Налоговый и бухгалтерский учет. Обязателен ли военный билет при приеме на работу? Прием на работу призывника

Военный билет при приеме на работу требует кадровая служба предприятия для заключения трудового договора. Чем грозит прием на работу без военного билета - об этом мы также расскажем в нашей статье.

Для чего нужен военный билет при приеме на работу

Законность требований работодателя в полной мере подтверждается ст. 65 ТК РФ, которой утвержден список документов, необходимых для заключения трудового договора с потенциальным сотрудником. В этом перечне отдельной строкой прописаны документы воинского учета, к которым относятся:

  • для военнообязанных граждан, состоящих в запасе, — военный билет или выданное вместо него удостоверение;
  • для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу.

Подробнее об условиях заключения трудовых договоров см. в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)» .

Обратите внимание! В некоторых случаях вместо соискатель приносит справку из военкомата. Такие справки выдаются военнообязанным гражданам РФ, достигшим 27 лет, но не прошедшим военную службу по призыву, и становятся полноценной заменой основного военно-учетного документа (ст. 38, 49, 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника

Государство периодически проверяет порядок ведения кадрового учета, как и любую другую сферу деятельности, на соответствие действующему законодательству. Трудовая инспекция, основной контролирующий орган в этом направлении, проводит проверку личных дел работников, куда среди прочих бумаг подшивается копия военно-учетного документа.

Сам по себе военный билет довольно объемен, поэтому вопрос о возможности ксерокопирования его отдельных страниц довольно актуален для работников кадровых служб.

Итак, копия обязательно должна содержать следующие сведения:

  • решение призывной комиссии;
  • отметку о прохождении военной (или альтернативной) службы;
  • информацию о звании, его классе;
  • информацию о присвоенных наградах;
  • данные о ранениях;
  • сведения о присутствии на воинских сборах, в запасе;
  • отметки о приеме либо снятии с воинского учета;
  • антропометрические данные.

Обратите внимание! Кадровик должен знать, что военные билеты при приеме на работу бывают 2 видов. Одни оформляются на военных кафедрах (билет офицера запаса), другие — непосредственно в воинских частях. Порядок расположения информации в них разный, поэтому нужно быть предельно внимательным во избежание административных наказаний за отсутствие военного билета при приеме на работу .

Подробнее о кадровом делопроизводстве см. в статье «Кадровое делопроизводство с нуля - пошаговые инструкции 2015-2016» .

Чем грозит отсутствие военного билета

Необоснованный отказ в трудоустройстве может стать причиной обращения соискателя в суд или подачи жалобы в инспекцию по труду. Однако в случае непредставления работником хотя бы 1 документа, указанного в ст. 65 ТК РФ, отказ работодателя в приеме на работу будет правомерным.

Подробнее о правомерности отказов в приеме на работу см. в статье «Правовые последствия незаконного увольнения с работы» .

Заключение трудового договора с работником, не предъявившим военный билет, — нарушение трудового законодательства, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, это повлечет за собой еще 1 правонарушение, которое регулируется п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ: в отсутствие билета (или подобного документа) работодатель не сможет подать сведения в военкомат.

Обратите внимание! Наказание, предусмотренное п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, представляет собой административный штраф в размере до 10 МРОТ. Нарушение ст. 5.27 КоАП РФ повлечет за собой административный штраф, размер которого для должностных лиц составит от 10 000 до 20 000 руб., для ИП — от 5 000 до 10 000 руб., а для юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Итоги

Вопрос о предъявлении военного билета при приеме на работу в полной мере регулируется действующим законодательством, а именно ТК РФ. Официальные трудовые отношения можно оформить только при его наличии (или аналогичного документа), поскольку ни один работодатель не захочет иметь проблемы с законом и оплачивать значительные суммы штрафов.

Для всех мужчин трудоспособного возраста одним из главных документов наряду с паспортом и трудовой книжкой является военный билет.

Он входит во все обязательные перечни документов, в том числе и тот, что установлен для граждан при . Но несмотря на его обязательность в некоторых случаях возможен прием на работу без военного билета. Рассмотрим все правила приема сотрудников мужского пола на работу и разберемся, в каких случаях отсутствие военного билета не будет считаться нарушаться трудового законодательства.

Военнообязанными в Российской Федерации считаются все мужчины, которые . Данный термин может относиться и к женщинам, если они выбрали профессию военнослужащего добровольно, получили определенную специальность и звание, а также работают в воинских частях или находятся в запасе.

Военнообязанным может стать только тот гражданин, который уже отметил свое 18-летие. Обязанности по отношению к защите родины возникают у мужчин при достижении совершеннолетия, а исчерпывают себя при пересечении определенного возрастного рубежа или при постановке вердикта о его непригодности к службе.

Обязанными быть призванными к защите страны в случае возникновения необходимости считаются:

  1. Проходящие срочную службу в армии или службу .
  2. Находящиеся в увольнительном режиме.
  3. Еще не призванные по разным причинам граждане, которые имеют установленную для службы годность.
  4. Уволенные в запас, но не достигшие предельного возраста.
  5. Окончившие военные кафедры различных учебных заведений.
  6. Освобожденные от призыва в армию, но являющиеся годными для армейской службы.

Освобождение от призыва полностью или в виде временной отсрочки выдается следующим категориям:

  1. Учащиеся в высших учебных заведениях.
  2. Ученые.
  3. Проходящие обучение на военных кафедрах.
  4. Имеющие судимость.
  5. Занимающиеся воспитанием несовершеннолетнего ребенка в одиночку.
  6. Имеющие на руках нетрудоспособных и тяжелобольных членов семьи.
  7. Те, у кого есть задолженности по кредитам или иным платежам, при условии, что выплаты присуждены в судебном порядке.

Освобождение для многих категорий является лишь временной мерой, однако стоит учитывать, что призыв имеет ограниченные возрастные сроки – граждане старше 27 лет в армию не забираются.

По возрасту от воинской обязанности освобождаются лица, достигшие:

  1. В 50 лет при получении звания старшего прапорщика.
  2. 55 лет – капитаны и лейтенанты.
  3. 60 лет все звания от майоров до подполковников.
  4. В 65 лет все вышестоящие после подполковника звания.

Не стоит путать освобождение от обязательств перед родиной с выходом на пенсию.

Необходимость учета военнообязанных лиц

Организация и ведение учета военнообязанных лиц на предприятиях регламентируется Положением о воинском учете, которое утверждено Постановлением Правительства РФ N 719 в 2006 году.

В каждой организации должно быть назначено лицо, отвечающее за ведение учета.

По правилам при наличии сотрудников, подлежащих такому учету в количестве менее пятисот человек, ответственное лицо назначается в размере одной единицы и может совмещать данный вид деятельности с иными обязанностями. А вот при превышении полутысячи, но при условии, что таких учетных сотрудников не более двух тысяч, необходимо обязательно выделять отдельного работника для систематизации данных. Далее количество ответственных увеличивается на дополнительную единицу с прибавлением каждых последующих трех тысяч сотрудников.

Обязанность работодателей вести строгий учет всех обязанных граждан позволяет получать оперативную информацию о нахождении того или иного гражданина и иметь возможность призвать его на сборы или службу в любое удобное время. Постоянное контролирование документации воинского учета позволяет своевременно выявлять неточности, нарушения, фальсификации. При возникновении мельчайших нюансов или дополнительных вопросах работник направляется в военный комиссариат.

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя весьма обширны при ведении учета своих сотрудников. При приеме нового работника сведения о наличии у него воинских обязательств выясняются в первую очередь.

Затем на основании полученных сведений производятся такие действия:

  1. Заполняется личная карточка нового работника. В ней указываются все личные сведения, которые касаются образования, семьи, места жительства, другие сведения.
  2. При изменениях обстоятельств в личной жизни, образовании, профессии в карточку вносят соответствующую запись.
  3. Карточки военнообязанных хранят отдельно от иных работников.
  4. Уполномоченный работник обязан своевременно оповещать граждан о мобилизационных призывах, необходимости подготовки к очередному посещению комиссариата, разъяснять возникающие вопросы, информировать об ответственности за несоблюдение правил учета.

По отношению к комиссариатам кадровые работники обязаны:

  1. Своевременно уведомлять их о приеме граждан данной категории на работу или об их .
  2. Заявлять об обнаруженных ошибках, несоответствиях, фальсификациях или иных проблемах с военным билетом.
  3. Предоставлять информацию об изменениях личных сведений о сотруднике.

Срок любого информирования – две недели с момента получения соответствующей информации.

Военкоматы могут запрашивать ежегодно также сведения о молодых парнях в возрасте 15, 16 и 17 лет. Такие запросы заполняются в осенние периоды.

Нужен ли военный билет при трудоустройстве

Нужен ли военный билет при трудоустройстве? Ответ можно найти в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечисляет обязательный перечень документов, которые работодатель обязан официально требовать при оформлении нового работника в штат организации. В пункте 5 статьи установлено обязательность предоставления военного билета для всех военнообязанных лиц. Этот пункт обязателен и исключению не подлежит.

Следует понимать, что если мужчина уже достиг 18 лет, то он обязан иметь военный билет на руках. Документ выдается даже в том случае, если гражданин освобожден от воинской службы. В этом случае в документе стоит отметка о соответствующем решении.

Трудоустройство без военного билета возможно для следующих категорий работников:

  1. Женщины.
  2. Несовершеннолетние.
  3. Мужчины, достигшие 50-летнего рубежа. Из данной группы есть исключения, если, например, звание предполагает увеличение возраста.
  4. . Они не могут призываться под флаги РФ, а соответственно их учет не является необходимым.

Отсутствие военного билета может быть заменено справкой временного образца, например, о его утере. Вообще в ТК РФ нет четких указаний об обязательности отказа гражданам, не предъявившим документ.

Ответственность за прием без военного билета

Ответственности за прием на работу гражданина без военного билета в законодательстве не предусмотрено.

Работодатель не может отказать в приеме, опираясь именно на данный аргумент. А вот последствия не уведомления о приеме такого работника действительно существуют.

Как говорилось ранее, все сведения о приеме работников данной категории, должны передаваться в военкоматы в течение двух недель. Если такое условие не соблюдается, то административная ответственность налагается непосредственно на работника, отвечающего за предоставление информации. Штраф может быть назначен в сумме от 300 до 1000 рублей.

При отсутствии военного билета соискатель направляется в военкомат для получения приписного удостоверения. Такой вариант позволит избежать проблем и административной ответственности.

Вам это будет интересно

Актуальность: 2014 г.

Нормативно правовая база.

  • "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
  • В настоящее время осуществление воинского учета у работодателей регламентировано:
    - Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719,
    - Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, подготовленными Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Документы воинского учета, переделяемые при приеме на работу.

На основании ст. 65 ТК РФ одним из документов, предъявляемых при приеме на работу, является документ воинского учета. Работодатель для целей , вправе требовать его от военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 утверждено Положение о воинском учете, в соответствии с п. 28 которого к документам воинского учета, на основании которых ведется воинский учет в организации, относятся:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
  • военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
    Исключение: прием на работу иностранных граждан (п. 1 ст. 15 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). Условие предъявления документов воинского учета распространяется лишь на военнообязанных лиц и лиц, подлежащих призыву на военную службу- имеющих гражданство России.

Действия работодателя, при отсутствии у кандидата на прием на работу документов воинского учета.

При оформлении сотрудников на работу согласно п. 30 Положения, п. 27-31 Методических рекомендаций, ответственный за ведение воинского учета в целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет.

Действия и обязанности работодателя:

  • установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу, на воинском учете;
  • проверить у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у лиц, подлежащих призыву на военную службу, - удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При этом необходимо сверить соответствие указанных документов паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия;
  • при обнаружении в документах воинского учета неоговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета;
  • в случае отсутствия отметки о постановке на воинский учет направить сотрудника, подлежащего постановке на воинский учет, в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, - в орган местного самоуправления;
  • проинформировать военные комиссариаты об отсутствии отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, об обнаруженных в документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

В ситуации, когда потенциальный работник призывного возраста, устраиваясь на работу, не предъявляет документов воинского учета, работодатель может как отказать в приеме, так и принять на работу военнообязанного гражданина, в этом случае у организации появляется обязанность в соответствии со ст. 11 ТК РФ, положениями Методических рекомендаций проинформировать об этом военный комиссариат в течении двух недель, см. п.п. а) п.29 Методических рекомендаций:

Ответственность

Законодательство предоставляет трудовой инспекции широкие контрольно-надзорные полномочия в сфере трудовых отношений. Подробно они описаны в гл. 57 Трудового кодекса РФ.

Трудовые инспекторы имеют право проводить проверки и обследования, запрашивая при этом у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. ст. 356, 357 ТК РФ).

Трудовая инспекция также является органом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Это означает, что при обнаружении каких-либо нарушений в сфере труда инспектор может привлечь работодателя к административной ответственности в установленном законом порядке.

Гострудинспекция проводит как самостоятельные проверки, так и взаимодействует с иными контрольными органами.
Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.

Контроль за ведением предприятиями воинского учета осуществляют военкоматы (п. 33 Положения). Нарушения в области воинского учета подпадают под действие ст. ст. 21.1 - 21.3 и п. 3 ст. 21.4 Кодекса об административных правонарушениях. Дела о них рассматривают военные комиссары (ст. 23.11 КоАП РФ). Руководителю или другому должностному лицу придется заплатить штраф от 300 до 1000 руб. Если в установленный срок предписание об устранении нарушений не будет выполнено, то руководителю грозит штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, организации - штраф от 10 000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

При оформлении трудовых взаимоотношений с лицами мужского пола призывного возраста имеются некоторые особенности, невыполнение которых может привести к привлечению к административной ответственности.

Возраст призывников составляет от 18 до 27 лет. В указанном возрасте мужчины, не пребывающие в запасе, обязаны состоять на воинском учете. Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными.

И военнообязанные, и призывники при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 ТК РФ).

Законодательство РФ установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТКРФ). Федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные требования, несоблюдение которых может служить основанием отказа в приеме на работу (ч.2 ст.64 ТК РФ). В этой же статье приведены отдельные виды необоснованного отказа в заключении трудового договора (дискриминация по национальному, социальному, имущественному признакам и др.).

Отказ в приеме на работу в связи с отсутствием документов, предусмотренных ст.65 ТК РФ (в том числе документа воинского учета - военного билета), является обоснованным, поскольку установленные ТК РФ требования являются обязательными.

На основании изложенного работодатель вправе не принять на работу военнообязанного работника, не имеющего документов воинского учета (военного билета или временного удостоверения для пребывающих в запасе либо удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу). Хотя прямой обязанности отказать в приеме на работу в связи с отсутствием данных документов не установлено, за нарушение требований законодательства о военной обязанности и воинском учете (п.3 ст.21.4 КоАП РФ) и за нарушение требований трудового законодательства (ст.5.27 КоАП РФ) работодатель, заключивший трудовой договор с лицом, не имеющим документа воинского учета, может быть привлечен к административной ответственности.

Работодатель может принять на работу такого сотрудника, при этом соблюдая обязательные уведомительные процедуры, в главе 21. КоАП Рф «Административные правонарушения в области воинского учета» предусмотрена административная ответственность в случае, если работодатель не уведомит Военкомат:


Статья 21.1. Непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет
Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, -

Статья 21.4. Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете
1. Несообщение в установленный срок должностным лицом органа государственной службы медико-социальной экспертизы в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о признании граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, инвалидами -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
3. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

Для гражданина РФ, уклоняющегося от исполнения обязанностей воинского учета, предусмотрены статьи КоАП:


Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания -

Статья 21.7. Умышленные порча или утрата документов воинского учета
Умышленные порча или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Подводя итог выше сказанному, нужно отметить, что ответственность за состояние и ведение воинского учета в организации лежит целиком на работодателе. При этом, ведение воинского учета не ограничивается указанными в данной статье обязанностями.


Ответ: Отсутствие у гражданина, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства. Поэтому организация могла принять на работу гражданина без военного билета, если его деловые качества соответствовали вакантной должности на момент трудоустройства.

При этом работодатель в течение двух недель должен сообщить в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятии такого работника на работу.

За несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу гражданах в установленный срок предусмотрена ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание в виде выговора к данному работнику.

Неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета, если оно является военнообязанным или подлежащим призыву на военную службу.

Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:

А) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;

Б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) — для военнообязанных (п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение)).

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях (п. п. 6, 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее — Закон N 53-ФЗ)):

— проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания (пп. "а" п. 30 Положения);

— информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения).

Сведения о принятых на работу гражданах нужно направлять в военкомат в течение двух недель (п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; пп. "б" п. 32 Положения).

Административная ответственность наступает за несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ). Сумма штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (п. 54 Положения).

Таким образом, руководитель или другое ответственное лицо за военно-учетную работу может быть привлечен к ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятом работнике.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ).

Под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личностных качеств работника (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность его трудоустройства, так как такое нарушение не связано с его деловыми качествами (см., например, Определение Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 14.08.2012 по делу N 33-1999/2012).

Таким образом, прием на работу граждан, у которых отсутствует документ воинского учета при трудоустройстве, представляется возможным.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе выговор (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Под неисполнением или ненадлежащим исполнением по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей понимается нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п. (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Работодатель должен представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей (см. судебную практику: Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 15.01.2013 по делу N 33-13153).

Соответственно, для применения дисциплинарного взыскания работодателю необходимо установить: требования о представлении какого именно документа нарушил работник, связаны ли противоправные действия работника непосредственно с его трудовыми обязанностями, были ли у работника, совершившего нарушение, уважительные причины.

Возможность исполнения работником трудовых обязанностей не поставлена в зависимость от факта представления документов воинского учета.

Требование представить документы воинского учета при трудоустройстве установлено ст. 65 ТК РФ, то есть до заключения трудового договора, трудовые же отношения, а соответственно, и трудовые обязанности работника возникают лишь с момента его заключения (ст. 16 ТК РФ).

Поэтому представление работником документов воинского учета не относится непосредственно к трудовым обязанностям работника.

Таким образом, непредставление работником военного билета уже после трудоустройства не может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок независимо от того, по какой причине он его не представил и не представляет работодателю. Соответственно, работодатель не может применить дисциплинарное взыскание к данному работнику.

Однако напомним, что неисполнение работником обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, является основанием для привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. 21.5 КоАП РФ.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание в виде выговора? Имела ли право организация принять работника без военного билета? Какая за это предусмотрена ответственность?

Я ознакомилась со статьей Как организовать воинский учет персонала - правильно ли я поняла, что отсутствие военного билета (т.е человек не стал на воинский учет)- не является основанием отказать ему в трудоустройстве? А я просто должна сообщить в военкомат о том, что сотрудник не стал на воинский учет? Я когда пошла в военкомат, они утверждают, что Я буду нести ответственность и при проверке у нас будут штрафы.

Ответ

Ответ на вопрос:

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, поступающие на работу, предъявляют работодателю, наряду с другими документами, документы воинского учета.
Однако при этом ничего не говорится о возможности работодателя отказать в заключении трудового договора в случае непредъявления работником каких-либо документов, перечисленных в этой статье.

В соответствии с п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, документами воинского учета являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", п. 9 Положения организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с законодательством РФ, Положением и Методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны РФ.

На организацию-работодателя возложены, в частности, обязанности:
- по проверке у граждан, принимаемых на работу, наличия отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличия и подлинности документов воинского учета, а также подлинности записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличия мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона) (пп. "а" п. 30 Положения);
- по разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету; по осуществлению контроля за их исполнением, а также информирования граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (пп. "в" п. 30 Положения);
- по информированию военных комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения);
- по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и (или) принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. "а" п. 31 Положения).
За неисполнение обязанностей по воинскому учету, в том числе несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, руководитель организации (другое лицо, ответственное за осуществление воинского учета в организации) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.

Из этого следует, что законодательство не ставит возможность заключения трудового договора в зависимость от соблюдения гражданином своих обязанностей по воинскому учету, но возлагает на работодателя обязанность сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат о факте приема на работу сотрудника, у которого отсутствует военный билет.

Такое уведомление составляется в произвольной форме.

Образец:

ООО «Альфа»

В военный комиссариат

_____________________

Доводим до Вашего сведения, что ООО «Альфа» заключило трудовой договор с Ивановым Иваном Ивановичем, _________ г. р., зарегистрированным по адресу: ___________________. Указанный гражданин при приме на работу не представил документ воинского учета, ссылаясь на отсутствие бланков военных билетов в военкомате.

Директор А.С. Львов

Подробности в материалах Системы Кадры:

1.Ответ: Можно ли отказать в приеме на работу соискателю, который не предъявил документы воинского учета

И.И. Шкловец

Нет, нельзя.

Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу (). При их непредъявлении организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника в контексте воинского учета ().

Трудовой кодекс РФ не содержит положений, запрещающих организации принимать на работу граждан без документов воинского учета. Более того, отказав в приеме на работу такому соискателю, организация нарушит его трудовые права (ст. и ТК РФ).

О приеме на работу сотрудника, не предъявившего документы воинского учета, необходимо сообщить в военкомат ( Положения, утвержденного ). Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к ().

Материал из КСС «Система Кадры»
Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru
Дата копирования: 21.04.2016

С уважением и пожеланием комфортной работы, Екатерина Зайцева,

эксперт Системы Кадры


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».

  • Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году

  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!