Миграционное сальдо. Положительное сальдо миграции характерно для стран. Миграционный прирост населения: определение, особенности процесса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вопрос 1. Законы, закономерности управления. 3

Вопрос 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. 7

2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы). 12

2.2. Организационные принципы. 16

2.3.Принципы роботы с персоналом. 22

2.4. Система принципов социального управления В.Граждан. 28

Используемая литература 31

Вопрос 1. Законы, закономерности управления.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.

В науке управления также имеются свои законы и закономер-ности.

Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) зако-нов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и уп-равляемым объектом, между системой управления и социальной средой.

Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, ко-торые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.

Закономерные (законом обусловленные) структурные и функ-циональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реали-зуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конк-ретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Ре-ализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способнос-тей, но также и от управляемого объекта Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»), стр.73 .

Роль законов управления выражается в том, что они:

1. образуют теоретический фундамент науки;

2. способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

3. позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

4. позволяют анализировать зарубежный опыт;

5. выражают качественные свойства и связи процессов и явле-ний, характеризующих отношения управления и направления их развития.

Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, струк-туре системы управления, в механизме и методах управления; в про-цессе управления.

В научных исследованиях управления сложилась парадоксаль-ная ситуация: начиная с 90-х годов прошлого века, проблемы зако-нов и закономерностей управления не рассматриваются.

Вероятно, наши ученые накапливают и обобщают эмпирический материал, систематизируют и анализируют факты, прослежи-вают тенденции, имеющие место в управленческих процессах и явлениях. И пока еще не спешат высказывать свое мнение о зако-нах управления.

Однако попытки сформулировать закон управления отечествен-ными учеными все же предпринимаются. Так, М. Картавый и А. Не-хамкин сделали попытку обосновать закон соответствия менедж-мента менталитету.

Следует отметить, что в западной литературе по менеджменту проблемы законов и закономерностей управления вообще никак не исследуются.

Поэтому, вероятно, на данном этапе научного осмысле-ния законов управления правомерно опираться на выводы кибер-нетики.

Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство ин-формационных и управленческих процессов в любых системах: технических устройствах, живых организмах и человеческих органи-зациях Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.74 .

Кибернетика, созданная на основе естественнонаучных достиже-ний в области теории автоматического регулирования, электрони-ки, теории информации, математической логики, теории алгорит-мов, является основой современных концепций теории управления.

При анализе управления влияние входного воздействия (пере-менной) на результат (выход) и результата на входы принято счи-тать как зависимость.

Зависимость это связь между переменными входа и выхода. Зависимости являются основой для формулирования закона управ-ления.

В технических системах управляющие механизмы базируются на фундаментальных законах физики, электротехники или химии, инженерам хорошо известны причинно-следственные связи и по-веденческие характеристики объекта управления, тем более что открытые учеными закономерности подтверждены многочислен-ными экспериментами.

Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) меж-ду процессами и явлениями.

В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» сис-темы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризую-щих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Как законы, так и закономерности устанавливают общие, суще-ственные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретичес-кого исследования или как часть закона.

На основе данной методологии сформулированы законы орга-низации Э.А. Смирновым и другими учеными. Это закон синер-гии, закон самосохранения, закон развития, закон информирован-ности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, за-кон композиции и пропорциональности и др. законы.

Законы организации и законы управления - в сущности, идентичны Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.75-76 . С той лишь разницей, что теория орга-низации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.

М.Г. Лапуста в данном контексте формулирует законы управ-ления при использовании ИСУ (информационных систем управ-ления).

· Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством на-бора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.

· Во-вторых, это закон перехода информированности в ком-петентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эф-фект, скачкообразно повышающий компетентность и по-требность в получении новой информации.

· В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет при-менения эффективных технологий управления. Известно, что основу административных методов составляет координация, предусматривающая развитую систему административных мер. Администрирование - это признак слабой профессио-нальной компетенции руководителя.

Основу организационных методов управления, согласно дан-ной концепции, составляют планирование и организация (напри-мер, это бизнес-план или организационное проектирование).

Изложенный анализ законов управления в известной мере дискуссионен. Это и понятно, ибо он затрагивает мало разработанную проблему. Достаточно сказать, что в известных мне учебниках и учебных пособиях по теории управления, изданных в последние годы, данная проблема по существу не рассматривается. Возмож-ная дискуссия будет стимулировать развитие науки управления по одной из ее кардинальных проблем Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.76-77. .

Вопрос 2. Принципы управления: сущность,

систематизация, эволюция

Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффек-тивности управления.

В связи с этим возникает вопрос, каким образом используются законы управления в практике управления?

В теории управления этим ключевым фактором считаются прин-ципы управления.

Принцип (от лат. «начало, основа») - это:

1. основное исходное по-ложение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, по-литической организации и т.д.;

2. внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности;

3. основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование). Стр.120. .

Приступая к исследованию принципов управления, необходи-мо сделать оговорку, что в науке управления многие вопросы, ка-сающиеся данного понятия, являются дискуссионными.

И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это об-щие закономерности, отражающиеся при постановке практичес-ких задач управления.

В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определя-ют закономерности формирования управляемой системы, ее струк-туры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию -поведения его членов, учитывают особенности технологии и тех-нического оснащения управленческого труда.

Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его зак-лючительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показана сущность прин-ципов, которые являются проявлением объективно действующих в обществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей де-ятельности делают обобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которые используют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, не означает, что выра-ботка принципов носит субъективный характер. Люди выводят их в качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мере соответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказывается на эффективности деятельности Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.77-78. .

В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учеб-ника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в кото-ром под принципами управления следует понимать правила, ос-новные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сло-жившихся в обществе.

Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятив-ной нормы).

Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.

Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной ис-тиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контро-лируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.

Было бы ошибочно интерпретировать положение об объектив-ном содержании принципов управления так, что будто бы объек-тивность гарантирует адекватное их осуществление любым субъек-том и при любых условиях.

Принципы управления определяют требования к системе, струк-туре и организации процесса управления, то есть управление орга-низацией осуществляется посредством исходных положений и пра-вил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти пра-вила определяют линию поведения менеджеров.

Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Принципы в менеджменте это не есть нечто раз и навсегда дан-ное. Они изменяются Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.78-79. . Время меняет и язык науки, и терминоло-гию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.

Классик научного менеджмента представитель административ-ной школы А.. Файоль говорил: «Число принципов управления нео-граниченно. Всякое правило, всякое административное средство... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Измене-ние положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением».

Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать ре-комендациями к организации управления, в то время как принци-пы являются основанием системы, обобщают явления в той облас-ти знания, из которой они абстрагированы.

К сказанному нужно добавить, что научные знания о законах и принципах управления не абсолютная, а относительная истина. Мы многого еще не знаем и о современных процессах, и об объектив-ных закономерностях управления, особенно в России. Тем более что многие теоретики за принципы принимают любые целесооб-разные в данной конкретной ситуации формы и нормы управле-ния. Не любое теоретическое положение, именуемое в литературе «принципом управления», фактически им является.

Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен, Раз-личные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отра-жении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы, базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.

Все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.79-80. . В каждом принципе проявляются политические, организационные и техни-ческие начала, но не в равной степени. В одних превалируют поли-тические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.

Принципы управления должны являться отражением выявлен-ных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражаю-щих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребнос-ти практики.

В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления це-лесообразно использовать виды деятельности, которые в совокуп-ности составляют управление как социальное явление. Компонен-тами управления, с его точки зрения, являются работа с информа-цией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.

Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-пер-вых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вто-рых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с пер-соналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формули-ровать предъявляемые к этой деятельности требования Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.80. .

2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы) .

Принципы работы с информацией можно условно назвать кибернетическими, так как в кибернетике управление рассматрива-ется как процесс движения информации.

Работа с информацией по своему объему составляет значитель-ную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Это объясняется тем, что управление - деятельность интеллектуаль-ная, поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играет непреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа по переработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельную составляющую деятельности. Работа с информацией вообще, безотносительно к уп-равлению, уже давно сложившийся вид деятельности с довольно широким кругом операций, ее составляющих. Для того чтобы вы-яснить принципы работы с информацией, необходимо дать глубо-кий анализ действий, из которых складывается рассматриваемый вид деятельности.

Исследование данного вида деятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основания для вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующими принципами: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации в знания субъекта, верификации.

Система управления - информационная система. Ее деятель-ность прямо зависит от того, какова информация, используемая управляющим субъектом. Управлять - значит действовать, обла-дая достоверной, объективной информацией. Принцип объектив-ности - один из основополагающих в системе управления. Он кри-терий научности всех других принципов Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.81. . Требование объективно-сти как принцип означает необходимость адекватного отражения (достоверной информации) субъектом управления реального со-стояния актуальных общественных потребностей и интересов, воз-можностей их удовлетворения и действия в соответствии с полу-ченной информацией.

Принцип адекватности означает, что информация, используе-мая в системе управления, в результате работы над ней обязатель-но должна отражать изначальную сущность без каких-либо изме-нений, а тем более искажений. Соблюдение данного принципа дол-жно обеспечивать стабильность управления. В соответствии с теорией отражения информация является формой отражения явлений, процессов, фактов реальной действительности в сознании челове-ка. Уровень управленческой деятельности, а, следовательно, и со-стояние того явления (сферы деятельности), которое является объектом управления, находится в прямой зависимости от точнос-ти отражения реальной действительности, воспринимаемой субъектом в виде информации. А точное отражение реальной дей-ствительности, используемое субъектом в системе управления, обеспечивается соблюдением принципа адекватности. Информация в управлении является совокупностью сведений, всесторонне характеризующих исследуемое явление, сферу, деятельность. При поступлении информации в систему управления к ней предъявля-ется ряд требований, выполнение которых обеспечивает макси-мально возможную точность отражения реальной действительно-сти. В ходе работы с информацией могут осуществляться всевоз-можные операции, в результате которых она может принимать раз-личные формы. Однако точность отражения реальной действитель-ности должна сохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципа адекватности.

Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы с инфор-мацией последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественных элементов, которые не несут полезной нагрузки. В систему управления поступают необходимые сведения, содержа-щие разносторонние характеристики различных ее звеньев Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.81-82. . При этом в силу объективных и субъективных причин поступающая информация не может иметь идеальной структуры. Сведения по-ступают из различных источников в различной форме, поэтому основной задачей работы с информацией является приведение ее путем определенных операций к такому виду, который наиболее приемлем для соответствующего звена системы управления. Про-цедуры, осуществляемые в отношении информации, должны иметь не только направленность на приведение информации к соответ-ствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущность отражен-ного в информации явления, факта. В результате этих процедур-ных действий информация постепенно избавляется от того несу-щественного, наносного, которое присуще поступающей в систе-му управления. В начале функционирования системы управления у субъекта создается иллюзия, что чем более полная информация будет использоваться в процессе управления, тем более обоснован-ным будет принятое решение. Однако это далеко не всегда так. Избыток информации может играть такую же негативную роль, как и.ее дефицит. Информационная масса, циркулирующая в системе управления, должна быть оптимальной по объему. В то же время каждая проведенная операция над информацией должна содейство-вать ее переходу на качественно новый уровень обобщения по содержанию.

Принцип перехода информации в знания субъекта является также одним из основных принципов работы с информацией. В соответ-ствии с общепринятым толкованием понятие «знание» - это ос-мысление реальности в сознании. Описать применение данного принципа представляется возможным следующим образом. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный, абстракт-ный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они не будут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания. Полное осмысление реальной действительно-сти субъектом управления дает ему возможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ее информацию в управленческой деятельности Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.82-83. . Для успешной реализации данно-го принципа необходимо, чтобы информация, являющаяся пред-метом управленческой деятельности, отвечала ряду требований. Прежде всего, информация должна относиться прямо или косвен-но к явлению (сфере деятельности), которое нуждается в управле-нии, Помимо этого информация должна быть достаточной по со-держанию и объему для осмысления субъектом в целях использо-вания в процессе управления. Следующее требование, которое предъявляется к информации, ее достоверность, Оно означает, на-сколько сведения соответствуют истине.

Из соответствия этому же требованию вытекает принцип верифи-кации , Наиболее распространено значение понятия «верификация», В соответствии с которым оно имеет толкование как проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем. Работа с информацией в целом и отдельные ее опе-рации имеют основную направленность на обеспечение объектив-ности использования отраженной реальности в управленческой де-ятельности. А объективность использования сведений, отражающих действительность, имеет прямую зависимость от достоверности ин-формации, то есть, можно сказать, от истины. Как известно, луч-шим критерием истины является практика. Именно на этом поло-жении зиждется принцип верификации. Однако не следует пони-мать его дословно как проведение экспериментов при работе с информацией. Установление достоверности опытным путем, как по-нимается верификация, означает практике работы с информацией использование прошлого опыта проведения аналогичных операций. Таким образом, получается некоторый разрыв по времени между ус-тановлением достоверности и постановкой опыта, как раньше называли эксперимент. При этом следует отметить опережающий ха-рактер опыта, что позитивно отражается на качестве работы с ин-формацией и вообще управленческой деятельности.

Изложенные выше принципы сформулированы на основе выяв-ленных закономерностей работы с информацией Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.83-84. . Это стало возмож-ным в результате анализа операций, проводимых над информацией, который был осуществлен в различных сферах управления.

2.2. Организационные принципы

Анализ организационной деятельности субъекта, а именно дей-ствий по формированию и обеспечению функционирования сис-темы, дает возможность выявить закономерности и сформулиро-вать принципы, обеспечивающие ее практическую реализацию.

В эту группу принципов входят следующие: 1) целеполагания; 2) сочетания централизма и автономности; 3) законности; 4) пла-новости; 5) объективности; 6) основного звена; 7) оптимальности и эффективности; 8) регламентации задач и функций; 9) непрерыв-ности; 10) обоснованности.

Принцип целеполагания - один из важнейших принципов управ-ления, можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

В управлении проблема цели является центральной, она опре-деляет и регулирует действия и является основным законом, слож-ным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны уп-равляющего воздействия.

Функционирование любой системы будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры бу-дет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответ-ствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.

Принцип сочетания централизма и автономности призван обес-печивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонталь-ных связей в системе управления. Система управления по своей сущ-ности тяготеет к иерархической организационной структуре, поэто-му централизм является ведущей стороной данного принципа. Од-нако излишняя централизация приводит к дополнительному укрупнению аппарата управления, следствием чего является усложнение процедур информационного обеспечения и принятия решения, а главное, увеличение сроков их реализации Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.84. . В этой связи необходи-мо какое-то средство нейтрализации перечисленных возможных негативных последствий. Этим средством выступает вторая сторона данного принципа - автономность. Она отражает относительную самостоятельность организационных звеньев системы. В данном случае уместно употребить термин «делегирование полномочий», нашедший широкое распространение в административном праве при рассмотрении компетенции органов. Централизм влечет укреп-ление субординации, то есть отношений вертикали. Автономность, наоборот, переводит взаимодействие между отдельными организа-ционными звеньями на отношения по горизонтали. Оптимальное сочетание централизма и автономности позволяет ранжировать при-нимаемые решения в соответствии с уровнями иерархии системы. Таким образом, данный принцип устанавливает, что при обязатель-ном сохранении иерархичности, когда все стратегические решения принимаются на верхнем уровне, субъекты всех остальных уровней (организационные звенья) наделяются правом принимать решения в пределах своей компетенции, обеспечивающей реализацию сто-ящих перед этим звеном системы задач.

Законность является одним из важнейших принципов деятель-ности субъекта управления. Она означает, что все действия в целом субъекта его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, долж-ны основываться на законах и подзаконных актах. Законы устанав-ливают нормы жизни общества, отражающие уровень его развития во всех аспектах: экономическом, политическом, нравственном, научно-техническом и др. Законы, чтобы облегчить их проведение в жизнь, уточняются, детализируются в подзаконных актах общего действия, а также вeдoмственных, обеспечивающих реализацию кон-кретных функций государства и общества. Это могут быть указы, постановления, положения, инструкции, уставы и т. п. В управлен-ческой деятельности законность имеет особое значение, так как на-рушение норм в процессе организации деятельности может повлечь правонарушение или даже преступление Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.85. . Порядок, принятый в об-ществе, фиксируется в законах и подзаконных актах, и даже малей-шее нарушение его приведет к определенному рассогласованию, поэтому принцип законности часто даже выводится на первое мес-то в классификации организационных принципов.

Плановость - основа управления . Закономерность, составляю-щая сущность данного принципа, пронизывает управленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требований данного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности. Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости от соблюдения принципа плано-вости, так как одним из атрибутов плановости является прогнози-рование, которое позволяет предвосхищать не только основные характеристики будущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых они должны реализоваться. Гипертрофи-рованное планирование в нашей стране, когда план возводился в ранг закона, имел юридическую силу, практически скомпромети-ровало настоящий принцип. И это естественно. Когда организа-ционный принцип находит отражение в конституции и, более того, устанавливается юридическая ответственность в связи с его реали-зацией - это первый шаг к формальному, бюрократическому ис-пользованию даже самого объективного принципа. Деформации в практике планирования привели к отрицанию принципа планово-сти. Однако исследования показывают, что плановость это объек-тивная закономерность жизнедеятельности общества, обеспечива-ющaя его целенаправленное развитие. Даже деятельность одного человека, а тем более организаций, учреждений, предприятий для обеспечения эффективного достижения цели должна строиться в соответствии с принципом плановости. Особое значение принцип плановости приобретает в управлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности и риска.

Принцип объективности вытекает из того, что управление в лю-бой сфере практически невозможно без познания и использования объективных закономерностей основной деятельности данной сфе-ры Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.86. . Познание законов и закономерностей, как правило, связыва-ют с наукой, поэтому в некоторых источниках встречается прин-цип научности. Соблюдение этого принципа очень важно, ибо предписывает использование последних достижений науки и техники, данный принцип является отражением в жизни общества и отдельно взятого человека научно-технического прогресса. В со-ответствии с ним требуется строгое соблюдение объективных за-кономерностей, учет реальных возможностей, действительного состояния деятельности, в отношении которой осуществляется управление. Каждая сфера жизнедеятельности имеет свои особен-ности, которые необходимо учитывать в процессе управления. Поэтому только глубокое познание этих особенностей и исполь-зование знаний при разработке методик, применяемых в управля-емой деятельности, мажет быть гарантией ее эффективности.

Принцип основного зве на носит, прежде всего, тактическую на-правленность. Исследование показало, что данный принцип зак-лючается в определении (при наличии нескольких) первоочеред-ной на данный момент задачи, поставленной перед системой, и концентрации усилий на ее решении. Эта с функциональной стороны. С организационной несколько по-иному. С учетом сложив-шихся условий определяется наиболее важное на данный момент звено системы. Таким звеном может быть избрана наиболее «сильное», дополнительное усиление которого мажет вывести систему на качественна новый уровень. А мажет быть, наоборот - наибо-лее «слабое», усиление которого, выводит его на общий высокий уровень. В результате система опять выходит на качественно но-вый уровень. Таким образом, принцип основного звена путем так-тического перераспределения сил и ресурсов обеспечивает дости-жение цели системы путем выхода на качественна новый уровень и правильности ранжирования задач.

Принцип оптимальности и эффективности по своей сущности имеет комплексный характер Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.86-87. . С одной стороны, в соответствии с ним деятельность, которую требуется организовать, должна быть оптимальной, что отражает, прежде всего, ее экономичность. Это значит - следует исходить из минимума объективно обусловлен-ных затрат ресурсов и действий для обеспечения достижения цели, то есть намечаемых результатов. При этом необходимо правильна определить тот предел затрат, снижение ниже которого может повлиять на степень достижения цели. Другая сторона этого прин-ципа - эффективность, то есть в наименьший срок должна быть обеспечена максимальная степень достижения намеченных резуль-татов, что свидетельствует о наиболее полном решении поставлен-ных перед системой задач. Достижение цели должно быть полным не только в количественном отношении, но и относительно совер-шенным с точки зрения качества. В совокупности обе стороны принципа обеспечивают при допустимо минимальных затратах по возможности максимально достижимый результат. Принцип оп-тимизации лежит в основе любой организационной системы управления независимо от критериев оптимальности и действующей системы ограничений.

Принцип регламентации задач и функции играет значительную роль в формировании системы и обеспечении ее функционирова-ния. При организации деятельности в любой сфере в первую оче-редь возникает вопрос о круге задач, которые поставлены перед системой и ее звеньями, а также о функциональных обязанностях отдельных лиц, участвующих в этой деятельности. В целях разгра-ничения и согласования действий организационных звеньев сис-темы и отдельных должностных лиц в первую очередь следует уточ-нить их компетенцию, то есть детально определить задачи и функциональные обязанности, а также нормативно закрепить их. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых, чтобы не было параллелизма в работе, когда два или несколько звеньев дублиру-ют друг друга. Во-вторых, чтобы не произошло обратного и не об-разовывалось так называемых ничейных зон, когда некоторые воп-росы не решаются ни одним из звеньев Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.87-88. . А это достигается, как пра-вило, в результате четкой регламентации задач каждого из организационных звеньев, особенно в точках соприкосновения их деятельности.

Еще одним важным организационным принципом является не-прерывность. Управление заключается в основном в упорядочении деятельности системы. И это не единовременный акт, а длящийся процесс, потому что для бесперебойного функционирования она должна на любом этапе подвергаться управляющему воздействию. Единичный факт управляющего воздействия обеспечивает стабиль-ную деятельность на определенный период, по истечении которо-го неизбежно наступит рассогласование. Эпизодическое управля-ющее воздействие также не может обеспечить бесперебойной дея-тельности, так как при этом невозможно избежать отдельных эле-ментов несогласованности.

Управляющее воздействие должно учитывать все изменения обстановки, а это означает, что нельзя достигнуть полного упоря-дочения деятельности, если оно будет осуществляться от случая к случаю. Следовательно, для обеспечения соответствующего уров-ня любой деятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно.

Принцип обоснованности - любое управленческое решение дол-жно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать при-каз о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии пре-миального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника пока не будет создана вакансия. Нельзя поставлять товар без пре-доплаты; открывать совместное дело без товарного кредита Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.88-89. .

2.3. Принципы роботы с персоналом .

Работа с персоналом - это та составляющая управления, в ко-торой находит отражение управление людьми, где реализуются уп-равленческие отношения.

Как можно сформулировать принцип, вытекающий из закона соответствия менеджмента менталитету?

Наверное, это принцип учета специфики менталитета в управ-лении персоналом.

Таким образом, на управление персоналом как органическую составляющую деятельности субъекта оказывают существенное влияние две группы факторов, с одной стороны обусловленных управленческими процессами, а с другой стороны - взаимоотно-шениями между людьми.

В результате анализа управленческой деятельности выявлены некоторые закономерности работы с персоналом, на основании которых с учетом современного уровня развития науки и условий осуществления управления можно сформулировать следующие принципы: сочетание единоначалия и коллегиальности, создание благоприятных условий для работы, делегирование, постоянное по-вышение квалификации - развитие человеческих ресурсов, обеспечение творческой инициативы, конкурсное назначение, прин-цип первого руководителя, принцип автоматического замещения отсутствующего, принцип соответствия.

Важно учитывать также принципы единства команды; демократизации управления; обратной связи; социальной ответственно-сти; лояльности к персоналу; инновационности и, конечно, прин-цип стимулирования.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности является стержнем руководства, так как он выражает разумный подход к пользованию двух противоположных начал этой деятельности. Каждое из них характеризуется по результатам реализации как с позитивной, так и с негативной стороны Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.89. . Даже не вдаваясь в глубокий анализ преимуществ и недостатков единоначалия и коллеги-альности, можно сделать вывод, что использование обоих начал в четко определенных границах приводит к парадоксальному на пер-вый взгляд результату: оптимальное соединение двух противопо-ложностей может дать положительный эффект. Единоначалие, когда вся полнота власти сосредоточена в одних руках, повышает опе-ративность руководства, персонифицирует ответственность. В то же время коллегиальность позволяет руководителю привлекать интеллектуальный потенциал коллектива или отдельных его чле-нов в процессе выработки решений. Таким образом, данный прин-цип устанавливает следующие требования: личное принятие реше-ний руководителем и персональная ответственность за них, при-влечение исполнителей к подготовке решений и для консультаций по специальным вопросам.

Принцип создания благоприятных условий для работы является ре-альной предпосылкой эффективности системы. Это объясняется тем, что главная фигура любой социальной системы человек. И от того, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависят ре-зультаты не только его личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразие условий, которые могут оказывать вли-яние на эффективность труда человека, принято делить на следую-щие основные группы: физиологические, морально-психологичес-кие, экономические, социально-культурные. Создание благоприят-ных физиологических условий для работы - это значит обеспечить исполнителя, прежде всего, рабочим местом с соблюдением сани-тарно-гигиенических норм. Далее, если это требует характер рабо-ты, необходимым оборудованием и оргтехникой. К этим же условиям относится режим работы. Создать благоприятные морально-пси-хологические условия означает, прежде всего, создание руководи-телем здорового морально-психологического климата в коллекти-ве. Это, пожалуй, самое сложное в деятельности руководителя Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.90. . Искусство руководителя состоит не только в том, чтобы создать здоро-вый психологический климат на стадии формирования коллектива путем оценки профессиональных и личных качеств, психологичес-кой совместимости, но и поддерживать его постоянно.

Принцип первого руководителя гласит: при организации выпол-нения важного производственного задания контроль над ходом ра-бот должен быть оставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия.

Так как основной целью внедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективности управления, то руководить такими работами должен не специалист в какой-то определенной области, а только тот специалист, который может ох-ватить всю проблему, стоящую перед организацией в целом, глу-боко знающий цели и задачи, узкие места в ее работе, то есть пер-вый руководитель.

Создание новых управленческих технологий требует проведения комплекса подготовительных работ, участия первого руководителя, в которых необходимо решить вопросы финансирования, перерас-пределения прав и обязанностей исполнителей, привлечения к ра-ботам специалистов других смежных организаций, проведения обу-чения и повышения квалификации, организации обмена опытом и командировок, проведения бесед с ведущими специалистами.

Принцип автоматического замещения отсутствующего . Замеще-ние отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно ре-шаться автоматически на основе действующих служебных должно-стных инструкций и регулироваться формально.

Для недопущения того, чтобы была парализована работа всего предприятия из-за отсутствия одного работника, необходимо осу-ществить упреждающие действия Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.90-91. . В каждой должностной инструк-ции должно быть ясно и однозначно сказано о необходимости вла-деть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех бли-жайших коллег для выполнения их функций в особых случаях.

Следует иметь в виду, что замещение отсутствующего, особен-но если приходится замешать начальника структурного подразде-ления, требует от исполнителя большого такта, подготовленности и опыта. Принимая на себя дополнительные обязанности, испол-нитель, обладая правом на ошибку, несет ответственность не толь-ко за свои решения, но и за бездеятельность, особенно в сложных ситуациях. Замещающий должен знать свои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.

К экономическим условиям относится система оплаты труда и материального стимулирования. К этой же группе условий отно-сится комплекс бытовых вопросов. Создание благоприятных соци-ально-культурных условий предусматривает медицинское обслу-живание, санаторно-оздоровительное обеспечение, повышение образовательного уровня, организацию досуга и т.п.

Принцип делегирования или сочетания прав, обязанностей и ответственности имеет направленность на обеспечение четкости в работе коллектива. В соответствии с данным принципом каждому сотруднику целесообразно определять круг обязанностей, возлагаемых на него в зависимости от порученного участка работы. И от того, насколько обоснованно определены обязанности каждому члену коллектива, во многом зависит качество не только его работы, но и коллектива в целом. Распределение обязанностей зависит от целого ряда условий. Это и характер труда на порученном учас-тке, и количество сотрудников, участвующих в процессе деятель-ности, а главное, их квалификация и личные качества. В связи с тем, что от распределения обязанностей зависят результаты дея-тельности, каждый руководитель должен периодически проводить глубокий анализ функций системы и в соответствии с возможны-ми изменениями перераспределять обязанности исполнителей. Вместе с тем обязанности, не подкрепленные правами, которые необходимы для их реализации, могут оказаться декларативными Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.91-92. . Поэтому руководитель всегда должен помнить, что, распределяя обязанности среди исполнителей, необходимо их наделять одновременно достаточными для их выполнения правами. Поэтому обя-зательно должен сохраняться баланс между обязанностями и пра-вами. Отклонения в любую сторону могут быть чреваты разного рода последствиями. В случае дефицита прав выполнение обязан-ностей становится проблематичным, так как не все действия, не-обходимые для реализации обязанностей исполнители будут впра-ве выполнять. И наоборот, избыток прав может привести к субъек-тивизму в деятельности и даже к нарушениям законности.

Принцип постоянного повышения квалификации направлен на под-держание необходимого профессионального уровня коллектива и совершенствование профессионализма - на развитие человечес-ких ресурсов. Время показало, что только от профессионалов мож-но ожидать в какой бы то ни было деятельности высоких результатов. А если это касается не одного исполнителя, а коллектива, то начинают действовать системообразующие факторы. Это значит, что при правильном руководстве коллективом общие интеллекту-ально-энергетические возможности будут не простой суммой ин-теллекта и энергии каждого члена, а составят качественно новый уровень. Настоящий принцип означает, что система подготовки и переподготовки специалистов это единый и непрерывный процесс. Руководитель в любом коллективе должен обеспечивать и стимулировать повышение квалификации каждого из его членов, пото-му что предела этому процессу быть не может из-за научно-техни-ческого прогресса, обусловленного объективным развитием общества. Повышение квалификации может осуществляться в самых разнообразных формах, которые вписываются в два основных на-правления: индивидуальная подготовка и коллективная (деловые или управленческие игры).

Многочисленные исследования показывают, что после оконча-ния вуза ежегодно теряется в среднем около 20% знаний, НТП об-рекает большинство специалистов на отставание по основным на-правлениям профессиональных знаний Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.92-93. .

Принцип обеспечения творческой инициативы требует творческо-го нешаблонного подхода к любому делу. Жизнь столь разнообраз-на, что никогда не может быть полностью регламентирована нор-мативными актами. Положения, уставы, инструкции и другие акты направлены прежде всего на формализацию жизнедеятельности, чего и целом и достигают. Однако полностью деятельность челове-ка неформализуема из-за ее сложности. В бюрократическом обще-стве человек находится во власти «инструкций». Благодаря рассмат-риваемому принципу член коллектива может быть освобожден от формального подхода к делу. В соответствии сданным принципом руководитель должен создавать в коллективе атмосферу творчества, что способствовало бы наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Использование этого прин-ципа раскрывает широкие возможности поиска оригинальных, нетрадиционных решений и аналогичных путей их реализации. Поиск нестандартных решений направлен в первую очередь на повышение эффективности системы. Следовательно, принцип обеспечения творческой инициативы косвенно, опосредованно обусловливает эффективность.

Принцип конкурсного назначения используется руководителем в основном при формировании коллектива, но не только. Текущие перемещения сотрудников целесообразно осуществлять также в соответствии с требованиями данного принципа. А требования эти сводятся к следующему. Во-первых, должен быть выбор альтерна-тивных кандидатур. Во-вторых, для каждого трудового коллектива необходима система квалификационных характеристик. При этом обязательным требованием в решении вопросов назначения явля-ется гласность. В соответствии с квалификационными характери-стиками должно проводиться систематическое аттестование со-трудников за определенный период. Таким образом, руководите-лем осуществляется всесторонняя оценка исполнителей Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.93. . Для объективной оценки личных качеств исполнителей и результатов их деятельности руководителю целесообразно использовать современные методики анализа и оценки, специально разработанные для изучаемой деятельности. Научность выводов может повышаться путем применения в каждой конкретной методике оценки систе-мы психологических тестов соответствующей направленности. На основании результатов тестирования сотрудников руководитель делает выводы, которые кладутся в основу периодической аттеста-ции. По результатам проверки по психологическим тестам форми-руются резервы кандидатов для работы на различных участках, в том числе резерв на выдвижение.

2.4. Система принципов социального управления В.Граждан.

В. Д. Граждан представляет несколько другую систематизацию принципов социального управления.

1) Принципы принятия управленческих решений:

принцип непротиворечивости управленческих решений;

принцип преемственности управленческих решений;

принцип своевременности управленческих решений;

принцип цикличности управленческих решений;

принцип законности и правовой защищенности управленчес-ких решений;

принцип ресурсной и документационной обеспеченности уп-равленческих решений и т.д.

2) Принципы государственного управления:

принцип дихотомии (раздвоения) государственной власти на
власть политическую и административную (аппаратную);

принцип разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную Граждан В.Д., Теория управления: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 416 с., стр.180. ;

принцип разделения государственной власти на территориаль-ные уровни (этажи) управления;

принцип двойного подчинения аппарата политической и административной власти;

принцип наибольшего благоприятствования и др.
3) Карьерные принципы:

принцип повышения служебной квалификации;

принцип «ударной возгонки»;

принцип «пас в сторону»;

* принцип «отцовского лифта»;

принцип «руки»;

принцип «локтей» и пр.

4) Организационные принципы:

* принцип оптимизации управления (совершенствование управ-ляемой и управляющей подсистем);

принцип разумной управляемости (обычная норма управляемос-ти колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руково-дителю исполнителей; например, армия Древнего Рима строилась на принципе шестерки: 6 манипул - центурия, 6 центурий - когорта, 6 когорт - легион; армия Наполеона опиралась на принцип тройки: 3 взвода - рота, 3 роты - батальон, 3 батальона - полк; Советская армия строилась по наполеоновской формуле);

Подобные документы

    Сущность и характеристика законов и закономерностей менеджмента как науки и сферы деятельности человека. Понятие и эволюция принципов менеджмента. Принципы управления Г. Эмерсона, их специфика. Состав и содержание основополагающих принципов управления.

    реферат , добавлен 09.10.2011

    Определение понятия "закономерности управления" в трудах зарубежных и отечественных ученых. Принципы управления: виды, систематизация, эволюция. Концепции управления А. Файоля. Условия формировании системы принципов управления современной организацией.

    статья , добавлен 05.12.2010

    Законы управления: общие (объективные), частные (субъективные) и специальные. Ключевые закономерности управленческого процесса, их сущность и характеристика. Принципы и функции менеджмента, их краткое содержание. Выделение основных моделей управления.

    презентация , добавлен 20.04.2013

    Характеристика законов управления и синергии, информированности и упорядоченности, развития и композиции. Закономерность как часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений, ее основные виды. Классификация принципов управления.

    презентация , добавлен 12.03.2014

    Формирование науки об управлении персоналом. Характеристика современных теорий управления персоналом. Японское, американское и российское философско-понятийное осмысление управления персоналом. Концепции, закономерности и принципы управления персоналом.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    курсовая работа , добавлен 26.06.2013

    Основные концепции управления персоналом. Закономерности и принципы управления персоналом. Особенности управления персоналом в ОАО "Волгоградоблгаз". Стимулирование труда персонала на предприятии. Рекомендации по совершенствованию управления персоналом.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2012

    Научно-технический прогресс последних десятилетий - причина крупных изменений в трудовой деятельности. Основные структурные подразделения по управлению кадрами. Закономерности самоорганизации персонала. Принципы построения системы управления персоналом.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2011

    Понятие закономерностей и принципов менеджмента. Принципы управления в формулировке научных школ. Подходы, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Главные задачи управления предприятием на примере ОАО НТП "Контакт".

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Сущность и содержание функций менеджмента. Движение за человеческие отношения. Развитие поведенческих наук. Инновационный подход и принципы управления в 90-е г. Административная школа управления. Принципы и закономерности управления различными системами.

Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и конкретное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Естественно, всякое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, стирает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно позволяет лучше понять их сущность и природу, вскрыть и описать те лежащие в их основе отношения и общие для них существенные черты, которые определяют форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления.

3.1. Закономерности управления

Закономерности управления отражают объективно существующие, повторяющиеся существенные взаимосвязи различных элементов и явлений в процессе управления. Их подразделяют на общие и частные. Общие закономерности присущи всем системам управления, а частные связаны с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.
К общим закономерностям управления можно отнести следующие: соответствие социального содержания управления формами собственности на средства производства; преимущественная эффективность сознательного планомерного управления; соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении.
Рассмотрим эти закономерности.
Закономерность соответствия социального содержания управления формами собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.
Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого, системного подходов и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.
К общим закономерностям управления можно отнести также усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. С одной стороны, закономерность отражает дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой – разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести изменение функций управления, оптимизацию числа ступеней управления, концентрацию функций управления и распространенность контроля.
Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т. п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.
Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается непосредственное подчинение одному руководителю 7–10 должностных лиц.
Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

3.2. Принципы управления

Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же как закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.
Общие принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и отрасли народного хозяйства.
К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, планомерность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.
Целенаправленность предопределена сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.
Принцип целенаправленности предполагает не только постановку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно как обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, так и акцентировать внимание на наиболее слабом звене, которое может помешать достижению целей.
Планомерность управления тоже связана с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, координации действий исполнителей и их инструктировании, а также организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практике обеспечивает плановую организацию всей системы управления.
Компетентность означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.
Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которой должна быть подчинена любая система управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления.
Стимулирование предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное симулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников.
Иерархичность предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается во время формирования организационных структур управления при построении аппарата управления и расстановке кадров.
Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как уже отмечалось выше, наряду с общими существуют частные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления.
Закономерности и принципы управления тесно связаны с функциями управления.

3.3. Общие функции управления

Функции управления – виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления. Функции управления подразделяют на общие и частные (специальные). Общие функции присущи всем социальным системам управления. Частные функции имеют определенную специфику. Применительно к менеджменту выделяют следующие общие функции: стратегическое планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование – это набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием (организацией) своих целей. Обычно планирование включает постановку целей и определение этапов их достижения, составление программы действий и концентрацию необходимых средств для достижения поставленной цели.
Организация – это функция управления, которая предполагает создание условий эффективной совместной работы для достижения целей фирмы. Обычно организация рассматривается в двух аспектах: построение аппарата управления и координация деятельности работников.
Мотивация предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации. Чтобы эффективно осуществлять мотивацию, менеджер должен представлять себе потребности своих подчиненных и ожидаемое ими вознаграждение. Потребность – это ощущаемый физиологически или психологически недостаток чего-либо. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.
Контроль как функция управления предполагает проверку выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
Эти четыре функции объединены связывающими процессами коммуникации и принятия решений.

3.4. Планирование

Стратегическое планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы.
Суть стратегического планирования заключается в выработке специфической стратегии, направленной на достижение целей предприятия. Стратегия применительно к менеджменту означает всесторонний комплексный план, обеспечивающий оптимальное достижение целей организации.
Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптацию к внешней среде; внутреннюю координацию; организационное стратегическое предвидение.
Организационное стратегическое предвидение означает, что стратегический план организации должен разрабатываться с учетом перспективы. Разумеется, предвидение – не только интуиция менеджера, но и научное прогнозирование, основанное на анализе фактических материалов.
Стратегическое планирование предполагает определение миссии и целей организации. Миссия организации – четко выраженная причина ее существования. Формулировка миссии основывается на следующем:
1) определение предмета деятельности организации, т. е. производство продукции (или услуг), основные рынки сбыта и технологии;
2) отношения между организацией и окружающей средой;
3) культура организации, т. е. внутренний режим ее работы и кадры организации.
Определяя миссию организации, важно понимать, что получение прибыли – внутренняя проблема фирмы, а миссия связана с удовлетворением потребности, находящейся вне ее.
На основе общей миссии организации определяются ее цели. При этом цель должна быть конкретной и измеримой. Она должна быть определена во времени и быть достижимой. При определении цели необходимы оценка и анализ окружающей среды и увязка потенциала организации с избранной целью.
Реализация стратегии – важная составляющая планирования как функции управления. Для реализации стратегии прежде всего необходима тактика. Тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегия. Результаты стратегии обычно становятся очевидными через несколько лет, а тактические результаты проявляются быстро и легко соотносятся с поставленными конкретными целями. И наконец, если стратегия обычно определяется высшими эшелонами власти, то тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена управления.
Для увязки долгосрочных (стратегических) и тактических планов необходима выработка политики фирмы, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей.
Политика предполагает разработку и соблюдение правил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации.
Реализация стратегического плана наряду с разработкой тактики, политики и правил подразумевает осуществление контроля за выполнением поставленных задач. При этом контроль предполагает проверку выполнения заданий по объему и срокам, по всему комплексу намеченных показателей.
По сути, планирование отвечает на следующие вопросы:
1) на каком этапе развития находится организация;
2) каковые ее цели, куда она планирует двигаться;
3) как организация будет реализовывать эти цели?

3.5. Организация

Организация – функция управления, которая предполагает создание условий для совместной, эффективной работы, способствующей достижению целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможности делегировать полномочия.
Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.
Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение.
Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
    деление организации на подразделения (горизонтальное разделение труда);
    установление взаимоотношений, которые связывают различные уровни управления и обеспечивают возможность распределения и координации задач (вертикальное разделение труда).
и т.д.................

Появление кибернетики - науки об общих закономерностях в процессах управления, осуществляемых в живых существах, машинах и их комплексах , - позволило собрать и обобщить огромное количество фактов, которые показали, что процесс управления во всех организованных системах сходен. Различие в управлении объектами касаются критериев цели, задач и содержания управления. Однако структура и построение процессов управления в организованных системах любых рангов имеют черты глубокого сходства, общности. Это обстоятельство объясняется тем, что процесс управления всегда представляет собой информационный процесс.

Кибернетика изучает процессы получения и передачи, накопления и преобразования, переработки и использования информации в машинах, живых организмах и их объединениях. Установление связи между управлением и информационными процессами - важнейшее достижение кибернетики. Оно позволяет понять технологию процесса управления и, главное, подвергнуть его изучению количественными методами. Отличительная черта кибернетического подхода к познанию и совершенствованию процессов управления - использование их аналогов в живой и неживой природе и моделирование.

Основная задача кибернетики - достижение на основе присущих ей методов и средств оптимального уровня управления, т. е. принятие наилучших управленческих решений. Таким образом, кибернетическим называется такое управление, которое:

    рассматривает организацию как некоторую большую систему, каждый элемент которой берется не только сам по себе, но и как часть большой совокупности, в которую он входит;

    обеспечивает оптимальное решение многовариантных динамических задач организации;

    использует специфические методы, выдвинутые кибернетикой (обратную связь, саморегулирование и самоорганизацию и т. п.);

    широко применяет механизацию и автоматизацию управленческих работ на основе использования вычислительной и управляющей техники и компьютерных технологий.

Благодаря такой трактовке кибернетика находит практическое применение в самых различных областях деятельности человека, в том числе и в экономической. Ее приложение к экономике получило наименование экономической кибернетики, которая рассматривается как "использование научных подходов, основного комплекса понятий и научных инструментов кибернетики для исследования экономических явлений и решения практических экономических задач.

Управление не просто сознательная деятельность, направленная на достижение определенной цели, - это научное управление, осуществляемое на основе познания и использования объективных законов и закономерностей.

В управлении категории «закон» и «закономерность» относятся к одной группе. Как и закон, закономерность устанавливает общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. В теории управления закономерность рассматривается как предварительная формулировка закона при его теоретическом осмыслении и исследовании.

Управление выступает как основное средство использования экономических законов в процессе совместной трудовой деятельности. [Например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон повышающейся производительности труда, закон стоимости и т.д.]

В процессе управления учитываются так же законы психологии, социологии и др. наук. Кроме того, каждая отрасль общественного производства имеет свои закономерности, отражающие особенности техники и технологии, специфику труда и т.д. [Например, закономерности специализации и концентрации производства в отраслях сельского хозяйства иные, чем в промышленности.] Без учета этих закономерностей управление не может быть эффективным.

Помимо общих законов и закономерностей, присущих социально-экономической системе, управление подчиняется также своим специфическим законам и закономерностям, наиболее общими из них являются следующие:

1. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. Единство системы управления устанавливается не автоматически. Оно сознательно формируется, поддерживается и укрепляется, т.к. его нарушение снижает эффективность организации.

2. Пропорциональность субъекта и объекта управления . Эта закономерность получила наименование закона необходимого разнообразия. В соответствии с этим законом для обеспечения эффективности управления степень разнообразия субъекта (управляющей системы) должна быть не меньше степени разнообразия объекта (управляемой системы). Эта закономерность находит свое проявление через количественные и качественные связи между управляющей и управляемой подсистемами. Это означает, что увеличение управляемой подсистемы диктует необходимость определенного расширения управляющей, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере и уровню производства. Кроме того, в последние годы происходят качественные изменения: новая оргтехника существенно изменила качество управленческого труда. Автоматизация производства, компьютеризация управления повышает производительность труда и одновременно высвобождает работников, занятых в сфере управления. В результате происходит перераспределение трудовых ресурсов между управлением и производством.

3. Сочетание централизации и децентрализации управления . При централизованном управлении каждое из звеньев управления подчинено центральным органам управления и обязано согласовывать с ним все свои решения. Однако полная централизация управления в социально-экономической системе принципиально невозможна. Подразделения предприятия различаются условиями работы, решаемыми задачами, интересами. Учесть при управлении специфику работы всех производственных коллективов можно лишь предоставив им право самостоятельно решать те или иные проблемы, т.е. путем децентрализованного управления. В каждом конкретном случае необходимо выбирать оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного управления.

4. Функциональная специализация управления . Суть этой закономерности состоит в том, что управление на предприятии осуществляется значительным числом работников, поэтому возникает необходимость в разделении различных функций и полномочий между отдельными руководителями и коллективами. Применительно к управленческой деятельнос­ти эта закономерность управления проявляется в специализации на высших уровнях системы отдельных подразделений и сотрудников на выполнении разнообразных функций и подфункций: информаци­онного обеспечения, подбора и подготовки кадров, аналитической ра­боты, планирования, контроля и т.п.

5. Дифференциация неотделима от интеграции – объединения разрозненных, специализированных действий в единый общий процесс функционирования и развития управления.

6. Демократизация управления – участие в управлении трудовых коллективов. Управление будет эффективным только в том случае, если оно будет соответствовать интересам людей. Для этого необходимо чтобы управление было не только профессиональным, но и демократическим.

7. Управление временем. Время превратилось в экономическую категорию, ценность которой определяет все стороны деятельности предприятий. Запаздывание с принятием управленческих решений приводит к ухудшению показателей эффективности всей системы.

8. Управлению присуща и такая закономерность, как цикличность его процесса, единство в нем познавательно-программирующей и организационно-регулирующей деятельности. Работа любого руководи­теля всегда состоит из ряда постоянно повторяющихся операций по подготовке управленческих решений и организации их исполнения. Данные операции обязательно взаимосвязаны с информацион­ными процессами. Это также одна из закономерностей управления. Управление и информация неразделимы. Информация, циркулирую­щая по каналам прямой (от субъекта к объекту) и обратной (от объек­та к субъекту) связи, служит основой для подготовки и реализации уп­равленческих решений. Преобладающее значение здесь имеют обратные связи, отражающие реакцию объекта управления на воздей­ствия его субъекта. Учет руководителями закономерности особенно важен для обоснования принимае­мых решений, оценки их действенности, исключения дублирования и противоречий в отдаваемых распоряжениях, своевременного установ­ления и устранения причин неисполнительности подчиненных.

Как и экономические законы, закономерности управления объективны, их действия не зависят от воли и желания человека. Чем глубже человек их познает, тем полнее он их использует в своей практической деятельности, тем эффективнее управление.

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Любая деятельность имеет свои законы, закономерности и принципы, которые устанавливают границы, приемлемые в той или иной области. Принципы в менеджменте – одна из наиболее исследуемых категорий, поскольку они предъявляют требования к управлению организацией, описывают то, каким должен быть руководитель, и создают базу для того, чтобы эффективно управлять. Несомненно, что каждая личность имеет свои особенности, и современный руководитель вовсе не обязан следовать принципам управления, к примеру, Анри Файоля, сформулированным в начале 20 века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа. Вот, к примеру, принцип компетентности, который говорит о том, что руководитель должен хорошо знать объект управления.

Принцип стимулирования свидетельствует о том, что руководство не может не поощрять работу людей, если не хочет рискнуть остаться вовсе без кадров. Эффективная система стимулирования труда может стать залогом лидерства любой компании.

Принцип иерархичности свидетельствует о неравном характере людских взаимоотношений как внутри организации, так и в обществе вообще, поскольку происхождение термина "иерархия" (священная власть, лат.) свидетельствует о религиозном генезисе структуризации социальных систем.

Подходы к целенаправленности, планомерности, компетентности, дисциплине, стимулированию и иерархичности могут особенно существенно розниться в различных странах, представляющих различные культурные цивилизации. Например, японский подход к дисциплинарному принципу кардинально отличается остальных управленческих взглядов, так как идеологически не приемлет никаких нарушений и неподчинений, причем это стремление к порядку отнюдь не навязывается менеджерами, а просто отражает культурные традиции Востока. Американская свобода и независимость личности превыше всех организационных и управленческих принципов, посему корпорации США не так жестки в своем подходе к менеджменту. В частности, записки восточных и западных менеджеров свидетельствуют о том, чему именно уделяется первоочередное внимание в компаниях различного рода. В записках последних веют свободные мотивы и либерализм, в первых же, при всей их внешней мягкости и послушании обществу, наличествуют требования аналогичной и адекватной дисциплины от подчиненных.

Принцип планомерности отражает стремление человека к познанию будущего, о вечных и бесполезных попытках "пережевать" будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность. Таким образом "человек управляющий" принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации. Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Например:

    принципы хозяйственного расчета;

    принципы формирования потоков информации;

    принципы организации заработной платы;

    принципы создания производственных бригад

    принципы добровольности, оперативности и т.д.;

    принципы формирования управленческих штатов и др.

Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального»управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. В Японии - это это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки.

Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.

Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. их разделяют на общие и единичные. Общие закономерности присущие всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.

К общих закономерностей управления можно отнести закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления; закономерность соотношения управляющих и управляемых систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Рассмотрим эти закономерности.

Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных формам собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

Подавляющее эффективность сознательного планомерного управления также закономерна, так как система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

Усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей, увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, выражается в кооперации управленческого труда.

Единство системы управления производством , что означает устойчивость внутренних связей при изменениях внешней среды.

В практике управления необходимо единство:

принципов управления для всех звеньев и ступеней управления;

основных функций управления, которая содержится в полноте управленческой деятельности;

методов управления, которые используются при решении различных проблем развития производства;

организационных форм системы управления, которая проявляется при унификации ее структурных характеристик и функциональном разделении управленческого труда;

процесса управления, отражающий его непрерывность и ритмичность, согласованность всех операций, стадий, этапов;

системы управления, которая проявляется в единых требованиях к руководителям и других работников аппарата управления.

Пропорциональность производства и управления необходима в организации для рационального развития основного и вспомогательного производства, как одного из условий высокой производительности труда. Пропорциональность важна и в середине основного производства, для четкой работы его подразделений.

Централизация и децентрализация управления предполагает необходимость эффективного распределения задач, функций и полномочий (рис. 2.1).

Централизованное управление представляет систему, при которой существует безпреревна, постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена субъекту управления. Оно требует обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется едиными целями развития системы.

Рис. 2.1. Распределение задач, функций и полномочий в менеджменте

В процессе развития производства уровень централизации меняется. Согласно теории управления нецелесообразно считать лучше: высокоцентрализованной или децентрализованное управление. Для каждого этапа развития производства должен быть свой оптимальный уровень централизации.

Важно на каком уровне иерархии принимается решение. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже степень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Соотносительность и адекватность управляющей и управляем систем. Изменения соотносительности субъекта и объекта управления происходит под действием различных факторов. Наиболее значимые из них являются организационные и экономические, которые проявляются в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу и отражает процессы повышения технического уровня управления на базе использования современной техники. Стоимость управления повышается также за счет новых требований, предъявляемых современным производством.

Если общие закономерности присущие управлению в целом, то частичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частичных закономерностей можно отнести закономерность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа стадии управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожение других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение лишних звеньев управления, повышает его гибкость и оперативность.

Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т.е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, наблюдается во всех странах.

Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7- 10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.

Закономерности управления имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!