Способы выражения грамматических значений в русском языке. Грамматическое значение и грамматические способы (средства) его выражения

Грамматический способ - это совокупность классов грамматических форм с однородными средствами выражения грамматических значений. Абстрактных грамматических способов без учёта грамматических форм и значений не бывает. Способы выражения грамматических значений делятся на две большие группы: синтетические и аналитические .

При синтетическом способе лексическое и грамматическое значение слова выражается его формой. К синтетическим способам выражения грамматических значений относят аффиксацию , агглютинацию , флективность и морфемы-операции . При аналитическом способе выражения грамматических значений лексическое и грамматическое значения выражаются раздельно . К аналитическим способам выражения грамматических значений относят служебные слова и порядок слов . Соответственно, в соответствии с преобладанием синтетических или аналитических способов выражения грамматических значений в языке языки условно делятся на синтетические и аналитические .

Синтетические способы .

  • 1. Аффиксация - это наиболее употребительный способ. При нём грамматические формы образуются при помощи аффиксов, материально выраженных, либо нулевых, присоединяемых к формообразующей основе: например, дом ? - дом а , делать - сделать - сделал .
  • 2. Агглютинация . При данном способе выражения грамматических значений каждое грамматическое значение выражается отдельным стандартным аффиксом, а каждый аффикс имеет свою функцию. Формообразующая основа остаётся, как правило, неизменной. Например: в казахском языке суффик - лар - обозначает множественное число, а суффикс - га - дательный падеж. Тогда если ребёнок, по казахски, - бала , то дети - балалар , а детям - балаларга , еслы девушка - кыз , то девушки - кызлар , а девушкам - кызларга . Данный способ используется в языках агглютинативного типа (тюркские, финно-угорские, японский и т.п.)
  • 3. Флективность . При флективности словоизменение осуществляется посредством аффиксов или флексий . Одна и та же флексия способна передавать несколько грамматических значений. Здесь мы также сталкиваемся с явлением фузии - взаимопроникновением между формообразующей основой и аффиксами. Это можно считать тавтологией, но флективность характерна для языков флективного типа, к которым относятся большинство индоевропейских. Например: лететь - лечу , мужик - мужицкий (мужик + ск + ий = мужицкий).
  • 4. Морфемы - операции. При реализации данного способа выражения грамматических значений грамматические значения передаются супрасегментными морфемами:
    • А) Ударение . В этом случае грамматические значения выражаются путём сдвига ударения. Например, нас`ыпать - насып`ать , разр`езать - разрез`ать . Данный способ может в отдельных случаях наблюдаться даже в языках с фиксированным ударением.
    • Б) Чередования (внутренняя флексия). При внутренней флексии грамматические значения выражаются путём чередования корневой морфемы. Наиболее яркий пример: англ. Sing - sang - sung - song; foot - feet; man - men. В русском языке друг [к] - друга [г] - друзья - дружественный; голый [л] - голь [л"]; глядеть - гляжу. Во французском языке doux - douce; oeil - yeux.
    • В) Редупликация (повторы). При реализации данного вида морфем - операций грамматические значение выражается путём полного или частичного построения корня, основы или целого слова. Например: русск. Еле-еле, чуть - чуть, большое-большое, думал-думал выражают усиление интенсивности действия или признака. Латинск. Mordeo (я кусаю) - momordi (я укусил). В ряде языков редупликация является нормативным способом образования множественного числа: китайский жень (человек) - жень-жень (люди), армянский gund (полк) - gund - gund (много полков). Редупликация как грамматическое явление широко распространена в полинезийских и других австронезийских языках: били - били, бил - бил, бери - бери, лава - лава.
    • Г) Супплетивизм . При реализации данного грамматического способа грамматические способы образуются путём полного изменения основы. Например, в русском языке: хорошо - лучше, плохо - хуже, я - меня и др. Во многих индоевропейских языках явление супплетивизма наблюдается у глаголов со значением "быть" и "идти".

При реализации аналитического способа образования грамматических значений лексические и грамматические значения выражаются раздельно. Аналитический способ включает в себя способ служебных слов и способ порядка слов .

При способе служебных слов грамматическое значение передаётся грамматическое значение передаётся с помощью сочетания знаменательного и служебного слова. Например, буду читать - значение будущего времени, почитал бы - значение условного наклонения, более красивый - значение степени сравнения.

В качестве служебных слов выступают:

  • А) Артикли : англ. a/the apple (опр. неопр.)
  • Б) Предлоги : пошёл к сестре , гляжу на тебя , знаком с ней - уточняют падежные отношения.
  • В) Послелоги . Они функционально тождественны предлогам, но стоят после знаменательного слова, к которому относятся. Например, азерб. Йер балалар учун (детский сад) - буквально - "место для детей". "Учун " - послелог со значением "для ".
  • Г) Частицы : хотел бы , где "бы " - частица, выражающая категорию условного наклонения глагола.
  • Д) Вспомогательные глаголы - это полнозначные слова, подвергшиеся десемантизации: буду читать .

Способ порядка слов, как способ выражения грамматических значений, наиболее продуктивен в языках с фиксированным порядком слов, таких, как, например, французский и английский. Однако, данный способ можно встретить и в русском языке: сравните двадцать человек (точно) и человек двадцать (приблизительно).

Гибридный или смешанный способ выражения грамматических значений позволяет пользоваться одновременно аналитическими и синтетическими способами выражения грамматических значений в комплексе. Например, в русском языке значение предложного падежа (если его не конкретизировать) выражается и синтетически - падежной флексией, и аналитически - предлогом: на земле .

Грамматическое поле - это совокупность грамматических единиц, объединенных общностью содержания иили формальных показателей и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений. Грамматические поля, например, залоговое поле, представленное в языке как грамматическими (морфологизованными) единицами, так и единицами, находящимися на грани парадигматики и синтагматики (свободными и полусвободными словосочетаниями); синтагматические поля - словосочетания и другие синтаксические единицы как проявления семантической совместимости их компонентов, например, "идти" - "ноги", "лаять" - "собака"; совокупности структурных моделей предложений, объединяемых общностью семантические задания; например, в синтаксическом поле императивности включаются все модели, с помощью которых выражается приказание. Термин "поле" часто употребляется не дифференцировано наряду с терминами "группа" (лексико-семантическая группа, тематическая группа), "парадигма" (лексико-семантическая, синтаксическая парадигма) и др.

Ед. ч. мн.ч.

хоч-у хот -им

хоч-ешь хот -ите

хоч-ет хот -ят

Формы хотишь, хотит; хочем, хочите, хочут возникают под влиянием взаимной аналогии форм единственного и множественного числа и все оказываются ошибочными.

Для науки, особенно для морфологии, очень важное значение имеют средства и способы выражения грамматических значений.

Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании и предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности и времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.п.). Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Среди способов выражения грамматических значений называют следующие: синтетический, аналитический, смешанный, агглютинацию и инкорпорирование . В схеме это можно представить так:

Синтетический, или фузионный способ выражения грамматических значений (гр. Synthesis «соединение») обозначает выражение значений в самом слове. В синтетический способ входят:

Аффиксация – образование форм слова при помощи приставок, окончаний, формообразующих суффиксов: стол, стола , столу ; делать – с делать; писать – на писать; оправдать – оправдыва ть, разменять – разменива ть и т.п. Аффиксация в этом случае имеет характер фузии (лат. fusio «литьё», fusion «слияние»). При фузии аффиксы, присоединяемые к корню, многозначны, их фонемный состав взаимодействует с фонемным составом корня, и корень иногда не является самостоятельным. Например, флексия -а в слове земл-я сразу выражает значение ж.р., им.п., ед.ч.; в диалектах ударная флексия -а может обусловить дистактную ассимиляция: замла; корень земл- самостоятельно не употребляется. Это яркий пример фузии, свойственный многим индоевропейским языкам.

Внутренняя флексия – чередование фонем в корне. Запе реть – запи рать, наби рать – набрать и т.д.

Ударение. В некоторых языках для выражения грамматических значений используется ударение: рус. города – го рода; коми-перм.: о лан–ты – живёшь, ола н – жизнь.

Супплетивизм (фр. Suppletif «добавочный»). Супплетивными называются формы одного и тоже слова, образованные от разных корней или основ. Человек – люди, брать – взять, ребенок – дети, идти – шел, хороший – лучше. В лат. яз.: ego – я, mei – меня. В нем яз. Gut – хорошо, besser – лучше.

Редупликация (лат. reduplicatio «удвоение») – повтор морфем и слов: еле-еле, тихо-тихо, волей-неволей ; в малайск. оrang – человек, orang-orang- люди; в казахск. кызыл – красный, кызыл-кызыл – самый красный; в китайск. ланьлань-саньсань – очень ленивый. По этой модели созданы русские сочетания с частичным изменением фонем: тары-бары, шуры-муры, шурум-бурум.



Аналитический способ (гр. аnalysis «расчленение, разложение») – выражение грамматических значений вне слова.

Служебные слова : читаю – буду читать, красивый – более красивый. Большую роль в выражении грамматических значений играют служебные слова – предлоги, частицы, союзы, артикли, связки. В целом надо сказать, что служебные слова не имеют вещественного, лексического значения. Их единственное значение грамматично, ибо связано с грамматическим же значением знаменательных слов. Предлоги и частицы, как правило, выражают значения синтаксического характера и показывают отношения между членами предложения или между предложениями (противительные, разделительные и т.д.). В таких языках, как английский, служебные слова, в частности – предлоги, являются преобладающим средством выражения грамматических значений. Из славянских языков болгарский язык утратил систему изменения падежных окончаний существительных, и выражение грамматических значений выпало на долю предлогов: с пушка във ръка (с наганом в руке). Артикли есть в арабском, германских, романских языках. Артикли выражают родовые (в нем.: der, die, das ), числовые (нем.: die – мн.ч.) и падежные значения имён (нем.: И. der, Р. des , Д. dem, В. den ), а также значение определенности: в нем. der –ein, die - eine, das – ein . Связки – это глаголы, утратившие лексические значения и сохранившие только грамматические. В русском связкой стал глагол быть , в нем. haben. Связки выражают глагольные грамматические значения времени, наклонения, лица.

Порядок слов . В романских и германских языках большую роль в выражении грамматических значений играет порядок слов. В малайском языке он является определяющим. Используется порядок слов и в русском языке. Сравним выражение значения приблизительности: два дня (точно 2), дня два (может 1-3). Выражение значения падежа во фразе день сменяет ночь – ночь сменяет день.

Интонация. Оплачиваем проезд! Во всех языках важнейшим средством выражения реляционных значений является интонация. Она скрепляет все языковые средства и придает им единую коммуникативную направленность: вопрос, восклицание, побуждение и т.д. В китайском языке интонация является одним из главных грамматических средств выражения грамматических значений.

Синтаксис. Грамматическое выражение в слове может выражаться также при помощи других слов, с которыми данное слово связано в предложении. Трамвай ушел в депо. – Трамвай вышел из депо (значения винительного падежа несклоняемого слова депо в первом предложении и родительного – во втором создаются в обоих случаях разными связями этого слова с другими словами).

Смешанный способ (синтетический и аналитический). К реке (значение дательного падежа выражено предлогом и падежной формой.

Агглютинация (лат. agglutinare «приклеивать»). Агглютинация наблюдается у большинства языков Азии, Африки и Океании. Сущность ее заключается в противоположности качествам фузии, т.е. аффиксы в этих языках однозначны, между аффиксами и корнем нет фонемного взаимодействия и, наконец, корни являются самостоятельными словами. А.А. Реформатский представил процесс агглютинации очень образно: слово, построенное по принципу агглютинации, похоже на длинный поезд, где корень – паровоз, а цепь аффиксов – вагоны, «просветы» между которыми всегда отчетливо видны. Например, в казахском языке морфема ат – корень со значением «лошадь», га - выражает только значение дательного падежа, лар – только значение множественного числа. Чтобы сказать «лошадям», надо все эти формы поставить в простую последовательность: атларга . И так всегда.

Интересным способом морфемного выражения грамматических значений является инкорпорирование , свойственное языкам индейцев Америки и палеоазиатским языкам (лат. incorporatio – включение в свой состав). Особенностью инкорпорирования является агглютинация корней в единое целое, оформляемое служебными словами или аффиксацией. Инкорпорированная единица является и словом, и словосочетанием, и предложением. Например, в чукотском: на-кора-пэля-мык значит: товарищи оленей оставили нам; ты-май-ны-копра-нтыват-ы-ркын : большую сеть ставлю.

Литература

Дурново Н.Н . Избранные работы по истории русского языка. – М.: Языки славянской культуры, 2000.

Зализняк А.А . Русское именное словоизменение. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Камчатнов А.М . Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А . Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Сахарный Л.В . Как устроен наш язык. - М., 1978.

Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Шмелев. Д.Н . Избранные труды по русскому языку. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Якобсон Р.О . Избранные работы. - М., 1985.

Грамматическое значение – это часть содержательной стороны, которая присуща целому ряду слов и имеет абстрактный, обобщающий характер, абстрагированное языковое содержание грамматической единицы. Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, и внешнюю, грамматический способ выражения, то, чéм выражено. Рассмотрение любого грамматического явления в этих двух аспектах обязательно. Все грамматические способы можно разделить на два принципиально различных типа: 1) синтетический - способы, выражающие грамматику внутри слова, – это внутренняя флексия, аффиксация, повторы, сложения, ударение и супплетивизм, 2) аналитический - способы, выражающие грамматику вне слова, – это способы служебных слов, порядка слов и интонации.

Синтетический способ: а) внутренняя флексия: грамматические значения могут выражаться изменениями звукового состава самого корня, или, иначе, внутренней флексией, однако не всякие звуковые изменения корня являются внутренней флексией. Грамматические чередования очень схожи с морфологическими, однако существенное отличие грамматических чередований от морфологических состоит в том, что грамматические чередования не просто сопровождают различные словоформы, образованные и различающиеся другими способами (например, аффиксацией, как в вож-у – воз-ишь и т. д.), а самостоятельно выражают грамматические значения. Пример: в английском языке: sing-sang-sung-song .

б) способ аффиксации состоит в присоединении к корням (или основам) аффиксов.

в) повторы, или редупликации, состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова без изменения звукового состава или с частичным изменением его. Очень часто повтор применяется для выражения множественного числа, например в малайском языке orang – «человек», orang-orang – «люди».

г) при сложениях в отличие от аффиксации соединяются в одной лексеме не корневая морфема с аффиксами, а корневая морфема с корневой же, в результате чего возникает единое новое сложное слово; таким образом сложение служит для словообразования. Пример: в немецком языке: Kopfschmerz– «головная боль».

д) Ударение только тогда может быть выразительным средством в грамматике, когда оно изменчиво. Поэтому тоновое ударение всегда может быть грамматическим способом вследствие своей политоничности,т.е. изменяемости тона на том же слоге; например, в литовском языке. Так использовать динамическое ударение нельзя вследствие его монотончности т.е. однородности. Но в случае возможности передвижения ударения оно делается очень удобным грамматическим способом. Так, родительный падеж единственного числа руки, ноги, блохи местом ударения отличается от формы именительного падежа множественного числа тех же слов: руки, ноги, блохи .

е) супплетивизм - соединение в одну грамматическую пару (или в один грамматический ряд) разнокорневых или разноосновных слов, когда, несмотря на различие корней или основ, лексическое значение не меняется, а «различие слов» служит лишь грамматическим способом различения грамматических значений. В индоевропейских языках типично использование супплетивизма корней для образования степеней сравнения прилагательных и наречий со значением «хороший» и «плохой»; ср.: русский: хороший-лучше , английский: good-better.

Аналитический способ: а) служебные слова освобождают знаменательные от выражения грамматики или сопровождают словоизменительную аффиксацию. Служебные слова лишены номинативной функции, так как ничего не называют и лишь показывают отношения между членами предложения (предлоги, союзы) или между предложениями (союзы), а также указывают некоторые грамматические значения, не зависящие от сочетания слов в предложении (артикли, частицы, вспомогательные глаголы, слова степени). Служебные слова часто выполняют ту же роль, что и аффиксы. Пример: Маша красивее Наташи и Маша более красива, чем Наташа. Среди служебных слов разделяют: Предлоги . (Подчинительные отношения между членами предложения или падежные значения. Служат для выражения пространственных, временных, целевых, причинных и других отношений). Союзы . (сочинительные отношения в простых и сложных предложениях; соединительные, разделительные, противительные союзы). Частицы . 1) модальные значения (ли, бы, же, ведь) 2) немодальные значения (лишь, именно, как раз, еще, итак, даже). Артикль . 1) Признак имени, субстантивация глаголов, переход от неименных частей речи к именным 2) Различение грамматической категории определенности и неопределенности (а-the). 3) Различение рода в чистом виде. 4) Различение числа (французский). 5) Склонение (немецкий). Слова степени . Пустые слова . Не образуют особо четкой категории, однако являются служебными (женщина-врач, мужчина-прачка).

б) Порядок слов. Зависимость дополнения от подлежащего, различение определения и определяемого, сильное стилистическое средство. В аналитических языках.

в) Интонация. Интонация относится не к слову, а к фразе и тем самым грамматически связана с предложением и его строением. 1)модальная форма предложения. (вопросительная, побудительная интонация и т.п). 2) Расстановка и градация пауз внутри предложения. Ходить долго – не мог; Ходить – долго не мог. 3) Различение простого и сложного предложения с помощью паузирования. Вижу лицо в морщинах; Вижу: лицо – в морщинах. 4) Интонацией можно отличить сочинительную связь от подчинительной. Лес рубят, щепки летят; Лес рубят – щепки летят. 5) Логическое ударение, то есть то или иное смещение фразового ударения для логического выделения каких-либо элементов предложения. 6) Выделение вводных слов и предложений.

1. Аффиксация.

2. Внутренняя флексия.

3. Служебные слова.

4. Порядок слов в предложении.

5. Повторение слов (редупликация).

6. Сложение основ.

7. Ударение.

8. Интонация.

9. Супплетивизм.

1. Аффиксация – выражение грамматических значений при помощи аффиксов. Аффиксация характерна для русского языка и др. индоевропейских языков. В русском языке это главное средство выражения грамматических значений. Для выражения грамматических значений в русском языке используются главным образом флексии (в том числе и нулевая), реже – приставки и суффиксы. В русском, английском, французском и других европейских языках аффиксы обычно: 1) многозначны, например в слове коня окончание –я выражает грамматические значения а) род. п., б) ед. ч., в) муж. р.; 2) синонимичны: одно и то же значение может выражаться с помощью разных аффиксов, например в русском языке окончания -а , -у выражают грамматические значения род. п. ед. ч. у существительных муж. р. 2-го склонения: кусок сахара , кусок сахару ; 3) омонимичны, например в русском языке окончание –ы (-и ) употребляются у существительных 1-го склонения в род. п. ед. ч (страны́ , земли́ ) и в им. п. мн. ч. (стра́ны , зе́мли ); в английском языке окончание –s (-es ) может употребляться для обозначения мн. ч. у существительных (pens «ручки», tables «столы») и для обозначения 3л. ед. наст. вр. (reads «читает, goes «идет»).

2. Внутренняя флексия – это чередование звуков внутри основы, являющееся средством выражения грамматических значений. Следует иметь в виду, что статус внутренней флексии имеют только такие чередования, которые выражают грамматические значения. Такими чередованиями обычно являются исторические чередования. Историческими называются такие чередования , которые могут быть объяснены исторически, т.е. исходя из фонетических законов предшествующих эпох. Так, например, исторические чередования к //ч , г //ж , х //ш , т //ч //щ , д //ж //жд , с //ш , з //ж и др. могут быть объяснены действовавшим еще в праславянскую эпоху (до 5-6 в. н.э.) законом палатализации (смягчения). А чередования о //ø , е //ø связаны с судьбой редуцированных фонем ъ и ь , которые в X1-X1I вв. утратились как самостоятельные фонемы. При этом ъ и ь в сильных позициях изменились соответственно ъ → о, ь → е, а в слабых позициях утратились. Например: съ н〤сон;дь н〥 ден(ь),в результате возникли чередования о //ø , е //ø.



Возникнув как фонетическое явления, такие чередования превратились в морфологическое средство выражения грамматических значений, т.е. приобрели статус внутренней флексии.

В русском языке внутренняя флексия в чистом виде встречается редко, например в видовых парах глаголов: собирать – собрать, послать – посылать, избегать – избежать. Чаще внутренняя флексия сопровождает аффиксацию. Например: убедить (сов.) – убеждать (несов.) Видовое различие выражается здесь аффиксацией -и - (сов.), -а - (несов.), внутренней флексией д //жд .

Внутренняя флексия в чистом виде особенно характерна для семитских языков, а также германских языков. Например, в древнееврейском гно б «воровать», га на б «воровал», го нэб «ворующий»; в англ. si ng «петь», sa ng «пел», su ng «петый».

3. Служебные слова выражают грамматические значения слова. К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы, артикли, постфиксы, вспомогательные глаголы, слова степени сравнения и др. Служебные слова широко используются в тех языках, где слабо развита аффиксация: в китайском, вьетнамском, английском, немецком, французском. Например, в нем. яз. падежные значения выражаются главным образом при помощи артиклей, ср.: der (им. п. ед. ч. муж. р.), den (вин. п. ед. ч. муж. р.), dem (дат. п. ед. ч. муж. р.). В русском языке служебные слова часто сопровождают аффиксацию.

Предлоги выражают различные отношения между членами предложения: пространственные (в, на, над, под, за, у, около и т.д), временные (до, после, перед ), цели (для ), причины (из-за, благодаря, вследствие) и др.

Союзы выражают сочинительные отношения между словами и предикативными единицами (соединительные – и , да , противительные – а , но , да в знач. но , разделительные – ли-ли, или-или, либо-либо и др.), подчинительные отношения между предикативными единицами (что, как, будто, когда, чтобы, потому что, так как, если - то, хотя - однако).

Частицы используются для выражения значений наклонения 1) бы – для выражения сослагательного наклонения; 2) пусть , пускай , да – для выражения повелительного наклонения.

Артикли используются в арабском, романских и германских языках. Артикли многозначны. Прежде всего, они являются грамматическими сопроводителями имени существительного, т.е. обозначают признак существительного. Ср.: англ. play - играть, a play – игра; нем. schreiben – писать, das schreiben – письмо. Кроме того, артикли имеют значения:

1) определенности-неопределенности – ср.: англ. the letter – a letter ; нем. der Brief – ein Brief ;

2) рода – ср.: нем. (жен. р.) die Mutter, (ср. р.) das Kind, (муж. р.), der Vater ;

3) падежа – ср.: нем. (им.п.) der Vater , (вин.п.) den Vater , (дат.п.) dem Vater ;

4) числа – ср.: нем. (ед. ч.) das Kind , (мн. ч.) die Kinder .

Вспомогательные глаголы также являются служебными словами. Вспомогательные глаголы используются в аналитических формах и выражают грамматические значения, например в форме будущего времени вспомогательный глагол выражает значения лица и числа. В русском языке это глагол буду (будешь, будет, будем и т.д.), в англ яз. shall (will): I shall…, you will… и т.д.

Слова степени сравнения : например в русском языке более, менее, очень, самый (-ое, -ая), в англ. яз. – more , most .

4. Порядок слов может также являться способом выражения грамматических значений. Порядок слов как грамматическое средство чаще используется в языках со слабо развитой аффиксацией (англ., франц., тюркские языки). Например, в англ. яз. только благодаря фиксированному порядку слов можно установить, что есть подлежащее, а что – дополнение: The father loves the son . Ср: рус. Отец любит сына . Здесь дополнение выражено аффиксацией – использованием грамматического средства выражения категории одушевленности – формы родительного-винительного падежа.

5. Повторение слов (редупликация) . В ряде языков повтор используется для обозначения множественного числа. Например, в малайском языке orang «человек», а orang -orang «люди»; в мертвом шумерском языке кур «страна», кур -кур «страны». В русском языке повтор используется 1) для усиления сообщения: да-да, нет-нет, ни-ни ; 2) для выражения высокой степени качества: красивый-красивый, высокий-высокий и др.; 3) для выражения длительности действия: ходишь-ходишь.

6. Сложение основ. В русском языке это способ образования новых слов. Но в древних языках, например в латинском, сложение основ могло служить грамматическим средством: (наст. вр.) do «даю », (прош. вр.) dedi «давал ».

7. Ударение как грамматическое средство используется только в языках, имеющих разноместное, т.е. подвижное ударение. Например, в русском языке: 1) руки́ (род. п. ед. ч.) – ру́ки (им. п. мн. ч.), горы́ (род. п. ед. ч.) – го́ры (им. п. мн. ч.); 2) нареза́ть (несов. в.) – наре́зать (сов. в.).

8. Интонация используется для формирования предложения. Предложение характеризуется интонационной законченностью. Интонация – это один из основных признаков предложения. С помощью интонации различаются типы предложений: восклицательные, вопросительные, повествовательные, побудительные; соединяются части бессоюзных сложных предложений; выделяются однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова. Ср. Он может быть сейчас на лекции. Он, может быть, сейчас на лекции.

9. Супплетивизм (от лат. suppleo «пополнять», «дополнять») - это выражение грамматических значений при помощи

разнокоренных форм. Так, в русском языке супплетивизм используется для выражения:

1) видовых различий: брать – взять, класть – положить;

2) временных различий: иду (наст. вр.) – шел (прош. вр.), ср.: англ. go went ;

3) у существительных – значений числа: человек (ед.ч.) – люди (мн.ч.), ребенок (ед.ч.) – дети (мн.ч.);

4) у местоимений – значений числа и падежа: я (ед.ч.) – мы (мн.ч.), я (им.п.) – меня (род. п.), мы (им. п. мн. ч.) – нас (род. п. мн.ч.), ср.: англ. I – me , we – us ;

5) у прилагательных и наречий – значений степени сравнения: хороший – лучше , плохой – хуже ; хорошо – лучше , плохо – хуже ; ср.: англ. good - better ; bad - worse .

Способы и средства выражения грамматических значений

По своему грамматическому строю русский язык относится к языкам флективного типа с элементами аналитизма. Поэтому большинство грамматических значений выражается в нем синтетическим способом, т. е. при помощисредств (грамматических показателей) , находящихся в самом слове. К таким средствам относятся окончания, формообразующие суффиксы, префиксы, чередование звуков, ударение.

1. Окончания . С помощью окончаний выражается:

· значение рода, числа и падежа существительных, прилагательных, причастий и местоимений;

· значение падежа числительных;

· значение лица, числа и рода глаголов.

Одно окончание может выражать и одно грамматическое значение, и два грамматических значения, и три грамматических значения.

2. Формообразующие аффиксы .

Суффиксальным путем образуются:

· форма прошедшего времени глагола;

· формы причастий и деепричастий;

У существительных при помощи суффиксов образуются формы единственного (зайч-онок – зайч-ат ) и множественного (муж – муж- j ).

· формы сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.

Постфиксальным путем образуются:

· формы залога у глагола.

3. Ударение как грамматическое средство обычно выступает совместно с аффиксами. Самостоятельно ударение редко выражает грамматические значения. При помощи ударения различаются, например:

· формы ед. ч. род. п. и мн. ч. им. п. существительных;

· соотносительные по виду глаголы.

4. Чередование звуков , как и ударение, обычно является дополнительным средством различения грамматических значений. Оно чаще всего сопровождает аффиксацию.

В морфологии русского языка значительное место занимают случаи выражения грамматических значений аналитическим способом, т. е. при помощи средств, находящихся вне самого слова. К таким средствам относятся предлоги, вспомогательные слова.

К аналитическому способу относятся все случаи выражения грамматических значений при помощи синтаксических средств, т. е. средствами контекста, окружающих слов.

Некоторые слова выражают отдельные грамматические значения супплетивным способом, т. е. при помощи форм, имеющих разные корни.

5. Предлоги широко используются для выражения падежных значений имен существительных, числительных и местоимений. При этом они выступают обычно вместе с окончаниями (материально выраженными и нулевыми) или без них.

6. Управление выражает падежные значения неизменяемых существительных.

7. Интонация . Основная область применения интонации для выражения грамматических значений – синтаксис.

8. Вспомогательные слова , которые не обладают лексическим значением, обслуживают грамматические потребности полнозначных слов. С помощью вспомогательных слов образуются аналитические формы слова. Такие грамматические формы состоят из двух компонентов: один – основной- является носителем лексического значения, а другой – вспомогательный – служит для выражения грамматического значения.

Словоформа и форма слова

Слово используется в связном тексте в какой-либо од­ной из своих словоформ. Например, в предложении На бе­регу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А. Пуш­кин) слова берег, пустынный, волна, стоять, он, великий, полный представлены одной из имеющихся у этих слов словоформ.

Словоформа – это морфологическая единица, кото­рая представляет собой одну из возможных форм конкрет­ного слова (весна, весны, весне, весну, весной, о весне, вёсны, вёсен, вёснам, вёснами, о вёснах – словоформы слова весна, образующиеся за счет изменения этого слова по падежам и числам путем присоединения к корню формообразующих морфем – окончаний -а, -ы, -е и т.п.). Изменяемые слова имеют несколько словоформ (в зависимости от особенностей склонения или спряжения), а неиз­меняемые - одну.

Словоформа как единица морфологической системы об­ладает грамматическим (морфологическим) значением, фор­мой и в то же время имеет лексическое значение, присущее данному слову: если слово весна обозначает определенное время года, то и каждая из словоформ этого слова имеет то же значение.

Однако у некоторых слов производные лексические зна­чения проявляются не у всех словоформ данного слова, а закрепляются только за некоторыми из них. Например, все словоформы слова лес в его прямом основном значе­нии сохраняют это значение ("большое пространство, по­крытое растущими деревьями"), но это слово имеет несколь­ко производных значений, которые закреплены только за некоторыми формами этого слова: лес в значении "строи­тельный материал" не имеет форм мн. числа (На стройку привезли лес), а лес в значении "конструкции крепления" употребляется только во мн. числе (Вокруг строящегося корпуса возведены леса для рабочих). Слово стол в значе­нии "вид мебели" сохраняет это значение во всех 12 слово­формах (т.е. во всех падежных формах ед. и мн. ч.), а в значении "питание" (В этом санатории хороший стол) употребляется только в формах ед. числа (6 словоформ).

При описании морфологических особенностей слов ис­пользуются два термина: словоформа и (грамматическая) форма слова. Эти термины выражают два разных понятия, и поэтому их не следует смешивать. Словоформа, как это уже было отмечено, есть конкретная реализация слова в тексте с от­ражением его лексического значения и грамматических значений и форм, форма слова – это указание толь­ко на частные конкретные грамматические категории сло­ва. Например, слова подоконник и подстаканник имеют одинаковую структуру и одинаковые грамматические зна­чения и формы (сущ., м. р., ед. ч., им.-вин. п.), т.е. это одинаковые формы слов, но в то же время это разные слово­формы, так как это словоформы разных слов.

№2 Морфологическая парадигма,ее виды. Грамматическая категория.

Морфологическая парадигма

Словоформы изменяющегося слова в своей совокупно­сти образуют строго организованную систему - пара­дигму словоизменения данного слова.

В морфологии термин «парадигма» имеет два значения:

1) система словоформ, образующих одну лексему (парадиг­ма склонения слова небо и т.п., парадигма спряжения гла­гола читать и т.п.);

2) образец, схема словоизменения (па­радигма 1-го склонения сущ., парадигма II спряжения глагола, парадигма изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т.п.).

Выделяются три разновидности парадигм – полная, не­полная и избыточная. Разновидностью полной является перекрещивающаяся парадигма.

Полная парадигма - это парадигма, имеющая полный набор форм словоизменения по той или иной кате­гории, свойственной данной части речи. Полная парадигма отражает регулярные и частотные словоизменения той или иной части речи, является нормой словоизменительной си­стемы слова определенной части речи.

Полная парадигма склонения имен существительных состоит из 12 словоформ (склонение по падежам в ед. и мн. числе), полная парадигма глаголов совершенного вида состоит из 10 словоформ (спряжение по лицам и числам в будущем времени и по родам и числам в прошедшем), пол­ная парадигма глаголов несовершенного вида имеет 16 сло­воформ (спряжение в настоящем времени по лицам и чис­лам; в будущем времени по лицам и числам; в прошедшем времени по родам и числам) и т.п.

Перекрещивающаяся парадигма - это такая парадигма, когда два разных слова при склонении или спряжении имеют частично общие парадигмы (несколь­ко одинаковых словоформ для двух разных слов). Пара­дигмы как бы сливаются или перекрещиваются. Это явле­ние широко распространено в сфере имен прилагательных, местоимений, причастий при склонении форм м. и ср. р.; и системе глагола такие парадигмы единичны.

Имена прилагательные всех разрядов при склонении форм м. и ср. рода регулярно имеют перекрещивающиеся парадигмы, которые совпадают во всех падежах, кроме име­нительного и винительного (если В. = И.). Аналогичны па­радигмы у порядковых числительных, причастий, местоиме­ний-прилагательных (и у слов он, оно).

К примеру, глаголы стлать и стелить, а также производные от них (стлаться, стелиться, постлать, посте­лить и др.) имеют перекрещивающуюся парадигму в 1-м, 2-м, 3-м лице настоящего (или будущего простого) времени.

Но в прошедшем времени каждый глагол имеет свою пара­дигму рода и числа.

Неполная парадигма - это неполный набор форм словоизменения конкретного слова в той или иной категории. Неполнота набора форм устанавливается пу­тем сопоставления с полной парадигмой того же словоизменения. Например, полная парадигма изменения по падежам и числам имен существительных равна 12 чле­нам. Слово мечта имеет неполную парадигму склоне­ния – нет формы род. п., мн. ч., слово мед имеет непол­ную парадигму склонения, так как у него отсутствуют падежные формы мн. ч.; слова щец, дровец имеют только одну падежную форму – род. п., мн. ч. Кроме того, слова мед, сливки, дровец, щец имеют и неполные парадигмы чис­ла – не изменяются по числам.

Избыточная парадигма – это парадигма, со­держащая большее количество форм, чем полная парадиг­ма словоизменения по той или иной категории. Например, слово человек обладает избыточной парадигмой числа, по­скольку при образовании форм множественного числа, по­мимо формы люди, имеет в косвенных падежах в сочета­нии с числительными форму множественного числа от слова человек: род. п. – пяти человек, дат. п. – пяти челове­кам, тв. п. – пятью человеками, хотя падежная парадиг­ма во множественном числе является неполной, нет фор­мы им, п. – человеки. Парадигма числа у слова год также является избыточной: год – годы – года -лета (форма им. п. лета определяется как устаревшая, но форма род. п. в со­четании с числительными оказывается широкоупотреби­тельной: пяти лет; форма типа пяти годов по употребля­ется). Избыточной парадигмой спряжения (категории лица и числа) обладают глаголы типа капать, двигать, мяукать и некоторые другие, кото­рые при спряжении наряду с формами мяукаешь, мяука­ет и т.д., двигаешь, двигает и др., капаешь, капает и т. п. имеют формы мяучишь, мяучит; движешь, движет; кап­лешь, каплет.

При установлении характера парадигмы следует сопо­ставлять парадигму как словоизменительную норму слова данной части речи с парадигмой конкретной словоформы по конкретной категории. Сопоставление может показать, что одна и та же парадигма может быть полной по одной категории, неполной по другой и избыточной по третьей. Например, слово капать имеет полную парадигму рода (ка­нал, капала, капало) и избыточную парадигму по числу и лицу (каплешь и капаешь, каплет и капает, каплете и капаете и др.); глагол победить имеет неполную парадиг­му по лицу (нет 1-го лица, ед. ч.) и полные парадигмы по числу и роду.

Во главе каждой полной парадигмы стоит исходная форма , т. е. представляющая словоформа, обладающая назывной функцией (словарная форма ). В парадигме глагола исходной формой является инфинитив, в парадигмах существительного и прилагательного – формы им. п. При этом в парадигме существительного за исходную форму принимается форма им. п. ед. ч., а в парадигме прилагательного – форма им. п. ед. ч. муж. р.

Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях оппозиции (противопоставления), составляют грамматическую категорию. Грамматическая категория – двусторонняя единица морфологической системы языка, которая имеет план содержания (обладает своей семантикой) и план выражения (обладает своими внешними показателями, формами, при помощи которых выражается эта семантика).

С семантической точки зрения грамматическая категория представляет собой набор однородных грамматических значений. Так, общее значение категории числа имен прилагательных состоит из двух частных значений – единственного и множественного числа; общая семантика падежа имен существительных включает частные значения 6 падежей.

Частные грамматические значения в свою очередь могут быть составными, членимыми. Например, значение родительного падежа состоит из нескольких значений: значения принадлежности, значения части, значения субъекта и т. п. Такие грамматические значения могут быть названы элементарными . Они являются нечленимыми.

С формальной точки зрения грамматическая категория представляет собой набор грамматических форм, служащих для выражения частных грамматических значений.

Частные грамматические значения, выражаемые грамматическими формами, образуют оппозиции (противопоставления), которые составляют сущность грамматической категории.

Грамматические формы, совмещающие несколько грамматических значений, вступают в оппозиции по нескольким признакам. Наиболее четко проявляются грамматические значения в формах, противопоставленных только по одному признаку.

Грамматические категории отличаются друг от друга не только по характеру оппозиций, но и по количеству противопоставляемых членов. Например. Грамматическая категория числа имен существительных состоит их 2-х членов и образует только одну оппозицию; грамматическая категория времени глагола состоит из 3-х и образует 3 оппозиции. Самое большое число членов (6) в русском языке имеет категория падежа (15 оппозиций).

При анализе грамматических категорий особенно важно учитывать единство смыслового и формального планов: если какой-то план отсутствует, то нельзя считать данное явление категорией. Например, нет оснований считать морфологической категорией противопоставление имен собственных нарицательным, так как это противопоставление не находит последовательного формального выражения. Не является категорией противопоставление глагольных спряжений, но уже по иной причине: четкие формальные показатели (окончания) I-II спряжений не служат для выражения каких-то смысловых различий между глаголами разных спряжений.

Классификационные категории находят свое выражение в противопоставлении слов по их грамматическим свойствам. На этом основании весь словарный состав языка можно разбить на грамматические классы (поэтому такие категории называются также классификационными). Классификационными являются, например, категория рода и категория одушевленности ~ неодушевленности у существительных.

Словоизменительные категории выражаются в противопоставлении разных словоформ одного слова. Например, категория лица глагола является словоизменительной, так как для ее обнаружения достаточно сравнить разные формы одного и того же глагола.

Грамматические категории принадлежат частям речи и в значительной степени определяют их специфику. В русском языке существительные и прилагательные имеют категорию рода, числа и падежа, каждая из которых по-разному проявляется в системе существительных и прилагательных. Именам числительным в целом присуща лишь категория падежа. Местоимения обладают категориями рода, числа и падежа, которые неодинаково характеризуют разные разряды этой части речи. Глагол имеет категории залога, наклонения, числа, времени, лица, рода. Степени сравнения характерны для имен прилагательных, наречий, слов категории состояния.

№ 3 Понятие о частях речи, принципы их выделения. Распределение слов по частям речи. Состав частей речи в современном русском языке.

Первая система частей речи


Вторая система частей речи


Значения падежей

Значения падежей формируются на основе их синтаксических функций в словосочетании и в предложении и являются абстракциями, отвлеченными от этих синтаксических функций. Падеж как носитель значений, отвлеченных от его синтаксических связей и отношений, многозначен. Так, очевидно, что дат. п. имеет разные значения в случаях: 1) подарить книгу отцу , 2) отцу не нравятся твои новые увлечения и 3) памятник отцу ; аналогично род. п. имеет разные значения в случаях: 1) не ждать отца , 2) нет отца и 3) памятник отца . В сочетаниях (1) падежной формой обозначен объект, т. е. предмет (лицо), на который направлено действие, к которому обращено чьё-то процессуальное состояние; в сочетаниях (2) это субъект, т. е. предмет, который сам является носителем состояния - внутреннего или внешнего; в сочетаниях (3) падеж имеет определительное значение: он определяет, характеризует предмет по предназначенности, принадлежности.

Таким образом, значение падежа определяется как отношение имени - в определенной его форме - к слову во всей системе его форм, к словоформе (или словоформам) в составе предложения либо к целой синтаксической конструкции. Это - самое общее, максимально абстрагированное значение, присущее как беспредложным падежам, так и падежам с предлогами.

Основными и самыми обобщенными падежными значениями являются значения объектное, субъектное и определительное (последнее объединяет в себе все виды определительности, включая и обстоятельственно-определительное значение); особняком стоит значение падежа как необходимой информативно восполняющей формы. Внутри каждого из названных значений существует дальнейшая смысловая дифференциация, отражающая те частные виды общего значения, которые связаны именно с данным падежом. Так, например, различие объектного значения у вин. и дат. п. состоит в том, что вин. п. обозначает так называемый прямой объект , т. е. предмет непосредственного и полного приложения действия, а в дат. п. значение объекта конкретизируется как значение адресата (Строим дом молодоженам ); субъектное значение им. п., как правило, ничем не осложнено, а в субъектном значении тв. п. присутствует элемент значения орудийности (Сарай зажгло молнией , Станки выпускаются заводом ).

Объектное значение падежа - это значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет. Под действием в данном определении (как и везде далее) понимается не только конкретная, активная деятельность, деятельное состояние, но и состояние неактивное: интеллектуальная обращенность, внутреннее отношение к кому-чему-л. Поэтому объектное значение присутствует в падеже не только в таких случаях, как рубить дрова , читать книгу или Равнодушию - бой !, но и в таких, как любить детей , ценить дружбу или наслаждаться музыкой .

В зависимости от лексического значения слова, управляющего падежом либо в зависимости от семантики всего предложения падеж может обозначать объект конкретный или отвлеченный, объект достижения или удаления, давания или получения, созидания, речи, мысли, воленаправленного акта, восприятия, внутреннего отношения и т.д. Степень детализации семантической классификации объектов целиком зависит от лексической семантики тех слов и предложений, к которым падеж относится.

Примеры падежей с объектным значением:

род. п.: настроили домов , разгрузка вагонов , не желать никому зла , требую объяснения , выпей воды , стыдишься товарищей , У меня нет книги , Билетов мы купили два (разг.);

дат. п.: Он раскаивается : простим ему , Напиши матери , Куренье вредит здоровью , Не попадайся ему на глаза , Людям он хочет добра , «Нет» равнодушию !, Я тебе не судья ;

вин. п.: Отец любит сына , Ученик огорчает учителя , споем песню , построили дом , Мне жаль друга , Сейчас бы мне интересную книгу !;

тв. п.: недоволен учеником , изумлены смелостью , восхищение искусством ;

предл. п.: отказали в просьбе , разбирается в музыке , сосредоточимся на главном , болезнь отразилась на работоспособности , просить о помощи , мечта о полетах , приказ об Иванове , скучает о детях , об экспедиции ничего неизвестно .

Субъектное значение падежа - это значение отношения предмета к действию, которое совершается самим этим предметом, или к состоянию, которое исходит от самого этого предмета, либо к целой ситуации, которая порождена самим этим предметом, или приписывается ему как ее носителю. В зависимости от лексического значения того слова, с которым падеж непосредственно связан, либо в зависимости от семантики всего предложения, называющего ту ситуацию, которая исходит от субъекта или приписывается ему как носителю, падеж может называть субъект конкретного действия, речи, мысли, воленаправленного акта, отношения, субъект обладающий, а также субъект - носитель целой ситуации. Так же, как и для объектного значения, степень семантической дифференциации субъектного значения определяется лексической семантики тех слов и предложений, к которым падеж относится.

Примеры падежей с субъектным значением:

им. п.: Машина работает , Поезд идет , Профессор читает лекцию , Люди просят о помощи , Наступила ночь , Стоит тишина , Вот и зима , Семья в сборе , Мастерство дается трудом , Задача - бороться за высокое качество продукции ;

род. п.: прибытие делегации , выпадение осадков , диспропорция мощностей , перепалка соседок , жестокость героя , гудок автомобиля , смысл преобразований , Не прошло и году , Дел прибавилось , Сил нет , Народу едет !, Результата - никакого , Предложений поступило три ;

дат. п.: Тебе не следует соглашаться , Молодым бы поучиться у стариков , Детям весело , Больному не до веселья , Гостям не хочется уходить , Ребенку нездоровится , Нам видно звезды ;

вин. п.: Больного знобит , Руку больно ;

тв. п.: Ожидается объезд района инспектором , Помнил исполнение этой арии еще Шаляпиным , Комиссией сделаны выводы , Хозяйкой наготовлено запасов , Врачами рекомендуется отдыхать .

Определительное значение падежа - это значение отношения предмета к другому предмету, действию, состоянию либо к целой ситуации, которые этим отношением с той или иной стороны характеризуются. Поскольку предмет, действие, состояние или ситуация в целом могут характеризоваться с самых различных сторон, постольку и определительное значение падежа предстает в самых разнообразных, иногда очень далеких друг от друга частных значениях; это может быть определение по качеству, свойству, внешнему признаку, по разнообразным обстоятельствам : по отнесенности к месту или времени, по какому-либо сопровождающему или предопределяющему обстоятельству: по цели, причине, условию, способу, по количественному или ограничивающему признаку, по мере. Как и значения объектное и субъектное, определительные значения падежей могут быть охарактеризованы с разной степенью детализации.

Примеры падежей с определительным значением:

им. п.: природа -художница , город -герой , село Селезнево , живет в доме номер пятнадцать (в доме пятнадцать ), приехал как консультант , пишет под псевдонимом «Наблюдатель» ;

род. п.: мастер спорта , бес разрушения , три часа ночи , призер личного первенства , человек преклонного возраста , фактор большого значения , приехал пятого мая , Третьего дня произошло важное событие , Семнадцатого апреля - субботник ;

дат. п.: подать повод насмешкам , улыбнуться шутке , вести счет годам , составить список долгам ;

вин. п.: прождали час , стоит рубль , пробежали целый километр , Уже сутки мы в дороге ;

тв. п.: казак душой , украинец родом , рубль серебром , ситец цветочками , смотрит осуждающим взглядом , режет хлеб ломтями , лечу первым рейсом , толпа гудит ульем , прошел черным ходом , вернулся поздней ночью , покупают овес мешками , банки вместимостью в ведро , чудом спасся , характером сын в деда , на стене висит ее портрет еще школьницей ;

предл. п.: известнейший в области , живет в Ленинграде , остановка в Малаховке , встречались в юности , имеется в достатке , Почта - в двух шагах , Запасов - в избытке , В давке потеряли друг друга , явился во всей красе , руки в царапинах , В гневе забыл о справедливости , кое -кто на Западе , тесто на дрожжах , На даче скучно , стул о трех ножках , ясли при заводе , читать при свече , При планировке поселка сохранены зеленые насаждения .

К сфере абстрактных падежных значений примыкает комплетивное падежное значение, или значение необходимого информативного восполнения . В языке существуют такое употребление падежей, при которых значение падежа как отдельной единицы не может быть установлено. Это позиции падежных форм при словах, которые в силу своего лексического значения необходимо требуют содержательного восполнения. Так, в сочетаниях два дома , три часа значение род. п. имени, называющего считаемые предметы, не является ни объектным, ни субъектным, ни определительным: падеж здесь лишен какого-либо определенного значения, он только информативно восполняет то слово с количественным значением, которое этого необходимо требует, и вместе с этим словом обозначает количество предметов. В таких сочетаниях, как прослыл ворчуном , числится передовиком , считается умником , тв. п. также не поддается никакой отдельной семантической характеристике: он необходимо восполняет собою глагол, создавая вместе с ним минимальную содержательную единицу. В таком значении информативного восполнения в сочетании с определенными - немногими - словами могут выступать как беспредложные, так и предложные падежи.

Примеры беспредложных падежей с комплетивным значением:

им. п.: Сына назвали Вася , Дочку зовут Лена ;

род. п.: два товарища , сорок солдат , трое знакомых , обе сестры , несколько книг , моложе брата , меньше года , больше сотни ;

дат. п.: следовать обычаям , равносильно измене ;

тв. п.: слывет скептиком , состоит надзирателем , считаю его эгоистом , событие чревато опасными последствиями , обилен растительностью .

Разные значения падежа очень часто существуют в тех или иных взаимных соединениях. Эта неопределённость (диффузность) значений определяется как способностью самой падежной формы к подобной смысловой нерасчлененности, так и действием лексико-семантических факторов. Так, лексико-семантическими факторами в их сочетании со способностью падежной формы совмещать в себе элементы двух значений (субъектного и определительного, объектного и определительного, субъектного и объектного, разных видов определительного значения) объясняется нерасчлененность (совместность) значений в случаях типа рубит (дерево ) топором , пилит (дрова ) пилой . В тв. п. здесь совмещаются значения объектное и определительное (способа): с одной стороны, действие обращено сразу на два предмета - на предмет непосредственного воздействия, изменяемый в результате этого воздействия ((рубит что) , (пилит что)), и на свое собственное орудие ((рубит чем) , (пилит чем)); с другой стороны, пользование орудием является и способом осуществления действия ((пилит, рубит как, каким способом, при помощи чего)). В случаях типа памятник поэту , цена ошибке в дат. п. совмещаются значения объектное и определительное ((памятник кому) и (чей) ; (цена чему) и (какая)). В таких случаях, как встретиться на балу , обсудить на собрании , в предл. п. совмещаются значения определения по месту и по времени ((где) и (когда)).

Из сказанного следует, что значение падежа, абстрагированное от его синтаксической функции, от его отношений в словосочетании и предложении, весьма сложно: оно складывается на основе целого ряда факторов. К этим факторам относятся следующие.

1) Характер грамматической связи падежной формы с тем словом, от которого она непосредственно зависит: для синтаксической связи управления характерны одни падежные значения, для связи падежного примыкания или согласования (в приложении) - другие. Та позиция падежа, в которой он свободно присоединяется к предложению в целом, чаще всего обусловливает собою либо определительное (обстоятельственное), либо субъектное значение падежа.

2) Лексическое значение слова, выступающего в данной падежной форме. Например, разные значения падежа в таких случаях, как попытка смельчака и попытка самоубийства , чтение актера и чтение сказок , первично разграничиваются на основе лексических значений слов (это разграничение далее проверяется такими смысловыми соотношениями, как чтение актера - актер читает , актерское чтение и, с другой стороны, чтение сказок - читаю сказки , сказки читаются ). Во многих случаях различие в лексической семантике необходимо связано с различием в характере присловной подчинительной связи: читать книгу и читать час , не ждали поезда и не ждал (и ) минуты .

3) Лексическая семантика слова, предопределяющего наличие при нем того или иного падежа. Так, в случаях типа едет к дому и привык к дому , настаивает на отдыхе и находится на отдыхе , спорил с другом и это случилось с другом , дом отца и упреки отца , смотрит с пренебрежением и его поведение связано с пренебрежением к окружающим различие падежных значений опирается на лексические различия грамматически главенствующих слов.

В целом то значение падежной формы, которое абстрагировано от его синтаксической функции, всегда оказывается тесно связанным с её словесным окружением.

Падеж существует в языке как единица многозначная. Это относится ко всем беспредложным падежам и к подавляющему большинству падежей с предлогами (исключение составляют предложно-падежные формы с однозначными предлогами, например вследствие пожара , вопреки предсказанию , подобно метеору ). Каждый падеж имеет свою собственную систему значений. Отдельные значения у разных падежей могут сближаться или совпадать, но системы значений в целом у разных падежей никогда не совпадают. Падеж как многозначная единица представляет собою комплекс отвлеченных значений, находящихся в определенных отношениях друг к другу. В этом комплексе, т. е. в системе значений данного падежа, в его семантическом строении, одни значения являются центральными, основными, другие составляют семантическую периферию данного падежа. Значения главенствующие, центральные, как правило, слабее испытывают на себе лексико-семантические ограничения; значениям, составляющим семантическую периферию падежа, обычно сопутствует достаточно определенная лексико-семантическая или синтаксическая несвободность.

Важнейшим признаком центральности значения в единой системе значений падежа является то, что оно обладает способностью влиять на другие значения, комбинироваться с ними, проникать в их сферу. Так, в центре семантической системы винительного беспредложного падежа находится значение объектное : читает книгу ; готовит доклад ; любит детей ; Мне жаль сестру ; Мне надо пропуск на завод ; Воду и чистый халат !; Врача ! Даже в тех случаях, когда в предложении, сообщающем о состоянии, вин. п. выносится в синтаксическую позицию субъекта : Руку больно , Больного трясет , Сарай зажгло , Людей видно , Голоса слышно , - он не утрачивает своего объектного значения, а лишь объединяет его со знач. субъекта, испытывающего состояние, или (в таких случаях как Людей видно ; Голоса слышно ) субъекта обнаруживающегося.

На периферии семантической системы вин. п. находятся его разнообразные, четко разграничивающиеся и ни при каких условиях не перекрещивающиеся обстоятельственные значения: по мере времени (едем уже час , ждем целую неделю ), по мере пространства (пробежали километр ), по цене (стоит рубль ), по мере веса (весит тонну ), по повторяемости (столько раз встречались , Каждый вечер ссора ). Во всех подобных случаях определительное значение вин. п. четко регламентировано лексической семантикой слов.

В некоторых случаях центральным является не одно падежное значение, а два или даже три. Именно так обстоит дело с род. п., для которого одинаково существенны значения и субъектное , и определительное , и объектное .

Падеж с предлогом представляет собою целостную единицу значения: предлог вместе с падежной формой образует такое единство, которое своим синтаксическим поведением в предложении и характером своего значения в принципе не отличается от беспредложного падежа. Внутри падежной формы с предлогом, так же как и внутри беспредложного падежа, могут быть разграничены абстрактные и конкретные значения; значения падежных форм с предлогами, так же как и беспредложных падежей, небезразличны к лексической семантике слов и к характеру их синтаксической связи; сравним разные значения падежа, с одной стороны, в случаях: сделать для матери и Для матери все дети равны ; с другой стороны: привыкнуть к дому и дорога к дому ; настаивать на отдыхе и находиться на отдыхе .



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!