Инструктаж водителей в зимний период. Инструкции по безопасности дорожного движения (бдд). VIII. Черепно-мозговые травмы

Открытый урок по русскому языку

в 6 классе

Тема «Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение»

Что должны знать - о наклонениях глагола, об изменении глаголов изъявительного наклонения.

Что должны узнать - различать наклонения глаголов.

ХОД УРОКА.

    Оргмомент.

    Выявление и усвоение знаний учащихся.

    Фронтальный опрос.

Какую большую тему изучаем?

Что знаем о глаголе?

Что знаем о спряжении глаголов?

Чем интересны разноспрягаемые глаголы? Назовите их.

(хотеть, бежать, есть, дать)

Что знаем о переходных и непереходных глаголах?

    Закрепим то, что знаем о глаголах.

ДОСКА! а) 2 ученика на доске записывают в соответствующие колонки переходные и непереходные глаголы. (проверка домашнего задания).

Карточка № 1 прилагается.

б) 1 ученик записывает на доске по карточке видовые пары к следующим глаголам:

Зами ра ть - заме реть

Ка са ться - ко снуться

Отпи ра ть - отпе реть

Рассти ла ть - рассте лить

Зати ра ть - зате реть

Чем отличаются глаголы, входящие в видовые пары?

(гласной в корне слова)

А что это за гласная?

(чередующаяся)

Выдели корни и объясни выбор гласной в них.

в) Проверка работающих над переходными и непереходными глаголами. ДОСКА!

Как доказать, что в первой колонке переходные глаголы?

(могут сочетаться с существительными, местоимениями числительными в винительном падеже без предлога)

Образуйте с ними словосочетания.

    Неправильное употребление видов глагола может повлечь за собой появление речевых ошибок. Это случилось с автором небольшого рассказа про Кота и Пса. Не найти им дорогу из леса домой, пока мы ошибки не исправим.

Карточка № 2 (прилагается к конспекту урока)

Читаю текст.

Сделаем это самостоятельно в тетрадях.

Чтение текста после исправления.

ФИЗПАУЗА.

    Новый материал.

Послушаем стихи поэтессы Людмилы Татьяничевой.

Он энергичен, многолик,

Он действовать привык.

Необходим он – вот в чем соль !

(Особый вес, острота)

Я говорю ему: глаголь!

Глагол – существительное,

Глаголь – глагол!

Означает – говори.

Глаголать – говорить (устаревшее).

А пословицу назовете, где это слово есть?

(Устами младенца глаголет истина ). Синоним правда.

    У нас в гостях далеко не младенцы, но их устами сейчас будет «глаголать» истина, тем более, что они подданные его Величества Глагола – это его наклонения.

Но у нас не зрительный зал, а научная аудитория, поэтому вам предстоит послушать подданных и сделать выводы о том, что обозначают глаголы 3-хнаклонений в нашем языке.

МОНОЛОГИ НАКЛОНЕНИЙ .

Повелительное, изъявительное, условное.

    Спасибо посланникам. А теперь попробуем их замысловатые речи положить на научную основу.

А) Глаголы какого наклонения обозначают действие, которое происходило, произойдет или происходит? (изъявительное)

Б) Какое наклонение указывает на действие, которое может совершиться при определенном условии? (условное)

В) Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное)

    УЧЕБНИК поможет нам ближе познакомиться с изъявительными наклонениями.

Стр. 175, пар. 82 учебника.

    Запишем словосочетания, определим формы глагола по образцу.

Падает (I спр, изъяв. Накл., наст. Время, 3 л.,ед. число)

Медленно; стелется по земле; вынесем санки; вспоминаем прогулку.

Еще раз увидели, что глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

    Упр. 458 с учителем.

    Упр. 459 самостоятельно.

    ИТОГ УРОКА.

    Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Вьюжный февраль». Указать время глаголов.

В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным. Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью. Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать ), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю, сделал – сделаю, нашёл – найду ). В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу ).

Второй тип – условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится. ) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей ). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам. (Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы) .

Третий тип – повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс. (Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм! )

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий. Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте. (Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо. )

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге. В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне. Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу .)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда. ) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему! )

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку. )

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть . Помог бы ты своему другу в беде .)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/naklonenie-glagola


Укажите переходные глаголы

Списать предл..жение, изл..гать мысли, подчеркнуть су(ф,фф)икс, сделать сл..жение цифр, прик..саться к печке, зап..реть квартиру, ра(с,сс)т..лать скатерть, к..снуться вопроса, не увидел ошибки, заг..раем на пляже, заг..релась з..рница, распол..гать временем.


Наклонение глагола

изъявительное

повелительное

(действие реальное, есть формы времени): знаю, знал, буду знать

(просьба, приказ): а) отрежь

б)расскажите

условное

(действие возможное): знал бы


Я – изъявительное наклонение. Я живу с вами в повседневной жизни. Обозначаю действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Я говорю, говорил, буду говорить или скажу.


Заполните таблицу, выписав из стихотворения глаголы и образовав три времени.

Начальная форма

читал

Настоящее время

Будущее время

читаешь

прочитаем

Шуметь, бурлить, кипеть,

Играть, работать и мечтать,

Шить, жить, свистеть и петь.


Найдите глаголы изъявительного

наклонения

Бушу..т море. Стремительно мча(т, ть)ся тучи. В их разрывах проглядывал..т луна. Лунный свет пронизывал напоенный влагой воздух. Блестит и переливае(т, ть)ся серебром вода на пр..брежных камнях. И скоро выр..стут из тёмной глубины моря таинстве(н, нн)ые силуэты скал.


Выберите в предложениях глаголы изъявительного наклонения будущего времени.

1. В бочке с дождевой водой у крыльца поселилась лягушка.

2. Ласточки летают над самой землей.

3. О том, что зима не за горами, расскажет первый осенний иней. Он густо опустится на ступеньки крыльца, на крышу дома, пока в туманном дыму октябрьского утра не покажется солнце.

4. В серой пелене тонут стволы деревьев, расплываются полевые и озерные дали.


Выберите глаголы в изъявительном наклонении.

1. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу

2. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари.

3. Гори, звезда, моя не падай. Роняй холодные лучи.

4. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

5. И мне в окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы.

6. Я не хотел бы стать грозой, в ней слишком – слишком много грома. Я б лучше сделался росой, ей счастье тихое знакомо.

Конспект урока «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».

Цели урока: — дать понятие о новом морфологическом признаке глагола – наклонение. Подробно изучить изъявительное наклонение глагола, вспомнить день космонавтики;

— развить память, мышление, правильную и богатую речь;

— воспитать интерес к русскому языку, патриотизм.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Повторение.

    Синтаксическая пятиминутка.

Дайте характеристику предложениям:

Простое:

    По цели высказывания

    По интонации

    По наличию второстепенных членов предложения.

Сложное:

    По цели высказывания

    По интонации

    Союзное или бессоюзное

    Сложносочиненное или сложноподчиненное (если союзное).

Дайте характеристику всем предложениям:

1. Кипрей – очень тёплый цветок.

2. Вокруг кипрея стоит теплый воздух, потому что он выделяет из себя теплоту.

4. Кто первым из людей полетел в космос?

5. «Поехали!» – сказал Юрий Гагарин.

6.3 апреля 1966 года у Луны появился первый искусственный спутник, его доставили нашей ракетой.

2. Словарная работа.

Рач и тельный, -ая, -ое; -лен, -льна. Старательный, усердный в исполнении чего-н., разумно бережливый. Рачительный хозяин.

Космодр о м, -а, м . Комплекс сооружений и технических средств для запуска космических кораблей, искусственных спутников Земли и других космических аппаратов.

Конв е йер, -а, м. Машина для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых или штучных грузов. Работать на конвейере.

3.Перфокарты (правописание личных окончаний глагола).

— Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием ?

Если у глаголов безударное личное окончание, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Все глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др. относятся к I спряжению.

Ко ВТОРОМУ же спряженью

Отнесём мы без сомненья,

ВСЕ глаголы, что на –ИТЬ,

ИСКЛЮЧАЯ: брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть

Слышать, видеть, ненавидеть

Гнать, дышать, держать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

1. Мы пожале..м, он опечата..т, они выслуша..т, они помысл..т.

2. Ты наступ..шь, они осво..т, вы загруз..те, они провер..т.

3. Мы надува..м, они деликатнича..т, они прояв..т,они демонстриру..т.

4. Он повисн..т, она надав..т, вы раст я н..те, он гипнотизиру..т.

5. Ты рассуд..шь, она надпор..т, он дегустиру..т, она забинту..т.

6. Оно посвет..т, вы лопн..те, вы подн и м..те, он удерж..т.

7. Они аресту..т, он извергн..т, он замаскиру..т, ты изголода..шься.

8. Они налад..т, вы вылез..те, он вылака..т, они баламут..т.

    Изучение нового материала.

    Наблюдение над языковым материалом.

— Обратите внимание на доску, запишите в тетради:

Наклонение глагола.

Изъяснительное Повелительное

Условное

Из. п . обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить, они изменяются по временам. Ус.н . обозначают действие, которые осуществляться при определенных условиях. Пов.н. обозначают действия, которые кто-то просит, требует, советует выполнить.

V . Закрепление изученного материала.

1. Определение наклонений.

Космонавт вернулся домой. (и)

Я бы построил приют для животных. (у)

Закройте двери! (п)

Боремся за победу. (и)

Я бы полетел в космос.(у)

Прочитай повесть А.Толстого «Аэлита». (п)

Планетолог изучает венерианскую атмосферу. (и)

Я бы назвал звезду в честь своей мамы. (у)

Берегите планету! (п)

    Работа с учебником.

А) Чтение правила.

— Откройте двести первую страницу, параграф 83, прочитайте правила.

Б) Выполнение упражнений.

Упр. 482.

Помогала – несов.вид., прош.вр.; помогает – наст.вр.,изъявит.накл.

Ела – несов.в.,прош.вр.; ест – наст.в.,изъяв.накл.

Пила – несов.в.,прош.в., будет пить – будущ.в.,изъяв.накл.

Встала – сов.в.,прош.в., встанет – будущ.в.,изъяв.накл.

Упр.484.

Если ты делаешь что то (неопр.мест.) добросовес т но (совесть) усердно, честно (честь), мы можем сказать: «Ты потрудился на славу». Если же ты относишься к делу спустя рукава (фразеологизм), мы скажем (сказать – I спр.): «Ты плохо работаешь».

Слово трудиться уместно (место) употреблять, когда речь идет о человеке, работающим хорошо, в полную силу.

3. Диалектные особенности употребления глаголов изъявительного наклонения.

— На Кубани часто неправильно употребляют глаголы в изъяснительном наклонении, например:

1. Смягчение окончаний и неправильное спряжение у глаголов 3-го лица мн.ч. : Ходють (ходят), носють (носят), поють (поют), и т.д.

2.Отсечение окончаний у глаголов 3 – го лица ед.ч.:

Нэсэ (несёт), танцуэ (танцует) и т.д.

3.Неправильное употребление окончания инфинитива:

Буду танцевати (танцевать), буду ходити (ходить) и т.д.

    Итог урока.

— Ребята, сегодня мы очень много говорили о космосе. Кто скажет, какой сегодня день?

— День космонавтики.

— Совершенно верно, 12апреля советский космонавт Ю.А.Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. Поздравляю вас с этим днем. В газете «Комсомольская правда» было написано: «Капитан первого звездолета – наш, советский!». Помните, ребята, что именно русский человек первый покорил космос.

http://www. *****/

Типовые инструкции для водительского состава по

обеспечению безопасности дорожного движения

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель предприятия

_______________________

дата, подпись

ИНСТРУКЦИЯ № 1

Общие обязанности водителей

Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе:

удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

регистрационные документы на транспортное средство (техталон, техпаспорт и т. д.);

Путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также лицензионную карточку. Водитель обязан:

Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих фарах и задних габаритных огнях (на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), недействующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада).

Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;

Предоставлять транспортное средство:

а) сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезду к месту стихийного бедствия;

б) сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности, налоговой полиции в случаях не терпящих отлагательства;

в) медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи;

г) медицинским работникам, сотрудникам милиции и федеральных органов государственной безопасности, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

Водитель у лиц, воспользовавшихся транспортным средством, должен потребовать справку или произвести запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации, а от медицинских работников - получить талон установленного образца.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

Немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

Принять меры для оказания до врачебной помощи пострадавшим;

Для правильного оказания само - и взаимопомощи необходимы определенная подготовка и навыки, а также наличие набора перевязочных материалов и медикаментов.

I. Обработка раны.

При повреждении кожи и глубоколежащих тканей, необходимо обработать края раны и наложить повязку.

1. Рану не промывать, инородные тела из раны не извлекать.

Кожу по краям раны протереть стерильным материалом, производя движения от раненой поверхности к неповрежденной коже.

2. Такими же движениями смазать кожу вокруг раны йодом, рану йодом не заливать.

3. Рану закрыть стерильным материалом, не прикасаясь руками к части материала, прилежащей к ране. Наложить повязку.

II. Остановка кровотечения из раны.

А. Артериальное (кровь ярко-алого цвета) брызжет пульсирующей струёй.

1. Принять меры к остановке кровотечения давящей повязкой.

Для этого на рану кладется стерильный материал, поверх этого материала кладется туго свернутый валиком бинт или кусочек поролона, или губчатой резины, производится тугое бинтование.

2. Если тугая повязка не помогает, накладывается резиновый жгут выше места повреждения сосуда. При отсутствии жгута накладывается закрутка из ремня, платка и т. д., которая затягивается и закрепляется с помощью палочки.

Жгут лучше накладывать на одежду или мягкую прокладку без складок. Жгут можно держать не более 1,5-2 часа.

3. При очень сильном кровотечении надо сразу придавить сосуд выше места кровотечения пальцами к кости. Это даст время сориентироваться и выбрать способ остановки кровотечения. Сосуд следует прижимать к кости большим пальцем, либо четырьмя остальными пальцами так, чтобы они легли вдоль артерии.

4. При расположении кровоточащего сосуда в таком месте, где невозможно наложение жгута (подмышечная область, паховая область, можно произвести остановку кровотечения путем резкого сгибания конечности в ближайших суставах и сдавливания таким образом сосуда. Конечность должна быть фиксирована при данном положении повязкой из косынки или другого прочного материала.

Б. Венозное и капиллярное (струится темно-красная или сочится красная кровь).

Накладывается стерильная давящая повязка.

III. Ушибы.

Признаки: припухлость, кровоподтек и боль, возможно некоторое ограничение движений. Помощь - покой, холод.

IV. Растяжение.

Признаки: отек, кровоподтек и сильные боли в области сустава, ограничение активных движений в суставе.

Помощь: покой, холод. Накладывается мягкая фиксирующая повязка на голеностопный, коленный, локтевой суставы (8-образная).

V. Вывих.

При вывихе происходит смещение суставных поверхностей, часто с разрывом суставной сумки. Признаки: изменение формы сустава (длины конечности), резкая болезненность, особенно при попытках движений. Активные, пассивные движения в суставе практически невозможны. Помощь:

создание полной неподвижности в суставах, как и при переломе (см. ниже). Не следует пытаться вправить вывих!

VI. Перелом.

При переломе происходит нарушение целостности кости. Обломки кости могут оставаться на месте (переломы без смещения) или смещаться. Переломы без повреждения кожи - закрытые.

При повреждении кожи под местом перелома - открытые переломы. Основные признаки перелома: резкая боль, припухлость, кровоподтеки. Нарушение движения в конечности при переломах со смещением - деформация конечностей. Возможно появление хруста в месте перелома, ненормальной подвижности, но специально эти признаки выявлять не следует.

Ряд признаков перелома сходные с признаками ушиба и растяжения. При малейшем подозрении на перелом, помощь должна быть такой же, как при явном переломе.

1. Помощь при переломе конечности, перелом не вправлять!

При открытом переломе, костные отломки не трогать, наложить стерильную повязку (см. раздел «Раны»). Главное - обеспечение полной неподвижности поврежденных костей. Для этого к пострадавшей конечности прикрепляется с помощью бинта, косынки или других подручных средств, специальная транспортная шина, доска, лыжа, палка, металлическая пластинка т. п. Шина или подручное средство должны быть наложены таким образом, чтобы захватить суставы, находящиеся выше и ниже места перелома. Сломанная конечность может быть фиксирована к здоровой конечности (нога) или туловище (рука).

2. Помощь при переломах ключицы, лопатки. Подвесить руку на косынку, то же следует после фиксации перелома кисти, предплечья.

3. Помощь при переломах таза и позвоночника. Основные признаки: боли в области таза, позвоночника, нередко ограничение движений в конечностях. Опасность при неоказании помощи: повреждение внутренних органов, шок, повреждение спинного мозга.

Основная помощь: уложить пострадавшего в горизонтальное положение на спину, на твердую гладкую поверхность. При болях в шейном отделе позвоночника - закрепить голову и шею путем обкладывания их по бокам какими-либо мягкими предметами. При перекладывании пострадавшего - фиксировать голову и шею.

VII. Перелом челюсти.

Признаки: сильная боль, припухлость, возможность кровотечения изо рта или носа. Помощь: пращевидная повязка, идущая через подбородок и прижимающая нижнюю челюсть к верхней. При потере сознания пострадавшего - положение на боку.

VIII. Черепно-мозговые травмы.

К ним относятся сотрясение и ушиб мозга, перелом костей черепа.

1. Признаки сотрясения мозга: кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение, тошнота, общая слабость.

Первая помощь: лежачее положение, транспортировка в лежачем положении. При ушибе мозга возможна длительная потеря сознания, рвота и состояние потери сознания с попаданием рвотных масс в дыхательные пути западание языка, что затрудняет дыхание. Помощь для предотвращения попадания в дыхательные пути рвотных масс, а также крови и уменьшения западания языка (при отсутствии перелома таза): больного следует уложить на бок, подложив под голову что-нибудь таким образом, чтобы голова не свешивалась, но и не была приподнята (см. ниже раздел «Нарушение дыхания»).

2. Перелом черепа может по своим признакам не отличаться от сотрясения и ушиба мозга, но в ряде случаев проявляется наличием раны в области перелома, незначительным или обильным истечением крови или прозрачной жидкости из носа, рта или уха. Помощь та же, что и при ушибе мозга: на рану наложить стерильную повязку.

IX. Состояния, непосредственно угрожающие жизни.

1. Шок. Возникает при тяжелых повреждениях, сопровождающихся сильным болевым раздражением.

Предупреждение: исключение повторных болевых раздражителей вследствие перекладывания, движений в сломанных конечностях и т. п., прочная фиксация перелома. Помощь: создать покой, дать пострадавшему анальгин или пирамидон, при холодной погоде - согревание пострадавшего.

2. Нарушение дыхания. Могут быть вследствие западания языка, закупорка дыхательных путей инородными телами:

Рвотными массами, кровью, слизью, водой, а также вследствие остановки дыхания. Признаки остановки дыхания: отсутствие видимых дыхательных движений, пострадавший может синеть или бледнеть.

Помощь при закупорке дыхательных путей: марлей или чистой тряпочкой, намотанной на палец, или инструментом очистить рот и более глубокие отделы глотки от инородных тел, повернуть голову или всего пострадавшего на бок. При западании языка можно ввести плотную резиновую трубку диаметром 1-1,5 см и специальный воздуховод по пальцу за корень языка на 1-2, см.

ВНИМАНИЕ: - при очистке рта и введении трубки с помощью пальца контролировать положение языка, чтобы не протолкнуть его в глубину;

При очистке рта и глотки следить за тем, чтобы не оставить в глотке тряпочку или марлю.

Помощь при остановке дыхания. Производится искусственное дыхание «рот в рот» или через вышеуказанную трубку. При проведении искусственного дыхания нос пострадавшего следует зажать. Искусственное дыхание у детей проводится сразу через нос и рот. С гигиеническими целями можно на рот пострадавшего положить марлевую салфетку.

Техника искусственного дыхания «рот в рот» или через дыхательную трубку. Проводящий искусственное дыхание после достаточно глубокого вдоха прижимает свой рот ко рту пострадавшего или берет в рот дыхательную трубку и делает энергичный выдох. При этом надо следить, чтобы воздух не выходил изо рта пострадавшего. Выход происходит самостоятельно, частота искусственного дыхания 14-18 раз в минуту.

3. Остановка сердца. Признаки: исчезновение пульса, бледность кожных покровов, одновременно остановка дыхания. Помощь - непрямой массаж сердца. Пострадавшего укладывают на спину, на твердую поверхность, удобнее - на высоте обеденного стола. Оказывающий помощь становится слева, кладет левую ладонь на нижний конец грудины и с силой сдавливает грудную клетку строго вертикально, дополнительно нажимая на левую руку правой. Подобные сдавливания производятся 60 раз в минуту, грудная клетка сдавливается на 3-4 см. Одновременно производится искусственное дыхание. Если помощь оказывается одним человеком, то на каждые 4-5 сдавливаний производится 1 вдох.

При эффективности этого мероприятия появляется пульс, уменьшается бледность, суживаются зрачки и, наконец, восстанавливается самостоятельная деятельность сердца.

Это мероприятие особенно важно при электротравме, случаях, если пострадавший тонул.

ИНСТРУКЦИЯ № 12

Движение по ледовым дорогам

1. Администрация предприятия перед направлением автомобилей в рейс по зимним дорогам, льду рек, озер и других водоемов должна: убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов Госавтоинспекции, медицинской помощи, службы эксплуатации дороги и т. п., а также помещений для отдыха по всему пути следования.

2. Допускаемый вес транспортных средств с грузом и скорость движения по ледовой дороге устанавливаются организацией, в ведении которой находится дорога, с учетом норм, приведенных в табл.

Масса автомобиля (автопоезда) с грузом, т

Толщина льда при минусовой температуре воздуха до -20° С, см

Предельное расстояние от места переправы до кромки льда, м

морской лед

речной лед

Для весеннего льда нормы его толщины должны увеличиваться в 1,5-2 раза.

При въездах на ледовые дороги должны быть установлены дорожные знаки «Ограничение веса», «Ограничение скорости» и другие необходимые знаки в соответствии с Правилами дорожного движения.

3. При движении по ледовой дороге водители транспортных средств должны соблюдать интервалы, установленные в зависимости от веса транспортных средств с грузом. Обгон движущихся транспортных средств на ледовой дороге запрещается.

При вынужденной остановке транспортных средств объезд их допускается только с разрешения лиц, ответственных за состояние ледовой дороги.

Запрещается водителям транспортных средств самовольно изменять маршрут, двигаться по участкам ледового покрова рек, озер и других водоемов, не предусмотренным для проезда автомобилей.

5. В случае обнаружения трещин на ледовой дороге водители обязаны держать приоткрытыми двери кабины и быть готовыми к спасению пассажиров и эвакуации груза.

6. В случае провала под лед транспортных средств с находящимися на них людьми оставшиеся на льду водители, пассажиры, рабочие должны принять меры к немедленному спасению людей, оказавшихся в воде.

ИНСТРУКЦИЯ № 13

Контейнерные перевозки

1. Кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки контейнеров должен быть очищен от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т. д.

Подготовка контейнера, его загрузка, погрузка и выгрузка из автомобиля (автопоезда) должны осуществляться грузоотправителем без привлечения к этим работам водителя.

Водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки, исправности и их пломбирования, а также надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

2. Крыши контейнеров должны быть очищены грузоотправителем от снега, мусора и других предметов.

3. Во время погрузки контейнеров на автомобиль или снятии их водителю и другим лицам запрещается находиться как в кузове, так и в кабине водителя, под стрелой и под пятым грузом (за исключением автомобилей-самопогрузчиков, когда водитель находится в кабине автомобиля).

Рабочие не должны находиться на контейнере и внутри него во время подъема, опускания и перемещения контейнера, а также на рядом расположенных контейнерах.

4. В кузове автомобиля разрешается перевозить контейнеры, не превышающие установленных габаритных размеров по высоте (3,8 м).

5. Проезд людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах запрещается.

6. При транспортировании контейнеров водитель обязан соблюдать особые меры предосторожности:

Не тормозить резко;

Снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;

Обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных, сетей, деревьев и на другие препятствия.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!