Система государственных органов российской федерации. Система государственных органов рф Что входит в систему государственной власти

Система органов власти в РФ функционирует на базе принципов, которые могут иметь как признаки схожести с зарубежными моделями, так и обуславливать обособленность российской концепции организации политического управления. Какова специфика деятельности государственной власти в нашей стране? Каковы основные принципы взаимодействия федеральных и региональных политических институтов?

Определение системы

Что такое система органов государственной власти? В соответствии с распространенным определением, под ней следует понимать совокупность властных структур, посредством которых политические институты осуществляют свои ключевые функции: издание и исполнение законов, ведение внешней и внутренней политики, развитие экономики. Если говорить о демократических режимах, то система органов государственной власти функционирует благодаря механизмам, в рамках которых осуществляется смена и обновление соответствующих политических структур, таких как, например, плюралистическая партийная модель или же альтернативность выборов в рамках нескольких кандидатур.

Особенности российской системы

Система органов государственной власти в РФ функционирует на основе ряда принципов, которые в некоторых аспектах обобщают ее с зарубежными образцами, но в то же время обуславливают также и заметную ее обособленность. В числе принципов, общих между российской и западными политическими системами - разделение властей. Дело в том, что органы, осуществляющие государственную власть в демократических режимах, подразделяются на те, что отражают законотворческий аспект деятельности, те, что функционируют в качестве исполнительных, а также те, что выполняют судебные функции.

Среди специфических для РФ принципов деятельности структур политического управления некоторые эксперты выделяют единство системы власти. Дело в том, что во многих других государствах функции и полномочия органов государственной власти на уровне политического центра могут осуществляться на основе алгоритмов, значительно отличающихся от тех, что свойственны, к примеру, процессам на уровне субъектов (штатов, земель).

В России схемы организации власти на всех уровнях в целом очень схожи. Вместе с тем стоит отметить, что, согласно Конституции страны, местное самоуправление в РФ отделено от государственного. Эта схема также реализована и во многих других странах, где муниципалитеты функционируют в достаточной мере независимо от столичных политических институтов. Но местные органы государственной власти так или иначе подотчетны центру. С муниципальными структурами они взаимодействуют, как правило, в рамках критериев, обуславливающих разграничение полномочий.

Классификация органов власти

Рассмотрим то, каковы критерии классификации политических структур, в рамках которых в РФ функционирует система государственного управления. Так, выделяются, в частности, выборные органы государственной власти Российской Федерации (это Госдума, Президент, законодательные органы в регионах), а также те, которые формируются на основе принципов, заложенных в законодательстве о государственной службе, трудовом праве.

Другое основание для классификации органов власти - природа нормативной основы. Так, есть структуры, которые учреждаются на уровне Конституции РФ и регионов (или же, если речь идет об областях, базируются на Уставах), а есть те, что формируются в силу закона (например, это избирательные комиссии), в силу актов Президента России или постановлений Правительства, а также иных источников права на уровне распоряжений министерств.

По составу органы государственной власти Российской Федерации бывают единоличными - в лице Президента или глав регионов, а также коллективными (исполнительные органы). В зависимости от уровня политического процесса выделяются федеральные структуры или же соответствующие институты на уровне субъектов РФ. Касательно органов первого типа: это Президент, Федеральное собрание (которое состоит из двух разноуровневых палат, верхней - Совета Федерации и нижней - Госдумы), Правительство, а также высшие судебные органы.

На уровне субъектов система органов государственной власти определяется, согласно законодательству, самостоятельно, но при обязательном соответствии тем правовым нормам, которые предусмотрены Конституцией России. В регионах РФ есть, таким образом, законодательная, дополняющая ее исполнительная, а также судебная власть, структура которых в целом схожа с моделью, принятой центром. Рассмотрим, каковы особенности российской модели разделения властей.

Законодательные органы

Система органов государственной власти в России, если говорить о ее законодательной ветви, представлена следующими ключевыми структурами:

  • Федеральное собрание;
  • законодательные, народные, областные государственные собрания (парламенты) в субъектах РФ.

Основная специфика данных органов в том, что их (полностью или в рамках какой-либо палаты) во всех случаях избирает население конкретного региона или страны в целом. Исключение - высший орган государственной власти в рассматриваемой ее ветви, т. е. Федеральное Собрание.

Народом избирается состав только нижней ее палаты - Госдумы. Верхняя, Совет Федераций, формируется по принципу назначения деятелей на соответствующую должность. Можно отметить, что принимающие законы органы государственной власти субъектов федерации прямо не подотчетны Федеральному Собранию. Это, как отмечают аналитики, во многом является следствием их выборной природы. Те правовые акты, которые принимаются в регионах, должны в первую очередь соответствовать локальным интересам населения.

Исполнительные структуры

Система государственных органов исполнительной власти в России также представлена на нескольких уровнях. На федеральном - это Правительство РФ, на региональном - президенты и главы субъектов РФ, локальные правительства, министерства.

При этом все исполнительные структуры в регионах подотчетны центру. И в этом их отличие, к примеру, от законодательной ветви власти, в которой парламенты субъектов РФ не находятся в прямой зависимости от Федерального Собрания. Место и роль Президента РФ в соотношении с функциями исполнительных органов - предмет частых дискуссий. Чуть позже мы рассмотрим соответствующий аспект.

Судебная власть в РФ

Данная ветвь власти в РФ включает суды, представленные в рамках следующих видов учреждений:

  • Конституционный Суд России;
  • Верховный и иные федеральные суды;
  • органы в субъектах.

В совокупности все структуры в рамках соответствующей ветви власти формируют судебную систему России.

Органы власти вне системы?

Некоторые эксперты отмечают, что система органов государственной власти в РФ на федеральном уровне включает в себя структуры, которые достаточно сложно соотнести с другими в аспекте подчиненности или разграничения полномочий. Так, например, Прокуратура России рассматривается многими аналитиками как независимый орган власти. Схожая оценка присутствует и в отношении Центробанка РФ. Хотя в обоих случаях распространенная точка зрения находит возражения в экспертной среде.

Некоторые аналитики считают, что система органов государственной власти РФ должна быть реформирована таким образом, чтобы ни одна из политических структур не была вне юрисдикции трех основных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Также можно отметить, что система органов государственной власти РФ включает структуры, которые призваны выполнять вспомогательные или же, например, совещательные функции, дополняющие деятельность основных политических структур. К ним относятся, в частности, Администрация Президента и Совет Безопасности РФ.

Полномочия Президента РФ

Соотношение полномочий главы государства и Правительства РФ - частый повод для дискуссий. Многие эксперты считают, что Президент РФ - не просто высший орган государственной власти, но и фактический руководитель исполнительной ветви, а также всей системы политического управления государства. И это несмотря на то, что его полномочия в достаточной степени ограничены Конституцией. Таким образом, если следовать этой точке зрения, федеральные органы государственной власти, относимые к исполнительным, представлены сразу несколькими субъектами управления - Президентом и Правительством.

В соответствии с Конституцией РФ, глава государства призван осуществлять общее руководство в отношении Правительства. Вместе с тем схожие полномочия есть у Премьер-Министра РФ, возглавляющего соответствующую исполнительную структуру. Говоря, таким образом, о принципе единства в системе государственной власти России, некоторые эксперты склонны понимать это явление как выраженную вертикальную субординацию, в данном случае наблюдаемую при взаимодействии Президента РФ и Правительства страны. Распространена и такая точка зрения, что глава российского государства не входит ни в одну из трех ветвей власти. Это обусловлено, полагают эксперты, спецификой его полномочий, определенных на уровне различных правовых актов.

Президент РФ - источник власти, как считают многие аналитики, предполагающий подотчетность ему большинства других структур политического управления. И потому от того, насколько эффективно ведет свою работу глава государства, зависит качество функционирования всей системы власти. Рассмотрим специфику полномочий Президента РФ подробнее.

Специфика деятельности Президента РФ

Согласно распространенной точке зрения, основывающейся на положениях Конституции РФ и иных законов, основная политическая роль Президента России - в согласовании функций других органов государственной власти, которое позволяет эффективно работать всему механизму политического управления.

Каковы ключевые направления деятельности Президента РФ? Прежде всего глава государства непосредственным образом участвует в процессе, в рамках которого формируются федеральные органы государственной власти. Также Президент РФ - один из субъектов законотворческой инициативы. Многие законы, обсуждаемые в Федеральном Собрании, инициируются главой государства.

В числе важнейших полномочий Президента РФ - обеспечение эффективного функционирования исполнительных органов власти. Собственно, данный аспект деятельности главы государства дает повод многим экспертам считать, что Президент - это также субъект исполнительной ветви.

Значимая роль главы государства в аспекте функционирования политической системы в национальном масштабе, полагают аналитики, обусловлена другой важнейшей ролью Президента, которая прописана в законодательстве - обеспечением реализации полномочий федеральных органов на всей территории РФ.

В числе специфичных для главы государства полномочий - внешняя политика, а также решение ключевых вопросов национальной обороны. В этом смысле Президент РФ, как полагают многие эксперты - ключевая фигура в системе политической власти России.

Рассмотрим теперь примеры важнейших функций и полномочий главы государства РФ.

Функции и полномочия Президента РФ

В числе значимых функций, которые призван в силу закона выполнять Президент РФ - назначение выборов в нижнюю палату Федерального Собрания (по причине истечения полномочий депутатов или в силу роспуска Госдумы).

Другая важнейшая функция главы государства - подписывание федеральных законов. Ни один из актов соответствующего типа не вступит в силу, если глава государства не подпишет его. При этом Президент имеет право вето касательно федеральных законов.

Глава государства в России - один из ключевых субъектов бюджетного процесса. И это при несомненно высокой роли экономических структур в Правительстве. Президент РФ на практике может осуществлять соответствующий тип полномочий посредством издания бюджетных посланий в адрес компетентных органов власти.

Полномочия главы государства в России реализуются посредством учреждения ряда вспомогательных политических институтов. Таких как, например, Представительство Президента в Госдуме и Совете Федерации. Посредством данных структур деятельность органов государственной власти на уровне законотворческого процесса и работа главы российского государства могут осуществляться в рамках единых приоритетов в управлении страной.

Рассмотрим, в свою очередь, аспект, отражающий взаимодействие Президента и тех структур, которые традиционно принято относить к исполнительным. Как мы уже отметили выше, многие эксперты считают, что глава российского государства - субъект исполнительной ветви власти. Данный тезис аналитики считают возможным формулировать, исходя из следующих полномочий, которыми наделен Президент РФ:

  • Премьер-министр РФ, который возглавляет Правительство, назначается именно главой государства (однако при согласии Госдумы);
  • заместители Председателя Правительства, а также министры тоже назначаются Президентом (однако по предложению Премьер-министра);
  • Председатель Правительства обязан в течение недели после своего назначения представить именно главе государства предложение, отражающее структуру министерств;
  • Президент РФ вправе принимать решение, согласно которому Правительство может быть отправлено в отставку;
  • Глава государства вправе участвовать в заседаниях Правительства на правах председателя.

Также некоторые эксперты обращают внимание на формулировки в 115-й статье Конституции РФ. Там, в частности, сказано, что Президент РФ может отменять правовые акты, издаваемые Правительством, если они противоречат основному закону страны, федеральным источникам, а также указам главы государства.

Другой аспект влияния Президента РФ на структуры исполнительной власти прослеживается в вопросах обороны. Согласно Конституции РФ, глава государства также наделен полномочиями Главнокомандующего армии. То есть посредством указов Президент РФ может принимать решения в рамках компетенций, свойственных для Минобороны и иных органов, деятельность которых релевантна соответствующей группе вопросов.

То, как Президент РФ взаимодействует с законодательным и исполнительными органами, мы рассмотрели. Теперь же затронем аспект, касающийся соотношения полномочий главы российского государства и судебных структур. В отношении них Президент РФ вправе:

  • предоставлять Совету Федерации кандидатуры судей в КС РФ;
  • назначать судей ряда федеральных судебных структур, а также учреждений общей юрисдикции, арбитражей, военных инстанций (по представлению Председателя Верховного Суда;
  • издавать указы, в соответствии с которыми осуществляется материально-техническое обеспечение учреждений в рамках соответствующей ветви власти;
  • принимать решения о помиловании.

Таким образом, мы видим, что Президент РФ - субъект государственной власти, деятельности которого свойственна исключительно широкая группа полномочий.

Аспекты единства

В российской экспертной среде также присутствует дискуссия относительно того, что такое единство системы органов власти. Выше мы обозначили, что под этим явлением чаще всего подразумевается единообразие ключевых принципов организации политического управления, а также подотчетность многих региональных органов власти федеральным.

Основной предмет дискуссии в среде экспертов - разграничение полномочий между различными управленческими структурами. Несмотря на то что органы государственной власти местного самоуправления, согласно Конституции РФ, должны функционировать отдельно от государственных, на практике встречаются случаи, когда ключевые решения на уровне политических процессов в муниципалитетах принимают именно государственные исполнительные органы (которые, в свою очередь, подотчетны федеральным).

Государственный орган - это звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция. Таким образом, орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.

Функционирование, генезис механизма государства осуществляется на ряде идей, требований, отправных начал, в науке обычно именуемых принципами. До недавнего времени в правовом массиве они не выделялись. Прямое их закрепление в законе - это новшество двадцатого века.

Их классификация по степени охвата возможна на две категории - общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, все составляющим его государственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь на действие некоторых звеньев государственного механизма, отдельных органов, или групп органов. Частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции, ко второй - принципы, сформулированные в федеральном законодательстве.

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Принцип гуманизма - основывается на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.

В теории государство множество органов, составляющих механизм государства принято классифицировать по следующим основаниям:

  • · по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
  • · в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст.3 ), осуществляет свою власть.

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1 . Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечить исполнение этих актов. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права). Для обеспечения выполнения правовых актов применяются различные методы, в том числе и методы принуждения.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой понимают совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами её субъектов, законами Российской Федерации и её субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов её субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

Властными полномочиями в РФ располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако органы местного самоуправления не носят государственного характера и не осуществляются от имени РФ.

  • 2 образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст.81 Конституции).Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст.96 Конституции).
  • 3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст.127) Высший арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  • 4. Каждый государственный орган действует в установленном государственном порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст.114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст.128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов.
  • 5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти РФ (ст.5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета). Орган государственной власти активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.


Верхняя палата – Совет Федерации – постоянно действующий орган, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Срок полномочий членов Совета Федерации соответствует сроку полномочий назначившего его органа государственной власти субъекта РФ, порядок формирования регламентирует Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». К ведению верхней палаты относятся такие вопросы, как: назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности; утверждение границ между субъектами Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента РФ), заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; назначение на должность судей Высших судов РФ (по представлению Президента РФ); утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положений на территории страны или отдельных ее частях.

Нижняя палата Федерального Собрания РФ – Государственная Дума, состоит из 450 депутатов, избирается сроком на четыре года; первое заседание проводится на тридцатый день после избрания или ранее по инициативе Президента РФ. Порядок выборов депутатов устанавливается Федеральным законом от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и избирательным законодательством РФ. К ее ведению относятся вопросы одобрения предложенной Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; назначение на должность и освобождение от нее Председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.

Палаты российского парламента являются основными субъектами законодательного процесса: Государственная Дума принимает федеральные конституционные и федеральные законы, Совет Федерации одобряет или не одобряет их. Для решения разногласий между палатами конституционно предусмотрена возможность создания согласительной комиссии. Под принятым федеральным законом понимается закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации в порядке, установленном Конституцией. Такой закон направляется на подпись Президенту РФ. Федеральный конституционный закон отличается от федерального закона: принимается только по вопросам, предусмотренным Конституцией считается принятым при одобрении большинством не менее /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее /4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней и обнародованию.

Роспуск Государственной Думы осуществляется Президентом РФ в следующих случаях: трехкратное отклонение представленных кандидатур Председателя Правительства РФ; повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ; отказ в доверии Правительству РФ, когда вопрос о доверии поставлен по инициативе Председателя Правительства РФ. Государственная Дума не может быть распущена: 1) в течение года после ее избрания по второму из указанных оснований; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на территории государства военного или чрезвычайного положения; 4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Распустив Государственную Думу, Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Совершенствование системы государственного управления предполагает, в том числе, проведение законодательной реформы, заключающейся в изменении порядка формирования палат парламента. На основании Федерального закона от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в состав Совета Федерации РФ входили по должности глава законодательного и глава исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Представитель двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ определялся совместным решением его палат. К концу 1990-х гг. такая система показала свою неэффективность. Новый Федеральный закон от 5 августа 2000 г. установил, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона страны: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не позднее трех месяцев со дня вступления в должность назначает представителя в Совет Федерации от исполнительного органа субъекта РФ, решение оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Гели на очередном или внеочередном заседании законодательного органа субъекта РФ против назначенной кандидатуры проголосуют /3 от общего числа депутатов, указ не вступает в силу, высшее должностное лицо субъекта РФ назначает другого представителя.

Порядок избрания члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа субъекта РФ отличен для однопалатных и двухпалатных региональных парламентов. Из состава однопалатного законодательного органа субъекта РФ не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа по предложению его председателя избирается представитель в Совет Федерации. Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совет Федерации от двухпалатного законодательного органа субъекта РФ вносится на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат. Альтернативную кандидатуру может внести группа депутатов численностью не менее 1/о от общего числа депутатов этого органа. Представитель от двухпалатного законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Решение законодательного органа принимается тайным голосованием, оформляется постановлением (совместным постановлением обеих палат двухпалатного законодательного органа). Орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение об избрании (о назначении) члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу уведомляет Совет Федерации о своем решении, дате его вступления в силу и не позднее пяти дней направляет его в Совет Федерации.

Изменения коснулись и порядка выборов депутатов Государственной Думы РФ. Четвертый созыв Думы формировался на основании Федерального закона от 20 декабря 2002 г. наполовину по одномандатным избирательным округам (225 депутатов), наполовину по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий, избирательных блоков (225 депутатов). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты непосредственно путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком или в составе федерального списка кандидатов. Право на выдвижение кандидатов в составе федерального списка имеют политические партии, прошедшие на выборах 7%-й рубеж. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.

Судебная власть в России

Судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей, присяжных, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия, народных и арбитражных заседателей, посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система России есть совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Система федеральных судов включает: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Субъекты РФ имеют право формировать конституционный (уставный) и мировые суды, являющиеся судами общей юрисдикции, деятельность которых регламентируется региональным законодательством. Правовые основы организации и функционирования судебной системы составляют: Конституция, Федеральные Конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей). Судьи Высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судебная реформа началась в связи с необходимостью формирования самостоятельной судебной власти в начале 1990-х г. Концепция реформы, ориентированной на создание наравне с судами общей юрисдикции арбитражного и конституционного судопроизводства, была утверждена постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1. Конституционный Суд РФ был сформирован в 1991 г., система Госарбитража в 1992 г. была преобразована в систему арбитражных судов, которую возглавил Высший Арбитражный Суд РФ. Следующий шаг – установление в Законе о статусе судей гарантий независимости судей (несменяемость и неприкосновенность) и освобождение их от дисциплинарной ответственности. Демократический путь развития российского государства предопределил необходимость дальнейшего проведения коренных преобразований судебной системы. Ключевой момент судебной реформы – принятие Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», во исполнение которого были сформированы органы судейского самоуправления (Советы судей субъектов РФ и Совет судей РФ), институты мировой юстиции и присяжных заседателей. Продолжение судебной реформы связано с модернизацией судебного процесса – с принятием нового Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. В последние годы судебная реформа проводилась по единой Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы»; в соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 961 в целях подготовки предложений о приоритетных направлениях судебной реформы, расширения взаимодействия федеральных органов судебной власти, органов судейского сообщества, организаций и учреждений, осуществляющих деятельность в области права, создан консультативный орган – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.

Одним из критериев эффективности функционирования судебной системы в настоящее время назван рост общественного доверия к судам. Количество обращений граждан в органы судебной власти увеличилось, но судебная система оказалась не готова к этому. В мировой юстиции на одного судью в среднем приходится 139 дел в месяц, в областных судах – 450 дел , что влияет на качество решений, их объективность и сроки. Решения сложившихся проблем специалисты видят во внедрении в систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов принципа разделения функций, т. е. в создании специализированных структур (суды, коллегии, отдельные судьи) по отдельным узким векторам судебной практики. В системе общей юрисдикции это ювенальная юстиция, патентный суд, система административного судопроизводства; в арбитражных судах – углубление по налогам, корпоративным спорам, делам о несостоятельности. Для снижения нагрузки на судей предлагается внедрить в судебную практику примирительные процедуры, внесудебные и досудебные разбирательства, альтернативные способы урегулирования споров. Развитию судебной специализации должно способствовать принятие федерального закона о судах общей юрисдикции. В целях преодоления сильной зависимости процесса назначения судей от бюрократического аппарата предлагается создание дисциплинарных судов. Альтернативные решения вопросов доступности правосудия, законности судебных решений, эффективности правозащитной и карательной функций государства, другие направления судебной реформы должны найти отражение в Федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2007-2010 годы».

Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти

Исполнительная власть часто именуется административной властью, так как представляет собой исполнительно-распорядительную, организационную деятельность государства. Она обладает наиболее разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России. Правовые основы деятельности Правительства РФ – Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ). Предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносятся Президентом РФ в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока с момента вступления им в должность или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры. Вопросы формирования системы федеральной исполнительной власти являются сферой совместного ведения Президента РФ и Председателя Правительства РФ, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти не позднее недельного срока после назначения. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 ноября 2005 г. № 1319 Председатель Правительства РФ имеет трех заместителей, в том числе одного Первого заместителя, заместителя и заместителя – Министра обороны РФ.

Общие полномочия Правительства РФ включают: разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета; организацию процесса реализации внутренней и внешней политики РФ; регулирование социально-экономической сферы; осуществление управления федеральной собственностью; координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти; формирование и реализацию целевых программ и т. д. Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества; издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству. Форма деятельности – заседания, проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Правительства РФ, работающий в режиме заседаний.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в следующих случаях: 1) Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ; 2) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается Президентом РФ (или отклоняется); 3) освобождения от должности Председателя Правительства РФ – по личному заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им должностных обязанностей; 4) по решению Президента РФ об отставке Правительства РФ, по следующим основаниям: а) по инициативе Президента РФ; б) при повторном в течение трех месяцев выражении Государственной Думой недоверия Правительству РФ; в) в случае, если Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Градация произошла по функциональному принципу: федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества; федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции; федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему агентств и служб и возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром; федеральная служба, федеральное агентство возглавляется руководителем (директором). Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов.

1 блок – органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (так называемые политические органы):

– Министерство внутренних дел РФ

– Федеральная миграционная служба;

– Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

– Министерство иностранных дел РФ;

– Министерство обороны РФ

– Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

– Федеральная служба по оборонному заказу;

– Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

– Федеральное агентство специального строительства;

– Министерство юстиции РФ

– Федеральная служба исполнения наказаний;

– Федеральная регистрационная служба;

– Федеральная служба судебных приставов;

– Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба);

– Служба внешней разведки РФ (федеральная служба);

– Федеральная служба безопасности РФ;

– Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков;

– Федеральная служба охраны РФ;

– Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство);

– Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2 блок – федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

– Министерство здравоохранения и социального развития РФ

– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

– Федеральная служба по труду и занятости;

– Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

– Федеральное медико-биологическое агентство;

– Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи;

– Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

– Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;

– Федеральное архивное агентство;

– Федеральное агентство по культуре и кинематографии;

– Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

– Министерство образования и науки РФ

– Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

– Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

– Федеральное агентство по науке и инновациям;

– Федеральное агентство по образованию;

– Министерство природных ресурсов РФ

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

– Федеральное агентство водных ресурсов;

– Федеральное агентство лесного хозяйства;

– Федеральное агентство по недропользованию;

– Министерство промышленности и энергетики РФ

– Федеральное агентство по промышленности;

– Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

– Федеральное агентство по энергетике;

– Министерство регионального развития РФ

– Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

– Министерство сельского хозяйства РФ

– Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

– Федеральное агентство по рыболовству;

– Министерство транспорта РФ

– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

– Федеральное агентство воздушного транспорта;

– Федеральное дорожное агентство;

– Федеральное агентство железнодорожного транспорта;

– Федеральное агентство морского и речного транспорта;

– Федеральное агентство геодезии и картографии;

– Министерство информационных технологий и связи РФ

– Федеральная служба по надзору в сфере связи;

– Федеральное агентство по информационным технологиям;

– Федеральное агентство связи;

– Министерство финансов РФ

– Федеральная налоговая служба;

– Федеральная служба страхового надзора;

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

– Федеральная служба по финансовому мониторингу;

– Федеральное казначейство (федеральная служба);

– Министерство экономического развития и торговли РФ

– Федеральное агентство по государственным резервам;

– Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

– Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

– Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3 блок – федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

– Федеральная антимонопольная служба;

– Федеральная аэронавигационная служба;

– Федеральная служба по тарифам;

– Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

– Федеральная служба государственной статистики;

– Федеральная служба по финансовым рынкам;

– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

– Федеральная таможенная служба;

– Федеральное агентство по атомной энергии;

– Федеральное космическое агентство;

– Федеральное агентство по туризму;

– Федеральное агентство по физической культуре и спорту Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверждаемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ. По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству; федеральные министры по представлению руководителей федеральных служб и агентств назначают заместителей руководителей федеральных служб и агентств и руководителей территориальных органов. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа. Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление (например, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области; Управление государственной службы занятости населения по Саратовской области и т. д).

Государственные органы в РФ составляют единую систему государственной власти. Такое единство определяется федеративными устройством России, ее государственной целостностью (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (ст. 3 и 32 Конституции РФ). Под системой государственных органов Российской Федерации понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти.

Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органы законодательной власти (представительные органы государственной власти); органы исполнительной власти; органы судебной власти.

4) представляет страну в международных переговорах и под-писывает от имени страны международные договоры;

5) подписывает и обнародует федеральные законы.

При этом Президент обладает правом отлагательного вето, то есть правом не подписывать закон, который в таком случае не вступает в силу. Вето определено как отлагательное потому, что может быть преодолено либо переголосованием квалифицированным большинством в Палатах Парламента, либо путем создания согласительной комиссии для устранения противоре-чий. В любом случае закон не вступает в силу до тех пор, пока его не подпишет Президент. Кроме того, Президент обладает правом законодательной инициативы — может вносить в Государственную Думу законопроекты;

6) назначает выборы Государственной Думы, назначает референдум ;

7) может распустить Государственную Думу согласно положениям статей 111, 117 Конституции РФ.

Анализ вышеуказанных статей Конституции позволяет сделать вывод об очень больших полномочиях Президента РФ. Конституция фактически определяет его не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.

В соответствии со ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание (Парламент) является высшим представительным законодательным органом государственной власти Российской Федерации. Статья 95 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание состоит из двух палат. Государственная Дума (нижняя палата) представляет интересы всего населения РФ, поэтому Государственная Дума избирается в составе 450 депутатов, которые работают в ней на профессиональной основе. Совет Федерации (верхняя палата) представляет интересы субъектов Российской Федерации. Каждый субъект представлен двумя членами. Совет Федерации не избирается, а формируется. По должности в него входят глава представительной власти субъекта федерации и глава исполнительной власти субъекта федерации (например, Президент РТ и Председатель Госсовета РТ). Совет Федерации на постоянной основе не работает.

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший 21 года, дееспособный, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Государственная Дума избирается на 4 года. Срок полномочий Совета Федерации не определен.

Федеральные законы принимает Государственная Дума. Обычные текущие законы Дума принимает простым большинством голосов (50 процентов плюс 1 голос от общего количества депутатов). Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством—двумя третями голосов депутатов.

Повседневная работа Государственной Думы осуществляется в комитетах и комиссиях, где идет разработка законопроектов. Обсуждение закона на заседании палаты называется чтением. Чтобы быть принятым, закон должен пройти не менее двух чтений.

Помимо законодательной работы, Государственная Дума обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц. Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ, назначает Председателя Центрального Банка РФ, назначает Уполномоченного по правам человека, Председателя счетной палаты и половину состава ее аудиторов, осуществляющих финансовые проверки расходования статей бюджета.

В Совете Федерации также формируются комитеты и комиссии. Он обладает рядом полномочий по назначению должностных лиц, назначает Генерального Прокурора РФ, Судей Высших федеральных судов РФ, Заместителя Председателя Счетной Палаты и вторую половину ее аудиторов.

Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы и правом рассмотрения принятых Государственной Думой законов. При этом ряд законопроектов, касающихся финансов, вопросов войны и мира и т. п. (статья 106 Конституции РФ) обязательны к рассмотрению в Совете Федерации. По рассмотренным законопроектам верхняя палата обладает так же, как и Президент, правом отлагательного вето, может вернуть законопроект в Государственную Думу.

Вето преодолевается квалифицированным большинством в Государственной Думе или путем создания согласительной ко-миссии, после чего законопроект вновь ставится на голосование в Совете Федерации. В отношении тех законопроектов, рассмотрение которых является правом, а не обязанностью Совета.

Совет Федерации утверждает Указы Президента РФ о введении на территории РФ либо ее части чрезвычайного или военного положения, а также ратифицирует (утверждает) и денонсирует (отменяет) международные договоры Российской Федерации.

Первичным и основным структурным элементом механизма государства является система государственных органов – госаппарат, представляющий собой систему специализированных органов, создаваемых специально для выполнения функций государства. Такая специальная структурная организация формируется в любом государстве с целью обеспечения выполнения своих функций.

Государственный аппарат (аппарат государства) – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством целей, взаимодействующих друг с другом, наделенных властно-принудительными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями, необходимыми для осуществления своих функций. Государственный аппарат образуется на правовой основе, принятием специального нормативного правового акта (как правило, система государственных органов устанавливается конституцией государства).

Государственные органы являются структурными звеньями аппарата государства. Различают три основных вида государственных органов:

  • – представительные законодательные органы, на которые возлагается обязанность принятия законов, такие как парламент, конгресс, федеральное собрание, верховный совет и т.п.;
  • – органы исполнительной власти, на которых лежит обязанность организовывать реализацию принятых законов (правительство, министерства, ведомства);
  • – судебные органы, на которые возлагается обязанность по разрешению различных споров, а также контроль за исполнением законов.

Указанная классификация основывается на традиционной (классической) концепции разделения власти (связываемой, главным образом, с именем Ш.-Л. Монтескье), в соответствии с которой единая государственная власть для удобства функционирования должна быть разделена/распределена на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Однако сегодня данная теория требует современного взгляда и выверенного переосмысления – практически во всех государствах имеют место такие властные институты (государственные органы), которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо из трех традиционных ветвей власти. Иллюстрацией этого является то, что в некоторых государствах даже на конституционном уровне закрепляются и другие ветви власти – учредительная, избирательная, контрольная, президентская, гражданская и др.

По иным основаниям можно выделить следующие государственные органы:

  • первичные и вторичные (производные) органы. Если первичные госорганы создаются и функционируют на основе конституции или законов (например, президент, правительство), то производные (вторичные) создаются с целью обеспечения деятельности первичных органов (например, администрация Президента РФ);
  • федеральные и региональные органы (органы субъектов РФ). Данное деление свойственно федеративным государствам, каковым является Российская Федерация;
  • контрольные органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции (прокуратура, Счетная палата и др.);
  • – по способу формирования государственные органы могут быть избираемыми, назначаемыми и формируемыми. Например, к избираемым относится Государственная Дума Федерального Собрания РФ, к назначаемым – министры, к формируемым – Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • – по способу принятия решений госорганы подразделяются на коллегиальные и единоличные. Например, к коллегиальным госорганам относится Правительство РФ, к единоличным – Президент РФ;
  • – по сфере компетенции следует различать органы общей компетенции (например, правительство) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства);
  • – по времени действия различают постоянные, временные и чрезвычайные госорганы.

Система государственных органов Российской Федерации включает три подсистемы (по принадлежности к той или иной ветви государственной власти): законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная подсистема госорганов установлена Конституцией РФ. Она имеет два уровня : федеральный и региональный (уровень субъектов РФ).

На федеральном уровне законодательным госорганом является Федеральное Собрание РФ, которое в свою очередь состоит из двух палат – Государственной Думы (палаты представителей народа) и Совета Федерации (палаты представителей субъектов Федерации). Государственная Дума избирается всенародным голосованием сроком на пять лет и состоит из 450 депутатов. Совет Федерации формируется – по два представителя (один – от законодательной власти, другой – от исполнительной) от каждого из 83 субъектов РФ.

На уровне субъектов РФ законодательные органы и их состав устанавливаются самостоятельно. Региональные законодательные госорганы ввиду их этнического, историко-культурного и национального многообразия могут иметь и имеют разные названия (законодательное собрание, народный хурал, парламент, дума, эл курултай и т.д.).

Согласно Конституции РФ исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, действующее в соответствии с российским конституционным законодательством, федеральными законами и указами Президента РФ, и обеспечивающее согласованность и эффективность государственной исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Исполнительная подсистема госорганов также имеет два уровня: федеральный и региональный (уровень субъектов РФ).

На федеральном уровне система исполнительных госорганов устанавливается и изменяется Президентом РФ. Существующая ныне система сформирована в соответствии с Указами Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ", от 24.09.2007 № 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", от 21.05.2012 № 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти в РФ".

Ее элементами являются:

  • – федеральные министерства;
  • – федеральные службы;
  • – федеральные агентства.

Каждый из перечисленных госорганов в системе исполнительной власти имеет специальное функциональное предназначение.

Федеральное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба выполняет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, охраны государственной границы Российской Федерации и др.

Федеральное агентство реализует в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору), ведет реестры, регистры и кадастры.

На уровне субъектов РФ исполнительные органы, их состав и названия устанавливаются самостоятельно (это могут быть администрации, правительства и др.). Исполнительную власть в субъектах РФ обычно возглавляют главы региона (президенты республик, губернаторы областей, главы администраций и т.п.).

Судебная подсистема госорганов Российской Федерации определена Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", и включает три группы судов.

  • 1. Конституционные и уставные суды. Сюда входят:
    • – Конституционный суд РФ;
    • – конституционные суды субъектов РФ;
    • – уставные суды субъектов РФ.

Конституционные суды создаются в субъектах РФ, действующих на основании конституции (республиках (их 21)), уставные суды – в остальных субъектах РФ, действующих на основании устава (в областях, краях, автономных округах, автономной области). Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов РФ осуществляют функцию контроля над конституционностью законов и иных нормативных правовых актов. На основании запроса физических и юридических лиц, государственных организаций эти суды проводят проверку принятых/действующих правовых актов па предмет их соответствия Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ.

  • 2. Суды общей юрисдикции, к каковым относятся:
    • – Верховный суд РФ;
    • – верховные суды республик;
    • – краевые и областные суды;
    • – суды автономных округов и автономной области;
    • – суды Москвы и Санкт-Петербурга;
    • – военные суды;
    • – районные суды;
    • – мировые судьи.

Юрисдикционное поле деятельности судов общей юрисдикции – уголовные, гражданские и административные дела.

  • 3. Арбитражные суды.
  • – Высший арбитражный суд РФ;
  • – федеральные окружные арбитражные суды (в федеральных округах);
  • – арбитражные суды субъектов РФ.

Юрисдикционное поле арбитражных судов – разрешение экономических споров.

Отдельно следует сказать, что в систему госорганов судебной власти нс входят госорганы прокуратуры (как не входят ни в какую иную систему госорганов), занимая особое место в российской системе государственного управления и механизме государства.

Прокуратура РФ является единой централизованной иерархически организованной системой федеральных госорганов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Объектами прокурорского надзора являются все должностные лица и госорганы – федеральные и региональные, органы местного самоуправления, органы военного управления, контрольные органы, а также все негосударственные физические и юридические лица. Прокуроры осуществляют уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвуют в рассмотрении дел судами.

Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и общественных объединений.

Возглавляет систему прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность/освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Таким образом, государственный аппарат (аппарат государства) как система государственных органов предназначен для осуществления сильной и эффективной государственной власти, качественного выполнения функций государства.

Государственные органы функционируют посредством исполнения профессиональных служебных обязанностей специально подготовленных кадров – государственных служащих, обладающих необходимыми квалификационными профессиональными и нравственными качествами и входящих в систему государственной службы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!