Инструктаж патрульно-постовых нарядов полиции. Контроль работы патрульно-постовых нарядов полиции. Глава III. Управление и организация патрульно-постовой службы. Общие положения

Российское законодательство предъявляет обязательное требование к инструктажу на рабочем месте - периодичность проведения. Регулярное повторение работниками требований в сфере охраны труда необходимо для безопасного ведения работ и исключения несчастных случаев на производстве. Рассмотрим особенности выполнения работодателем обязанности по регулярному проведению инструктажей.

Законодательство об охране труда

Требование о проведении обучения работников правилам охраны труда закреплено в следующих нормативных актах:

  • Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 13.01.2003 ;
  • до 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-90;
  • с 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-2015;
  • отраслевых актах по охране труда.

Какие виды инструктажей проводятся регулярно

Чтобы установить периодичность, рассмотрим вначале виды инструктажей в зависимости от момента проведения обучения:

  • вводный - однократно в течение месяца после подписания трудового договора до начала работы;
  • первичный на рабочем месте - один раз непосредственно перед тем, как работник начнет работу на новом месте;
  • повторный - периодически в целях поддержания знаний, полученных работниками в ходе других инструктажей;
  • внеплановый и целевой - в связи с наступлением определенных обстоятельств, а значит, их периодичность будет зависеть от частоты возникновения соответствующих оснований.

Исходя из вышеуказанной информации, можно сделать вывод, что на регулярной основе организуется только повторный инструктаж.

Как часто необходимо проводить инструктаж

Уголовная ответственность имеет место в случае, когда непроведение инструктажа и допуск неподготовленного работника к работе повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью либо смерть человека или нескольких человек. Санкцией ст. 143 УК РФ предусмотрены наказания в виде штрафа до 400 тысяч рублей, принудительных, исправительных или обязательных работ, а также лишения свободы, срок которых будет зависеть от квалификации преступления. Во всех случаях виновное лицо лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), оценить действия и довести результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения полицейских действиям в различных ситуациях. Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

Оперативный дежурный знакомит наряды полиции с оперативной обстановкой, ориентировками о совершённых преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках.

Инструктирующий обязан:

1. Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

2. Проверить знание патрульными и постовыми:

2.1. Своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов, связанных с обеспечением правопорядка.

2.2. Правил применения и использования табельного оружия, специальных средств и физической силы к правонарушителям.

2.3. Особенностей несения службы на порученном посту, маршруте патрулирования примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей.

2.4. Основных алгоритмов действий по пресечению нарушений общественного порядка и задержанию правонарушителей.

3. Объявить результаты несения службы нарядами полиции за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

4. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

5. Отработать с нарядами полиции вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приёмы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

6. Обратить внимание нарядов полиции на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.

7. Ответить на имеющиеся вопросы.

8. Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов полиции на службу.

Кроме ежедневного инструктажа в подразделениях полиции может проводиться совместный инструктаж. В определенный день и час назначается совместный инструктаж, на котором начальник ОВД: подводит итоги несения службы за прошедший период, зачитывает приказ о поощрении отличившихся сотрудников, отмечает недостатки и упущения в работе; анализирует результаты взаимодействия нарядов полиции и подразделений, участвующих в охране общественного порядка; информирует о состоянии оперативной обстановки; знакомит личный состав с указанием и требованиями старших начальников, в том числе МВД РФ по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; объявляет задания нарядам полиции.

Совместный инструктаж заканчивается общим построением, после чего отдается приказ о заступлении на службу. Продолжительность инструктажа не должна превышать одного часа. Для нарядов подразделений полиции, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Вопрос № 7. Назначение и задачи дежурной части органов внутренних дел. Организация работы дежурной части. Права и функциональные обязанности дежурного наряда органов внутренних дел. Документация дежурной части. Планы единой дислокации. Организация работы групп немедленного реагирования при дежурной части. Проведение инструктажей.

Дежурнаячасть - одно из основных подразделений ОВД, созданное для непрерывного и оперативного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел.

Дежурные части ОВД докладывают об оперативной обстановке и её изменениях в дежурные части вышестоящих ОВД, которые направляют информацию в дежурную часть МВД России.

На дежурные части органов внутренних дел, как относительно самостоятельные структурные подразделения, возложены свои, только им присущие специфические задачи. Нормативное закрепление они нашли в Наставлении по организации деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел, утверждённом приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. № 174дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел» (далее – Наставление).

Задачи дежурной части ОВД:

1. Непрерывный круглосуточный сбор , обработка и передача информации об оперативной обстановке.

2. Приём , регистрация поступивших в дежурную часть заявлений, сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, чрезвычайных ситуациях и происшествиях, а также своевременное реагирование на них.

3. Непрерывное управление силами и средствами ОВД.

4. Немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам» .

5. Безотлагательная организация действий по обеспечению общественного порядка, ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий.

6. Организация разбирательства с гражданами, в том числе с задержанными и доставленными.

7. Контроль за соблюдением порядка содержания, конвоирования задержанных и заключённых под стражу лиц;

8. Сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств и другого вверенного имущества .

9. Приём и сохранность изъятого, добровольно сданного , найденного оружия и боеприпасов, а также предметов и вещей , принадлежность которых не установлена.

10. Контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания ОВД и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью и санитарным состоянием.

11. Передача в подразделения ОВД спец иальных сигналов о введении степеней готовности и оповещение личного состава по ним.

Состав дежурной смены:

1. Начальник дежурной смены (помощник начальника дежурной части).

2. Старший оперативный дежурный (оперативный дежурный).

3. Дежурный по разбирательству с доставленными и задержанными лицами.

4. Один - два помощника оперативного дежурного.

Кроме дежурной смены в суточный наряд по ОВД включаются: следственно-оперативная группа (группы), группа (группы) немедленного реагирования, группа (группы) задержания пульта централизованной охраны отдела вневедомственной охраны, водители служебного автотранспорта дежурных частей.

28. Управление патрульно-постовой службой - это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), начальников горрайлинорганов по рациональному использованию сил и средств милиции общественной безопасности и СМВЧ в обеспечении эффективной охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступление и административных правонарушений, поддержанию постоянной готовности к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Управление нарядами патрульно-постовой службой включает:

    Анализ оперативной обстановки и на этой основе разработку и принятие решения на организацию патрульно-постовой службы;

    Подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов;

    Обеспечение постоянной и устойчивой связи с патрульно-постовыми нарядами, обеспечение своевременного обмена информацией;

    Организацию взаимодействия, маневр силами и средствами патрульно-постовой службы;

    Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы;

    Учет и оценку результатов деятельности патрульно-постовых нарядов.

29. Оперативное управление патрульно-постовыми нарядами в период несения службы возлагается на дежурные части. Непосредственное управление нарядами в границах патрульного участка или отдельного микрорайона осуществляется начальником патрульного участка, старшим патрульной группы, дежурным по войсковым нарядам (старшим группы) с последующим докладом в дежурную часть горрайлиноргана о происшедших изменениях в расстановке личного состава.

30. Решения по организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются: на два года - планом комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка по единой дислокации с последующей корректировкой по мере необходимости (приложение 1); на текущие сутки - постовой ведомостью (приложение 2); на выполнение поставленной конкретной задачи - приказом, специальным планом или устным указанием.

При этом учитываются:

    Географические, социально-экономические особенности города (района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних граждан, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, АЭС, объектов разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел;

    Количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах с учетом времени года и суток и метеорологических условий;

    Расстановка патрульно-постовых нарядов и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке;

    Результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе по единой дислокации, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.

31. Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются:

    Статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью (приложение 9), ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников;

    Оперативные данные, сведения, поступающие от работников служб и подразделений милиции;

    Доклады патрульно-постовых нарядов;

    Сообщения соседних органов внутренних дел, исправительно-трудовых учреждений, воинских частей внутренних войск;

    Материалы других правоохранительных органов;

    Сообщения государственных и общественных учреждений, организаций и объединений, заявления граждан;

    Сообщения печати, радио, телевидения.

32. Перед принятием решения начальник горрайлиноргана и его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции в необходимых случаях проводит рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений и воинских частей. Во время рекогносцировки уточняется расчет и расстановка сил и средств, определяется расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности численность, размещение и задачи резерва.

Проведение рекогносцировки является обязательным при разработке единой дислокации, выработке решения на организацию охраны общественного порядка во время массовых мероприятий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также в целях предотвращения и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.

33. В решении по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки предусматриваются:

    Общая задача горрайлиноргана, подразделения, исходя и сложившейся обстановки;

    Обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств;

    Состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми инспекторами милиции, другими сотрудниками милиции, представителями общественных объединений;

    Возможность и форма маневра силами и средствами при изменении обстановки;

    Система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки;

    Порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.

34. План по единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает: - схему района, города транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в т.ч. дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного порядка, виды нарядов, порядок взаимодействия связи между ними и другие необходимые сведения.

35. На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка (приложения 3-5), в которой указываются:

    Маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;

    Время несения службы;

    Объекты и зоны, требующие особого внимания;

    Порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;

    Особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки;

    Порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью горрайлиноргана, участковыми инспекторами милиции, общественными объединениями, а также зоны не прохождения радиосвязи и способы связи с этих участков.

Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их остановок, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке систематически уточняются на местности.

Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выделяется наряду перед заступлением на службу.

36. Несение службы в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.

На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке (приложение 7).

37. Виды нарядов и их состав определяются исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки. Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников милиции. Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение нарядов в определенных пунктах не вызывается необходимостью. Парные наряды выставляются в местах, где один милиционер не в состоянии обеспечить выполнение поставленной задачи (местах большого скопления людей, на окраинах городов, в лесных массивах, при несении службы в ночное время, при сопровождении поездов и т.д.).

При несении службы с представителями общественных объединений, военнослужащими наряд, как правило, назначается из расчета: один милиционер и два представителя общественности или военнослужащих.

38. Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы силы и средства милиции увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в местах, где наибольшая вероятность совершения правонарушений.

39. Обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы на улицах и в других общественных местах, выделения автотранспорта для патрулирования определяются в каждом горрайлиноргане, подразделении милиции и СМВЧ в целях обеспечения максимального использования сил и средств в охране общественного порядка и борьбе с преступностью с учетом их штатной численности и коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,1 единицы для маршрутов (постов), закрываемых по 8 часов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8 часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.

Начальник горрайлиноргана, его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции принимают меры к выполнению обязательных норм выставления патрульно-постовых нарядов.

40. Начальник горрайлиноргана или начальник милиции общественной безопасности на основе единой дислокации и с учетом оперативной обстановки ежедневно к 18 часам предшествующих суток принимает решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам, лиц, проводящих инструктаж и контролирующих несение патрульно-постовой службы.

41. Назначение сотрудника милиции в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту.

Милиционеры закрепляются за двумя-тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначаются.

Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и вооружать милиционеров, не прошедших первоначальной подготовки на учебных сборах и не принявших присяги.

42. Для решения особых задач, возникающих при резком осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении массовых мероприятий, рейдов, операции и т.д. в зависимости от их значения и масштаба разрабатываются специальные планы или издаются приказы.

Подготовка и инструктаж нарядов

43. Подготовка и инструктаж нарядов проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение 8). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 минут до начала инструктажа. О прибытии они докладывают дежурному и своему командиру. Например: «Товарищ лейтенант! Сержант Громов для несения службы прибыл».

Дежурный отмечает в постовой ведомости о прибытии милиционеров на службу, выдает им необходимые предметы вооружения, снаряжения, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы; объявляет маршрут патрулирования, пост и время несения службы; знакомит с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках. После чего командир выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого милиционера наличие положенных предметов вооружения, снаряжения и опрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

44. Заступающий на службу наряд обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение. При себе он должен иметь:

    Служебное удостоверение;

    Служебную книжку, карточку маршрута, поста;

    Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами);

    Резиновую палку;

    Радиостанцию;

    Наручники;

    Свисток;

    Служебную сумку или планшет, ручку;

    Индивидуальный пакет (аптечку).

В зависимости от характера выполняемых задач наряду дополнительно выдаются:

    Учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях;

    Квитанции об уплате штрафов на месте;

    Электромегафоны;

    Карманный электрический фонарь;

    Ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов;

    Средства индивидуальной защиты и другие специальные средства.

45. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся руководителями горрайлиноргана и командным составом строевых подразделений милиции с обязательным участием руководителей и опытных сотрудников служб общественной безопасности и криминальной милиции, согласно утвержденным графикам.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

46. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), а также оценить действия и результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения милиционеров действиям в различных ситуациях. Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

47. С приближением к строю руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: «Наряд, смирно! Равнение НА-ПРАВО (НА-ЛЕВО, НА-СЕРЕ-ДИНУ)» - и докладывает о готовности наряда для инструктажа. НАПРИМЕР: «Товарищ подполковник! Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант Петров». Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду: «Здравствуйте, товарищи!». На его приветствие наряд отвечает: «Здравия желаем, товарищ подполковник!». После этого инструктирующий подает команду: «Вольно».

48. Инструктирующий должен:

    Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков;

    Проверить знание патрульными и постовыми своих прав, обязанностей, отдельных положений нормативных актов, правил применения физической силы к правонарушителям, специальных средств и оружия, примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей;

    Объявить результаты несения службы за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры образцовых действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников;

    Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия;

    Отработать с милиционерами вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и др.);

    Напомнить нарядам о необходимости соблюдения законности, а также о чутком и внимательном отношении к гражданам, ответить на имеющиеся у сотрудников милиции вопросы. Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов милиции на службу. Например: «Наряд, смирно! Приказываю заступить на охрану общественного порядка в городе Энске. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, проявлять справедливость и вежливость. НА-ПРАВО (НА-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом марш!».

49. В районах городов и в городах без районного деления не реже одного раза в месяц проводятся совместные инструктажи всех нарядов патрульно-постовой службы по плану единой дислокации. Организационная работа по подготовке и проведению совместного инструктажа возлагается на управления (отделы, отделения) по организации обеспечения общественного порядка. После общего построения руководящий и начальствующий состав проверяет внешний вид и экипировку нарядов, а работники ГАИ, инженеры и техники проводят осмотр технического состояния автотранспорта и средств связи. Инструктирующий начальник (руководитель) проводит инструктаж в соответствии со ст. 44-49 настоящего Устава. Продолжительность совместного инструктажа не должна превышать одного часа. Инструктаж заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов на службу и прохождением торжественным маршем. Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Обеспечение связи

50. Связь в системе МВД России является основным средством, обеспечивающим управление органами внутренних дел. Схема ее организации обусловливается структурой органов внутренних дел, характером выполняемых задач и необходимостью взаимодействия между собой при несении патрульно-постовой службы и проведении различных мероприятий по борьбе с преступностью.

Начальник горрайлиноргана, командир строевого подразделения милиции и СМВЧ обязаны организовать и обеспечить бесперебойную связь с подчиненными подразделениями и нарядами путем:

    Выбора режима работы средств связи, исходя из реальной оперативной обстановки и схемы организации связи;

    Использования назначенных подразделением связи радиопозывных, переговорных таблиц и кодов с целью сохранения в тайне проводимых оперативных мероприятий;

    Осуществления контроля за соблюдением правил и порядка ведения переговоров по средствам связи;

    Организации правильного хранения и выдачи средств связи, их своевременного технического обслуживания и ремонта;

    Обеспечения запасных каналов и средств связи.

51. Для обеспечения управления подразделениями и нарядами применяются радио, проводные, сигнальные средства связи, телевидение, а также посыльные. Радиостанции являются основным средством связи с подвижными нарядами. Проводные средства (городские и специальные телефоны) используются для связи с нарядами, не имеющими радиосвязи.

При отсутствии средств связи или невозможности их использования, а также для уточнения или дублирования отдельных указаний используются посыльные на транспортных средствах или пешие связные.

Связь с помощью зрительных и звуковых сигналов организуется непосредственно между нарядами для передачи команд и поддержания взаимодействия.

Телевидение применяется для наблюдения за состоянием общественного порядка и общественной безопасности на наиболее важных участках обслуживаемой территории (объектах) и контроля за действиями нарядов.

Организация взаимодействия и маневра

52. Наиболее важным условием выполнения поставленных перед патрульно-постовой службой задач является организация и поддержание непрерывного взаимодействия между нарядами ПСМ, другими подразделениями органов внутренних дел, СМВЧ и общественными формированиями, принимающими участие в охране правопорядка на улицах и в других общественных местах. Ответственность за обеспечение взаимодействия возлагается на начальников горрайлинорганов, начальников милиции общественной безопасности, руководителей служб и подразделений милиции, командиров строевых подразделений и СМВЧ.

53. Основными формами взаимодействия являются:

    Своевременное доведение до патрульно-постового наряда оперативной обстановки;

    Разработка согласованных планов работы;

    Постановка общих и индивидуальных задач каждому подразделению или патрульно-постовому наряду;

    Проведение совместных инструктажей;

    Определение порядка связи и системы обмена информацией о складывающейся обстановке;

    Осуществление скоординированных, совместных мероприятий, в том числе несение службы по единой дислокации;

    Оказание взаимной помощи и поддержки патрульно-постовым нарядом при выполнении повседневных задач и при возникновении чрезвычайных обстоятельств;

    Комплексное совместное подведение итогов работы нарядов всех служб и подразделений, участвующих в охране общественного порядка.

54. Взаимодействие командиров строевых подразделений милиции с руководством горрайлиноргана, в оперативном подчинении которых они находятся, осуществляется путем обмена информацией, совместного анализа оперативной обстановки, участия представителей взаимодействующих сторон в оперативных совещаниях, внесения коррективов в расстановку сил и средств, а также согласования порядка действий всех нарядов и оказания взаимной помощи при несении ими службы.

55. Для организационного и своевременного сосредоточения сил и средств милиции в местах, где сложилась наиболее напряженная оперативная обстановка, применяется маневр (изменение установленной дислокации) нарядами патрульно-постовой службы и другими приданными силами.

В зависимости от состояния оперативной обстановки маневр может осуществляться на период смены, дежурных суток или на более длительное время.

56. Руководители МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) осуществляют маневр силами и средствами соответственно в масштабе республики, края, области, автономного образования, города, железной дороги, при необходимости усиливают патрульно-постовую службу за счет дополнительного выделения сотрудников органов внутренних дел, СМВЧ. Начальники горрайлинорганов при необходимости осуществляют маневр силами и средствами в городе или районе, на отдельных участках, транспортных магистралях и других объектах органов внутренних дел на транспорте.

57. В решении на осуществление маневра указываются:

    Цель маневра и его задачи;

    Количество выделяемых нарядов и других сил и в течение какого периода времени они должны нести службу в указанном районе (городе);

    Время начала и окончания службы на маршрутах патрулирования и постах;

    Наличие резерва;

    Порядок управления нарядами и контроля за несением службы;

    Материально-техническое обеспечение.

Перестановка нарядов при маневре отражается в постовой ведомости.

58. При необходимости сосредоточения нарядов строевого подразделения милиции в одном районе в течение определенного времени они в установленное время направляются в указанный район (город) и несут там службу в течение этого времени, после чего возвращаются на закрепленные за ними маршруты.

59. Маневр силами и средствами в условиях резкого осложнения оперативной обстановки или возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется по специальному плану. При оперативном и не терпящем отлагательства маневре силами патрульно-постовой службы необходимые изменения в расстановку нарядов вносятся:

    В пределах города, имеющего районное деление, - распоряжением оперативного дежурного по МВД, УВД (ГУВД) с докладом руководителям министерства, главного управления, управления внутренних дел;

    В пределах района в городе или участка обслуживания - указанием дежурного по горрайлиноргану с немедленным докладом начальнику органа внутренних дел, начальнику милиции общественной безопасности, а также оперативному дежурному МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ);

    В пределах города, не имеющего районного деления, района - распоряжением дежурного по горрайоргану внутренних дел с немедленным докладом начальнику;

    В пределах патрульного участка - распоряжением начальника патрульного участка, старшего патрульной группы с докладом дежурному по горрайлиноргану.

В необходимых случаях право на внесений изменений в расстановку нарядов строевых подразделений ППС милиции имеют их командиры с последующим докладом дежурному по горрайлиноргану.

Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы

60. Контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы является одним из важнейших элементов укрепления исполнительской дисциплины и обеспечения высокой постоянной активности личного состава в охране общественного порядка, предупреждения и пресечения преступлений и административных право нарушений, а также средством обучения милиционеров непосредственно на посту, маршруте.

61. Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов, во время которых устанавливаются:

    Правильность расстановки и использования личного состава и технических средств в соответствии с принятым решением складывающейся обстановкой, наличие нарядов на своих постах маршрутах;

    Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях обстановки;

    Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, а также своих прав, общих и особых обязанностей;

    Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений;

    Уровень взаимодействия между нарядами патрульно-постовой службы, сотрудниками других подразделений милиции и общественными формированиями, участвующими в охране общественного порядка;

    Соблюдение нарядами законности и дисциплины;

    Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на участке поста, маршрута и принятые по ним меры;

    Правильность оформления и ведения служебных документов.

62. Патрульно-постовую службу обязаны проверять:

    Лица начальствующего состава МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) - при каждом выезде в командировку или инспектировании горрайлинорганов и подразделений;

    Начальники горрайлинорганов, их заместители, командиры полков и батальонов - не реже двух раз в месяц;

    Заместители командиров полков, батальонов, а также лица инспекторского состава службы милиции общественной безопасности горрайлинорганов - не менее одного раза в неделю;

    Командиры рот, их заместители, командиры взводов - ежедневно (в выходные дни по графику);

    Начальники караулов и их помощники - каждый не менее четырех раз в сутки, из них в ночное время - не менее двух раз;

    Командиры отделений, начальники патрульных участков - не менее пяти раз каждого патрульного (постового) за смену;

    Участковые инспектора милиции (начальники линейных пунктов милиции) - ежедневно на территории обслуживаемого участка.

Патрульно-постовые наряды, задействованные на охрану общественного порядка по единой дислокации, проверяются ежедневно в различное время суток по специально разработанным графикам.

63. Проверку службы войсковых нарядов СМВЧ осуществляют руководители МВД, УВД (ГУВД), горрайлинорганов, а также лица по их поручению совместно с командирами этих частей, подразделений, их заместителями, дежурными по войсковым нарядам и начальниками патрульных групп.

64. Проверка несения службы нарядами может быть гласной и негласной. От прибывших для проверки патрульный (постовой) требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а от лиц, уполномоченных прямым начальником, также письменное предписание на право проверки.

65. Патрульный (постовой) подходит и представляется проверяющему.

Например: «Товарищ лейтенант! Патрульный сержант Карпов». В тех случаях, когда проверку проводят двое, патрульный (постовой) представляется старшему по должности, а при равных должностях - старшему по званию. По требованию проверяющего старший патруля (постовой) докладывает об обстановке на территории маршрута (поста) отвечает на заданные вопросы.

При отсутствии наряда на маршруте (посту) проверяющий обязан немедленно выяснить причину и установить местонахождение наряда.

66. Проверяющий обязан знать требования настоящего Устава, оперативную обстановку в микрорайоне, районе, городе, в зоне поста, маршрута, объективно оценивать качество несения службы, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.

67. Запрещается проверять несение службы путем попытки отобрать оружие, инсценировки правонарушений и другими способами, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким последствиям.

68. При обнаружении недостатков в организации и несении патрульно-постовой службы проверяющий обязан принять необходимые меры к их устранению.

За грубое нарушение требований настоящего Устава наряд милиции может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику горрайлиноргана (командиру СПМ) и уведомлением дежурного.

О результатах проверки патрульно-постовой службы проверяющий делает отметку в служебной книжке и постовой ведомости. Эти данные используются для проведения инструктажей и оценки работы милиционеров.

69. При негласной проверке проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями наряда. В случае нарушения порядка несения службы нарядом или необходимости оказания ему помощь проверяющий прекращает скрытое наблюдение и принимает меры по устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи. О результатах негласной проверки проверяющий докладывает рапортом начальнику горрайлиноргана или другому руководителю (командиру), назначившему проверку.

70. Начальник горрайлиноргана, начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения не реже одного раза в месяц проводят на оперативном совещании анализ эффективности проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами.

Учет и оценка результатов работы нарядов

71. Учет и оценка результатов работы нарядов ведутся в целях определения фактического состояния общественного порядка и борьбы с преступностью на обслуживаемой территории, соответствия расстановки сил и средств, а также привития личному составу чувства персональной ответственности за выполнение пост явленных перед ним задач.

72. Результаты работы патрульно-постовых нарядов, участвующих в охране общественного порядка, учитываются и оцениваются руководителями горрайлинорганов и командирами ежедневно при подведении итогов за сутки. Учет работы ППН отражается в постовой ведомости и анализируется с учетом оперативной обстановки ежемесячно в целом по патрульно-постовой службе горрайлиноргана и раздельно по каждой службе, ежеквартально по МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ).

73. Деятельность патрульно-постовой службы, других подразделений органа внутренних дел оценивается по реальному вкладу в обеспечение общественного порядка и безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также по фактическому состоянию общественного порядка в городах и районах, республиках, краях, областях, округах, объектах транспорта. По каждому преступлению, совершенному во время работы нарядов в местах несения ими службы и нераскрытому (непресеченному) и их участием, проводится служебная проверка, о результатах которой докладывается руководству органа внутренних дел.

74. Работа милиционера оценивается по следующим критериям:

    Состояние общественного порядка и борьбы с преступностью на территории маршрута или поста (наличие или отсутствие преступлений и административных правонарушений, нарушений правил дорожного движения, роль наряда);

    Личное участие и активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, задержании преступников, в том числе личным сыском по приметам, проявлении мужества, решительности, находчивости и умении быстро ориентироваться и правильно действовать в сложной обстановке;

    Знание требований уставов, приказов и инструкций;

    Количество инициативных задержаний преступников;

    Соблюдение дисциплины и законности, строевая выправка и внешний вид, а также вежливость в обращении с гражданами;

    Взаимодействие с участковыми инспекторами, оперативными сотрудниками криминальной милиции, другими нарядами милиции и членами общественных объединений по охране правопорядка.

Особенности организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха.

75. Патрульно-постовая служба в курортных, дачных районах и зонах массового отдыха организуется и осуществляется основными и приданными силами. Потребность в силах и средствах милиции и необходимость маневра ими определяется с учетом размеров курортных, дачных районов и зон массового отдыха, состояния криминогенной обстановки и общественного порядка, количества приезжающих в эти места граждан, а также возможностей использования общественных объединений по охране правопорядка.

76. Основными формами организации патрульно-постовой службы в курортных, дачных районах и зонах массового отдых являются:

    Переход на усиленную охрану общественного порядка за счет увеличения числа нарядов;

    Создание временных пунктов размещения приданных патрульно-постовых нарядов;

    Закрепление наиболее подготовленных милиционеров за зонами массового отдыха;

    Привлечение к охране общественного порядка при необходимости курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России, членов общественных формирований;

    Несение патрульно-постовой службы нарядами со служебными собаками и патрулирование на лошадях.

77. При расстановке нарядов особое внимание уделяется местам вероятного совершения преступлений и административных правонарушений, массового скопления людей, санаторно-курортным учреждениям, пляжам, паркам, остановкам городского пассажирского транспорта, железнодорожным, речным и морским вокзалам, аэропортам, предприятиям общественного питания, развлекательным учреждениям, а также обеспечению безопасность движения транспорта и пешеходов на основных магистралях дорогах. Особенности организации патрульно-постовой службы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

78. Патрульно-постовая служба на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта организуется с учетом требований настоящего Устава. На станциях, вокзалах, платформах, пристанях, в аэропортах, портах, поездах и судах патрульно-постовая служба организуется начальником линейного отдела (отделения) внутренних дел, линейного пункта милиции с учетом интенсивности пассажирских и грузовых перевозок, движения поездов, судов, полетов самолетов, а также складывающейся оперативной обстановки. Порядок работы нарядов устанавливается начальником линейного органа внутренних дел.

79. Основными формами организации патрульно-постовой службы в сфере пассажирских перевозок являются:

    Патрулирование по залам вокзалов и аэропортов, станциям, портам, пристаням и причалам с обходом мест скопления пассажиров, посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам транспорта, выставление в этих местах постов;

    Сопровождение нарядами поездов, судов;

    Патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря;

    Участие членов общественных объединений по охране правопорядка.

80. На отдельных станциях, остановочных пунктах начальники линейных отделов (отделений) внутренних дел на транспорте в зависимости от оперативной обстановки могут устанавливать милицейские посты, на которые назначаются наиболее подготовленные, способные к самостоятельной работе милиционеры.

81. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в поездах, самолетах, на судах обеспечиваются нарядами сопровождения. Состав наряда определяется начальником органа внутренних дел на транспорте и в количестве не менее двух человек, из их числа назначается старший. При необходимости наряд возглавляется лицами среднего и старшего начальствующего состава. Для сопровождения специальных поездов (судов), туристических поездов (судов), поездов с лицами, следующими по организационному набору на стройки народного хозяйства, уборку урожая и другие работы, выделяется усиленный наряд милиции. Предусматривается обязательное патрулирование ночью в пригородных поездах парными патрулями с сопровождением их, как правило, от пункта отправления до пункта назначения.

82. Работа наряда осуществляется по графику, разрабатываемому руководством линейного отдела (отделения) внутренних дел. В нем должны быть указаны перечень подлежащих сопровождению поездов (судов), время начала и конца работы, места и время пересадок. Форма одежды наряда устанавливается начальником линейного органа внутренних дел. Наряд при выполнении задач взаимодействует с линейными и территориальными органами внутренних дел по маршруту следования поезда (судна), поездной бригадой (судовой командой, экипажем), членами общественных объединений.

83. Для усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на отдельных участках дорог, особенно на подступах к крупным городам и важным железнодорожным узлам, выставляется заслон милиции.

84. При следовании специальных поездов (судов, самолетов) патрульно-постовая служба на объектах транспорта организуется по особым планам, разрабатываемым совместно с соответствующими начальниками органов внутренних дел на транспорте и руководителями органов безопасности.

Периодичность повторного инструктажа по охране труда определена законодательно. Эта процедура – один из пяти существующих видов инструктажей, наряду с целевым, внеплановым, первичным и вводным инструктажем по охране труда.

Сотруднику необходимо пройти первичный инструктаж, чтобы он был допущен к повторному. Для чего организации должны периодически проводить повторный инструктаж? Перечислим главные задачи этой процедуры:

  • Проверить, насколько качественно был усвоен сотрудниками материал в ходе первичного инструктажа.
  • «Освежить» в памяти уже имеющиеся знания по технике безопасности, вспомнить, как нужно организовывать свою трудовую деятельность, чтобы она не повлекла за собой опасные последствия.
  • Предотвратить аварии, производственные травмы и иные негативные ситуации, которые могут возникнуть на предприятии вследствие несоблюдения норм по охране труда.
  • Подтвердить осведомленность с нормами техники безопасности. Стоит отметить, что сотрудники, не прошедшие повторное инструктирование, будут отстранены от обязанностей, пока не пройдут обучение успешно.

Периодичность

Трудовой кодекс РФ постановляет, что любая организация обязана осуществлять проведение повторного инструктирования. Также он определяет, как часто и когда проводится повторный инструктаж на рабочем месте. Подобная процедура необходима, чтобы работа предприятия была действительно безопасна. Итак, согласно законодательству, периодичность проведения повторного инструктирования – не менее чем один раз в полугодие. Проводить процедуру чаще законодательно не возбраняется, а для некоторых организаций это даже является обязательным. К примеру, лица, трудящиеся на производствах с опасными условиями труда, обязаны проходить очередное инструктирование не реже одного раза в 3 месяца.

Бывают и противоположные ситуации, когда и одного обучения в полугодие много. В подобной ситуации начальство предприятия может согласовать этот вопрос с профсоюзами и государственными органами и увеличить сроки повторного инструктажа. Срок может быть любым, но процедура все равно должна проводиться не реже, чем раз в год.

Работодатель может изменить сроки проведения инструктирования для определенных категорий работников. Согласовав этот вопрос с профсоюзами, он может проводить эту процедуру, к примеру, один раз в квартал.

Категории работников, которые обязаны пройти повторный инструктаж

Повторный инструктаж на рабочем месте непосредственно касается сотрудников, уже прошедших первичное инструктирование. Перечислим категории работников, которых касается данная процедура:

  • Все работники, уже прошедшие первичное обучение.
  • Совместители.
  • Надомники.
  • Лица, которые были командированы на предприятие из сторонних организаций.
  • Сотрудники подрядной организации.
  • Студенты и другие практиканты, работающие в организации.

Читайте также Задачи и функции уполномоченного по охране труда

Необходимо понимать, что невозможно составить полный перечень, так как повторное обучение обязан будет пройти каждый сотрудник организации.

Работники, которые освобождаются от повторного инструктажа

Проверка знаний техники безопасности и повторение изученного материала – обязанности руководителя и сотрудников предприятия. Принцип, изложенный в законодательстве, – руководящий обязан обучить своих подчиненных.

Важно! Однако существуют категории работников, которые могут быть освобождены от повторного обучения, к ним относятся:

  • Сотрудники, чья производственно-трудовая деятельность не связана с использованием какого-либо оборудования.

  • Лица, которые не работают с электрическим / механизированным инструментом.

  • Работники, трудовая деятельность которых не связана с использованием и / или хранением материалов, а также сырья.

У работодателя может возникнуть вопрос. Нужно ли проведение повторного инструктажа, например, для офисных работников? Очевидно, что их деятельность не имеет отношения к вышеописанному списку. В законодательстве отсутствует четкое, конкретное разделение на тех, кто должен и кто не должен пройти повторное обучение. Неточность и некая неопределенность этого перечня оставляет вопросы для работодателей. Они имеют право издать приказ, освобождающий некоторых сотрудников от дополнительного инструктирования. Подписывая такой приказ, начальство гарантирует, что трудовая деятельность этих сотрудников является безопасной.

Но если с трудящимися, которые освобождаются от дополнительного обучения, и чьи должности попадают под изданный приказ, что-нибудь случится, то и руководитель, и организация будут нести юридическую ответственность. Будет выплачен денежный штраф, а также предоставлена компенсация и морального, и материального ущерба. Руководитель должен будет заплатить 15-25 тыс. рублей, а предприятие (юридическое лицо) – 110-130 тыс. рублей.

Кем проводится повторное инструктирование. Требования к инструкторам

Российское законодательство содержит информацию о том, кто проводит повторный инструктаж по охране труда. Главный принцип в данном вопросе – численность лиц, являющихся работниками организации.

Если общая численность сотрудников, которые трудятся на предприятии, не превышает 50 человек, то обучение может быть проведено руководителем. Также он может перепоручить проведение этой процедуры другому сотруднику, имеющему соответствующую квалификацию. Возможен наём специального инструктора.

Если общее число работников организации более полусотни лиц, то необходимо воспользоваться услугами специалиста-профессионала. Требования к инструкторам законодательство предъявляет достаточно жесткие. Они обязаны иметь высокую квалификацию, регулярно проходить переподготовку и получать документы, подтверждающие их профессиональный уровень, в уполномоченных организациях.

Читайте также Процедура разработки и утверждения инструкций по охране труда: документы, ответственные лица

И инструкторы, и руководители должны проходить полновесное обучение. В отличие от инструктирования, обучение подразумевает углубленное погружение в теоретические аспекты вопроса. Инструктор обучает сотрудников. От того, насколько ценные знания он предоставляет, зависит то, насколько безопасно будет организована работа на предприятии. Не реже чем один раз в 3 года необходимо проходить повторное обучение. Эти требования относятся не только к инструкторам-специалистам, но и к работодателям, руководителям предприятия. Руководители должны пройти первое обучение в течение месяца после занятия руководящей должности. Затем они проходят повторное обучение так же, как и инструкторы: не менее одного раза в течение трех лет.

Программа инструктажа

Повторное инструктирование повторяет программу первичного. У многих работодателей часто возникает вопрос, возможно ли одновременное проведение и первичного, и повторного инструктажа на рабочем месте. Только для сотрудников, проходивших процедуру в первый раз, будет внесена одна запись, а для остальных работников – другая.

Законодательство содержит советы и рекомендации по инструктированию сотрудников. Очевидно, что невозможно создать унифицированную форму этой процедуры для всех организаций. Инструктаж обязателен для всех предприятий, а направление деятельности многих фирм существенно разнится. Организация может разработать свою форму обучения, но она должна быть согласована.

Основные аспекты, которые должны присутствовать в программе инструктажа:

  • Введение. В этой части должна содержаться информация о предприятии, его деятельности. Необходимо осветить, какая техника и какое оборудование применяются. Должны быть упомянуты вредные факторы, которые могут возникнуть на рабочем месте. Информация об индивидуальных / коллективных средствах защиты также присутствует в этой части.
  • Изложение принципов организации работы.
  • Информация о коммуникационных путях предприятия. Предоставляется информация о коридорах, проходах. Рассказывается, по каким путям необходимо эвакуироваться в случае опасной ситуации.
  • Рассказ об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе работы предприятия.

Таким образом, повторный инструктаж – обязательная процедура. Частота проведения повторного инструктажа по охране труда – не реже одного раза в полугодие (однако существуют и исключения). Инструктаж проводится, чтобы сотрудники освежили уже имеющиеся знания и подтвердили, что они владеют информацией об организации безопасного труда. Существуют категории сотрудников, которые освобождены от прохождения процедуры. Инструктаж проводится уполномоченными лицами (инструкторами), имеющими соответствующий уровень квалификации.

"Вопросы организации деятельности строевых подразделений ППСП"

Подготовка и инструктаж нарядов

82. Подготовка и инструктаж нарядов подразделений ППСП проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы. Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 мин. до начала инструктажа. О прибытии они докладывают оперативному дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру).

Например: "Товарищ майор полиции. Сержант полиции Сидоров для несения службы прибыл".

83. На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке.

84. Оперативный дежурный (инспектор-дежурный) отмечает в постовой ведомости о прибытии лиц, назначенных в наряд, в присутствии непосредственного начальника (командира) или ответственного от руководства выдает им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы, объявляет маршруты патрулирования, посты и время несения службы. После чего непосредственный начальник (командир) или ответственный от руководства выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого полицейского наличие вооружения, снаряжения и спрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

85. Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением оперативного дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

86. Контроль за заряжанием и разряжением оружия осуществляют командиры подразделений ППСП, а в их отсутствие - заместитель начальника полиции (по ООП) или ответственный от руководства органа внутренних дел или строевого подразделения.

87. Заступающие на службу в наряд сотрудники подразделений ППСП обязаны быть одетыми в установленное форменное обмундирование по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.

88. Заступающие на службу сотрудники должны при себе иметь:

88.1. Служебное удостоверение, для полицейского-водителя дополнительно - водительское удостоверение.

88.2. Нагрудный знак сотрудника полиции и жетон с личным номером.

88.3. Служебную книжку, карточку маршрута, поста.

88.4. Формализованные бланки рапортов.

88.5. Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.

88.6. Кобуру с протиркой и страховочным ремешком.

88.7. Резиновую палку.

88.8. Наручники.

88.9. Свисток.

88.10. Носимую радиостанцию.

88.11. Карманный электрический фонарь.

89. В зависимости от характера выполняемых задач наряду ППСП дополнительно может выдаваться:

89.1. Пистолет-пулемет.

89.2. Карабин.

89.3. Пистолет травматический.

89.4. Электрошоковое устройство с возможностью дистанционного воздействия.

89.5. Аэрозольный распылитель для государственных военизированных организаций.

89.6. Радиометр-дозиметр.

89.7. Комплект для экспресс-анализа наличия следов взрывчатых веществ.

89.8. Ручной прибор для бесконтактного обнаружения горючих и взрывчатых жидкостей.

89.9. Ручной досмотровый металлоискатель.

89.10. Средство сковывания движения биологических объектов.

89.11. Бинокль.

89.12. Монокуляр ночного видения.

89.13. Тепловизор малогабаритный.

89.14. Носимый абонентский комплект системы передачи данных по радиоканалу.

89.15. Комбинированный фонарь с ультрафиолетовым излучением.

89.16. Электромегафон.

89.17. Служебная сумка или планшет.

89.18. Формализованные бланки протоколов об административном правонарушении.

89.19. Средства защиты органов дыхания.

89.20. Индивидуальный перевязочный пакет (аптечка).

89.21. Средства индивидуальной защиты (бронежилет, бронешлем, щит).

89.22. Ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов.

89.23. Специальное газовое средство.

90. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП*(12) под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне.

91. К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и оперативно-разыскную деятельность, согласно утвержденным графикам.

92. Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

93. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), оценить действия и довести результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения полицейских действиям в различных ситуациях.

Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

94. С прибытием руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: "Наряд, СМИРНО. Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СЕРЕДИНУ)" - и докладывает о готовности наряда для инструктажа.

Например: "Товарищ подполковник полиции. Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант полиции Иванов".

Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду: "Здравствуйте, товарищи". На его приветствие наряд отвечает: "Здравия желаем, товарищ подполковник". После этого инструктирующий подает команду: "Вольно" и дает указание оперативному дежурному ознакомить наряды ППСП с оперативной обстановкой, ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках.

95. Инструктирующий обязан:

95.1. Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

95.2. Проверить знание патрульными и постовыми:

95.2.1. Своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов, связанных с обеспечением правопорядка.

95.2.2. Правил применения и использования табельного оружия, специальных средств и физической силы к правонарушителям.

95.2.3. Особенностей несения службы на порученном посту, маршруте патрулирования примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей.

95.2.4. Основных алгоритмов действий по пресечению нарушений общественного порядка и задержанию правонарушителей.

95.3. Объявить результаты несения службы нарядами ППСП за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

95.4. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

95.5. Отработать с нарядами ППСП вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

95.6. Обратить внимание нарядов ППСП на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.

95.7. Ответить на имеющиеся вопросы.

Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ППСП на службу. Например: "Наряд, СМИРНО. Приказываю заступить на обеспечение общественного порядка. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, культуру и вежливость. На-ПРАВО (на-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом-МАРШ".

96. Подразделения ППСП участвуют в совместных инструктажах всех нарядов органов внутренних дел в масштабе муниципального образования, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

97. Порядок проведения совместных инструктажей регламентируется приказами и другими нормативными актами МВД России.

98. Для нарядов подразделений ППСП, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Контроль за организацией и несением службы нарядами ППСП

114. Контроль за организацией и несением службы нарядами подразделений ППСП является одним из важных элементов укрепления исполнительской дисциплины, обеспечения высокой постоянной активности личного состава к выполнению служебных задач, а также средством обучения полицейских непосредственно на посту и маршруте.

115. Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов (не менее одного раза в течение двух часов), во время которых устанавливаются:

115.1. Соответствие расстановки и использования личного состава, технических средств принятому решению начальника территориального органа МВД России на районном уровне и складывающейся оперативной обстановки, наличие нарядов на закрепленных постах и маршрутах.

115.2. Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях оперативной обстановки.

115.3. Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, дислокации постов и границ маршрутов ближайших нарядов, способов связи с ними, а также своих прав и обязанностей.

115.4. Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.

115.5. Уровень взаимодействия между нарядами ППСП, сотрудниками других подразделений полиции и общественными формированиями правоохранительной направленности, ЧОО, участвующими в охране общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

115.6. Соблюдение нарядами законности и дисциплины.

115.7. Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на посту, маршруте и принятые по ним меры.

115.8. Правильность оформления и ведения служебных документов.

116. Организацию и несение службы нарядами подразделений ППСП обязаны проверять:

116.1. Представители МВД России, УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации при проведении инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в территориальные органы МВД России и их подразделения.

116.2. Начальники территориальных органов МВД России на районном уровне, их заместители, командиры полков и батальонов - не реже двух раз в месяц.

116.3. Заместители командиров полков, батальонов, а также лица инспекторского состава полиции территориальных органов МВД России на районном уровне - не менее одного раза в неделю.

116.4. Командиры рот, их заместители, командиры взводов - ежедневно (в выходные дни - по графику).

116.5. Командиры отделений, начальники патрульных участков - не менее трех раз каждого патрульного (постового) за смену.

116.6. Участковые уполномоченные полиции при несении службы на административном участке.

117. Проверка несения службы нарядами может быть гласной и скрытой. От прибывших для проверки патрульный (постовой) требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а от лиц, уполномоченных прямым начальником, - также письменное предписание на право проверки.

118. Патрульный (постовой) подходит и представляется проверяющему.

Например: "Товарищ майор полиции. Патрульный сержант полиции Наумов".

119. В тех случаях, когда проверку проводят двое, патрульный (постовой) представляется старшему по должности, а при равных должностях - старшему по званию.

По требованию проверяющего старший патруля (постовой) докладывает об обстановке на территории маршрута (поста) и отвечает на заданные вопросы.

120. При отсутствии наряда на маршруте (посту) проверяющий обязан немедленно связаться с дежурным по территориальному органу МВД России на районном уровне, выяснить причину отсутствия и установить местонахождение наряда.

121. Проверяющий обязан знать требования настоящего Устава, оперативную обстановку в микрорайоне, районе, городе, в зоне поста, маршрута, объективно оценивать качество несения службы, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.

122. Запрещается проверять несение службы путем попытки отобрать оружие и другими способами, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким последствиям.

123. При обнаружении недостатков в организации и несении патрульно-постовой службы проверяющий обязан принять меры к их устранению.

За грубое нарушение требований настоящего Устава наряд ППСП может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику территориального органа МВД России на районном уровне (командиру подразделения ППСП) и уведомлением оперативного дежурного (начальника смены дежурной части).

124. О результатах проверки патрульно-постового наряда проверяющий в обязательном порядке делает запись в служебной книжке сотрудника, бортовом журнале автопатруля подразделения ППСП.

125. По прибытии в дежурную часть проверяющий осуществляет записи в постовой ведомости о результатах проверок с указанием времени их проведения и номера наряда.

126. При скрытой проверке проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями наряда ППСП не менее 1 часа. При проведении скрытых проверок могут использоваться средства теле- и видеонаблюдения, применяться фото- и видеосъемка.

127. В случае выявления нарушений порядка несения службы нарядом ППСП или необходимости оказания ему помощи проверяющий прекращает скрытое наблюдение и принимает меры по устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи.

128. О результатах скрытой проверки проверяющий докладывает рапортом начальнику территориального органа МВД России на районном уровне (командиру) или лицу, его замещающему, и в обязательном порядке делает запись в постовой ведомости.

129. Скрытые проверки патрульно-постовых нарядов проводятся в отдельных ротах ППСП не реже 4 раз в месяц, отдельных взводах ППСП - не реже 3 раз в месяц, отделениях ППСП - не реже 2 раз в месяц.

Скрытые проверки в отдельных батальонах, полках ППСП осуществляются из расчета имеющегося в структуре количества рот.

130. Начальник территориального органа МВД России на районном уровне, начальник полиции и его заместитель (по ООП), командир подразделения не реже одного раза в квартал проводят на оперативном совещании анализ эффективности контроля за несением службы патрульно-постовыми нарядами, его влияния на повышение эффективности работы подразделения ППСП по основным направлениям оперативно-служебной деятельности.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!