Профессиональные права водителя категории. Водительские права могут разделить на любительские и профессиональные. Случайные люди за рулем

Профессиональный стандарт для водителей - это новинка в области обеспечения безопасного дорожного движения, которая выстрадана сотнями тысяч жертв на дорогах. Теперь помимо национального водительского удостоверения водитель-профессионал должен соответствовать профессиональным требованиям.

Речь о необходимости разделения обучения на профессионалов и любителей шла давно. Наконец-то мы приближаемся к этому вплотную.

Приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 вступает в силу в июне 2016 года. Он регламентирует профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками людей и грузов.

Кто попадает под новые требования?

Под новые требования к профессионализму и квалификации попадают следующие категории водителей:

  • профессиональные водители автомобилей категорий В (в том числе пассажирского такси), ВЕ, С, С1, СЕ, С1Е, D, D1, DE, D1E;
  • водители троллейбусов и трамваев (Tb и Tm);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении.

Давайте рассмотрим самые основные требования к профессиональным водителям.

Профессиональный водитель легкового автомобиля

Если вы профессиональный водитель категории В и ВЕ, например, таксист, то Вам помимо знаний ПДД необходимо знать:

  • правила и порядок страхования ОСАГО;
  • основы наблюдения за обстановкой на дороге;
  • виды ответственности за нарушение ПДД;
  • основные признаки неисправностей, которые могут возникнуть в ТС;
  • влияние погодных условий на безопасность на дороге;
  • как обеспечить детскую безопасность в автомобиле;
  • как вызвать аварийные и спасательные службы и т.п.

Не стоит забывать о знании состава аптечки, правил ее использования, методике оказания первой помощи пострадавшим.

Конечно же профессиональный водитель должен безопасно управлять автомобилем, уметь обеспечивать безопасность пешеходов и велосипедистов на дороге.

Требования к стажу профессиональных водителей легкового автомобиля предъявляется лишь для таксистов. Это три года общего водительского стажа. Если Вы только что окончили автошколу - Вы не имеете права быть таксистом.

Что должен уметь профессиональный водитель?

Знаний для водителя мало, нужны и умения. На одной теории далеко не уедешь. Кроме умения безопасно водить автомобиль и соблюдения ПДД к профессиональному водителю есть еще требования:

  • умение исправлять мелкие неисправности автомобиля, если это не связано с разборкой агрегатов и узлов ТС (поменять колесо, лампочку в фаре и т.п.);
  • уметь безопасно перевозить и размещать багаж, сажать и высаживать пассажиров;
  • прогнозировать опасные ситуации на дороге, предотвращать их, своевременно принимать решение при их возникновении;
  • уметь пользоваться средствами пожаротушения.

К тому же водитель-профессионал обязан совершенствовать свои навыки управления автомобилем. Как это должно подтверждаться: обучением, повышением квалификации или еще как-то? Приказ Минтранса не говорит об этом, будем ждать разъяснений.

Требования к водителю грузовика

Водитель грузовика помимо основ, которые прописаны для водителя легкового автомобиля, должен знать следующее:

  • принципы работы, назначение и устройство основных механизмов, деталей и приборов грузовика, прицепа;
  • инструкции по охране труда при техническом осмотре грузового автомобиля, прицепа.

В добавление к умениям водителя категорий В, ВЕ водитель грузовика должен уметь безопасно размещать и закреплять грузы, уметь использовать различные виды тахографов. Сегодня в рейс без прибора учета режима труда и отдыха выезжать нельзя. За это нарушение штраф от 1000 до 3000 руб. для водителя, а для должностного лица 5000-10000 руб.

Требования к опыту работы (стажу) водителя грузовика не предъявляются, главное умения и знания, ну и конечно же российское национальное водительское удостоверение соответствующей категории.

Профессия водитель опасна и трудна!

Отвечать за жизни пассажиров, за жизни других участников дорожного движения должен каждый водитель, но к профессиональным водителям особенное отношение. Ведь они должны быть действительно профессионалами своего дела, а не любителями. Наконец-то появился на свет для них профессиональный стандарт, значит не за горами и специализированные программы обучения профессиональных водителей.


Министерство транспорта РФ, разработавшее соответствующий законопроект. Отметка «о профессиональной компетентности», если документ одобрят, появится в водительских правах у тех, кому приходится по долгу службы сидеть за баранкой: перевозить грузы, водить общественный транспорт. Для них планируется ввести новые программы обучения в автошколах, по итогам которых в их водительских удостоверениях появится отметка о профпригодности. В противном случае - административная ответственность. В Минтрансе инициативу объясняют тем, что водителям по найму, зачастую, не хватает компетенций, что может привести к опасным ситуациям на дорогах.

Станут ли пассажироперевозки безопаснее, а водители – профессиональнее от нововведения? НСН узнала мнение депутатов, представителей автошкол, водительских ассоциаций.

ДАВНО ПОРА

«Наконец-то нас услышали и поддержали! Пора сделать наши дороги безопасными», - заявил в беседе с НСН глава «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев . Он был одним из авторов обращения к правительству о том, чтобы система подготовки водителей стала дифференцированной.

«Желаешь управлять легковым автомобилем – это одни программы и одни знания. Хочешь работать в такси или возить пиццу – другие знания. Желаешь ездить на автобусе или перевозить песок на своем грузовом автомобиле - отдельная программа обучения. А если хочешь работать по найму, перевозить грузы, в том числе, заниматься международными перевозками, водить школьный автобус – это уже должен быть другой модуль», - считает Лобарев.

На необходимость ужесточить требования, по его словам, указывает и печальная статистика гибели людей из-за некомпетентности водителей грузового и пассажирского автотранспорта. Так, по данным ГИБДД, количество аварий, произошедших по вине водителей грузовиков, увеличилось за первый квартал 2017 года на 9% по сравнению с прошлым годом. Аварий с автобусами за первые три месяца текущего года стало больше на 4,5 процентов. Недавняя крупная авария с участием микроавтобуса и грузовика «КамАЗ» унесла жизни 15 человек, среди пострадавших были дети.

«По статистике, ежедневно около 50 человек гибнет на дороге, из них два ребенка. Необходимо сохранить человеческие жизни», - подчеркнул Лобарев.

Он отметил, что практика разделения водителей на любителей и профессионалов давно и успешно применяется за рубежом.

«Во всем мире так сделано – если хочешь работать по найму – пройди курсы, сдай экзамен, получи сертификат. Недавно я был на международной конференции в Архангельске, где представители Норвегии и Голландии назвали наших водителей «парковщиками». Вы, говорят, после автошкол умеете парковаться, но не умеете управлять транспортным средством», - рассказал НСН Лобарев.

Переоснащать классы под новые программы, по словам главы «Гильдии автошкол России», не понадобится, а стоимость обучения для так называемых любителей, может быть даже снижена.

«Если примут решение, то стоимость может снизиться на 10-15 процентов из-за упрощения программ. А для тех, кто хочет работать по найму, кто будет переучиваться, стоимость может увеличится на 5-10 процентов», - пояснил Лобарев.

Не только за рубежом, но и во времена Советского Союза права делились на профессиональные и любительские, да и качество обучения в автошколах было на порядок выше, напомнил зампредседателя Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Сергей Волощук.

«Это практиковалось в советские времена. Если человек просто отучился водить, то ему вписывалась графа – «без права на работу». Я считаю, что это правильно. Когда я в 1984 году открывал категорию "С", водительский стаж инструктора автошколы должен был быть не менее 10 лет, у него должны были быть открыты все категории. Это был человек с большой практикой вождения, который может передать свои знания. То, как ездят и обучают сейчас, меня и любого другого профессионального водителя не может устраивать», - рассказал НСН Волощук.

Инструктор – тот же преподаватель в образовательном учреждении, считает эксперт, поэтому и требования к его профессиональным качествам и навыкам должны быть соответствующие.

«Если вы отдаете ребенка в школу, то там работают профессиональные учителя. Также и здесь должно быть. Нельзя закончить курсы за месяц и стать инструктором», - убежден Волощук.

СЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ ЗА РУЛЕМ

Шагом в пользу легализации грузовых и пассажирских перевозок назвал предложение Минтранса координатор движения «Стоп-Нелегал» Евгений Грэк . Водители без подготовки и стажа представляют серьезную опасность на дороге, подчеркнул он.

«Проблема колоссальная. У нас за рулем масса случайных людей, плюс - куча непрофессионалов. Многие люди вообще катаются без водительских удостоверений. Только за эту неделю мы выявили в двух городах водителей такси, которые вообще не имели прав. И одного блогера, который сам признался, что пошел «бомбить», чтобы заработать себе на права», - рассказал НСН Грэк.

Для водителей такси, по мнению эксперта, выдавать разрешение нужно непосредственно на человека, а не на автомобиль, как это происходит сейчас.

«Только в этом случае при проверке сотрудники ГИБДД смогут на это ориентироваться. Сейчас ведь масса поддельных прав. Иностранцы продолжают кататься без водительских удостоверений. А сколько таких еще может быть?», - добавил он.

НЕ ПРОСТО НОВАЯ МЕТКА

В Государственной думе также поддержали инициативу Министерства транспорта. При этом первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков уточнил – смысл в изменении программ обучения, а не в специальной отметке в правах.

«Вопрос в необходимости изменения программ обучения водителей, а не постановки какого-то значка в правах. От того, что мне значок поставят в права, навыки и умения не изменятся», - заявил НСН парламентарий.

Лысаков убежден, что водителей-профессионалов, которые занимаются перевозкой людей или грузов, необходимо готовить отдельно от водителей общей категории. Не менее важно наладить систему переподготовки профессиональных перевозчиков, считает он. Водителям необходимо с определенной периодичностью повышать квалификацию, как в теории, так и на практике. Причем, делать это нужно на том же транспортном средстве, на котором человек работает постоянно.

«Законодательство меняется, меняются Правила дорожного движения, и все это нужно периодически освежать в памяти», - считает депутат.

Кроме того, Лысаков предлагает ввести лицензирование на все виды перевозок и профессиональные стандарты.

«Нужен определенный инструментарий для отбора и поддержания рынка на нужном качественном уровне – национальные стандарты, лицензирование перевозок, допуск к перевозкам определенного контингента кадров и транспортных средств», - отметил парламентарий.

Новые требования, по мнению Лысакова, профессиональные водители воспримут с пониманием – массового оттока людей из профессии не будет.

«Если человеку нужно кормить семью, то с чего вдруг сократится число водителей? Если я езжу 10-20 лет и кроме как крутить баранку больше ничего не умею, естественно, я буду работать водителем, какие бы требования ко мне не предъявляли», - считает он.

ПРИДЕТСЯ РАСКОШЕЛИТЬСЯ

В Минтрансе уже завили, что вводить бесплатные курсы для повышения квалификации не планируют. Вероятнее всего, платить за обучение придется самим водителям, считает член правления ассоциации владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Дальнобойщик» Сергей Семеньков.

«Не верю, что государство будет заниматься повышением квалификации водительского состава. Это будет сделано за счет водителя, если он индивидуальный предприниматель, или за счет работодателя. Но, скорее всего, это будут перекладываться на плечи водителя. Даже если работодатель ему оплатит обучение, то потом будет из заработной платы это компенсировать. Потому что это приобретение непосредственно водителя, я не работодателя, у нас так принято», - поделился мнением с НСН Семеньков.

Предложение Минтранса эксперт поддержал. Важно, чтобы это действительно повысило безопасность движения, качество водительского состава, а новая отметка в правах не стала источником коррупции в этой сфере, считает он.

Эксперты отмечают, то сегодня профессия водителя – одна из самых востребованных. По данным ВШЭ, водители составляют 7% от всего рынка занятых, но такая тенденция продлится еще 5-7 лет. Ранее руководитель рекрутингового агентства Алёна Владимирская НСН , что в профессию придут технологии и «съедят её, прежде всего водителей грузовиков, водителей-дальнобойщиков, а потом и водителей-таксистов». Пока правительственный законопроект проходит общественное обсуждение с экспертами.

Как сообщили в Минтрансе, отделить «любителей» от «профессионалов» смогут не ранее 2020 года. И лишь только тогда мы сможем на практике оценить, как отразятся новые требования на дорожной ситуации в России.

Водительские удостоверения предлагается разделить на профессиональные и любительские. С таким предложением в Госдуму обратились представители российских автошкол. Они считают, что водители общественного транспорта должны получать навыки вождения на более высоком уровне. Перспективы разделения нынешних прав на любительские и профессиональные изучил корреспондент Сергей Гололобов.

Базовый курс для любителей, продвинутый - для будущих профессионалов. Перевозка людей требует особых навыков и ответственности, а значит, и обучаться этому надо специально. Всё понятно. Но только для тех, кто не собирается становиться таксистом и водителем автобуса, нынешний курс подготовки слишком перегружен, говорит председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев :

"Может быть, меньше таких тем, как охрана труда на грузовом транспорте, правила перевозки крупногабаритных грузов, правила перегона скота, многие вопросы устройства автомобилей не нужны для любителей. Но мы понимаем, что заформализованы права, такие требования увеличены к автошколам, что просто всех готовить профессионалами, ну, не нужно этих требований".

То есть для любителей курс обучения может стать проще, особенно в теоретической его части. Ну а для будущих профессионалов - более разнообразным сделать практическое вождение. Оно обязательно должно включать в себя езду по скоростным магистралям, что сейчас строго запрещено, констатирует Сергей Лобарев :

"Стыдно, что после получения этих ситцевых прав к нам приходит ученик и говорит: "А вот теперь дайте мне золотое седьмое правило водителя - держать скорость потока. Я учебное вождение только 20-30 км/ч катал". И мы только имеем право официально выехать на скоростную магистраль и оказать ему помощь в адаптации к скоростному потоку".

Эксперты к предложению гильдии автошкол отнеслись неоднозначно. Так, всего год назад водительские категории уже были разделены на подвиды - всего более десяти. Там нашлось место и пассажирским "ГАЗелям", и большим автобусам, и автобусам с прицепами, а также троллейбусам и трамваям. Понятно, что программа подготовки на все эти подкатегории усложняется по мере увеличения размеров транспортного средства. То есть, иначе говоря, обладание правами на автобус уже само по себе говорит о том, что водитель - профессионал, считает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин :

"Ну, когда вы получаете эту категорию, она и подтверждает получение навыков. Какая разница - профессионал или непрофессионал? Если вы получили эту категорию - значит вы владеете этими навыками - подъехать к остановке, высадить, не наругаться на пассажиров, в конце концов. Да? А по-другому как?"

Все, наверное, помнят, французский фильм "Такси", где его главный герой несколько лет мечтал и стремился получить таксистскую лицензию. А получив, считал это главным событием в своей жизни. Так, собственно, происходит во многих странах, так должно быть и у нас. Не водительские права, а именно лицензирование должно стать критерием профессионализма, убежден Вячеслав Субботин:

"Ну, считаете вы, что это очень опасно - давайте страховать их. То есть экономические рычаги. Но ни в коем случае не такие волюнтаристские меры - давайте поделим водителей на профессионалов и непрофессионалов. Да любые водители - профессионалы. Сдал на права - значит профессионал".

В одной только Москве около полусотни тысяч таксистов и столько же водителей автобусов. Все они в случае принятия новых правил должны будут опять пройти обучение в автошколах и получить новые, уже профессиональные права.

сайт/Александр Авилов

Водительские права могут разделить на профессиональные и любительские. С такой инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол, рассказал сайт председатель профессионального сообщества Сергей Лобарев. По его словам, обучение вождению должно состоять из базового курса для обычных автолюбителей, и продвинутого, для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов рассказал, что инициатива автошкол будет рассмотрена в парламенте.

С 2014 года все выпускники автошкол, которые успешно проходят испытания в ГИБДД, получают профессиональные водительские удостоверения. "Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М – мопед, или А – мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - рассказал Лобарев.

Он подчеркнул также, что в России водитель считается профессионалом сразу после получения прав. При этом, в европейской практике для этого необходимо соответствовать ряду условий. И прежде всего, иметь определенный безаварийный стаж. "За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - рассказал Лобарев.

По его словам, профессиональные водители должны изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом.

По словам председателя комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, чтобы стать профессионалом, человек должен пройти специальный курс подготовки и овладеть особыми навыками.

"Он обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях", - подчеркнул депутат. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол, отметил Нилов.

По данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, сегодня в России работает около 1 млн таксистов. В Москве насчитывается 30-35 тысяч водителей такси и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Разделение на любительские и профессиональные права существовало в СССР. "Любительскими" считались категории А (мотоциклы) и В (легковые автомобили). Грузовики, автобусы и тяжелые прицепы относились к профессиональной сфере деятельности. Кроме того, существовало три класса водительского мастерства, от которых зависел уровень зарплаты. Так, водитель первого класса мог управлять любой техникой и получал наибольшую ставку.

Сегодня права на мопед или мотоцикл можно получить с 16 лет, на легковую машину и грузовик с 18. Открыть категорию D, которая дает право управлять автобусами, могут лишь водители, достигшие 21 года. Те же правила распространяются на трамваи и троллейбусы. А для получения прав с открытой категорией Е (прицепы массой свыше 750 кг) нужен также водительский стаж от одного года.

Обычному человеку достаточно минимум знаний и навыков, которые позволят ему безопасно водить личный автомобиль. Профессионал же должен быть подготовлен серьезнее, уверен зампред профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков.

"Любитель отвечает только за себя и свою семью. Профессионал же несет ответственность за жизни и здоровье клиентов. Плюс, всякая коммерческая деятельность сопряжена с соблюдением режимов труда и отдыха. В итоге, ответственности больше, внимания больше, концентрация максимальная в течение всей рабочей смены. А значит и подготовка должна быть лучше", - отметил он.

Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валерий Войтко отметил, что необходимость возрождения профессиональных прав назрела давно. "Сейчас, зачастую, все сводится к следующей схеме. Получил права категории В, поездил год на бортовой "Газели", наскоро переучился на категорию С – и вот он уже готовый дальнобойщик. Конечно, ни о каком профессионализме в такой ситуации речи идти не может", - рассказал он.

По его словам, водитель должен уметь составить сопроводительную документацию, поменять колесо или даже заменить форсунку. "Он должен не просто доехать из одного пункта в другой, но сделать это с максимальной экономией топлива и при этом уложиться в срок. Какие-то навыки приходят с опытом, но многому можно научить еще в автошколе", - заметил Войтко.

Напомним, за последний год в отношение автошкол на рассмотрение в органах власти был вынесен целый ряд инициатив. Так, Совет Федерации выступал с предложением управлять автомобилями с двигателем мощностью более 100 лошадиных сил. В Госдуму внесен законопроект, позволяющий людям с ограниченными физическими возможностями (с инвалидностью) готовиться к сдаче экзаменов . В ГИБДД предложили отправлять инструкторов вождения на . Депутаты Мосгордумы совместно с молодежными активистами и казаками запустили рейды . Проверки коснулись учебных программ, состояния автодромов и учебных машин. А также рассматривается возможность частичного ограничения либо полного запрета учебной езды по дорогам Москвы .

Ряд новшеств коснулись столичного таксопарка. В частности, предлагается размещать на городских такси наклейки с номером, позвонив по которому, можно . Например, если таксист нарушает ПДД или агрессивно ведет себя на дороге. Также рассматривалась возможность запуска сервиса . В рамках этого проекта до конца года в Москве планируется установить для электромобилей.

С инициативой к властям обратилась Гильдия автошкол.

Гильдия автошкол обратилась в Госдуму с предложением разделить водительские удостоверения на профессиональные и любительские. Обучение предложено составить из двух курсов: базового - для обычных шоферов и "продвинутого" - для будущих водителей такси, общественного и грузового транспорта, сообщил сайт m24.ru со ссылкой на председателя организации Сергея Лобарева.

"Сегодня все курсанты автошкол получают профессиональные права. Даже те, у кого категория М - мопед, или А - мотоцикл. Но какие из них профессионалы? Это нонсенс", - отметил Лобарев.

Кроме того, председатель гильдии пояснил, что в России водитель считается профессионалом с момента получения прав. А, например, в европейской практике для этого нужно соответствовать определенным условиям, а частности, иметь безаварийный стаж.

"За рубежом больше внимания уделяется практике. У нас практический курс обучения составляет 56 часов, у них – от ста часов с возможностью выезда на скоростные магистрали. За границей будущий водитель сначала получает удостоверение без права работы по найму. И только после двух-трех лет стажа без нарушений он может сдать экзамены на получение сертификата профессиональной компетенции", - подчеркнул Лобарев.

По словам председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослава Нилова, инициативу представителей автошкол рассмотрят в парламенте.

"Он [водитель] обязан отлично управлять машиной в любых погодных условиях, уметь оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП, адекватно реагировать в любых нештатных ситуациях. В парламенте готовы рассмотреть предложение Гильдии автошкол", - отметил Нилов.

Сообщается, что по данным Межрегионального профсоюза общественного транспорта, в России работает около одного миллиона таксистов. В Москве их около 30-35 тысяч и около 50 тысяч водителей общественного транспорта.

Ранее стало известно, что ученикам автошкол могут запретить тренировочные поездки по Москве в утренние и вечерние "часы пик". Авторы инициативы считают, что появление учеников автошкол на дорогах столицы, вызывает "заторы, усиление аварийности и ухудшение экологической ситуации на улицах городов" в самое напряженное для столичных магистралей время.

Напомним, с 2015 года садиться за руль скутера без прав категории М запрещено как подросткам, так и совершеннолетним водителям автомобилей. Хотя в России программу обучения вождению на транспортных средствах категории М освоили 400 автошкол, пока ни в одну из них не было подано заявки на подобное обучение. Таким образом, даже к началу мотосезона не было выдано ни одного водительского удостоверения категории М. Подробности - в сюжете телеканала "360 Подмосковье".



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!