В очереди на получение жилья. Списки очередников на получение жилья — как проверить очередь. Что такое общая очередь

Моя семья из 4-х человек стояла на получение ГЖС как вынужденные переселенцы с 2000г. В этом году мы с мужем не продлевали статус, так как с нашего общежития сняли статус. Мы с мужем решили две комнаты 23 кв метра жилой площади приватизировать (общая составляет 33 кв метра). Наши дети сын (женат, имеет ребенка 2 года) и дочь(ждёт ребенка, не замужем) с марта этого года зарегистрированы по другим адресам и ведут своё хозяйство отдельно друг от друга. Имеем ли мы право разделить очередь между сыном и дочерью с сохранением даты постановки на учет от 12.07.2000г. В браке, семьей сына жильё не приобреталось, дочь тоже не имеет своего жилья. Нам сказали, что сына и дочь могут совсем снять с очереди на получение ГЖС. Горбунова Наталья Геннадьевна
Тольятти
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также их несовершеннолетние дети независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца. Относительно вопроса разъединения очереди, сообщаем следующее, что данный вопрос детально не регламентирован Правилами, для получения исчерпывающей информации по данному вопросу рекомендуем Вам письменно обратиться в уполномоченный орган с просьбой разъяснить соответствующий порядок.

Здравствуйте! Моя мама имела статус вынужденного переселенца. Стояла в очереди на жилье с 1998. Она переселенец из Казахстана. Работает в школе. Проживает все эти годы в общежитии. Живет в комнате 10 кв.м. с подселением. В комнате прописана и проживает еще девушка. В прошлом году им разрешили приватизацию. Маму исключили из очереди ВП. Что нам делать подскажите пожалуйста, к кому обратиться? Законно ли ее исключили из очереди? Игнатьева Светлана Евгеньевна
Тольятти
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие указанных обстоятельств, но и в обязательном порядке подача им соответствующего заявления, которое должно быть подано в пределах срока действия этого статуса. В противном случае лицо утрачивает статус вынужденного переселенца на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 9 указанного закона.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации соответствующей подпрограммы устанавливают Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153. В соответствии с п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Если вы считаета, что Ваше право нарушено, то вы вправе оспаривать такое решение в судебном порядке. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Источник: http://civitas.ru

Еще ответы на вопросы

  • Оформление доверенности по продаже недвижимости в РФ. Субсидии по оплате коммунальных услуг лицам без гражданства
  • Образец справки, что не женат на территории Узбекистана. Получение гражданства РФ участнику программы по переселению. Документы на гражданство при наличии родственников в России
  • Медобслуживание и медполис при обучении в российском ВУЗе. Право на бесплатные роды ИГ

Популярные образцы и шаблоны документов

  • Иск о признании права общей совместной собственности на жилой дом
  • Образец апелляционной жалобы по делу о признании недействительным завещания и признании права собственности в порядке наследования
  • Споры о наследстве
    Открытие наследства часто бывает с разными спорами. Наследование по закону и завещанию отличается по своему порядку. Образцы документов, по обращениям связанным с наследственными спорами.

    Жилое помещение и право пользования
    Образцы исковых заявлений по гражданским делам, относительно жилья. Жилищное право включает в себя право пользования проживания владения. Относительно этого вспыхивает очень много разногласий и споров. Очевидна разница между жилым фондом коммунальной ичастной собственностью. На этой же почве разгораются споры по разделу лицевого счета и пользованию квартирой. Образцы заявлений в суд помогут понять что именно нужно указывать в своем заявлении.

    Портал «Госуслуги» позволяет проводить постановку в очередь на получение жилья в социальном и маневренном фонде. Чаще всего для подобных целей используются региональные порталы. Так, московский официальный сайт позволяет не только вставать в очередь на жилье, но и контролировать её продвижение в режиме онлайн без посещения специальных ведомств столицы.

    По своей сути в настоящее время очередь на получение жилья – это программа поддержки молодых и малоимущих семей, нуждающихся в социальной защите. Для этого правительством разработаны различные программы субсидирования. Определённые категории граждан имеют право рассчитывать не токмо на получение социального жилья по договору найма с муниципалитетом, но и на субсидирование покупки квартиры по различным сертификатам и ипотеке с поддержкой государства.

    О том, кто имеет право на постановку в очередь для получения социального жилья, каике документы для этого потребуются и каким образом проводится вся регистрационная процедура, расскажем в предлагаемом материале.

    Категории нуждающихся в социальном жилье

    Все категории нуждающихся в социальном жилье строго определены государством и закрепления различными законодательными актами. Среди тех, кто имеет право претендовать на получение подобной помощи от муниципалитетов находятся следующие лица:

    • сироты, оставшиеся без попечения родителей, и выпустившиеся из специальных учебных заведений, детских домов и интернатов;
    • малоимущее граждане, среднедушевой доход у которых меньше установленного в регионе размера прожиточного минимума на протяжении 12-ти месяцев и более;
    • многодетные семьи, в которых воспитываются 3-е и более несовершеннолетних детей;
    • семьи, в которых есть лица, страдающие от социально опасных инфекций (например, туберкулез);
    • молодые семьи, в которых каждому из супругов менее 34 лет;
    • молодые специалисты, прибывшие в населенный пункт по распределению или получившие образование в рамках договора муниципалитета с учебным заведением;
    • пенсионеры и лица, уволенные с военной службы в запас после 20-ти и более лет выслуги.

    Помимо этого, существуют категории граждан, попадающих под действие локальных, региональных и муниципальных программ содействия в приобретении жилья. Это могут быть программы, связанные с расселением определённых территорий, переселением населения в другие города и т.д.

    Какие документы потребуются?

    Предоставить документы на очередь на жилье каждый гражданин должен в тот муниципалитет, в котором он претендует на получение социальной помощи. Все документы предоставляются в оригиналах. Также могут потребоваться ксерокопии. Но об этом случае узнавать заранее в специальном ведомстве, поскольку в каждом регионе на этот счет действует свой собственный свод правил.

    Итак, для того, чтобы встать в очередь на социальное жилье, нужно в первую очередь документально обосновать и доказать свое право на этот вид государственной поддержки. Как уже было указано выше, на подобные меры помощи могут рассчитывать определённые категории граждан. какие – смотрите выше. Если вы к ним относитесь, то необходимо подготовить пакет документов.

    Для постановки в очередь нуждающимся в жилье нужно предоставить следующие документы:

    1. паспорта общегражданского образца и свидетельства о рождении все членов семьи, участвующей в программе;
    2. справка о доходах на каждого работающего за последние 12-ть месяцев (учитываются все виды пособий, пенсий, доходов от подобного заработка,
    3. заработная плата по основному месту работы, алименты и т.д.);
    4. справка из регистрационной палаты о том, что вы и члены вашей семьи не имеют в собственности жилых объектов недвижимости, пригодных для прописки и проживания;
    5. справка из жилищной комиссии о том, что с вами ранее не было заключено договора социального найма жилого помещения по площади соответствующего социальным нормам жилья на каждого члена семьи;
    6. справка о составе семьи из пас портного стола или выписка из домовой книги;
    7. удостоверение многодетной семьи;
    8. представление от муниципальной организации о предоставлении жилья молодым специалистам и т.д.

    Полный перечень необходимых документов можно узнать в многофункциональном центре. Список может отличаться в зависимости от действующей в отношении вас программы социального жилищного субсидирования.

    Как встать на очередь на получение жилья?

    Перед тем, как встать на очередь на получение жилья, нужно обратиться в жилищный департамент своего муниципалитета и от компетентного сотрудника узнать обо всех действующих на данный момент времени программах социальной поддержки. Возможно, в вашем регионе или муниципалитете в настоящее время действует какая-то локальная программа, которая подойдет вам по своим условиям и с её помощью вы сможете очень быстро решить свои жилищные проблемы.

    Постановка на очередь на жилье проводится в жилищном департаменте, через многофункциональный центр обеспечения помощи населению или в онлайн режиме через региональный портал «Госуслуги».

    Существует определённый алгоритм действий в отношении того, как встать в очередь на жилье:

    1. выберите подходящую вам программу, под действие которой попадает ваша семья;
    2. соберите требуемый пакет документов;
    3. зайдите в свою учетную запись на региональном портале «Госуслуги» (они есть практически в каждом регионе Российской Федерации и там же можно получить актуальные сведения о действующих программах в данном субъекте федерации);
    4. после авторизации выберите в каталоге интересующую вас услугу (постановка в очередь нуждающихся в социальном жилье или в улучшении жилищных условий);
    5. заполните предлагаемую форму заявления в электронном формате, проверьте все внесенные сведения отправьте на проверку в жилищный департамент;
    6. после рассмотрения вам будет дан ответ о том, что заявление принято в работу;
    7. с течение 48 часов вам поступит предложение по указанному адресу предоставить весь пакет необходимых документов;
    8. затем вы будет признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий или в получении субсидии или в предоставлении вам муниципального социального жилья;
    9. вам будет присвоен электронный номер в очереди.

    После вам останется лишь отслеживать движение очереди и ожидать того светлого дня, когда вам будет предоставлено право улучшить свои жилищные условия.

    Что может быть предложено стоящим в очереди?

    В зависимости от того, в какой программе участвует гражданин или семья, может быть предложено следующее:

    • социальное жилье из маневренного фонда или в новостройках, в которых по договору компании застройщики отдают муниципалитетам квадратные метры в определённом количестве;
    • сертификат с определённым денежным номиналом, который можно будет потратить на приобретение жилья в любом регионе и городе;
    • сертификат «Молодая семья», дающий право часть покупки квартиры оплатить этими деньгами (по условиям данной программы размер собственных денежных средств должен составлять не менее 60 % от стоимости покупаемого жилья);
    • государственную поддержку при оформлении специальной социальной ипотеки;
    • обмен уже имеющейся в социальном найме квартиры на большую жилплощадь с перезаключением договора социального найма;
    • оплата процентов по ипотеке;
    • частичное погашение уже выплачиваемой ипотеки;
    • многие другие варианты на усмотрение муниципалитета и жилищного департамента.

    Как узнать свою очередь на жилье?

    А теперь разберемся в вопросе о том, как же узнать очередь на жилье, не выходя из собственной квартиры. Итак, для того, чтобы посмотреть очередь на жилье, нужно зайти на региональный портал «Госуслуги». затем нужно авторизоваться в своей личной учетной записи. Перейдите в каталог услуг и выберите там пункт, где можно посмотреть очередь по электронному номеру.

    Таким образом можно проверить очередь на жилье через региональный портал «Госуслуги. К сожалению, на центральном портале это сделать невозможно. Также можно обратиться в многофункциональный центр, где с помощью официально оформленного заявления вы сможете получить аналогично официальный ответ от соответствующего ведомства с указанием вашего порядкового номера в очереди на получение социального жилья.

    Обратите внимание, что для отдельных= категорий граждан есть отдельные очереди на социальную жилищную поддержку. Среди сирот, молодых специалистов, многодетных семей, ветеранов ВОВ работают свои очереди. Эти категории нуждающихся в общий список не подмешиваются, поскольку все они имеют право на первоочередное получение социального жилья, сертификатов или иных мер поддержки.

    Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.

    Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

    По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

    Кто может претендовать на получение социального жилья

    Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

    а) малоимущими;

    б) нуждающимися в предоставлении жилья.

    Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

    Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

    Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

    Основные термины и законы

    Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

    В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

    Социальное жилье

    Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

    В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

    Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

    Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

    Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

    К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

    Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

    Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

    Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

    Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

    Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

    Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

    Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

    Норма предоставления

    Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

    Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

    Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

    Учетная норма

    Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

    Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

    Малоимущие - как определяется уровень обеспеченности

    Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

    Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

    С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

    По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

    Определение имущественной обеспеченности

    Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

    а) Расчет дохода семьи

    Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).

    Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

    Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

    Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

    б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

    Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

    • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
    • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
    • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
    • паенакопления в любых кооперативах;
    • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

    Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

    Исчисление стоимости необходимой жилплощади

    Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

    О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

    При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.

    Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

    В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

    В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

    1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;

    2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

    3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

    4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

    5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

    6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

    • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • документы о праве собственности на земельный участок, дачу, гараж; о праве собственности на транспортное средство;
    • справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража или иного нежилого строения;
    • справка о кадастровой стоимости земельного участка;
    • справка о стоимости паенакоплений (выдается кооперативом);
    • отчет независимого оценщика о стоимости имущества членов семьи заявителя.

    В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

    Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

    Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

    После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

    Необходимым условием является одна из ситуаций:

    1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

    Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

    При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

    2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

    Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

    3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

    Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

    4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

    5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

    Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

    В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

    Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

    Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

    • своих несовершеннолетних детей;
    • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
    • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
    • временных жильцов.

    Влекут ухудшение жилищных условий:

    • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
    • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
    • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
    • выдел доли собственниками жилых помещений.

    Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

    Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

    В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .

    Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

    • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
    • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
    • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

    В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

    • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
    • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

    Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

    Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

    В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

    На что можно претендовать и кто первый в очереди

    В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

    Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

    В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

    За что снимают с учета или отодвигают очередь

    Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

    Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

    Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

    Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

    Реально ли получить социальное жилье?

    Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

    Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

    Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

    В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

    Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

    Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

    Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

    Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

    Законы и подзаконные акты

    «Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

    Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

    Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

    Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

    Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»

    Добиться бесплатного жилья от государства всегда было делом сложным и хлопотным. Сегодня гарантированное ст.40 Конституции РФ право на жилье малоимущих россиян реализуется через предоставление помещений по договору соцнайма в порядке квартирной очереди. Многие считают иллюзорной возможность обрести желанное обиталище за государственный счет. Даже в условиях, когда они формально удовлетворяют требованиям, люди не оформляются на квартирную очередь.

    Отказ от предоставленной государством возможности нерационален. Факт нахождения на квартирном учете может сыграть на руку не только при получении соцжилья, но и в случае самостоятельной покупки недвижимости. Существует множество федеральных и региональных программ, предполагающих:

    • субсидирование государством покупки недвижимости (до 30% стоимости);
    • программы социальной ипотеки с льготной ставкой и длительным периодом выплаты;
    • предоставление рассрочки и другие выгоды.

    Кого принимают на квартирную очередь в 2019-2020 году?

    Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ, социальное жилье положено малообеспеченным россиянам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Существует несколько предпосылок постановки на квартирный учет:

    1. Гражданство РФ – принципиальное требование к претендентам на жилье по договору соцнайма (п.5 ст.49 ТК РФ). Правила постановки на учет «смешанной» семьи варьируются в регионах. Но если речь идет об одиноком иностранце либо семье иностранцев/лиц без гражданства, о том, чтобы получить социальное жилье, нечего и думать;
    2. Констатация статуса малоимущего в управлении соцзащиты по месту жительства;
    3. Потребность в улучшении бытовых условий из-за недостатка квадратуры либо полного отсутствия собственной жилплощади;
    4. Ценз оседлости от 5 лет (в Москве – 10 лет). Учитывая тот факт, что обеспечение жильем проводится за счет бюджетов субъектов федерации, требование о ПМЖ с регистрацией на его территории выглядит обоснованно;
    5. Отсутствие на протяжении последних 5 лет до дня постановки на учет намеренных действий, которые бы ухудшили уровень обеспеченности заявителей жильем (например: регистрация в квартире чужих людей, обмен большей квартиры на меньшую).

    Получение статуса малоимущего

    Перед тем как встать на очередь на квартиру, нужно обратиться в местное управление соцзащиты за статусом малоимущих. Предварительно оценить свое соответствие категории «малоимущий» достаточно сложно. Да и сама она, согласно ТК РФ, применяется только «в целях настоящего Кодекса». В практической плоскости это означает, что зарплата взрослых членов семьи на уровне МРОТ или получение соцпособий по малообеспеченности не гарантирует причисления к малоимущим. И наоборот, если у родителей достаточный доход, но нет имущества и несколько детей, на очередь их могут принять.

    При обращении за искомым статусом сотрудники собеса принимают во внимание:

    • совокупные официальные доходы членов семьи (заработная плата, алименты, рента, доход с депозита и т. п.);
    • стоимость их собственности (жилой и нежилой недвижимости, земельного участка, ТС, самоходных машин и тракторной техники).

    Перечень значительного имущества чиновники будут выяснять на основании сведений от имущественно-регистрационных органов. Поэтому иномарка, купленная по доверенности, формально собственностью не является, а о бытовой технике или золотых украшениях речь вообще не идет. Собирать и носить справки придется заявителю. Например, относительного земельного участка потребуется выписка о кадастровой стоимости, относительно транспортного средства – справка ГИБДД о наличии/отсутствии и экспертная оценка. Весь предоставленный пакет документов будет тщательно проверяться.

    Исходя из полученных данных, сотрудники собеса рассчитывают, сможет ли семья самостоятельно купить квартиру за 20 лет. Для этого они:

    • вычисляют сумму свободных средств, отнимая от совокупного месячного дохода семьи прожиточные минимумы на каждого ее члена;
    • полученную цифру умножают на 12 (месяцы года) и на 20;
    • к результату подсчетов прибавляют стоимость всего имущества семьи;
    • сравнивают полученную сумму с расчетной стоимостью жилья соответствующей квадратуры по региону.

    Если оказывается, что за 20 лет заявители не смогут купить недвижимость самостоятельно, подтверждается статус малоимущего, о чем заявителям высылается письменное извещение.

    Основания признания нуждающимися в улучшении бытовых условий:

    • Отсутствие жилплощади, когда гражданин:
    1. не является супругом или ребенком владельца жилой недвижимости или нанимателя социального жилья.
    2. не является нанимателем по договору соцнайма или найма помещений фонда социального пользования;
    3. не имеет жилья в собственности;
    • Обеспечение жилплощадью менее учетной нормы, установленной региональными властями (для Москвы это 10 кв.м. для отдельных квартир и 15 кв.м. – для помещений, где сожительствуют несколько семей или поколений родственников).
    • Обитание в недвижимости, не соответствующей техническим, санитарно-гигиеническим нормам (нежилая, аварийная, ветхая, подлежащая сносу) независимо от квадратуры.
    • Вынужденное сожительство с больным, страдающим тяжелой или заразной формой хронической болезни, общее проживание с которым невозможно по медицинским показаниям. Перечень заболеваний установлен правительством и включает, к примеру, активную форму туберкулеза, гангрену, психические расстройства, эпилепсию с припадками.

    Как встать на учет?

    Имея на руках позитивное заключение от райсобеса, необходимо обратиться в окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда со следующим пакетом документов:

    • заявление о постановке на учет за подписью всех членов семьи на стандартном бланке;
    • документы, удостоверяющие личность заявителя (общегражданский паспорт, свидетельство о рождении);
    • идентификационные коды;
    • свидетельство о заключении/расторжении брака;
    • справка из Единого кадастра объектов недвижимости с указанием наличия/отсутствия у заявителей жилья в собственности;
    • справка из территориального органа ФНС о доходах, выписки с банковских счетов финансовых учреждений о движении средств;
    • при наличии – документы, подтверждающие льготы.

    Приведенный перечень включает общепринятые документы. Их истребуют при постановке на учет у любой категории заявителей – и у молодой семьи, и у матери-одиночки. В зависимости от конкретной ситуации и региона он может дополняться другими документами.

    Решение о постановке на учет принимается на протяжении календарного месяца. В случае успеха семья становится претендентом на минимально обязательные 18 кв.м. муниципальной жилплощади на душу – таков общегосударственный стандарт.

    Тем, кто встал на очередь, сведения о неизменности материального положения и сохранении потребности в улучшении бытовых условий придется подтверждать ежегодно.

    В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.

    Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно статье 33 Жилищного Кодекса РФ. Получить жилье вне очереди могут лишь особые категории граждан, по причине расселения их после различных стихийных бедствий и техногенных катастроф. К примеру, семья не числится в списке очередников на получение жилья, но произошло землетрясение или наводнение, вследствие которого имеющееся у них в наличии жилье было разрушено или грозит обвалом.

    Согласно все тем же законодательным нормам РФ, учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку. Но на основе единого списка составляются три отдельных списка: первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

    Такой принцип очередности никоим образом не может быть нарушен в пользу нуждающегося, независимо от степени нуждаемости граждан в жилье и независимо от личных заслуг граждан. Права на предоставления жилья граждане получают в тот момент времени, когда регистрируют документы, поданные на получение жилья.

    Согласно изменениям в Жилищном Кодексе от 1996 года, при нарушениях правил очередности на получение жилья судебные исполнители могут принять решение о незаконности выданного ордера на жилье. С исковым заявлением о нарушениях норм очередности в получении жилья могут выступать учреждения, организации, органы местной администрации (в чьих ведениях находятся распределяемые жилые помещения) либо прокурор, действующий в интересах одной из сторон.

    Примечателен тот факт, что граждане самостоятельно не имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями, если считают, что их права как очередников были ущемлены. Они могут действовать только через правовое учреждение или органы местного самоуправления. С одной стороны, такие законодательные нормы можно расценивать как ограничение прав граждан, но с другой стороны закон для всех один и нарушать его не следует. На самом деле, в судебной практике нередки случаи, когда заявления от граждан все же принимаются и рассматриваются в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся на конкретный момент времени ситуации.

    В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

    Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

    К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

    Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

    Какая категория граждан РФ имеет внеочередное право на получение жилья?

    Вне очереди получить жилье в РФ имеют право граждане, если они:

    • Потеряли жилье (общественное или государственное) из-за стихийного бедствия.

    • Пребывали в детском государственном учреждении и настал срок их совершеннолетия, а также если они пребывали на иждивении у попечителей, опекунов или родственников и теперь по ряду причин им не может быть возвращена та жилая площадь, которую имели их родители.

    • Были направлены по распределению как специалисты на работу в другую область или регион.

    • Проходили обучение в высшем, профессионально-техническом, среднетехническом учреждении, в аспирантуре, ординатуре и т.д.

    • Согласно Закону о статусе судей в РФ, местной администрацией городским судьям должно быть предоставлено жилье в течение шести месяцев с момента вступления судьи в должность. Имеется в виду благоустроенное жилье, если у судьи такового в населенном пункте не имелось. Предоставляется внеочередное жилье также работникам прокуратуры, участковым инспекторам на тех же условиях – в течение шести месяцев после вступления в должность.

    • Инвалидам и гражданам пенсионного возраста, если они находились на лечении в стационарных учреждениях, а затем выписались из этих лечебных учреждений и теперь нуждаются в жилье. Им может быть возвращено их прежнее жилье, если оно соответствует санитарным нормам проживания или предоставлено вне очереди другое жилое помещение.

    Какая категория граждан РФ имеют первоочередное право на получение жилья?

    На основании статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, в первоочередные списки на получение жилья могут быть внесены граждане:

    • Инвалиды Великой Отечественной войны и участвующие в боевых операциях в защиту Родины и граждан РФ (в том числе сотрудники МВД, ФСБ и других воинских подразделений).

    • Семьи пропавших без вести или погибших в годы ВОВ и в других боевых действиях на территории России и за ее пределами. К членам таких семей приравниваются и иждивенцы этих категорий граждан, их супруги, родители, дети-инвалиды и т.д.

    • Герои России и Советского Союза, Герои Труда, а также лица, которым были вручены ордена Трудовой Славы, ордена Славы, ордена трех степеней «За службу Родине в Вооруженных Силах».

    • Лица с тяжелыми формами хронических заболеваний (список таких заболеваний можно прочитать в соответствующей статье Жилищного Кодекса РФ). К примеру, это может быть туберкулез, тяжелая форма бронхиальной астмы, псориаз, психические заболевания в тяжелой форме и т.д.

    • Семьям, чьи родственники (супруги, родители) погибли при исполнении служебных или государственных обязанностей, выполняя свой долг, как гражданина РФ, спасая жизни других граждан или охраняя правопорядок страны.

    • Инвалиды I и II групп, получившие увечья во время боевых действий или в гражданских операциях, а также в результате врожденных увечий или тяжелых заболеваний.

    • Рабочие и служащие отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социально-бытовых организаций, долгое время проработавшие в одной сфере производства. Такие граждане могут получить первоочередное право на получение жилья после собрания коллектива, на котором составляется договор, подписанный администрацией организации или предприятия, а также представителями профсоюзного комитета.

    • Женщины, получившие звания «Матери-героини», а также семьи, в которых воспитываются трое и более детей несовершеннолетнего возраста, одинокие матери и семьи, в которых родились близнецы двойни, тройни и т.д.

    • Спасатели из профессиональных или общественных аварийно-спасательных формирований.

    • Педагоги, медики и другие служащие, в чьих услугах нуждаются местные лечебные, оздоровительные, общеобразовательные, дошкольные и другие учреждения или предприятия населенных пунктов РФ.

    • Дается первоочередное право на жилье служащим полиции и таможенной службы.

    • Лица, пострадавшие от политических и экономических репрессий.

    На самом деле все эти вышеприведенные списки внеочередников и первоочередников на получение жилья или на улучшение жилищных условий являются далеко не исчерпывающими. Согласно Законодательным нормам ЖК РФ, предусмотрены и другие случаи, когда граждан из общего списка на получение жилья могут переместить в другие категории списков – первоочередников и внеочередников. Жилье из жилищного фонда распределяется при участии администрации населенных пунктов РФ при участии профсоюзных комитетов, а также представителей местных предприятий, организаций, учреждений и т.д.

    Ежегодно правительством придумываются и принимаются все новые поправки в статьи ЖК, чтобы распределить имеющееся жилье между категориями особо нуждающихся в нем граждан. При этом нужно и не преступать основные законодательные нормы, чтобы не ущемлять права остальных граждан в общих очередях на получение жилья. Ситуация, на первый взгляд, выглядит как «жалкая попытка» реализовать насущные потребности граждан в жилье, но условий для их бесплатного заселения в нормальные жилые помещения у государства нет. В результате нормы законодательства выполняются лишь на бумаге, а на деле права очередников не реализуются.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!