Основные признаки государственной службы российской федерации. Система государственной службы в рф. Сущностные признаки государственной службы

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья посвящена определению понятия «гражданский служащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - 1982. - Т. 4. - С. 224.

Законодательное закрепление понятия «гражданский служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы, но и для восстановления российских исторических традиций - «чести в службе Отечеству».

Предусмотренное п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминации по признаку партийности, национальности, социального происхождения и т.п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного гражданского управления и соответствующая «пирамида» должностных лиц. От гражданских служащих всех уровней требуется осуществление части компетенции органа государственной власти и управления, закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных интересов. Чем большим объемом полномочий обладает гражданский служащий, чем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде» власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.

Принципами гражданской службы являются:

  • 1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • 2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
  • 3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
  • 4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  • 5. стабильность гражданской службы;
  • 6. доступность информации о гражданской службе;
  • 7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • 8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностей гражданской службы.

Законодатель подразделяет все должности государственной гражданской службы на категории и группы.

В части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно, и объем юрисдикционных полномочий у этих категорий неодинаков. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. - 2002. - № 12. - С. 11 - 24.

Должности руководителей выделяются из общей системы должностей государственной гражданской службы наличием широких административно-распорядительных полномочий совершать действия, влекущие юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.

Соответствие статуса должности руководителя и системы квалификационных требований, предъявляемых к этой должности, призвано обеспечивать эффективное исполнение полномочий государственного органа. Поэтому статут должности руководителя определяется в законах, подзаконных актах о соответствующем государственном органе. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации//Государство и право. - 2003. - № 9. - С. 19.

Следующая категория должностей гражданской службы - это должности, учреждаемые «для содействия» лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Это так называемые патронажные должности гражданской службы (от лат. patronus - покровитель).Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. - 2004. - № 6. - С. 27.

Гражданские служащие на данные должности подбираются исходя из принципа властно-политической преданности и в соответствии с персональными рекомендациями. Учитываются их предшествующие личные действия в поддержку власти, прошлая политическая ориентация, социальное и семейное происхождение и положение.

Должности помощников (советников) - это должности гражданской службы, замещаемые по личному решению патрона. В Российской Федерации все лица, замещающие государственные должности, а также руководители государственных органов вправе самостоятельно принимать на гражданскую службу граждан из числа доверенных лиц на должности помощников, советников и др.

Например, в федеральном министерстве министр - государственная должность Российской Федерации, не относится к должностям гражданской службы; помощник, советник, консультант, секретарь министра - должности категории помощника. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М., 2000. - С. 223.

Следующая категория должностей гражданской службы, которые выделяются в Законе, - это должности специалистов. В Администрации Президента РФ, например, к этой категории должностей гражданской службы, относятся должности начальника отдела в составе управления Администрации Президента РФ, консультанта, специалиста-эксперта, референта и т.д. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. - М., 1999. - С. 124 - 125.

Должности гражданской службы категории «специалист» в аппарате федерального органа исполнительной власти - главный, ведущий, старший, младший специалисты. Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, но учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, так же, как и включаются в штатные расписания.

Согласно Закону должности вспомогательно-технического (обеспечивающего) персонала также являются должностями государственной гражданской службы. К их числу относятся должности специалистов в области организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Эти должности также предусматриваются в штате государственного органа, и на лиц, замещающих их, распространяется статус гражданского служащего и соответственно льготы, гарантии и компенсации, ограничения и ответственность, установленные для гражданских служащих. Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы/Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. - М., 2004. - С. 81.

Законодатель подразделяет все должности гражданской службы на 5 групп:

  • 1) младшие;
  • 2) старшие;
  • 3) ведущие;
  • 4) главные;
  • 5) высшие.

Между тем не все категории должностей гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты» имеются лишь четыре группы должностей: главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело в категории должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют не только группы младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на рисунке 4. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Все принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:

  • · быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;
  • · хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;
  • · знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;
  • · владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;
  • · иметь общую и профессиональную подготовку;
  • · знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

По смыслу законодательного определения государственной гражданской службы, государственная гражданская служба Российской Федерации характеризуется следующими признаками:

  • · наличие у государственного гражданского служащего соответствующего профессионального образования и соответствующей специализации;
  • · установление испытательного срока, для лица, впервые принятого на государственную должность государственной службы, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и иной специализации;
  • · двусторонность гражданской службы: она осуществляется на уровне Российской Федерации, федеральных государственных органов и на уровне субъектов Российской Федерации и их государственных органов;
  • · установление особых условий прохождения государственной гражданской службы;
  • · гражданин поступает на государственную гражданскую службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

Государственная гражданская служба - это особый вид службы, осуществляющий социально-культурное обслуживание людей, управленческую деятельность и обеспечение деятельности органов государственной власти.

В научной литературе не существует единственного подхода к определению понятия гражданской службы. Так, по мнению В.Д. Граждан государственная гражданская служба -- это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов. Ю.Н. Старилов считает, что государственная гражданская служба РФ -- это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Государственная гражданская служба в первую очередь направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления. Государство реализует свои функции через деятельность профессиональных специалистов государственного управления, государственных служащих. Следовательно, можно дать другое определение понятия государственной гражданской службы, которое связывают с деятельностью сотрудников государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства.

Тем не менее, многие ученых соглашаются с законодательным определением государственной гражданской службы, закрепленным в статье 3 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

Профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ - именно так представляется государственная гражданская служба в соответствии с законодательством.

На основе законодательного определения гражданской службы можно выделить основные отличительные признаки:

1. Одним из главных признаков государственной гражданской службы является профессиональная деятельность, а именно, гражданская служба должна выступать в качестве основного вида деятельности, осуществляться непрерывно и основываться на специальных навыках и знаниях;

2. Государственная гражданская служба осуществляется государственными служащими, правовой статус которых определен законом и иными нормативными актами, в государственных органах, которые определяются Конституцией РФ и федеральными законами;

3. Только граждане России имеют право проходить государственную гражданскую службу;

4. Государственная гражданская служба осуществляется для решения государственных задач и в целях обеспечения полномочий федеральных государственных органов, и государственных органов субъектов Федерации.

Кроме понятия и признаков государственно власти также следует рассмотреть принципы, на которых основывается правовое регулирование данного вида деятельности.

Государственная гражданская служба, как разновидность государственной службы основывается на общих принципах, закрепленных в Законе о системе государственной службы. Общие принципы способствуют развитию законодательства о государственной службе, делают стабильными все государственно-служебные отношения, а также способствуют совершенствованию взаимоотношений, складывающихся между госслужащими и гражданами.

Специальные принципы определяют особенности государственно-служебных отношений в соответствующей сфере. Принципы гражданской службы закреплены в статье 4 федерального закона «О государственной гражданской службе РФ»:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2. Единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3. Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4. Профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5. Стабильность гражданской службы;

6. Доступность информации о гражданской службе;

7. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8. Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, как принцип гражданской службы, имеет свое непосредственно конституционное закрепление. Принцип единства должен обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

Равенство доступа граждан к гражданской службе, как принцип, закреплено в Конституции РФ. Исключение из этого принципа составляют лица:

ѕ признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; осужденные по приговору суда, и имеющие непогашенную судимость; отказавшиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; имеющие заболевания, препятствующие поступлению на гражданскую службу; не имеющие российского гражданства;

ѕ состоящие в близком родстве с гражданским служащим, если замещение должности связано непосредственной подчиненностью;

ѕ представившие подложные документы или ложные сведения при поступлении на службу;

ѕ не представившие сведения, или представившие заведомо ложные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Принцип стабильности означает стабильность законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения, независимость государственных служащих от политической ситуации. Принцип доступности информации о гражданской службе и взаимодействия с организациями и гражданами означает гласность и прозрачность службы для общества, доступность общественному контролю, объективное информирование граждан о деятельности государственных органов и госслужащих. Принцип защищенности защищает госслужащих от влияния на объективность и законность принимаемых ими решений, а также способствуют предупреждению и пресечению коррупции в системе государственно-служебных отношений.

Государственная служба - это организационно-функциональная основа государства. Ее суть заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности .

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как род деятельности человека.

Как правовой институт , государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения . Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяя нормы конституционного, административного, финансового, уголовного трудового права. Основное его содержание составляют нормы административного права. Они устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.

Как вид органов государства , государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых, для реализации возложенных на него задач . Существуют Служба внешней разведки РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности РФ и др.

В организационном отношении государственная служба динамична, управляема. Путем издания нормативных правовых актов государство может менять конкретные компоненты ее системы, в частности, уточняя круг осуществляющих ее субъектов.

Данное обстоятельство в немалой степени повлияло на трактовку государственной службы, как рода деятельности. Так, при отсутствии однозначного определения государственной службы в нормативных правовых актах в юридической литературе она понималась в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях, оплачиваемая из бюджетных средств. Например, государственными служащими признавались и учитель школы, и врач, и министр и т.п. Данное определение было характерно для советского периода государственного строительства в России. Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле. Она рассматривается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе стали относиться только лица, замещающие государственные должности в государственных органах (при этом учителя и врачи не были включены в перечень таких должностей). Следовательно, как род деятельности - государственная служба есть ни что иное, как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения государственных полномочий .

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 1) устанавливает, что государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации, в целом;

    федеральных органов государственной власти;

    субъектов Российской Федерации;

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (Президент РФ, депутаты, министры, судьи);

    лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации (например, губернатор края или области).

Причем Федеральный закон «О системе государственной службы» установил, что он не регулирует деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. Следовательно, значительный круг лиц, занимающих государственные должности не отнесены к государственным служащим. Государственные должности РФ - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов , лица их замещающие не являются государственными служащими . Это, например, должности, непосредственно установленные Конституцией РФ: Президента РФ (ст. 11, 80); Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации (ст. 101); Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 101); федеральных министров (ст. 110); судей федеральных судов (ст. 128); депутатов (статья 97, 98) и др. Полный перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации 1 . Государственные должности субъекта РФ - это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ , например, руководители субъектов РФ и их органов государственной власти, мировые судьи 2 .

Особенности их правового статуса закрепляются в Конституции РФ и соответствующих федеральных конституционных законах и федеральных законах. Так, правовое положение Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правовое положение председателя, его заместителя и судьи федерального суда определяется Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Государственные должности следует отличать от должностей государственной службы . Государственными служащими являются лишь те, кто замещает должности государственной службы . Например, это помощники, пресс-секретари, советники и референты Президента РФ, губернатора Красноярского края; помощники, советники и консультанты депутатов Федерального Собрания РФ и Законодательного Собрания Красноярского края; руководитель (директор), советник и специалист департамента федерального министерства; руководитель, советник, консультант и специалист департамента Совета администрации Красноярского края; помощник судьи, специалист, секретарь судебного заседания; начальник отдела и специалист прокуратуры. Именно они признаны государственными служащими. В Законе определено, какие должности относятся к государственным должностям государственной службы, а их перечень подлежит внесению в Реестр государственных должностей федеральной государственной гражданской службы РФ, утверждаемый Президентом РФ 3 .

Реестр необходим прежде всего для того, чтобы установить порядок учреждения должностей федеральной государственной гражданской службы. Правовой статус лица, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы возникает не с момента ее учреждения, а с даты включения в Реестр и сохраняется до того момента, пока она числится в Реестре.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

    государственная гражданская служба;

    военная служба;

    правоохранительная служба.

Кроме того, государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Военная и правоохранительная служба являются исключительно видами федеральной государственной службы.

Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .

В зависимости от принципа разделения властей различается государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остается служба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и некоторых других органах, которая также является государственной. К числу лиц, проходящих государственную гражданскую службу, относятся, например, сотрудники Администрации Президента РФ, аппарата Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ, органах государственной власти субъектов РФ (например, в Совете администрации Красноярского края) и других государственных органах, за исключением, так называемых, силовых ведомств. Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Следует обратить особое внимание на такую разновидность трудовой деятельности, как альтернативная гражданская служба , которая осуществляется в интересах общества и государства взамен военной службы по призыву. Этот вид службы предусмотрен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», а сама такая деятельность регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных названным законом. Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет гражданин в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Местом прохождения такой службы могут быть:

организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти;

организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, - 21 месяц.

Военная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства 4 .

Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. № 76–Ф3 «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999г.№ 1237.

Так, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» четко определяет, в каких структурах она осуществляется. Согласно этому Закону военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях и т.д.

К военнослужащим относятся :

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Правоохранительная служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина 5 . Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Хотя согласно статье 19 закона приведенное определение применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, - единую для всех субъектов ее осуществления - на сегодняшний день отсутствует. Проект Федерального закона «О правоохранительной службе», внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы пока еще не принят, перечень органов, в которых, осуществляется прохождение правоохранительной службы нормативно не закреплен, правовой статус сотрудников правоохранительных органов регламентируется разрозненными, отличающимися по своей юридической силе нормативными правовыми актами. По формальным признакам к правоохранительной можно отнести службу в таможенных органах, в органах и учреждениях исполнения наказаний, в органах, осуществляющих контроль за оборотом наркотиков, службу судебных приставов и, конечно же, службу в органах внутренних дел. Вместе с тем, этот перечень не является исчерпывающим, так как нет полной уверенности в том, можно ли к этому виду службы относить службу в прокуратуре, ФСБ, МЧС и судах. По смыслу Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45–ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» правоохранение осуществляют: прокуроры; следователи; лица, производящие дознание; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; сотрудники ОВД, сотрудники органов ФСБ; сотрудники органов по контролю за оборотом наркотиков. Однако, окончательный однозначный ответ на вопрос о том, службу в каких органах следует считать правоохранительной, можно будет дать только после принятия соответствующего федерального закона и утверждения Президентом РФ перечня типовых должностей правоохранительной службы.

Служба в ОВД, которая интересует нас в наибольшей степени, в настоящее время регулируется двумя основными нормативными правовыми актами: Законом РФ «О милиции» и Положением о службе в ОВД. Оба этих документа были приняты достаточно давно (1991 и 1992 г.г.) в период советского государства, которого уже не существует. Отдельные положения этих нормативных актов противоречат друг другу и, естественно не отвечают изменившимся социально-политическим условиям.

Выводы

Понятие «государственная служба», в юридической литературе, толкуется по-разному: как социально-правовой институт, как вид органов государства и как вид деятельности человека. Так в первом случае - это совокупность норм регулирующих однородные отношения, во втором - организационно-структурное образование, в третьем - род общественно-полезной деятельности.

Таким образом, законодательством Российской Федерации создана система законодательства о государственной службе, в которую входят федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ. Федеральная государственная служба включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную. Субъектами РФ осуществляется только государственная гражданская служба, действующая в соответствии с федеральным законодательством о государственной службе и законодательством субъектов РФ на основе их компетенции.

ГС – профессиональная служебная деятельность граждан РФ в ОГВ на должностях ГС по обеспечению исполнения полномочий в государственных органах и лиц замещающих гос. органы.

Признаки:

    один из видов служебной деятельности в обществе;

    разновидность публичной службы;

    профессиональная деятельность;

    является именно государственной, которая осуществляется в ОГВ и некоторых организациях (службах), реализующих функции государственных органов;

    деятельность по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, гос.органов и лиц замещающих гос.должности;

    осуществляется, как правило, гражданами РФ (искл. Является военная служба на которой могут быть и иностранные граждане);

    деятельность связана с замещением определенных должностей – должностей гос.службы;

    наличие должности в соответствующем реестре должностей гос.службы;

    аппосредуется правом ГС;

10.деятельность возмездная.

Принципы ГС:

В юридической литературе под принципом гос.службы понимают основополагающие идеи, ззззззззззззззззззззззустановления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно-обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций гос.сл., полномочий гос.сл., действий в системе государственной службы.

Федеральным законом «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» установлены следующие принципы государствен­ной службы:

1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными ин­струкциями при исполнении государственными служащими долж­ностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федера­ции. Конституция предполагает формирование такой системы, в кото­рой высшей юридической силой обладает главный закон государст­ва - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, непо­средственность их действия. Это новое положение в российском зако­нодательстве обязывает государственных служащих признавать, со­блюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для пра­вового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав , свобод и законных интересов граждан.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает, с одной стороны, последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной служ­бы, а с другой - разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие мест­ные условия, включая национальные особенности. Такими актами ус­танавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения госу­дарственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.

4. Принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представитель­ного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государст­венной службе.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе за­креплен в ч. 4 ст. 32 Конституции. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускаются какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность досту­па к государственной службе обусловлена лишь российским граждан­ством, возрастом и другими требованиями, установленными для госу­дарственных служащих.

6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, явля­ется одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Бла­годаря этому создаются реальные условия для исполнительской дис­циплины во всех звеньях государственного механизма.

7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.

8. Принцип профессионализма и компетентности - основной крите­рий, который используется при отборе кандидатов на вакантную госу­дарственную должность государственной службы. Предпочтение отда­ется наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организатор­ские способности.

9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и ре­шение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности го­сударственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

10. Принцип ответственности государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, за исполнение своих должност­ных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответст­венности государственных служащих за порученное дело.

11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государствен­ной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служа­щие не могут при исполнении должностных полномочий руководство­ваться решениями политических партий и движений, иных обществен­ных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняе­мые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.

12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означа­ет относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качествен­ного функционирования государственных органов.

Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья посвящена определению понятия «гражданский служащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело.

Законодательное закрепление понятия «гражданский служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы, но и для восстановления российских исторических традиций – «чести в службе Отечеству».

Предусмотренное п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминации по признаку партийности, национальности, социального происхождения и т.п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного гражданского управления и соответствующая «пирамида» должностных лиц. От гражданских служащих всех уровней требуется осуществление части компетенции органа государственной власти и управления, закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных интересов. Чем большим объемом полномочий обладает гражданский служащий, чем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде» власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.

Принципами гражданской службы являются:

1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5. стабильность гражданской службы;

6. доступность информации о гражданской службе;

7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностей гражданской службы.

Законодатель подразделяет все должности государственной гражданской службы на категории и группы.

В части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно, и объем юрисдикционных полномочий у этих категорий неодинаков.

Признаки государственной гражданской службы:

1. Является частью государственной службы.

2. Является службообразующей категорией.

4. государственные должности учреждаются ФЗ или указами Пр-та, либо з-нодат-вом субъекта РФ.

5. учреждение государственной должности должно иметь внешнюю форму этого учреждения (реестр).

6. учреждённая должность замещается определенным физическим лицом.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!