Рекомендуемые и безопасные расстояния при работе погрузчика. Инструкция по охране труда для машинистов фронтальных погрузчиков. По окончании работы

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.3. К самостоятельному управлению автопогрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем – периодические мед. осмотры 1 раз в три года. Машинисты автопогрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД, иметь 1 кв. группу по электробезопасности (кроме случаев работы автопогрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).

1.4. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению автопогрузчиком только после прохождения ими:

1.4.1. Вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой доврачебной помощи.

1.4.2. Первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте.

1.4.3. Стажировки в течение 2-5 смен под наблюдением механика или бригадира.

1.5. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется приказом по предприятию.

1.6. Машинист автопогрузчика должен иметь при себе:

Удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,
- регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта),

путевой лист или сменный рапорт.

1.7. Администрация предприятия владельца погрузчика проводит повторное обучение рабочих безопасным методам производства работ по программе, утвержденной главным инженером предприятия, и проверку знаний. Проверка знаний проводится комиссией, назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в следующих случаях:

периодически, не реже одного раза в 12 месяцев,

при переходе машиниста с другого предприятия,

по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией автопогрузчика.

1.8. После перерыва в работе по специальности более одного года машинист автопогрузчика обязан пройти обучение и проверку знаний по технике безопасности, и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.9. При переводе машиниста с одного автопогрузчика на другой того же типа, но иной модели или с незнакомым приводом, администрация предприятия-владельца автопогрузчика обязана ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого же автопогрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки практических знаний машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

1.10. Для всех машинистов проводится:

1.10.1. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

1.10.2. Внеплановый инструктаж при –

изменении правил по охране труда,

изменении условий работы,

нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента,

перерывах в работе более, чем 30 календарных дней.

1.10.3. Текущий инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.

1.11. Администрация предприятия-владельца автопогрузчика обязана:

1.11.1. Обеспечить машиниста производственной инструкцией.

1.11.2. Обеспечить машиниста спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами.

1.11.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.

1.11.5. Своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания автопогрузчика.

1.11.6. Организовывать работы в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами, оформить задания на проведение работ.

1.11.7. В соответствии с характером выполняемой работы производить инструктаж по технике безопасности, электробезопасности и производственной санитарии.

1.11.8. Перед допуском машиниста к самостоятельной работе познакомить его с должностными лицами предприятия, которым он будет подчинен по службе.

1.11.9. Направляя машиниста на линию, на бланке сменного рапорта указать – место производства работ, вид работ, фамилии лиц, допущенных к работе на погрузчике, и ответственных за безопасное производство работ.

1.11.10. Установить порядок приема и сдачи смены и выделить необходимое время для осмотра автопогрузчика и его технического обслуживания.

1.11.11. Выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания автопогрузчика.

1.11.12. Не допускать к управлению автопогрузчиком лиц, не прошедших обучение, стажировку, инструктажа по охране труда.

1.11.13. Предоставить погрузо-разгрузочные площадки в соответствии с проектом производства работ.

1.11.14. Обеспечить контроль за использованием рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и инструкций по охране труда.

1.11.15. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим.

1.11.16. Обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам.

1.11.17. Обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.

1.11.18. Предоставить машинистам автопогрузчиков перерывы для обогрева в холодное время года.

1.12. Машинист автопогрузчика обязан выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования инструкции по эксплуатации автопогрузчика и настоящей инструкции, а также знать:

1.12.1. Правила передвижения погрузчика по территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять автопогрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями правил эксплуатации и техники безопасности.

1.12.2. Правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании.

1.12.3. Паспортные данные, устройство автопогрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент смазочных материалов, применяемых при эксплуатации автопогрузчика.

1.12.4. Факторы, влияющие на устойчивость автопогрузчика, и причины потери устойчивости.

1.12.5. Правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений.

1.12.6. Порядок выполнения автопогрузчиком работ в особых условиях, в том числе:

вблизи линии электропередачи,

вблизи откосов котлована и траншей,

при работе совместно с другими транспортными средствами, в зимних условиях.

1.12.7. Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях и правила освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение.

1.12.8. Носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты (защитную каску, застегнутую на ремешок).

1.13. Машинист автопогрузчика подчиняется:

1.13.1. Инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию-владельцу автопогрузчика, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии (механику), который является непосредственным руководителем машиниста.

1.13.2. Инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает автопогрузчик, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов (прорабу).

Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением протокола по форме.

1.15. На территории строительной площадки и в бытовых помещениях запрещается пользование открытым огнем, а также разведение костров. Курить можно на специально отведенных и оборудованных местах.

1.16. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

1.17. Во избежание поражения электрическим током:

1.17.1. Запрещается прикасаться к оголенным проводам, корпусам действующих электроустановок, подключать электрооборудование, вынимать плавкие вставки и т.д. При обнаружении обрыва провода не прикасаться к нему, а срочно сообщить об этом руководителю работ.

1.17.2. Оказавшись в зоне шагового напряжения, выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле провода.

1.17.3. Машинисту автопогрузчика, корпус которого оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину автопогрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса автопогрузчика.

1.18. При поражении электрическим током следует немедленно отключить рубильник, при необходимости перерубить топором питающий провод и т.д. Если такой возможности нет, необходимо, как можно скорее отбросить провод или оттолкнуть пострадавшего от токоведущей части сухим шестом, палкой или другим непроводящим ток предметом, при этом оказывающий помощь должен встать на сухое, непроводящее ток место (сухую доску, резиновый коврик и т.п.) или надеть специальные диэлектрические перчатки и галоши.

1.19. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут личную ответственность в установленном законом порядке – общественную, дисциплинарную или уголовную в зависимости от последствий, вызванных нарушением.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр автопогрузчика, его ходовой части, силовой передачи, гру-

зоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра автопогрузчика проверить:

комплектность и состояние инструмента,

уровень и качество масла в картере двигателя,

наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, запас тормозной жидкости, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

электроосветительных приборов,

звукового сигнала,

амперметра,

датчиков уровня бензина, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов автопогрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику, и сделать запись в вахтенном журнале.

2.9. Если при смотре автопогрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу во всех механизмах автопогрузчика на холостом ходу.

2.10. Установив неисправность автопогрузчика и пригодность его к работе, машинист должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале, после чего автопогрузчик считается принятым от сменщика.

2.11. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.12. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:

2.12.1. На строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов.

2.12.2. Недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов.

2.12.3. Территория площадки, на которой должен работать автопогрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде.

2.12.4. Уклон площадки, на которой должен работать автопогрузчик, превышает допустимый уклон (при работе автопогрузчика с вильчатым захватом – не более 4-50, при работе с крюком – не более 30).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Управлять автопогрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление автопогрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Следить за работой ученика (стажера), если он находится на автопогрузчике, и отвечать за нарушение указаний по управлению и обслуживанию.

3.5. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы автопогрузчика.

3.6. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.7. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаги управления находятся в нейтральном положении.

3.8. Движение автопогрузчика как с грузом, так и без груза производить только при транспортном положении рамы грузоподъемника.

3.9. При движении автопогрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).

3.10. Перед подъемом и опусканием груза автопогрузчик должен быть поставлен на ручной тормоз.

3.11. Транспортировку груза производить только тогда, когда он упирается в вертикальную раму грузоподъемника и равномерно расположен на вилах, не свешиваясь с их концов. Груз, выходящий за габариты вилочного захвата, должен быть укреплен.

3.12. При транспортировании груз необходимо поднимать от земли не выше 300-400 мм и перевозить на скорости, при которой он не раскачивается.

3.13. При работе автопогрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры автопогрузчика, указанные в таблице №1.

Таблица №1.

3.14. Машинисту запрещается самовольно устанавливать автопогрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

3.15. Работу автопогрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.16. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80,

СНиП 12-03-99:

3.16.1. Расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2:

Таблица №2

3.16.2. Проезд автопогрузчика под линиями, находящимися под напряжением, производить только в транспортном положении рамы грузоподъемника, под непосредственным надзором производителя работ.

3.16.3. Работа автопогрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.16.4. При работе автопогрузчика, оборудованного ковшом, необходимо выполнять следующие требования:

3.16.1. При погрузке и разгрузке пылевидных материалов работать в защитных очках и респираторе.

3.16.2. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.16.3. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.17. Работу автопогрузчика прекратить в следующем случае:

прокола шины или недостаточного давления в ней,

неисправности рулевого управления,

неисправности гидравлической системы,

каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

неисправности тормозов.

3.18. Машинисту автопогрузчика не разрешается:

3.18.1. Работать на неисправном автопогрузчике,

3.18.2. Поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность автопогрузчика, указанную в техническом паспорте.

3.18.3. Допускать к строповке груза лиц, не имеющих удостоверения стропальщика.

3.18.4. Поднимать и транспортировать груз, свешивающийся вперед более, чем на 1/3 вилок.

3.18.5. Отрывать от поверхности площадки примерзшие или защемленные грузы.

3.18.6. При передвижении производить подъем, опускание и наклон груза.

3.18.7. Принимать груз на вилы автопогрузчика непосредственно с крана.

3.18.8. Производить резкое торможение при движении с грузом.

3.18.9. Допускать производство каких-либо работ или находиться под грузом, стрелой или ковшом автопогрузчика.

3.18.10. Выходить из машины когда груз поднят рабочим органом.

3.18.11. Перевозить или поднимать на высоту автопогрузчиком людей.

3.18.12. Поднимать и перемещать грузы автопогрузчиком, оборудованным безблочной стрелой, если в опасной зоне находятся люди.

3.18.13. Оставлять автопогрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом.

3.18.14. Работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения.

3.18.15. Выполнять работы на автопогрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

3.18.16. Работать не погрузчике, не оснащенном положенными средствами огнетушения.

3.18.17. Допускать в зону работы автопогрузчика посторонних лиц (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов автопогрузчика определяется расстоянием в пределах

5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя).

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д., машинист должен:

4.1.1. Немедленно прекратить работу автопогрузчика.

4.1.2. Приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику.

4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист автопогрузчика обязан:

4.2.1. Оказать первую помощь.

4.2.2. Доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ на участке.

4.2.3. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

5.1. Отвезти автопогрузчик в предназначенное для стоянки место (автопогрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

5.2 Опустить каретку грузоподъемника в крайнее нижнее положение, остановить двигатель.

5.3 Очистить автопогрузчик от пыли и грязи.

5.4 Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей устранить их. Если в

условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то при заполнении сменного журнала сделать соответствующую запись и сообщить о неисправностях начальнику участка, сменщику.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОПОГРУЗЧИКА.

6.1. Машинист отвечает за правильное обслуживание автопогрузчика, при этом он должен:

6.1.2. Своевременно производить смазку всех механизмов автопогрузчика согласно указаниям инструкции завода-изготовителя.

6.1.3. Смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической таре, использованный обтирочный материал удалять с автопогрузчика.

6.1.4. Знать сроки проведения технического обслуживания (ТО) автопогрузчика и вовремя производить планово-предупредительный ремонт. Результаты ТО должны быть занесены в вахтенный журнал с записью времени, места проведения и объема работ.

6.2. Автопогрузчик выводится в текущий или капитальный ремонт распоряжением непосредственного начальника (механика) машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

6.3. Автопогрузчик, выведенный в ремонт, запрещается использовать для выполнения каких-либо работ по подъему и перемещению грузов.

6.4. Все ремонтные работы должны выполняться при отключенном двигателе. Если для регулировки необходимо произвести какие-либо движения частями автопогрузчика, машинист может включать рычаги только по сигналам лица, непосредственно занятого регулировкой автопогрузчика.

6.5. Машинисту запрещается:

6.5.1. Производить работу под машиной, поднятой лишь на домкрате или «кран-балкой».

6.5.2. Производить осмотр или ремонт блоков и металлоконструкций стрелы автопогрузчика (если таковые имеются) при поднятой стреле, работы производить только с земли, при этом стрела должна быть опущена в крайнее нижнее положение.

6.5.3. Отремонтированный автопогрузчик может быть допущен к работе с разрешения непосредственного начальника машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

6.5.4. На линии машинист может выполнять ремонт, соответствующий его квалификации и не требующий присутствия помощников, согласно техническим условиям или требованиям техники безопасности.

6.6. Сроки проведения технического обслуживания:

6.6.1. Ежесменное техническое обслуживание, проводимое машинистом перед началом работы и в конце смены.

6.6.2. Периодическое техническое обслуживание в соответствии с графиком, а также перед пуском автопогрузчика, не эксплуатировавшегося более 10 дней.

6.6.3. Сезонное техническое обслуживание – 2 раза в год (осенью и зимой).

Главный инженер _______________/ /

СОГЛАСОВАНО:

Инженер по охране труда _______________/ /

К управлению автопогрузчиком допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, ознакомленные с требованиями, указанными в инструкции завода-изготовителя автопогрузчика, выдержавшие испытания, имеющие удостоверение шофера и соответствующий опыт работы.

При движении по городу водитель автопогрузчика обязан соблюдать правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР и не допускать к вождению посторонних лиц.

Выпуск автопогрузчика на линию производится по путевому листу установленного образца. Контроль за технической исправностью автопогрузчиков осуществляется технической администрацией организации.

Все работы по перемещению груза должны производиться под руководством должностного лица, в распоряжение которого выделен автопогрузчик.

Автопогрузчики могут работать только на территориях с доброкачественным твердым и гладким покрытием: асфальтом, бетоном, брусчаткой и др.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена от льда и снега; при гололеде место работы необходимо посыпать песком.

Проезды должны быть освещены и освобождены от посторонних предметов.

При перевозке грузов через рельсовые пути для переезда автопогрузчика на уровне головки рельсов должен быть уложен настил.

При ремонте и обслуживании автопогрузчика водитель обязан выполнять инструкцию по технике безопасности для слесаря по ремонту автомашин.

Автопогрузчик должен быть всегда чистым; в кабине не должно быть посторонних предметов; инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

Специальные требования безопасности

До выезда на линию

1. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждения цепей и исправности крепления их к раме и каретке, грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров, рычагов, а также действия всех механизмов автопогрузчика.

2. Проверить состояние шин и давление в них.

3. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса или кранов, тормозная жидкость в главном цилиндре, не повреждены ли гибкие шланги.

4. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

5. Проверить величину зазора и исправность работы усилителя рулевого управления; подтянуть соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

6. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, действии переключателей света фар, заднего фонаря, стоп-сигнала и фонарей поворотов.

7. Проверить работу механизмов подъема и наклона.

Во время работы

8. Не перевозить груз, превышающий, грузоподъемность автопогрузчика.

9. Производить подъем груза осторожно, без рывков, постепенно увеличивая число оборотов двигателя и плавно перемещая рычаг управления цилиндров подъема.

10. Подъем груза производить только при вертикальном или наклонном назад положении рамы грузоподъемника.

11. Соблюдать особую осторожность при наклоне рам грузоподъемника с поднятым грузом. Не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона. Резкое торможение при наклоне грузоподъемника, особенно при большой высоте загрузки, приводит к опрокидыванию погрузчика или выпадению деталей из поднятой тары.

12. Затормозить автопогрузчик при подъеме и опускании груза. Внимательно осмотреть место, откуда необходимо поднимать или куда опускать груз. Не допускать крутых поворотов автопогрузчика с грузом.

13. Не поднимать и не опускать груз во время движения автопогрузчика. Движение автопогрузчика как с грузом, так и без него производить только тогда, когда груз и рама грузоподъемника отклонены назад, а груз приподнят над землей на высоту 300...400 мм. Транспортировку тары и установку ее в штабеля производить только по одной штуке.

14. Транспортировку груза производить только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил, не свешиваясь с их концов.

15. Не транспортировать груз, центр тяжести которого расположен на большом расстоянии от передних стенок вил, так как это приводит к потере устойчивости автопогрузчика.

16. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) только на первой скорости; не тормозить автопогрузчик резко при гололеде и мокрой скользкой дороге; резкое торможение автопогрузчика может привести к аварии и его опрокидыванию.

17. Не допускать движения автопогрузчика с поднятым грузом.

18. Замедлить движение автопогрузчика и дать звуковой сигнал в местах скопления людей, а также в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота; при поворотах; при трогании с места задним ходом дать сигнал и убедиться в безопасности движения.

19. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, производить задним ходом только при сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку, который обязан указывать дорогу и подавать сигналы.

20. Соблюдать осторожность при транспортировке грузов в узких проездах; не задевать штабеля грузов на поворотах.

21. Работу погрузчиком в ночное время производить только при хорошем электрическом освещении штабелей, площадок.

22. Транспортировку мелких штучных грузов производить только в специальной таре. При этом загружать тару разрешается не выше ее бортов.

23. Не допускать пребывания людей под грузом.

24. В случае потери автопогрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опускать груз.

25. Прекратить работу при появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в гидросистеме, управлении гидросистемой или в других узлах. Поставить об этом в известность ответственное лицо и приступить к устранению всех замеченных недостатков.

26. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

27. Не оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняемых материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

28. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем; особенно нельзя покидать пост управления при поднятом грузе. Не допускать пребывания людей под грузом.

29. В случае воспламенения топлива (бензина) не тушить огонь водой, а применять пенный огнетушитель, засыпать огонь землей, песком, прикрыть брезентом или кошмой. Не производить погрузку и транспортировку взрывоопасных материалов.

При работе автопогрузчика с крановой стрелой

30. Помимо выполнения общих указаний, обязательных при работе на автопогрузчике, проверить:

а) исправность крюка и надежность крепления накладными болтами верхней части стрелы с нижней;

б) исправность грузозахватного приспособления и соответствие его грузоподъемности, а также надежность строповки каната в обоймах;

в) надежность крепления и безотказность работы цилиндра механизма складывания стрелы.

31. Разрешается поднимать груз на «малом газе» на высоту более 1 м на первой передаче автопогрузчика к месту укладки и при условии полного наклона стрелы назад.

32. Не допускать при подъеме и транспортировке раскачивания и кручения груза, особенно длинномерного. Удерживать груз от раскачивания должны сопровождающие лица с двух сторон при помощи оттяжек из пенькового каната или троса.

33. Не подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы при косом натяжении каната.

34. Не поднимать груз, засыпанный землей, строительным мусором, снегом, примерзший к земле или залитый бетоном.

35. Не опускать груз на трубы газо- и паропроводов, электрические кабели, временные перекрытия.

36. Следить за тем, чтобы перемещаемый груз на всем протяжении пути до места его установки ни за что не цеплялся и не находился над людьми.

37. Подъем груза, масса которого близка к предельной, разрешенной грузоподъемностью, производить постепенно, сначала поднять груз на 20...25 см, остановить и проверить правильность натяжения стропов, действие механизмов и тормозов. При обнаружении неисправности груз немедленно опустить и не приступать к подъему до устранения дефектов.

38. Работать вблизи линий электропередач или под ними запрещается.

39. Производить погрузку (разгрузку) груза в кузов автомашины только сбоку или сзади автомобиля. Нахождение людей в кузове автомашины в момент опускания груза запрещается. Запрещается перенос груза через кабину.

40. Соблюдать норму ярусности для тары. Запрещается устанавливать в штабель неисправную тару (погнутые стойки, неисправные фиксирующие элементы и т.п.).

По окончании работы

41. Осмотреть и очистить все части грузоподъемника, проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, в случае необходимости подтянуть сальники цилиндров подъема и наклона.

42. Убрать все горючие и легковоспламеняющиеся вещества и обтирочные материалы в безопасное место (металлический ящик).

43. Предупредить сменяющего вас водителя и контролера ОТК обо всех замеченных неисправностях в работе автопогрузчика, сделать соответствующую запись в сменном журнале. Лица, виновные в нарушении настоящей Инструкции, отвечают в административном или судебном порядке, в зависимости от характера нарушения.

Правила безопасной работы с вилочными погрузчиками

По материалам зарубежной печати подготовил С. Протасов
Рисунки предоставлены немецким концерном Jungheinrich

Вилочные погрузчики – непременная часть индустриального пейзажа многих современных предприятий и складских комплексов. Их широко применяют для обработки и транспортировки разнообразных грузов, а высокая производительность делает практически незаменимыми в работе с тяжелыми и габаритными изделиями, но здесь есть оборотная сторона. При обращении с этими машинами, как и с любой другой колесной автотехникой, требуется строго соблюдать целый ряд правил. Зачастую персонал, имеющий дело с погрузчиками, настолько привыкает к ним, что забывает об опасности, которой чреваты неправильная эксплуатация и техническое обслуживание или даже недостаточно внимательный осмотр машины перед началом работы. Если несчастные случаи происходят при участии вилочных погрузчиков, они, как правило, носят тяжелый характер из-за большой массы и мощности этих машин.

Работников предприятий следует знакомить с правилами безопасной работы с вилочными погрузчиками не только один раз, когда они приступают к работе, но регулярно. Занятия, на которых опытному оператору в очередной раз напомнят основные приемы безопасной работы, не менее важны, чем первый инструктаж новичка. Очень полезно обучить всех работников несложным приемам оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Технический осмотр вилочного погрузчика

Хотя вилочные погрузчики и предназначены для тяжелых работ, при неправильном использовании их можно серьезно повредить. Вот почему важно внимательно и всесторонне проверить машину перед работой. Перед каждой сменой следует осмотреть погрузчик визуально, убедиться, что он очищен от грязи и вымыт, проверить общее состояние, работоспособность систем и механизмов. Если обнаружится что-либо, что может помешать нормальной работе машины, немедленно надо сообщить об этом руководителю или инспектору по охране труда.

Карта визуального технического осмотра. Прежде всего необходимо удостовериться в отсутствии:

  • препятствий и массивных предметов на полу в пределах рабочей зоны, которые могут стать возможной причиной аварии при наезде на них вилочного погрузчика;
  • опасных препятствий над машиной или предметов, свисающих с потолка или стен помещения;
  • препятствий или массивных предметов вблизи погрузчика, которые могут помешать выехать ему с места стоянки.
  • на погрузчике есть полностью заряженный и работоспособный огнетушитель;
  • количество топлива в баке (для бензиновых, дизельных погрузчиков и машин на сжиженном газе), уровни масла в двигателе и жидкости в системе охлаждения находятся в пределах нормы;
  • аккумуляторные батареи полностью заряжены и надежно закреплены на погрузчике, уровень электролита в банках аккумулятора соответствует норме, а вентиляционные отверстия пробок аккумуляторных банок не засорены;
  • проложенные снаружи электрические провода полностью защищены специальной оболочкой;
  • клеммы проводов, присоединенных к аккумуляторной батарее, прочно закреплены, исправны и не загрязнены;
  • в наличии все болты, гайки, защитные решетки, цепи и крепления шлангов гидросистемы и что они исправны и надежно закреплены;
  • колесные диски и шины не изношены и не повреждены;
  • давление в пневматических шинах соответствует норме;
  • вилы не погнуты и не имеют трещин;
  • стопорные приспособления находятся в хорошем рабочем состоянии;
  • зубья звездочек подъемных цепей не поломаны и не изношены;
  • опорные штифты цепи не изношены, не погнуты и крепление их не ослабло;
  • под машиной нет влажных или масляных пятен, нигде не заметно капель, свидетельствующих об утечке масел и жидкостей;
  • гидравлические шланги надежно закреплены, не прослаблены, не замяты, не изношены и не трутся о соседние детали.


Карта проверки работоспособности узлов и систем перед началом смены. Следует убедиться, что:

  • звуковой сигнал работает, звук громкий и хорошо слышен, несмотря на окружающий шум или шум работающего двигателя, а прочие предупреждающие приборы погрузчика исправны;
  • педаль рабочего тормоза не "проваливается", погрузчик останавливается плавно;
  • стояночный тормоз удерживает погрузчик на месте при легком нажатии на педаль акселератора;
  • тормозная система, срабатывающая при отсутствии оператора на рабочем месте, останавливает машину, как только оператор приподнимается с сиденья;
  • сцепление и механизм переключения передач работают удовлетворительно, переключение происходит плавно, без рывков;
  • все контрольные лампы, индикаторы и указатели панели приборов исправны;
  • рулевое управление работает легко и ровно;
  • грузоподъемный механизм работает плавно (его следует проверить, подняв вилы на максимальную высоту и затем полностью опустив их), вилы перемещаются без рывков и надежно удерживаются в заданном положении;
  • механизм наклона грузоподъемника работает удовлетворительно (его работу проверяют, полностью наклонив мачту вперед и назад);
  • после завершения указанных выше проверочных операций на гидроцилиндрах и шлангах отсутствуют следы утечки жидкости;
  • при работе машины не слышно никаких необычных звуков;
  • техническое обслуживание и ремонт погрузчика выполняли только квалифицированные специалисты.





Общие правила работы

Управлять вилочным погрузчиком и работать на нем разрешается только специально обученным операторам с достаточной квалификацией, которые способны в любой ситуации справиться с управлением машиной, умеют плавно останавливаться и начинать движение, поднимать грузы и наклонять мачту. Ниже приведены наиболее важные правила безопасной эксплуатации вилочных погрузчиков.

Движение. Во время движения запрещается высовывать из кабины погрузчика руки, ноги или голову. Вилы должны быть опущены как можно ниже, а мачта до отказа наклонена назад. Водитель обязан строго выполнять требования дорожных знаков и указателей, снижать скорость перед поворотом, предупреждать о своем движении звуковым сигналом, внимательно следить за тем, чтобы не зацепить при маневрировании кого-либо/ что-либо задней частью погрузчика или грузом. Надо стараться не тормозить резко. Если груз закрывает обзор, следует медленно двигаться задним ходом. Во время движения нужно внимательно следить за дорожной обстановкой, не отвлекаясь и не оглядываясь по сторонам. По возможности следует избегать движения по участкам трассы, где разлито масло или другие жидкости, рассыпан гравий, песок и иные сыпучие материалы, объезжать ямы и выбоины, люки.


Нельзя забывать о зонах, закрытых для обзора, особенно при движении с грузом: там могут оказаться люди. Если люди или самоходная техника пересекают траекторию движения вашего погрузчика, следует остановиться и пропустить их, при этом надо опустить вилы с грузом на пол и подождать, пока проезд не освободится.


Перемещение на подъемах и спусках. При движении на уклоне (не важно – вверх или вниз) погрузчик надо развернуть так, чтобы вилы были направлены вниз по уклону, если на них нет груза, или вверх по уклону, если на них лежит груз. Запрещается выполнять развороты на уклоне, можно разворачивать погрузчик только на горизонтальной площадке!

Работа рулевого управления. Масса груза должна приходиться на передние колеса погрузчика, направление его движения меняется поворотом задних колес. Нельзя резко поворачивать рулевое колесо, особенно при движении с высокой скоростью. Чем больше нагружен погрузчик, тем большее усилие приходится прикладывать к рулевому колесу, и в результате управление машиной затрудняется. Не следует нагружать погрузчик свыше допустимого. Надо помнить, что увеличение массы противовеса не поможет улучшить качество работы рулевого управления.

Установка грузов. Важно знать предельную грузоподъемность вилочного погрузчика (она указана на заводской табличке) и величину допустимой нагрузки на вилы. Категорически запрещается превышать эти величины. Груз должен быть размещен таким образом, чтобы его центр тяжести находился вблизи места, рекомендованного в паспорте машины. Не допускается утяжелять противовес машины для того, чтобы компенсировать превышение грузоподъемности. Следует располагать груз как можно ближе к передним колесам в целях сохранения устойчивости машины. Работая на погрузчике или вблизи него, соблюдайте осторожность, будьте внимательны и не отвлекайтесь. О любых столкновениях, повреждениях и опасной ситуации докладывайте руководителю или инспектору по охране труда.

Подъем и перемещение паллет. Запрещается поднимать и опускать вилы с грузом до тех пор, пока погрузчик не будет остановлен и поставлен на тормоз. Не следует поднимать груз выше мачты, если существует вероятность того, что он целиком или частично может соскользнуть и упасть вниз. Прежде чем поднимать груз, надо убедиться, что над погрузчиком достаточно места для нормальной работы. Груз всегда должен находиться на безопасном расстоянии от натянутых сверху электрических проводов, если они есть. Его следует поднимать вертикально вверх, а затем немного наклонить мачту назад. Надо внимательно следить, чтобы груз не задел находящиеся рядом грузы или иные предметы и препятствия. Поставив груз на место, нельзя давать задний ход до тех пор, пока не убедитесь, что вилы полностью свободны.

Когда груз поднят, устойчивость погрузчика снижается, и в этом случае оператору запрещено покидать рабочее место. Не допускается, чтобы люди стояли или проходили под поднятыми вилами, даже если на них ничего нет. Перед тем как завести вилы в паллету, надо убедиться, что они расположены ровно и опущены достаточно низко; мачта при этом должна располагаться вертикально, а вилы войти под груз на всю длину. Расстояние между вилами должно быть достаточным для того, чтобы обеспечивалось равномерное распределение массы груза.

Не рекомендуется, находясь на погрузчике, перемещать, поправлять или выравнивать груз или какую-либо его часть, регулировать узлы машины или расположенное поблизости оборудование. Запрещается использовать поднятую на вилах погрузчика паллету в качестве импровизированной рабочей платформы для подъема людей.

Стоянка. Оставлять погрузчик можно только в предназначенном для стоянки месте. Если машину оставляют без присмотра, надо включить стояночный тормоз, опустить вилы или груз на пол, установить в нейтральное положение органы управления и выключить зажигание, а кроме этого отсоединить аккумуляторную батарею или перекрыть подачу газа, если погрузчик работает на газовом топливе.

Погрузка-разгрузка кузовных грузовиков, полуприцепов и железнодорожных вагонов

Подготовка транспортного средства к погрузке-разгрузке. Включите стояночный тормоз транспортного средства, подложите под колеса тормозные башмаки. Если полуприцеп не присоединен к тягачу, установите под него стационарные опоры, чтобы полуприцеп не перевернулся. Установите предупредительные таблички, запрещающие заводить транспортное средство и начинать движение. Убедитесь, что высота входного проема грузового отсека не менее чем на 5 см превышает габаритную высоту погрузчика, а пол грузового отсека способен выдержать вес вилочного погрузчика с грузом. Убедитесь, что в грузовом отсеке нет мусора, посторонних предметов или иных препятствий для погрузчика, нет отверстий в полу и освещение достаточно для работы. Скользкие места пола покройте нескользящим материалом. Убедитесь, что на погрузочной эстакаде и на пандусе нет предметов, которые помешают движению погрузчика, нет скользких масляных или влажных пятен.



Погрузка-разгрузка транспортных средств. Во время работы надо следить, чтобы погрузчик находился на безопасном расстоянии от края эстакады, железнодорожного полувагона и пандуса.

Кромки эстакады и пандусов должны быть ярко окрашены и отчетливо видны. Не допускается буксировать или толкать железнодорожные вагоны или грузовые тележки вилочным погрузчиком. Запрещено работать на погрузчике продолжительное время внутри грузовых отсеков транспортных средств, если в помещении не организована достаточная вентиляция. Следует убедиться, что пандус надежно закреплен и способен выдержать вес погрузчика с грузом (грузоподъемность пандуса должна быть четко обозначена). Въезжать и съезжать с пандуса на платформу надо с особой осторожностью. Следите, чтобы колеса погрузчика не буксовали. Железнодорожные рельсы следует пересекать по диагонали. Перед тем как въехать на погрузчике в вагон, положено убедиться, что включен ручной тормоз вагона и колесные тормоза, а под его колеса подложены тормозные башмаки. Запрещается оставлять на стоянке погрузчик на расстоянии менее 3 м от железнодорожных рельсов. Запрещается открывать двери железнодорожного вагона, упирая в них вилы погрузчика.


Как поднимать вилочный погрузчик на грузовом лифте

Запрещается въезжать на погрузчике в грузовой лифт, если он не предназначен для подъема транспортных средств. В иных случаях сначала необходимо убедиться, что суммарный вес погрузчика и груза не превышает грузоподъемности лифта. Въезжать в кабину лифта следует осторожно: сначала погрузчик останавливают на безопасном расстоянии от дверей лифта, затем медленно въезжают под прямым углом. В кабине лифта необходимо установить органы управления погрузчиком в нейтральное положение, выключить двигатель и включить тормоз.


Сегодня многие склады используют для работы специальное подъемно-транспортное оборудование, такое как тележки, штабелеры или погрузчики. Как известно, штабелеры и погрузчики - это техника, требующая наличия не только специальных навыков по ее управлению, но и техника, работа с которой требует строгого соблюдения техники безопасности. В противном случае, водитель погрузчика может причинить вред не только себе, но и другим сотрудникам склада, грузу или стеллажной конструкции. К сожалению, очень часто сотрудники склада пренебрегают нормами безопасности, предпочитая делать «как быстрее» и «как проще».

Практика показала, что к самым частым аварийным ситуациям относятся:

  • Наезд на сотрудников склада;
  • Опрокидывание погрузчика;
  • Получение травм водителем при перемещении груза;
  • Получение травм сотрудником склада при перемещении груза;
  • Падение водителя из кабины;
  • Падение плохо закрепленного груза и его порча;
  • Наезд на стеллажные конструкции;
  • Другие аварийные ситуации.

Чтобы не допустить возникновения опасных моментов, которые могут привести к несчастному случаю, водитель погрузчика должен пройти специализированное обучение и четко знать технику безопасности. Разрабатывая внутренний документ, регламентирующий работу водителя погрузчика, следует учесть такие разделы как действия водителя перед началом работы, действия по перемещению груза, действия по окончании работ. Какие же требования должны быть включены в данный документ?

Начало работы. Осмотр погрузчика

Перед началом работы водитель погрузчика должен пройти медицинский осмотр, переодеться в спецодежду, при необходимости надеть средства индивидуальной защиты (каска, очки, специальная обувь). После этого водитель должен произвести осмотр своего погрузчика.

Зачастую, серьезных проблем можно избежать только за счет того, что перед началом работы водитель провел тщательный осмотр техники и, заметив неисправность, передал погрузчик на ремонт. Что должен проверить водитель?

  • Состояние шин. Если погрузчик оснащен пневмошинами, то необходимо проверить давление в них. Если же техника оснащена шинами типа «Суперэлатик», необходимо проверить, нет ли на шинах выбоин или оторванных кусочков материала.
  • Фары, стоп-сигналы, проблесковые маячки. В случае неисправности каких-либо элементов, водитель должен поставить в известность ответственное лицо.
  • Заряд аккумулятора , если у вас электропогрузчики.
  • Состояние топливной системы , если у вас погрузчики с двигателем внутреннего сгорания. Водитель должен посмотреть, нет ли утечек топлива. Если погрузчик работает на сжиженном газе, водитель должен проверить надежность крепления газового резервуара.
  • Подъемный механизм, цепи, мачту и каретку, сварные швы кронштейнов. В случае обнаружения каких-либо дефектов необходимо сообщить о них ответственному лицу.

После визуального осмотра погрузчика водитель должен проверить исправность тормозной системы (как ручного тормоза, так и ножного), исправность гидравлической системы, а также исправность звукового сигнала. Только после того, как погрузчик был осмотрен внешне и протестирован на предмет полной работоспособности, водитель может приступать к работе.

Перемещение груза, разгрузочно-погрузочные работы

Прежде всего, важно знать, что водитель погрузчика должен выполнять только те функции, которые входят в его обязанности. Перемещение груза должно производиться по принятой руководством безопасной технологии переработки груза, а не по технологии «так проще, так быстрее». Безопасная работа по перемещению груза предполагает соблюдение следующих предписаний:

  • При движении погрузчика с грузом или без, рама должна быть установлена в транспортное положение, при котором рама отклонена назад, а вилы подняты над землей на 20-30 сантиметров;
  • Если водитель должен переместить груз, заслоняющий дорогу, его должен сопровождать сотрудник склада. Сотрудник склада указывает дорогу и подает сигналы. Транспортировка такого груза производится задним ходом.
  • При наклоне рамы с поднятым грузом водитель должен соблюдать особую осторожность. Водитель не должен резко тормозить или резко перемещать рычаг управления цилиндра наклона. В противном случае, погрузчик может опрокинуться или груз, находящийся на вилах, может выпасть.
  • Водитель погрузчика обязать подавать сигнал при движении задним ходом, при поворотах, когда погрузчик трогается с места, а также при движении в местах скопления людей, при движении через ворота и при движении в проходах.
  • Водитель должен соблюдать особую осторожность при движении по узким проходам. В противном случае погрузчик может задеть конструкцию стеллажной системы, что может привести к повреждению техники, конструкции системы хранения и ее обрушению.
  • Если погрузчик потерял равновесие (например, задние колеса оторвались от земли), водитель должен опустить груз вниз.
  • Наклон грузоподъемника с поднятым вверх товаром можно производить только после того, как погрузчик подъехал к штабелю вплотную.
  • Перемещение груза может осуществляться только в том случае, если груз расположен вплотную к раме грузоподъемника, а сам груз расположен равномерно относительно вил.
  • Перемещаться по складу нужно плавно, избегая резких поворотов. Особенно, когда погрузчик перевозит груз.
  • Негабаритные грузы должны быть надежно зафиксированы, чтобы предотвратить их падение во время их перемещения.
  • К месту разгрузки водитель должен подъезжать только на низшей передаче, чтобы не допускать резкого торможения.
  • Водитель должен перемещаться по складу только с разрешенной скоростью, которая составляет не более 5 километров в час.

Теперь давайте поговорим о том, что категорически не должен делать водитель погрузчика.

Водителям погрузчика категорически запрещается:

  • Выполнять работу, которая не включена в их служебные обязанности.
  • Работать на неисправном погрузчике.
  • Осуществлять самостоятельный ремонт погрузчика, если это не включено в служебные обязанности.
  • Применять способы перемещения товара, не предусмотренные принятой технологией обработки грузов.
  • Осуществлять работу в неосвещенном или плохо освещенном помещении.
  • Перемещаться по складу со скоростью более 5 километров в час.
  • Перемещаться по складу с поднятым грузом.
  • Поднимать или опускать груз во время движения.
  • Перевозить плохо закрепленный груз.
  • Перевозить груз, превышающий грузоподъемность транспорта.
  • Работать на уклоне более 10 градусов.
  • Выходить из кабины погрузчика при поднятом грузе.
  • Высовывать голову из кабины погрузчика.
  • Поднимать на погрузчике людей.

Перед началом рабочего дня нового водителя необходимо провести для него вводный инструктаж и обязательно ознакомить водителя с техникой безопасности. Конечно, при прохождении курсов управления погрузчиков, будущим водителям дают ознакомиться, а зачастую и сдать тест по технике безопасности. Рекомендуем вам сделать тоже самое. Проводите тест несколько раз в год, чтобы водители не забыли о правилах безопасности.

Пусть это видео будет памяткой для сотрудников складов:

Клаус водитель автопогрузчика.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.3. К самостоятельному управлению автопогрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем – периодические мед. осмотры 1 раз в три года. Машинисты автопогрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД, иметь 1 кв. группу по электробезопасности (кроме случаев работы автопогрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).

1.4. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению автопогрузчиком только после прохождения ими:

1.4.1. Вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой доврачебной помощи.

1.4.2. Первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте.

1.4.3. Стажировки в течение 2-5 смен под наблюдением механика или бригадира.

1.5. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется приказом по предприятию.

1.6. Машинист автопогрузчика должен иметь при себе:

Удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,
- регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта),

путевой лист или сменный рапорт.

1.7. Администрация предприятия владельца погрузчика проводит повторное обучение рабочих безопасным методам производства работ по программе, утвержденной главным инженером предприятия, и проверку знаний. Проверка знаний проводится комиссией, назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в следующих случаях:

периодически, не реже одного раза в 12 месяцев,

при переходе машиниста с другого предприятия,

по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией автопогрузчика.

1.8. После перерыва в работе по специальности более одного года машинист автопогрузчика обязан пройти обучение и проверку знаний по технике безопасности, и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.9. При переводе машиниста с одного автопогрузчика на другой того же типа, но иной модели или с незнакомым приводом, администрация предприятия-владельца автопогрузчика обязана ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого же автопогрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки практических знаний машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

1.10. Для всех машинистов проводится:

1.10.1. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

1.10.2. Внеплановый инструктаж при –

изменении правил по охране труда,

изменении условий работы,

нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента,

перерывах в работе более, чем 30 календарных дней.

1.10.3. Текущий инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.

1.11. Администрация предприятия-владельца автопогрузчика обязана:

1.11.1. Обеспечить машиниста производственной инструкцией.

1.11.2. Обеспечить машиниста спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами.

1.11.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы.

1.11.5. Своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания автопогрузчика.

1.11.6. Организовывать работы в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами, оформить задания на проведение работ.

1.11.7. В соответствии с характером выполняемой работы производить инструктаж по технике безопасности, электробезопасности и производственной санитарии.

1.11.8. Перед допуском машиниста к самостоятельной работе познакомить его с должностными лицами предприятия, которым он будет подчинен по службе.

1.11.9. Направляя машиниста на линию, на бланке сменного рапорта указать – место производства работ, вид работ, фамилии лиц, допущенных к работе на погрузчике, и ответственных за безопасное производство работ.

1.11.10. Установить порядок приема и сдачи смены и выделить необходимое время для осмотра автопогрузчика и его технического обслуживания.

1.11.11. Выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания автопогрузчика.

1.11.12. Не допускать к управлению автопогрузчиком лиц, не прошедших обучение, стажировку, инструктажа по охране труда.

1.11.13. Предоставить погрузо-разгрузочные площадки в соответствии с проектом производства работ.

1.11.14. Обеспечить контроль за использованием рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и инструкций по охране труда.

1.11.15. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим.

1.11.16. Обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам.

1.11.17. Обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.

1.11.18. Предоставить машинистам автопогрузчиков перерывы для обогрева в холодное время года.

1.12. Машинист автопогрузчика обязан выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования инструкции по эксплуатации автопогрузчика и настоящей инструкции, а также знать:

1.12.1. Правила передвижения погрузчика по территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять автопогрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями правил эксплуатации и техники безопасности.

1.12.2. Правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании.

1.12.3. Паспортные данные, устройство автопогрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент смазочных материалов, применяемых при эксплуатации автопогрузчика.

1.12.4. Факторы, влияющие на устойчивость автопогрузчика, и причины потери устойчивости.

1.12.5. Правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений.

1.12.6. Порядок выполнения автопогрузчиком работ в особых условиях, в том числе:

вблизи линии электропередачи,

вблизи откосов котлована и траншей,

при работе совместно с другими транспортными средствами, в зимних условиях.

1.12.7. Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях и правила освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение.

1.12.8. Носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты (защитную каску, застегнутую на ремешок).

1.13. Машинист автопогрузчика подчиняется:

1.13.1. Инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию-владельцу автопогрузчика, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии (механику), который является непосредственным руководителем машиниста.

1.13.2. Инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает автопогрузчик, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов (прорабу).

Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением протокола по форме.

1.15. На территории строительной площадки и в бытовых помещениях запрещается пользование открытым огнем, а также разведение костров. Курить можно на специально отведенных и оборудованных местах.

1.16. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

1.17. Во избежание поражения электрическим током:

1.17.1. Запрещается прикасаться к оголенным проводам, корпусам действующих электроустановок, подключать электрооборудование, вынимать плавкие вставки и т.д. При обнаружении обрыва провода не прикасаться к нему, а срочно сообщить об этом руководителю работ.

1.17.2. Оказавшись в зоне шагового напряжения, выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле провода.

1.17.3. Машинисту автопогрузчика, корпус которого оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину автопогрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса автопогрузчика.

1.18. При поражении электрическим током следует немедленно отключить рубильник, при необходимости перерубить топором питающий провод и т.д. Если такой возможности нет, необходимо, как можно скорее отбросить провод или оттолкнуть пострадавшего от токоведущей части сухим шестом, палкой или другим непроводящим ток предметом, при этом оказывающий помощь должен встать на сухое, непроводящее ток место (сухую доску, резиновый коврик и т.п.) или надеть специальные диэлектрические перчатки и галоши.

1.19. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут личную ответственность в установленном законом порядке – общественную, дисциплинарную или уголовную в зависимости от последствий, вызванных нарушением.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр автопогрузчика, его ходовой части, силовой передачи, гру-

зоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра автопогрузчика проверить:

комплектность и состояние инструмента,

уровень и качество масла в картере двигателя,

наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, запас тормозной жидкости, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров,

тяги, стартер, рулевое управление, двигатель,

тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки,

давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

электроосветительных приборов,

звукового сигнала,

амперметра,

датчиков уровня бензина, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов автопогрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику, и сделать запись в вахтенном журнале.

2.9. Если при смотре автопогрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу во всех механизмах автопогрузчика на холостом ходу.

2.10. Установив неисправность автопогрузчика и пригодность его к работе, машинист должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале, после чего автопогрузчик считается принятым от сменщика.

2.11. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.12. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:

2.12.1. На строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов.

2.12.2. Недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов.

2.12.3. Территория площадки, на которой должен работать автопогрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде.

2.12.4. Уклон площадки, на которой должен работать автопогрузчик, превышает допустимый уклон (при работе автопогрузчика с вильчатым захватом – не более 4-50, при работе с крюком – не более 30).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

3.1. Управлять автопогрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление автопогрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Следить за работой ученика (стажера), если он находится на автопогрузчике, и отвечать за нарушение указаний по управлению и обслуживанию.

3.5. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы автопогрузчика.

3.6. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.7. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаги управления находятся в нейтральном положении.

3.8. Движение автопогрузчика как с грузом, так и без груза производить только при транспортном положении рамы грузоподъемника.

3.9. При движении автопогрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).

3.10. Перед подъемом и опусканием груза автопогрузчик должен быть поставлен на ручной тормоз.

3.11. Транспортировку груза производить только тогда, когда он упирается в вертикальную раму грузоподъемника и равномерно расположен на вилах, не свешиваясь с их концов. Груз, выходящий за габариты вилочного захвата, должен быть укреплен.

3.12. При транспортировании груз необходимо поднимать от земли не выше 300-400 мм и перевозить на скорости, при которой он не раскачивается.

3.13. При работе автопогрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры автопогрузчика, указанные в таблице №1.

Таблица №1.

3.14. Машинисту запрещается самовольно устанавливать автопогрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи ЛЭП.

3.15. Работу автопогрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности),

под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ,

при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ,

при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.16. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работу в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80,

СНиП 12-03-99:

3.16.1. Расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электопередачи, должно быть не менее указанного в таблице №2:

Таблица №2

3.16.2. Проезд автопогрузчика под линиями, находящимися под напряжением, производить только в транспортном положении рамы грузоподъемника, под непосредственным надзором производителя работ.

3.16.3. Работа автопогрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.16.4. При работе автопогрузчика, оборудованного ковшом, необходимо выполнять следующие требования:

3.16.1. При погрузке и разгрузке пылевидных материалов работать в защитных очках и респираторе.

3.16.2. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.16.3. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.17. Работу автопогрузчика прекратить в следующем случае:

прокола шины или недостаточного давления в ней,

неисправности рулевого управления,

неисправности гидравлической системы,

каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах,

неисправности тормозов.

3.18. Машинисту автопогрузчика не разрешается:

3.18.1. Работать на неисправном автопогрузчике,

3.18.2. Поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность автопогрузчика, указанную в техническом паспорте.

3.18.3. Допускать к строповке груза лиц, не имеющих удостоверения стропальщика.

3.18.4. Поднимать и транспортировать груз, свешивающийся вперед более, чем на 1/3 вилок.

3.18.5. Отрывать от поверхности площадки примерзшие или защемленные грузы.

3.18.6. При передвижении производить подъем, опускание и наклон груза.

3.18.7. Принимать груз на вилы автопогрузчика непосредственно с крана.

3.18.8. Производить резкое торможение при движении с грузом.

3.18.9. Допускать производство каких-либо работ или находиться под грузом, стрелой или ковшом автопогрузчика.

3.18.10. Выходить из машины когда груз поднят рабочим органом.

3.18.11. Перевозить или поднимать на высоту автопогрузчиком людей.

3.18.12. Поднимать и перемещать грузы автопогрузчиком, оборудованным безблочной стрелой, если в опасной зоне находятся люди.

3.18.13. Оставлять автопогрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом.

3.18.14. Работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения.

3.18.15. Выполнять работы на автопогрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

3.18.16. Работать не погрузчике, не оснащенном положенными средствами огнетушения.

3.18.17. Допускать в зону работы автопогрузчика посторонних лиц (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов автопогрузчика определяется расстоянием в пределах

5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя).

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д., машинист должен:

4.1.1. Немедленно прекратить работу автопогрузчика.

4.1.2. Приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику.

4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист автопогрузчика обязан:

4.2.1. Оказать первую помощь.

4.2.2. Доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ на участке.

4.2.3. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.

5.1. Отвезти автопогрузчик в предназначенное для стоянки место (автопогрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

5.2 Опустить каретку грузоподъемника в крайнее нижнее положение, остановить двигатель.

5.3 Очистить автопогрузчик от пыли и грязи.

5.4 Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей устранить их. Если в

условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то при заполнении сменного журнала сделать соответствующую запись и сообщить о неисправностях начальнику участка, сменщику.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОПОГРУЗЧИКА.

6.1. Машинист отвечает за правильное обслуживание автопогрузчика, при этом он должен:

6.1.2. Своевременно производить смазку всех механизмов автопогрузчика согласно указаниям инструкции завода-изготовителя.

6.1.3. Смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической таре, использованный обтирочный материал удалять с автопогрузчика.

6.1.4. Знать сроки проведения технического обслуживания (ТО) автопогрузчика и вовремя производить планово-предупредительный ремонт. Результаты ТО должны быть занесены в вахтенный журнал с записью времени, места проведения и объема работ.

6.2. Автопогрузчик выводится в текущий или капитальный ремонт распоряжением непосредственного начальника (механика) машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

6.3. Автопогрузчик, выведенный в ремонт, запрещается использовать для выполнения каких-либо работ по подъему и перемещению грузов.

6.4. Все ремонтные работы должны выполняться при отключенном двигателе. Если для регулировки необходимо произвести какие-либо движения частями автопогрузчика, машинист может включать рычаги только по сигналам лица, непосредственно занятого регулировкой автопогрузчика.

6.5. Машинисту запрещается:

6.5.1. Производить работу под машиной, поднятой лишь на домкрате или «кран-балкой».

6.5.2. Производить осмотр или ремонт блоков и металлоконструкций стрелы автопогрузчика (если таковые имеются) при поднятой стреле, работы производить только с земли, при этом стрела должна быть опущена в крайнее нижнее положение.

6.5.3. Отремонтированный автопогрузчик может быть допущен к работе с разрешения непосредственного начальника машиниста, о чем в вахтенном журнале должна быть сделана соответствующая запись.

6.5.4. На линии машинист может выполнять ремонт, соответствующий его квалификации и не требующий присутствия помощников, согласно техническим условиям или требованиям техники безопасности.

6.6. Сроки проведения технического обслуживания:

6.6.1. Ежесменное техническое обслуживание, проводимое машинистом перед началом работы и в конце смены.

6.6.2. Периодическое техническое обслуживание в соответствии с графиком, а также перед пуском автопогрузчика, не эксплуатировавшегося более 10 дней.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!