Словарь лингвистических терминов. Общие понятия о русском языке

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

В. Я. Тихонова

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЗАДАНИЯ

и культуре речи при Министерстве образования и науки РФ

в качестве учебного пособия

УДК 808.5(075.8)

ББК 81.2Рус+81.2Рус-5 Т 46

Рецензенты:

профессор, доктор филологических наук Ю. В. Фоменко доцент, кандидат филологических наук Т. Е. Казакова

Тихонова, В. Я.

Т 46 Русский язык и культура речи: основные понятия. Задания [Текст] / учебное пособие / В. Я. Тихонова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 116 с.

ISBN 978-5-9961-0161-0

Учебное пособие состоит из 9 глав, включающих основные понятия и теоретические сведения по русскому языку и культуре речи (язык, речь, русский национальный язык, современный русский литературный язык, культура речи, норма, нормы орфоэпические, лексические, фразеологические, синтаксические, стилистические, стиль и др.), а также по ораторскому искусству и приложения с образцами оформления заявления, титульного листа контрольной и курсовой работ. В соответствии с этими сведениями для отработки и закрепления практических навыков составлены задания разной степени сложности.

Пособие отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и предназначается для студентов технических вузов, преподавателей, ведущих курс «Русский язык и культура речи», а также для желающих повысить уровень владения русским литературным языком.

УДК 808.5(075.8)

ББК 81.2Рус+81.2Рус-5

Предисловие

В последнее время число учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи растет в геометрической прогрессии: их становится все больше и больше. Это, безусловно, хорошо, поскольку знание языковых норм, речевая культура, умение общаться с людьми разных социальных групп необходимы каждому человеку независимо от того, каким видом деятельности он занимается. Владение устной и письменной речью, умение общаться особенно важны для деловых людей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, в том числе – инженеров. Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной и четкой передачи мысли (приказа, задания подчиненным) и затрудняется грамотно изложить важную информацию, будет трудно добиться успеха в профессиональной деятельности. Вот почему в современную эпоху

– эпоху активных, предприимчивых, деловых людей, требующую получения и обработки огромного количества информации, оперативных дейст-

вий, быстрого принятия решений, культура речи – «самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого че-

ловека» (академик В.В. Виноградов).

Однако имеющиеся учебники и учебные пособия интерпретируют курс «Русский язык и культура речи» либо слишком широко, либо, наоборот, чересчур узко. Кроме того, в них отсутствует четкость в разработке понятийного (терминологического) аппарата, которым студенты должны владеть и свободно оперировать как на занятиях, так и (при необходимости) в последующей профессиональной деятельности. Данное учебное пособие призвано восполнить образовавшийся пробел и удовлетворить потребность студентов (и преподавателей) в издании, содержащем структурированный в строгом соответствии с Государственным образовательным стандартом теоретический материал и практические задания.

Курс «Русский язык и культура речи» предполагает прежде всего знакомство с общелингвистическими понятиями (язык, речь, русский нацио-

нальный язык, русский литературный язык, культура речи) и специальны-

ми понятиями: норма, виды норм языка (нормы орфоэпии, или произношения, в том числе акцентологические, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса, орфографии, пунктуации и стилистики),виды речевых ошибок и др., а также с понятиями, относящимися к области ораторского искусства (риторики).

Основные понятия курса (термины) и их дефиниции представлены в первой (теоретической) части, состоящей из девяти разделов, соответствующих лекционным темам: 1. Язык и речь. Русский национальный и русский литературный язык; 2. Понятие культуры речи; 3. Орфоэпия. Нормы орфоэпии и орфоэпические ошибки и т.д. В каждом разделе предлагаются темы для самостоятельного изучения (их можно использовать в качестве

тем для сообщений, рефератов или докладов) и список рекомендуемой литературы к указанным темам.

Теоретические сведения, изложенные в первой части, должны быть отработаны и закреплены на практике. Выработка практических навыков и умений – задача второй (практической) части пособия, построенной в строгом соответствии с первой (теоретической) частью. Вторая часть включает 100 заданий различной сложности. Среди них – задания по орфоэпии, лексике, фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике, а также по риторике. Некоторые задания предусматривают повторение правил орфографии и пунктуации.

Для более полного и углубленного изучения материала студенты могут воспользоваться литературой, указанной в основном и дополнительном списках, и словарями.

Таким образом, студенты – будущие инженеры и все, кто хочет знать нормы русского литературного языка, владеть ими и повышать уровень своей речевой культуры, чтобы чувствовать себя уверенно в самых разных ситуациях общения, могут сделать это, используя данное пособие.

1. Язык и речь.

Русский национальный и русский литературный язык

Естественный язык существует в двух ипостасях: язык как система виртуальных знаков и моделей их сочетаемости иязык как актуальная речь, конкретная реализация этой системы. Язык и речь – это два состояния одного объекта (феномена). Язык – особая, специфическая, универсальная система знаков, а речь – коммуникация (сообщение) на основе этой системы. Язык и речь в совокупности образуют единый феномен языка.

Язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система знаков и правил их соединения, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Язык – это средство, орудие общения.

Речь – это использование знаковой системы в целях общения, т.е. применение языка, это язык в действии, это вид человеческой деятельности, основанный на использовании языка (как в устной, так и в письменной форме) в процессе общения и мышления. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение.

Язык и речь – диалектическое единство взаимопроникающих элементов, которые противопоставлены друг другу и обусловливают друг друга.

Признаки противопоставления языка и речи

воспроизводится

строится

бесконечна

абстрактное

конкретное

надситуативен

ситуативна

социален по своей природе

социальна по назначению

объективен и обязателен

субъективна и произвольна

достояние общества

принадлежность конкретного лица

исторически вторичен

исторически первична

суждения

Язык существует (хранится, локализуется) в мозгу, а реализуется, выявляется, объективируется в речи (устной или письменной). Без языка не может быть мышления и осознания человеком себя как личности, а также освоения действительности.

Основные функции языка: коммуникативная – общение, сообще-

ние; логическая – выражение мыслей;номинативная (репрезентативная, референциальная) – наименование объектов (предметов, явлений, признаков и т.д.) внеязыковой (экстралингвистической) действительности;когнитивная – познание мира;эмотивная (экспрессивная, эмоциональная) – выражение чувств, эмоций, отношения автора к предмету речи;апеллятивная (волюнтативная) – воздействие на адресата;аккумулятивная – сохранение и передача информации, а такжеэстетическая ,магическая, фа-

тическая, конативная и др .

Русский национальный язык – это язык русской нации, взятый в совокупности всех присущих ему черт и форм, отличающих его от других языков (рис. 1).

Индоевропейский язык

III тыс. до н.э. – VI в. н.э.

Восточнославянский

Западнославянский

Южнославянский

(древнерусский)

(польский,

(болгарский, хорват-

ский, словацкий и

ский, сербский и др.)

VI – XIV вв.

Украинский

Белорусский

(великорусский)

ХV – XVII вв.

Русский национальный язык

XVIII – XХI вв.

Рис.1. Возникновение и развитие русского национального языка

В первой половине XIX в. процесс формирования русского национального языка был завершен. А.С. Пушкин нашел способы органического слияния трех стихий национального языка – старославянских, народноразговорных и западноевропейских элементов, которые оказали решающее влияние на выработку норм русского национального литературного языка. Язык пушкинской эпохи – основа современного русского литературного языка, все последующее развитие которого было углублением и совершенствованием норм, заложенных в эту эпоху.

Формы русского национального языка: русский литературный язык, территориальные (южнорусские, севернорусские, среднерусские говоры) и социальные (жаргоны) диалекты, нелитературное просторечие

Художественный

Научный стиль

Книжная речь

Публицистический

Официально-деловой

Разговорно-бытовой

Разговорная

Нелитературное

просторечие

Диалекты

Рис. 2. Формы русского национального языка

Русский литературный язык – высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, на радио и телевидении.Он обслуживает все сферы человеческой жизни и деятельности: политику, культуру, законодательство, делопроизводство, науку, словесное искусство, межнациональное, международное и бытовое общение. Это государственный язык Российской Федерации (России), что закреплено Конституцией РФ; один из 6 официальных языков Организации Объединенных Наций (наряду с английским, французским, испанским, китайским и арабским); четвертый (по количеству изучающих его) язык в мире (после английского, китайского и испанского). Русский язык изучают почти в 100 странах, на нем говорят более 250 млн. человек. Более 100 тыс. иностранцев обучаются в России. Около 800 российских вузов оказывают услуги в обучении иностранных граждан русскому языку.

История русского литературного языка:

X в. – начало XV в .: появление письменности (Кирилл и Мефодий), взаимодействие старославянского и русского разговорного языка – литературный язык Древней (Киевской) Руси («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве»).

Начало XV в. – вторая половина XVII в.: перерастание русской на-

родности (народа) в нацию в связи с возрастанием роли Московского государства и объединением русских земель, ослабление влияния церковнославянского языка; прекращение развития диалектов, усиление роли московского говора – литературный язык Московской Руси.

Середина XVII в. – 90-е годы XVIII в.: освобождение от влияния церковнославянского языка, ставшего языком религии и богослужения; демократизация языка за счет элементов живой устной речи простых людей; обогащение языка за счет западноевропейских языков и формирование языка науки, политики; первая реформа русского письма (осуществлена Петром I в 1708 – 1710 гг.: исключены буквы омега, пси, ижица, округлено начертание букв, введены арабские цифры); создание теории трех стилей, «Российской грамматики», пособий по риторике, стихосложению (реформаторы В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов) – литературный язык начальной эпохи формирования русской нации.

Конец XVIII в. – первая половина XIX в.: начало формирования языковых норм (Н.М. Карамзин, А.С. Шишков) – литературный язык эпохи образования русской нации и формирования его общенациональных форм.

Первая половина XIX в. – начало ХХ1 в.: расцвет литературы, науки,

искусства, эпоха Просвещения; завершение процесса формирования национального русского литературного языка (А.С. Пушкин); вторая реформа письма (1918 г.); утверждение правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.), кодификация норм – современный русский литературный язык.

Свойства (особенности) литературного языка: устойчивость (ста-

бильность), обработанность, обязательность для всех носителей языка, наличие устной и письменной форм, наличие функциональных стилей, нормированность и кодификация.

Кодификация – это фиксация норм и правил языка в разного рода словарях, справочниках, учебных пособиях и грамматиках.

Литературный язык объективируется в двух формах: устной и письменной речи.

Устная речь – это речь звучащая. Она создается в процессе говорения (спонтанна, не подготовлена). В ней используются фонетические и просодические средства выражения. Для нее характерны некоторые языковые особенности: незаконченность мысли, свобода в выборе лексики, использование простых предложений различного типа, повторы и др.Обязатель-

ные характеристики устной речи – темп, продолжительность, тембр,

громкость, четкость, интонация и др. В устной речи отражается психологическое состояние говорящего, в связи с чем ее оценивают как эмоцио-

нальную, взволнованную, спокойную, насмешливую и т.д. Формы устной речи – это монолог, диалог, полилог.

Письменная речь – это речь, закрепленная на письме. Она может быть заранее обдумана и исправлена. Для нее характерны следующие языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов и предложений, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм и др.

Речь характеризуется с содержательной, этической и эстетической точек зрения, и поэтому говорят о речи содержательной, осмысленной, пустой, бессмысленной, связной, сбивчивой и т.д.; правильной, неправильной, культурной и т.д.; художественной, поэтической, изысканной, образцовой, безупречной, грубой и т.д.

Нелитературное просторечие – одна из форм (разновидностей) национального языка: язык повседневного общения необразованных и малообразованных слоев общества – «простых» людей (охранников, шоферов, строительных рабочих, уличных торговцев, продавцов, кондукторов, неквалифицированных рабочих, рядовых милиционеров, военнослужащих срочной службы и т.п.), отличие которого от литературного языка наиболее отчетливо проявляется в лексике и фразеологии:

мат (нецензурная, пейоративная лексика) и ругательства (обсценная лексика: лох, козел и т.п.; инвективы – от латинскогоinvective – брань);

собственно просторечная лексика: батя, пахан (отец),баба (женщина),заехать, вломить (ударить),телка (девушка),тачка (автомобиль),

манатки (вещи),ложить (класть),ржать (смеяться),припереться (прий-

ти), подшаманить (отремонтировать),выпендриваться (вести себя не-

скромно), отвалить (отстать),бухать, квасить, кирять (пить, пьянство-

вать), гнать, заливать (обманывать),кушать (есть) и т.п.;

своеобразные вокативные (звательные, обращения) формы слов:

братан, земляк, пацан (к молодому мужчине), отец, батя, мужик(к пожилому или взрослому мужчине), Толян, Ленок, Катюха, Серый, Серега, Танька, Колька, Макс(Максим), Стас(Станислав), дядя, тетя(к взрос-

лым мужчине или женщине); обращение на ты независимо от возраста, пола и социального статуса собеседника;

на уровне фразеологии: по ходу (кажется, похоже),без базара (все понятно, будет сделано),бред сивой кобылы (чепуха, ерунда),телячьи нежности (чрезмерное проявление чувств),лапшу на уши вешать (обманывать) и т.п.;

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:колбаска, яич-

ки, мяско, огурчик, помидорчик, килограммчик, книжка, билетик, кушенькать, бледненький, худенький и т.п.

Основой нелитературного просторечия является общелитературная, диалектная и жаргонная лексика.

Диалект (от греческогоdialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность (форма) национального языка, являющаяся средством общения

коллектива, объединенного территориально или социально, в частности профессионально. Различаются диалекты территориальные и социальные.

Территориальные диалекты – разновидность (форма) национального языка. В отличие от литературного языка, диалекты (южнорусские, среднерусские, севернорусские) ограничены территориально и функционально и существуют только в устной форме.

Жаргон (от французскогоjargon ) – социальная разновидность (форма) национального языка (социальные диалекты), речь какой-либо социальной или профессиональной группы людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, возрастом и социальным положением (жаргон спортсменов, солдат, бизнесменов, учащихся, студентов, деклассированных (асоциальных) элементов и др.); условный язык, понятный и употребляемый только в определенной среде. По возрастному критерию выделяется сленг, по профессиональному – профессиональный жаргон, по асоциальному – арго.

Сленг (от английскогоslang ) – молодежный жаргон, особенностью которого является стремление дать общеизвестным понятиям новое экс-

прессивное обозначение: голова – арбуз, тыква, глобус, кастрюля, черепоки др.; понимать – волочь, рубить, врубаться, сечь; отлично – клёво, лафа, классно, прикольно; все равно – параллельно, по барабану; встретиться –

пересечься и т.д. Жаргонизмы этого типа связаны с оценкой человека, его внешнего вида, поведения, состояния, быта, отдыха и др.

Профессиональный жаргон (профессионализмы) – слова и оборо-

ты, свойственные речи людей одной профессии и являющиеся просторечными эквивалентами соответствующих по значению терминов (понятий) данной профессии: баранка – руль (у шоферов),подушка – резерв (у биз-

несменов), рекостав, сиверко, бережник, восток, летник, заморозок– на-

звания ветров (у речников и моряков), газон, гэпэзад – газоперерабатывающий завод (у газовиков),ляп – опечатка (у газетчиков) и т.п.

Арго (арготизмы – от французскогоargot ) – криминальный жаргон, речь деклассированных, асоциальных элементов – воров, скупщиков краденого, картежных шулеров и т.п. Основная функция арго –конспиративная и в то же времяопознавательная – «свой» – «чужой»: нож –перо , убить –замочить , разговор –базар , дом, квартира –хаза и т.п.

Современная речевая ситуация характеризуется снижением общей речевой культуры, вторжением в литературные тексты и в устную речь даже образованных людей просторечных, грубопросторечных и жаргонных слов, экспансией заимствований, обсценной (инвективной, нецензурной) лексики и т.п. Важнейшая задача сейчас – сохранение богатств языка, величие и мощь которого общепризнанны.

«И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку… В нем

Данная статья посвящена вопросу, что такое термины в русском языке. Также будут разобраны некоторые понятия из списка для тех учеников, которые готовятся сдавать единый государственный экзамен.

Термины из него необходимо учить наизусть, чтобы разбираться в таком сложном вопросе, как средства стилистической выразительности в русском языке. Читатель узнает много новой и полезной информации, в частности об авторах некоторых слов, без существования которых современный человек не может представить своей жизни.

Определение

Прежде всего, нужно разобраться в том, какие слова - термины по русскому языку, а какие - нет. Стоит сказать о том, что, в отличие от всех других понятий, научные определения имеют особенности, которые выделяют их из числа всех прочих.

Во-первых, они имеют четкую трактовку, которая, как правило, внесена в профессиональные и другие словари.

Во-вторых, в идеальном варианте у научных терминов в русском языке не должно быть синонимов. Также они не могут иметь других значений, кроме основного.

Таким образом, на вопрос что такое термины в русском языке, можно ответить: это слава, которые обладают предельно четким определением и употребляются в основном в профессиональных отраслях.

Исключения из правил

Тем не менее есть слова, значение которых может меняться в зависимости от той сферы, в которой в данный момент они употребляются. Далее будет приведен в качестве примера случай, когда в русском языке термин имеет два значения. Так слово «экономика» обладает следующими определениями. Во-первых, это - отрасль существования государства, а во-вторых, так может называться деятельность специалиста по финансам. Но ведь в идеале научное определение не должно иметь более одной дефиниции? Да, это так. Однако слова, употребляющиеся в профессиональном лексиконе, настолько вживаются в повседневную речь работников тех или иных отраслей, что начинают существовать и «вести себя» так, как это происходит с обыкновенными словарными единицами.


А значит, можно констатировать тот факт, что ничто из того, что характерно для обычных слов, не чуждо терминам. Они так же, как и все их "родственники", приобретают другие значения, изменяют свой первоначальный смысл, обрастают рядом синонимов и так далее, и тому подобное.

Далее будет приведено еще несколько примеров того, что такое термины в русском языке, будут также названы образцы определений, которые идеально соответствуют требованиям, предъявляемым к специфическим словам. Также будут рассмотрены те из них, которые отступают от этих норм.

Примеры

Если взять известное каждому химику слово «магний», то можно с уверенностью утверждать, что это понятие обозначает соответствующий элемент в таблице Менделеева. Других определений у этого слова нет. А соответственно, можно назвать этот пример термина в русском языке идеальным. То есть у данного слова нет синонимов и других значений, кроме основного.

Если обратиться к словарю лингвистических терминов русского языка, то в нем можно также обнаружить множество подобных слов.

Например, если рассмотреть определение понятия «гипербола», то в словарной статье можно прочитать примерно следующее: «Фигура стилистической выразительности, которая заключается в намеренном преувеличении того или иного явления». Можно привести и другой пример: эпитет - поэтическое определение, которое выделяет признак того или иного предмета или явления.

Говоря об этих лингвистических терминах русского языка, можно назвать их также идеальными, поскольку у них нет синонимов и других значений, за исключением основных.

Правила словообразования

Обсуждая вопрос о том, что такое термины в русском языке, следует в том числе упомянуть о том, что такие слова часто имеют свой, характерный для их сферы знаний, в которой они употребляются, способ словообразования.

Например, в астрономии для обозначения различных слоев пространства принято употреблять названия, образованные при помощи добавление к какому-либо корню морфемы «-сфера». Так, для обозначения кислорода, который находится в околоземном пространстве, применяется термин «атмосфера». Над ней, как известно, находится стратосфера, мезосфера и так далее. Поэтому, услышав незнакомое слово, в состав которого входит этот элемент, можно с уверенностью утверждать, что значение этого понятия близко к уже знакомым словам, в составе которых присутствует такая же морфема.

Однако стоит иметь в виду, что в разных областях науки могут употребляться одинаковые приставки и суффиксы для обозначения различных явлений. Так, ученые-геологи используют для образования названий, открываемых ими горных пород, суффикс «-ит». Примерами могут служить наименования таких камней, как жадеит, малахит, нефрит и так далее. В медицине также употребляется этот аффикс, но уже в качестве части слова, применяемой для образования названий болезней.


Такие слова, как тонзиллит, перитонит и другие, принадлежат как раз к этой когорте.

Точно так же в литературе по другим научным дисциплинам можно встретить одну и ту же лексему, употребляемую для обозначения различных понятий, не являющихся схожими ни по смыслу, ни по какому-либо другому признаку. Так, термин «лига» в теории музыки обозначает нотный знак, применяемый для того, чтобы пояснить, что данный отрывок произведения нужно исполнять слитным штрихом. В политологии же это понятие применяется в значении «союз, объединение», как например, Лига Наций и другие организации.

Хотя у этих двух терминов существуют некоторые общие черты: в обоих случаях присутствует указание на объединение, но, так или иначе, это два разных термина. А соответственно, можно говорить о нескольких значениях, имеющихся у данного слова.

Хотя многие специалисты утверждают, что в данном случае нужно говорить не о многозначности, а о существовании данного понятия в нескольких различных научных сферах. Если рассматривать это явление с такой точки зрения, то получается, что для каждой науки данный термин является уникальным, то есть обладающим одним единственным значением, не имеющим синонимов.

Как образуются термины?

Есть по крайней мере три способа, как можно создать название для только что открытого научного явления или другого феномена.

Такие слова нередко образуются приставочным и суффиксальным способом из корней русского языка.

Примерами подобных терминов могут служить следующие понятия: водитель (от слова "водить"), управляющий, уборщица и так далее.

Также очень часто при поиске имени для нового явления ученые останавливаются на иноязычном термине, уже достаточное время употребляемом в академических кругах специалистами из другого государства.

В качестве примеров подобных заимствований можно назвать многочисленные юридические и экономические термины, являющиеся международными, то есть употребляемыми во многих странах. Это такие слова как: инфляция, коррупция, амнистия и многие другие.

Стоит отметить, что слов, перекачивавших в наш язык из иностранного лексикона, в научном обиходе в сотни раз больше, чем в общеупотребительном словарном составе.


Это объясняется, прежде всего, стремлением работников науки сотрудничать со своими иностранными коллегами с целью проведения исследований, требующих труда большого числа специалистов. Но подобное обстоятельство нередко вызывает и появление русскоязычных аналогов для таких названий. Тем более, что есть множество людей, которые стремятся к очистке родного языка от зарубежных примесей. Поэтому нередко можно встретить словарные дубли, один элемент которых иностранного происхождения, а другой - русского.

В качестве примера можно привести такие пары слов, как: летчик - пилот, водитель - шофер и другие.

Третий вариант образования терминов русского языка - когда значение уже существовавшего слова приобретает новый оттенок. Так было создано, например, название части молекулы - ядро.

Оправданные и неоправданные термины

Также существует такой критерий, как оправданность использования того или иного названия. Под этим обычно подразумевается соответствие или несоответствие этого термина его содержанию.

Так название технического средства для передвижения по спутнику Земли именуется луноходом. Это имя вполне оправдывает функции, которые выполняет данная машина.

Если же обратиться к вопросу, оправдано ли использование названия «атом» для мелких составных частей молекул, то ответ на него будет, скорее всего, отрицательным. Ведь это слово в переводе с греческого означает «неделимый». Данное определение не соответствует реальному положению дел. Атомы, как известно, в свою очередь, содержат в себе протоны, нейтроны и электроны. В данном случае употребление этого термина обусловлено историческими причинами, а именно: это слово стало использоваться еще в те времена, когда знания химии были не столь совершенными, как в настоящее время. А поскольку язык является феноменом достаточно консервативным, то и термин, употреблявшийся в течение продолжительного времени, продолжает свое существование и по сей день.

Об авторах

Отвечая на вопрос, что такое термины в русском языке, стоит непременно упомянуть об еще одном существенном признаке этих слов. В отличие от другой лексики, научные определения чаще всего имеют конкретного автора. История сохранила сведения о том, кто впервые ввел в обиход то или иное название. Например, точно известно, что имя для средств внеземного передвижения предложил Королев.


Именно он стал называть ракеты космическими кораблями.

Еще раз о воздухоплавании

Также существует легенда о том, что такие слава, как «самолет» и «летчик», придумал известный поэт начала 20 века Велимир Хлебников. Но это не совсем так. Действительно, этот знаменитый футурист создал словарь для зарождавшейся в то время российской авиации. В этой небольшой книге были собраны его рекомендации насчет того, как можно называть некоторые предметы и явления из этой области. Однако ни одно из тех слов не вошло в употребление.

Научный стиль речи

Пришло время сказать о том, в каких текстах можно чаще всего встретить сложные предложения с терминами. По русскому языку в старших классах общеобразовательной школы проходят стилистику. Эта наука изучает в том числе и различные виды речи. Чаще можно найти упоминания о пяти стилях: научный, публицистический, художественный, официально-деловой и разговорный. Для первого из них и характерно наличие в текстах многочисленных терминов.

Наряду с этим научные работы содержат большое количество сложных предложений. Структура этих трудов, как правило, предельно четкая и часто соответствует установленному образцу. Главы таких работ обычно нумеруются.

В качестве примеров данных трудов можно привести курсовые работы, с которыми сталкивается каждый студент.

От неологизма к термину

Список терминов русского языка, который предлагается выучить выпускникам общеобразовательных школ при подготовке к единому государственному экзамену, включает в себя также слово «неологизм». Так называются имена предметов и явлений, только что появившиеся в языке. Эти лексические единицы еще не стали привычными для носителей языка и воспринимаются ими как что-то необычное.

Спустя некоторое время такие слова либо становятся частью общеупотребительного лексикона, либо превращаются в научные термины, если они существуют в рамках определенной области знаний.

Выделяют следующие виды неологизмов:

1. Придуманные конкретным лицом или те, чье авторство неопределенно.

2. Появившиеся в результате словообразования по законам определенного языка, или те, которые были заимствованные из иностранных словарей.

Как говорилось ранее, чаще всего обогащение русского языка происходит за счет латыни и греческого. Именно таким образом создано большинство лингвистических терминов, которые представлены в списке для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку.

Он ввел в русский такие понятия, как "атмосфера", "градусник", "вещество", "экспертиза" и многие другие.


Без этих терминов невозможно представить науку на современном этапе развития.

Заключение

В данной статье был разобран вопрос о том, что такое термины русского языка и значения их.


В материале приведены характеристики, которым должны отвечать слова, применяющиеся в научной литературе. В идеале каждый научный термин должен быть уникальным, то есть не может иметь синонимов и других значений. Но в реальности этим требованиям отвечают не все слова, применяющиеся в отдельных областях знаний.

Это отчасти объясняется тем, что такие явления русского языка, как стремление его носителей находить для всех иноязычных слов эквиваленты в родной речи и использовать для обогащения словаря одной области знаний, лексикона, характерного для другой науки, не чужды и терминам.

Информация об этом лексическом понятии будет полезна ученикам общеобразовательных школ при подготовке к ЕГЭ. Как правило, им предлагается выучить наизусть список терминов русского языка с определениями. Некоторые слова из этого перечня были разобраны в настоящей статье. Кроме того, школьникам может оказаться полезной и общая информация о том, что такое термины. Эти сведения даны в нескольких главах этого материала. Также полезно будет изучить статьи из энциклопедических словарей об этом явлении и пособия, где собраны слова термины по русскому языку.

Задание 24 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительсти.

Задание формулируется в виде текста, названного фрагментом рецензии. В нём якобы пропущены термины, которые нужно восстановить. Для справки даётся список возможных терминов. Нужно понимать, что предложенный в качестве задания текст является искусственно созданным построением и никакого отношения к реальным рецензиям литературных критиков и литературоведов не имеет. Отвлекаться на содержание данных текстов-заданий не стоит. Напротив, я бы рекомендовала разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить. Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.

Тропы — это слова и выражения, использованные авторами текстов в переносном значении. Это лексические средства художественной выразительности. Например, метафора, метонимия, синекдоха, синонимы и др.

Также в текстах встречаются фигуры речи, то есть синтаксические средства, делающие речь выразительной. Это, к примеру, парцелляция, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, эллипсис, однородные члены предложения, инверсия и др.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август - астры,
Август - звёзды,
Август - грозди
Винограда и рябины...
(М. Цветаева)

Антитеза - сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения - изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
(К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение - предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола - преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация - расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм - диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка) , бурак (свёкла) , закут (хлев) , кочет (петух) , коты (лапти) , новина (суровый холст) .

Инверсия - изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность ».

Ирония - использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак ).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы - слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной - выстуженной - не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор - повтор слова:

Ветер, ветер -
На всём божьем свете!
(А. Блок)

Литота - преуменьшение: мужичок с ноготок , мальчик-с-пальчик .

Метафора - перенос значения по сходству: золотая осень , хмурое небо , холодный взгляд .

август - грозди
винограда и рябины
ржавой - август!
(М. Цветаева)

Метонимия - перенос по смежности:выиграть золото , зал аплодировал , ставить Чехова .

Назывные предложения - предложения с одним главным членом - подлежащим: Полдень. Жарища страшная .

Неполные предложения - частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит... (2) .

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение - наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) - сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)

Парцелляция - деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза - замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины , город на Неве .

Пословица - образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие - слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча , завсегда , тама , здеся , забулдыга , дохлятина , отродясь , улыбаюся , ихнего ,не влазиет .

Противопоставление - сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы . Пример (из банка заданий ФИПИ):

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова - стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка , растрёпа , нуднятина . Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос - высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение
часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)

Сравнение - сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала , влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот - развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак , как будто , будто , словно , навроде (прост.), вроде .

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота...
(М. Цветаева)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)

Термин - слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет , перифраза , анафора , эпифора .

Цитирование - использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод ». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие ».

Эмоционально-оценочные слова : доченька , маленький мой , солнышко моё , вражина .

При изучении русского языка в школе, довольно часто встречаются лингвистические термины, которые не всегда понятны школьникам. Мы постарались составить краткий список из наиболее используемых понятий с расшифровкой. В дальнейшем школьники могут использовать его при изучении русского языка.

Фонетика

Лингвистические термины, употребляемые при изучении фонетики:

  • Фонетика - раздел лингвистики, занимающийся изучением звукового строя.
  • Звук - минимальная частица речи. Выделяют звуки.
  • Слог - один или зачастую несколько звуков, произносимым на одном выдохе.
  • Ударение - выделение в речи гласного звука.
  • Орфоэпия - раздел фонетики, изучающий нормы произношения русского языка.

Орфография

При изучении орфографии необходимо оперировать следующими терминами:

  • Орфография - раздел, изучающий нормы правописания.
  • Орфограмма - написание слова в соответствии с применением правил орфографии.

Лексикология и фразеология

  • Лексема - словарная единица, слово.
  • Лексикология - раздел русского языка, который изучает лексемы, их происхождение и функционирование.
  • Синонимы - слова, имеющие схожее значение при различном написании.
  • Антонимы - слова, имеющие противоположное значение.
  • Паронимы - слова, имеющие схожее написание, но разные при этом значения.
  • Омонимы - слова, которые имеют одинаковое написание, но при этом у них разные значения.

  • Фразеология - раздел лингвистики, изучающий фразеологизмы, их особенности и принципы функционирования в языке.
  • Этимология - наука о происхождении слов.
  • Лексикография - раздел языкознания, изучающий правила составления словарей и их изучением.

Морфология

Несколько слов о том, какие русские лингвистические термины используются при изучении раздела морфология.

  • Морфология - наука о языке, изучающая части речи.
  • Существительное - именная самостоятельная Она обозначает предмет, о котором ведется речь и отвечает на вопросы: "кто?", "что?".
  • Прилагательное - обозначает признак или состояние предмета и отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?". Относится к самостоятельным именным частям.

  • Глагол - часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы: "что делает?", "что сделает?".
  • Числительное - обозначает количество или порядок предметов и отвечая при этом на вопросы: "сколько?", "который?". Относится к самостоятельным частям речи.
  • Местоимение - указывает на предмет или лицо, его признак, при этом не называя его.
  • Наречие - часть речи, обозначающая признак действия. Отвечает на вопросы: "как?", "когда?", "почему?", "где?".
  • Предлог - служебная часть речи, которая соединяет слова.
  • Союз - часть речи, соединяющая синтаксические единицы.
  • Частицы - слова, придающие эмоциональную или смысловую окраску словам и предложениям.

Дополнительные термины

Кроме указанных нами ранее терминов, существует еще ряд понятий, которые желательно знать школьнику. Выделим основные лингвистические термины, которые также стоит запомнить.

  • Синтаксис - раздел языкознания, изучающий предложения: особенности их структуры и функционирования.
  • Язык - знаковая система, постоянно находящаяся в развитии. Служит для общения между людьми.
  • Идиолект - особенности речи конкретного человека.
  • Диалекты - разновидности одного языка, которые противопоставляются литературному его варианту. В зависимости от территории, каждый диалект имеет свои особенности. К примеру, оканье или аканье.
  • Аббревиация - образование имен существительных с помощью сокращения слов или словосочетаний.
  • Латинизм - слово, пришедшее к нам в обиход из латинского языка.
  • Инверсия - отклонение от общепринятого порядка слов, что делает переставленный элемент предложения стилистически маркированным.

Стилистика

Следующие лингвистические термины, примеры и определение которых вы увидите, зачастую встречаются при рассмотрении

  • Антитеза - стилистический прием, в основе которого лежит противопоставление.
  • Градация - прием, основанный на нагнетании или ослаблении однородных средств выразительности.
  • Диминутив - слово, образованное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
  • Оксюморон - прием, при котором образуется сочетания слов с, казалось бы, несовместимыми лексическими значениями. К примеру, "живой труп".
  • Эвфемизм - замена слова, относящегося к нецензурной лексике, нейтральным.
  • Эпитет - стилистический троп, зачастую это прилагательное с экспрессивной окраской.

Это далеко не полный список необходимых слов. Мы привели лишь самые необходимые лингвистические термины.

Выводы

Изучая русский язык, школьники то и дело сталкиваются со словами, значения которых им неизвестны. Чтобы избежать проблем в обучении, желательно завести свой личный словарь школьных терминов по русскому языку и литературе. Выше мы привели основные лингвистические слова-термины, с которыми придется столкнуться не один раз при обучении в школе и университете.

ЛЕКСИКА - совокупность слов, входящих в состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий лексику.

лексическая СЕМАНТИКА - смысловое значение слова, оборота речи и т.п. СЕМАСИОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий значения слов и выраже- нийи изменения этих значений.

ЭТИМОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий происхождение слов. ОНОМАСТИКА - раздел языкознания, изучающий собственные имена, т.е. име­на людей (АНТРОПОНИМЫ), географические названия (ТОПОНИМЫ) и т.п. ФРАЗЕОЛОГИЯ - I) раздел языкознания, изучающий устойчивые обороты; 2) совокупность устойчивых оборотов данного языка.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРАЩЕНИЯ - ЛЄКСИЧССКИ НСДЄЛИМЬ(Є обороты, обоб- щенно-целостное значение которых не определяется значением составляю­щих его компонентов.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНСТВА - ЛЄКСИЧЄСКИ НЄДЄЛИМЬїЄ обороты, общее значение которых потенциально эквивалентно словам и может быть частич­но мотивировано семантикой составляющих компонентов.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ - такие устойчивые обороты, в которых имеются слова как со свободным, так и со связанным значением. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ - такие фразеологические обороты, «ко­торые являются не только семантически членимыми, но и состоят целиком из слов со свободными значениями» (И.М. Шанский).

ЛЕКСИКОГ РАФИЯ - раздел языкознания, занижающийся практикой и теорией составления словарей.

ЛЕКСИЧЕСКАЙ СИСТЕМА - внутренне организованная совокупность ЯЗЫКО­ВЫХ элементов, закономерно связанных между собой относительно устойчи­выми отношениями и постоянно взаимодействующих.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМАТИКА - ОТНОШЄНИЯ выбора, обусловливающие чередование, взаимозамену языковых единиц.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИНТАГМАТИКА - отношения сочетаемости лексических еди­ниц в речи.

словарь - книга, содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке, с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык. СЛОВНИК - список, перечень всех слов словаря.

СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ - место, которое занимает в словаре каждое слово с тол­кованием, пометами, грамматическими сведениями и иллюстративным ма­териалом.

ТИПЫ СЛОВАРЕЙ:

нормативные ненормативные

СЛОВО - номинативная единица, имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико­грамматической отнесенностью и непроницаемостью.

ФОРМЫ СЛОВА - грамматические формы (падежные, числовые и т.п.), которые относятся как зависимые к одной исходной (напр., им.п. ед.ч. существит.). варианты СЛОВА - его семантические, орфоэпические и иные разновидно­сти с аналогичным морфемным составом (напр., тысяча - тыща, зал - зала). ЗНАЧЕНИЕ (ЛОВА - соотнесенность слова через определенное понятие с объ­ектом действительности.

ПОНЯТИЕ - мысль, объединяющая в сознании человека объекты действи­тельности по их существенным, важнейшим признакам.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - абстрактное значение, отвлеченное от лекси­ческого содержания слова и присущее целому классу слов как частей речи. ДЕНОТАЦИЯ - предметно-логическая часть лексического значения. КОННОТАЦИЯ - различные эмоционально-экспрессивно-оцсночные созначе- ния, наслаивающиеся на основное предметно-логическое содержание. МОТИВИРОВАННОЕ ЗНАЧЕНИЕ - обусловленное МОрфеМНЫМ СОСТаВОМ СЛОВЭ или другим значением (значениями) того же слова.

ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - главное, первичное, основное, исходное; прямое значение непосредственно связывает слово с тем или иным объектом.

ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ - вторичное, производное, непрямое; слова в пере­носном значений называют объект не прямо, а через возникающие в созна­нии носителей языка те или иные сравнения, ассоциации.

ТИНЫ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА ПО СООТНЕСЕННОСТИ С ПОНЯТИЕМ: номинативное, указательное, релятивное, коммуникативное.

ЯЗЫКОВАЯ метафора - перенос названия с одного объекта на другой на ос­нове их сходства.

метонимия - перенос названия с одного объекта на другой на основании их смежности.

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии: перенос названия с целого на часть или с общего на частное, или наоборот.

свободные значения - значения слов с относительно широкой сочетаемостью.

несвободные (СВЯЗАННЫЕ) значения - значения слов, лексическая соче­таемость которых ограничена не только предметно-логическими отноше­ниями, но и собственно языковыми.

фразеологически связанное значение - значение, реализующееся в соче­таниях данного слова с ограниченным кругом слов.

СИНТАКИСЧЕСКИ ОБУСЛОВЕННОЕ значение - реализующееся при выпол­нении словом определенной синтаксической функции.

МНОГОЗНАЧНОСТЬ (ПОЛИСЕМИЯ) - наличие у слова нескольких значений. ОМОНИМЫ - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не связанные по значению.

ВИДЫ ОМОНИМОВ: полные лексические омонимы - слова одной и той же части речи, у которых совпадает вся система форм; неполные (частичные) лексические омонимы - у которых совпадают не все грамматические формы. ЯВЛЕНИЯ. СХОДНЫЕ с ОМОНИМИЕЙ - омоформы - слова, совпадающие по звучанию и написанию в отдельных грамматических формах; омофоны - слова, совпадающие в звучании, но различные на письме; омографы - слова, совпадающие но написанию, но различные по звучанию; паронимы - близ­кие, но нс совпадающие по звучанию слова с разным значением.

лексические синонимы - разнозвучащие слова одной части речи, обо­значающие одно понятие, но различающиеся оттенками в значении и/или употреблении.

виды синонимов: семантические (идеографические) - различающиеся от­тенками значения при характеристике объекта; стилистические употребляющиеся в разных сферах, имеющие различную стилистическую окраску; семантико-стилистические - имеющие отличия и в значении, и в употреблении; абсолютные синонимы (дублеты) - слова с полностью совпа­дающими значениями, не различающиеся по употреблению.

СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД - группа слов, объединенных синонимическими отношениями.

доминанта синонимического РЯДА - наиболее употребительное и сти­листически нейтральное слово.

ЭВФЕМИЗМЫ (как разновидность синонимов) - слова или выражения, служа­щие в определенных условиях для замены таких обозначений, которые пред­ставляются говорящему нежелательными.

АНТОНИМЫ - слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения.

СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ АНТОНИМОВ: разнокорневые И однокорневые. ЭНЛНТИОСЕМИЯ (частичная антонимия) - развитие у слова противоположно­го значения.

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ - ЯВЛЯЮЩИЄСЯ таковыми только в условиях данного контекста, т е. факт речи, а не языка. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ (МЕЖСТИЛЕВАЯ) ЛЕКСИКЧ - слова, одина­ково свободно употребляющиеся во всех функциональных стилях, не имею­щие стилистической окраски.

стилистически окрашенная (маркированная) лексика - слова, харак­терные для того или иного функционального стиля, связанные с той или иной ситуацией общения или отличные от нейтральных по степени экспрессивности. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - стилистически ограниченные и закрепленные в своем употреблении слова, которые встречаются преимущественно в письменной речи.

ТЕРМИНЫ - слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства и т.и., создаваемые искусственно, одно­значные.

ГРУППЫ КНИЖНОЙ ЛЕКСИКИ: научная, общественно-политическая (публици­стическая), официально-деловая, поэтическая.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА: слова, имеющие несколько сниженную (по сравне­нию с нейтральной) стилистическую окраску, употребляющиеся в разговорном стиле, характеризующемся непринужденным, неподготовленным общением. ГРУППЫ РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКИ: разговорно-литературная, разговорно­бытовая, разговорно-профессиональная.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, обладающие яркой сниженной стилисти­ческой окраской, всегда экспрессивные.

вульг аризмы - грубые слова, употребляющиеся для отрицательной харак­теристики, недопустимые в литературном языке.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПОМЕТЫ - специальные обозначения в словарях норма­тивного типа, указывающие на стилистическую принадлежность, сферу ис­пользования слова, па степень его экспрессивности.

ИСКОННО РУСТ КАЯ лексика - слова, возникшие в языке собственно рус­ской нации и унаследованные русским пародом от предшествующих эпох. ГРУППЫ ИСКОННО РУвосточнославянская, с обе івенно русская.

иноязычная лексика - слова других языков, употребляемые в русском языке в качестве регулярных лексических единиц.

ЖЗОТИЗМЫ - угюіребляющиеся в русском языке иноязычные слова, назы­вающие явления жизни (быта, культуры) других народов.

ВАРВАРИЗМЫ - иноязычные вкрапления, употребляющиеся в русском тексте, но не вошедшие в русский язык.

ИІП’ЕРНАЦИОНАЛИЗМЫ - слова, функционирующие в различных (в том чис­ле и неродственных) языках с совпадением внешних особенностей и содер­жания, выражающие главным образом понятия международного характера (науки, политики, культуры, искусства).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАЛЬКИ - заимствования путем буквального перевода соот­ветствующей иноязычной языковой единицы.

ПОЛУКАЛЬКИ - такие заимствования, когда переводится только часть слова (например, антитело).

СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - слова, заимствованные из старославянского языка - древнейшего литературного языка, созданного для нужд богослужения. общеупотребительная ЛЕКСИКА - слова, использование которых ничем не ограничено, общепонятные для всех носителей языка.

лексика ограниченного употребления - слова, использование которых ограничено территориально, социально или профессионально. диалектизмы - слова говора (диалекта), распространение которых ограни­чено той или иной территорией.

ЖАРГОНИЗМЫ - слова и выражения, находящиеся за пределами литератур­ной нормы, принадлежащие какому-либо жаргону - социальной разновидно­сти речи.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и обороты, свойственные людям одной про­фессии, рода занятий, являющиеся полуофициальными названиями профес­сиональных понятий.

виды ДИАЛЕКТИЗМОВ: собственно лексические, семантические, этнографиче­ские, словообразовательные, морфологические, фонетические, синтаксические. АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, наиболее частотные в данный период развития языка, повседневно употребляющиеся в общении.

ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, сравнительно редко употребляемые в языке и обычно не используемые людьми в их повседневной жизни (устаревшие и новые слова).

ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие или выходящие из употребления в результа­те исчезновения из жизни обозначаемых ими понятий.

АРХАИЗМЫ - слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вы­тесняемые в современном языке синонимами.

НОВЫЕ ИСТОРИЗМЫ - общественно-политические термины, возникшие в русском языке в советское время и уже ставшие неактуальными.

ВИДЫ АРХАИЗМОВ: собственно лексические, лексико-семантические, лесико- фонетические, лексико-словообразовательные.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!