Познавательный час "права ребенка". Сценарий интеллектуально-правовой игры " знай свои права, но не забывай обязанности"

МОУ «Средняя школа 38»

Классный час:

«Имею право на права»

4 В класс

Провела учитель начальных классов

Ромашкина Татьяна Викторовна

2015-2016 учебный год

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход классного часа

1 ученик.
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств.

Смотрю на глобус - шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас береги».

Грустит глубокая река.

Свои, теряя берега.

Ты береги нас, береги.

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек

В тебя мы верим, не солги.

Ты береги нас, береги».

Смотрю на глобус - шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу».

Учитель: А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Дети: Россияне.

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас -
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети - ты и я,
И у нас одна Земля.

А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Учитель: Какие правила вы знаете?

Если ты хочешь ответить на вопрос, спросить о чем - то учителя, нужно поднять руку.

Если на уроке в кабинет зашел взрослый человек все ученики должны встать.

По классу бегать и драться нельзя.

Передвигаться нужно только шагом.

Если мы идем по школе всем классом, то идем строем, не толкаясь.

Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других людей и свои поступки, а помогут нам в этом правила - законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

1 ученик:

Первый документ, о котором я вам расскажу - «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети - это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят.

2 ученик:

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция - договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ - Конвенция о правах ребенка. Конвенция - это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой - сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

О каких же правах идет речь в Конвенции?

Ученики зачитывают права детей :

каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

дети имеют право жить с родителями;

дети имеют право на медицинскую помощь;

дети имеют право на обучение;

дети имеют право на отдых;

дети имеют право на охрану и защиту

Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации.
Права нельзя отобрать - никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

1 ученик:

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

2 ученик:

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

1 ученик

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

2 ученик

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

3 ученик

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

4 ученик

Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим

Он на свете не один!

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!

Будьте бдительны!

ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,

ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!

В Конвенции каждый найдёт

На вопрос ответ: Помни!

Ребёнком считают того,

Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было

В мире детишек.

Черных и белых, девчонок, мальчишек

Все их права и ценны и равны.

Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны - это ТЫ!

Должен любой президент понимать:

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки -

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

Пользуются с первых дней правами своими -

Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!

Куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол

Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб Я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно знать!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

1 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Анастасия - воскрешённая
Ольга - святая
Сергей - высокий

2 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

3 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что - то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах - права человека считаются «всеобщими».

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно - сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы - могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

III. Игра «Разрешается - запрещается»

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это (разрешается ).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (разрешается ).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить -
Это (разрешается ).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается ).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Учитель: В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Нарисуйте лицо такого человека.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге. (помогает другим, совершает добрые, хорошие поступки)

Доброта - это одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.

« Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.»

Песня «Что такое доброта?»

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое - калечит». (человеку приятно когда ему говорят ласковые, добрые слова)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого - уберем.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе -
Мысли только о еде.

Мама.
Кто с порога - и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.
Но только должен ты узнать -
Права у всех равны.

Учитель. Ребята, у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Обязанности в школе

Соблюдать Устав общеобразовательного учреждения (из этого следует, что каждый ученик должен быть ознакомлен с этим документом);

Добросовестно учиться;

Бережно относиться к имуществу школы;

Уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

Выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях.

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование

Сейчас, ребята, вы увидите отрывок из сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягались в ней?

Сценка «Снежная королева».

Герда. Бабушка, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу!

Герда. (обняв Кая). Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда. (Плачет).

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Толкает вазу).

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы.(Открывает окно).

Герда. Кай, кто это?

Входит Снежная королева.

Снежная королева. Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей, а ещё дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная королева накрывает его плащом и они уходят.

Кай.(кричит). Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

2.Ну что, ребята, как называется эта сказка? Какое право ребёнка нарушила королева?

3. Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети - не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

Учитель: Мы подготовили Кодекс достойного человека-гражданина.

Ученик 1: Я - дитя Природы и господин Природы, поэтому я...

Люблю небо, звезды, море и землю; радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру.

Надеюсь посадить и вырастить хотя, бы одно дерево.

2 ученик: Я несу ответственность за природу вместе со всем человечеством. Я - носитель разума, поэтому я...

Не совершаю бездумных действий.

Несу ответственность за все, что со мной происходит.

3 ученик: Стараюсь противостоять неразумным и низким влияниям. Я ценю жизнь и поэтому я...

Жалею всех тех, кому плохо и кого обижают.

Я помогаю.

4 ученик: Я сам несу ответственность и забочусь о своем здоровье. Я среди других людей, без которых нет смысла в моей жизни, поэтому я...

Осознаю, что я человек.

Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю другого человека.

5 ученик: Уважаю, право на ошибку и не делаю обидных сравнений. Я - созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому я...

Стремлюсь хорошо учиться.

Серьезно и основательно буду выбирать свою профессию.

6 ученик: Посажу дерево, построю дом, выращу детей. Я - обладаю внутренним миром, душой, стараюсь быть интересен людям, поэтому я...

Признаю и уважаю непохожесть каждого человека и сам имею смелость не быть как все.

Не позволяю себя обижать, унижать, подавлять.

7 ученик: У меня есть совесть, и она болит, когда я совершаю недостойные поступки. Я - гражданин своего Отечества, своей страны, поэтому я...

Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим своей Родины, меня волнует будущее моей страны.

Если возникнет необходимость, я буду защищать свое Отечество по мере своих сил.

Я горжусь своей Родиной и в будущем буду стараться улучшить жизнь моего народа своим делом, своей жизнью.

VI. Обобщение

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Подведение итогов :

Что нового вы узнали?

В каких документах прописаны ваши права и обязанности?

Учитель: В итоге нашего разговора по душам хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте.

Очень много стран на свете,
Это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих
Самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь
Дать ответ в один момент.
Главных много - выбирайте,
Там - король, здесь - президент!!!

Учащийся:

Про царей и про вождей
Знаем мы с пеленок.
Но главней, нужней, важней
Для страны - ребенок!
Кем он станет завтра,
Маленький и нежный?

Учитель и учащиеся вместе:

Всей Земли права его -
Право на надежду!

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

умейте выслушивать собеседника, не перебивая;

умейте признавать, что были не правы;

помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

говорите всегда только правду;

радуйтесь успеху товарища;

дал слово - держи его, дал обещание - выполни!

В заключении песня «Большой хоровод» Дети встают в круг и исполняют песню .

Вера Бессмертная
Сценарий досугового мероприятия «Я и мои права» для детей старшего дошкольного возраста

Оформление зала :

надпись «Если Ваш ребёнок смеётся, значит мы всё сделали правильно » ;

иллюстрации (фото) по каждому праву

Цель :

В игровой форме обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях , знакомство с "Декларацией прав человека ".

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Ход мероприятия.

Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днём.

Пусть у каждого ребёнка

Будет тёплый, светлый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды.

Доверчивы глаза детей ,

И ангелы хранят их души.

Пусть безмятежный тот покой

Ничто вовеки не нарушит.

И пусть не катиться слеза

Ни от обид, ни от печали,

И, словно солнышко, всегда

Улыбка на лице сияет.

Чуткому детскому сердцу

Сердце своё открой,

И ощущение чуда

Будет всегда с тобой.

Спокойно матери уйдут

В день, полный дел, хлопот, забот,

С надеждою в глаза взглянут,

С тобой прощаясь у ворот.

Надежду ту не обмани,

С малышками не будьте строги,

И сердца нежного ростки

Рукой, пожалуйста, не трогай.

Здравствуйте, уважаемые наши гости, здравствуйте, ребята.

Сюрпризный момент – стук в дверь. Входит Незнайка. Вносит календарь и очень интересуется, что означают красные и чёрные числа в календаре? Ребята объяснили незадачливому герою, что это будни и праздники.

Ведущий. Дорогой Незнайка, все эти даты означают праздники. Для детей есть праздник в календаре – «День защиты детей » его отмечают 1 июня.

Незнайка расстраивается, узнав, что для детей существует только один праздник.

Ведущий. Я предлагаю не ждать так долго до лета, а устроить праздник прямо сегодня, и назовём его

«День прав ребёнка » ! Как же разобраться во всём этом и понять, что это за праздник! Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного.

Конституция у нас одна,

В ней права от А до Я .

Каждый, заглянув в неё,

Защитит своё жильё.

Защитит она и честь и имя,

И расскажет об обязанностях твоих в России.

Все права и все свободы закреплены

В статьях лучшего Российского закона,

И право трудиться и право лечиться ,

Все они от рожденья твои!

Ведущий. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека ". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека " (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом, то беспорядок и неразбериха прекратятся. А чтобы их соблюдать, нужно сначала познакомиться со статьями "Декларации". Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Нам, ребята, можно

Играть и веселиться.

Но надо обязательно

Грамоте учиться.

Ведущий. Вот, ребята, одно из прав – право учиться .

Показ картинки.

Незнайка. Что значит это право ?

Ведущий. Это значит, Незнайка, что все ребята пойдут в школу, где будут получать знания.

Незнайка. А как это – «пойти в школу» ?

Сидит за партой человек,

И поднимает руку.

Имеет право он всё знать ,

И изучать науку!

Ведущий. А для того, чтобы пойти в школу, Незнайка, каждому ребёнку мама с папой купят портфель и соберут в него все самое необходимое.

Незнайка. А что это – «все самое необходимое» ?

Ведущий. А вот в этом тебе помогут наши ребята, поиграв с тобой в игру «Собери портфель» .

Игра «Собери портфель» .

Вот и право на учёбу ,

Что же нам даёт оно?

Значит, можем мы бесплатно

Школу с вами посещать,

Получать образованье

И по жизни с ним шагать.

Ну, а если заболели –

Нужно к доктору идти.

Право ваше на леченье

Реализовать должны.

Ведущий. А вот ещё одно право – право на медицинскую помощь.

Показ картинки

Когда нам плохо, мы заболели, каждый из вас имеет право обратиться за помощью к врачу, а если с вами произошла неприятность в саду, то нам всегда кто поможет замазать ссадину, измерить температуру или оказать другую медицинскую помощь?

Дети. Наша медсестра Ирина Петровна.

В какой сказке мы находим подтверждение праву на медицинскую помощь? («Айболит» ) Показ картинки.

Ведущий. Молодцы, ребята! О следующем праве мы узнаем , отгадав сказку.

Куклы би-ба-бо. Эпизод из сказки «Кот, петух и лиса» . Показ.

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За широкие горы.

Кот - коток, спаси меня.

Ведущий. Что хотела сделать лиса с петушком?

Дети. Съесть.

Ведущий. Правильно , ребята. «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу". Лиса нарушила право на жизнь .». В какой сказке ещё было нарушено право на жизнь ?

(«Белоснежка и семь гномов» , «Красная шапочка» , «Колобок» , «Маша и медведь» ). Показ картинок.

Богатство страны – это дети!

Должен любой понимать.

Жизнь дана им навеки,

Её не может никто отнимать.

Ведущий показывает картинку из сказки «Заюшкина избушка»

Ведущий. Что сделала лиса в сказке?

Дети. Выгнала зайчишку из его избушки.

Ведущий. Да, ребята. И она тем самым нарушила право на неприкосновенность жилища.

Мы имеем право жить

В домике уютном.

И гулять на улице

Тихой и зелёной.

Ведущий. Ребята, а в какой ещё сказке было нарушено это право ?

Показ картинки из сказки «Три поросёнка» , «Теремок»

Игра «Теремок» .

Ведущий. Мне кажется, ребята. Что наши гости засиделись. Я прошу их помочь нам дальше разобраться в правах .

Викторина для взрослых «Права литературных героев »

Взрослые показывают картинку и объясняют, какое право нарушено .

1. Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

(«Дюймовочка» ) – право на защиту .

2. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

(«Лягушка-путешественница» ).

3. В какой сказке было нарушено право выражать открыто и отстаивать своё мнение?

(«Чипполино» )

4. У героини какой сказки было нарушено право иметь семью ? («Золушка» ).

Мы живём в свободной стране.

Право на частную жизнь священно!

Я выбираю друга себе.

Право на выбор неприкосновенно.

Мой выбор друзей – как право на жизнь :

Они за меня – горой непременно.

Взаимовыручка с нами всегда.

Право на частную жизнь священно!

Я маленький житель планеты Земля

Такой голубой и красивой!

И мир для меня словно белый лист

Чистый, прекрасный, открытый!

А рядом со мной тоже дети живут

И с чёрной и с жёлтою кожей.

На разных общаемся мы языках

Но наши желания схожи.

Ведущий. Да, ребята, нас много, все мы разных национальностей, но живём мы в едином государстве, единой стране, которая называется Россия. Это ещё одно право . И звучит оно так - «Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах . Все должны относиться друг к другу по - братски".

Песня «Ты моя Россия» .

Можем мы свободно жить

В нашем государстве,

В каждом паспорте иметь

Право на гражданство .

А когда мы подрастём

До трудового права мы дойдём .

Будем мы иметь права

Себе работу выбирать.

Ведущий. Давайте попробуем назвать друг друга ласково.

Дети называют.

Имя человека записывают в специальный документ, который называется… у взрослого – паспорт, а у детей – свидетельство о рождении .

И это ещё одно право - «Каждый человек имеет право на имя » .

Я хочу каждому из вас подарить «свидетельства о рождении » , в котором вы сможете записать своё имя и оформить его, как вы сами пожелаете.

Дарятся свидетельства о рождении .

А гостям нашим хочу подарить вот такую вот книжку о наших ребятах в память о нашем сегодняшнем мероприятии .

« Ваши права: права ребенка»

Цели: Ознакомление детей с содержанием Конвенции о правах ребенка. Формирование элементарных знаний о правах человека и праве как регуляторе взаимоотношений между людьми. Развитие нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей как членов общества. Воспитание правовой культуры у детей, их творческих способностей и активной жизненной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:


« Ваши права: права ребенка»

Цели: Ознакомление детей с содержанием Конвенции о правах ребенка. Формирование элементарных знаний о правах человека и праве как регуляторе взаимоотношений между людьми. Развитие нравственных качеств, осознанного понимания своих прав и обязанностей как членов общества. Воспитание правовой культуры у детей, их творческих способностей и активной жизненной позиции.

Ход мероприятия.

Слово учителя:

Добрый день, дорогие друзья! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о вас, о детях, как о равноправных членах общества. Ваши права с самого рождения закреплены в международных и отечественных правовых актах.

Какие из них вам известны? (Конвенция о правах ребенка, Женевская декларация прав ребенка)

Для иллюстрации используется презентация.

Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

О детях заботятся многочисленные общественные и государственные организации. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50миллионов человек, было разрушено множество городов, деревень, сел. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них страдают дети. Да и мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучие, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Звучит торжественная музыка. В записи дикторский текст: «Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навсегда все права и свободы человека будут находиться в руках Мадам Декларации»

Мадам Декларация. Я, всеобщая Декларация прав Человека, обещаю помогать людям всегда, всюду, везде! Мои юные друзья, я вас уже знакомила с моими помощниками – Статьями Декларации. Сегодня мы продолжим это необычное знакомство. Отправимся в город Счастья.

Здравствуй, город Счастья.

Ты один на свете,

Где всем управляют

Маленькие дети.

Здесь всегда спокойно,

Солнечно, тепло,

Жителям всем города

Очень повезло!-

И, конечно, очень рада детвора,

Что здесь защищают детские права!

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Право на жизнь.

Сценка с героями сказки « Гуси – лебеди»

Звучит русская народная мелодия.

Баба – Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба – Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка . Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем!

Входит Статья.

Статья .

« Никто не должен подвергаться жестокому,бесчеловечному обращению»!

Мадам Декларация. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Уходит

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, конец мне, съест меня Баба Яга!

Статья. Пойдем – ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием. (Уходят)

Право на имя при рождении.

- Родители при рождении дают вам имя. Назовите свои имена.

1-й ученик:

Как славно девочек зовут,

Вот Настя - шелковый лоскут,

И Олечка – листва лесная,

И Маша – звездочка ночная.

2-й ученик:

Как славно мальчиков зовут,

Вот Боря – пушечный салют,

И Павлик – парус средь простора,

И Рома – ровный рев мотора.

Какое право детей соблюдается? (Право на имя)

Право на медицинскую помощь.

Если кто-то из детей заболеет, к кому он обращается? Давайте и мы отправимся к доктору Айболиту.

Айболит.

Здравствуйте, дети.

Что случилось, вы заболели?

Вы не будете болеть,

Ну а вдруг случится,

Буду горлышко вам греть,

В ноги класть горчицу,

К вам домой всегда приду,

Выпишу лекарства,

Ведь нельзя болеть вам всем,

Кашлять и сморкаться.

Ребята, какое право соблюдается? (Право на медицинское обслуживание)

Право на владение имуществом.

Сценка с героями сказки «Буратино» (звучит муз. Фрагмент из муз. фильма – сказки «Приключение Буратино»)
Буратино (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!
За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках.

Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!
Буратино . Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка!
Мадам Декларация . Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья.
Статья. Первое! «Каждый человек имеет право владеть имуществом»! Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его имущества»!
Мадам Декларация . Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру – поздорову!

Кот и Лиса неохотно уходят . Статья. А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть! (Статья и Буратино уходят.)

Право на специальную охрану и защиту.

Каждый человек в тот или иной момент своей жизни нуждается в помощи и защите. Послушаем, что нам хочет рассказать Сережа.

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я её люблю,

А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью.

Ребята, правильно поступает Сережа? Какое право он нарушает? (Право на защиту)

Право на образование.

Ребята, в вашей жизни произошло важное событие, 1 сентября вы пришли в школу. Вы научились читать, писать, решать задачи, рассказывать сказки? А что вы ещё умеете делать? (умеем танцевать, лепить, рисовать)

Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз.

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший, первый класс.

Как встретил у дверей учитель.

Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей.

Садясь за парту осторожно.

Чтоб школьной формы не измять,

Мы азбуки свои раскрыли,

Раскрыли школьную тетрадь.

Теперь мы знаем буквы, слоги,

И постепенно, понемногу

А сейчас музыкальная пауза. Дети исполняют танец.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.


Сценка с героями сказки «Красная Шапочка»

Волк . Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка . Здравствуйте, господин Волк!
Волк . Куда ты идешь?
Красная Шапочка . К бабушке
Волк . А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка . Надо идти вон по той дороге!
Волк . Понятно! Ну всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела!
Злорадно смеется и убегает .
Мадам Декларация . Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!
Красная Шапочка . А что же делать?
Мадам Декларация . Для начала послушай мою Статью 3! (Выходит Статья 3)
Статья 3. каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу!
Красная Шапочка . Уважаемая Статья 3, помогите мне, пожалуйста!
Статья 3 . пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!
Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!
Мадам Декларация . Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это еще не всё! Вы с нами еще обязательно встретитесь!

Выходят все предыдущие статьи .

Все хором: Изучайте ваши права!

Викторина для детей

для проверки и закрепления полученных правовых знаний эффективно провести сказочную викторину с использованием презентации.


1. Слайд 1


В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).


2. Слайд 2


В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)

3 . Слайд 3
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
(«Приключения Буратино», Карабас-Барабас)

4. Слайд 4
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
(«Колобок»)

5. Слайд 5
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
(Баба-Яга)

6.Слайд 6
В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов?
(«Бременские музыканты»).

А сейчас мы проведем викторину для наших гостей. Ваша задача в диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьях Декларации прав человека.

1. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества)

2. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!». Колобок:.. (Не имеешь права посягать на мою жизнь)
3. Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:...
(Не имеешь права нарушать мое право на свободный брак)

4. Волк: «Козлятушки-ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята:... (Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно)

5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:... (Не имеешь права посягать на мою свободу)

6. Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам нарисовать его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все времена люди самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каждом человеке живет солнце, это- то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы ещё маленькие. Солнце в вас может жить самое большое!

Дети под музыку Моцарта рисуют в альбомах улыбающиеся солнышки. Выставка детских работ.


Сценарий развлечения для дошкольников "Мы тоже имеем права"

Пока в зал входят дети, звучит музыка. На сцене большая открытая книга, чуть меньше роста ребенка, стоящая как ширма. На обложке написано: "Права ребенка". Звучит музыка и дети, участвующие в постановке, появляются на сцене. Из-за книги выглядывают две девочки. Их лица выражают удивление.

Яна: По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
В даль, смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.

Лиза: Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают всех на свете.

Вот это да! Оказывается, ПРАВА есть не только у взрослых, но и у детей... Как это? Что это такое? Надо разобраться.

Ведущий: (держит в руках модель Конвенции) .

У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы сказочных героев.

Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идет молва,
Хоть ты и мал, есть у тебя права!

Баба Яга: Это что тут за права?
Идет кругом голова.
Малышам - права?
Постой!

Ну а нечисти лесной?
Лишь ругают и клянут,
Ну, а прав нам не дают.
Украду-ка я книжонку,

Отнесу ее в сторонку.
И права все тот же час
Пусть работают на нас!
Яна: Вы права не имеете

Законов нас лишать.
Мы все равно сумеем
За книгу постоять!
Лиза: Давай с тобой потопаем,

Давай с тобой похлопаем,
Яга нас испугается
И в сказку убежит.

(Дети топают, хлопают, Баба Яга убегает)

Ведущий. Мои юные друзья, вы сумели отстоять очень важную книгу, которая рассказывает о ваших правах - правах детей! Так давайте же откроем первую страницу.

Появляются три поросенка и поют свою песенку.

Волк: Так история повторяется. Три поросенка и я - Серый Волк - зубами щелк. Сегодня я ваш домик сломаю, дуть буду, пока не лопну. (Набирает воздух и дует на домик. раздается свист. Входит дядя Степа) .

дядя Степа:

Я хожу, кругом гляжу,
Я порядок навожу.
Грозный я не только с виду:
Никого не дам в обиду.

Я любому помогу,
И отпор я дам врагу!

Поросята: Дядя Степа! Волк хочет наш домик сломать.

Волк: Да что вы, я ничего, так, пошутил.

Дядя Степа: Знаю я, Волк твои шуточки! (Свистит)

Волк: Ой, мамочки, помогите! (падает в обморок. Вбегает Айболит)

Айболит: Что случилось?
Что случилось?
Может, драка приключилась?
Может, был здесь Бармалей

И обидел всех детей?
дядя Степа: Погодите, не шумите.
Ну, зачем вы так кричите?
Все в порядке!

Айболит: Мне вам верить?
дядя Степа: Верить, верить.
Только надо вам проверить
Волку пульс, сердце послушать.

Поросят хотел он скушать.
Айболит: ("слушает" Волка)
Все в порядке. Волк здоров.
Обошлись без докторов!

Чтобы быть здоровым, крепким,
Занимайтесь спортом, детки.
Эй, мартышки, все сюда,
Здоровы будете всегда!

Танец "Обезьянки".

дядя Степа: Что ж, нам всем идти пора.
До свиданья, детвора.
Будьте живы и здоровы,
И прийти на помощь другу

Будьте вы всегда готовы!

(Герои уходят) .

Ведущий: Дети, вы поняли, о каких правах рассказали нам сказочные герои?

Девочка: О праве на дом.

Ведущий: Верно, о праве на неприкосновенность жилища.

Мальчик: О праве на защиту.

Ведущий: Правильно, это законное право на защиту.

Девочка: А еще - о праве на помощь доктора.

Ведущий: Умница, это право на здоровье и здравоохранение.

Ну что ж, продолжим наш рассказ,
И вы узнаете сейчас о том,
Как важно в жизни нашей иметь семью...
А все-таки здорово бегать по лужам!

И мячик бросать до самых небес!
И мир этот сказочный нам очень нужен:
И поле, и море, и солнце, и лес.
И все, что в нем есть, ах. как это чудесно!

А все от рожденья, от маминой песни.
От папиной силы и маминой ласки.
От их доброты и рождаются сказки!
Входит коза.

Коза: Ой, ребятушки, куда сгинули,
На кого ж вы меня покинули?
Не послушались родной матушки,
Получились обознатушки.

Допустили вы упущение,
Видно волк проник в помещение.
Не сыскать нигде мне вас,
Уж ищу, который час.

Детки с мамой должны быть,
Сладко есть и сладко пить.
Что же с вами приключилось,
Да какая ж беда случилась?

Помогите кто-нибудь
Мне козлятушек вернуть.
Яна: Не плачь, Коза мы тебе поможем!
Козлятушки-ребятушки,

Ваша мама пришла,
Молочка принесла!
Козлята вбегают и окружают маму.
Коза: Где вы были, ребятушки?

Козлята: Мама, мама, волк опять
Пришел в двери к нам стучать.
Ну, а мы не открывали,
Мы ведь маму свою ждали.

Мама ведь у нас одна,
Лучше всех у нас она.
Коза: Как прекрасно жить на свете,
Когда рядом с мамой дети!

Ведущий: Коль ребенку жизнь дана,
Протекать должна она
С папой и мамой,
Близкими и добрыми самыми!

И об этом праве ребенка на любовь и заботу родителей, и на не разлучение с ними также написано в Конвенции. Дети, а как вы чувствуете себя дома?

Дети: Дома уютно, тепло, хорошо...

Ведущий: Включите наш "волшебный телевизор", и мы посмотрим мультфильм.

Дети инсценируют отрывок из сказки "Заюшкина избушка"

Ведущий: Заяц - доброе сердечко
Рыжую пустил на печку.
День - другой, прошел, лисица
Вдруг затеяла браниться.

Лиса: Не желаю жить с тобой!
Убирайся вон косой!
Ведущий: И зайчишку прогнала,
Узелок лишь отдала.

Сел зайчишка на опушке
И прижав от страха ушки,
Начал горько-горько плакать.
Вот идет петух с косой.

Петух: Плачешь ты о чем, косой?
Заяц: Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке,
А лисица - в ледяной.

Как растаял лед весной,
Жить ко мне она пришла
Да меня же прогнала.
Петух: Не горюй, приятель, вскоре

Твоему поможем горю!
Покажу лисе косу.
Живо выгоню лису!
Заяц: Да ее собаки гнали, но с испугу убежали,

Гнал и сам медведь недавно,
Ты не справишься подавно!
Петух: Поглядим. Ку-ка-ре-ку!
Вон, лиса!

Убирайся прочь в леса!
Вот возьму косу на плечи!
Я иду лису посечи!
Лиса: Что ты, Петя, не спеши,

Мне одеться разреши.
Петух: Прекрати пустые речи,
Прочь пошла, плутовка, с печи!
Ведущий: Ох и струсила лиса!

Припустила во весь дух -
Напугал ее петух!
С той поры зайчишка с Петей
Лучшие друзья на свете!

Ребята! К сожалению, мы включили телевизор не с самого начала сказки. Но вы, наверное, догадались, как называется эта сказка? Какое право здесь было нарушено? (ответы детей) . Никому не позволено вторгаться в ваш дом. Каждый должен чувствовать себя дома в безопасности. Любой ребенок имеет право на жилье и на неприкосновенность жилища.

Дети, а если вы вдруг потеряетесь, что вы будите делать? (ответы детей) . Потерявшийся ребенок должен помнить, что его отведут домой, как только он назовёт свой адрес.

Игра "Мой адрес"

Двое детей изображают ворота. Дети проходят по одному, произносят: "Ключик, ключик золотой, дверь чудесную открой" - называют свой адрес. Тех, кто правильно назвал свой адрес, пропускают через ворота в домик.

Ведущий: В каждом доме на пороге вытирай почище ноги. А какие еще правила горожан вы знаете?

Дети: Горожанин не будет людям досаждать,
Дом и город обижать,
В квартире прыгать и скакать,
Громким голосом кричать,

Дверь ногою открывать,
В лифте кнопками играть,
И на стенах рисовать,
Сор на улице бросать,

И правила движения нарушать.

Ведущий: Эти правила просты, их не ленись запомнить ты. У вас всех есть дом, родители, родные, близкие, друзья, которые вас любят и заботятся о вас. Но общий дом для всех - это наша многонациональная Родина. И в нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей. Каждый из вас имеет право говорить на родном языке, знать культуру своего народа. А сейчас дети исполняют русскую народную песню "Во кузнице".

Теперь вы поняли, ребята, что пока вы дети, то находитесь под защитой, а когда станете большими, то также будите любить и защищать своих детей. Теперь, надеюсь, вам стало понятно, что такое детские права?

Дети: (вместе) Теперь понятно.
Ребенок: Как хорошо живется мне!
Дети (хором) : И мне! И мне! И мне!
Дети по очереди читают стихотворение:

В волшебной сказочной стране,
Где по утрам встречает нас
Улыбка доброй феи.
Где пляшет радуга зимой

Под елкой в Новый год со мной,
А для любви и доброты
Открыты настежь двери.
Пусть знают все на свете,

Мы - солнечные дети...
Счастливые! Любимые!
Мы в садике живем.
Играем и рисуем,

Считаем и танцуем,
Смеемся, подрастаем
И песенки поем.
Дети исполняют песню "Детский сад"

Ведущий: Сегодня мы с вами ребята поговорили о важном деле. Мы вспомнили о правах ребенка: о праве на дом, о праве на защиту, о праве на здоровье и на помощь доктора (медицинское обслуживание) , о праве ребенка на любовь и заботу родителей. Я желаю вам, чтобы ваши права выполнялись и не нарушались.

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!