Социальные духовные основы конституционного строя рф. Принципы духовных основ конституционного строя рф

Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Социальное государство стремиться обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. В социальном государстве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В Конституции РФ содержится право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связано с семьей. Семья важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений - все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к полному использованию ее возможностей.

Семья одинаково важна и для общества, и для государства. Значит, семья, материнство, отцовство, детство должны находиться под защитой и общества, и государства, как в правовом, так и в социальном плане.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидностью социального неравенства является неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п. Средством, которое использует социальное государство, чтобы противостоять этому, является социальное обеспечение.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)..

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

В п. 2 ст. 7 указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» 13 .

К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и уже упоминавшуюся ст.2 Конституции РФ, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ 1993 года проявляется также в положениях главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Статья 14 Конституции устанавливает, что Российская Федерация - светское государство.

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви)

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли своё развитие в Федеральном законе от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. 29.06.2004 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях» О свободе совести и о религиозных объединениях. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ.1997. N 39. Ст. 4465..

Идеологическое многообразие.

Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.166.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего не допускает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 13.. Таким образом в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие предполагает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии данного рассматриваемого принципа является отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т. д.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, а так же группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т. д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Именно возможность с помощью гос. аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

Светское государство.

Статья 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, а так же ее каноны и догматы, действующие в ней, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. «Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.169.

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 13. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. (с изменениями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность данных религиозных объединений, если эта деятельность не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Духовные основы . Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства. Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреп­лялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеж­дений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Опре­делив РФ как светское государство, Конституция РФ в главе об осно­вах конституционного строя провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Вместе с тем ст. 28 гласит, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедо­вать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять ре­лигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти конституционные положения подробно раскрываются в законе «О свободе вероисповедания» (октябрь 1990 г.),* принятом ранее действую­щей Конституцией РФ, но полностью ей соответствующем.

Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства. Оно впервые употреблено в Конституции Российской Федерации 1993 года и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека - часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Смысл такой обязанности государства основывается на следующем положении: каждый человек вправе рассчитывать на такой уровень жизни, который позволил бы не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных благ. То есть мы говорить в данном случае о создании благоприятных правовых и организационных условий (возможностей), чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи. Часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации определяет принцип социального государства как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий жизнеобеспеченности его граждан. В соответствии с этим п. «е» статьи 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. Пункты «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации указывают, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также координация вопросов здравоохранения, защита, включая социальное обеспечение.

Культурные и духовные основы конституционного строя.

Вопрос 1 . Понятие основ конституционного строя

Появление первых конституционных актов имело место в 17 – 18 веках не случайно. Человеческое общество достигло значительных успехов в развитии и осознало значение обуздания государства определенными рамками. Еще раньше Аристотель занимался аналогичными проблемами, однако в античном обществе конституция не прижилась.

Демократические революции были обусловлены назревшей необходимостью найти оптимальную форму взаимоотношений между государством (в первую очередь монархией) и обществом. Однако система «разрешено все, что не запрещено» не сработала.

Специфика каждого государства кроется в определенных чертах. Их совокупность составляет основы конституционного строя. Есть два смысла в понимании термина «конституционный строй». Первый – узкий – понимает конституционный строй как способ организации государственной власти и общества, закрепленный в конституции и конкретизированный в текущем законодательстве . Другая точка зрения (Еременко, Кабышев, Румянцев) полагает, что конституционный строй – система определенных конституционных правоотношений .

Конституционный строй – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических правовых отношений, регулируемых главным образом нормами конституции возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов власти, управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством .

Власть, суверенитет, свобода личности – главные категории, лежащие в основе современного понятия конституционного строя.

Если в государстве есть конституция – это не значит, что существует и конституционный строй. Нужны определенные условия. Реальность конституционного строя обеспечивается действенным функционированием демократических институтов и принципов.

Возникновение идей конституционного строя в Российской Федерации обусловлено бурными политико – экономическими процессами. В российском праве термина «основы конституционного строя» ранее не существовало. Но с окончательной победой демократии, естественно, возникла необходимость проведения реформ. Было решено взять за основу так называемые общедемократические ценности, представлявшие собой смесь завоеваний советского периода (социальная справедливость, социальное государство) и капиталистических концепций (народный капитализм, либеральный капитализм). (Рассказать об ошибках на этом пути, упомянуть, что это обусловлено исторически).

Однако нельзя отрицать и такие явления, как полученная свобода предпринимательской деятельности, право на частную собственность, открытый рынок, многопартийная система, равенство идеологий, создание местного самоуправления (благодаря ЕС). Можно предположить, что предпосылки к всестороннему правовому стимулированию личности созданы.

К достоинствам термина «основы конституционного строя» можно отнести то обстоятельство, что он ставит на первое место Конституцию РФ. К недостаткам относятся, во-первых, неуточненность содержания (КНДР, Япония).

Основные элементы конституционного строя РФ:

Основы экономической системы общества;

Система социальных отношений;

Политическая система;

Духовная сфера.

Положения о конституционном строе краткие, так как не могут быть исчерпывающими. Отсюда и наименование конституционно – правового института – «основы конституционного строя».

В современной российской конституции выработано понятие, в соответствии с которым государство является конституционным в том случае, когда оно подчинено праву. Однако таковы все государства – и тоталитарные, и демократические. Вся разница в ограничении государственной власти. Необходимо создание условий для функционирования гражданского общества.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!