Как включить творческое мышление. Психология творческого мышления. Актуальность темы исследования

Бывает, человеку необходимо решить некую задачу, способом решения которой он уже владеет. Как правило, человек заранее уверен в успешности решения задачи. В подобных случаях говорят о репродуктивном мышлении. Так, школьник-подросток может без особых затруднений решить самую сложную задачу из учебного пособия, предназначенного для учащихся начальной школы. Разумеется, при этом подросток будет вспоминать и думать, совершая рассмотренные нами в предыдущем параграфе мыслительные действия (анализ, синтез и др.).

Наряду с этим существует Мышление как творческий процесс, в котором совершение мыслительных действий приводит к открытию нового - знания, способа действия, метода решения задачи. Творчески мыслит ученый, открывающий новый закон, изобретатель, конструирующий новое устройство... Важно, что творчески мыслит и ученик, задумавшийся над тем, нельзя ли решить уже решенную задачу другим способом.

Одним из важнейших понятий психологии мышления как творческого процесса является понятие о проблемной ситуации. Это ситуация интеллектуального затруднения, характеризующаяся тем, что в личном опыте субъекта не оказывается достаточных средств (ориентиров, знаний, способов действия) для ее немедленного разрешения. Данное психическое состояние сопровождается соответствующими эмоциями (удивление, сомнение, досада, тревога, надежда и др.). Наличие тех или иных побуждений обусловливает поисковую активность субъекта, направленную на разрешение проблемной ситуации, на обнаружение неизвестного.

Данная активность осуществляется в выдвижении и проверке гипотез. В обыденном сознании получила распространение точка зрения, в соответствии с которой выдвижение гипотез является прерогативой ученого, изобретателя и т.д. При этом не учитывается, что без гипотезы не обходится повседневное человеческое мышление. Задача пронести громоздкий предмет через узкую дверь может породить не одну гипотезу.

Гипотезы возникают в решении проблемных задач, которые кто-то предлагает субъекту, задач, которые уже кем-то сформулированы. Между тем есть исследования, в которых показано, что творческие способности человека развиваются не только в решении задач, но и, что особенно важно, в обнаружении, усмотрении им проблем, в формулировании самих задач. Получается, что появлению гипотез в мышлении предшествуют другие творческие процессы.

В самом деле, разве кто-нибудь имеет обыкновение «подносить» учителю педагогические задачи в готовом, сформулированном виде? В подавляющем большинстве случаев он должен сам во взаимодействии с людьми обнаруживать проблемы, трансформировать их в задачи и только после этого заниматься решением. Поэтому профессионально важно воспитывать в себе чувствительность к проблемам. Ведь во многих случаях профессиональные неудачи объясняются не ошибочным решением задач, а тем, что соответствующие проблемы из действительности не вычленяются и в задачи не преобразуются.

Например, из текста психолого-педагогической характеристики личности школьника, составленной студенткой в период педагогической практики, следовало, что Сережа учится слабо, в себе неуверен, робок, популярностью среди одноклассников не пользуется. В другой части характеристики студентка-практикантка описала ход и результат опыта по изучению самооценки личности школьника, которое было проведено по специальной методике. Опыт показал, что самооценка у Сергея высокая. Эти два факта не соотнесены между собой, в результате будущая учительница «потеряла» интересную проблему, изучение которой, несомненно, внесло бы вклад в развитие ее психологической подготовки. Следует согласиться с Т.В. Кудрявцевым в том, что «подлинным критерием успешности подготовки специалиста должна являться оценка степени сформированности способностей студентов к самостоятельному выявлению, постановке и решению... задач».

В данном контексте следует дать положительную оценку тем учащимся и студентам, которые задают учителю или преподавателю вопросы по существу нового материала. Такое поведение - результат усмотрения проблемы, признак мышления в контексте творческого процесса, креативности личности. Условия для развития этого качества должны создаваться уже на ранних ступенях образовательной системы, что пока учитывается недостаточно. А. Г. Асмолов замечает: «Обучение в школе - снабжение ответами без вопросов учеников. Стоит ли удивляться после этого, что знаменитое детское "почему" бесследно исчезает в школе?»

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
С. Я. Маршак

При помощи мышления человек создает в мозгу опосредованное и обобщенное представление об окружающей действительности, то, что невозможно воспринимать непосредственно органами чувств – увидеть, потрогать, понюхать и т.д. – человек воображает, исходя из приобретенного опыта.

Воображение помогает ему переноситься в прошлое и будущее, планируя собственную деятельность и заранее предполагая результаты. Таким образом, то, что нельзя познать прямо, познается косвенно, неизвестные качества определяются при помощи известных.

Виды мышления

Благодаря способности к творческому мышлению человек сумел не только сам приспособиться к окружающей среде – это умеют все живые существа – но и приспособить окружающую среду к собственным потребностям, перестраивая и обрабатывая, делая комфортной.

Это дало человеку преимущества по сравнению с другими обитателями планеты.

Мышление развивалось поэтапно, и за время существования человека постоянно совершенствовалось. Вот какие формы, в зависимости от ступеней развития, выделяют психологи:

  1. Формирование мыслительных способностей человека разумного начиналось с действенного мышления, которое помогало нашим предкам создавать предметы, облегчающие, например, добывание пищи – фактора, играющего решающую роль в вопросе выживания. После того, как человек сделал копье, отпала необходимость догонять добычу – можно было метнуть в нее оружие с расстояния. На этом этапе развития мышления оно имело чисто практическое применение – люди изобретали орудия труда с определенной целью, чтобы сразу же ими воспользоваться. В зачаточном виде практически-действенное мышление присутствует у некоторых видов приматов – известны примеры, когда шимпанзе или орангутанг находили длинную палку и старались с ее помощью сбить висящий на дереве плод.
  2. Следующей ступенью стало наглядно-образное мышление. На этой стадии человек обрел способность представлять в уме различные действия с известными ему предметами, не видя их перед собой. Также этот вид мышления позволяет узнавать в незнакомых предметах уже известные черты и делать на этом основании предположения об их предназначении. Так, человек, видевший большое копье, легко догадается о том, что такое дротик.
  3. Словесно-логическое мышление появилось вследствие развития языка – чем сложнее он становился и чем больше абстрактных понятий мог выразить, тем более углубленным и расширенным становилось и мышление. С помощью этого вида мыслительной деятельности люди научились создавать отвлеченные понятия. Именно такое мышление помогло сделать шаг от простейших практических измерений чего-либо к созданию науки геометрии, формулированию ее понятий и закономерностей.
  4. Отсюда было рукой подать до творческого мышления, включающего в себя все ранее перечисленные виды мыслительной деятельности и позволяющего сочинять романы, писать картины и музыку, совершать открытия и делать изобретения. После появления творческого мышления процесс создания нового несравнимо ускорился – революционные изменения и достижения в различных сферах человеческой деятельности стали возможны на протяжении жизни одного поколения.


Огромное значение для творческого мышления имеет воображение. В отличие от чувственного восприятия, воображение позволяет представить – вообразить – предметы, явления и события, которых не существует и не существовало на самом деле. Воображение может быть активным и пассивным.

В первом случае созданные им образы имеют своим основанием окружающую реальность. Они возникают в голове человека, подчиняясь его воле, и отражают часть его личности, чувства и переживания. Именно активное воображение необходимо для изобретений и творчества.

Образы пассивного воображения приходят спонтанно, независимо от воли человека, и очень редко служат источником чего-то продуктивного.

Сила воображения помогает человеку снять напряжение, возникающее в ожидании тех или иных событий. Когда он представляет свое желание уже исполнившимся, ему легче дождаться его действительного исполнения, а представление какой-то неприятной ситуации помогает психологически подготовиться к ее возможному возникновению.

Позитивные образы, рождающиеся в воображении, служат основой для аутосуггестии (самовнушения) и помогают снять стресс. Воображение регулирует познавательные способности – чувственное восприятие, память, внимание, речь. С его помощью можно воспроизвести прошлую ситуацию и представить будущую, планируя свои действия.

Особенности творческого мышления

Творческое мышление во многом зависит от индивидуальных особенностей личности и ее психической организации. Специалисты выделяют два основных типа творческого мышления: конкретно-образное и словесно-логическое.

Первый тип мышления более способствует развитию способностей к художественному творчеству. При конкретно-образном мышлении доминирует правое полушарие головного мозга, которое иногда называют «эмоциональным мозгом».

Люди, в интеллектуальной деятельности которых преобладает левое мозговое полушарие, имеют словесно-логический тип мышления. Они с легкостью оперируют абстрактными понятиями, формулами, символами. Среди людей с данным типом мышления преобладаю почитатели точных наук – математики, физики, химии

Знаменитый немецкий психолог Карл Юнг предложил несколько иную формулировку типов мышления. Людей с развитыми наклонностями к художественному творчеству он относил к интуитивному типу, для которого свойственно преобладание эмоций, а также спонтанность мышления.

Тех, в чьем мышлении логика преобладает над эмоциями, Юнг считал обладателями мыслительного типа интеллектуального процесса. Для них важнее логические доказательства, а интуиции они предпочитают логическую проверку теоретических знаний. По описанным признакам можно понять, что мыслительный тип свойственен тем, кто занимается научными исследованиями.

Черты творческого мышления присущи любому из вышеперечисленных человеческих психотипов. При этом и конкретно-образный, и словесно-логический тип интеллекта имеет общую черту – умение создавать абстракции, соединяя все образы в один общий.

Также для творческого мышления характерна эвристика, внезапное озарение – от древнегреческого «эврика» – «нашёл» (по преданию, так воскликнул Архимед, совершив очередное открытие). Это понятие означает способность мышления выйти за устоявшиеся общепринятые рамки, не обладая полным пакетом данных, необходимых для решения той или иной проблемы, интуитивно находить верный путь.

Кроме того, среди особенностей творческого мышления специалисты-психологи называют следующие черты:

  • оригинальность и неповторимость. Люди, обладающие творческим мышлением, предпочитают находить собственные путь, а не идти по проторенной дороге. Если они берутся за решение естественнонаучной проблемы или создание художественного произведения, то стараются придумать что-то новое, никогда не существовавшее и ни на что не похожее;
  • семантическая гибкость – попытка рассмотреть проблему или предмет с другой, ранее не рассматривающейся точки зрения, с целью открыть новые свойства либо новые пути решения и выявить скрытый потенциал;
  • образная гибкость, умение изменить привычный взгляд на объект, обнаружить новые, неожиданные свойства и стороны, делающие его применение уникальным;
  • спонтанная гибкость, означающая переключение с одной мысли на другую, способность воспринимать информацию и генерировать идеи, находить способы решения проблем и вопросов там, где они не видны другим.

Вывод

Мыслительный процесс является главным двигателем развития человека. Эволюционное развитие человеческого мозга продолжается – он становится совершеннее. Способность к творческому мышлению позволяет хомо сапиенсу подниматься выше по эволюционной лестнице.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Творческое мышление - Одна из удивительнейших способностей человеческого разума - решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по заранее освоенному алгоритму, а гибко, адаптивно и с некоторой долей предприимчивости. Соответственно, не творческое мышление - решение интеллектуальных задач по заранее освоенному алгоритму.

На нынешнем этапе развития техники и компьютерных технологий можно почти уверенно утверждать, что творческое мышление - это все те способы решения интеллектуальных задач, которые еще не освоены компьютером. Компьютер действует по заранее составленному алгоритму и раз за разом в похожих ситуациях будет действовать стандартным способом.

Предположим такую ситуацию. Человека и компьютер (точнее компьютерную программу) каждый день заставляют выполнять одно и то же действие, например сложить в уме числа от одного до тысячи и сообщить результат. Человек на следующий уже день пойдет на хитрость и сообщит сумму, которая получилась у него вчера. Если он не помнит это число, то сосчитает еще раз и больше не забудет. Компьютер же раз за разом будет осуществлять одну и ту же цепочку операций. Разумеется, хитрые программисты могут оснастить свою программу схожей возможностью: она будет просто хранить в своей базе данных соответствия "входное значение - выходное". И во второй раз уже не будет считать числа от одного до тысячи, эту сумму просто возьмет "из кэша". Но идем дальше. Пусть нашим испытуемым будет поставлена новая задача: например сосчитать сумму чисел от одного до девятисот. И человек, и машина примутся складывать эти числа. Потом будет до восьмисот, потом до 2000, потом до 1400 и т.д. Рано или поздно человек облегчит свою участь: он догадается, что сумму чисел от 1 до N, можно представить как (1+N)xN/2 (может быть, в этом ему еще помогут школьные уроки математики). Компьютер же продолжит считать все эти числа: 1+2=3, 3+3=6, 6+4=10, 10+5=15... Потом, правда, окажется, что эта формула работает только по отношению целых чисел, но и тут человек не растеряется: он от N отнимет единицу, а потом посчитает по своей формуле. В этом, в общем, и заключается вся суть творческого мышления человека: стараться выкрутиться из любой ситуации. Конечно, и компьютер можно научить считать по "хитрым формулам". Однако при каждом радикальном усложнении задачи программу придется переписывать, и это будет, скорее всего, творческим мышлением программиста, а не самой программы.

Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, в которой оказывается тем или иным образом человек. Эта проблемная ситуация в той или иной мере не удовлетворяет человека, и он тогда ставит в отношении ситуации определенную задачу. Эти задачи бывают трех видов:

Вопрос на понимание ("Что это? Почему это? Как оно работает?.."),

Изменение ситуации (решение проблемы в целом или какой-то ее части),

Целеполагание ("Как я могу это использовать? Какие в отношении этого можно поставить тактические или стратегические задачи?").

Человек, как установили критики бихевиоризма, не действует лишь рефлекторно по принципу "стимул - реакция". Ему недостаточно просто реагировать на изменения среды, он не решает лишь задачи второго рода (изменение ситуации). Еще он решает задачи на понимание и целеполагание, что делает его сообразительнее и непредсказуемее для окружающих.

Обычно человек плохо рефлексирует как и какого рода интеллектуальные задачи он сейчас решает. Это связано с тем, что обычно эти задачи весьма быстро сменяют друг друга.

Предположим, некто нашел в тумбочке своего стола толстую пачку денег. Сначала начнутся, очевидно, вопросы на понимание: "Как это сюда попало? Враги подкинули? Друзья? Может, просто кто-то перепутал?.." Затем, скорее всего, последуют задачи на изменение ситуации: "Надо что-то делать с этой пачкой... Пойти поспрашивать чьи это деньги? Перепрятать? А куда?.." Потом последуют задачи на целеполагание: "А что мне делать с этими деньгами? Купить жене (себе) шубу? А может вложить в акции? Или в отпуск съездить заграницу? Надо позвонить в турфирму..."

Жизнь человека состоит из бесконечной цепочки интеллектуальных задач, решение одной задачи порождает другую. И нет определенной последовательности в видах этих задач. В нашем примере это "понимание - изменение - целеполагание", но в других ситуациях всё может быть иначе.

Важная особенность любого творческого мышления - умение видеть альтернативы в интеллектуальных задачах и сознательный выбор одной из альтернатив. Если человек находит у себя в столе пачку денег и ему сразу ясно, как она сюда попала, то это означает одно из двух: или он на самом деле твердо это знает (может быть, кто-то обещал ему долг вернуть), или мышление его совсем не блещет оригинальностью, он привык думать по схемам (например "Бог послал"). То же самое можно сказать и про отсутствие альтернатив в изменении и целеполагании.

Человек с активным и гибким мышлением видит альтернативы там, где другие люди их могут не видеть, где другим все представляется само собой разумеющимся и очевидным. Хорошо известно, что собака облизывается при виде еды, но только И. П. Павлов увидел в этом проблему и, изучая ее, создал учение об условных рефлексах. Другой пример - множество людей наблюдало падение предметов с высоты на землю, но только И. Ньютон задумался над этой проблемой и открыл гравитационное взаимодействие. До Ньютона рассуждали примерно так: "Вещи падают на землю, потому что падают, иначе быть не может... Бог решил, что вещи должны падать вниз, вот они и падают..." Ч. Дарвин, как и другие люди, наблюдал, что в природе выживает сильнейший, но только ему пришла в голову идея, что у этого обстоятельства могут быть далеко идущие последствия. Именно активное и гибкое мышление повышает вероятность того, что его обладатель сможет наткнуться на научное открытие, решить сложную производственную задачу или сделать правильный жизненный выбор.

Другое важное обстоятельство, связанное с видением альтернатив, это пребывание в постоянных сомнениях. Не ошибается и не сомневается лишь тот, кто ничего не делает и ни о чем не думает. Все остальные сомневаются, и часто эти сомнения носят весьма болезненный характер. Чем выше потребность в истине, в выходе из сложной ситуации, в постановке верной цели, тем болезненнее эти сомнения. Потребность в истине может быть не только у ученого, но и, например, у жены, которая подозревает мужа в измене, но найти доказательства того или обратного не в состоянии. А каковы муки юноши или девушки, которые выбирают себе профессию и вуз, в котором будут учиться, и тем самым решают судьбу всего остатка своей жизни, потому что так или иначе, но этот выбор очень важен! В некотором смысле творческое мышление - это не только интеллектуальный процесс или даже свойство личности, но еще и психическое состояние. И состояние довольно болезненное для многих людей. Поэтому вновь и вновь переживать "муки творчества" готовы далеко не все.

Важными особенностями творческого мышления являются аналитические и синтетические функции. При анализе человек разбивает задачу на множество подзадач. Человек с развитым творческим мышлением никогда не работает с проблемой целиком. Его способностей хватает на то, чтобы сначала получить много мелких подзадач, а потом, решив эти задачи, найти самую качественную и/или эффективную альтернативу.

Интересные эффекты в решении интеллектуальных задач иногда достигаются с помощью умелого манипулирования наглядностью и абстрактностью. Интеллектуальные задачи довольно четко делятся на наглядные (например при игре в "Тетрис") и абстрактные (то есть отвлеченные, например решение арифметической задачи). Соответственно мышление разделяется в общей психологии на наглядное и абстрактное. Наглядное иногда подразделяют на наглядно-действенное и наглядно-образное, а абстрактное называют абстрактно-логическим. Если у творчески мыслящего человека не получается решить в уме абстрактную задачу, то он может попробовать решить ее с помощью наглядных методов (нарисовать рисунок или схему, поманипулировать счетными палочками и т.д.). Соответственно и для наглядных задач можно попробовать использовать способы абстрактно-логического мышления (ввести и систематизировать понятия, продумать математические модели и т.д.).

Один из известнейших исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд рассматривал творческое мышление как синоним креативности. В своих работах он рассматривал креативность как способность человека к генерации чего-то нового, особенно в культурном аспекте: нового слова в живописи, музыке, литературе, технике, дизайне и т.п. Подняв планку для творческого мышления, Гилфорд изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей:

1) оригинальность и необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне;

2) семантическая гибкость (способность видеть объект под разными углами зрения);

3) образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны);

4) семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей).

Тема творческого мышления довольно активно исследуется многими специалистами. В ходе экспериментов было обнаружено, например, сильное влияние на творческое мышление сугубо личностных особенностей. Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон установили, что проявлению творчества мешает:

Склонность к конформизму,

Страх показаться глупым,

Страх критиковать как проявление сильной вежливости,

- (наоборот) выраженное критиканство,

Завышенная оценка собственных идей.

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно - образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное -это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») - представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!