Брать ли согласие с работника на обработку его персональных данных? Обязана ли организация, заключившая договор с оператором связи об оказании услуг связи (Интернет), предоставить персональные данные работников организации, имеющих на своих рабочих местах

Н.А. Мацепуро, юрист

Оформляем документы для защиты личных данных работников

С июля этого года Закон о персональных данныхФедеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152-ФЗ) действует в новой редакциист. 3 Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ . Многие поправки затронули обязанности операторов по обработке персональных данных, коими, напомним, являются все компании и предприниматели, если у них есть работникип. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ . Поэтому далее о таких обязанностях и поговорим. В частности, о том, как в свете последних поправок работодатели должны оформлять основные документы в сфере защиты персональных данных (ПД) своих работников. Ведь решение этого вопроса руководитель часто вешает на главного бухгалтера, считая его универсальным специалистом.

Положение о персональных данных

Любой работодатель должен закрепить на бумаге свою политику в области обработки и защиты ПД работниковп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ ; п. 8 ст. 86 , статьи 87, 88 ТК РФ . Удобнее это сделать в одном локальном нормативном акте, который должен быть утвержден приказом и может именоваться как угодно, чаще всего - Положением о персональных данных.

Внимание

С Положением о ПД и изменениями к нему (если они вносились) нужно под роспись ознакомить всех работниковч. 1 ст. 18 Закона № 152-ФЗ ; п. 8 ст. 86 , ст. 88 ТК РФ .

Вот что должно содержаться в Положении о ПД:

  • перечень обрабатываемых ПДп. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ . То есть всех тех ПД работников, которые вам необходимы для оформления кадровой документации, составления отчетности в ИФНС, внебюджетные фонды и выполнения иных обязанностей, возложенных на вас законодательством, а также коллективным и трудовыми договорами. К примеру, это паспортные данные работников, сведения об их образовании, семейном положении, воинской обязанности, состоянии здоровья, доходах и т. д.;
  • цели обработки ПДп. 2 ст. 3 , ч. 2 ст. 5 Закона № 152-ФЗ . Их можно переписать из Трудового кодексап. 1 ст. 86 ТК РФ ;
  • перечень действий с ПДп. 2 ст. 3 Закона № 152-ФЗ . Они перечислены в определении понятия «обработка персональных данных». Например, это сбор ПД, их накопление, уточнение, хранение, удаление и т. п.п. 3 ст. 3 Закона № 152-ФЗ В принципе, работодатели могут предпринимать все из указанных в этом определении действий;

Рассказываем руководителю

За нарушение порядка обработки ПД предусмотрена административная ответственностьст. 13.11 КоАП РФ . Привлекают к ней судьи на основании проверочных материалов органов РоскомнадзораРешение Приморского краевого суда от 04.07.2011 № 7-12-228/11 . Но органы Роскомнадзора по результатам проверок предпочитают выносить предписание об устранении выявленных нарушенийп. 82 Административного регламента проведения проверок... утв. Приказом Роскомнадзора от 01.12.2009 № 630 ; Постановления ФАС МО от 08.09.2011 № А40-129858/10-147-805 ; ФАС ВСО от 12.05.2011 № А33-10809/2010 , от 05.04.2011 № А19-25289/09 , Четвертого ААС от 04.10.2010 № А58-3498/2010 . Если эти нарушения своевременно устранить, то опасаться штрафовст. 19.5 КоАП РФ не стоит. Кроме того, за несоблюдение порядка обработки ПД (как за нарушение трудового законодательствач. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ) пытаются штрафовать трудинспекции, но суды с ними не соглашаютсяПостановление Девятого ААС от 14.06.2006 № 09АП-4259/2006-АК .

  • права и обязанности работников в сфере обработки ПДп. 8 ст. 86 ТК РФ . Их тоже можно переписать из Закона о ПД и Трудового кодексаст. 14 Закона № 152-ФЗ ; ст. 89 ТК РФ . К примеру, работники имеют право получать доступ к своим ПД и информацию об их обработкеч. 1 ст. 14 , ч. 1 ст. 18 , ч. 1 ст. 20 Закона № 152-ФЗ ;
  • порядок обработки ПД, в том числе хранения, использования и передачип. 8 ст. 86 , статьи 87, 88 ТК РФ . Здесь нужно указать:

Общие требования к обработке ПДстатьи 5-7 , ст. 9 Закона № 152-ФЗ ; ст. 86 , ст. 88 ТК РФ . В частности, все ПД работника нужно получать у него самогоп. 3 ст. 86 ТК РФ , обрабатывать их можно лишь в соответствии с целями их сборач. 4 ст. 5 Закона № 152-ФЗ ; п. 1 ст. 86 ТК РФ , нельзя сообщать их третьим лицам без согласия работникаст. 7 Закона № 152-ФЗ ; ст. 88 ТК РФ . Работодатель обязан ознакомить работников с локальными актами, устанавливающими порядок обработки ПДп. 8 ст. 86 ТК РФ , разрешать доступ к ПД только уполномоченным работникамст. 88 ТК РФ ;

Состав и перечень ваших мер по обеспечению защиты ПДст. 18.1 , ст. 19 Закона № 152-ФЗ . Например, перечислите, где хранятся ПД, кто из работников имеет доступ к ним без дополнительного разрешения, как оформляется допуск к ПД иным работникам, какие используются средства защиты информации в компьютерах и т. п.;

  • ответственность работников за нарушение требований к обработке и защите ПД. Они могут нести дисциплинарную, материальную, административную и даже уголовную ответственностьст. 90 ТК РФ ; ч. 1 ст. 24 Закона № 152-ФЗ .

Если у вас уже есть Положение и оно составлялось в соответствии с прежней редакцией Закона о ПД, то Положение нужно доработать с учетом последних поправок.

Приказ о назначении ответственного лица

Работодатели (только организации) теперь должны назначать лицо, ответственное за организацию обработки ПДч. 1 ст. 22.1 Закона № 152-ФЗ .

К уровню квалификации ответственного лица никаких требований нет. Поэтому это может быть любой ваш работник.

Для назначения ответственного работника издайте об этом приказ. Например, такой.

Общество с ограниченной ответственностью «Стройцентр»

ПРИКАЗ № 25-к

г. Москва

Во исполнение положений п. 1 ч. 1 ст. 18.1 и ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Назначить главного бухгалтера Гарипову Г.А. с 04.07.2011 ответственной за организацию обработки персональных данных.
2. Внести изменения в должностную инструкцию Гариповой Г.А. в связи с новым назначением.
3. Установить Гариповой Г.А. ежемесячную доплату на время исполнения функций ответственного за организацию обработки персональных данных в размере 10% от должностного оклада.

С приказом ознакомлена, об ответственности за нарушение порядка обработки и защиты персональных данных работников, в том числе за их разглашение, предупреждена.

Согласие работника на обработку персональных данных

Для обработки ПД работников лишь в целях исполнения трудового договора получать у них согласие не нужно . Например, не понадобится согласие работника на указание его ПД в кадровой документации, на передачу ПД между структурными подразделениями работодателя, при оформлении на него доверенности на представительство.

Предупреждаем руководителя

Работники, считающие, что их ПД обрабатываются с нарушениями , могут пожаловаться в органы Роскомнадзора. Последние обязаны рассмотреть обращение и провести внеплановую проверкуч. 2 ст. 23 , пп. 1, 2 ч. 5 ст. 23 Закона № 152-ФЗ ; пп. 27.4, 27.5 Административного регламента проведения проверок... утв. Приказом Роскомнадзора от 01.12.2009 № 630 . Поэтому во избежание лишней нервотрепки лучше все же иметь основные документы по обработке и защите ПД.

Также согласия не требуется и в случаях:

  • сбора ПД у соискателей, так как это делается в целях заключения трудового договора по их инициативеп. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ ;
  • сдачи персонифицированной отчетности в органы ПФР, отчетности по НДФЛ в ИФНС, хранения документов с ПД в течение установленных сроков и в других подобных ситуациях, когда работодатель исполняет возложенные на него законодательством обязанностип. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ ;
  • передачи ПД работников страховой компании в целях заключения договора на их добровольное медицинское страхование (ДМС) либо передачи ПД иным лицам для заключения иных договоров, по которым работник будет являться выгодоприобретателемп. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ ;
  • обработки общедоступных ПД работниковп. 10 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ . Например, тех ПД работника, по которым он дал письменное согласие на их общедоступность.

В остальных случаях обработки ПД работников, в том числе передачи ПД третьим лицам, у работников придется получать согласиеп. 1 ч. 1 , ч. 3 ст. 6 , ст. 7 , ч. 3 ст. 9 Закона № 152-ФЗ ; ст. 88 ТК РФ . К примеру, при передаче:

  • сведений о должности и размере зарплаты работника банку, запрошенных им в связи обращением этого работника за получением кредита;
  • копий дипломов работников лицензирующему органу для получения лицензии;
  • ПД работников сторонней организации, оказывающей услуги по ведению бухучета.

Что должно содержать согласие, покажем на примереч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ .

СОГЛАСИЕ
на обработку персональных данных

Я, Иванов Иван Иванович, паспорт серии 77 08 № 123456, выдан ОВД Лефортово г. Москвы 15.08.2005, зарегистрированный по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, д. 20, кв. 96, даю согласие ООО «Стройцентр» (г. Москва, ул. Большая Пироговская, д. 53, корп. 1) на передачу всех моих персональных данных, обрабатываемых им в целях исполнения заключенного между нами трудового договора и выполнения возложенных на него законодательством обязанностей, в ООО «Нивал» (г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 34, корп. 2) в целях их любой обработки в рамках договора оказания услуг по ведению бухгалтерского учета б/н от 03.03.2011.

Настоящее согласие действует в течение всего срока действия трудового договора и может быть мною отозвано в письменном виде.

Уведомление об обработке персональных данных

До начала обработки ПД операторы должны направлять в органы Роскомнадзора специальное уведомлениеч. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ ; приложение к Рекомендациям по заполнению образца формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, утв. Приказом Роскомнадзора от 19.08.2011 № 706 .

Однако работодатели от такой обязанности освобожденыпп. 1, 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ . При этом то, каким способом вы обрабатываете ПД работников (вручную, на компьютере или смешанно), не важно. И пусть вас не смущают положения Закона о ПД, предписывающие уведомлять органы Роскомнадзора об обработке ПД с использованием средств автоматизации. Они действуют, только если вы обрабатываете ПД еще и иных граждан. Это нам подтвердили и в Роструде.

Из авторитетных источников

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Организации, являющиеся работодателями, а также заказчиками работ, выполняемых физическими лицами по договорам подряда, обрабатывают персональные данные этих лиц и признаются операторами персональных данных.

Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить орган Роскомнадзора о своем намерении осуществлять обработку персональных данныхч. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ , за исключением некоторых случаевч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ . К таким случаям, в частности, относятся персональные данные, обрабатываемые в соответствии с трудовым законодательством.

Таким образом, организация, обрабатывающая персональные данные своих работников в соответствии с трудовым законодательством, не должна уведомлять уполномоченный орган об обработке персональных данных вне зависимости от того, каким способом они обрабатываются” .

Если вам пришел запрос из органа Роскомнадзора с просьбой представить уведомление об обработке ПД, то в течение 30 дней со дня его получения вы должны направить:

  • <если> вы обрабатываете ПД работников не только в рамках трудовых отношений (например, передаете ПД страховой компании для заключения договора ДМС) - уведомление об обработке ПД. Кстати, в этом случае уведомление следует подать, не дожидаясь запроса. Сделать это нужно до начала такой обработки, а если вы обрабатывали так ПД до 1 июля 2011 г. – не позднее 1 января 2013 г.ч. 1 ст. 22 , ч. 2.1 ст. 25 Закона № 152-ФЗ ;
  • <если> вы обрабатываете лишь ПД работников в соответствии с трудовым законодательством - письмо о том, что вы можете обрабатывать ПД без уведомления на основании п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗч. 4 ст. 20 Закона № 152-ФЗ .

Иначе орган Роскомнадзора может попытаться оштрафовать вас за непредставление ему этой информациист. 19.7 КоАП РФ ; Постановление Верховного суда РФ от 05.08.2011 № 20-АД11-3 ; Постановление ФАС ЦО от 11.08.2011 № А64-6408/2010 .

Договор на обработку персональных данных третьим лицом

Когда вы поручаете обработку ПД работников другому лицу (например, передаете функции ведения бухгалтерского и налогового учета сторонней организации), то в договоре с этим лицом нужно предусмотретьч. 3 ст. 6 Закона № 152-ФЗ :

  • перечень его действий с ПД;
  • цели обработки им ПД;
  • его обязанность соблюдать конфиденциальность ПД и обеспечивать безопасность их обработки;
  • требования к защите им ПД.

Например, можно включить в договор такой раздел.

ДОГОВОР
оказания услуг по ведению бухгалтерского учета

г. Москва

8. Условия обработки Исполнителем персональных данных работников Заказчика.

8.1. Исполнитель по поручению Заказчика в целях расчета заработной платы, пособий и иных выплат, а также составления и сдачи отчетности в органы ФНС России и внебюджетные фонды совершает все необходимые действия по обработке персональных данных работников Заказчика.

8.2. Исполнитель обязуется соблюдать конфиденциальность полученных при исполнении настоящего договора персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, принимая все необходимые меры в соответствии с требованиями действующего законодательства.

8.3. По окончании действия настоящего договора Исполнитель обязуется прекратить обработку персональных данных работников Заказчика, передав ему всю подготовленную во исполнение договора документацию, содержащую такие данные, и удалив их из своих электронных баз данных.

Документы по обеспечению доступа к персональным данным

Доступ к ПД работников должны иметь только специально уполномоченные лицаст. 88 ТК РФ . Поэтому перечень сотрудников, которым в связи с исполнением должностных обязанностей могут понадобиться ПД, следует утвердить приказомп. 13 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 ; п. 14 Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2007 № 781 .

Предупреждаем работников

За разглашение ПД других работников можно уволитьподп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ .

В этот перечень войдут, например, руководитель, его заместители, работники отдела кадров, бухгалтерии, службы безопасности, юрист и даже секретарь, ведь часто именно он бронирует гостиницу и покупает билеты для работников, направляемых в командировку.

Допуск к ПД иных работников следует фиксировать в журнале либо оформлять письменные разрешения руководителя.

Кроме того, с работников, имеющих доступ к ПД, следует взять расписку о неразглашениист. 90 ТК РФ ; п. 43 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 . А можно прописать такую обязанность и в трудовом договоре.

Трудовой договор № 25

г. Москва

3. Обязанности Работника.

3.1. Работник обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении любых персональных данных, доступ к которым он получит при исполнении своих трудовых обязанностей, как в период действия настоящего договора, так и по его прекращении.

Документы по защите персональных данных в информационных системах

Если у вас есть информационные системы персональных данных (к примеру, программа 1С или любая другая программа, содержащая ПД, даже таблицы в Excel), то вам нужно иметь целый пакет документов по защите обрабатываемых в ней ПДп. 3 ч. 1 ст. 18.1 , ч. 2 ст. 19 Закона № 152-ФЗ . Подробно рассматривать эту документацию мы не будем. Ведь составлять ее - это работа не бухгалтера, а, скорее, системного администратора или даже стороннего специалиста.

Как видите, требований к обработке ПД уйма. Поэтому без Положения о ПД, в котором компактно собрано все самое необходимое для работы с такими данными, просто не обойтись. Ведь из него будет видно, какие ПД нужно собрать с работников, как их обрабатывать и защищать (например, хранить документы с ПД в сейфе, установить на компьютеры пароли, шифровать электронные сообщения и документы с ПД, отсылаемые третьим лицам).

С Планом проверок Роскомнадзора можно ознакомиться на его сайте : раздел «Планирование, отчеты о деятельности» → «Планы проверок»

И не забывайте, что операторы обработки ПД - это не только работодатели. Поэтому законодательство о защите ПД нужно соблюдать при обработке ПД не только работников, но и иных категорий физлиц. Например, если вы заключаете с гражданами какие-либо гражданско-правовые договоры, ведете в компьютере базу данных клиентов-физлиц или контактных лиц ваших контрагентов с указанием их ф. и. о., должности, номера телефона, даты рождения.

При этом самое важное - не разглашать ПД третьим лицам. Так будет меньше жалоб и, соответственно, проверок. Ведь по своей инициативе органы Роскомнадзора проверяют в основном только крупные компании, работающие с населением: банки, операторов связи, коммунальщиков, почту, медицинские клиники и др.

Ответ: Условие трудового договора только о согласии работника на предоставление соответствующих сведений (Ф. И.О., должности, краткой автобиографии) не может считаться надлежащим согласием по смыслу Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее — Закон N 152-ФЗ). В рассматриваемой ситуации необходимо составить отдельный документ, соответствующий требованиям ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, или заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Обоснование: Согласно п. 3 ст. 86 Трудового кодекса РФ все персональные данные работника следует получать у него самого.

В соответствии с ч. 1 ст. 6, ст. 9 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

В ст. 8 Закона N 152-ФЗ установлено, что в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.

Требования к письменному согласию субъекта персональных данных установлены в ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ: согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Как отмечается в Разъяснениях Роскомнадзора по вопросам, касающимся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве по состоянию на 24.12.2012, согласие работника может быть оформлено как в виде отдельного документа, так и закреплено в тексте трудового договора и отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию согласия, согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ.

Таким образом, условие трудового договора только о согласии работника на предоставление соответствующих сведений не может считаться надлежащим согласием по смыслу Закона N 152-ФЗ. В рассматриваемой ситуации необходимо составить отдельный документ, соответствующий требованиям ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, или заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

В трудовой договор с работником включено условие о согласии предоставить Ф. И. О., должность и краткую автобиографию работодателю для опубликования на общедоступном сайте работодателя в сети Интернет. Необходимо ли дополнительно запрашивать согласие работника на предоставление персональных данных (по правилам Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»)? Организация не относится к тем работодателям, обязанность по размещению персональных данных работников которых в сети Интернет установлена нормативно

Узнаем некоторые особенности получения согласия на обработку персональных данных.

Если закон устанавливает обязанность получить согласие субъекта ПД на их обработку, оператор не имеет права принуждать этого субъекта к подписанию соответствующего соглашения. Гражданин принимает решение о предоставлении его ПД и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе (п. 1 ст. 9 Закона о персональных данных).

Если субъект ПД недееспособен, согласие на обработку дает его законный представитель (например, если субъект – ребенок, его представляет один из родителей). Если субъект ПД мертв, согласие необходимо получить у его наследников (при условии, что это согласие не было дано субъектом ПД при жизни) .

Роскомнадзор в Разъяснениях указывает, что работодатель вправе обрабатывать персональные данные работника без получения соответствующего согласия в случаях, предусмотренных коллективным договором, в том числе правилами внутреннего трудового распорядка (являющимися обычно приложением к коллективному договору), соглашением, а также локальными актами.

А вот при привлечении сторонних организаций для ведения кадрового и бухгалтерского учета работодатель обязан получить согласие работников на передачу их персональных данных.

Пунктом 2 ст. 9 Закона о персональных данных предусмотрена возможность субъекта ПД отозвать свое согласие на их обработку. Там же оговаривается возможность такой обработки без согласия субъекта ПД в случаях, установленных законом.

Форма согласия на обработку ПД

Согласие на обработку ПД может быть дано субъектом ПД или его представителем в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения (если иное не установлено федеральным законодательством (п. 1 ст. 9 Закона о персональных данных).

Роскомнадзор в Разъяснениях рекомендует согласие работника либо оформлять в виде отдельного документа, либо закреплять в тексте трудового договора. Требования к содержанию такого документа указаны в ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.

Согласие в письменной форме должно включать в себя , в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта ПД, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта ПД, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта ПД);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПД;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень ПД, на обработку которых дается согласие субъекта ПД;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта ПД, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Если согласие на обработку ПД составляется в форме электронного документа , оно должно быть подписано электронной подписью – таково требование п. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.

Некоторые вопросы получения согласия субъекта ПД на их обработку

Что нужно учитывать, когда условие об обработке ПД является частью документа, например, договора?

Когда условие об обработке ПД является неотъемлемой частью подписываемого документа:

1. Содержание согласия должно быть конкретным и информированным , то есть включать сведения, позволяющие субъекту ПД однозначно сделать вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых персональных данных. Законом о персональных данных установлены требования к форме такого согласия (которые разберем ниже).

2. Документ должен предусматривать возможность отказа от данного условия, поскольку согласие добровольное.

Возьмем в качестве примера Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 № 09АП-9095/2015-АК. Гарантийная мастерская вынудила клиента подписать приложение к заявлению о сдаче товара, включающее пункт о согласии на обработку персональных данных. Согласие было неотъемлемой частью приложения, имело типовую форму с заранее определенными условиями, что не позволяло потребителю влиять на его содержание. Кроме того, приложение не предоставляло возможности отказаться от этого условия. Суд признал ремонтную организацию виновной в нарушении Закона о персональных данных.

Получатель жилищной субсидии не дает согласия на обработку персональных данных по религиозным соображениям. Имеет ли он право на получение госуслуги?

Когда обработка персональных данных необходима для предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Законом о госуслугах , для обеспечения предоставления такой услуги, для регистрации субъекта ПД на едином портале государственных и муниципальных услуг, согласие субъекта ПД на обработку указанной информации не требуется.

Статьей 6 Закона о персональных данных определены условия обработки персональных данных, в том числе указаны случаи, когда допускается обработка ПД без согласия на это субъекта ПД, среди которых и получение госуслуги. Из буквального толкования названной нормы следует, что каждый из таких случаев является самостоятельным основанием обработки персональных данных .

Получатель госуслуги в заявлении на ее получение выражает согласие на передачу и обработку своих персональных данных, необходимых для предоставления услуги.

Обращаясь с заявлением о предоставлении жилищной субсидии и указывая в нем необходимые данные, а также прилагая к нему предусмотренные законодательством документы, получатель госуслуг фактически выражает согласие на передачу и обработку своих персональных данных, требуемых для предоставления услуги.

Ни Законом о персональных данных, ни Законом о госуслугах не установлено, что обработка персональных данных гражданина в целях предоставления ему государственных или муниципальных услуг должна осуществляться только с его письменного согласия. Гражданин имеет право получать госуслуги даже без предоставления письменного заявления на обработку своих персональных данных.

Рассмотрим Апелляционное определение Костромского областного суда от 16.05.2012 по делу № 33-703А. При подаче документов в МФЦ гражданка не стала подписывать заявление о согласии на сбор ее персональных данных, в связи с чем ей было отказано в выплате субсидии. Суд первой инстанции признал действия сотрудников МФЦ правильными, поскольку обработка персональных данных заявителя сотрудниками МФЦ может осуществляться только с письменного согласия. Нежелание дать такое согласие – основание для отказа в приеме заявления и комплекта документов на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Вывод суда о том, что МФЦ как оператор персональных данных обязан обеспечить их защиту, соответствовал нормам Закона о персональных данных и Закона о госуслугах. Вместе с тем последующие выводы о невозможности обработки персональных данных без письменного согласия получателя госуслуг и обоснованности отклонения документов на предоставление субсидии апелляционный суд признал ошибочными, поскольку заявление о предоставлении госуслуги с приложенными к нему документами получатель не отзывал, от предоставления услуги не отказывался. А отзыв заявления о согласии на обработку персональных данных, получение которого в силу закона необязательно, не являлся основанием для невозможности предоставления госуслуги. Тем более что у оператора были основания продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта ПД.

Субъект ПД уклоняется от исполнения договора (не платит по счетам) и не хочет, чтобы кредитор беспокоил его звонками. Может ли субъект отозвать согласие на обработку своих персональных данных?

Обработка персональных данных может быть продолжена даже после того, как субъект ПД направил требование о ее прекращении, если правоотношения, возникшие между сторонами, продолжаются.

Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Пермского краевого суда от 14.10.2015 по делу № 33-11127/2015. При заключении кредитного договора гражданин дал согласие на обработку ПД, а впоследствии обратился с заявлением об отзыве этого согласия. Банк отказался исполнить требования клиента, поскольку у него имелась просроченная задолженность. Суд первой инстанции, а затем и апелляционный суд, куда обратился должник, указали, что согласие на обработку персональных данных действительно может быть отозвано субъектом персональных данных (п. 2 ст. 9 Закона о персональных данных). Однако в случае отзыва субъектом ПД согласия на обработку оператор все равно может ее продолжить при наличии на то законных оснований.

Одно из таких оснований установлено п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных: обработка ПД необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПД, для заключения договора по инициативе субъекта ПД или договора, по которому субъект ПД будет выгодоприобретателем или поручителем.

Субъект ПД отозвал согласие на их обработку. Но оператор может ее продолжить при наличии на то законных оснований, например, если это необходимо для исполнения договора с субъектом ПД.

Как следует из содержания данной нормы закона, согласие субъекта ПД на обработку персональных данных не требуется, если она осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект ПД. Поскольку субъект ПД задолженность перед банком не погасил – договор не расторгнут , для взыскания недостающих сумм кредитная организация вправе продолжать обработку ПД и после отзыва субъектом ПД своего согласия.

Случается и другое – оператор обрабатывает персональные данные лица, не участвующего в договоре , которые предоставлены другой стороной при заключении сделки. Например, получатель кредита указывает телефоны своих близких родственников, по которым можно с ним связаться. Оператор может получить такие данные иным путем, если другая сторона не выполняет обязательства по договору. Но следует помнить, что в рассматриваемом случае обработка полученных оператором персональных данных незаконна, несмотря на то, что это могло бы помочь исполнению договора.

Объект ПД, не давший своего согласия на обработку ПД и не являющийся стороной договора, имеет право потребовать прекратить незаконно использовать полученные сведения , а также компенсировать моральный и материальный вред, полученный в результате указанных действий. Рассмотрим Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 14.09.2015 по делу № 33-3094/2015. При заключении договора по просьбе сотрудника банка клиент предоставил телефон своей супруги. После несвоевременного внесения очередной суммы обязательного платежа сотрудники банка стали звонить женщине с требованием посодействовать в возвращении долга. В первом же разговоре жена должника сообщила, что не согласна на использование ее персональных данных, и просила прекратить их обработку. Однако звонки с угрозами и требованиями продолжали поступать. Суд, куда обратилась истица, признал действия банка незаконными, потребовал прекратить обработку персональных данных и выплатить женщине компенсацию морального вреда, поскольку ст. 17, 24 Закона о персональных данных предусмотрено право субъекта ПД на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Вправе ли прокурор потребовать от медучреждения предоставить персональные данные пациентов, больных наркоманией, если согласия на такую обработку ПД эти пациенты не давали?

Прокурор или иное должностное лицо имеет право на получение персональных данных в том числе пациентов больницы, если обработка данных необходима для осуществления и выполнения возложенных на него законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей.

В качестве примера рассмотрим Апелляционное определение Челябинского областного суда от 17.07.2014 по делу № 11-6845/2014. Районный прокурор в интересах неустановленного круга лиц через суд лишил водителя права на управление транспортным средством. Причиной послужило наличие у гражданина заболевания, запрещающего вождение автомобиля. Информация была получена прокурором посредством предоставления выписки из истории болезни.

Водитель решил, что его персональные данные были обработаны без согласия, и обратился в суд, указав, что не давал согласия на обработку ПД во время лечения от алкоголизма в районной больнице. Суд счел правильными действия прокурора, а также действия администрации больницы, предоставившей должностному лицу выписку из истории болезни пациента. Суд установил, что администрация больницы предоставила список лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» районному прокурору по его требованию.

Должностное лицо вправе получить персональные данные, если это необходимо для осуществления и выполнения возложенных на него функций, полномочий и обязанностей.

В силу толкования ст. 1, 21, 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе в том числе требовать от руководителей организаций и других должностных лиц представления необходимых для выяснения возникших вопросов сведений.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных обработка ПД допускается для достижения целей, указанных в законе, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей. Таким образом, Закон о персональных данных, которым предусмотрена обработка персональных данных с согласия их носителя, не препятствует удовлетворению запроса прокурора на истребование сведений в отношении лиц, состоящих на учете в медучреждениях с диагнозами, не позволяющими иметь разрешение на управление транспортными средствами.

Имеет ли право медучреждение заключить договор с ритуальным агентством на предмет перевозки умерших? Не будет ли это расценено как нарушение врачебной тайны и незаконная передача персональных данных?

Если доказательств получения ритуальным агентством в качестве встречного обязательства информации о родственниках умершего суду не будет представлено, то есть если будет доказано, что договор с медучреждением заключен без обязательной передачи персональных данных, действия участников договора будут признаны правомерными.

Рассмотрим в качестве примера Постановление ФАС УО от 26.03.2013 № Ф09-1909/13. Между ритуальным агентством и муниципальной больницей был заключен договор на оказание безвозмездных услуг по обеспечению перевозок умерших в морг специализированным транспортом. ФАС посчитала, что данный договор противоречит п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции , что выражается в совершении действий, направленных на незаконное получение и использование информации (персональных данных), и вынесла постановление о прекращении нарушения. По мнению антимонопольного органа, ритуальное агентство оказывало услуги в обмен на контакты родственников умершего.

Факт незаконной передачи персональных данных третьему лицу может быть установлен только при наличии соответствующих доказательств.

Кроме того, обработка персональных данных не допускается без согласия субъекта ПД, а в случае его смерти – без согласия его наследников (п. 1 ст. 6, п. 7 ст. 9 Закона о персональных данных). Также в силу ст. 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к указанной информации, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без соответствующего согласия.

Еще один запрет на передачу информации третьим лицам (в нашем случае – ритуальному агентству) содержат п. 1, 2 ст. 13 Закона о здоровье, не допускающие разглашение врачебной тайны (сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иных сведений, полученных при медицинском обследовании и лечении) в том числе после смерти человека. Таким образом, по мнению антимонопольного органа, передавать информацию об умерших ритуальному агентству больница не имела права.

Однако суды указали, что из текста заключенного договора не следует, что ритуальное агентство в качестве встречного предоставления получило от больницы информацию об умерших. В договоре также не указано, что перевозчик получает какие-либо документы, содержащие персональные данные умерших. При этом антимонопольный орган не установил, каким способом осуществляется документооборот в больнице. Соответственно, доказательств, подтверждающих передачу от больницы ритуальному агентству персональных данных в период исполнения договора, антимонопольный орган предоставить не смог – суд первой инстанции, а впоследствии и апелляционный суд посчитали действия ФАС незаконными.

Итак, обратите внимание, что именно оператор – то есть организация или лицо, обрабатывающие персональные данные (производящие с ними любые действия), – обязан доказать, что согласие субъекта ПД на их обработку получено или что обработка данных возможна на основаниях, установленных законом .

В силу п. 2 ст. 24 Закона о персональных данных моральный вред, причиненный субъекту ПД вследствие нарушения его прав, правил обработки персональных данных подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Причем возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом ПД убытков.

См. статью С. П. Фролова «Какие персональные данные можно обрабатывать?», № 3, 2016.

Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных).

Пункты 6, 7 Закона о персональных данных.

Письмо Роскомнадзора от 24.12.2012 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» опубликовано на официальном сайте www.rsoc.ru.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пункт 3 ст. 9 Закона о персональных данных.

В век информации и интернет-пространства данные передаются и распространяются с невиданной доселе быстротой. Социальные сети подливают масла в огонь, делая личные данные пользователей практически общедоступными. Но всегда ли сам владелец согласен с тем, что сведения о нём собирают, изучают, хранят и передают?

Персональные данные: что к ним относится?

Сведения о лице столь важны и значимы, что законодатель решил, наконец, юридически урегулировать эту сферу и определил персональные данные как информацию о лице, которая его идентифицирует.

Сюда относятся:

  • имя, отчество, фамилия;
  • место проживания;
  • дата и место рождения.

Отдельный правовой режим установлен для сведений, представляющих риск для прав и свобод субъекта персональных данных и включающих сведения о:

  • расовом или этническом происхождении;
  • национальности;
  • религиозных и мировоззренческих взглядах;
  • членстве в политических партиях и профсоюзах;
  • привлечении к уголовной ответственности;
  • здоровье, половой жизни, биометрических и генетических данных.

К персональным относятся паспортные и другие регистрационные сведения, данные о семейном или имущественном положении (за исключением государственных служащих) и многие другие, так как их перечень законодателем не ограничен.

Законом установлена и форма согласия на обработку персональных данных. Такое разрешение оформляется письменно, дабы быть уверенным в безусловном согласии владельца информации.

В чём заключается обработка персональных данных?

Каждый гражданин может знакомиться со сведениями о другом лице как по роду работы, так и в процессе неофициального общения, читая газеты или просматривая интернет-страницы. Такое ознакомление не означает обработку персональных данных: прочёл, услышал, узнал - и, возможно, забыл. Или просто взял на заметку.

Если же информация о лице собирается для последующей систематизации, использования, передачи или хранения - это уже обработка личных данных. Такой процедурой занимаются, например, поликлиники или школы: полученные данные регистрируются, заносятся в базы и каталоги, классифицируются для последующего использования в своих уставных целях.

Журналист, писатель или частное лицо может обрабатывать личную информацию исключительно в творческих целях без соблюдения юридических норм.

Ограничения на обработку личной информации

Сбор и обработка персональных данных допускаются исключительно для выполнения уставных задач и достижения установленной цели. Например, поликлиника может использовать полученную от пациентов личную информацию только для оказания медицинской помощи указанным лицам.

Целые массивы с личной информацией обрабатывают страховые компании, турагентства, транспортные предприятия, коммунальные службы и другие подобные юридические лица. Указанные организации могут пользоваться такой информацией только для выполнения своих задач перед потребителем и не имеют права собирать сведений больше, чем это необходимо для конкретной ситуации.

Нельзя собирать данные, представляющие риск для прав и свобод лица, если такие сведения не предоставлены самим лицом, например, член политической партии представил сведения о себе непосредственно партийной организации.

Кто имеет право обрабатывать сведения о лице?

Проводить какие-либо действия с персональными данными может исключительно тот, кому владелец данных дал согласие.

Бывают и исключения из правил, например, следственные органы могут обрабатывать информацию об обвиняемом без его согласия. Такое право следователя вызвано необходимостью защиты общественных интересов и выполнением им своих должностных обязанностей.

Налоговые, пенсионные органы также производят различные операции с личной информацией не только для выполнения своих обязанностей, но и для обеспечения прав граждан.

Мобильные операторы обладают немалым объёмом личных сведений об абонентах. Разумеется, такую информацию они могут использовать только для предоставления качественной мобильной связи пользователю.

Персональные данные на работе

Чаще всего личную информацию предоставляют при трудоустройстве. Законом установлен перечень обязательных сведений о работнике, без которых приём на работу невозможен:

  • имя, отчество, фамилия;
  • дата рождения;
  • место жительства;
  • серия, номер, дата выдачи паспорта;
  • регистрационные налоговые и страховые номера;
  • семейное положение;
  • состояние здоровья и некоторые другие сведения.

С получением указанных данных закон связывает определённые правовые последствия по оплате труда, предоставлению отпусков, льгот и многим другим вопросам.

Разумеется, каждый гражданин может отказаться от разглашения сведений о себе, но в этом случае работодатель получает право отказать ему в приёме на работу - такова правовая взаимосвязь. Чаще всего проблем при оформлении не возникает, так как работник добровольно предоставляет нужную информацию.

Впрочем, следует помнить, что работодатель не имеет права на операции с данными работника о национальной или партийной принадлежности, религиозных взглядах и некоторых других.

Что такое согласие на обработку персональных данных?

Разрешение владельца персональных данных на их обработку обычно оформляется в письменной форме, в том числе и при трудоустройстве.

Наученные горьким опытом или просто осторожные компании просят потребителей подписать соответствующие заявления при оформлении дисконтных карт и участии в акциях; поликлиники, школы, вузы и другие учреждения также разработали типовое согласие на обработку персональных данных.

Образец перед подписанием следует внимательно изучить и убедиться, что запрашиваемая информация действительно необходима конкретному лицу. Письменная форма согласия на обработку персональных данных позволяет подтвердить добрую волю владельца.

Оговорки о персональных данных вносятся практически во все договоры: хозяйственные, трудовые, потребительские, ведь в деле соблюдения закона лучше немного перестараться, чем недоглядеть.

Письменное оформление

Ниже приведена письменная форма согласия работника на обработку персональных данных.

Директору завода «Сельхозмаш»

Иванову И. И.

тракториста цеха механизации

Аристова Олега Аркадьевича.

Место составления.

Данным заявлением даю письменное разрешение на сбор, обработку, использование и хранение моих персональных данных, в пределах, необходимых для обеспечения моих трудовых и социальных прав, оплаты установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, внесения обязательных взносов в государственные фонды, а также для иных целей, вытекающих из трудовых и смежных с ними правоотношений между мной и работодателем и в пределах, предусмотренных действующим законодательством.

Работодатель имеет право передавать мои персональные данные третьим лицам только в случаях, прямо установленных законом.

Согласие на сбор и обработку персональных данных работник обычно подписывает при оформлении на работу и предоставлении всех необходимых документов. Имеет смысл затребовать от него такое заявление до подписания приказа о приёме на работу.

Согласие на обработку персональных данных: образец

Одним из нестандартных вариантов в сфере обработки личных данных становится выдача родителями согласия образовательному учреждению на операции с личными данными их несовершеннолетнего ребенка. Разумеется, школа вынуждена использовать сведения о детях и их родителях для предоставления образовательных услуг. Выдать такое разрешение имеют право родители как законные представители несовершеннолетних детей.

Совет юриста: о согласиях на обработку персональных данных ребенка следует спрашивать обоих родителей, независимо от того, состоят ли они в официальном, гражданском браке или находятся в разводе. Исключение составляет лишение родительских прав по решению суда.

Ниже приведён примерный образец согласия, составленного обоими родителями.

Директору средней школы № 30

г. Москва

Ивановой И. И.

родителей ученика 4-В класса

Петрова Петра Петровича, 2005 г. р.,

проживающего: Харьковское шоссе, 356, кв. 2,

Матери Петровой Ирины Леонидовны,

проживающей: Харьковское шоссе, 356, кв. 2,

Отца Петрова Игоря Ивановича,

проживающегоя: Харьковское шоссе, 356, кв. 2,

Согласие на обработку персональных данных ребёнка

Настоящим заявлением мы даём разрешение администрации школы на сбор, обработку, использование и хранение персональных данных нашего ребёнка исключительно в пределах, необходимых для обеспечения образовательного процесса и смежных с ним правоотношений, связанных с социальными правами нашего ребёнка.

Передачу третьим лицам персональных данных нашего ребёнка разрешаем исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством, о чём администрация должна уведомить нас в установленном порядке.

Петрова И. Л., дата.

Петров И. И., дата.

По желанию родители могут составить отдельные листы согласия на обработку персональных данных, каждый от своего имени.

Можно ли обрабатывать сведения о лице без согласия владельца?

По общему правилу обработка личной информации без добровольного согласия владельца незаконна. Исключение составляют случаи, когда информация обрабатывается без согласия владельца для защиты его жизненно важных интересов.

В некоторых случаях можно обрабатывать личную информацию без письменного согласия её владельца:

  • при выдаче владельцу базы данных разрешения;
  • при заключении сделки в интересах гражданина и по некоторым иным основаниям.

Какие санкции предусмотрены за нарушение порядка обращения с личной информацией?

  • Дисциплинарная. Применяется к работникам, в нарушение должностных обязанностей не обеспечившим защиту персональных данных.
  • Административная. Ответственность в виде штрафов довольно серьёзна и налагается на виновное лицо (на граждан - в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.; на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб. - в зависимости от совершённого правонарушения и правового статуса нарушителя).
  • Материальная. Может наступить по решению суда, если нарушением прав лица на сохранность персональных данных ему причинен материальный или моральный ущерб.

Информация о лице защищена законом в силу её особой важности, а значит, необходимо выполнять все требования закона о защите персональных данных.

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях Иванов Дмитрий Викторович

2.2. Персональные данные в трудовом договоре

В действующий ТК РФ впервые в истории трудового законодательства включена отдельная глава (14) «Защита персональных данных работника», состоящая из шести статей (85–90). Статья 85 ТК РФ формулирует два основных для данной главы понятия: персональные данные работника; обработка персональных данных работника. Персональные данные – информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Обработка персональных данных – получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работников.

Структурное выделение в Трудовом кодексе РФ персональных данных вызвано необходимостью упорядочения отношений по получению и использованию работодателем информации о работнике личного характера и установления правил защиты этой информации от неправомерного использования. Положения данной главы основываются на Конституции РФ, согласно ст. 23 и 24 которой каждому человеку гарантируется право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, при этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Конституция РФ, в свою очередь, восприняла положения международных актов, согласно которым право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну относятся к числу основных прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 12), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 8), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 9), Директива Европейского сообщества № 95/46/ЕС прямо определяет персональные данные как любую информацию, относящуюся к идентифицированному лицу или к лицу, которое может быть идентифицировано. Иными словами, указывается на «информацию об идентифицируемом лице», а не на «идентифицирующую информацию», как в российском Законе.

Следует обратить внимание на то, что определенные сведения о персональных данных работодатель имеет право требовать, а работник обязан их предоставить (ст. 65 ТК РФ; Постановление Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», которым утверждена форма Личной карточки работника). Иные сведения можно получить только с согласия работника, что нередко важно для него самого в целях реализации прав (в том числе на льготы) и интересов; например, о членстве в профсоюзе, инвалидности, беременности. Работодатель не имеет права запрашивать информацию о состоянии здоровья работника за исключением тех сведений, которые относятся к возможности выполнения работником трудовой функции (ст. 88 ТК РФ).

Общие требования к обработке персональных данных и гарантии их защиты закреплены в ст. 86 ТК РФ. Согласно ст. 87 ТК РФ защита персональных данных от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается самим работодателем с соблюдением требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов.

Защита персональных данных предусмотрена законом как на стадии их получения (п. 8 ст. 86 ТК РФ), так и на стадии передачи (ст. 88 ТК РФ), хранения и использования (ст. 89 ТК РФ).

Работники, которым в установленном законом порядке переданы сведения о персональных данных работника, обязаны не допускать их разглашения. В случае нарушения этого правила, когда сведения, составляющие врачебную, семейную и другую тайну, становятся достоянием других лиц, виновные несут за это ответственность.

В советском трудовом законодательстве правовой регламентации подвергались отдельные аспекты защиты персональных данных работника. «Институт защиты персональных данных работника в ТК РФ был в значительной степени рецептирован из западного законодательства. Другой причиной, вызвавшей появление в ТК РФ гл. 14 «Защита персональных данных работника», стало изменение стратегического подхода к правам человека на уровне Конституции РФ, которая провозгласила права и свободы человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2). «Этому способствовало и то, что с середины 90-х гг. XX в., как уже отмечалось, начала формироваться комплексная отрасль законодательства «информационное право», одним из основных направлений которой стала защита персональной тайны». Действующий Трудовой кодекс, как считают некоторые авторы, «с одной стороны, содержит требование уважать неприкосновенность личной сферы работника, но, с другой стороны, не содержит и запрет работодателю тотально «мониторить» работника».

К числу нормативных актов, входящих в правовую базу регламентации отношений по защите персональных данных работника, относятся также Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Налоговый кодекс РФ (ст. 24), Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных», Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г., и другие нормативные правовые акты, касающиеся отдельных категорий работников, например, Федеральный закон о государственной гражданской службе Российской Федерации от 27 июля 2004 г.

Между работником и работодателем складывается особое правоотношение в рамках единого трудового правоотношения по поводу информации, содержащей персональные данные работника, позволяющие идентифицировать его в качестве такового. Отсюда следует, что работодатель имеет не только обязанности, о которых говорилось выше, но и право на получение определенной информации о работнике, объем которой предусмотрен федеральным законодательством, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Соответственно, у работника возникает обязанность представить такую информацию, которая должна быть полной и достоверной. Согласно ТК РФ (ст. 86) порядок обработки персональных данных, а также права и обязанности работников регламентируются локальными нормативными актами. Развивая эту мысль, выскажем следующие соображения.

Действительно, с развитием соответствующего законодательства отношения в сфере конфиденциальной информации все более приобретают некий обособленный, самостоятельный и, как представляется, межотраслевой характер. Имея в виду, прежде всего и главным образом, трудовое право, нельзя не заметить, что применительно к его сложному и неоднородному предмету, эти так называемые информационные отношения могут входить в состав как индивидуального трудового правоотношения (уместно вспомнить характерное название ст. 5 Закона «Об информации…»: «Информация как объект правовых отношений»), так и, очевидно, быть самостоятельным видом отношений, связанных с ним. Информационное отношение «встроено» в трудовое как его элементарная часть, потому что между работником и работодателем существуют как отношения по персональным данным работника, так и отношения, связанные с государственной, служебной, коммерческой тайной, которые могут составлять основное содержание трудовой функции. Что касается информационных отношений как самостоятельного вида отношений, связанных с трудовыми (наряду с отношениями по трудоустройству у данного работодателя, социальному партнерству и др.), то в пользу такой идеи говорит элементарный анализ состава этого правоотношения.

На уровне Федерального закона «О персональных данных» и в целях его применения впервые в отечественной практике определены следующие основные понятия:

– персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

– оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных;

– обработка персональных данных – действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;

– распространение персональных данных – действия, направленные на передачу персональных данных определенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

– использование персональных данных – действия (операции) с персональными данными, совершаемые оператором в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или других лиц либо иным образом затрагивающих права и свободы субъекта персональных данных или других лиц;

– информационная система персональных данных – информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

– конфиденциальность персональных данных – обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

Федеральным законом «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с их обработкой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без их использования, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Права граждан в области информации защищены Федеральными законами: ст. 81 ТК РФ, 237 УК РФ, 495, 498, 726, 732, 774, 804, 840, 853, 1031, 1032 и другими ГК РФ, регламентирующими вопросы предоставления различной информации покупателю о товаре. Кроме вопросов предоставления информации, ГК РФ регулирует отношения, связанные с конфиденциальностью информации, отношения по поводу возмещения вреда, причиненного вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге) в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях и возмещением убытков, вызванных разглашением служебной или коммерческой тайны.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как выше уже говорилось, к основным обязанностям гражданского служащего отнесено требование не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (ст. 15).

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КСДС), разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 (действующий с дополнениями и изменениями в ред. от 14.03.2011), предусматривает, во-первых, что этот нормативный акт предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Во-вторых, предусмотрена регламентация трудовых функций специалистов, непосредственно связанных с использованием персональных данных работников или выполнением работ на их основе. К таким должностям относятся: заместитель директора по управлению персоналом, начальник отдела кадров, менеджер по персоналу, главный специалист по защите информации и др. Данные положения имеют значение для рассматриваемого вопроса, поскольку права и обязанности по сохранению конфиденциальной информации могут входить в содержание трудовой функции.

Обработка персональных данных должна осуществляться на основе принципов:

– законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

– соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора;

– соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

– достоверности персональных данных, их достаточности для целей обработки, недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных;

– недопустимости объединения созданных для несовместимых между собой баз данных информации.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

1. Понятия о договоре Применение договоров на протяжении уже нескольких тысяч лет объясняется помимо прочего тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения. Основное назначение договора сводится к

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть вторая автора Законы РФ

Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

4. Данные о защите прав пациентов Согласно упоминавшейся справке ФФОМС по итогам 2006 г. «из 70 300 обоснованных жалоб, признанных таковыми и разрешенных в досудебном порядке, 65,9 % случаев рассмотрено СМО (46345) и удовлетворено 63 258 обращений (90 %), в т. ч. 15 644 с материальным

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО. КАДРОВАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего 1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского

Из книги Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ "О персональных данных" автора Петров Михаил Игоревич

Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего 1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Статья 11. Биометрические персональные данные Комментарий к статье 111. Физиологические особенности человека являются одной из форм выражения личности, свойствами ее проявления вовне, по отражению которых можно идентифицировать субъекта. Признание физиологических

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

55. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ В мире и в Европе отношения, связанные с обращением персональных данных, регулируются достаточно давно. Актуальность и своевременность принятия законов, регулирующих отношения в области защиты персональных данных, подтверждается зарубежным

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

СТАТЬЯ 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

72. Волеизъявление в договоре Наличие сторон в договоре предполагает, что на предмет договора они имеют разные точки зрения или находятся в конфликте, вследствие чего им приходится заключать соглашение и прописывать права и обязанности. Существование договора

Из книги Конфиденциальная информация в трудовых отношениях автора Иванов Дмитрий Викторович

5.1. Общие положения о трудовом праве РФ Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют отношения между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности.Трудовые правоотношения не следует

Из книги автора

Глава 2 Конфиденциальная информация в трудовом



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!