Конституционный принцип публичного открытого суда. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. Характеристика
3. Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства.
1. Предмет рассмотрения и другие особенности конституционного судопроизводства
Осуществление конституционного контроля специальными судебными органами обусловливает существование адекватного ему, самостоятельного вида судопроизводства. Конфликты в процессе реализации норм конституционного права требуют специфических процессуальных форм разрешения. Судопроизводство в конституционном суде не может не иметь общей родовой основы с другими видами судопроизводства (отсюда общность основных принципов судопроизводства), которая, однако, не исключает, а предполагает существование ряда особенностей, касающихся предмета рассмотрения в конституционном судопроизводстве, его участников, характера проведения в нем экспертизы и др.
Конституционный суд решает вопросы права с позиций конституции как основного закона государства, принципов и норм, содержащихся в ней. В ходе конституционного судопроизводства конституционный суд воздерживается от установления фактических обстоятельств дела, что является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции или других компетентных государственных органов.
Участники конституционного судопроизводства. Исходя из предмета рассмотрения в конституционном судопроизводстве определяется и круг его участников - стороны и их представители, эксперты, свидетели, переводчики.
Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:
а) заявители - органы или лица, объединения граждан, направившие в конституционный суд обращение (запрос, жалобу, иск и т.д.); б) органы, должностные лица и т.д., издавшие акты, конституционность которых подлежит проверке; в) государственные органы, должностные лица, компетенция которых оспаривается либо действия и решения которых проверяются на соответствие конституционным требованиям. Определение стороны в каждом конкретном случае зависит от категории дела, рассматриваемого конституционным судом.
Стороны в конституционном судопроизводстве могут иметь своих представителей, которые действуют от имени стороны в ее отсутствие или совместно с ней в судебном заседании. Различают представителей сторон по должности и по найму (доверенности). Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в конституционный суд, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой депутат (член) парламента из числа обратившихся с запросом в конституционный суд - по их поручению. Представителями сторон по найму (доверенности) могут быть адвокаты или другие лица, указанные в законе, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. В некоторых странах допуск лиц (адвокатов и др.), представляющих интересы сторон, ограничен определенными требованиями - квалификационными, количественными и др.
Сторона-заявитель вправе изменить основание или предмет обращения, отказаться от обращения частично или полностью. Заявитель, как правило, может отозвать обращение на любой стадии рассмотрения дела.
Стороны или их представители обязаны явиться в заседание по вызову конституционного суда, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителей не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Некоторые из участников конституционного судопроизводства, именуемые так же, как в других видах судопроизводства,
играют в процессе иную, чем в судах общей юрисдикции, роль. Так, свидетели в конституционном судопроизводстве призваны. скорее, свидетельствовать не о фактических обстоятельствах дела, а о самой правоприменительной практике, которая может проверяться на конституционность непосредственно или опосредованно (через уяснение смысла закона). Свидетели могут дать сведения о процедуре принятия оспариваемого акта, если он проверяется на конституционность по этому основанию.
По ряду категорий дел, разрешение которых входит в компетенцию конституционного суда, роль свидетелей может быть более существенной и активной (рассмотрение вопросов референдума, выборов, при изучении обстоятельств, послуживших конституционным основанием для импичмента главы государства, и др.).
Свидетелями могут быть лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах дела, необходимость исследования которых отнесена к ведению конституционного суда. Свидетель обязан сообщить конституционному суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и сторон.
Существенно отличается экспертиза в конституционном судопроизводстве от судебной экспертизы в гражданском, арбитражном и уголовном процессах. Экспертиза в конституционном суде проводится, прежде всего, по вопросам права, в то время как в судах общей юрисдикции она проводится с целью использования специальных знаний в различных областях науки, кроме правовой.
Вопросы, по которым эксперт дает заключение, определяются конституционным судом, в частности судьей-докладчиком. Заключение эксперта в письменном виде предоставляется судьям и сторонам. Эксперт вправе с разрешения конституционного суда знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
Выводы эксперта не являются обязательными для конституционного суда, который в их оценке исходит из собственных убеждений, основанных на всестороннем рассмотрении всех обстоятельств дела, руководствуясь исключительно конституцией.
К участникам конституционного судопроизводства относятся и переводчики, обеспечивающие в случае необходимости перевод для участников процесса, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.
Неявка без уважительных причин, отказ выполнять свои обязанности или осуществление заведомо ложного перевода влекут предусмотренную законом юридическую ответственность.
Участники процесса в Конституционном Суде Российской Федерации. Таковыми считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики (статья 52 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Согласно статье 53 названного Закона сторонами в конституционном судопроизводстве являются:
1) заявители - органы или лица, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение;
2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом. Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей, включая представителя по должности.
Конституционный Суд Российской Федерации строго придерживается правил относительно представительства сторон в конституционном судопроизводстве. В частности, не признаются представителями заместители руководителей органов, являющихся стороной в процессе, без соответствующих полномочий, лица, имеющие доверенность на введение дела, но не обладающие ученой степенью по юридической специальности, близкие родственники (дочь, сын) стороны-заявителя без надлежаще оформленной доверенности (в подобных случаях они допускались в качестве свидетелей).
Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации
не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Стороны являются активными участниками конституционного судопроизводства. Практически по любому ходатайству и действию Конституционный Суд выявляет мнение сторон и их п редставителе и.
Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации выступают свидетели и эксперты (статьи 63 и 64 Закона).
При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду Российской Федерации обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами.
В заседание Конституционного Суда Российской Федерации может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом Российской Федерации.
Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений.
Эксперт вправе с разрешения Конституционного Суда Российской Федерации знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда Российской Федерации и сторон.
В качестве экспертов обычно назначаются специалисты-юристы по сложным дискуссионным и новым правовым проблемам, возникающим в условиях перехода к рыночным отношениям (налоговое, таможенное законодательство).
Экспертом в конституционном судопроизводстве может быть лицо, обладающее специальными познаниями в вопросах, не
касающихся проблем права. Так, по "чеченскому делу" в качестве эксперта был привлечен специалист по политической этнографии и общественной (национальной) психологии, сообщивший Конституционному Суду Российской Федерации объективные сведения о менталитете чеченского народа, его национальных чертах, психологии и т.д.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации показала, что для полноты уяснения обстоятельств рассматриваемого дела полезным является заслушивание специалистов, представителей заинтересованных государственных органов, ведомств, не являющихся сторонами по данному делу, которые высказывают свою правовую позицию, сообщают дополнительные сведения, что способствует достижению полноты и объективности подхода в оценке Конституционным Судом обстоятельств дела. Как правило, участие специалистов - представителей заинтересованных государственных органов и ведомств - ограничивается их выступлением в процессе. Таким образом, практика подсказала необходимость расширения круга участников конституционного судопроизводства.
Участниками конституционного судопроизводства являются переводчики, назначаемые Конституционным Судом для обеспечения права участников конституционного судопроизводства пользоваться родным языком. Статья 33 Федерального конституционного закона " О Конституционном Суде Российской Федерации" предусматривает, что участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе.
Переводчик обязан явиться по вызову Конституционного Суда или судьи-докладчика и выполнить полно и точно порученный ему перевод.
2. Принципы конституционного судопроизводства
Принципы конституционного судопроизводства - этоосновные идеи, воплощенные в нормах и институтах судебного конституционного процесса, которые определяют природу, сущ-
Принципы конституционного судопроизводства нормативно закрепляются в конституциях и законах о конституционных судах. К их числу следует отнести независимость судей и конституционного суда, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полноту и всесторонность разбирательства. Указанные принципы совпадают с принципами гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Однако по своему содержанию они отличаются определенными особенностями.
Принципы конституционного судопроизводства налагают особые, повышенные обязанности и обязательства прежде всего на самих судей, на конституционный суд в целом, ибо его решения являются обязательными и обжалованию не подлежат. Действие принципов конституционного судопроизводства для сторон и других участников процесса предоставляет определенные возможности и права, а также обязанности по их соблюдению.
Независимость судей и конституционного суда. Существует прямая и обратная связь между независимостью судей в конституционном судопроизводстве и независимостью конституционного суда. Независимость конституционного суда гарантирует независимость конституционных судей, а независимость судей гарантирует независимость суда в целом как коллегиального органа.
Судьи конституционного суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только конституцией и законом (законами) о конституционном суде, общепризнанными принципами и нормами международного права, собственным правосознанием, личным внутренним убеждением.
Конституционные судьи независимы от внешней среды, от тех, кто их выдвигал в качестве кандидатов на должность судьи, и тех, кто их избирал (назначал), независимы от председателя и других должностных лиц конституционного суда.
Конституционные судьи должны быть внутренне независимы. Их аргументация, голосование "за" или "против" должны выражать соответствующую конституции правовую позицию, свободную от политических пристрастий, от всякой конъюнктуры и привходящих обстоятельств. Такая позиция предопределя
ется компетентностью судьи, его профессионализмом, а также личными качествами, позволяющими противостоять какому-либо открытому или скрытому на него воздействию.
Принцип независимости судей Конституционного Суда Российской федерации. Этот принцип закреплен в статье 29 и косвенно - в ряде других статей Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных и общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
Коллегиальность. Конституционный суд есть коллегиальный орган и принятие им решений происходит коллегиально. Организационные формы коллегиального разрешения дел в конституционном судопроизводстве могут быть различны (пленарные заседания суда, заседания коллегий - сенатов, палат, секций). На определенных этапах конституционного судопроизводства, в частности при первичном рассмотрении обращений заявителей, количественный состав коллегий (секций, групп) может быть небольшим, однако в случае расхождения судей во мнениях решение вопроса передается на рассмотрение более крупного
структурного подразделения или даже на пленарное заседание, в котором участвуют все члены конституционного суда.
Коллегиальность в Конституционном Суде Российской Федерации. Принцип коллегиальности закреплен в статье 30 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". В ряде других его статей также содержатся положения, раскрывающие условия и механизм реализации принципа коллегиальности в конституционном судопроизводстве. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа- судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", определяет, какие действия Председатель Конституционного Суда может совершать самостоятельно, а какие - лишь по решению Конституционного Суда и от его имени.
Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях конституционных судов проводится открыто (в том числе при отсутствии устного разбирательства в ряде конституционных судов).
Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Конституционный суд назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
На закрытом заседании присутствуют судьи конституционного суда, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников аппарата конституционного суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.
Закон о Конституционном Суде Армении предусматривает, что по соображениям защиты общественной нравственности, общественного строя, государственной безопасности, личной жизни сторон или в интересах рассмотрения дела участие пред
ставителей средств массовой информации и общественных представителей в заседаниях либо в их части может быть запрещено по решению Конституционного Суда большинством голосов от общего числа его членов.
Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.
Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
В некоторых странах существует практика закрытого рассмотрения дел определенной категории на основе представленных документов, без заслушивания сторон и других участников процессов. Иными словами, ограничение гласности зависит и от того, в какой мере действует принцип устности конституционного судопроизводства.
Гласность в Конституционном Суде Российской Федерации. Принцип гласности закреплен в статье 31 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". В ряде его статей также содержатся положения, раскрывающие реализацию принципа гласности в конституционном судопроизводстве (исключая проведение организационных, рабочих совещаний Конституционного Суда Российской Федерации, а также заседаний по предварительному рассмотрению обращений и решению вопроса о принятии их к производству). Повестка дня заседаний Конституционного Суда объявляется заранее, в том числе в средствах массовой информации.
Согласно статье 31 Закона рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в предусмотренных Законом случаях. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Устность разбирательства. В ряде государств судопроизводство в конституционных судах ведется в письменной форме (Бельгия, Венгрия, Испания, Корея и др.).
Процедура рассмотрения дел в Арбитражном Суде Бельгии осуществляется в основном в письменной форме. Если на предварительном этапе обращение в Суд принимается, то об этом сообщает "Monitor Beige". Суд направляет сторонам специальные извещения. Письменное изложение позиций каждой из сторон и необходимые документы должны быть направлены в Суд в течение 45 дней. Третьи стороны, интересы которых затрагиваются при рассмотрении объявленного конкретного дела, также могут представить изложение своей позиции. Сторонам, напра-
вившим письменное изложение своей позиции, даются еще 30 дней на письменный ответ на аргументы других сторон. Стороны имеют доступ ко всем документам по делу и к протоколам рассмотрения дела. Суд обладает правом начать собственное расследование обстоятельств дела с целью получения дополнительной информации. Черновой вариант решения Суда составляется на французском, фламандском, а часто и на немецком языках. Совещание судей является закрытым, особые мнения судей не разглашаются, решение принимается большинством голосов. Если при рассмотрении дела полным составом Суда голоса делятся поровну, голос председательствующего является решающим. Решение публикуется на всех трех языках в "Monitor Beige", а также отдельным изданием.
В Арбитражном Суде Бельгии могут проводиться и открытые слушания, на которых судья-докладчик комментирует суть дела и затрагиваемые положения законов. Второй судья-докладчик, представляющий другую лингвистическую группу, может подготовить дополнительный доклад. Стороны, представившие письменное изложение своих позиций, могут выступать на слушани-. ях как лично, так и через своих адвокатов.
Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Республики Корея происходит как в письменной форме, так и устно. Дела о проверке конституционности законов и конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав рассматриваются, как правило, только путем исследования документов. При необходимости Суд может заслушать заявления сторон, заинтересованных лиц, свидетелей. Дела об отрешении от должности высших должностных лиц, о роспуске политических партий и споры о компетенции рассматриваются в письменной форме (путем исследования документов) и в устном разбирательстве.
Устность разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в статье 32 закрепляет принцип устности судебного разбирательства: разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон. показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены
для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
С предложением, поступившим в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, исключить из статьи 32 часть вторую, разрешающую не оглашать в заседании Суда документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу, вряд ли можно согласиться. Это положение Закона имеет целью несколько упростить и ускорить рассмотрение дел с учетом того, что всем участникам процесса содержание таких документов известно и без оглашения. При этом следует учитывать, что документами по смыслу данного Закона являются документы, представленные сторонами, и документы Суда, но ни в коем случае не подготовительные материалы по делу, разрабатываемые в аппарате Суда.
Язык конституционного судопроизводства. Производство в конституционных судах ведется на государственном языке (на государственных языках). Участникам процесса, не владеющим государственным языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Услуги переводчика предоставляются конституционными судами и оплачиваются в установленном законом порядке.
В Республике Молдова конституционное судопроизводство осуществляется на молдавском языке. Лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство, гарантируется право пользоваться услугами переводчика. Документы конституционного судопроизводства представляются в Конституционный Суд и вручаются сторонам и в соответствии с решением Конституционного Суда другим лицам в порядке, установленном законом о функционировании языков на территории Республики Молдова.
Решения конституционных судов провозглашаются и официально публикуются также на государственном языке (на государственных языках).
Язык судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации. Согласно статье 33 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим государственным языком, обеспечивается право давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Официальная публикация решений Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется на русском языке, в субъектах Российской Федерации решения федерального Конституционного Суда могут быть опубликованы на государственных языках республик-субъектов Российской Федерации.
Непрерывность судебного заседания. Этот принцип конституционного судопроизводства обеспечивает объективность рассмотрения дела. Однако действие этого принципа не исключает возможность объявления перерыва в заседании либо отложения рассмотрения дела. Реализация принципа непрерывности зависит от организационных форм осуществления конституционного судопроизводства. Так, конституционный суд до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, не может рассматривать в пленуме другие дела. Однако палаты конституционного суда могут проводить свои заседания одновременно с разрешением дела в пленарном заседании.
Непрерывность судебного заседания в Конституционном Суде Российской Федерации. В соответствии со статьей 34 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Конституционный Суд до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные Федеральным конституционным законом к компетенции палаты.
До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях конституционных судов.
Сторона-заявитель самостоятельно представляет доказательства, на которых основано обращение. В равной мере сторона-ответчик может реагировать на представленные доказательства, давать им оценку и т.п. Стороны вправе пользоваться услугами адвокатов.
Стороны в заседаниях Конституционного Суда Республики Корея всегда представлены своими адвокатами. В случае, если
стороной является орган государственной власти, ее представителем выступает министр юстиции.
Состязательность и равноправие сторон в Конституционном Суде Российской Федерации. Принцип состязательности и равноправия сторон закреплен в статье 35 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно части третьей статьи 53 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федера-1даи" стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами Дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим Здастникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение другой сто-Йоны письменные отзывы, которые подлежат приобщению к ритериалам дела.
^(Рассмотренные принципы конституционного судопроизвод-|Ьва нашли непосредственное закрепление в Федеральном кон-црпуционном законе "О Конституционном Суде Российской ||^едерации". Полагаем, что существуют и принципы, которые |влтекают из природы судебного конституционного процесса, Цкугя текстуально они не получили законодательного закрепления. К ним можно отнести принцип полноты и всесторонности разбирательства, а также принцип процессуальной экономии. р,. Полнота и всесторонность разбирательства. Подготовка к разбирательству и само разбирательство направлены на полноту и ЦЮесторонность рассмотрения дела, определяемого компетенцией Цйонституционного суда. Полнота и всесторонность изучения ма-рериалов дела обеспечивают объективность итогового решения. р Все принципы конституционного судопроизводства направлены на обеспечение полноты и всесторонности разбирательст-||а, на вынесение объективного решения в полном соответствии ic требованиями конституции и закона (законов) о конституци-<Вном правосудии. Принцип состязательности в конституцион-Вом судопроизводстве не означает исключения какой-либо ини-ЗДитивы конституционного суда и судей по реализации принци-Иа полноты и всесторонности разбирательства дела.
Принцип процессуальной экономии допускает соединение дел в дном производстве по обоашениям, касающимся одного и того
же предмета (например, статья 48 закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), ориентирует на разбирательство в разумные сроки, не допуская волокиты, на что нацеливает Европейская Конвенция о защите основных прав и свобод, подписать и ратифицировать которую обязалась в течение года Российская Федерация со дня ее приема в Совет Европы.
3. Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства
Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства зависят, прежде всего, от структуры конституционного суда: действует ли он в качестве единой судебной коллегии либо наряду с этим - и в качестве специальных коллегий (палат, советов, секций и др.), т.е. рассматривает ли он дела в пленарных заседаниях или заседаниях коллегий. При этом юридическая сила решений конституционного суда, принятых в коллегиях и в пленарном заседании, одинакова.
Однако в компетенции пленума конституционного.суда и его коллегий, в их организации и проведении есть различия. К примеру, в пленарном заседании председательствует, как правило, председатель конституционного суда либо его заместитель (при отсутствии или по поручению председателя), в коллегиях при отсутствии должности председателя коллегии председательствуют заместители председателя или судьи, входящие в состав коллегии, в порядке, определяемом самой коллегией.
Пленарные заседания конституционного суда созываются председателем конституционного суда, а заседания коллегий - председательствующим в коллегии*.
1 Более подробно об этом см. тему 6.
Стадии конституционного
судопроизводства
и общие правила рассмотрения
дел в конституционном суде
Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в РФ, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства, сформулированные в 4 гл. Закона о КС.
Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде.
Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений осуществляется КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. В пленарных заседаниях КС правомочен принимать решения при наличии не менее 2/3 от общего числа судей, а в заседаниях палаты - не менее 3/4 ее состава.
Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о КС. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях КС Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы.
Непрерывность судебного заседания. Заседания КС по каждому делу происходит непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания КС не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же правило действует и в отношении дел, рассматриваемых палатой.
Состязательность и равноправие сторон - стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях КС.
Обращение в КС. В Законе установлены поводы и основания к рассмотрению дел в суде. Поводом к рассмотрению дела является обращение в КС в форме запроса, ходатайства, жалобы, отвечающее требованиям Закона. К числу таких требований относятся: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и др.
«Соответствие законов Конституции, неопределенность в понимании Конституции, выдвижение ГД обвинения президента и т.д.»
Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке секретариатом КС. В случаях, если обращение: явно не подведомственно КС; по форме не отвечает требованиям закона; исходит от ненадлежащего органа или лица - секретариат уведомляет заявителя о несоответствии обращения требованиям закона. После устранения недостатков заявитель вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд.
Общие правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем КС, а заседаний палат - председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палат принимается КС в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.
Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. КС может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.
Судья-докладчик назначается КС для подготовки дела к слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении о месте и времени заседания и др.
Сторонами являются: заявители - органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Стороны равны. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием.
Решения КС. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается КС в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. В ходе этого совещания судья вправе излагать свою позицию, просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Лица, присутствующие на закрытом совещании, не вправе разглашать инфу.
Решения КС могут быть приняты как в пленарном заседании, так и в заседаниях палаты в виде постановления, заключения и определения – ПОДРОБНО НИЖЕ.
148. Решения КС РФ: виды, порядок принятия, юридическая сила.
Правовой акт, принятый КС РФ или его палатой на основе рассмотренного им вопроса, имеющего конституционное значение. Р.КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа (19) судей. Судья КС РФ имеет право на опубликование своего особого мнения, которое приобщается к материалам дела. Р.КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. В определении КС РФ от 13 января 2000 г. отмечается, что статус КС не предполагает обжалование принимаемых им решений. В то же время ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 73) предусматривает корректировку правовых позиций, формулируемых Судом при осуществлении им конституционного судопроизводства. Так, выраженная ранее одной из палат Суда правовая позиция может быть изменена в последующем в пленарном заседании КС. Поводом для этого может послужить обращение в КС любого из управомоченных на это субъектов, инициатива самих судей, жалоба гр-на.
ФКЗ "О КС РФ" (ст. 80) предусмотрены специальные юридические механизмы обеспечения обязательности Р.КС РФ о приведении в соответствие с Конституцией РФ закона (иного нормативного акта), признанного неконституционным. Из факта вынесения такого Р.КС РФ вытекает обязанность соответствующих органов государства устранить пробел в правовом регулировании. В этой связи после опубликования Р.КС РФ: Правительство РФ обязывается не позднее 3 мес. внести в ГД проект нового ФКЗ, ФЗ либо законопроект о внесении изменений и дополнений в признанный неконституционным закон; Президент РФ, Правительство РФ обязаны не позднее 2 мес. после опубликования Р.КС РФ отменить принятые ими НА, признанные неконституционными; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан внести необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменить принятый им закон, либо изменить его.
Решения КС в зависимости от их специфики могут быть трех видов: постановление - итоговое решение по вопросам о разрешении компетенции, соответствия Конституции РФ, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, а также толкования Конституции РФ; заключение - итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; все иные Р.КС РФ именуются определениями. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается КС в закрытом совещании, в котором участвуют только судьи. Постановления и заключения КС РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Постановления и заключения КС РФ не позднее чем в течение 2 недель со дня подписания направляются Президенту РФ, палате ФС, Уполномоченному по правам человека РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральному прокурору РФ, Министру юстиции. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием того же акта.
В случае если признание нормативного акта неконституционным создает пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ. Решения КС РФ публикуются в "Вестнике КС РФ", "Собрании законодательства РФ" и "Парламентской газете". Решение КС РФ, согласно ст. 83 ФКЗ "О КС РФ", м.б. официально разъяснено только самим КС РФ в пленарном заседании или на заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд, других органов и лиц, которым оно направлено.
1.Конституционные принципы российского судопроизводства
Согласно Федеральному Конституционному закону «О Конституционном суде Российской Федерации», к принципам судопроизводства относятся:
Независимость судей
Коллегиальность
Гласность судопроизводства
Устность разбирательства
Состязательность и равноправие сторон
Язык судопроизводства- русский.
2. Прямое применение Конституции Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В случае противоречия норм любого отраслевого закона Конституции действует последняя. Нельзя заранее исключить возможность прямого применения норм Конституции при регулировании уголовно-процессуальных отношений. Трудно просчитать, как "поведет себя" отраслевая норма при соприкосновении с фактическими общественными отношениями (крайне многообразными), которые могут возникнуть в отношениях между судом, прокурорами, следователями, дознавателями, а главное - в их отношениях с гражданами, вовлеченными в сферу уголовного судопроизводства. Поэтому обращение к нормам Конституции может стать неизбежным и поможет в сложившейся ситуации найти оптимальное правовое решение.
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:
А) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
Б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
В) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
Г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
3. Право граждан на судебную защиту: вопросы теории и практики.
Согласно ст. 2 Конституции РФ:
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Согласно ст. 6 Римской Конвенции «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД»:
1. Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.
2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.
3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:
А) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;
Б) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;
В) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;
В) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;
Г) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.
Согласно Конституции РФ, Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, или третейский суд (далее - суд).
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
С появлением конституционных (уставных) судов субъектов РФ граждане и юридические лица получили дополнительную гарантию в защите своих прав и свобод.Поскольку в результате решений конституционного (уставного) суда получают судебную, и притом весьма оперативную, защиту своих конституционных прав не только лицо или лица, обратившиеся с жалобой, но и другие граждане, права которых нарушались или могли быть нарушены нормативным правовым актом, рассматриваемым судом, именно конституционные (уставные) суды являются наиболее эффективным средством защиты прав человека и гражданина.
Кроме того, правовые позиции конституционных (уставных) судов содержат ориентиры для законопроектной и другой правотворческой деятельности законодательных, исполнительных органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Принципы и общие правила конституционного судопроизводства»
Введение
Конституционные суды – это институт, органичный для правового государства, где есть разделение властей и четко выражено стремление жить по закону. Их появление трудно представить в странах с тоталитарным режимом правления. В прошлом они просто не вписывались в политические системы, которые не проводили четкого и в полном объеме разграничения представительной, исполнительной и судебной властей, да еще при руководящей роли одной партии. Ориентация в современных условиях на общедемократические правовые ценности открыла перспективу появления конституционных судов и в России.
Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать Конституцию, закон, права граждан.
Образование конституционных судов как особых судебных органов конституционного контроля – свидетельство того, что происходит правовое обогащение общества. Они, несомненно, усиливают судебную власть.
Одновременно граждане и юридические лица получают дополнительную гарантию в защите своих прав. Создается важная предпосылка укрепления конституционных основ российской государственности, превращения конституции в действующее право.
Проверка конституционности законов – дело сложное и тонкое, требующее от судей высокой квалификации, и не случайно, что Конституция отнесла эту функцию к компетенции специализированного органа, действующего строго коллегиально.
Принципами деятельности Конституционного суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, полнота и всесторонность разбирательства.
1. Понятие и принципы конституционного судопроизводства
Общие принципы конституционного судопроизводства в целом совпадают с общими конституционными принципами любого судопроизводства. Это прежде всего независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.
1. Независимость. Согласно первому из принципов, судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
В свой деятельности судьи Конституционного Суда выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий:, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Решения и другие акты Конституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.
2. Коллегиальность. В соответствии с указанным принципом рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально.
Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседания палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом. В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздерживаться при голосовании или уклониться от голосования.
3. Гласность. Этот принцип как один из общих принципов судопроизводства. Применительно к федеральному конституционному судопроизводству он означает, что рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто.
Присутствующие на открытом заседании имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и теле-трансляция заседания допускаются с разрешения Конституционного Суда.
Конституционный Суд Российской Федерации назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда Российской Федерации, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим по согласованию с судьями.
Дела в закрытых заседаниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.
Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
5. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, к компетенции палаты.
До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании
Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
6. Состязательность и равноправие сторон. Смысл этого принципа состоит в том, что стороны должны пользоваться равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда Российской Федерации.
Положение о равноправии сторон конкретизируется, в соответствии с которой стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.
7. Язык конституционного судопроизводства. Производство в конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.
Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Принципы гражданского процессуального права распадаются на две большие группы – принципы организации правосудия (судоустройственные):
– осуществление правосудия только судом;
– сочетание единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел;
– независимость судей и подчинение их только закону;
– равенство граждан перед законом и судом;
– гласность судебного разбирательства;
– национальный язык судопроизводства.
Принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (функциональные)
– законность;
– диспозитивность, состязательность:
– объективная (судебная) истина;
– процессуальное равноправие сторон;
– устность, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства.
Все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Принципы конституционного судопроизводства - обладающие нормативной обобщенностью основные руководящие идеи, которые предопределяют содержание отраслевых норм, носят уни- версальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все отношения в области конституционного судопроизводства. Классификация принципов: По содержанию: а) общие - оказывают воздействие на все институты отрасли; б) специальные - характерны только для отдельных институтов отрасли. По форме: а) конституционные - закрепленные в Конституции РФ (принцип состязательности, принцип равноправия сторон, принцип гласности - ч. 1, 2 ст. 123); б) законодательные - закрепленные в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (коллегиальность. устность, непрерывность - ст. 30, 32, 34); в) конституционно-судебные - сформулированные Конституционным Судом РФ в своих решениях (). По роли в осуществлении правосудия (Л.В. Лазарев, В. А. Кряжков): а) организационные (коллегиальность, независимость); б) функциональные (состязательность, равноправие сторон). Принципы конституционного судопроизводства во многом идентичны принципам общего правосудия, это в большей мере относится к перечню принципов, в меньшей мере к содержанию принципов (Ж.И. Овсепян). 1. Принцип законности Не поименованный в законе принцип. Связано это, прежде всего с тем, что Конституционный Суд РФ разрешает дела на соответствие Конституции РФ. Между тем, законность в данном случае означает необходимость подчинения Суда нормам ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», как источника процессуальных норм, которым обязан следовать Суд в своей деятельности. 2. Принцип гласности Гласность в российском праве понимается в целом как правовой _режим и означает - порядок регулирования общественных отношений в области информации, направленный создание информационной открытости в деятельности органов публичной власти, организаций и недопущения информационного вторжения в частную жизнь индивида. В области информации о деятельности органов государственной власти, в том числе Конституционного Суда РФ действует принцип информационной доступности - максимальный доступ к сведениям о деятельности органов власти. Гласность как принцип конституционного судопроизводства - это установленный порядок рассмотрения дел в случаях, при которых судебные заседания проводятся открыто с предоставлением реальной и равной возможности гражданам присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом судопроизводства и при желании вести необходимые записи; представителям средств массовой информации (пресса, радио, телевидение) - фиксировать все происходящее в судебном заседании для более широкого обнародования содержания и результатов процесса / И. Л. Петрухин /. Обеспечение гласности достигается за счет (Л.В. Лазарев, В.А. Кряжков): а) помещение объявлений о судебных заседаниях в доступных для граждан местах занимаемого Судом здания, в СМИ; б) оповещение представителей государственных органов и общественных организаций, печати, радио и телевидения, должностных лиц и граждан о реестре обращений, принятых Судом к рассмотрению (§ 26 Регламента Конституционного Суда РФ); в) рассылка принятых решений судьям, сторонам, Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ; Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ; г) опубликование решений и особых мнений судей в официальных изданиях (в официальных изданиях органов государственной власти, которых касается принятое решение; в Вестнике Конституционного Суда РФ). В соответствии с ст. 6 Федерального закона от 13.01.95 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» государственные СМИ обязаны включать в информационные программы сообщения о решениях и действиях Конституционного Суда РФ. Ограничение гласности: а) кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседаний допускаются с разрешения Конституционного Суда РФ; б) допускается закрытое заседание, хотя в строго ограниченных случаях, (когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной, профессиональной или коммерческой тайны; при необходимости охраны тайны личной или семейной жизни; по делам, связанным с усыновлением; в целях обеспечения безопасности граждан; по другим делам в целях защиты общественной нравственности; при рассмотрении вопросов неприкосновенности судей Конституционного Суда РФ, приостановлении их полномочий, при отстранении судьи от участия в деле и по другим вопросам); в) в здание Суда невозможно пройти без паспорта и пропуска, который выписывается по поручению судьи и некоторых сотрудников аппарата Суда. В закрытом заседании принимают участие судьи, стороны и их представители. Принятые в открытых или закрытых заседания решения оглашаются в любом случае публично. 3. Принцип независимости Независимость обеспечивается путем установления следующих требований и гарантий: судьи при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и настоящим федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ»; судьи выступают в личном качестве и не представляют, каких бы то ни было других лиц или организаций; акты Суда должны выражать соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий; судьи принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Судом; какое бы то ни было вмешательство в деятельность Суда, не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность. конституционности акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей (п. 4 ст. 72 ФКЗ). В таком же порядке принимается решение о прекращении полномочий судьи (п. 5 ст. 18 ФКЗ). 5. Принцип состязательности и равноправия сторон Принцип состязательности применительно к конституционному судопроизводству означает: а) судебное разбирательство инициируется не судом, а определенными субъектами (сторонами); б) в процессе, как правило, имеются стороны с противоположными требованиями к Суду. В этой связи, возможно, говорить о состязании сторон в процессе; в) стороны вправе привлекать в процессе для отстаивания своей позиции представителей (профессиональных адвокатов); г) стороны дают объяснения Суду, которые выслушиваются в полном объеме; д) равные процессуальные права и обязанности сторон. Ограничением состязательности в конституционном судопроизводстве можно увидеть в особой роли Конституционного Суда РФ, который не связан доводами сторон при принятии решения. В делах о толковании Конституции РФ состязательность отсутствует вообще. Введенная самим Конституционным Судом РФ практика принятия «определений с позитивным содержанием», которые принимаются без заслушивания сторон и оглашения документов, лишает стороны возможности изложить перед Судом свою позицию и аргументы и влечет нарушение принципа состязательности (обоснование этого мнения содержится в Особом мнении судьи В.О. Лучина по определению КС РФ от 27.06.00 г. № 92-О). Принцип равноправия сторон вытекает из более общего, конституционного принципа, принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Равноправие сторон означает равный объем прав и обязанностей у сторон конституционного судебного процесса. При этом В.М. Семенов добавляет, что раскрытием этого принципа является также обязанность Суда оказывать равную процессуальную помощь сторонам. В противном случае можно будет констати-ровать дискриминацию сторон Судом. «одной из необходимых гарантий судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно предоставляемая сторонам реальная возможность довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда непосредственно перед удалением его в совещательную комнату для вынесения решения. Только при этом условии полностью реализуется в судебном заседании право на судебную защиту, которое согласно Конституции РФ не может быть ограничено». абз. 3 п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 15.01.99 г. № 1-П. 6. Принцип устности судебного разбирательства 1) Разбирательство в заседаниях Суда происходит устно. 2) Объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей даются устно в ходе рассмотрения дел Судом, имеющиеся в деле документы подлежат оглашению. 3) В заседании Суда могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу. Нарушением принципа устности судебного разбирательства можно признать практику Суда выносить так называемые «определения с позитивным содержанием». Такие определения принимаются без заслушивания сторон и их представителей, показаний экспертов и свидетелей, оглашения имеющихся документов. Между тем, такие акты Суда содержат вывод о подтверждении неконституционности тех или иных правовых актов. Например, ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 27 июня 2000 г. N 92-О по делу конституциях ряда республик Конституционным Судом РФ вынесено 1238 решений об отказе в принятии обращений граждан и государственных органов к рассмотрению по различным основаниям, в том числе 329 определений с положительным содержанием (в 1997 году - 20, 1998 - 51, 1999 - 80, 2000 - 120, 2001 - 58), в которых, в частности, подтверждаются или развиваются правовые позиции, изложенные ранее в решениях Конституционного Суда РФ. Управление судебных заседаний Конституционного Суда РФ ("Российская юстиция", 2001, N 10) "Деятельность Конституционного Суда РФ в цифрах (ноябрь 1991 г. - июль 2001 г.)" 7. Принцип языка судопроизводства 1) Производство в Суде ведется на государственном языке Российской Федерации - русском языке. 2) Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Переводчик обеспечивается Судом. Судья не может быть переводчиком. Если сторона процесса не согласна с переводчиком, предложенным Судом, она может пригласить своего переводчика. 8. Принцип тайны совещания судей 1) Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. 2) В совещании участвуют только судьи, рассматривающие данное дело. 3) В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. 4) Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. 9. Принцип непрерывности судебного разбирательства 1) Заседание Суда по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Заседание проходит, как правило, по следующему графику: 10 ч. начало заседания; 12-12.30 ч. перерыв; 12.30-14 ч. продолжение заседания; 14-15 ч. обеденный перерыв; 15-18 ч. продолжение заседания. 2) До принятия решения по делу или до отложения его слушания Суд или палата Суда не могут рассматривать другие дела. Отложение рассмотрения дела возможно в случае, если Суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. Самым продолжительным заседание Суда было заседание по «делу КПСС» - 51 день. Перерыв в этом заседании длился с 13 августа по 15 сентября 1992 года. Также в науке выделяются ряд других, свойственных традиционным видам судопроиз- водств (гражданскому и уголовному). К их числу можно отнести: принцип полноты, всесторонности и объективности судебного разбирательства; принцип непосредственности в исследовании доказательств; принцип диспозитивности; принцип процессуальной экономии; принцип установления объективной истины (С.Э. Несмеянова, Н.В. Витрук).