Декреты о суде 1.2.3 кратко. Декрет Совет Народных Комиссаров (О суде). Всероссийский центральный исполнительный комитет

КонсультантПлюс: примечание.

Ввиду того, что технически невозможно полностью отобразить правописание источника публикации данного документа, буква "ять" в тексте заменена на букву "е", а буква "фита" заменена на букву "ф".

СОВЕТЪ НАРОДНЫХЪ КОМИССАРОВЪ РСФСР

ДЕКРЕТЪ

О СУДЕ

Советъ Народныхъ Комиссаровъ постановляетъ:

1) Упразднить доныне существующiя общiя судебныя установленiя, как-то: окружные суды, судебныя палаты и правительствующiй сенатъ со всеми департаментами, военные и морскiе суды всехъ наименованiй, а также коммерческiе суды, заменяя все эти установленiя судами, образуемыми на основанiи демократическихъ выборовъ.

О порядке дальнейшаго направленiя и движенiя неоконченныхъ делъ будетъ изданъ особый декретъ.

Теченiе всехъ сроковъ прiостанавливается, считая съ 25 октября с.г. впредь до особаго декрета.

2) Прiостановить действiе существующаго доныне института мировыхъ судей, - заменяя мировыхъ судей, избираемыхъ доныне непрямыми выборами, местными судами въ лице постояннаго местнаго судьи и двухъ очередныхъ заседателей, приглашаемыхъ на каждую сессiю по особымъ спискамъ очередныхъ судей. Местные судьи избираются впредь на основанiи прямыхъ демократическихъ выборовъ, а до назначенiя таковыхъ выборовъ временно - районными и волостными, а где таковыхъ нетъ, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатовъ.

Этими же Советами составляются списки очередныхъ заседателей и определяется очередь ихъ явки на сессiю.

Прежнiе мировые судьи не лишаются права, при изъявленiи ими на то согласiя, быть избранными въ местные судьи какъ временно Советами, такъ и окончательно на демократическихъ выборахъ.

Местные суды решаютъ все гражданскiя дела ценою до 3.000 р. и уголовныя дела, если обвиняемому угрожаетъ наказанiе не свыше 2 летъ лишенiя свободы и если гражданскiй искъ не превышаетъ 3.000 р. Приговоры и решенiя местныхъ судовъ окончательны и обжалованiю въ апелляцiонномъ порядке не подлежатъ. По деламъ, по коимъ присуждено денежное взысканiе свыше 100 р. или лишенiе свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассацiи. Кассацiонной инстанцiей является уездный, а въ столицахъ - столичный съездъ местных судей.

Для разрешенiя уголовныхъ делъ на фронтахъ местные суды темъ же порядкомъ избираются полковыми советами, а где ихъ нетъ - полковыми комитетами.

О судопроизводстве по прочимъ судебнымъ деламъ будетъ изданъ особый декретъ.

3) Упразднить доныне существовавшие институты судебныхъ следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.

Впредь до преобразованiя всего порядка судопроизводства предварительное следствiе по уголовнымъ деламъ возлагается на местныхъ судей единолично, причемъ постановленiя ихъ о личномъ задержанiи и о преданiи суду должны быть подтверждены постановленiемъ всего местнаго суда.

Въ роли же обвинителей и защитниковъ, допускаемыхъ и въ стадiи предварительнаго следствiя, а по гражданскимъ деламъ - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего пола, пользующiеся гражданскими правами.

4) Для принятiя и дальнейшаго направленiя делъ и производствъ, какъ судебныхъ установленiй, такъ и чиновъ предварительнаго следствiя и прокурорскаго надзора, а равно и советовъ присяжныхъ поверенныхъ, соответствующiе местные Советы Р., С. и Кр. Депутатовъ избираютъ особыхъ комиссаровъ, которые принимаютъ въ свое веденiе архивы и имущества этих учрежденiй.

Всемъ низшимъ и канцелярскимъ чинамъ упраздняемыхъ учрежденiй предписывается оставаться на своихъ местахъ и подъ общимъ руководствомъ комиссаровъ исполнять все необходимыя работы по направленiю незаконченныхъ делъ, а равно и давать, въ назначенные дни, заинтересованнымъ лицамъ справки о положенiи ихъ делъ.

5) Местные суды решаютъ дела именемъ Россiйской Республики и руководятся въ своихъ решенiяхъ и приговорахъ законами свергнутыхъ правительствъ лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцiей и не противоречатъ революцiонной совести и революцiонному правосознанiю.

Примечанiе. Отмененными признаются все законы, противоречащiе декретамъ Ц.И.К. Советовъ Р., С. и Кр. Деп. и Рабочаго и Крестьянскаго Правительства, а также программамъ - минимумъ Р. С. - Д. Р. Партiи и Партiи С. Р.

6) По всемъ спорнымъ гражданскимъ, а также и частно - уголовнымъ деламъ стороны могутъ обращаться къ третейскому суду. Порядокъ третейскаго суда будетъ определенъ особымъ декретомъ.

7) Право помилованiя и возстановленiя въ правахъ лицъ, осужденныхъ по уголовнымъ деламъ, впредь принадлежитъ судебной власти.

Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей.
На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами.
Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда.
Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами.
В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.
Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат
установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.
2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов.
Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания.
Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.
Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде.
В суде допускалось судоговорение на местных языках.
Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы.
Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.
3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.
В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.
Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.
4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы.
Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.
С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями.
В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.



Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.

Создание нового права началось с появления первого нормативного акта советского государства. Одни исследователи таковым считают обращение Петроградского ВРК "К гражданам России", другие - обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам".

Оформление нового права происходило путем издания отдельных нормативных актов. В 1918-1919 гг. была проведена некоторая систематизация норм права. Правом издания законодательных актов обладали Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, ас 1919 г. - Президиум В ЦИК. Издавали правовые акты также центральные органы управления. Правотворческими правами были наделены и местные Советы. На местах в процессе правотворчества местные органы подчас принимали нормативные акты, противоречащие центральным нормативным актам. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся, в частности, профсоюзы в создании норм трудового права. На местах иногда принимались местные небольшие уголовные и процессуальные кодексы.

Законодательные акты назывались по-разному: обращения, воззвания, декреты, постановления, декларации. Принципиальных различий между ними не было. Чаще всего они именовались декретами.

Дикреты

Гражданское право.

Декрет ВЦИК "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. отменил наследование как по закону, так и по духовному завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР. Однако​нуждавшиеся и не трудоспособные родственники умершего родственника умершего мотли получить имущество умершего впредь до издания декрета о всеобщем социальном обеспечении.

Декретом ВЦИК от 20 мая 1918 г. дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка и т.п. имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. признавались недействительными. Пожертвования допускались без ограничения суммы, но на сумму, превышающую 10 000 руб., требовалось разрешение СНК.

Семейное право

В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК принимают два декрета: "О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака". В декретах содержались важные, новые нормы о браке, семье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей и т.д. Государство впредь признавало лишь гражданские браки. В соответствии с декретом церковный брак объявлялся частным делом брачующихся. Лица, желавшие вступить в брак, устно или письменно заявляли об этом органам загса по месту "своего пребывания". Устанавливались принципы добровольности вступления в брак и равноправия вступивших в брак. Отменялись многие прежние ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не имела значения принадлежность к сословию, расе, религии. Устанавливалась моногамная форма брака. Возраст для вступления в брак был установлен следующий: для мужчин - 18 лет, для женщин - 16 лет. Внебрачные дети уравнивались с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. Отцом и матерью ребенка записывались лица, подавшие об этом заявление и "давшие соответствующую в том подписку". Виновные в даче заведомо ложных сведений об этом привлекались к уголовной ответственности, а запись признавалась недействительной. Допускался судебный порядок установления отцовства. Акт о смерти лица составлялся органами загса по месту события.

Устанавливался свободный развод по желанию одного из супругов или обоих. Вопрос этот рассматривался судом, но если было обоюдное согласие, развод мог быть оформлен и загсом. Если были дети, то суд также решал, у кого из супругов остаются несовершеннолетние дети, устанавливал обязанности супругов по воспитанию и содержанию детей, решал вопрос о средствах на содержание жены, если в этом была необходимость.

В декрете СНК "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 20 января 1918 г. было четко зафиксировано, что акты ipa- жданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей браков и рождений.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принимает "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". Это был первый кодекс в истории советского права. Он воспринял все

принципиальные положения декабрьских декретов, но, естественно, более подробно регулировал семейно-брачные отношения. В кодексе появилось важное положение о том, что церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря, имели силу зарегистрированных браков. Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком, т.е. в органах загса. Подробно регламентировались права и обязанности супругов. Перемена места жительства одним из супругов не создавала для другого обязанности следовать за ним. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Соглашения между супругами, направленные к умалению имущественных прав жены или мужа, были недействительны и необязательны как для третьих лиц, так и для супругов, которым предоставлялось право в любой момент от исполнения их отказаться. Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку. Перемена гражданства могла последовать только по желанию жениха или невесты. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать отцовство и материнство в судебном порядке. Забеременевшая и не состоявшая в браке женщина не позднее 3 месяцев до родов ребенка подавала заявление в местный отдел записи актов гражданского состояния по месту жительства, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. Тоже могла сделать и замужняя женщина, если ребенок происходил не от мужа. Органы загса извещали лицо, указанное в заявлении отцом, которому было предоставлено право в двухнедельный срок со дня получения извещения возбудить судебный спор против матери о неправильности ее заявления. Невозбуждение спора в указанный срок приравнивалось к признанию ребенка своим. Суд, признавший лицо отцом, определял также его участие в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка. Если суд устанавливал, что мать была в близких отношениях одновременно с несколькими лицами, то привлекал их в качестве ответчиков и возлагал на них обязанность участвовать в вышеуказанных расходах.

В кодексе было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей, и если этого не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к полезной деятельности. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те, в свою очередь, обязаны были содержать нетрудоспособных и нуждающихся

родителей, если они не получали содержание от государства. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Над несовершеннолетними и душевнобольными устанавливалась опека, осуществлявшаяся отделом социального обеспечения пли специально назначенным опекуном. Данный кодекс широко использовался другими республиками при создании своего законодательства в семейно-брачных отношениях.

Трудовое право

Первым нормативным актом нового государства о труде было постановление советского правительства "О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени" от 29 октября 1917 г. Новое государство было первым государством, установившим 8-часовой рабочий день. Это постановление распространялось на всех лиц, занятых работой по найму. Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 ч. Не позднее 6 ч после начала работы должен был быть установлен перерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 ч. Запрещался ночной труд женщин и подростков до 16 лет. Не допускались к работе по найму лица, не достигшие 14 лет. Рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не должно было превышать 6 ч. При односменной дневной работе наименьшая продолжительность воскресного и праздничного отдыха определялась в 42 ч. При работах в особо вредных производствах рабочее время подлежало сокращению. К подземным работам женщины и подростки до 18 лет не допускались. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере. Женщины и подростки до 18 лет к сверхурочным работам не допускались. Продолжительность этих работ не должна превышать 4 ч в течение двух суток. Постановление это вводилось в действие по телеграфу и вступало в силу немедленно.

Декретом В ЦИК от 22 декабря 1917 г. вводилось страхование но болезни. В стране была безработица. Для решения этой проблемы создавались биржи труда. Безработным государство оказывало помощь. Постановлением СНК от 14 июня 1918 г. вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработавшим на государственном или частном предприятии не менее 6 месяцев.

Уголовное право

Уголовное право. Первое время новая власть издавала отдельные нормативные акты, имевшие отношение к уголовному праву. К апрелю 1918 г. было принято 17 специальных уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г. их было соответственно 40 и 69. Большое внимание государство уделяло борьбе с контрреволюционными преступлениями.

Первым специальным нормативным актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов "Об отмене смертной казни", опубликованное 28 октября 1917 г., согласно которому "восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменялась". Судебные органы до 16 июня 1918 г. смертную казнь как меру наказания не применяли.

28 ноября 1917 г. бьшо опубликовано подготовленное НКЮ "Руководство для устройства революционных трибуналов", где впервые был дан примерный перечень наказаний, применяемых трибуналами: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу. Инструкция НКЮ революционным трибуналам от 19 декабря 1917 г. конкретизировала положение Декрета о суде № 1 о подсудности революционных трибуналов, согласно которому им подлежали дела о лицах, организующих восстания против власти рабоче-крестьянского правительства, активное противодействие правительству, неподчинение ему, призыв других к противодействию или неподчинение ему, саботаж, прекращение и сокращение выпуска предметов массового потребления, скупку, сокрытие, порчу, уничтожение предметов массового потребления или другие способы вызвать их недостаток на рынке или повышение цен на них; нарушение декретов, приказов, обязательных постановлений и других опубликованных распоряжений органов правительства, если в них предусмотрено предание за нарушение их суду революционного трибунала; злоупотребление властью. Это была первая попытка дать нормы Особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибуналам. Инструкция давала перечень мер наказания, применяемых революционными трибуналами: денежный штраф, лишение свободы, удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики, объявление общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение виновного всех или некоторых политических прав, секвестр или конфискация (частичная или общая) имущества, присуждение к обязательным общественным работам.

Созданные в соответствии с постановлением НКЮ от 18 декабря 1917 г. и декретом СНК от 28 января 1918 г. революционные трибуналы печати применяли следующие наказания: денежный штраф, выражение общественного порицания, о котором привлеченное произведение печати доводит до всеобщего сведения способами, указанными трибуналом, помещение на видном месте или же специальное издание опровержения ложных сведений, временная или навсегда приостановка издания или изъятие его из обращения, конфискация в общенародную собственность типографий или имущества издания печати, если они принадлежали привлеченным к суду, лишение свободы, удаление из пределов столиц, отдельных местностей и пределов Российской Республики, лишение виновного всех или некоторых политических прав.

В связи с обострением обстановки в стране 16 июня 1918 г. было опубликовано постановление НКЮ, наделившее революционные трибуналы правом применения высшей меры наказания.

6 октября 1918 г. был опубликован документ, подготовленный Кассационным отделом при ВЦИК, в котором впервые в советском уголовном праве проведена систематизация норм Особенной части в отношении преступлений, отнесенных к подсудности революционных трибуналов. Проведена была не только систематизация этих норм, но и сделана попытка сформулировать составы преступлений, отнесенных законодательством к компетенции трибуналов. К подсудности революционных трибуналов прежде всего относились дела по обвинению в контрреволюционной деятельности. В инструкции раскрывалось содержание контрреволюционной деятельности. К ней относились: организация контрреволюционных выступлений против рабоче-крестьянского правительства, участие непосредственно в них или в подготовительной к ним стадии, участие во всевозможных контрреволюционных заговорах и организациях, ставящих своей целью свержение советского правительства, участие непосредственно в выступлениях, даже если преступник не состоял членом каких-либо организаций, готовивших эти выступления. Признавались контрреволюционными всякие выступления независимо от повода, по которым они возникали, против Советов, их исполкомов или отдельных советских учреждений: продовольственных, административных и иных, если они сопровождались разгромам или иными насильственными действиями или хотя бы угрозами таковых по отношению к деятельности или деятелям этих органов. Если же они сопровождались набатным звоном, то виновные наказывались как прямые участники, причем покушение рассматривалось как оконченное преступление. Раскрывалось содержание таких составов преступлений, как саботаж, дискредитирование власти, подлог и неправомерное использование советских документов, шпионаж, хулиганство, преступления по должности. К суду трибунала могли привлекаться провокаторы, охранники, осведомители, царские сановники или иные деятели старого режима, прошлая деятельность которых, хотя бы и до установления Советской власти, признавалась вредной для революции или была против нее прямо направлена. Однако это осуществлялось всякий раз по специальным постановлениям местных Советов, их исполкомов или "особо на то уполномоченных органов".

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ДЕКРЕТ от 7 марта 1918 г. N 2 О СУДЕ В развитие и дополнение декрета о суде от 24 ноября 1917 года Всероссийский Центральный Исполнительный комитет С. Р., С., Кр. и Казачьих Депутатов постановляет: Часть первая. ОКРУЖНЫЕ НАРОДНЫЕ СУДЫ Ст. 1. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, образуются окружные народные суды, члены которых избираются по округам местными Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов. Округа соответствуют прежним округам, но от соглашения Советов зависит изменить территорию данного округа, увеличив или сократив таковую. Ст. 2. Общее собрание членов окружного народного суда устанавливает количество гражданских и уголовных отделений в составе председательствующего и не менее двух постоянных членов в каждом. Число членов суда может быть увеличено или уменьшено местными Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов по собственному почину или по представлению о том судебных мест. Члены суда избирают из своей среды председателя суда и председателей отделений, отзывают их и избирают на их места других. Избранные же члены суда, не исключая председателей, отзываются избравшими их Советами. Ст. 3. Все подготовительные к суду распоряжения принимаются коллегиально в составе не менее трех постоянных членов окружного народного суда. Решение дел по существу в гражданских отделениях происходит в составе трех постоянных членов окружного народного суда и 4-х народных заседателей. По уголовным же делам решение их по существу происходит в составе двенадцати очередных заседателей и двух запасных, под председательством одного из постоянных членов суда. Общие списки народных заседателей составляются губернскими и городскими Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов, на основании списков кандидатов, представляемых местными районными и волостными Советами. Очередные списки каждой сессии составляются путем жеребьевки Исполнительными комитетами Советов. Примечание. Размер суточного вознаграждения заседателей определяется губернскими и городскими Советами с обязательностью постепенного перехода к бесплатному несению гражданами государственной повинности по отправлению правосудия. Часть вторая. КАССАЦИЯ РЕШЕНИЙ Ст. 4. Обжалование в апелляционном порядке отменяется, и допускается только кассация решений. Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов как по гражданским, так и уголовным делам, постоянные члены окружных народных судов на общем собрании данной области избирают из своей среды надлежащее количество членов областного народного суда, которые в свою очередь из своей среды выбирают председателя областного народного суда и председателей отделений. Примечание. Члены областного суда могут быть отозваны, как выбравшими их в члены суда советами, так и избравшим их в члены областного суда собранием. Ст. 5. При обжаловании в кассационном порядке суд имеет право отменить решение не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но и в том случае, если признает, что обжалованное решение явно несправедливо. После отмены решения дело передается на новое рассмотрение в новом составе присутствия. Кассационному суду также принадлежит право помилования и смягчения наказаний. Примечание. Отзывы на заочное решение допускаются как со стороны истца или обвинителя, так и со стороны ответчика или обвиняемого, но в том лишь случае, если суд признает неявку стороны, подающей отзыв, извинительной. Часть третья. ВЕРХОВНЫЙ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ Ст. 6. В целях достижения единообразия кассационной практики, учреждается в столице верховный судебный контроль. В состав его входят представители областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше 1 года с правом отзыва и переизбрания как со стороны окружных судов, так и Советов Раб., Солд., Кр. и Казачьих Депутатов. Верховный судебный контроль, в случае отмеченных им противоречий в толковании законов различными кассационными инстанциями, выносит объединяющие принципиальные решения, которые кассационными инстанциями принимаются впредь к руководству. В случаях же обнаружения неустранимого противоречия между действующим законом и народным правосознанием, верховный судебный контроль делает законодательным органам представления о необходимости издания нового соответствующего закона. Отменять решения верховного судебного контроля может только законодательный орган советской власти. Часть четвертая. О СУДОПРОИЗВОДСТВЕ И ПОДСУДНОСТИ Ст. 7. В судах всех инстанций допускается судоговорение на всех местных языках. Установление правил о том, на каком языке или языках происходят судоговорение и судопроизводство, предоставляется судам совместно с Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов. Ст. 8. Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 года постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов и Совета Народных Комиссаров и не противоречат правосознанию трудящихся классов. В этом последнем случае в решениях и приговорах должны быть указаны мотивы отмены судом устарелых или буржуазных законов. Ст. 9. Все дела охранительного гражданского судопроизводства, как-то: утверждение в правах наследства, утверждение к исполнению духовных завещаний, усыновление и т.д., а равно дела брачные, о рождении и вообще дела, оценке не подлежащие, подсудны местному суду. Дела о конкурсе на сумму свыше 3000 рублей передаются в ведение окружных народных судов. Ст. 10. Вопросы о подсудности как по гражданским, так и по уголовным делам, решаются окончательно без права обжалования судом, к которому поступило дело, при чем суд, признав дело себе неподсудным, немедленно препровождает дело со всем производством в подлежащий по его решению суд, который обязан решить дело. Ст. 11. Надписи о понудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам, на основании правил о понудительном исполнении, делаются нотариусами, а в местностях, где таковых нет, лицами, их заменяющими, при чем эти лица, а равно нотариусы, взимают пошлину и прочие сборы в установленном размере. Ст. 12. Все формальные отводы по гражданским делам о смешении и дроблении исков, а также все ограничения тяжущихся в отношении формальной стороны производства, как-то: изменение основания иска, встречных требований, расширение дела новыми требованиями, привлечение новых ответчиков (как со стороны истца, так и ответчика) и т.п. отменяются. Ст. 13. При разрешении гражданских дел, требующих специальных познаний, судом, по собственному его усмотрению, могут быть приглашены сведущие лица в состав судебного присутствия с правом совещательного голоса. Сторонам предоставляется право по соглашению включать в состав присутствия сведущих лиц и со своей стороны в равном с каждой стороны количестве. Если же только одна сторона укажет своего кандидата в эксперты, другая же сторона в назначенный ей срок кандидата не укажет, то от суда зависит или принять в состав суда указанного кандидата и назначить от себя 2-го эксперта, или же, отвергнув заявление стороны, назначить от себя обоих сведущих лиц. Ст. 14. В отношении доказательств суд не стеснен никакими формальными соображениями и от него зависит, по обстоятельствам дела, допустить те или иные доказательства. Свидетели дают показания с предварением ответственности за ложное показание. Принесение присяги отменяется. Тайна купеческих и прочих книг отменяется, и от суда зависит требовать предъявления таковых книг, по правилам, установленным для прочих письменных доказательств. Ст. 15. Дела казенных и общественных учреждений разбираются на одинаковых с делами частных лиц началах. Судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются. Ст. 16. Если в уголовном деле предъявлен гражданский иск, то таковой немедленно, после решения вопроса о наказании, передается в подлежащий гражданский суд, где он во всех отношениях рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Но от уголовного суда зависит принятие неотлагательных мер обеспечения иска. Ст. 17. Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних обоего пола до 17 лет отменяются. Дела о несовершеннолетних, уличенных в деяниях общественно - опасных, рассматриваются в "комиссиях о несовершеннолетних" в составе представителей ведомств юстиции, народного просвещения и общественного призрения. Часть пятая. О СУДЕБНОЙ ПОШЛИНЕ И СУДЕБНЫХ ИЗДЕРЖКАХ Ст. 18. По гражданским искам ценой свыше 100 рублей, в гражданских, уголовных, а равно третейских судах, взимается судебная пошлина, определяемая, впредь до особого декрета, в размере 2% по делам от 100 руб. до 3000 руб., 3% по делам от 3000 руб. до 100000 руб. и в размере 4% свыше 100000 руб., при чем от суда зависит, признавая недостаточность у стороны средств к уплате пошлины, отсрочить взнос таковой, однако, не долее момента объявления решения. От суда же зависит отсрочить таким же порядком взнос всех прочих судебных издержек. Ст. 19. Присуждая гражданский иск, суд присуждает в пользу выигравшей дело стороны понесенные ею на ведение дела издержки, при чем вместо нынешнего вознаграждения за ведение дела с проигравшей дело стороны может быть присуждено не свыше 10% присужденной или отвергнутой суммы иска, из каковой суммы суд часть, по своему усмотрению, присуждает в пользу выигравшей дело стороны, а остальную часть обращает в доход казны. Ст. 20. Взимание кассационного залога отменяется, вместо такового взимается судебная пошлина, как за первую инстанцию, которая не подлежит возврату, при чем в отношении расчета кассационных издержек соблюдается действовавший до сих пор порядок. Часть шестая. О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ Ст. 21. Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного народного суда, производится следственными комиссиями из трех лиц, избираемых впредь до назначения прямых выборов - Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов. В целях расследования дела, следственная комиссия может обратиться за содействием как к красной гвардии или народной милиции, так и ко всем частным и должностным лицам, а равно и к государственным и общественным учреждениям. Участие защиты в стадии предварительного следствия может быть ограничено по постановлению следственной комиссии, если того требуют интересы раскрытия истины, при чем решения по этим вопросам подлежат обжалованию в окружный народный суд. На определения следственных комиссий приносятся жалобы в окружный народный суд. Ст. 22. По уголовным делам обвинительный акт заменяется постановлением следственной комиссии о предании суду. Если же таковое окружным народным судом будет признано недостаточно обоснованным, то от него зависит возвратить дело в следственную комиссию для доследования или поручить таковое одному из членов суда. Часть седьмая. ОБ ОБВИНЕНИИ И ЗАЩИТЕ Ст. 23. Судебное следствие происходит при участии обвинения и защиты. Ст. 24. При Советах Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов создается коллегия лиц, посвящающих себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты. Ст. 25. В эти коллегии вступают лица, избираемые и отзываемые Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов. Только эти лица имеют право выступать в судах за плату. Ст. 26. Из коллегий правозаступников суд может пригласить для каждого дела общественного обвинителя. Ст. 27. Если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитника, суд, по его просьбе, назначает ему защитника из коллегии правозаступников. Ст. 28. Кроме указанных обвинителей и защитников, могут принимать участие в судебных прениях один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц. Часть восьмая. О НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ И СУДЕБНОМ СЛЕДСТВИИ Ст. 29. Народные заседатели участвуют в судебном следствии и вправе отводить во все время процесса назначенного для данного заседания председателя. Народные заседатели решают вопрос не только о факте преступления, но и о мере наказания, при чем они имеют право уменьшить положенное в законе наказание по своему убеждению вплоть до условного или полного освобождения обвиняемого от всякого наказания. Ст. 30. Заключительное слово председательствующего отменяется. Он дает только заключение о мерах наказания, предусмотренных законом. В совещании народных заседателей председатель участвует с правом совещательного голоса. Часть девятая. О ЖАЛОБАХ, ПОМИЛОВАНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРАВ Ст. 31. Жалобы не допускаются на оправдательные приговоры, на смягчение наказания и на полное освобождение обвиняемого от всякого наказания. Ст. 32. Всем лицам, осужденным по приговорам народного суда, предоставляется право просить местный народный суд по месту жительства просителя об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или о восстановлении в правах. Если местный суд придет к заключению, что ходатайство это не лишено серьезных оснований, он передает дело на рассмотрение суда по первоначальной подсудности. Ст. 33. По всем решениям и приговорам, вынесенным после 25 октября 1917 года судами прежнего устройства, сторонам предоставляется право требовать пересмотра дела по первоначальной подсудности. Ст. 34. Срок обжалования по всем делам в кассационном и в частном порядке устанавливается одинаковый - месячный. Подача жалоб останавливает исполнение лишь по постановлению о том первой или кассационной инстанции. Часть десятая. ОБ ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ И ПРИГОВОРОВ Ст. 35. Исполнение решений и приговоров, впредь до особого декрета о выборных органах исполнения, производится в действовавшем до сих пор порядке, с заменою членов милиции красною гвардией, где таковая существует. Часть одиннадцатая. О ДЕЙСТВУЮЩИХ ЗАКОНАХ Ст. 36. По гражданским и уголовным делам суд руководствуется гражданскими и уголовными законами, действующими доныне, лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию. Не ограничиваясь формальным законом, а всегда руководствуясь соображениями справедливости, гражданский суд может отвергнуть всякую ссылку на пропуск давностного или иного срока, и вопреки таким или иным возражениям формального характера, присудить явно справедливое требование. Та же справедливость должна применяться в суде уголовном. Часть двенадцатая. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ Ст. 37. Первоначальное определение границ областных народных судов, определение числа членов их, а также числа членов верховного судебного контроля и созыв первых сессий их принадлежит Народному Комиссариату Юстиции. В дальнейшем порядок действия этих судов устанавливается ими самими. Ст. 38. Решения и приговоры в судах выносятся от имени Российской Федеративной Советской Республики. Ст. 39. Деятели упраздненных судов имеют право быть избранными в новые судебные и следственные установления Советами Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов. Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов Я.СВЕРДЛОВ Председатель Совета Народных Комиссаров В.УЛЬЯНОВ Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В.БОНЧ - БРУЕВИЧ
1. Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов.
О порядке дальнейшего направления и движения неоконченных дел будет издан особый декрет*(2) .
Течение всех сроков приостанавливается, считая с 25 октября с.г. впредь до особого декрета.
2. Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами и лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно - районными и полостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. Депутатов.
Этими же Советами составляются списки очередных заседателей и определяется очередь их явки на сессию.
Прежние мировые судьи не лишаются права, при изъявлении ими на то согласия, быть избранными в местные судьи как временно Советами, так и окончательно на демократических выборах.
Местные суды решают все гражданские дела ценою до 3000 р. и уголовные дела, если обминаемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3000 р. Приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подложат. По делам, по коим присуждено денежное изыскание свыше 100 р. или лишение свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассации. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей.
Для разрешения уголовных дел на фронтах местные суды тем же порядком избираются полковыми советами, а где их пет - полковыми комитетами.
О судопроизводстве по прочим судебным делам будет издан особый декрет.
3. Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры.
Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда.
В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам - поверенными, допускаются все неопороченные граждане обоего иола, пользующиеся гражданскими правами.
4. Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных, соответствующие местные Советы Р., С. и Кр. Депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение архивы и имущества этих учреждений.
Всем низшим и канцелярским чинам упраздняемых учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел.
5. Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководится в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам ЦИК Советов Р., С. и Кр. Дел. и Рабочего и Крестьянского Правительства, а также программам-минимум Р. С. Д. Р. Партии и Партии СР.

6. По всем спорным гражданским, а также и частно-уголовным делам стороны могут обращаться к третейскому суду. Порядок третейского суда будет определен особым декретом*(3) .
7. Право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти.
8. Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мор ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц учреждаются рабочие и крестьянские Революционные Трибуналы, в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых Губернскими или Городскими Советами Р., С. и Кр. Депутатов.
Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.
Все следственные комиссии, доныне существовавшие, отменяются с передачей их дел и производств во вновь организуемые при Советах следственные комиссии.

Распубликован в ь 17 "Газеты. Временного Рабочего и Крестьянского Правительства" от 7 декабря (24 ноября) 1917 г.
СУ РСФСР, 1917. ь 4. ст.50.

______________________________
*(1) Этот декрет является первым декретом о суде. О значении его В.И.Ленин говорил на III Всероссийском съезде Советов: "Пусть кричат, что мы, не реформируя старый суд, сразу отдали его на слом. Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда и не столько силой репрессии, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без формальностей, из суда, как орудия эксплуатации, сделали орудие воспитания на прочных основах социалистического общества" (В.И.Ленин. Соч., т.26, стр.421),
В развитие декрета о суде ь 1 в феврале и июле 1918 г, были распубликованы декреты ь 2 и ь 3, в которых была определена компетенция окружных и народных судов, установлен порядок подачи и рассмотрения кассационных жалоб на решения судов, порядок судопроизводства и т.п. (см. СУ РСФСР, 1917 - 1918, ь 20, ст.347 и ь 52, ст.589).
*(2) Декрет "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" был принят ВЦИК 11 января 1918 г. (29 декабря 1917 г.) (СУ РСФСР, 1918, ь 15, ст.225).
В декрете Совнаркома, распубликованном 20 июля 1918 г., указывалось: "По всем делам, по коим течение всех сроков было приостановлено с 25 октябре 1917 года, впредь до особого декрета течение всех сроков возобновить с 1 августа 1918 года" (СУ РСФСР, 1918, ь 52, ст.589).
*(3) Декрет "О третейском суде", которым устанавливался порядок образования и деятельности третейских судов, был принят ВЦИК 16 (3) февраля 1918 г. (СУ РСФСР,. 1918, ь 28, ст.366).

  • 6.Общественно-политический строй Галицко-Волынского и Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) княжеств в период феодальной раздробленности.
  • 7.Общественно-политический строй Новгорода и Пскова в период феодальной раздробленности.
  • 8.Псковская судная грамота как памятник права. Общая характеристика.
  • 9.Гражданское и наследственное право по Псковской судной грамоте.
  • 11.​Образование Русского централизованного государства
  • 12.​Сословно-представительная монархия (XVI-XVII вв.)
  • 14.Основные формы феодальной собственности на землю в XV – XVII веках. Права крестьян на землю.
  • 15. Юридическое оформление крепостного права в России
  • 16.​Соборное уложение 1649 г.
  • 17.Вещное и обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 18.Наследственное и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 19.Уголовное право по Соборному Уложению 1649 года.
  • 20.​Абсолютная монархия в России
  • 20.​Развитие государственной системы в период просвещенного абсолютизм.
  • 22.Государственные реформы периода «просвещенного абсолютизма»: губернская, местной администрации, судебная, полицейская (Устав благочиния 1782 г.).
  • 23. Гражданское, наследственное и семейное право в первой четверти xviiIв.
  • 24. Воинские артикулы 1715 г. Общая характеристика.
  • 25. Эволюция судебного процесса в период абсолютизма. Система судебных органов (Сенат, юстиц-коллегия, надворные и нижние суды).
  • 26. Правовое положение сословий в хviii веке. Жалованные грамоты 1785 года. Личные и имущественные права подданных.
  • 27. Судопроизводство во второй половине XVIII в – первой половине XIX века. Развитие полицейского аппарата.
  • 29. Реформы 60-х – 70-х гг. XIX в.: цели, содержание, результаты, значение.
  • 30. Отмена крепостного права в России: правовые принципы крестьянской реформы1861 г. И их реализация.
  • 31. Формирование всесословного самоуправления: земская реформа 1864г. И городская реформа 1870г.
  • 32. Судебная реформа 1864 года.
  • 33. Военная реформа 1874 года.
  • 34. Контрреформы 80-90-х гг. XX в.
  • 35. Уголовное право и процесс в конце XIX – начале XX века. Уголовное уложение 1903 г.
  • 36. Формирование конституционной монархии в России: Манифест 17 октября 1905 г., Основные законы 1906 года. Власть Императора.
  • 37. Государственная Дума в России в начале XX века: образование, полномочия, избирательные законы.
  • 38. Система государственного управления в России в период буржуазно-демократической республики (март 1917 г. – октябрь 1917 г.).
  • 39. Учредительное собрание: история созыва, задачи, партийный состав; отношение Временного рабоче-крестьянского правительства.
  • 40. Октябрьская революция 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его решения.
  • 41. Формирование советской судебной системы. Декрет о суде № 1, 2, 3.
  • 42. Создание основ советского права (октябрь 1917 г. – июнь 1918 г.). Декреты в сфере гражданского, трудового, семейного и уголовного права.
  • 43. Создание основ социалистической экономики и формы ее правового регулирования (октябрь 1917г. - июнь 1918 г).
  • 44. Первый этап кодификации советского права: кзот 1918г., кзагс 1918. Руководящие начала по уголовному праву 1919.
  • 10 Декабря 1918 г.
  • 45.. Конституция рсфср 1918 года. Разработка, основные принципы, система органов власти и управления, права граждан.
  • 47. Проблемы государственного строительства в 1917 – 22 годах. Создание ссср.
  • 48. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Общая характеристика Уголовного кодекса 1922 года. Уголовно-процессуальный кодекс.
  • 49. Кодификация советского права в 1922-1923 годах. Основные принципы Гражданского и Земельного кодекса 1922 года.
  • 50. .Формирование и законодательное закрепление однопартийной системы в России после октября 1917 года.
  • 51. Судебно-правовая реформа 1922-1924 гг.
  • 52. Конституция ссср 1924 года. Разработка, структура, система органов власти и управления Союзом. Права союзных республик
  • Декларация об образовании ссср
  • Договор об образовании ссср
  • 53. Развитие земельного и колхозного права в 1920-х - первая половина 1930-х годов. Первые уставы сельхозартели.
  • 54. Преобразования в государственном аппарате в период социалистической реконструкции (1927 - 1932 гг.). Формирование административно-командной системы управления народным хозяйством.
  • 55.Кодификация советского права в 1920-е годы. Кодекс законов о труде рсфср. Трудовое право.
  • 56.Уголовное право и процесс в 1920-е гг. Уголовный кодекс рсфср 1922 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1923 г.
  • 60. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Гражданское право, трудовое, семейное, колхозное право.
  • 61. Изменения в советском праве в годы Великой Отечественной войны. Уголовное и судебное право.
  • 62. Перестройка государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления.
  • 63. Изменения политического режима в ссср в 1930 - 1940-х годах. Сращивание партийного и государственного аппарата. Установление режима личной власти.
  • 64. Внешнеполитическая деятельность советского государства в первое послевоенное десятилетие.
  • 65. Деятельность судебных органов в первое послевоенное десятилетие.
  • 66. Основные тенденции развития хозяйственного (гражданского), колхозного и трудового права (1945-1955 гг.)
  • 67. Уголовное право и процесс в первое послевоенное десятилетие.
  • 68. Советская Федерация в 1936-1950 годах. Создание новых советских республик. Проблемы автономий и национальных меньшинств.
  • Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные палаты, правительствующий сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, . институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципал выборности и участия населения в отправлении правосудия.. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную с илу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей. Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены. 2. 15 февраля 1918г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции - окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей, приговоры по уголовным делам - в составе двенадцати заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок. 3. 13июля 1918 г. СНК был принят ^ Декрет о суде №3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве. В ноябре 1918г. ВЦИК утвердил ^ Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей. Защита и обвинение были возложены на коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи. 4. Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии. С созданием местных судов и в соответствии с Декретом СНК от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были направить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.



  •  

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!