том, что проведенными оперативно-розыскными мероприятиями прослежены и выявлены преступные связи должностного лица, заподозренного в коррупции. Если этого не сделано, целесообразно дать соответствующее поручение оперативно-розыскному органу.

В тех случаях, когда возбуждению уголовного дела не предшествовало проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении конкретного лица (например, при явке в следственный отдел лица, у которого вымогают взятку, или при поступлении информации из СМИ о злоупотреблениях должностных лиц, их подкупе и т. п.), решение о возбуждении уголовного дела надо принимать, только с учетом необходимости проведения тщательной проверки поступившей информации, в том числе, и с помощью оперативно-розыскных мероприятий. Определенную роль в решении вопроса о возбуждении уголовного дела играет оценка факта информированности заподозренного об утечке информации о его преступной деятельности. В таких случаях он может принять меры по сокрытию следов преступления, уничтожению имеющейся доказательственной информации (сокрытие, подделка документов бухгалтерского учета, внесение изменений в служебную документацию, подкуп очевидцев и тому подобное). В этой ситуации промедление с возбуждением уголовного дела может повлечь за собой утрату им судебной перспективы.

Если информация, поступившая от конкретного лица о совершении должностным лицом преступных действий не вызывает сомнения, следователю совместно с сотрудниками оперативно-розыскного органа целесообразно разработать и осуществить тактическую операцию по задержанию преступника с поличным (при получении взятки, совершении должностного подлога, действий, нарушающих права и свободы граждан, неправомерном доступе к компьютерной информации).

Нередко сведения о преступной связи должностного лица с организованными преступными группировками поступают в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, расследования преступной деятельности банд, преступных сообществ.

При этом должностное лицо может быть участником выявленной преступной группы и даже ее организатором, а может использоваться для выполнения отдельных поручений, связанных, например, с обеспечением безопасности преступной группы, с легализацией и отмыванием преступных доходов. В такой ситуации следует проверить версии о принадлежности должностного лица к разоблаченной преступной группе, собрать доказательства, изобличающие его в сговоре с преступниками, а также проверить, не выполнял ли он "поручений" других преступных групп, выявить его соучастников из числа должностных лиц этой же, а равно и других организаций.

Версия о легализации преступных доходов, полученных коррупционером, также подлежит выдвижению, планированию и исследованию. Эта версия подлежит проверке и по делам, где государственный служащий использует свое служебное положение в целях личного обогащения, и тогда, когда он действует в интересах третьих лиц за определенное вознаграждение. При выдвижении этой версии надо учитывать, что в современных условиях «оплата труда» коррупционера получает самые разнообразные формы: плата за учебу его детей в престижных учебных заведениях европейских стран; организация поездок самого коррупционера и его близких за рубеж; приобретение на его имя и имя его близких недвижимости за рубежом и в России; предоставление ему акций высокодоходных предприятий; фиктивное оформление его на должность с выплатой заработной платы и т.п. Установление подобного рода данных позволит конкретизировать версию о легализации выявленным коррупционером полученных им преступных доходов.

По делам о коррупционных преступлениях обычно выдвигаются следующие версии:

  • 1. Заподозренное в коррупции лицо действовало единолично в целях личного обогащения.
  • 2. Коррупционер действовал в интересах третьих лиц, за что получал вознаграждение. Здесь существует три частные версии:
    • * Он действовал в интересах физических, юридических лиц, занимающихся легальным бизнесом;
    • * Он действовал в интересах организованной преступной группы, не являясь ее постоянным членом;
    • * Он является членом организованной преступной группы (преступного сообщества).

С учетом того, что объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения, должны выдвигаться и проверяться версии о конкретном виде отношений, нарушенных в результате расследуемого преступного посягательства: отношения в сфере собственности, налогообложения, инвестиций и т.п. Проверка таких версий позволяет установить полный объем преступной деятельности коррупционера, выявить ранее не известные объекты его посягательства, установить, входило ли совершение выявленных незаконных действий в компетенцию данного служащего или для их совершения он должен был прибегнуть к помощи соучастников.

При расследовании преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, а также иных посягательств, совершенных с использованием служебного положения, должны выявляться цель и мотив инкриминируемого деяния. Они могут совершаться в целях личного обогащения виновного, однако нередко подкупленное должностное лицо действует в интересах организованных преступных группировок под влиянием запугивания и угроз со стороны преступников. Причем угрозы часто распространяются на родных и близких должностного лица. Необходимо выявлять такие факты, так как подозреваемый может тщательно их скрывать. Для выявления связи коррупционера с преступными группировками и мотивах ее возникновения большое значение имеют своевременно данные органу, осуществляющему ОРМ, поручения о проверке оперативным путем связей подозреваемого.

Преступная связь должностного лица с представителями преступных сообществ, банд и т.п. может устанавливаться и проверяться следственным путем. Для этого проводятся обыски, осмотры, допросы свидетелей, изучение маршрутов передвижения и выездов должностного лица в командировки, изучается материальное положение подозреваемого с целью выявления недвижимого и движимого имущества, банковских счетов, поездок за рубеж и т. п.

Особенности производства следственных действий

Коррупционные преступления - это всегда действия государственных и иных служащих, связанные с использованием служебных полномочий. Поэтому общей рекомендацией по всем коррупционным преступлениям является необходимость своевременного изъятия и тщательного ознакомления следователя с инструкциями, положениями, лицензиями, уставами и т. п., определяющими должностные полномочия заподозренного.

Необходимость изъятия документов вызвано тем, что на практике бывают случаи фальсификации Уставов и других учредительных документов организаций (коммерческих банков, акционерных обществ и т. п.), позволяющие виновным уйти от ответственности. Изъятая документация, имеющая признаки фальсификации, признается вещественным доказательством по делу и приобщается к его материалам. При обнаружении в документах, определяющих должностные полномочия государственных и иных служащих, подчисток, исправлений, дописок, они направляются на техническую, почерковедческую экспертизы, для определения времени внесения правок, их авторства и других вопросов. Поскольку в настоящее время служебная документация нередко оформляется и хранится в компьютерах, целесообразно для ознакомления с ней и ее возможного изъятия приглашать специалиста по компьютерным системам и программированию.

Сомнения, возникшие у следователя в отношении информации, содержащейся в уставных документах различных коммерческих организаций банков, АО и т.д., могут быть разрешены путем ознакомления (а при необходимости и изъятия) аналогичных экземпляров этих документов, представляемых при регистрации соответствующих организаций, при получении ими лицензий и т. п.

Практика расследования коррупционных преступлений показывает, что успех в этом определяется знаниями практических работников в таких областях, как делопроизводство, экономика, финансы и др., поэтому при производстве следственных действий (допросы, назначение экспертиз, обыски и изъятие документов) должна использоваться помощь специалистов. Это могут быть должностные лица вышестоящих организаций, аудиторы Счетной палаты, сотрудники контролирующих органов и т.п.

Другая особенность производства следственных действий по коррупционным преступлениям связана с тем, что по этим делам, как правило, привлекаются к ответственности лица, имеющие высокий образовательный уровень и социальный статус, ранее не судимые. Как правило, они тщательно и заблаговременно продумывают свою позицию защиты, используя свои профессиональные знания. Поэтому допросы таких лиц должны особенно тщательно планироваться. Уже на этой стадии следователь может использовать помощь соответствующих специалистов для точной формулировки вопросов, определения порядка предъявления имеющихся доказательств. Целесообразной может быть помощь специалиста и непосредственно при производстве самого допроса.

Изучение практики расследования коррупционных преступлений свидетельствует о том, что чаще всего вина обвиняемого подтверждается лишь показаниями различных лиц, которые не проверяются доказательствами, полученными из других источников. Отказ заявителей и свидетелей в суде от показаний, данных ими на предварительном следствии, приводит к развалу дела и оправданию подсудимых. Поэтому общей методической рекомендацией по рассматриваемой категории дел является требование тщательной и скрупулезной проверки имеющихся в деле показаний.

Так, по делам о коррупционных преступлениях должны быть проведены следующие мероприятия:

  • * изъятие всех документов, подтверждающих факт обращения заявителя к указанному им должностному лицу;
  • * осмотр и фиксация в протоколе особенностей всех тех мест, в том числе и служебных помещений, в которых происходили встречи должностного лица с лицами, осуществляющими его подкуп. В ряде случаев это позволяет расширить круг свидетелей по делу. Анализ показаний взяткодателя об особенностях места передачи взятки и данных, установленных при осмотре места преступления (в том числе и служебных помещений), позволяет объективно подтвердить достоверность показаний заявителя;
  • * изъятие банковских и иных документов (залоговых и ломбардных квитанций, на получение ссуд, кредитов и т. п.), подтверждающих собирание заявителем денег для их передачи в качестве взятки, а также поступления денег на счета подозреваемого;
  • * изъятие и осмотр служебной документации, подтверждающей намерение должностного лица исполнить просьбу заявителя (заявление с визами, дела о предоставлении гражданам квартир, о выдаче кредитов и т. п.);
  • * обыски проводятся с целью обнаружения и изъятия предмета взятки, обнаружения служебной документации, подтверждающей факт обращения заявителя к конкретному должностному лицу, различного рода пометок на перекидных календарях, ежедневниках, рабочих папках, подтверждающих факты преступной деятельности должностного лица;
  • * экспертные исследования (кредитно-финансовая экспертиза, например, установит нарушения, допущенные при выдаче кредита; почерковедческая - авторство рукописных указаний на заявлениях граждан; компьютерная - неправомерный доступ к информации и т. п.).

При расследовании коррупционных преступлений следователь сталкивается с необходимостью анализа и проверки решения, принятого должностным лицом (о выдаче кредита, предоставлении жилья, выдаче лицензии и т. п.). Анализ управленческого решения позволяет собрать доказательства, изобличающие виновного. При этом следует выяснить следующие вопросы:

  • * входило ли принятие конкретного решения в функциональные обязанности данного лица. Проверка этого обстоятельства проводится путем изъятия документов, допросов свидетелей из числа руководства, сослуживцев и подчиненных подозреваемого, очных ставок (при наличии противоречий в показаниях), допросов специалистов, знающих порядок организации работы в определенной сфере;
  • * соблюдены ли установленные правила принятия изучаемого решения (требования коллегиальности, наличие документов, требуемых по форме и т. п.). Для этого проводятся допросы лиц, обязанных по существующему порядку принимать участие в подготовке и принятии решения; назначаются экспертизы для проверки подлинности имеющихся на документе подписей; экспертным путем проверяется подлинность документации, использованной для обоснования принятого решения.

Выявление фиктивных оснований для принятия решения требует установления следственным и оперативным путем лица, его представившего. Им может являться само должностное лицо, либо те, в чьих интересах принято решение, в том числе и члены ОПТ. В любом случае следует следственным и оперативным путем проверить и доказать осведомленность должностного лица о фиктивных основаниях принятого им решения. Для этого используются показания свидетелей, экспертизы, допросы специалистов, которые могут подтвердить очевидность фиктивности документов, положенных в основу принятия конкретного управленческого или распорядительного решения (например, отсутствие на документах элементарных атрибутов (печатей, штампов, требуемых виз и т. п.), неисполнение обязательных действий по проверке документа (например, кредитоспособности лица, обратившегося за кредитом и т. п.).

Особенностью расследования коррупционных преступлений является оказание противодействия расследованию со стороны виновных и их окружения. Это противодействие выражается в различных формах: подкуп свидетелей, уничтожение служебной документации, физическая расправа с лицами, изобличающими коррупционеров; сокрытие их за рубежом и т. п.

Приступая к расследованию коррупционных преступлений, следователь должен предвидеть возникновение подобных ситуаций и, предупреждая их, своевременно принимать меры по их нейтрализации. К таким мерам относятся: сохранение тайны следствия, шифровка установочных данных лиц, изобличающих коррупционеров; своевременность изъятия служебной и иной документации, являющейся доказательством преступной деятельности коррупционера; дача поручения оперативно-розыскному органу по выявлению мер противодействия предварительному следствию и т. п. В случае оказания противодействия расследованию необходимо собрать и подтвердить доказательствами этот факт. В обвинительном заключении на них необходимо сослаться и подробно описать предпринятые преступником меры.

Коррупция - термин, что будет "больным" для любого цивилизованного гражданского общества. Мы же будем разбирать подобные правонарушения не с моральной, нравственной, а более с "технической" точки зрения. Рассмотрим виды коррупционных преступлений, их характеристику, отличительные черты. Определим, какие положения Уголовного кодекса вводят за них ответственность.

Трактовка понятия

Преступления коррупционной направленности - общественно опасное деяние, что предусмотрено российским УК. Оно посягает непосредственно на интересы службы и ее авторитет, выражаясь в противоправном получении публичным, государственным или муниципальным служащим или сотрудником коммерческой (в том числе и интернациональной) организации каких-то преимуществ.

К последним может относиться денежная сумма, материальная собственность, услуги, работы, льготы, привилегии и проч.

Законодательное определение понятия

Понятие "коррупция" в сфере российского законодательства основывается на определении термина мировыми правовыми актами:

  • (документ был принят в 2003 году).
  • Конвенция СЕ (аббревиатура Совета Европы) об уголовной ответственности за коррупционную деятельность (документ принят в 1999-м).

Если основываться на международные документы, то коррупцию можно трактовать так: злоупотребление данной властью для получения прибыли, выгоды как в личных целях, так и в интересах иных лиц. Сюда относятся и многочисленные формы присвоения для личного незаконного использования злоумышленником.

Международное право относит к коррупционным преступлениям и такое явление, как непотизм. Русскими синонимами ему будет землячество, кумовство и проч.

Факторы, способствующие коррупции

Цель коррупционных правонарушений - получение незаконным путем какой-либо выгоды, для себя или для третьего лица. Достичь этого злоумышленнику помогает совокупность следующих факторов:

  • Наличие какого-то ресурса, доступ к которому открыт для преступника (или он может получить этот доступ, преступно воспользовавшись своим должностным статусом).
  • Возникновение мотива преступления, интерес к преступной деятельности, иная движущая сила, что сподвигла злоумышленника или преступное сообщество на правонарушение.

Признаки деяния

Преступления коррупционной направленности выделяются рядом признаков, характерных именно для данного злонамерения:

  • Правонарушитель наносит непосредственный вред авторитету службы, организации, учреждения, предприятия, чьим сотрудником является. Это может быть публичная структура - органы федеральной исполнительной власти, муниципальное управление, государственная служба, и непубличная - коммерческие и иные формы. Опосредованный ущерб авторитету в данном случае могут причинить и любые иные правонарушения.
  • Противоправный, незаконный характер присвоения публичным служащим (государственным, муниципальным и проч.), работником коммерческой системы каких-либо преимуществ - денег, услуг, льгот, материальной собственности.
  • Использование своего служебного авторитета, положения не в интересах, что прописаны в трудовом (или ином ему равном) договоре.
  • Лицо, совершившее один из видов коррупционных преступлений, имеет признаки гражданина, описанного ст. 201 и 285 российского УК.

А теперь - статистика.

Самые распространенные виды правонарушений

Судебная практика по коррупционным преступлениям показывает, насколько популярны некоторые их разновидности. Самыми распространенными тут будут следующие:

  • Взяточничество.
  • Мошенничество.
  • Служебный подлог.
  • Превышение собственных должностных полномочий.
  • Злоупотребление своим служебным статусом.

Классификация по ФЗ "Об антикоррупционной политике"

Озвученный федеральный закон предлагает разделить всю массу подобных правонарушений на три большие группы. Отсюда виды коррупционных преступлений следующие:

  • Деяния, что совершались с целью подкупа, - 10 наименований.
  • Иные преступления, относящиеся к коррупционным, - 22 наименования.
  • Правонарушения, что считаются непосредственно связанными с коррупционными, - 4 наименования.

Ниже мы подробно рассмотрим каждую из указанных нами групп.

Правонарушения подкупной формы

Что относится к данному виду коррупционных преступлений, мы поместили в таблицу. Рядом с правонарушением - статья уголовного законодательства, что вводит по нему меру ответственности.

Суть преступления Статья УК, регулирующая правонарушение

Принуждение, подкуп к даче каких-то показаний (либо к уклонению от предоставления такой информации, ее переводу).

Для случаев совершения подобного действия именно дорогой подкупа

309
Провокация коммерческого подкупа (иными словами, взятки) 304
Посредничество в процессе, системе взяточничества, обусловленное служебным положением злоумышленника 291, часть 1
Собственно, дача взятки 291
Получение лицом коммерческого подкупа (взятки) 290
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, участие в деятельности подобной структуры, цель которой - масштабное взяточничество, тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление

210, часть 3

290, части 2, 3, 4

291, часть 2

309, часть 4

Коммерческий подкуп должностного лица - публичного или непубличного 204
Подкуп как участников, так и организаторского состава зрелищных коммерческих конкурсов, состязаний в сфере профессионального спорта 184
К категории коррупционных относят следующие виды преступлений: антизаконное предоставление и получение информации, содержащей в себе банковскую, коммерческую тайну, что было "вознаграждено" взяткой 183
Воспрепятствование путем подкупа осуществлению гражданином его избирательных прав во время работы избирательной комиссии 141

Иные правонарушения

Все о понятии и видах коррупционных преступлений этой категории также для удобства помещено в таблицу.

Содержание правонарушения Относящаяся к нему статья Уголовного кодекса
Факт халатности 293
Факт служебного подлога 292
Незаконная занятость деятельностью, относящейся к предпринимательской 298
Присвоение правонарушителем должностных полномочий с наличием при этом корыстной либо иной собственной заинтересованности 288
Факты превышения своих должностных полномочий 286
Нецелевое расходование финансов, иных материальных средств, что находятся во внебюджетных государственных фондах 285, часть 2
Нецелевая растрата средств, которые наполняют государственный бюджет 285, часть 1
Злоупотребление полномочиями, имеющимися согласно должности 285
Факты вымогательства или хищения наркотических или психотропных препаратов, связанные с использованием злоумышленником своего должностного положения 222, часть 2, пункт "в"
Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывной техники, взрывчатых веществ, что было совершено преступником, опираясь на собственное служебное положение 226, часть 3, пункт "в"
Хищение или вымогательство спектра ядерных материалов, что предпринималось с использованием собственного должностного статуса 221, часть 2, пункт "в"
Организация преступной системы, банды, сообщества или иного объединения лиц, чему способствовало служебное положение преступника 210, часть 3
Факты превышения собственных полномочий сотрудниками детективных служб, охранных предприятий, основанием для чего служила корыстная или личная заинтересованность правонарушителя 203
Злоупотребление служебными правами со стороны частных аудиторов и нотариусов, цель чего - извлечение выгоды как для себя, так и для круга заинтересованных лиц 202
Злоупотребления полномочиями работниками, служащими и проч. 201
Регистрация сделок с землей, признанных незаконными 107
Присвоение либо растрата корпоративного, общего имущества с использованием служебного статуса 160, часть 3
Мошенничество с использованием должностного положения в области страхования 159.5, часть 3
Мошенничество по служебному статусу в сфере получения различных денежных выплат 159.2, часть 3
Мошенничество по должностному положению в сфере кредитования юридических и физических лиц 159.1, часть 3
Любое иное мошенничество, совершенное злоумышленником с использованием собственного должностного положения 159, часть 3
Невыплата пособий, студенческих стипендий, субсидий, пенсий, оплаты труда 145.1

Виды ответственности за коррупционные преступления, что были перечислены выше, содержаться в статьях Уголовного кодекса, прописанных напротив каждого пункта. Мы же переходим к последней категории по классификации ФЗ "Об

Правонарушения, связанные с коррупционными

Коррупционные преступления военнослужащих, чиновников и иных публичных и непубличных работников данной группы также помещены в таблицу.

Содержание правонарушения. Статья УК, запрещающая подобное деяние
Легализация (иными словами, отмывание) денежных ресурсов или иного имущества, что было приобретено незаконно. Законодательство относит сюда собственность, которая досталась своему владельцу в результате совершения им коррупционного преступления. 174, часть 3, пункт "б"
Отмывание денежной массы или иного материального имущества, что было приобретено собственником преступно. 174.3, часть 3, пункт "б"
Как сбыт, так и приобретение незаконно нажитого имущества. Также это покупка и продажа собственности, что заведомо была добыта правонарушителем при совершении коррупционного преступления. 175, часть 3

Коррупционной направленности (если случай укрывательства заранее не обещан при факте сотрудничества с правоохранительными органами).

Организация какой-либо преступной системы, создающейся для совершения тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений.

Злодеяния, что предусматриваются ст. 290 (4-я часть).

210, 316

А мы переходим к еще одной классификации структуры коррупционной преступности.

Классификация всей деятельности

За правонарушения, так или иначе относящиеся к коррупционным, не всегда следует именно уголовная ответственность. На этом утверждении базируется еще одна классификация, которую мы хотим вам представить. Она включает в себя не только преступления, но и всю коррупционную деятельность вообще.

  • Административные проступки.
  • Гражданско-правовые деликты.
  • Уголовные преступления.

Разберем классификацию попунктно.

Административный тип

  • Собственно административное правовое нарушение, ответственность за которое предусматривается КоАП. Например, факт госимущества, совершенного государственным служащим с использованием служебного положения.
  • Дисциплинарный поступок (уже разновидность административного). Это нарушение публичным или непубличным слушающим, работником трудового законодательства либо связанных с ним локальных нормативных актов учреждения, компании.

Гражданско-правовой тип

  • Принятие в дар государственными, муниципальными служащими, медиками, педагогами, коммерческими работниками подарков, денежных сумм от клиентов, пациентов, студентов и проч. Например, дорогая бытовая техника учителю, сертификат на зарубежный отдых лечащему врачу и проч.
  • Как принятие в дар, так и дарение муниципальным и государственным, публичным и непубличным служащим презентов, связанных с их служебным положением, исполнением определенных должностных обязанностей. Ответственность наступает за факт принятия подарка, стоимость которого в 5 раз превышает МРОТ (ст. 575 российского ГК).

Уголовный тип

А что такое уголовная ответственность за коррупционные преступления? Это меры, которые вводит УК РФ за совершение общественно опасных действий, что непосредственно посягают на авторитет публичного или непубличного учреждения, выражающихся как в незаконном присвоении преимуществ, так и в незаконном их предоставлении третьим лицам. Расследование коррупционных преступлений производится на самом серьезном уровне.

  • Собственно коррупционное преступление. Посягает на авторитет муниципального, федерального учреждения, которое становится главной целью такого посягательства.
  • Коррупционное преступление в более широком понятии. Посягающее на ту же социальную ценность (авторитет), но уже более опосредованно.
  • Преступления коррупционной направленности, которые тоже будут посягать на авторитет организации, но как не на главный, а как на необязательный, факультативный объект.

Самая серьезная ответственность за коррупционное правонарушение - уголовная. Для каждого из видов преступлений - своя мера наказания по УК. Некоторые менее серьезные деяния рассматриваются по гражданскому, административному законодательству.

Согласно данным статистики, в 2012 г. зарегистрировано 49 513 (в 2011 г. - 40 407, + 22,5 %) преступлений коррупционной направленности.

Органами внутренних дел выявлено 44 993 (37 146) противоправных деяния, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации (далее – СК России) – 1 026 (942), органами федеральной службы безопасности – 740 (599), органами наркоконтроля – 134 (143), таможенными органами – 10 (14), органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы – 125 (61).

К уголовной ответственности привлечено 13 565 (11 978, + 13 %) лиц, совершивших преступления.

Доля материального ущерба от коррупционных преступлений составила 7,8 % (20,8 млрд. руб.) от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений по Российской Федерации в целом. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму более 11,2 млрд. руб.

За отчетный период сотрудниками правоохранительной системы установлено 6 576 (6 947) фактов получения взятки (ст. 290 УК РФ), совершенных 1 687 (2 169) лицами.

Зарегистрировано 3 182 (4 005) факта дачи взятки (ст. 291 УК РФ), выявлено 2 671 (3 545) лицо, совершившее такие деяния.

Кроме того, в 2012 г. поставлено на учет 399 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291 1 УК РФ), выявлено 151 лицо, их совершившее.

По данным МВД России, средний размер взятки составил 78,2 тыс. руб., а при посредничестве во взяточничестве – 536 тыс. руб.

В результате целенаправленных мероприятий по декриминализации сферы управления негосударственным сектором экономики зафиксировано 1 212 (1 397) преступлений, связанных с коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ), средний размер которого составил 136 тыс. руб.

Органами внутренних дел в 2012 г. пресечена преступная деятельность 23 депутатов различных уровней, 7 министров субъектов Российской Федерации, 8 заместителей министров, 13 глав районов субъектов Российской Федерации, 26 глав муниципальных образований и городов, 23 руководителей подразделений территориальных федеральных органов власти.

За прошедший год общее число направленных в суд уголовных дел коррупционной направленности сократилось на 8,7 % и составило 9 811 (в 2011 г. – 10 691).

Количество обвиняемых по направленным в суд делам уменьшилось на 10% (в 2012 г. – 10 927 , в 2011 г. – 12 011).

Наибольшее количество дел коррупционной направленности расследуется Следственным комитетом Российской Федерации (далее – СК России). В 2012 г. в производстве следователей СК России находилось 25 154 уголовных дела о преступлениях коррупционной направленности (в 2011 г. – 16 707).

Окончено расследование по 7 318 уголовным делам, удельный вес которых составил 29,1 % от числа дел, находившихся в производстве (2011 г. – 6 799 (44,3%).

По оконченным делам следователями выявлено и раскрыто в ходе расследования 6 340 преступлений коррупционной направленности, ранее не стоявших на учете (в 2011 г. – 4 157).

В порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ внесены представления с целью устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступлений коррупционной направленности, по 6 061 оконченному уголовному делу (90,7 % от числа оконченных).

В суд направлено 6 748 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, или 92,2 % от числа оконченных (в 2011 г. – 3 368 или 93,7 %), в том числе 36 уголовных дел в отношении организованных групп (в 2011 г. – 53) и 5 в отношении преступных сообществ, совершивших коррупционные преступления (в 2011 г. – 2).

Из общего количества направленных в суд уголовных дел 1 410 являются делами о получении взятки (в 2011 г. – 1 291), 2068 (2 157) – о даче взятки должностному лицу, 1 289 (1 178) – о мошенничестве, 474 (508) - о злоупотреблении должностными полномочиями, 317 (370) – о превышении должностных полномочий, 431 (424) - о присвоении и растрате, 381 (266) - о служебном подлоге.

Следственными органами СК РФ за совершение коррупционных преступлений привлечено к уголовной ответственности 7 433 лица, в том числе 840 должностных лиц органов местного самоуправления, 659 должностных лиц органов социальной защиты и здравоохранения, 396 должностных лиц научных и образовательных учреждений, 446 должностных лиц государственных и муниципальных учреждений и предприятий, 115 должностных лиц органов государственного и муниципального контроля, 2 120 должностных лиц правоохранительных органов.

Количество коррупционных преступлений по направленным в суд уголовным делам, совершенных должностными лицами, составляет 21 263 (в 2011 г. – 14 762).

Преобладающими сферами деятельности, в которых совершались указанные преступления, являются:

· правоохранительная (правоприменительная) – 26 % (2011 г. – 34,1 %);

· здравоохранение и социальное обеспечение – 17,8% (2011 г. - 13,7%);

· образование и наука – 15% (2011 г. - 13,4%);

· финансовая деятельность – 6,2% (2011 г. -8,4%).

В 2012 г. размер причиненного ущерба по направленным в суд уголовным делам превысил 11 млрд. руб., возмещено около 1 млрд. руб., или 8,7 % (в 2011 г. ущерб – 5,5 млрд. руб., возмещено 479 млн. руб.).

Наложен арест на имущество на сумму более 1,7 млрд. руб., что составляет 15,5 % от суммы причиненного ущерба (в 2011 г. – 1,5 млрд. руб. (27,8 %).

С учетом возбужденных в 2012 г. уголовных дел, а также уголовных дел, находившихся на остатке по состоянию на 01.01.2012, в анализируемый период в производстве следственных подразделений МВД России находилось 4 978 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности (АППГ – 8 764), из которых 3 000 (с учетом соединенных в одном производстве уголовных дел) в отношении 3 390 обвиняемых направлены в суд (АППГ – соответственно 4 244 и 4 651).

Из числа оконченных и направленных в 2012 г. в суд уголовных дел коррупционной направленности абсолютное большинство составляли дела о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 159 и ч. 3 ст. 160 УК РФ, поэтому основные усилия органов предварительного следствия МВД России были направлены на расследование хищений, совершенных путем мошенничества, присвоения и растраты с использованием служебного положения.

Органами внутренних дел к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлекаются должностные лица, служебный ранг которых не является высоким. Как правило, уголовные дела возбуждаются и расследуются в отношении руководителей и сотрудников, работающих в сфере образования, здравоохранения, инспекторов различных контрольных и регистрационных органов, руководителей коммерческих организаций, глав муниципальных образований, сельских поселений и т.д.

Осуществление надзора за деятельностью правоохранительных органов по противодействию коррупционным преступлениям рассматривается органами прокуратуры в качестве одной из первоочередных задач.

На стадии возбуждения уголовного дела в 2012 г. прокурорами отменено 9 512 (9 339) незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела коррупционной направленности, из них 3 345 решений приняты следователями СК России, 510 – следователями органов внутренних дел, 5 646 – органами дознания.

По результатам дополнительных проверок возбуждено 403 (557) уголовных дела.

Кроме того, прокурорами отменено 422 (652) незаконных постановления о возбуждении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, большинство которых (79 %) вынесено следственными подразделениями МВД России.

При оценке законности и обоснованности принятых решений прокурорами, как правило, выявляются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам происшедшего, установленным в ходе проверки, отсутствие документов, подтверждающих компетенцию, обязанности и полномочия должностного лица, а также размер ущерба, причиненного действиями такого лица.

В условиях высокой латентности коррупционных правонарушений большое значение имеют меры, принятые органами прокуратуры с целью их выявления и постановки на учет.

В 2012 г. прокурорами направлено в следственные органы 5 631 (5 832) постановление для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, в действиях которых усматривались признаки коррупционных преступлений. Абсолютное большинство – 5 422 (96 %) – материалы «общенадзорных» проверок.

Из указанного числа военными прокурорами в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 1 394 (+ 4,6 %) материала.

По результатам рассмотрения указанных материалов возбуждено 4 703 (4 450) уголовных дела, их которых 1 202 – по материалам военных прокуроров. Решения об отказе в возбуждении уголовного дела приняты в 835 (1 320) случаях, по материалам военных прокуроров – в 122.

В 2012 г. прокурорами рассмотрено 11 103 уголовных дела коррупционной направленности, поступивших из следственных подразделений правоохранительных органов для утверждения обвинительного заключения, что на 6,5 % меньше аналогичных показателей прошлого года (11 917). Из них 9 957 (10 789) дел направлено в суд, 1 041 (1 011) - возвращено для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых и 53 (54) дела - для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

Доля уголовных дел, направленных прокурорами в суд с обвинительным заключением, снизилась с 90,5 % в 2011 г. до 89,7 %, а доля дел, возвращенных следствию для дополнительного расследования, увеличилась с 8,5 % в 2011 г. до 9,9 % в 2012 г.

Увеличение дел, возвращенных для производства дополнительного расследования, свидетельствует об ухудшении качества следствия и более принципиальной оценке прокурорами доказательств, представленных органами следствия.

За 2012 г. активизировалась работа прокуроров по проверке процессуальных решений. Всего ими проверено 86 837 постановлений следователей (2011 г. – 80 111). Выявлено 885 незаконных решений о прекращении уголовного дела (на 22, % больше, чем в 2011 г. - 690).

Наибольшее число указанных постановлений было вынесено сотрудниками следственных подразделений МВД России - 478, следователями Следственного комитета Российской Федерации – 401 (2011 г. - 254).

Проведенный анализ актов прокурорского реагирования на факты незаконного и необоснованного прекращения уголовных дел коррупционной направленности показал, что в большинстве случаев основаниями для отмены таких решений являются неполнота проведенного расследования, ненадлежащее исследование подлежащих доказыванию обстоятельств и невозможность в связи с этим сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии в деянии события или состава преступления.

В 2012 г. прокурорами отменено 815 (677) незаконных постановлений о приостановлении предварительного следствия по уголовным делам коррупционной направленности. Основанием для вынесения таких решений в большинстве случаев послужило преждевременность вынесения постановления, без выполнения всех следственных действий, проведение которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

Увеличение в прошедшем году числа вынесенных прокурорами постановлений об отмене принятых следствием решений явилось следствием низкого качества расследования.

Cудами первой инстанции Российской Федерации в 2012 г. рассмотрено 9 818 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 10 912 лиц (в 2011 г. – 10 840 дел). Таким образом, по сравнению с 2011 г. количество рассмотренных уголовных дел уменьшилось на 10,4%.

Обвинительный приговор вынесен по 8 595 уголовным делам (89,1 %) в отношении 9 448 лиц, в 2011 г. – по 9 645 уголовным делам.

Среди осужденных за преступления коррупционной направленности 889 (2011 г. - 974) человек являлись должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, из них 244 - главами муниципальных образований и местных администраций (в 2011 г. - 264).

Также осуждено 1 159 должностных лиц правоохранительных органов, в том числе 220 (323) следователей (дознавателей), 12 (16) прокуроров. Указанные показатели на 26,5 % ниже уровня 2011 г. (1 578).

Среди привлеченных к уголовной ответственности следователей и дознавателей 163 (251) человека занимали должности в органах внутренних дел, 21 (19) – в органах наркоконтроля, 9 (8) – в Следственном комитете Российской Федерации, 2 (6) - в органах Федеральной таможенной службы, 22 (32) – в органах Федеральной службы судебных приставов.

Привлечено к уголовной ответственности 2 (3) судей, 3 (7) депутата представительных органов субъектов Российской Федерации, 111 (86) депутатов органов местного самоуправления.

Если в 2011 г. судами субъектов Российской Федерации рассмотрено 247 дел коррупционной направленности в отношении 349 лиц, в прошедшем году – 959 дел в отношении 1158 лиц. В основном этот рост связан с изменением подсудности уголовных дел о ряде коррупционных составов преступлений.

Практически на уровне 2011 г. остались показатели числа дел, рассмотренных в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ. В 2011 г. в таком порядке постановлены обвинительные приговоры по 55,4% дел, в прошедшем году – по 59,8% дел.

В отношении лиц, с которыми заключались досудебные соглашения о сотрудничестве, в 2012 г. рассмотрено 139 дел в отношении 147 лиц (в 2011 г. – 103 дела в отношении 112 лиц).

За совершение коррупционных преступлений виновные в 2012 г. в основном осуждались за взяточничество, мошенничество, присвоение и растрату вверенного имущество, коммерческий подкуп. При этом уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 290, 291 и 290 1 УК РФ, составили практически половину всех уголовных дел рассматриваемой категории.

К числу распространенных преступлений, совершенных в указанной сфере, относятся хищения чужого имущества, совершенные с использованием служебного положения, путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество), а также присвоение или растрата имущества, вверенного виновному. Доля данных видов преступлений составляет 30 % и 13 % соответственно.

Основными видами наказания, назначаемого осужденным за совершение коррупционных преступлений, по-прежнему являются лишение свободы и штраф.

К штрафу в виде основного вида наказания приговорено 51 % осужденных, к реальному лишению свободы – 11 %, к условному лишению свободы - 36 %.

Однако в 2012 г., по сравнению с данными предыдущего периода, претерпела изменение практика назначения наказания в виде условного лишения свободы и штрафа.

Представленные прокурорами сведения позволяют говорить о безусловном увеличении количества осужденных к штрафу, что связано с известными изменениями уголовного закона и появлением в санкциях ст. ст. 204, 290 и 291 УК РФ основного наказания в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки.

В 2012 г. в качестве дополнительного наказания чаще всего назначалось лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (19% осужденных), а также штраф (9% осужденных). В отдельных случаях осужденные также лишались специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

По результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности судами в 2012 г. в соответствии со ст. 104 1 УК РФ судами были приняты решения о конфискации имущества в отношении 271 осужденного, что существенно превышает аналогичные показатели в 2011 году (в отношении 112 осужденных).

Судами первой инстанции прекращено 431 (2011 г. - 401) уголовное дело в отношении 476 (442) лиц.

В 2012 г. постановлено 206 (201) оправдательных приговоров в отношении 253 лиц (в 2011 г. – 268 лиц). По реабилитирующим основаниям полностью прекращено уголовное преследование 13 подсудимых (в 2011 г. – 6).

В 2012 г. прокуроры активно пользовались предоставленным им право по обжалованию незаконных, необоснованных или несправедливых решений судов первой инстанции.

Так, судами апелляционной инстанции рассмотрено 21 апелляционное представление, из числа которых удовлетворено 5 (24 %).

Судами кассационной инстанции рассмотрено 1 334 кассационных представлений, из числа которых удовлетворено 770 (58%).

Из них рассмотрено 219 кассационных представлений об отмене оправдательных приговоров, из которых удовлетворено 80 (36,5 %).

Управление по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции

Для начального этапа расследования преступления коррупционной направленности наиболее типичными являются две ситуации:

  • 1) когда дело возбуждено по заявлению о предстоящей даче взятки или вскоре после ее передачи и заподозренным неизвестно об этом. Первичная информация о фактах взяточничества может содержаться в следующих документах: заявление должностного лица о предложении взятки; заявления потерпевших, свидетелей и других лиц о совершенном или совершающемся преступлении; информация о взяточничестве, полученная из оперативных источников или из материалов расследования другого уголовного дела;
  • 2) когда с момента дачи взятки прошло продолжительное время. Расследование в первой ситуации начинается неожиданно для взяточников и успех оперативно-тактической операции определяется неотложностью производства оперативных мероприятий и следственных действий. Их задачей является обнаружение и изъятие предмета взятки и других доказательств и изобличение преступников. Москвин Е.О. Противодействие предварительному расследованию: понятие и классификация //Воронежские криминалистические чтения. - Воронеж, ? №5, 2012. - С. 75

В рамках этой оперативно-тактической операции производятся следующие следственные действия: допрос заявителей, задержание преступников с поличным, личный обыск задержанных и обыски на их рабочих местах и по месту жительства, осмотр предмета взятки, допрос подозреваемых, осмотр и изъятие документов, допрос свидетелей.

В ситуации, когда с момента дачи-получения взятки прошло продолжительное время, задачей расследования является собирание и исследование доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод о цели и мотивах преступления, обстоятельствах его совершения и причастных к нему лицах.

В этой ситуации производятся допрос заявителя и свидетелей, обыск, осмотр и выемка документов, документальные ревизии, осмотр места происшествия, наложение ареста на корреспонденцию, криминалистические экспертизы, оперативно-розыскные мероприятия, допрос заподозренных во взяточничестве и иных заинтересованных лиц.

Тактические особенности первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании взяточничества определяются характером следственной ситуации и содержанием собранной криминалистически значимой информации.

Допрос заявителя . В процессе допроса заявителя выясняются подробные сведения о событиях преступления и связанных с ним предшествующих и последующих обстоятельствах, а также устанавливается:

  • -- кому, когда, где, кем, каким образом будет передана взятка или уже дана взятка;
  • -- что является предметом взятки, его индивидуальные признаки и место нахождения;
  • -- за совершение каких действий дана взятка.

При вымогательстве взятки устанавливается:

  • -- форма вымогательства;
  • -- сумма или предмет взятки;
  • -- характер угроз и их последствия;
  • -- причина обращения с заявлением в правоохранительные органы, кто осведомлен о намерении заявить о происшедшем в правоохранительные органы, и другие факты взяточничества.

При появлении сомнений в объективности заявления и наличии оснований для выдвижения версии об оговоре должностного лица необходимо провести срочную оперативно-розыскную проверку достоверности сделанного заявления.

Кроме того, желательно напомнить заявителю, что при приеме заявления он предупреждался об ответственности за заведомо ложный донос.

Данные, полученные в ходе розыскных и проверочных мероприятий, должны быть проанализированы и если они подтверждаются, то безотлагательно приступают к планированию и проведению тактической операции «Задержание с поличным».

В ходе подготовки задержания с поличным тщательно и детально изучаются:

  • -- место предполагаемой взятки;
  • -- пути подхода к названому месту и пути отхода от него;
  • -- топографические детали местности;
  • -- структура и детали обстановки.

Составляется план местности или помещения, на котором отмечается положение всех участников операции. Каждый из участников подробно инструктируется о последовательности выполнения порученных ему действий в предполагаемых вариантах развития ситуации. Подготавливается фото-, аудио- и видеотехника, и инструктируются специалисты, которые должны ее использовать.

Обязательно с соблюдением мер конспирации готовится к участию в операции заявитель и подготавливается к передаче передаваемый объект, который обрабатывается специальным красящим бесцветным химическим составом. Эти действия отражаются в специально составленном рапорте. Кроме того, за обоими участниками встречи с начала подготовительных мероприятий до передачи предмета взятки устанавливается оперативное наблюдение, которое также оформляется рапортом. Зорин Г.А. Использование криминалистических игр, инверсий, эффектов и тактических ловушек при расследовании, обвинении и защите по уголовным делам. ? М., 2002. - С. 49

Затем производится непосредственное проведение операции по задержанию с поличным. После ее успешного проведения производится обыск задержанного, составляется протокол осмотра обнаруженных у него объектов, и проводится осмотр места происшествия. Если задержанному удается освободиться от предмета взятки, то самым тщательным образом выявляются следы рук на предмете взятки или на его упаковке, а также обязательно приобщаются к протоколу осмотра фотоснимки и видеозаписи хода передачи взятки и освобождения взяткополучателя от объекта взятки.

О проведении задержания с поличным составляется протокол с приложениями к нему (фотоснимки, аудио- и видеозаписи), составленные и изготовленные с соблюдением требований ч. 4 ст. 84 УПК РФ.

При проведении тактической операции по задержанию с поличным только сотрудниками органов дознания (без следователя) это мероприятие закрепляется в протоколе оперативного эксперимента.

Осмотр предмета взятки. Обнаруженные у взяточников в ходе задержания и обыска предметы, денежные суммы и документы осматриваются и описываются. При описании предмета взятки указываются групповые и частные (индивидуальные) признаки, а у денежных купюр -- номера и серии, которые были предварительно зафиксированы при подготовке задержания взяточников с поличным. Такое совпадение -- неоспоримая улика совершения преступления.

Результаты успешно проведенной операции по задержанию с поличным является основанием для возбуждения уголовного дела о коррупционном преступлении.

Выезжая на осмотр места происшествия по должностному преступлению, необходимо уяснить, какую информацию необходимо получить в процессе осмотра, и учитывать, что местом происшествия, как правило, являются учреждения государственной, местной муниципальной власти, работа которых связана со сведениями, составляющими государственную тайну, поэтому следователь, специалисты, оперативные работники и понятые должны иметь соответствующий допуск к секретным и служебным документам, а вооруженная охрана объекта может помешать своевременно попасть на место происшествия. Следователь и орган дознания должны прогнозировать такую ситуацию и еще на подготовительном этапе до выезда на место происшествия подготовиться к преодолению незаконного сопротивления, чтобы своевременно попасть на место происшествия. Халиков А.Н. Тактические аспекты расследования коррупционных преступлений // Российский следователь. ? №. 21. ? М., 2008. - С. 91

В целях поиска материальных следов преступления, кроме осмотра проводится обыск и выемка .

Основанием обыска является наличие достаточных данных (в том числе и оперативно-розыскного характера) о том, что искомые предметы находятся в конкретном месте. Обыски в отношении дел о получении взяток могут быть: по месту жительства подозреваемых и членов их семей, по месту работы соучастников получения взятки, по месту службы (работы) взяткополучателей и в других местах в зависимости от информации, полученной от достоверных источников.

Обыски производятся в целях обнаружения и изъятия: предмета взятки, упаковки предмета взятки; документов, подтверждающих или опровергающих взятку; дневников, записей, квитанций, записок, писем; служебных и иных документов, подтверждающих или опровергающих причастность к решению вопросов, связанных с выполнением конкретных служебных действий в интересах взяткодателя.

Кроме того, изымается: личная документация (переписка, адреса и номера телефонов, мобильные телефоны с записями адресов, номеров телефонов и иной информацией); дарственные предметы и книги с дарственными надписями, последние могут служить основанием о знакомстве участников преступления.

Целью обыска у взяткополучателей также являются: определение материального достатка (путем изъятия и изучения банковских сберегательных книжек, исследования доходов и расходов членов семьи), выявление фактов денежных трат и фактов приобретения дорогостоящих предметов и ценностей. По окончании обыска у взяткополучателя следователь должен наложить арест на имущество. Гавло В.К. Обстановка преступлений как структурный компонент криминалистической характеристики преступлений // совершенствование расследования преступлений. - Иркутск, ? № 3, 2012. - С. 47

Обыски у взяткодателей производятся в целях получения фактических данных об источниках получения средств для дачи взятки, а также в целях обнаружения в обыскиваемом объекте криминалистически важных материальных следов соучастников преступления, а именно: следов рук, почерка, подаренных, забытых или оставленных на сохранение предметов и т.д. По окончании обысков у взяткодателей следует наложить арест на имущество.

Выемка . При расследовании должностных преступлений выемка производится в случае поступления по уголовному делу криминалистически важных сведений, не подлежащих сомнению, о наличии определенных документов или предметов в конкретном помещении или на конкретном объекте, где работает, живет или бывает должностное лицо.

В протоколах осмотра, обыска и выемки необходимо подробно отражать весь процесс процессуального действия и используемую в процессе следственных действий криминалистическую технику.

Подробно описывать общие и индивидуальные признаки обнаруженных и изымаемых предметов и документов. Обязательно использовать дополнительные средства фиксации: фотосъемку, видеосъемку, зарисовку. Упаковка обнаруженных предметов производится в присутствии понятых и по криминалистическим правилам, чтобы не допустить их повреждения, подмены или утраты.

Допрос задержанного с поличным. Главными условиями успешного допроса подозреваемого являются:

  • 1) предварительная тщательная подготовка к допросу, которая складывается из изучения личности подозреваемого (ознакомление с автобиографией и прошлой деятельностью, определения круга знакомых, друзей и покровителей); ознакомления с функциональными служебными обязанностями, а при необходимости и получение консультаций у специалистов как по вопросам служебной деятельности, так и по назначению и содержанию конкретных документов;
  • 2) немедленный допрос подозреваемого после проведения оперативно-тактической операции по задержанию с поличным. Подозреваемый допрашивается по поводу обнаружения у него денежных сумм (предмета взятки), обстоятельств и источника их получения, функциональных обязанностей его служебной деятельности, характера произведенных им действий по причине его задержания, взаимоотношений с соучастниками преступления и т.п.

Если подозреваемый не признает получения взятки и ссылается на свидетелей и конкретные документы, которые якобы оправдывают его действие, то в этой ситуации целесообразно: осмотреть документы, на которые ссылается подозреваемый, а при необходимости их изъять; немедленно произвести целенаправленные допросы лиц, на которые ссылается подозреваемый, а также допросить родных и близких подозреваемого по вопросу принадлежности ему денежных сумм или предмета взятки. Баев О.Я. О состязательности в досудебном производстве по уголовному делу // Воронежские криминалистические чтения. -Воронеж, ? № 6, 2010. - С. 76

В целях воспрепятствования сговору подозреваемого с родственниками, друзьями, коллегами, а также с лицами, на которых он ссылается, немедленно после допроса этих лиц и при наличии существенных противоречий провести очные ставки между этими лицами и подозреваемым. Такая срочность необходима для воспрепятствования сговора подозреваемого с этими лицами и между собой.

Допрос свидетелей . Тактика допроса свидетелей определяется отношением свидетеля к фактам расследуемого события, к участникам преступления и его заинтересованностью в исходе уголовного дела.

Перед допросом личность свидетеля обязательно изучается. Изучение личности необходимо для проведения целенаправленного допроса и определения очередности допроса свидетелей.

Допросом устанавливаются обстоятельства осуществления заподозренными лицами преступных действий и их документальное оформление. Выясняется: принимались ли меры к ускорению (задержанию) рассмотрения конкретных документов и законность выполнения должностным лицом служебных действий; вызвали ли у допрашиваемого определенные подозрения действия подозреваемого; если вызвали, то в чем они выражались; каковы отношения свидетеля с подозреваемым и т.п.

Наложение ареста на корреспонденцию проводится в целях установления всех участников преступления, их связи между собой и другими лицами, оказавшими им содействие в подготовке, осуществлении и сокрытии преступления. Необходимость проведения этого следственного действия объясняется тем, что соучастники преступления могут находиться в разных населенных пунктах и даже в разных странах. Поэтому наложение ареста на корреспонденцию должно проводиться в тесном взаимодействии с оперативно-розыскными подразделениями.

Оперативно-розыскные мероприятия по расследованию и раскрытию данного вида преступлений осуществляются подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономической и с организованной преступностью и иными правоохранительными органами, имеющими подразделения по борьбе с коррупцией.

К розыскным действиям относятся:

  • -- выявления лиц (соучастников), причастных к преступлению; свидетелей, располагающих криминалистически важными сведениями об обстоятельствах преступления;
  • -- сбор сведений о материальном достатке взяточников и взяткодателей, связях;
  • -- проверка законности справок; документов, послуживших основанием для незаконного удовлетворения интересов взяткодателей и т.д. и т.п.

Производство экспертиз. При выявлении в процессе ревизии или осмотра подделок (подлогов) в служебных документах или фиктивных документов могут назначаться и проводиться судебно-почерковедческие или судебно-технические экспертизы документов. Стоимость предмета взятки определяется судебно-товароведческой экспертизой. Для установления принадлежности участников преступления, следов рук, обнаруженных на объектах взятки, производится дактилоскопическая экспертиза, а для определения химического состава, которым обработан предмет взятки, производится химическая экспертиза. Колчевский И.Б., Данилова С.И., Крашенинников C.B. Особенности квалификации и предварительного расследования по уголовным делам о взяточничестве. ?М., 2010. - С. 37



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!