Описание метода гирлянд случайностей и ассоциаций. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций для поиска креативных решений

Цель креативной техники «Метод гирлянд и ассоциаций», заключается в подготовке психологии человека к моменту «озарения»

План действий

1. Изучить приведенный ниже пример алгоритма применения метода для расширения ассортимента часового завода.

2. Применить данный креативный метод для своей задачи.

Описание

На самом деле креативная техника «Метод гирлянд и ассоциаций» — это модификация метода морфологического анализа .

Если не пугаться названия, то оказывается, что это — простая и эффективная творческая техника, позволяющая делать даже обычную работу интересной и получать отличный творческий результат в выходе. На определенных этапах творческой задачи этот метод работает особенно эффективно, и благодаря простоте может использоваться без предварительной подготовки. Все, что от нас требуется - это хорошо понимать ту область, для которой формулируется задача.

Морфологический анализ (автор - астрофизик Фриц Тсвикки) можно отнести к аналитическому поколению творческих методов, созданных в период Второй мировой войны. О морфологическом анализе написано много, но многие из этих описаний страдают сложностью изложения. Постараемся описать алгоритм применения метода морфологического анализа максимально просто!

Область применения морфологического анализа - решение творческих задач в многовариантном поле. Разнообразие возникает, в частности когда область уже хорошо изучена - как типичный пример. С одной стороны ситуация вам как бы намекает: «Что вы, здесь уже всё давно придумано! » Но как раз для таких хорошо изученных ситуаций метод морфологического анализа лучше всего и работает!
Покажем на примере как можно использовать эту креативную технику для разработки нового дизайна буклета.
Перед тем как приступить к работе не забывайте формулировать задачу и главные требования точно.

В нашем примере - «Создать буклет презентации для VIP-клиентов страховой компании, бюджет неограничен»

Инструкция:
1. Начертите таблицу, приблизительно 5 колонок на 10 строк являются оптимальным.

2. В первом ряду выписывают основные параметры задачи. Например, если это – покрытие, материалы, качество бумаги, дизайн буклета: формат, стиль, окончание, упаковка.

3. Заполните разряды стола с вариантами этих параметров. (Например, материалы: мелованная бумага, бумага дизайна, бумага ручной работы с тиснением, и т.д., калька, алюминий, пластмасса, шелк, наждачная бумага и так далее). Варианты надо попытаться придумать самые неожиданные и интересные, в течение минуты. В то же время вы всегда можете возвратиться снова к этому этапу.

4. Теперь случайно комбинируйте отдельные клетки в столбцах чтобы посмотреть, что получается и насколько это соответствует задаче. Например: квадратный формат, черная бумага дизайна с цветной калькой, c серебряным тиснением по краям, покрытием от полированного алюминия с незаметной гравюрой названия любимой яхты генерального директора, дизайн в готическом стиле. (Если для кого-то вопрос бюджета более актуален, чем в приведенном примере, просто отразите это в формулировке задачи). Поскольку мы не швейцарцы, мы не попытаемся затронуть, все варианты - выбирайте самые удачные и достойные дальнейшей проработки. Не забывайте выписывать понравившиеся варианты, стараясь сейчас не подвергать их никакой критике.

5. Когда достаточно вариантов собрано, выберите самые подходящие (если решение принято не Вами, предложите некоторые варианты).

Как мы видим, все удивительно просто. Секрет успеха применения креативной техники заключается в выборе небольшого количества самых существенных параметров , что тем не менее даёт при комбинировании массу интересных, действительно креативных сочетаний, а также в хорошем знании предмета .

Остальное - вопрос времени.

На выполнение этой креативной техники вам потребуется 30-40 минут

Пример использования

Эффект всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не в столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психологии человека к моменту «озарения», в установлении связи между сознанием и подсознанием, и естественно с привлечением интуиции.

Существуют приемы:

— свободных ассоциаций;

— детерминированных ассоциаций.

Ассоциации различают по сходству, контрасту, смежности.

АЛГОРИТМ

(пример: расширение ассортимента часового завода)

Определение синонимов объекта

Часы- будильник – секундомер — хронометр

Выбор случайных объектов (случайные слова из словаря)

Подснежник

Транспарант

Составление комбинаций из элементов гирлянды («1» ++ «2»)

· часы с кассетой,

· часы с подснежником,

· часы на транспаранте,

· часы в постели, часы в войлоке,

· будильник с кассетой,

· будильник для постели,

· будильник с войлоком,

· секундомер с кассетой и т.д.

Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков в течение ограниченного времени (2-3 мин.) – описать «2»

Подснежник Голубой, маленький, пахучий

Войлок Плотный, колючий, теплый

Кассета Пластмассовая, хрупкая, музыкальная.

Постель Чистая, мягкая, теплая, широкая.

Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. («1» ++ «4»)

пластмассовые часы,

хрупкий будильник,

голубые часы,

музыкальные часы,

маленькие часы,

будильник с запахом,

большие часы,

тяжелый будильник,

красочный секундомер чистые часы,

мягкий будильник,

теплые часы,

широкий секундомер,

теплый секундомер,

плотные часы,

колючий будильник и т.д.

Генерирование последовательности ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов («4»)

Тяжелый Гиря — спорт — соревнования — призы

Пластмассовый Пластмасса — ручка — бумага — огонь

Красочный Журнал — компьютер — дискеты — программы

Хрупкий Стекло — стакан — вода — дождь

Пахучий Духи — дамы — цветы — весна

Голубой Небо — солнце — лето — жара

Генерирование новых идей (синтез последовательности ассоциаций и синонимов модернизируемого предмета) («1» + «6»)

часы в ручке,

огненные часы,

стеклянные часы,

водные часы,

солнечные часы,

часы в духах,

женские часы,

цветные часы,

спортивные часы, призовые часы,

стеклянный будильник,

водный будильник,

призовой будильник,

водный секундомер,

компьютерный секундомер

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор — Генрих Язепович Буш . Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта .

Рассмотрим реализацию метода на примере, приведенном автором.

1.Определяем синонимы объекта. Объектом избран стул, чтобы предложить новые модификации мебельщикам. Возможная гирлянда синонимов: стул — кресло — табурет — пуф — скамейка .

2.Произвольно выбираем случайные объекты, образуем гирлянду из слов, выбранных наугад, например: электролампочка — решетка — карман — кольцо — цветок — пляж .

3.Составляем комбинации по первым двум шагам, объединяем каждый рассматриваемый объект с каждым случаем: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов и т.д.

4. Составляем таблицу признаков случайных объектов.

Объект

Признаки случайных объектов

Электролампочка

Стеклянная, свето- и теплоизлучающая, электрическая, колбообразная, с цоколем, с электроконтактами, матовая, цветная

Решетка

Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми ячейками из разных по материалу элементов

Карман

Передний, боковой, задний, наружный, внутренний, накладной, ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника

Кольцо

Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, кольцо Сатурна, для птиц

Цветок

Одноцветный, многоцветный, душистый, чашеобразный, пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрывающийся, полевой, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный, волосистый

Пляж

Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный


5. Генерируем идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. Например, если взять только признаки электролампочки, можно получить стеклянный стул, тепло излучаю шее кресло, колбообразный пуф и т.д.

6. Генерируем гирлянды ассоциаций. Поочередно из внесенных в таблицу признаков образуем цепочки ассоциаций.

7. Генерируем новые идеи. К элементам гирлянлы синонимов объекта поочередно присоединяем элементы гирлянд ассоциаций, например: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табуретка для бабушки, кресло для лечения ревматизма, кресло, защищающее от солнца, и т.д. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е. сочетания, лишенные рационального содержания.

8. Выбираем альтернативу. Принимается решение: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных (продуктивных) идей?

10. Отбираем оптимальный вариант. Решается, какой объект нужен для выпуска: например, элипсообразное пластмассовое кресло с зонтиком (для пляжа) со встроенными часами и радиоприемником.?


Пояснение. Поскольку ассоциации это отдаленные, не прямые взаимосвязи предметов и явлений действительности, возникающие в сознании на уровне ощущений, представлений, образов, установление этих связей зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей.

Цепочка (гирлянда) ассоциаций, создаваемая специально, позволяет представить (охватить) различные возможности, характеристики и функции объекта: эргономические, психологические, эстетические и др.

Покажем на примере, как создаются гирлянды ассоциаций. Электролампочка стеклянная. Что напоминает слово стеклянная? Может быть, волокно. Что оно напоминает? Кому-то плетение, вязание. У кого-то это ассоциируется с бабушкой, лечащей ревматизм на курортах юга, где от жары можно укрыться в тени, и т.д. Цепочка может быть такой: стекло — волокно — вязание — бабушка — ревматизм — курорт — юг и т.д. Если брать другие возможные сочетания объектов и признаков (а их около 100) и считать, что каждая гирлянда в среднем содержит 40 элементов, то их уже будет 4000.

Между двумя совершенно различными, несвязанными понятия­ми (словами) можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Возьмем два, различных понятия—«древесина» и «мяч».Осуществим ассоциа­тивный переход: «древесина» — «лес», «лес» — «поле», «поле» — «футбольное», «футбольный» — «мяч». Или такие два понятия, как «небо» и «чай»: «небо» — «земля», «земля» — «вода», «вода» — «пить», «пить» — «чай».

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй — из 10 2 , третий — из 10 3 , четвертый—из 10 5 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Изобретательство связано с поиском отдаленных аналогов, пе­реносом знаний из одной области в другую, интерпретацией нового посредством известных понятий, поэтому в нем трудно обойтись без обходных слов, переносного смысла, метафорических выражений, которые вызывают новые ассоциации. Последние разделяют по сходству, контрасту, смежности и смыслу. Ассоциации по сходст­ву —это материал для эвристической аналогии; по контрасту — для эвристической инверсии; по смежности—для преобразования в пространстве и времени; по смыслу — для семантической интер­претации проблемной ситуации, установления причинно-следствен­ных связей между техническим объектом, его элементами, челове­ком, средой и т. д.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять про­стые виды: бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы, содержащие проти­воречие («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки («туман над лесом» — косынка).

Метафоры могут служить подсказкой для нахождения изобре­тательской идеи. Но их непосредственное использование требует ярко выраженных способностей к нешаблонному мышлению. Для облегчения этого процесса берут на вооружение прием интерпре­тации значения метафор в технических терминах. Одновременно с целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций), т. е. семантически взаимосвязанным цепочкам. Чаще всего приме­няют две их разновидности: а) концентрированные гирлянды (гроз­ди), различным образом выражающие одно и то же ключевое по­нятие; б) гирлянды последовательных метафор (ассоциаций), при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.

Если одно ключевое слово «воздух», то гирлянда концентриро­ванных метафор может быть такой: «воздух»—«невидимая среда» (метафора-аналог)—«материальный дух» (метафора-катахре­за)—«что топором не перерубишь?» (метафора-загадка). Ин­терпретацией гирлянды служат понятия: вакуум, спирт, пневмо­транспорт, луч, тень, ветер, электричество и т. д. Приведенные понятия являются отдельными аналогами ключевого слова и ис­пользуются для его анализа в контексте задачи с целью нахожде­ния идеи решения.

Применение последовательных гирлянд метафор дает еще более отдаленные аналогичные (или противоположные) понятия. Пре­имуществом метафорического мышления является его высокий уро­вень оригинальности. Генерирование метафор требует приобрете­ния навыков, но легко поддается формализации.

Вопросы

  1. Чем отличается метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов?
  2. В чем сущность понятия гирлянда ассоциации?
  3. Назовите последовательность решения творческих задач методом гирлянд ассоциаций.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода фокальных объектов. Этот метод, разработанный в нашей стране, помогает найти большое количество подсказок для развития и выявления идей новых, совершенно необычных товаров широкого потребления, расширения их ассортимента, предложить принципиально новые подходы к конструированию машин и оборудования с помощью ассоциаций.
Метод реализуется следующим образом.
Определяются синонимы объекта. Их последовательность (в произвольном порядке) образует первую гирлянду. Вторая гирлянда образуется из взятых наугад слов. К каждому слову составляется перечень его признаков. Генерирование идеи происходит путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Если при этом случайно возникает приемлемая идея (например, новой конструкции), то дальше можно не продолжать. В противном случае гирлянды ассоциаций генерируют из признаков случайных объектов. Затем к элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций, что дает новый толчок генерации идей. После этого решают вопрос о необходимости продолжения генерирования гирлянд ассоциаций, оценивают и выбирают рацио-нальные варианты идей. Завершается реализация метода отбором оптимального решения.

Еще по теме Метод гирлянд случайностей и ассоциаций:

  1. О работе Ассоциации и основных направлениях деятельности Ассоциации на 2009 год Выступление на III съезде Ассоциации юристов России (3 февраля 2009 г.)
Системное решение проблем Лапыгин Юрий Николаевич

14.7. Метод гирлянд ассоциаций

Если идея с самого начала не абсурдна, то у нее нет никакой надежды.

Альберт Эйнштейн

Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов и включает процедуры, отраженные на рис. 14.8.

Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например: стол – парта – бюро – пюпитр…). Затем происходит выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда этих существительных (например: карандаш – окно – пол – лампа…).

Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Причем некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш – стол в виде окна – стол, совмещенный с полом, – стол в виде лампы…).

Далее составляется список признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных, что позволяет сформировать гирлянду признаков, например: карандаш деревянный – музыкальный – цветной – …; окно пластиковое – прозрачное – голубое – …. Затем осуществляется комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи по решению проблемы, например: стол деревянный (в виде дерева), музыкальный (с встроенным плейером), цветной (меняющий цвет в зависимости от времени суток или освещенности помещения).

Для генерирования гирлянд свободных ассоциаций исходным моментом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу элементов гирлянд признаков. А сами гирлянды образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово…?». Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово «зеленый»?» – «О траве». – «О чем напоминает трава?» – «О поле». – «О чем напоминает поле?» – «О холоде». И т. д. Гирлянда ассоциаций содержит слова «трава», «поле», «холод».

Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций позволяет получить новые варианты решения проблемы.

Необходимость продолжения ассоциаций определяется по результатам анализа всех полученных вариантов решений. Если решений достаточно, то осуществляется выбор оптимального варианта. В противном случае генерируются вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи.

В любом случае необходимо осуществить классификацию всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются, рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных.

Из книги Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только автора Вуйма Антон

Из книги Рекламный текст. Методика составления и оформления автора Бердышев Сергей Николаевич

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Приложение Рабочий словарик ассоциаций (Составлен по «Словарю ассоциативных норм русского языка» и электронному ресурсу www.busbook.narod.ru) БАБУШКА: сильные ассоциации – дедушка, старая, старенькая, добрая, моя, старушка, хорошая, внучка, милая; средние ассоциации – седая,

Из книги iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса автора Галло Кармин

Из книги Инструменты McKinsey. Лучшая практика решения бизнес-проблем автора Фрига Пол

Метод Кавасаки Джобс использует сценический реквизит на каждом выступлении, обычно во время демонстраций. В книге «Путь Macintosh» («The Macintosh Way») Гай Кавасаки пишет, что мастера коммуникаций всегда организуют хорошие демонстрации. «Хорошая демонстрация стоит не очень

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Метод McKinsey Модель обслуживания клиентов McKinsey ориентируется на отношения, а решающий фактор удержания клиентов – оправдать и превзойти их ожидания. Рассмотрим, как Фирма этого добивается. Тщательно планируйте внедрение рекомендаций. McKinsey понадобилось немало времени,

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Метод McKinsey Маккинзиевцы охотно рассказывали о том, как они шли по тернистому пути к успеху в Фирме. Найдите себе наставника. Воспользуйтесь опытом других – найдите среди старших сотрудников организации человека, который сможет быть вашим наставником. Даже если в вашей

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Метод McKinsey Маккинзиевцы часто жалуются, что у них нет времени на личную жизнь. Но все равно они смогли предложить две рекомендации на эту тему. Как относиться к командировкам. В современном бизнесе не обойтись без поездок. Попытайтесь увидеть в командировках интересные

Метод гирлянд ассоциаций и метафор – эвристический метод тех. творчества, представляющий собой развитие метода фокальных объектов .

Метод гирлянд ассоциаций и метафор включает следующие процедуры:

  1. определение синонимов объекта, в результате к-рого образуется гирлянда синонимов (напр., стол-бюро-парта-...);
  2. выбор случайных существительных, при помощи к-рых генерируется гирлянда случайных существительных (напр., карандаш-стул-...);
  3. комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (напр., стол как карандаш-стол в виде стула-...);
  4. составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (п.2). Эти списки являются гирляндами признаков (напр., карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...);
  5. комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (напр., стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...);
  6. генерирование гирлянд свободных ассоциаций.
    Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (напр.: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д.
    Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...);
  7. комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;
  8. оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пп. 1-7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к п.9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы к-рых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;
  9. оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей;
  10. выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, напр., экспертных оценок.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!