Уровни религиозной толерантности. Религиозная толерантность. Национальная толерантность – залог мира и дружбы на планете

Безопасность в интернете - очень важная проблема нынешнего времени. И касается она всех, от детей до пенсионеров. Она становится все актуальнее в связи с массовым приходом в интернет пользователей, почти, а то и совсем, не подготовленных к угрозам, их поджидающим. Поэтому данная статья и буде посвящена такому вопросу, как безопасность в сети интернет. Ведь страдает не один пользователь, а и многие другие, объединенные в одну глобальную структуру.

Опасности, подстерегающие нас в сети

Если сказать кратко, то существуют две основные возможности того, как может ваш компьютер стать жертвой. Первое - вы сами, странствуя по различным сайтам или устанавливая программное обеспечение с непроверенных источников, а иногда и с проверенных, заражаете свой компьютер. Второе - возможна также ситуация, когда злоумышленники преднамеренно, с помощью, например, троянских программ или вирусов, делают ваше устройство источником опасности.

В результате всего этого компьютер, иногда даже тайно от своего владельца, начинает выполнять рассылку спама, участвует в DDoS-атаках на различные сайты, крадет пароли. Бывает и так, что провайдер вынужден принудительно отключить такое устройство от Получается, что если пользователь не осведомлен о том, что представляют собой основы безопасности в сети интернет, придется ему тяжело.

Зачем нужен злоумышленникам доступ к компьютеру пользователя

Зря обычный пользователь думает, что его компьютер никому не нужен. Это раньше хакеры часто писали вирусы просто ради интереса, сейчас же это делается почти всегда с коммерческой выгодой. Лет 20 тому назад злоумышленник получал удовольствие от того, что мог просто отформатировать жесткий диск. Или сделать так, что при включении компьютера вместо стандартного рабочего стола появятся какие-либо прикольные картинки. Сейчас же они делают все возможное, чтобы владелец ПК как можно дольше не знал о том, что его устройство заражено и втайне от него выполняет дополнительные функции.

Для чего все это делается? Кроме того, о чем было сказано выше, хакеры стараются получить доступ к вашим электронным почтам, кошелькам, аккаунтам в социальных сетях, форумах. Случается так, например, что вы ложитесь спать с 20 000 рублей на электронном кошельке, а утром получаете СМС-сообщение о том, что денег на нем уже нет. А с почты все ваши контакты, да и не только, получают спам-письма, а то еще и трояны. Хакеры могут объединить множество зараженных компьютеров в единую мощную сеть, провести DDoS-атаку даже на мощные государственные серверы. Из самого простого, но также приносящего деньги: заблокируют работу операционной системы и потребуют деньги за устранение проблемы. И, кстати, деньги возьмут, но компьютер оставят заблокированным. Так что безопасность в сети интернет должна стать основой вашей работы в ней.

Как злоумышленники проникают в компьютер? Подробная информация

Для того чтобы взломать защиту ПК, даже если она есть, хакеры применяют целый ряд способов, и пользователи зря думают, что, просто установив антивирус, они избавились от опасности, например, подцепить вредоносную программу. Поэтому, прежде чем искать информацию о том, как правильно соблюдать безопасность в сети интернет, нужно понять, а откуда берутся вирусы и трояны. Сейчас мы перечислим основные пути их проникновения и методы воровства различной информации.

  1. Первый метод называется Благодаря различным психологическим приемам, уловкам и доверчивости пользователей хакеры присылают вам вполне безобидный файл или письмо, а вы сами и запускаете троянчик в нем. Или же по просьбе якобы администрации сервиса выдаете все свои пароли и явки.
  2. Второй метод - предлагается разное бесплатное программное обеспечение, пиратские диски, где спрятано множество вирусов, троянов и тому подобной гадости.
  3. В ПО, в том числе и из самых надежных проверенных источников, постоянно появляются дыры в безопасности. Это относится и к операционным системам. Вот злоумышленники внимательно и следят за такими моментами, стараются их не упустить, а использовать в собственных целях. Зайдете на какую-нибудь страничку сто раз проверенного сайта и - раз - ваше устройство заражено.
  4. Четвертый способ получил особое распространение в последнее время. Это фишинг, когда создаются поддельные сайты. И вы вместо странички своего банка оказываетесь на его поддельной копии. О том, что может быть дальше, говорить не будем, сами догадаетесь.

Начальная защита компьютера пользователя

В идеале, купив ПК, пользователь должен выполнить целый ряд операций, прежде чем броситься бороздить бесконечные просторы сети. Сейчас мы представим некоторые самые первые уроки безопасности в интернете.

Дальнейшие уроки безопасности

Теперь немного информации о том, как обеспечить безопасность работы в сети интернет. Выполнив указанное в предыдущем разделе, продолжайте не забывать о ежедневной защите.


Еще некоторые уроки безопасности в интернете

Сейчас кратко расскажем еще о некоторых мерах предосторожности. Если с вашего банка пришло письмо с проверкой пароля, не вздумайте им его отправлять. Банки никогда таких запросов не делают. Все имеют фильтр от спама. Доверяйте ему. Получив письмо о выигрыше в миллион рублей или наследстве в пять миллионов долларов, удаляйте их сразу же. Рекомендуем устанавливать комплексную защиту. Она надежнее, чем антивирус - от одного производителя, файрволл - от другого, а антишпионская программа - от третьего.


Отдавайте предпочтение платным версиям. Так как Opera и Internet Explorer - самые распространенные браузеры, для них и вирусов существует более всего. Используйте альтернативные варианты: Apple Safari, Google Chrome и Mozilla Firefox. Не пользуйтесь нелицензионным программным обеспечением, так как в нем изначально может быть установлено шпионское ПО. Если делайте покупки в онлайн-магазинах, то пользуйтесь только проверенными вариантами. Это же относится и к любому иному онлайн-сервису. Выполняйте все эти требования, и тогда безопасность в сети интернет будет более-менее гарантирована.

Дети и интернет

В связи с развитием современных технологий все большее количество детей получает возможность выхода в интернет. И если раньше они в основном играли в игры, даже не выходя в сеть, то теперь все совсем по-другому, да вы и сами все знаете. Поэтому появилась новая задача - обеспечить безопасность детей в сети интернет. Это достаточно сложно, так как изначально развивается полностью бесконтрольно.

В ней есть очень много информации, доступа к которой у детей быть не должно. Ко всему прочему, их нужно научить, как не "наловить" вирусов и троянов. Кто же им поможет с этим, как не взрослые. К тому же очень важна и информационная безопасность в сети интернет, так как дети - совсем неискушенные пользователи. Они легко могут попасться на удочку опытного мошенника или злоумышленника.

Как научить детей правильно пользоваться интернетом

Самый первый совет заключается в том, что первые сеансы в сети ребенок должен проводить с кем-нибудь из взрослых. Желательно пользоваться такими программами, как чтобы контролировать все действия детей в интернете.

Нужно ограничивать самостоятельное использование почты и чатов, ведь это может быть даже опасно. Так как там, например, педофилы могут искать себе жертв. Дадим несколько рекомендаций относительно того, как можно постараться обеспечить максимально безопасность детей в сети интернет.


Когда вашему ребенку 14-16 лет, маловероятно, что вы сможете больше его разбираться в компьютерах, интернете и всех подобных вещах. Хотя, конечно, о контроле и влиянии на него забывать нельзя. Тем более надо помнить о такой проблеме, как обеспечение безопасности в сети интернет. Ведь, если компьютер общий, или все устройства подключены к единой домашней сети, то и угрозы будут общими. К тому же просматривать отчеты о деятельности ребенка вы всегда сможете. Рекомендуется не конфликтовать с ребенком по этому поводу, а пробовать общаться и находить общий язык. Несмотря на возражения, постарайтесь заставить принять правила пользования интернетом, скажите, какие сайты нельзя посещать.

ПК, имеющий выход в сеть, должен быть установлен в общей комнате. Это будет немного сдерживать вашего ребенка. Установите ПО, блокирующее нежелательные сайты, не разрешайте без согласования с вами устанавливать любые программы. И не забывайте следить за тем, чтобы дети не стали зависимыми от интернета. Надеемся, что наши советы помогут защитить ваши компьютеры от угроз.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Для защиты детей от вредной информации активисты РВС разработали пособие по информационной безопасности детей.

Потребность в информации - одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические - еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией мы в детстве усваивали модели поведения, учились социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки - они создавали для нас информационное окружение, в котором мы воспитывались и формировались.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Почему мы считаем, что проблема защиты информационного окружения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние 10–15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения - все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности - там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы - с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой брошюре мы хотим наглядно разобрать, какие именно информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности и тепле сидит дома за компьютером.

Чего мы не хотим, так это нагнетания в духе «компьютеры, Интернет - это зло, и детей нужно тотально изолировать от этого зла». Мы так не считаем. Мы убеждены, что Интернет и персональный компьютер - превосходные инструменты для работы, образования, развлечения, духовного роста человека.

Мы считаем, что ребенка необходимо учить правильно управлять хаотическим потоком информации. И мы изложим наше предложение в данной брошюре.

Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

Для начала немного цифр.

По данным исследования Фонда Развития Интернет, проведенного в марте 2009 года, были получены следующие данные.

На вопрос «какой источник информации для тебя самый главный?» все школьники, участвовавшие в исследовании, на первом месте поставили родителей. Интернет прочно занимает второе место как приоритетный источник информации. Учителя у восьмиклассников и девятиклассников стоят только на третьем месте, т. е. Интернет уже стал авторитетнее учителя. На четвертом месте у этой группы школьников - друзья и одноклассники.

У старшеклассников Интернет поделил второе место вместе с учителями, друзьями и одноклассниками.

Фонд Развития Интернета отмечает, что здесь господствует жесткая конкуренция и если не научиться эффективно использовать возможности Интернета в процессе обучения, становится достаточно очевидно, кто в итоге победит.

Исследовался также так называемый «цифровой разрыв» - разница в компетенции пользования Интернетом между родителями и детьми. Выявились следующие факты:

  • менее половины родителей осведомлены о рисках, с которыми сталкивается ребенок. Каждый третий родитель знает, что дети видят изображения сексуального характера в Интернете, потому что видят их сами. В то же время они почти не имеют представления о том, что дети становятся жертвами агрессивного поведения или могут быть агрессорами сами. Хотя самих детей в наибольшей степени волнует именно то, что представляет собой коммуникационные риски. Также родители очень мало знают о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в Интернете;
  • готовность ребенка увидеть и принять помощь. Треть детей отмечает, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку.

При этом, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google, российские подростки обгоняют родителей по частоте использования Интернета. Ежедневно пользуются Интернетом 89% подростков и 53% родителей подростков. Причем 17% всех опрошенных родителей отметили, что не пользуются Интернетом вообще.

Что мы видим в этих цифрах? Как источник авторитетной информации Интернет уже обошел учителя. И готовится вытеснить с первого места родителей. Давайте вдумаемся, что это значит. Получается, родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет возможность воспитывать своего ребенка. Пока, к счастью, авторитет родителя по- прежнему является самым значимым для ребенка, именно родительское слово наиболее весомо. Но уже сегодня Интернет играет очень значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира - все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.

Чтобы понять фундаментальную новизну ситуации, давайте подумаем, что в сущности представляет собой Интернет? Интернет вполне можно назвать виртуальным миром. Конечно, этот виртуальный мир тесно связан с реальностью - в Интернете зарабатывают вполне реальные деньги, с его помощью заказывают вполне реальные продукты, обсуждают вполне реальные новости и попадаются на крючок вполне реальным мошенникам. Точно такое же реальное воздействие на ребенка оказывает Интернет. Но, по своей сущности, Интернет действительно виртуальный мир. Здесь тоже есть компании «плохих парней», например, пропаганда экстремистских идей, нехорошие форумы, группы в социальных сетях. Здесь тоже есть наркодилеры, при помощи Интернета вполне можно купить спайсы. Хотя отметим, что этому эффективно противодействуют. В огромном количестве есть нехорошие фильмы и клипы, музыка опасных жанров и т. д. Подробно об этом речь пойдет в следующих главах.

Здесь мы хотим обратить внимание на следующий феномен. Любой нормальный родитель следит за тем, кто влияет на его ребенка. Не общается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ребенку обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы?

Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит. Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром ». Родители, не понимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка.

То, что школа проигрывает состязание с Интернетом в авторитетности, - очень тревожный факт. Традиционно школа играла огромную роль в воспитании личности, формировании картины мира, приучала к нормам поведения в обществе. Теперь ее влияние значительно ослабло.

Если тенденция продолжится, если не поменять порядок вещей, то совсем скоро подрастающая личность будет формироваться уже в первую очередь Интернетом и лишь во вторую - родительским воспитанием. Ни о каких доверительных отношениях между родителями и детьми в таком случае речи уже идти не будет. Родители, по сути, превратятся в опекунов. И это будет совсем другая, очень зловещая реальность.

Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

Молодежные депрессивные субкультуры являются крайне коварной и опасной ловушкой на пути становления личности. Особую опасность они представляют для подростков.

Вспомним себя в переходном возрасте - пожалуй, самом ярком, драматичном, тяжелом и прекрасном периоде жизни человека. Что происходит с подростком? Мир вокруг него резко усложняется, возникают совершенно новые проблемы и заботы. В душу врываются неведомые до сих пор переживания. Первая, еще очень чистая, невинная любовь… При этом - крайняя ранимость и податливость формирующейся личности. Подростки с довольно чутким сердцем и тонким внутренним миром страстно ищут философские основы мироздания, яростно, с максимализмом пытаются постичь предельные основания бытия.

В этом сложнейшем периоде жизни подросток ищет способ самовыражения, свое место в обществе. Он остро нуждается в ощущении своей независимости и самостоятельности. Ему очень, очень тяжело с этим справиться.

Так вот, все без исключения депрессивные субкультуры эксплуатируют эти стремления и проблемы, эту естественную энергию подростка. Забегая вперед, отметим: что самое печальное, самое ужасное в том, что в капкан субкультур прежде всего попадают дети с чуткой душой и горячим сердцем. Не только они, но они - в первую очередь. Давайте разберемся, что такое субкультура, какие они бывают и что их объединяет.

Не хочется здесь давать общепринятое определение, в конце концов, читатель вполне может найти и прочитать это сам. Нам же нужно разобраться с сутью. Субкультуру вполне можно расшифровать как «подкультуру». С английского языка, кстати, буквальный перевод звучит как «подкультура». То есть это определенный набор ценностей, поведенческих моделей, специфических слов и понятий, стилей одежды, музыкальных предпочтений и т. д., которые отличают ее от основной культуры общества. Депрессивные, опасные субкультуры всегда радикально противопоставляют себя основной культуре. Тем самым, кстати, удовлетворяют запрос подростка на независимость и индивидуальность. Разумеется, подсовывая ему опаснейшие духовные суррогаты.

Для того чтобы понять сущность субкультур, давайте рассмотрим одну из них.

Готы, готическая субкультура

Одна из самых популярных субкультур. Мировоззрение основа но на так называемой dark culture - темной культуре, с ее культами смерти, страданий, депрессий, ненависти к жизни и радости. Сами готы характеризуют свое мировоззрение как «депрессивно-романтическое». Для мировоззрения характерны частые депрессии, меланхолия, темный мистицизм, резкое неприятие «толпы», то есть общества, людей, не входящих в данную субкультуру. Стержень готической субкультуры - смерть, рассматриваемая романтически. Все, что связано со смертью во всех ее проявлениях, - прекрасно для готов. Все, что связано с жизнью, позитивными эмоциями, духовным позитивным подъемом, - отвратительно и является уделом «быдла». Сами готы называют это танатофилией, то есть, проще говоря, смертолюбием. Готы считают романтичным прогуливаться по кладбищу, фантазировать на тему загробного существования. Прекрасным зрелищем для гота являются руины, черепа, кости. Отдельное место в готической субкультуре занимает все, что связано с вампирами. Вампиры воплощают собой готическую романтику: потустороннее существование, полная отстраненность от живого мира, тонкие отношения между жизнью и смертью.

Среди специфической атрибутики, на которой предприимчивые деятели зарабатывают деньги, - черепа, перстни с когтями, черепами, крестами, такие же подвески на цепочке.

Поскольку субкультура неразрывно , стоит сказать пару слов о ней. Готического направления музыки огромное количество - от готического металла, до современного dark wave. В сюжетах то же самое: вампирская эстетика, смерть, уныние, депрессия, суицид - как высшее проявление индивидуальности и духовности - презрение к обществу, эскапизм (стремление скрыться от мира, избегать его). У молодежи популярны яркие представители это направления: Otto Dix, Lacrimosa, Tiamat, Sirenia и др. Часто у готов популярны жанры black metal (сатанинский металл), death metal (можно перевести, как «металл смерти»), то есть, опять-таки все на тему смерти, ужаса и зла.

Надо отметить, что очень часто путь в субкультуру лежит через музыкальные предпочтения. Музыка действительно является очень мощным инструментом влияния на человека, особенно если устойчивая система ценностей еще не сформирована. Вывод: необходимо сделать все для формирования у ребенка здоровой системы ценностей. Иначе их «сформируют» другие.

Внешний вид гота описывать здесь не имеет смысла, достаточно фотографий в сети.

Итак, что мы видим даже после такого поверхностного обзора субкультуры? Какие естественные запросы подростка суррогатно удовлетворяет готика? Философский запрос и запрос на нахождение предельных оснований бытия - прежде всего. И это ужасней всего, так как это самые чистые, искренние и глубокие запросы ребенка, и вместо трудов великих мыслителей, вместо высокого искусства - от книг до музыки, он принимает крайне опасный яд. Кроме этого, субкультура определяет отношение подростка к обществу, удовлетворяет его потребность в самоопределении и независимости, решает проблему неуверенности. Снова подчеркиваем, делает это субкультура в страшно уродливом виде.

Прочие субкультуры. Панки, неформалы, рэперы, эмо и т. д.

Хотя это совершенно разные субкультуры, основанные на музыке, представители которых презирают друг друга, у них много похожего. Для всех этих субкультур характерно подчеркнуто антисоциальное поведение, бунтарство, протест против порядка, противопоставление себя «толпе». Часто политизированы, хотя и не всегда. Антисоциальное поведение рассматривается как форма протеста. В мировоззрении и музыке - безнадежность, ненависть к миру, наркомания как благо, культ насилия, выпивки и беспорядочного секса.

Аниме и анимешники

Не настолько опасная субкультура, да и многие утверждают, что увлечение аниме нельзя назвать субкультурой. Пожалуй, это действительно так - аниме не предлагает единого мировоззрения и философского объяснения мира. Тем не менее часто складываются тусовки любителей аниме.

Нужно понимать, что аниме (японские мультики) совсем не так безобидны, как это может показаться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием. Но есть и такие, где демонстрируется чудовищная жестокость, ярко выражена эротичность персонажей. Часто герои аниме ведут антисоциальный образ жизни. Существуют также совсем сумасшедшие направления аниме. Ярчайший пример - «гуро», комиксы и мультики с расчленением трупов, нанесением изощренных садистских травм, крайние формы садомазохизма, каннибализм. Или «хентай» - японские порнографические мультфильмы.

Вообще, чтобы понять, что такое аниме, лучше всего посмотреть пару мультфильмов. Японская анимация прочно заняла свое место в мировой культуре и не случайно: как уже упоминалось выше, есть очень хорошие аниме мультфильмы (пример - «Унесенные призраками»). Но есть и очень опасные течения.

Пару слов о сектах и экстремизме

Сервис предлагает комплекс услуг по блокировке нежелательного контента, включая блокировку рекламы. Версия «для дома», стоимостью 360 рублей в год, позволяет блокировать сайты по многим признакам, например, можно заблокировать все социальные сети, черный список минюста, сайты знакомств и т. д. Сервис имеет свою огромную базу адресов с характеристикой контента. Есть настройка «белого» списка, есть «черные» списки.

Главное преимущество сервиса - гибкие и удобные настройки при невысокой цене. Блокирует сайты, содержащие вирусы. Простая на- стройка, не требующая специальных знаний.

Из минусов - сервис ничего не способен ограничивать непосредственно на компьютере, он фильтрует только доступ к Интернет-ресурсам.

Надежность высокая, обойти при правильной настройке - достаточно тяжело.

2. Dr. Web Security Space и Kaspersky Internet Security

Документация встроена также и в сам продукт.

Прежде всего, это полноценные антивирусные решения, функция родительского контроля реализована «в довесок». Тем не менее, очень популярное решение для домашнего компьютера, выполняющее свои задачи вполне эффективно. Позволяет блокировать не только нежелательные сайты и сайты с вирусами, но и ограничивать использование компьютера по времени, устанавливать запрет на запуск определенных приложений, блокирует доступ к указанным папкам и файлам на компьютере.

Обойти настроенный родительский контроль на этих продуктах очень просто, если не провести дополнительные настройки. Дело в том, что разрешения настраиваются для отдельных пользователей операционной системы. Из чего, кстати, следует, что нужно создать отдельного пользователя операционной системы с ограниченными правами для ребенка.

Что делает более-менее продвинутый подросток? Он загружает компьютер в безопасном режиме, выбирает пользователь «Администратор», который в обычном режиме скрыт и потому не имеет пароля, создает себе временного пользователя с неограниченными правами. Сделать это очень просто и подростки этому учатся моментально. Почему-то в документации на этот момент внимания не обращают. Однако, закрыть такую брешь легко - достаточно активировать скрытого пользователя «администратор» и задать ему пароль. Как это сделать - в конце этого приложения.

Плюсы - гибкая настройка, большие возможности контроля, помимо родительского контроля есть антивирус и файрволл.

Минус - нужны дополнительные настройки операционной системы (создание учетной записи для ребенка, создание пароля для учетной записи «администратор»).

3. Как активировать учетную запись «администратор»?

Нажмите «Пуск», щелкните правой кнопкой на «Компьютер» и откройте пункт «Управление». Нас интересует ветка «Локальные пользователи».

В открывшемся окне дважды щелкните на пользователе «Администратор», в появившемся меню снимите птичку с пункта «Отключить учетную запись» и нажмите «OK».

На этом все. Учетная запись «Администратора» активирована. Далее необходимо задать пароль для этой учетной записи.

Данная проблема актуальная для операционной системы Windows 7 версий выше Home premium.

4. Как создавать учетные записи, менять пароли к ним
Пуск - Панель управления - учетные записи пользователей. Тут можно менять пароли и создавать новые учетные записи. Напомним, для работы родительского контроля у ребенка должна быть своя учетная запись Интернет (не администратора!), для которой будут ограничены права.

В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

  • Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
  • Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с одержимым, далёким от задач образования.
  • Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

  • ТЫРНЕТ - Детский Интернет (http://www.tirnet.ru/proxy ) - сетевой инструмент для организации безопасного серфинга детей в сети Интернет.
  • securelist.com (http://www.securelist.com/ru/encyclopedia) — энциклопедия информационной безопасности.
  • Антивирусная Школа (http://av-school.ru/ ) - антивирусная школа от Касперского.
  • Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» (http://www.content-filtering.ru/ ) - помощь родителям в организации безопасного доступа детей в сеть Интернет.
  • InternetSecure.ru - безопасность в интернет (http://internetsecure.ru/ ) — набор технологий и программ для работы в сети и с компьютером.
  • Безопасность наших школ (http://www.schoolsave.ru/ ) — портал «Безопасность наших школ» призван обеспечить общественный контроль за мерами пожарной и антитеррористической безопасности, здоровьем школьников и состоянием зданий школ, а также способствовать вовлечению граждан в обсуждение вопросов, связанных с безопасностью российских школ.
  • Security Portal .RU (http://www.securityportal.ru/ ) — здесь Вы найдете информацию по защите информации, защите приватности, безопасным сетевым взаимодействиям, криптографии.
  • Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (http://www.oszone.net/6213/ ) — обеспечение безопасности детей при работе в Интернет (статья, ссылки, материалы).
  • Anti-Malware.ru — независимый информационно-аналитический портал по безопасности (http://www.anti-malware.ru/ ).
  • Школьный Яндекс (http://school.yandex.ru/ ) - школьный поисковик.
  • Защита детей от интернет угроз — (http://www.securitylab.ru/software/1423/ ). Каталог программ «Защита детей от интернет-угроз» (описание, сравнение, оценки).
  • Семейная безопасность — Windows Live (http://download.live.com/familysafety ) -программа от компании Microsoft.
  • http://nicekit.ru/ -программа родительского контроля.http://www.kidscontrol.ru/ — еще один вариант программы для организации родительского контроля. Сегодня многие из нас встают перед проблемой, как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время и защитить от негативной информации. Эти сайты помогут решить этот вопрос.
  • Этика — (http://www.etika.ru/ ). Сайт создан специально для пользователей Рунета, которые хотят работать в этичной, корректной и безопасной среде и готовы участвовать в создании такой среды.
  • Сетевой этикет - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Netiquette .
  • Проект Антиспам.Ру http://www.antispam.ru/ .
  • Основы безопасности в Интернете для молодежи http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm — интерактивный курс по Интерент-безопасности.
  • CITFORUM http://www.citforum.ru/security/ — информационная безопасность (большое количество материалов по теме).
  • Родители, дети, компьютер. «Программа контроля использования компьютера ребенком - КиберМама™ » — (http://cybermama.ru/ ).
  • Компьютер и здоровье: болезни от компьютера, профилактика и лечение. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания пользователей компьютеров — (http://www.comp-doctor.ru/ ). Как выбрать безопасные для здоровья компьютер и программы, правильно организовать рабочее место.
  • [Клякс@.net][Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.][Комплексы упражнений] (http://www.klyaksa.net/htm/pc_and_health/exercise/index.htm ) - Сайт для учителей информатики и не только. Комплексы упражнений физкультминутки.
  • Инфосекьюрити — http://www.infosecurity.ee/ . Эстонский сайт о безопасности, но интересен и для российских пользователей сети Интернет.
  • 4 этапа защиты компьютера — Советы от компании Microsoft.
  • Обеспечение информационной безопасности в учебных заведениях. На портале Сети творческих учителей — http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com .
  • Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft — http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx# .
  • Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids .
  • Ребенок в сети. Сайт от компании Panda — http://www.detionline.ru/ .
  • Специальный портал, созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернетhttp://www.saferinternet.ru/ . Документы, материалы и многое другое.
  • Nachalka.com (http://www.nachalka.com/ ) — сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. Для детей это безопасная площадка, где можно узнавать что-то интересное, создавать что-то новое, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах. Родителям интересно обменяться советами о воспитании детей, получить при необходимости консультацию учителей, узнать больше о своих собственных детях. «Пока мы спорим «пущать» или «не пущать» учеников начальной школы в Интернет - они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем формировать у ребят навык «безопасного» поведения в Интернете. Как?» Этому и не только посвящен раздел сайта «Безопасность детей в Интернет» http://www.nachalka.com/bezopasnost .
  • http://www.gogul.tv/ — детский браузер Гогуль. Защита детей от нежелательного контета, контроль за интернет-серфингом.
  • Интересная бесплатная программа родительского контроля. Не позволяет ограничивать время, проводимое ребенком за компьютером, но блокирует посещение некоторых сайтов, позволяет дополнять и формировать черные и белые списки. Работает под паролем —

Некоторые аспекты обеспечения информационно-психологической безопасности школьников

Доклад на окружном родительском собрании

Педагога-психолога ЦПМСС «Доверие» САО г.Москвы

Канд.психол.наук

Пирумовой К.В.

Современный ребенок живет в мире постоянно увеличивающихся темпов роста информации. Изменились формы и методы распространения информации. Главная роль теперь принадлежит глобальным сетям. В Интернете на ребенка оказывать влияние может любой человек, политическая партия, группы людей, организации; нет никаких ограничений по территории влияния, времени. Средства влияния и возможности виртуального воздействия постоянно усиливаются и усложняются.

Всероссийское исследование «Дети России онлайн», проведенное в 2010–2011 гг. Фондом развития Интернета совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральным институтом развития образования МОН РФ, охватившее 1025 детей в возрасте от 9 до 16 лет и 1025 их родителей из одиннадцати разных регионов России, выявило более рискованное и, следовательно, более беззащитное поведение российских школьников в Интернете, нежели у их сверстников, живущих в развитых европейских странах. Среди особенностей использования интернет-технологий можно обозначить следующие:

Дети в России начинают впервые выходить в Глобальную сеть в возрасте 8–10 лет;

Большинство российских детей выходят в Сеть самостоятельно (около 80% детей), родители их практически не контролируют;

Дети часто встречают опасный контент (например, почти треть опрошенных детей сталкивались за последний год с изображениями сексуального характера в Интернете);

Не все родители достаточно осведомлены о существующих рисках в Интернете и способах защиты от них, многие зачастую недооценивают проблему безопасности.

Результаты влияния информации на здоровье ребенка, в том числе на его духовную жизнь, нравственность, непредсказуемы. С одной стороны, постоянно увеличиваются возможности для творческой и интересной жизни, саморазвития, с другой стороны, информационные потоки так огромны, что ребенок не всегда успевает обработать и запомнить даже полезную информацию. Дети и подростки легко могут найти или создать уникальную среду для виртуального общения и так же легко стать жертвами манипуляторов, подвергаться разного рода насилию. Информационные перегрузки приводят многих людей, в том числе и детей, к стрессам, депрессиям.

Многие дети с раннего возраста начинают играть в различные компьютерные игры , далеко не всегда развивающего характера, в которых используются самые фантастические виртуальные образы, как позитивные так и негативные. Надо сказать, что использование виртуальных образов ребёнком в отсутствие фундамента телесного, душевного и духовного здоровья (а в детском возрасте идет только закладка и формирование этого фундамента) приводят к следующим последствиям:

а) нарушению восприятия живого образа , нарастанию неумелости в деятельности в обычных условиях, восприятию мира в "искусственном" масштабе вне связи с реальным временем и пространством.

б) путанию реального и виртуального мира . До 6-7 лет у детей отсутствует механизм различения обыденной и виртуальной реальности, ребёнок продолжает виртуальный поединок наяву, ставит себя выше своих родителей, не может приспособиться к своему реальному "Я".

Кроме того, до 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии . Только после 12 лет дети имеют возможность хотя бы частично научиться разделять реальности виртуальную и действительную.

в) заражению сознания "информационной инфекцией" , то есть агрессивными натуралистическими образами, приводящими к телесному "отравлению". Виртуально убивая и подавляя, ребёнок получает удовольствие от удара, оскорбления, убийства, собственной злости и безнаказанности . Привычная человеческая шкала ценностей переворачивается, извращается восприятие ребёнком окружающего мира.

г) задержке психического развития за счёт длительного восприятия жёстких, негибких, предзаданных форм изображения (так же как и при использовании роботизированных игрушек).

д) затруднению восприятия ребёнком себя: изменению сознания, воли, личности, эмоций, телодвижений (моторная неловкость, неестественность телодвижений). У ребёнка развивается невнимательность, неусидчивость, "витание в облаках"; нарастает, как снежный ком, неуспеваемость. Часто это сопровождается повышенной утомляемостью, раздражительностью, нарушением памяти и мышления.

е) включению ребёнком в свой образ чужого образа , отождествление себя с ним.

Виртуальные образы привлекают внимание ребёнка и создают психологическую зависимость за счёт искусственной стимуляции, перевозбуждения нервной системы. Это приводит к дисгармонии мозговых ритмов и гипервозбудимости детей.

Компьютерные игры психиатры всего мира считают наркотиком нового поколения, уводящим ребёнка из мира настоящего в мир иллюзий. Вырастая, он будет тратить своё свободное время на компьютерные игры в ущерб настоящей реальной жизни.

И, к сожалению, все чаще и чаще мы говорим о компьютерной зависимости.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ.

Обратите внимание на психологические особенности вашего ребенка . Социально дезадаптированные дети имеют повышенную вероятность к приобретению Интернет-зависимости. Причина в том, что Интернет позволяет оставаться анонимным, не бояться осуждения (если что-то сделал неправильно, всегда можно поменять имя и начать все заново), предоставляет гораздо более широкий выбор возможностей к общению, чем реальный мир. В Интернете ребенку гораздо легче выстроить свой виртуальный мир, пребывание в котором будет комфортным. Поэтому, если у ребенка что-то не получается в реальном мире, он будет стремиться к пребыванию там, где ему комфортно. С другой стороны, Интернет может помочь застенчивому ребенку стать более общительным, найти ту среду общения, которая более полно соответствует его уровню развития, и в результате повысить его самооценку. Если ваш ребенок в жизни замкнут, застенчив или склонен к унынию, вам необходимо внимательно следить за его отношением к Интернету с тем, чтобы предотвратить его превращение из средства раскрытия личности ребенка в плохо контролируемую страсть.

Следите за симптомами проявления Интернет зависимости . Она проявляется в том, что дети до такой степени предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя в виртуальной реальности большую часть своего времени. Интернет-зависимый ребенок чаще всего тих и замкнут, он ждет не дождется, когда можно будет подключиться к Интернету, ему тяжело выйти из него, он впадает в депрессию или становится раздражительным, если на несколько дней его отлучили от Интернета. Интернет-независимый ребенок легко может переключиться на другой канал общения, выйти из Интернета, когда в этом возникает необходимость, он всегда четко различает, где он сейчас общается – в Сети или нет. Спросите себя: оказывает ли времяпровождение в Сети влияние на школьные успехи вашего ребенка, его здоровье и отношения с семьей и друзьями? Выясните, сколько времени ваш ребенок проводит в Интернете.

Обратитесь за помощью к специалистам. Если у вашего ребенка проявляются серьезные признаки Интернет-зависимости, проконсультируйтесь с педагогом или психологом. Навязчивое использование Интернета может быть симптомом других проблем, таких, как депрессия, раздражение или низкая самооценка. И когда эти проблемы будут решены, зависимость от Интернета может пройти сама собой.

Не запрещайте Интернет. Для большинства детей он является важной частью их общественной жизни. Вместо этого установите «Внутрисемейные правила использования Интернета» . В них можно включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит в Интернете ребенок; запрет на Сеть до выполнения домашней работы; ограничение на посещение чатов или просмотр материалов «для взрослых».

Поддерживайте равновесие . Пусть ребенок почаще играет с другими детьми. Мотивируйте его на такое общение. Помогайте ребенку участвовать в общении вне Интернета. Если ваш ребенок застенчив и испытывает неловкость при общении с ровесниками, почему бы не рассмотреть возможность специального тренинга? Поощряйте участие ребенка в тех видах деятельности, которые объединяют детей с одинаковыми интересами, например, судомодельный, радиотехнический или литературный кружок.

Контролируйте своих детей. Существуют программы, которые ограничивают использование Интернета и осуществляют контроль за тем, какие сайты посещаются. Однако сообразительный ребенок, если постарается, может и отключить и эту службу. Поэтому ваша конечная цель – развитие у детей самоконтроля, дисциплины и ответственности.

Предложите альтернативы. Если вам кажется, что ваши дети интересуются только онлайновыми развлечениями, попробуйте предложить им автономный аналог одной из их любимых игр. Например, если ваш ребенок получает удовольствие от ролевых игр на тему фэнтези , предложите ему почитать книги той же тематики, посмотреть фильмы.

Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями.

Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, им следует уяснить некоторые моменты.

Расскажите своим детям об опасностях , существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций. В заключение беседы установите определенные ограничения на использование Интернета и обсудите их с детьми. Сообща вы сможете создать для ребят уют и безопасность в Интернете.

Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько мыслей о том, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным .

Установите правила работы в Интернете для детей и будьте непреклонны.

Научите детей предпринимать следующие меры предосторожности по сохранению конфиденциальности личной информации:

– Представляясь, следует использовать только имя или псевдоним.

– Никогда нельзя сообщать номер телефона или адрес проживания или учебы.

– Никогда не посылать свои фотографии.

– Никогда не разрешайте детям встречаться со знакомыми по Интернету без контроля со стороны взрослых.

Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова как в Интернете, так и в реальной жизни.

Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.

Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.

Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.

Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы – музыки, компьютерных игр и других программ – является кражей.

Скажите детям, что им не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, – правда. Приучите их спрашивать вас, если они не уверены.

Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, вы яснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них.

Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми.

Регулярно посещайте Интернет-дневник своего ребенка, если он его ведет, для проверки.

Будьте внимательны к вашим детям!

Постарайтесь не терять с ними эмоционального контакта. Дети должны чувствовать и осознавать, что их любят и принимают в семье, несмотря на ошибки, которые мы все (а уж тем более дети) волей-неволей в жизни совершаем. Чувствуя любовь и поддержку близких, ребенок легче усвоит все вышеприведенные правила и рекомендации, относящиеся к безопасному пребыванию человека в виртуальном пространстве.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ: ТРУДНЫЙ ПОИСК РЕШЕНИЙ

В ХХI век человечество вошло с большими надеждами. Осталось позади столетие, ознаменовавшееся двумя мировыми войнами и длительной изнурительной «холодной войной». Многим казалось, что мир без насилия и войн – близкая реальность. Однако суровые реалии первых лет нового тысячелетия с их многочисленными межэтническими конфликтами, мощными вспышками международного терроризма, острыми межрелигиозными противоречиями вновь убедительно показали, что для достижения гражданского мира и национального согласия в каждой стране, справедливого и прочного мира на планете в целом необходимо приложить огромные усилия как со стороны правительств и общественных организаций, так и со стороны религиозных объединений.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции «Поощрение религиозного и культурного взаимопонимания, гармонии и сотрудничества» от 19 февраля 2004 г. не только выразила встревоженность тем, что «во многих районах мира учащаются серьезные случаи нетерпимости и дискриминации на почве религии или убеждений, включая акты мотивированного религиозной нетерпимостью насилия, запугивания и принуждения», но и подчеркнула, что «борьба с ненавистью, предрассудками, нетерпимостью и косностью на почве религиозной и культурной принадлежности представляет собой серьезную глобальную задачу». В решении этой задачи важное место занимает работа по формированию религиозной толерантности.

В свое время в «Лекциях по этике» известный немецкий философ И. Кант писал: «Терпимость с религиозной точки зрения состоит в том, что один может без ненависти переносить несовершенство и заблуждения религии другого, хотя и испытывает при этом неудовольствие. Кто истинной религией считает то, что является в моей религии заблуждением, ни в коем случае не должен быть предметом ненависти». 1 Таким образом, во времена Канта достижение даже религиозной терпимости было делом весьма сложным.

С тех пор человечество существенно продвинулось по пути формирования религиозной терпимости. Вместе с тем глобализация, массовая миграция населения, увеличение разрыва в благосостоянии между различными странами и между этническими группами внутри стран существенно усилили угрозу эскалации различных форм нетерпимости, которая приобрела планетарный характер. Не обошли они стороной и Россию. По данным руководителя центра по исследованию проблем ксенофобии и экстремизма Института социологии РАН Э. Паина уровень ксенофобии в последние четыре года по сравнению с предыдущим периодом вырос почти в 2 раза. 2

Существенно выросла религиозная и этническая нетерпимость. Среди современной молодежи она проявляется в 2 с лишним раза чаще, чем у людей старшего возраста.

Международный терроризм, прикрывающий свои страшные преступления религиозной риторикой, еще более обостряет проблему. «Масла в огонь» подливают иные политики, стремящиеся набрать «очки», заявляя о превосходстве одной религии, имеющей предназначение, по их мнению, властвовать над всеми остальными, призывая ее последователей возродить «воинственность, жертвенность, нетерпимость» и найти себе лидеров, «готовых сражаться» 3 (как это делает, например, кандидат в президенты США от Республиканской партии на выборах 1992 и 1996 гг. Патрик Бьюкенен в своей нашумевшей книге «Смерть Запада»). Не служат воспитанию религиозной толерантности и опрометчивые утверждения некоторых популярных деятелей культуры, тиражируемые средствами массовой информации. «Мыслящий народ должен понимать, – указывает, например, писатель Василий Аксенов, – что уже по крайней мере двадцать лет идет война все-таки с исламом. Вернее, ислам ведет войну с нами, и с каждым днем, как мы видим, эта война становится все более непримиримой». 4

В наши дни, таким образом, речь идет не просто о необходимости формирования терпимости, а о воспитании толерантности (в том числе религиозной и этнической) у всех жителей планеты. Мировое сообщество определяет толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. И очень важно, что Декларация принципов толерантности, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО, подчеркивает, что «толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания прав и основных свобод человека».

Формирование религиозной толерантности требует не только огромной воспитательной работы. Оно неразрывно связано с активным противодействием всему тому, что прямо или косвенно мешает равноправию граждан и их общественных объединений (включая религиозные и этнические), что противостоит религиозному, культурному, политическому плюрализму, что способствует разжиганию агрессивного этно-национализма и распространению различных фобий, что ведет к политизации религии и клерикализации политики.

В этом отношении, думается, показательна достаточно длительная борьба общественности России, правозащитных организаций против преподавания в государственной и муниципальной школе курса «Основ православной культуры». Один из главных аргументов, приводимых противниками такой практики, получившей довольно широкое распространение во многих регионах страны, состоит в обоснованном утверждении, что она формирует у подрастающих поколений убежденность в превосходстве одной конфессии (и ее приверженцев) над другими конфессиями (и их адептами). Тем самым создаются препятствия на пути решения задачи формирования установок толерантного сознания. Результатом этой борьбы стал заказ Министерства образования и науки Российской Федерации ученым Российской академии наук на подготовку учебника по истории религий, который с 1 сентября 2005 г. будет рекомендован для использования в образовательных учреждениях с целью преподавания соответствующего курса. Издан также нормативный акт, в соответствии с которым в общеобразовательных школах могут быть использованы лишь учебники, имеющие гриф Министерства «допущен» или «рекомендован».

Судя по некоторым фактам, наметились изменения и в позиции Московской Патриархии, которая в течение ряда лет активно продвигала в школы страны курс «Основы православной культуры», преподавание которого, по свидетельству экспертов, подчас превращалось в своеобразную «катехизацию». 5 Небезынтересным в этой связи является высказывание заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии протоиерея Всеволода Чаплина. В ходе беседы с корреспондентом «Российской газеты», рассказав о том, что, по его мнению, в школе могут преподаваться разные курсы – об основах православной культуры, или основах исламской культуры, или основах светской этики, – он заявил: «Я сторонник того, чтобы ребенок имел знания об основных религиях России». 6

Позиция, выраженная в приведенной фразе известного религиозного деятеля, и справедлива, и рациональна, и патриотична. Только религиоведческое просвещение подрастающих поколений, построенное на предоставлении им знаний об основных религиях мира, не исключая и новые религиозные движения, может способствовать воспитанию установок толерантного сознания, формированию образованного человека, а следовательно, и консолидации общества. Продолжая доброе начинание Министерства образования и культуры, в интересах дела следовало бы пойти дальше – обеспечить введение в государственных высших учебных заведениях курсов религиоведения и этнологии, ибо их выпускникам придется жить и работать в полиэтничном, многоконфессиональном и все более усложняющемся обществе.

Говоря о воспитании религиозной толерантности, нельзя упускать из виду исключительную важность формирования у граждан уважительного отношения к закону. Правовой нигилизм, процветающий в нашей стране, – плохой помощник в решении задачи формирования религиозной толерантности. Для прояснения вопроса начнем с опыта американского Совета гражданских свобод. Он проводит большую работу по освобождению через суд общественных мест от религиозной символики. Свою деятельность Совет мотивирует тем, что нахождение религиозных символов в местах, где собираются, отдыхают, проводят митинги люди разной конфессиональной принадлежности и различных мировоззренческих ориентаций, противоречит Конституции США. Ему, в частности, удалось добиться решения суда об удалении креста, установленного в национальном парке в память о воинах, павших в Первую мировую войну. 7 Общественности США, поднимающей подобные вопросы, и судам, принимающим такие решения, нельзя отказать в уважении к Конституции страны, да и в логике тоже. Если государство является светским, а не клерикальным, и если им провозглашен принцип идеологического плюрализма, то вполне естественным является требование, чтобы в общественных местах не находились религиозные символы. Ибо это не только противоречит букве и духу закона, но и может бить по чувствам нерелигиозных граждан и граждан, исповедующих иные религии.

Упомянутая практика американских общественных организаций и судов весьма поучительна. У нас не только в общественных местах, но и в государственных учреждениях установлено множество религиозных символов. Освящение зданий государственных органов, медицинских учреждений, военно-морских судов и даже армейского оружия служителями одной конфессии во многих местах стало чуть ли не обязательным ритуалом (кстати, вызывающим большое неудовольствие у приверженцев других конфессий и у людей нерелигиозных). Обосновывая «легитимность» таких действий, обычно ссылаются на распоряжение руководителя учреждения или на инициативу общественности, забывая при этом о требовании закона. Между тем, Основным законом страны установлено, что Российская Федерация является светским государством, а религиозные организации различных вероисповеданий отделены от государства и имеют одинаковый юридический статус, т.е. их права и обязанности равны на всей территории страны. Обеспечить неукоснительное выполнение этих требований Конституции – значит внести крупный вклад в дело формирования у граждан толерантного сознания.

Нельзя не сказать и о следующем. Учитывая особенности переходного периода и серьезное обострение этноконфессиональных противоречий, российский законодатель наложил запрет на создание политических партий по конфессиональному и национальному (этническому) признакам. Однако определенные политические силы, вдохновляемые религиозными фундаменталистами и националистически настроенными политологами, обратились в Конституционный суд с просьбами признать соответствующие положения Федерального закона «О партиях» неконституционными. Как ни странно, но религиозные деятели, поддерживающие противников соответствующих положений названного закона, ссылаются на опыт ряда западноевропейских стран, где существуют христианско-демократические партии. Однако они предпочитают «не замечать» уже давно выдвигаемые в соответствующих странах многочисленные предложения отказаться от практики функционирования политических партий на конфессиональной основе. Не хотят они делать выводы и из факта самороспуска Христианско-демократической партии, успешно действовавшей в Италии на протяжении многих десятилетий, и преобразования христианскими демократами Австрии своей организации в Австрийскую народную партию. В программе последней, принятой в 1972 г., записано, что она не связывает себя с каким бы то ни было вероисповеданием и церковным институтом. Весьма показательны и неоднократные заявления одного из видных деятелей Христанско-демократического союза Германии бывшего канцлера Г. Коля о том, что эта партия является подлинно народной, ибо в ней объединены христианско-социальные, либеральные и консервативные силы страны.

Одна из важнейших причин, побудивших христианских демократов изменить свое отношение к партийному строительству на конфессиональной основе, связана с активными миграционными процессами, которые ведут к существенному изменению конфессиональной структуры населения целого ряда европейских стран. Так, к примеру, в Великобритании в 1960-х гг. проживало 250 тыс. мусульман, сейчас – свыше 3 млн., численность мормонов за последние 5 лет возросла в 30 раз и подошла к 200 тыс. человек. Что же касается последователей Англиканской церкви, лидером которой считается королева, то только в 1990-е гг. их доля в составе населения страны снизилась с 41,5% до 27%.

Численность мусульман резко возросла в Германии, составив к началу ХХI в. 5 млн. человек. Еще больше последователей ислама живет теперь во Франции – более 6 млн. человек. А в целом в Западной Европе в наши дни живет около 20 млн. мусульман, т.е. почти столько же, сколько и в России. При этом в последние десятилетия ислам приняли около 1 млн. европейцев. Итак, христианские демократы в странах Западной Европы действуют в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, – стремятся снизить роль конфессионального разделения в политике и тем самым противодействовать усилению религиозной нетерпимости.

Направленность усилий религиозных фундаменталистов в России противоположна. Они стоят за конфессионализацию политических процессов, за создание политических партий на вероисповедной основе. Если бы такое произошло, то члены одних конфессиональных общностей стали бы воспринимать членов других конфессиональных общностей не столько как инаковерующих, сколько как политических противников, борьба с которыми за завоевание власти или за определяющее влияние на нее неизбежна. Такое развитие событий в условиях нашей страны стало бы серьезным фактором дальнейшей эскалации религиозной нетерпимости. Несмотря на то, что конфессионализация политической жизни может привести к серьезным негативным последствиям для единства российского общества иные авторитетные религиозные деятели продолжают поддерживать политиков, готовых бороться за право создавать конфессионально ориентированные политические партии вплоть до обращения в европейский суд по правам человека с иском против России.

В ходе дискуссии здесь поднимался вопрос о том, когда возникла религиозная терпимость и что способствовало ее распространению. В этой связи упоминалась и Нагорная проповедь. Представляется, что истоки религиозной терпимости нужно искать в родоплеменных религиях. Когда у каждого племени существовала своя религия, действовал принцип: «У нас своя религия, у вас – своя». Даже при завоевании территорий, на которых проживали другие племена, не было стимула у победителей обращать в свою веру побежденных. Наглядный пример: пришедшие на Русь из монгольских степей завоеватели, как и многие другие приверженцы родоплеменных религий, не покушались на верования вассальных подданных.

Уже Яса Чингиз-хана взяла Православную церковь под свое покровительство. Завоеватели не покушались и на убеждение мусульман. Даже после того, как монголо-татарские властители провозгласили ислам государственной религией, они не отказались от традиционного подхода к верованиям других народов. Как отмечал известный историк русского православия А.В. Карташов, ханы Золотой Орды, «…имея полную возможность как победители стеснить свободу русской церкви, не сделали этого по своим принципам… и даровали от себя церкви еще больше гражданских прав, чем власть прежняя, национальная». 8 Можно добавить, что в 1315 г. в столице Золотой Орды Сарае было создано католическое епископство (в связи с суждениями о «традиционных и нетрадиционных религиях стоит напомнить об этом).

Первоначальное христианство, как и племенные религии, выступало за религиозную терпимость (или, как написал в 2000 г. в статье «Тупики провинциального мышления» А. Кырлежев, «ранние христиане выступали за свободу совести и секуляризацию государства»). Однако со времени, когда христианство стало государственной религией, и в течение многих последующих столетий оно стояло на иных, если не сказать, противоположных позициях. Широкое развитие получила даже конфессиональная нетерпимость внутри христианства, отголоски которой дают о себе знать и по сей день.

В выступлениях религиозных деятелей нередко звучат слова о том, что «католицизм является самой страшной ересью», а протестанты представляют собой секту, отколовшуюся от истинной религии. На это обращали внимание участники нашей конференции. Ответ мы слышали. Он звучал так: на местах иногда подобное допускается, но это не линия религиозных центров. Представляется, что преодолению сложившейся ситуации, а, следовательно, и снижению религиозной нетерпимости могла бы содействовать инициатива авторитетных деятелей доминирующей конфессии по приглашению в Межрелигиозный совет России представителей старообрядческих, протестантских, католических и других религиозных объединений, действующих в стране на законном основании. Расширение состава Совета может способствовать также существенному повышению эффективности его деятельности. Наконец, подобный подход объективно служил бы разрушению контрпродуктивной концепции деления религиозных объединений страны на «традиционные» и «нетрадиционные». А она, как известно, используется для третирования граждан России, входящих в «нетрадиционные» религиозные организации, как сделавших ошибочный и даже непатриотичный выбор, а нередко и для их дискриминации.

Характерная особенность мировых религий – стремление к максимальному распространению своего влияния, к экспансии. В учениях христианства и ислама такая позиция концептуально обоснована, и практика ее полностью подтверждает. Следовательно, идеологическая конкуренция между религиями (и даже конфессиями) неизбежна. От государства, общества и духовных наставников во многом зависит, будет ли она проходить в цивилизованных формах. Воспитание толерантности способствует положительному решению этой проблемы.

__________________

1 Кант И. Из «Лекций по этике» // Этическая мысль. Научно-публицисти-ческие чтения. – М., 1990. С. 305.

2 Наша власть: дела и лица. 2004, № 11. С. 8.

3 Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада // Пер. с англ. – М., 2003. С. 170-171, 257.

4 Аксенов В. Хватит вилять хвостом // Московские новости. 2001, № 40. С. 5.

7 Крест-памятник американским солдатам противоречит Конституции США // Религия и право. 2000. № 6. С. 23.

8 Карташев А. Собрание сочинений в 2-х т. Т. 1. – М., 1992. С. 286-287.

Николай П. Шмелёв,

академик РАН, директор

Института Европы РАН

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Прежде всего я хотел бы искренне поблагодарить собравшихся в этом зале религиозных и общественных деятелей, представителей государственных структур и, конечно же, учёных за тот интерес, который они проявили к обсуждавшейся здесь проблеме религиозной толерантности. Проблема эта приобрела особую остроту и актуальность в наши дни, когда религиозный фактор широко эксплуатируется международными террористами и другими силами, пытающимися навязать человечеству закон джунглей.

Нас, сотрудников Института Европы РАН, эта проблема интересует и с другой точки зрения. Мы, россияне, должны чётко определить своё место в тех процессах, которые протекают в окружающем нас мире, прежде всего – на европейском континенте, частью которого мы являемся. Сегодня Россия вновь стоит перед вечным вопросом: кто мы? Европа или не совсем Европа («другая Европа»), или, наконец, вообще нечто настолько своеобразное и самодостаточное, что применение к нам расхожих географических понятий просто не имеет никакого смысла?

Но именно география прежде всего и не позволяет дать однозначный ответ на вопрос, кто мы. В самом деле: цивилизационно мы были, есть и, если не случится в мире какой-нибудь непредсказуемой катастрофы вселенских масштабов, всегда будем неотъемлемой частью Европы. История России, её духовные основы, её культура, менталитет и даже образ жизни, её глубинные идеалы и устремления, её человеческие и материальные ресурсы – все это органическая часть европейской, а вернее будет сказать, евро-атлантической цивилизации, где бы в мире она сегодня ни располагалась. Медленнее или быстрее, где-то отставая на многие десятилетия и даже века, а где-то забегая вперед в своих попытках сходу, одним прыжком достичь тех высот и горизонтов, к которым миру предстоит, вероятно, двигаться еще многие годы и поколения, но историческое развитие России всегда шло в том же русле, в каком шло развитие всей огромной Европы. И, следует добавить, преодолевая те же самые проблемы, трудности и несчастья, которые Европе приходилось преодолевать.

Однако география России, хотим мы того или не хотим, заставляет думать о её идентификации и самоидентификации всё же во многом по-иному. Историческое движение России, раскинувшейся в итоге на огромных просторах Евразии от Балтики до Тихого океана, не могло не наложить свой отчетливый отпечаток на весь её облик. Имеется в виду отнюдь не только необходимость освоения никем толком не обжитых ещё пустынных пространств, составляющих почти две трети её территории. Имеется в виду, конечно, взаимопереплетение русской культуры с культурой больших и малых народов тюркского, монгольского, кавказского и иного происхождения, данных судьбой России даже не в соседи, а скорее, в близкие родственники по одной и той же большой, многоликой и разноязычной семье.

Благо это для России или проклятье, эта её безразмерная география, – весьма спорный вопрос, неизбежно уводящий в конце концов куда-то в мистические сферы, где обычная человеческая логика по необходимости уступает место вере или, наоборот, неверию. Во всяком случае, имеются свидетельства, что даже такой государственник, как Пётр Великий, бывало, сокрушался о непосильных для российской державы её размерах, препятствующих европеизации страны. Де Голль вообще, как известно, считал, что Европа – это пространство от Атлантики до Урала, дипломатично удерживаясь от какой бы то ни было внятной характеристики российских территорий за Уральским хребтом. После же развала Советского Союза западная политология (да, следует признать, и отечественная тоже) полна пророчеств, предрекающих дальнейший распад теперь уже собственно России на некое число самостоятельных государственных образований, преимущественно азиатских, а не европейских по своей географической принадлежности.

Так что, говоря об идентификации и самоидентификации современной России, следует, думается, говорить не о ее цивилизационных основах – они, повторюсь, бесспорно, европейские. Говорить, скорее, следует о вероятности или, напротив, невероятности того, что она сумеет сохранить себя в существующих географических пределах. И, соответственно, освоить, наконец, то, что она так и не сумела до сих пор обжить, заселить, обустроить за прошедшие века. И, соответственно, сохранить свою многонациональную и многоконфессиональную природу.

Давно и несправедливо сложившаяся на Западе неприязнь как к прежней, так и к нынешней России не имеет под собой рационального объяснения. Грехи России перед историей и человечеством объективно отнюдь не более тяжелы, чем грехи других стран и народов. Вся, например, свирепая опричнина Ивана Грозного стоила русскому народу, по достаточно достоверным оценкам, меньше, чем одна Варфоломеевская ночь народу Франции. «Святая инквизиция» с её кострами и бесконечные войны между католиками и протестантами в Европе по количеству пролитой крови не идут ни в какое сравнение с преследованиями, скажем, раскольников в России.

Никогда Россия не знала ничего похожего и сравнимого с преследованиями и неоднократным геноцидом евреев в Западной Европе. Колониальные войны и захваты Испании, Англии, Франции, Португалии и других европейских держав, истребление коренного населения Северной и Южной Америки, аборигенов Австралии, негров в Африке с их многомиллионными жертвами просто несопоставимы с двумя наиболее серьёзными колониальными движениями России – Кавказской войной и Туркестанской экспедицией в XIX в. Крепостное право в России было отменено тогда же, когда и рабство негров в самой свободолюбивой стране мира – Соединенных Штатах.

Гильотина и беспощадный массовый террор были порождены Великой Французской революцией. Пропорционально в ходе русской революции 1917-1921 гг. погибло столько же населения, сколько и в США в годы гражданской войны 1861-1865 гг. Наконец, нельзя забывать, что повальное тоталитарное сумасшествие охватило в XX в. отнюдь не только Советский Союз, но и чуть ли не всю остальную Европу – Германию, Италию, Испанию, Португалию и ряд других стран.

Мало того: исторически современная Европа и европейская цивилизация самим своим существованием во многом обязаны именно России. Она заслонила собой Европу от Чингиз-хана и Тамерлана, её упорные войны с Оттоманской Портой поставили в конечном счёте пределы османской экспансии на европейском континенте, о Россию разбились бредовые мечты Наполеона и Гитлера о мировой гегемонии и их гибельные авантюры. И европейская цивилизация никогда бы не достигла современных высот без вклада в неё русской культуры и науки, литературы, музыки, живописи, медицины, ядерных и космических исследований и пр.

И наконец, как говорится, отрицательный опыт – тоже опыт. Без романтических, мессианских устремлений России и её кровавых ошибок современная европейская цивилизация вряд ли сумела бы когда найти тот баланс между человеческой инициативой и социальной ответственностью, между экономической эффективностью и общественной солидарностью, которые составляют сегодня основу её политической и социально-экономической стабильности и её растущего международного влияния.

Слов нет, самой России эти её исторические ошибки стоили страшно, немыслимо дорого. Причем по любому критерию: измерять ли историю с позиций отдельной, единичной человеческой жизни (я, ты, он, они) или мерить её веками и тысячелетиями (веком больше, веком меньше – какая в сущности разница), как это делают такие историки цивилизаций, как, скажем, А.Тойнби или Л.Гумилев. Платой за эти ошибки стали прежде всего десятки миллионов человеческих жизней, загубленных зря, без всякой пользы для страны, а во-вторых, невиданный нигде в Европе низкий жизненный уровень последних четырёх поколений россиян – на порядок ниже того, что, несмотря на все войны и разрушения, удалось обеспечить Европе, особенно за десятилетия после Второй мировой войны.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!