Уголовно правовое понятие потерпевшего от преступления. О правовом статусе потерпевшего в уголовном судопроизводстве. В ряде Европейских государств уголовно-процессуальное законодательство не даёт определения ни потерпевшему, ни гражданскому истцу

Ассистент кафедры уголовного процесса и криминалистики
Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье исследованы вопросы о правовом положении потерпевшего в уголовном судопроизводстве, дана характеристика его прав и гарантий их реализации. Анализу подвергнуто право потерпевшего иметь представителя, знать о предъявленном обвиняемому обвинении, собирать и представлять доказательства, получать некоторые постановления по делу, заявлять ходатайства о применении мер безопасности и ряд других. Выявлены пробелы в законодательстве в части признания лица потерпевшим, срока предоставления ему процессуальных документов, отсутствия ответственности потерпевшего – юридического лица за неисполнение процессуальных обязанностей и некоторые иные проблемы правоприменения. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: признание лица потерпевшим; права потерпевшего; гарантии прав потерпевшего; представитель потерпевшего

В соответствии со статьей 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации уголовное судопроизводство имеет своим назначением в первую очередь защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Изучение категории правового положения по-терпевшего в уголовном процессе в совре-менный период является актуальным и зна-чимым. Так, по данным уполномоченного по правам человека в Российской Федера-ции ежегодно каждый десятый житель Рос-сии становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается «потерпевшим» . За последние пять лет общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось в России в два с лишним раза по сравнению с предыдущей «пятилеткой», материальный ущерб от этих преступлений – в три раза . 

По официальным данным в России в 2008 г. было зарегистрировано 3 209 862 преступления , а раскрываемость по итогам года составила лишь 53,7% . Ежегодно жертвами преступлений стано-вятся до 4 млн чел. . При этом, по оцен-кам криминологов, латентная преступность, по крайней мере, в два раза превышает официально зарегистрированную, а по от-дельным видам преступлений – в 2–4 и бо-лее раз .

Более половины граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мес-ти. Всероссийский научно-исследователь-ский институт МВД России называет даже более высокую цифру – 60% . За 2008 год судами общей юрисдикции было рассмотрено только по первой инстанции 1 млн 166 тыс. уголовных дел . Таким образом, можно констатировать тот факт, что масса людей, подвергаясь воздействию со стороны преступных элементов общест-ва, не имеет возможности или желания ак-тивно участвовать в отправлении правосу-дия, защищать свои права и добиваться возмещения причиненного им вреда. И та-кая ситуация, по оценкам многих правове-дов , связана не только с правовым нигилизмом и неверием в эффек-тивность правосудия, но и с необходимо-стью совершенствования отдельных норм уголовно-процессуального законодательст-ва.

Согласно части 1 статьи 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физиче-ский, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причине-ния преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Данная формулировка существенно отличается от определения понятия потер-певшего по УПК РСФСР 1960 г. . Ибо теперь потерпевшим может являться не только физическое лицо, вред которому причинен лично и которое, как правило, является носителем важнейшей обвинитель-ной доказательственной информации, но и юридическое лицо, чьи права в соответст-вии с ч. 9 ст. 42 УПК РФ осуществляет его представитель – лицо, которому лично вред не причинен и который, если и был очевид-цем преступного события, то в качестве свидетеля. Функции такого лица ничем не отличаются от функций гражданского истца . У правоприменителей возникает вопрос: есть ли у потерпевшего – юридического лица какие-либо обязанности и ответственность за их неисполнение? Уголовная ответственность, о которой говорится в ч. 7 ст. 42 УПК РФ, применима только к физическим лицам. Обязанности потерпевшего сформулированы в тексте закона как отсут-ствие определенных прав: «Потерпевший не вправе: 1) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд; 2) давать заведомо ложные показания или отказы-ваться от дачи показаний; 3) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 Уго-ловно-процессуального кодекса РФ» (ч. 5 ст. 42 УПК РФ). Применительно к потер-певшим – юридическим лицам, представля-ется, было бы разумным предусмотреть ад-министративную ответственность за неис-полнение возложенных на них обязанно-стей. Такое правило содержится, например, в уголовно-процессуальном законодатель-стве Республики Казахстан. Так, в соответ-ствии с ч. 12 ст. 7 5 УПК РК юридическое лицо может признаваться потерпевшим и к его представителю переходят в одинаковой мере и права, и обязанности потерпевшего. Возможность же привлечения не испол-няющего свои процессуальные обязанности потерпевшего к административной ответст-венности предусмотрена в ч. 9 ст. 75 УПК Республики Казахстан. Положительный опыт зарубежных стран, думается, в опре-деленной части должен быть использован при совершенствовании российского зако-нодательства.

Понятие физического, имущественно-го, морального вреда и вреда деловой репу-тации ни ст. 42 УПК РФ «Потерпевший», ни ст. 5 УПК РФ «Основные понятия, ис-пользуемые в настоящем Кодексе» не со-держат. И многие ученые справедливо за-даются вопросом: почему признание лица потерпевшим связывают лишь с причине-нием вреда? Ведь в следственной и судеб-ной практике, как было рекомендовано Пленумом Верховного Суда РСФСР в по-становлении от 30.11.1985, признание по-терпевшим осуществляется и по делам о покушении, когда вред еще не причинен . Поэтому дефиниция ст. 42 УПК РФ, представляется, должна быть скоррек-тирована здесь в направлении расширения ее содержания.

Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением должностных лиц – дознавателя, следователя или суда. Именно с этого момента лицо юридически приобретает статус потерпевшего, может реализовывать права и исполнять обязанно-сти. Вместе с тем одной из проблем совре-менного законодательства и правопримени-тельной практики является отсутствие в за-коне указания о времени, по истечению ко-торого пострадавшее от преступления лицо должно быть признано потерпевшим. Этот срок отдан на усмотрение должностных лиц, ведущих производство по делу, и, как отмечается в процессуальной литературе, часто приурочен к окончанию расследова-ния, что служит серьезным ограничением (если не препятствием) для потерпевшего в защите его законных интересов . Зарубежное законо-дательство, например УПК Республики Молдова, предусматривает необходимость признания лица потерпевшим «сразу после установления оснований для присвоения ему этого процессуального качества» (ч. 2 ст. 59 УПК Республики Молдова). До этого момента лицо имеет статус пострадавшего, права и обязанности которого также под-робно закреплены в законе (ст. 58 УПК Рес-публики Молдовы). Такое положение ис-ключает возможность злоупотребления со стороны должностных лиц.

В связи с этим заслуживает внимания высказанное многими учеными и направ-ленное уполномоченным по правам челове-ка в РФ в Государственную Думу на правах законодательной инициативы предложение – признавать лицо, пострадавшее от престу-пления, одновременно с вынесением поста-новления о возбуждении уголовного дела и потерпевшим, и гражданским истцом в со-ответствии со ст. 44 УПК РФ, в случае если пострадавшему преступлением причинен имущественный вред . А по аналогии с частью 8 статьи 172 УПК РФ, согласно ко-торой следователь обязан вручать обвиняе-мому и его защитнику копию постановле-ния о привлечении лица в качестве обви-няемого, представляется, было бы совсем не лишней гарантией – закрепить в ст. 42 УПК РФ тождественную обязанность для следо-вателя или дознавателя о вручении постра-давшему копии постановления о признании его потерпевшим с перечнем его процессу-альных прав и обязанностей.

Общая норма для должностных лиц, ведущих производство по делу, о необхо-димости разъяснять всем участникам уго-ловного процесса их правовой статус, а рав-но и обязанность обеспечивать последним возможность осуществления их прав закре-плена в ч. 1 ст. 11 УПК РФ. Однако, по оценкам практических работников, копия постановления о признании лица потерпев-шим, в котором содержится перечень его прав, в большинстве случаев потерпевшему не вручается или вручается только после просьбы (ходатайства) об этом . В результате возникает препятст-вие к реализации гарантированного статьей 52 Конституции РФ права на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Закон не устанавливает возрастных рамок для признания лица потерпевшим. Им может быть признан и несовершенно-летний, в том числе и малолетний. Также потерпевшими могут являться лица, кото-рые по своему физическому или психиче-скому состоянию лишены возможности са-мостоятельно защищать свои права и закон-ные интересы. В указанных случаях к обя-зательному участию в уголовном деле при-влекаются законные представители или представители.

Пункт 12 статьи 5 УПК РФ определя-ет, кто являются законными представите-лями. Это родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего по-терпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний потерпевший, органы опеки и попечительства.

Определение представителя содер-жится в ч. 1 ст. 45 УПК РФ, согласно кото-рой представителем потерпевшего могут быть адвокаты, а по постановлению миро-вого судьи в качестве представителя могут быть допущены один из близких родствен-ников потерпевшего либо иное лицо, о до-пуске которого он ходатайствует. Конст-рукция данной нормы аналогична ч. 2 ст. 49 УПК РФ «Защитник», очевидно, как ре-зультат реализации замысла законодателя о равноправии сторон в уголовном процессе и обеспечении права граждан на квалифицированную юридическую помощь. Но в данной ситуации равноправия как раз не получилось. Ни статья 45 УПК, ни пункт 8 части 2 статьи 42 УПК РФ, ни иные нормы закона не предусматривают для потерпевшего воз-можности воспользоваться услугами бес-платного защитника, как это могут сделать подозреваемый, обвиняемый и подсудимый. Потерпевший самостоятельно должен приглашать адвоката, самостоятельно оплачивать его услуги, что для многих лиц, пострадавших от преступления, представляет собой дополнительную сложность и обременение. УПК Республики Молдова в этой части, по сравнению с законодательством Российской Федерации, выглядит более прогрессивным, так как п. 2 ч. 4 ст. 58 и п. 19 ч. 1 ст. 60 УПК Республики Молдовы предоставляют пострадавшему и потерпев-шему соответственно право «пользоваться помощью назначенного адвоката, если он не располагает средствами для оплаты услуг адвоката».

Часть 1 статьи 45 УПК РФ, преду-сматривающая возможность выступать в качестве представителя потерпевшего только для адвоката, была предметом изу-чения Конституционного Суда РФ, подвер-галась и все еще подвергается жесткой кри-тике в процессуальной литературе . Однако, несмотря на единогласие в признании ее конструкции неудачной, законодатель до сих пор не спешит внести в нее соответствующие коррективы. Руководствуясь конституционным принци-пом состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК РФ), а потерпевший и его представитель в соответствии с п. 47 ст. 5 УПК РФ относятся к стороне обвинения, представля-ется необходимым гарантировать потер-певшему право на бесплатную юридиче-скую помощь, а по постановлению дознава-теля, следователя или суда допускать в ка-честве представителя потерпевшего любое лицо, о допуске которого ходатайствует по-терпевший.

Права потерпевшего, закрепленные ст. 22, ч. 2–4 ст. 42, ч. 2 ст. 198 УПК РФ, на-правлены на его активную позицию в досу-дебном и судебном производстве. Так, по-терпевший имеет возможность участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, выдвигать и поддерживать обвинение, знать о предъявленном обвиняемому обвинении, давать показания, равно как и отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников. Потерпевший наделен правами, общими с правами всех лиц, вовлекаемых в уголовный процесс (например, заявлять ходатайства и отводы, давать показания на родном языке и др.), а также правами стороны (например, по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать любые сведения в любом объеме, участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций и др.). Перечень прав потерпевшего в уголовном процессе не является исчерпывающим. Вместе с тем анализ ст. 22, 42 и 198 УПК РФ позволяет сформулировать вывод о том, что не-которые права потерпевшего, не будучи подкрепленными корреспондирующими им обязанностями должностных лиц, ведущих производство по делу, остаются негаранти-рованными и закрепленными в тексте зако-на лишь на уровне деклараций.

Так, право потерпевшего знать о предъявленном обвиняемому обвинении (п. 1 ч. 2 ст. 42 УПК) выглядит неубеди-тельным в свете того, что закон не преду-сматривает обязанности должностных лиц уведомить его об этом. И такая несправед-ливость замечена многими правоведами . В литературе высказаны обоснованные предложения – уведомлять потерпевшего независимо от соответствующего ходатайства о предъявлении обвинения с указанием фамилии обвиняемого, квалификации деяния, обстоятельств совершения пре-ступления и других сведениях в течение непродолжительного времени, например не позднее трех суток с момента предъявления обвинения .

Статья 22 УПК РФ предоставляет по-терпевшему право участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 86 УПК РФ для его реализа-ции позволяют потерпевшему собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств. Вместе с тем и эти правомочия в большей своей части остаются лишь декларативными. Возмож-ности к отысканию предметов и докумен-тов, как правило, у потерпевшего сведены к минимуму. Не являясь должностным лицом правоохранительных органов, он не имеет прав на производство следственных или розыскных мероприятий, не может сделать официального запроса в какие-либо органи-зации с целью получения необходимой ему информации. Потерпевший реализует ука-занные права лишь при помощи органов предварительного расследования, заявляя ходатайства о получении дополнительных доказательств посредством проведения следственных и иных процессуальных дей-ствий (п. 5, 9 ч. 2 ст. 42 УПК РФ). А если сравнить возможности по сбору доказа-тельств у защитника обвиняемого (ч. 3 ст. 86 УПК РФ) и у представителя потер-певшего (ч. 2 ст. 86 УПК РФ), то сразу ста-нет очевидным их процессуальное неравен-ство и, как следствие этого, «ущемленное» в правах положение потерпевшего по сравнению с обвиняемым. Для исправления такой ситуации необходимо внести изменения в закон, наделив представителя потерпевшего правами, равными по своему содержанию правам защитника обвиняемого.

Согласно пункту 13 части 2 статьи 42 УПК РФ потерпевший имеет право на получение копий ряда процессуальных решений. Однако в законе не установлена процедура направления потерпевшему копий постановления о возбуждении уголовного дела, признании лица потерпевшим или отказе в этом, о прекращении уголовного дела, при-остановлении производства по уголовному делу. Прав Д. Чекулаев в том, что данное обстоятельство также определенным обра-зом ограничивает права потерпевших на своевременное получение соответствующих документов и может затруднить обжалование принятых решений . Предлагаемый в процессуальной литературе срок для уведомления потерпевшего о вынесенных решениях и направлении ему копий – 24 часа, выглядит вполне разумным, обос-нованным и заслуживающим реализации законодателем.

Пункт 21 части 2 статьи 42 УПК РФ закрепляет право потерпевшего ходатайст-вовать о применении мер безопасности. Так, в части 3 статьи 11 УПК предусмотрена возможность применения следующих мер безопасности: сохранение в тайне данных о личности; контроль и запись телефонных и иных переговоров; проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым; проведение закрытого судебного разбирательства; допрос потерпевшего в судебном заседании без оглашения данных о его личности и в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками про-цесса.

К сожалению, указанные меры не все-гда могут обеспечить эффективную защиту. Так, использование псевдонима не имеет надлежащих гарантий на судебных стадиях процесса, ибо в приговоре должны быть указаны подлинные данные потерпевшего, что повышает вероятность установления его личности. Неясна ситуация и с судьбой протокола, когда потерпевший допрашивается под настоящей фамилией, а вопрос о применении мер безопасности возникает позже. И в дальнейшем лицо уже фигурирует под псевдонимом. Именно несовершенство процессуальных норм в части обеспечения безопасности потерпевших многие ученые и практические работники называют основ-ной причиной того, что потерпевшие, озна-комленные с правом ходатайствовать о применении к ним мер безопасности, такие ходатайства заявляют редко, в суды по-прежнему самостоятельно являются нечасто . О необходимости совершенство-вать систему мер безопасности потерпев-ших и свидетелей в уголовном судопроиз-водстве говорил в своем докладе Уполно-моченный по правам человека в Российской Федерации , предлагая дополнить Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» нормами, позволяющими обеспечивать безопасность защищаемых лиц и после завершения су-дебного процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не закрепляет за по-терпевшим, его представителем права на участие в рассмотрении судом ходатайства органа предварительного расследования о заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу. Но лишение потерпевшего та-кого права ничем не оправдано и не являет-ся справедливым . Согласно поста-новлению Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 №22 «О практике примене-ния судами мер пресечения в виде заключе-ния под стражу, залога и домашнего ареста» (п.15) «содержащийся в части 4 статьи 108 УПК РФ перечень лиц, имеющих право участвовать в ходе судебного заседания, не является исчерпывающим. Исходя из смысла положений, содержащихся в статьях 19, 42, 108, 123 УПК РФ, когда решением вопроса о мере пресечения затрагиваются права и законные интересы потерпевшего, в том числе связанные с необходимостью защиты его личной безопасности от угроз со стороны подозреваемого, обвиняемого или обеспечения возмещения причиненного преступлением материального ущерба, он, его представитель, законный представитель вправе довести до сведения органов предва-рительного расследования, прокурора и су-да свою позицию относительно избрания, продления, изменения, отмены той или иной меры пресечения в отношении подоз-реваемого или обвиняемого, а также обжа-ловать принятое решение». Верховный Суд РФ разъяснил лицам, ведущим производст-во по делу, а также нижестоящим судам, что потерпевший в соответствии с ч. 4 ст. 354 УПК РФ вправе обжаловать судебное реше-ние о мере пресечения в отношении подоз-реваемого или обвиняемого. При этом воз-можность обжалования не зависит от того, принимал ли потерпевший непосредствен-ное участие в судебном заседании. Судья не вправе отказать потерпевшему в удовлетво-рении ходатайства об ознакомлении его с материалами, на основании которых при-нимается решение о применении к подозре-ваемому, обвиняемому или подсудимому меры пресечения в виде заключения под стражу или о продлении срока содержания под стражей (п. 16). Теперь справедливость вроде бы восстановлена. Вместе с тем дан-ные положения, представляется, должны быть внесены в текст закона. Им необходи-мо стать надлежащими гарантиями в реали-зации прав потерпевшего.

Анализ статьи 198 УПК РФ, предос-тавляющей определенные права участникам процесса в связи с назначением и производ-ством судебной экспертизы, позволяет сформулировать вполне закономерные и справедливые вопросы: Почему прав у по-терпевшего в связи с назначением экспертизы меньше, чем у обвиняемого? Почему нет, к примеру, возможности присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы или нет права на постановку дополнительных вопросов эксперту? Разве эти права могут нарушить законные интересы других лиц либо воспрепятствовать установлению истины по делу? Уголовно-процессуальное законодательство зарубежных стран таких ограничений не содержит. Так, часть 2 статьи 145 УПК Республики Молдова предусматривает: «Сторонам и эксперту сообщаются предмет экспертизы и вопросы, на которые эксперт должен ответить; разъясняется их право делать замечания по поводу этих вопросов, требовать их изменения или дополнения. При этом сто-ронам разъясняется их право потребовать назначения по одному эксперту, рекомендо-ванному каждой из сторон для участия в проведении экспертизы». Часть третья этой же статьи предусматривает возможность сторонам участвовать в производстве экспертизы. В Российской Федерации лишением потерпевшего данных прав нарушается провозглашенный принцип со-стязательности и равноправия сторон. Ис-править данное положение, можно лишь изменив диспозицию ч. 1 ст. 198 УПК РФ путем включения в нее потерпевшего и его представителя.

Сложившаяся на практике ситуация, когда нарушения прав потерпевшего суще-ственным образом не влияют на вынесение судом приговора, к сожалению, ставит по-терпевшего в неравное положение с обви-няемым, что искажает назначение уголовного процесса в целом. В условиях, когда государство начало заботиться о правовой защищенности личности, вовлекаемой в сферу действия уголовно-процессуального закона, когда ужесточены требования к процедуре сбора доказательств и признанию их допустимыми, когда наблюдается тенден-ция к расширению правомочий подозревае-мых, обвиняемых, подсудимых и их защит-ников, конструктивное решение вопроса о надлежащей защите потерпевших от пре-ступлений, представляется, должно обрести первостепенное значение.

Библиографический список

1. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголов-но-процессуальному кодексу Россий-ской Федерации (постатейный). М.: ТК Велби, 2004. 688 с.

2. Божьев В. Усиление процессуальных мер по обеспечению потерпевшему дос-тупа к правосудию // Законность. 2007. № 7. С. 2–7.

3. Быков В. Правовое положение потер-певшего в стадии возбуждения уголов-ного дела // Законность. 2008. №12. С. 25–28.

4. Гриненко А. Потерпевший должен иметь не меньше прав, чем обвиняемый // Рос-сийская юстиция. 2002. №9. С. 51–52.

5. Ибрагимов И.М. Зарубежные концепции защиты прав потерпевшего как «жерт-вы» преступления // Рос. юстиция. 2008. №7. С. 50–57.

6. Ибрагимов И.М. Правомерные возмож-ности защиты прав потерпевшего // Рос. юстиция. 2009. №5. С. 57–61.

7. Криминология: учебник для вузов / под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб.: Питер, 2004. 432 с.

8. Курочкина Л. Потерпевший и свидетель в уголовном судопроизводстве // Закон-ность. 2009. №3. С. 50–52.

9. Куракина Е. Ходатайство о заключении под стражу: права потерпевшего // За-конность. 2010. №2. С. 41–42.

10. Леви А., Давыдова Е. Положение потер-певшего в уголовном процессе: нужна конкретизация // Законность. 2009. №2. С. 37–40.

11. Лукин В. Проблемы защиты прав потер-певших от преступлений: спец. доклад уполномоченного по правам человека в Рос. Федерации // Рос. газета. 2008. 4 июня.

12. Маслов В. Процессуальные права потер-певших // Законность. 2008. №9.

13. Мельников В.Ю. Безопасность и защита прав и свобод потерпевших // Рос. юсти-ция. 2010. №2. С. 39–42.

14. Мищенкова И. Законно ли «кодирова-ние» потерпевшего? // Законность. 2008. №4. С. 40–42.

15. Петрова Н.Е. Наделить потерпевшего правом уголовного преследования // Рос. юстиция. 2002. №12. С. 55–57.

16. Состояние преступности и раскрывае-мости в регионах России // Анализ со-стояния преступности, законности и прокурорского надзора по итогам 2008 года / Прокуратура Пермского края. Пермь, 2009.

17. Статистическая справка о работе су-дов общей юрисдикции за 2008 год // Рос. юстиция. 2009. №3. С. 63–66.

18. Тетерина Т. Отказ прокурора от обви-нения «переступает» права потерпевше-го на доступ к правосудию // Рос. юсти-ция. 2003. №10. С. 37–39.

19. Холоденко В. Учет мнения потерпев-шего и его представителя при изменении обвинения прокурором в стадии судебного разбирательства // Рос. юстиция. 2002. №3. С. 49–51.

20. Чекулаев Д. Применение мер безопасно-сти в отношении потерпевших и других участников процесса // Законность. 2005. №5. С. 30–32.

21. Чекулаев Д. Процессуальные права по-терпевших на досудебных стадиях уго-ловного процесса // Законность. 2007. №2. С. 19–20.

23. Юношев С.В. Проблема обеспечения прав потерпевших ждет своего разреше-ния // Рос. юстиция. 2008. №1. С. 63–67.

24. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г. (в ред. ФКЗ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ) // Рос. газета. 1993. 25 дек.

25. Уголовно-процессуальный кодекс Рос-сийской Федерации: Федер. закон от 18 дек. 2001 №174-ФЗ // Собр. законода-тельства Рос. Федерации 2001. №52 (ч. I), ст. 4921.

26. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: закон РСФСР от 27 окт. 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. №40, ст. 592. (Утратил силу).

27. Уголовно-процессуальный кодекс Рес-публики Молдова [Электронный ре-сурс]: закон Республики Молдова от 14 марта 2003 г. №122-XV. URL: http://yurotdel.com/zakony (Дата обраще-ния: 28.04.2010).

28. Уголовно-процессуальный кодекс Рес-публики Казахстан [Электронный ре-сурс]: закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. №207–1. URL: http://yurotdel.com/zakony (Дата обраще-ния: 28.04.2010).

Аннотация: В статье рассмотрен правовой статус потерпевшего в российском уголовном судопроизводстве, а также те основания, которые установлены законом для приобретения указанного статуса гражданином.

Ключевые слова: потерпевший, права, обязанности, государственная защита, реализация прав потерпевшего

Legal status of the victim in the Russian criminal process

Geroev Adam Hizirovich

master student of the 3 course of the Department of Criminal Law, Russian State Social University, Moscow, Russian Federation

Abstract: The article examines the legal status of a victim in the Russian criminal proceedings, as well as the grounds established by law for acquisition of this status of citizen.

Keywords: victim, rights, duties, state protection, realization of rights of the victim

Ст. 42 УПК РФ гласит, что потерпевшим в уголовном процессе признается физическое лицо, которому в результате преступления причинен физический, моральный или материальный вред. Кроме физического лица, потерпевшим в уголовном процессе может признаваться и юридическое лицо, когда его имуществу и деловой репутации причинен вред.

Следует подчеркнуть, что о вреде физическом говорят, если имело место нарушение анатомической целостности органов и тканей человека или их функций вследствие воздействия факторов внешней среды: физических, механических и т.д. Имущественный вред - это хищение, повреждение или уничтожение чужого имущества, а также лишение материальных ценностей. Сюда же входит и утрата имущества кредитора, а также расходы, которое лицо должно понести для восстановления нарушенных прав, включая неполученные доходы, которое лицо получило бы в обычных условиях. Моральный вред – это причиненные лицу страдания, а также иное оскорбление или унижение чести и достоинства личности.

В отличие от ранее действовавшего УПК РСФСР в современном УПК РФ, в частности в ч. 8 ст. 42 указано, что если потерпевший умер, то соответствующими правами (правами потерпевшего) наделяются его близкие родственники, один из которых признается потерпевшим.

Однако в действующем УПК РФ законодатель резко ограничивает круг потерпевших и признает потерпевшим только одного близкого родственника по уголовному делу о преступлении, следствием которого стала гибель потерпевшего. Как отмечают многие авторы, такое резкое ограничение круга потерпевших препятствует эффективному обеспечению прав и законных интересов близких родственников погибшего. Здесь говорится о том, что отдельные категории граждан просто не имеют доступа к правосудию при том, что их права затронуты преступлением. И соответственно, такие граждане не получают легальных возможностей для защиты своих прав и законных интересов .

Гражданин может быть признан потерпевшим по уголовному делу только при наличии соответствующих фактических и юридических оснований. Фактическими или так называемыми материальными основаниями является причиненный преступлением вред, а юридическое или процессуальное основание образует вынесенное органами расследования и судьи постановление о признании лица потерпевшим.

Физическое или юридическое лицо могут участвовать в уголовном процессе только после признания их потерпевшими. Можно сказать, постановление о признании лица – это допуск к правосудию. Участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве имеет своей целью восстановление нарушенных преступлением прав, либо компенсация причиненного вреда. Для того чтобы эти цели были реализованы, потерпевшему необходимо предоставить целый комплекс процессуальных прав. Соответственно потерпевший должен быть наделен определенной совокупностью прав и обязанностей, с помощью которых он сможет бороться за достижение своих целей, т.е. восстановление своих прав и защита своих законных интересов. Исходя из выше сказанного, можно подчеркнуть, что социальная защищенность потерпевшего зависит от предоставляемых ему совокупности прав.

Потерпевшему действительно предоставляется широкий круг процессуальных возможностей по защите своих прав. Совокупность процессуальных прав и обязанностей закреплена в ст. 42, 246, 314, 318 и некоторых других статьях УПК РФ. Ч. 2 ст. 42 УПК РФ закрепляет право потерпевшего на участие в суде первой инстанции. В ст. 314 УПК РФ говорится, что потерпевший имеет право возражать или заявлять ходатайство против проведения судебного разбирательства в особом порядке. В ст. 318 УПК РФ закреплены права и обязанности потерпевшего по делам частного обвинения .

Как известно, в ходе судебного заседания стороны обвинения и защиты наделены равными процессуальными правами и возможностями для отстаивания своих прав и защиты законных интересов. Равенство сторон в уголовном судопроизводстве гарантирует одинаковый объем правомочий. Различие здесь в целях различных участников. Соответственно процессуальный статус обвиняемого и процессуальный статус потерпевшего не может быть одинаковым. Нетрудно заметить, что в большей степени ограничиваются права лиц, против которых ведется уголовное преследование со стороны государственных органов и должностных лиц. Следовательно, для исключения возможности незаконного применения таких мер, обвиняемый обладает такими средствами защиты, как право пригласить защитника (адвоката) в момент задержания, право на обжалование решения о применении меры пресечения.

Реализация прав потерпевшего зависит от многих факторов. Например, ознакомление потерпевшего с его процессуальными правами и обязанностями, желание потерпевшего воспользоваться теми или иными процессуальными правами представляет отдельную проблему в уголовном судопроизводстве. Для выбора наиболее существенных прав для защиты своих интересов в производстве по уголовному делу, государственные органы и должностные лица должны проинформировать его о совокупности предоставленных ему прав. Должностное лицо не только обязано известить потерпевшего о предоставленных ему правах, но и обязано сделать это в соответствующие сроки. В действующем уголовно-процессуальном законе отсутствует указание на время, когда потерпевший должен быть осведомлен о своих процессуальных правах.

Ст. 42 УПК РФ перечисляет права и обязанности потерпевшего. Однако в действующем законодательстве отсутствует четко выверенный порядок признания физического или юридического лица потерпевшим. По нынешнему законодательству признание лица потерпевшим включает следующие стадии:

Вызов лица для признания потерпевшим по уголовному делу;

Удостоверение его личности;

Предъявление постановления о признании лица потерпевшим и ознакомление с ним;

Разъяснение потерпевшему его процессуальных прав и обязанностей;

В случае необходимости проведение конкретных следственных действий.

Основным правом лица, пострадавшего от преступления, является право участия в уголовном судопроизводстве. Реализация данного права обеспечивается различными процессуальными средствами, в зависимости от стадии, на которой находится производство по уголовному делу.

Представляется, что закрепление процессуального статуса лица в качестве потерпевшего должно происходить сразу после возбуждения уголовного дела посредством вынесения постановления, а при получении заявления от лица о причинении преступлением вреда, то статус потерпевшего оно должно приобретать с момента подачи заявления. Однако на практике этот процесс иногда затягивается, что существенно нарушает права потерпевшего и негативно отражается на качестве следствия. До вынесения следователем либо дознавателем постановления о признании лица потерпевшим, лицо (пострадавший) выступает в уголовном процессе как свидетель со всеми вытекающими полномочиями. Необоснованное и незаконное промедление с признанием физического либо юридического лица потерпевшим лишает его возможности быть активным участником уголовного судопроизводства .

Согласно п. 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотреблений властью (утв. резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.), лица, которым в результате преступного посягательства причинен вред, в том числе телесные повреждения, вред здоровью, моральный вред, материальный ущерб, а также душевное страдание, имеют право обращения к правосудию и компенсацию ущерба, нанесенного им преступлением . Но на практике этот принцип далеко не всегда работает. Например, пострадавшее от преступления лицо не может заявлять ходатайство о признании себя потерпевшим. Пострадавший лишь косвенно может обжаловать действия или бездействие органов и должностных лиц, затрагивающие его интересы. В таком случае, можно сказать, что статус потерпевшего остается до конца неопределенным.

В этой связи, как мы считаем, принципы государственной защиты потерпевших, которые закреплены в федеральном законе № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» можно применить и к заявителю – лицу, пострадавшему от преступления. Однако все не так просто. Государство здесь рассматривает пострадавшего как источника информации, не наделяя его совокупностью прав, которыми наделяется потерпевший.

Как утверждают многие авторы, в российском законодательстве имеется некий отрезок времени между моментом совершения преступления в отношении лица, и моментом признания его потерпевшим. В данный период, лицо, пострадавшее от преступления, рассматривается в качестве заявителя. Это нарушает его права, например, право на получение информации о ходе расследования, результатов предварительного следствия и т.д. .

После обращения лица с заявлением о преступлении в правоохранительные органы, следователь, дознаватель изучает данное заявление, а также исследует материалы по такому обращению и принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Основанием для отказа в возбуждении уголовного дела является отсутствие признаков состава преступления. В таком случае, дознаватель, следователь выносит в соответствии со ст. 148 УПК РФ постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. О своем решении должностное лицо, которое вынесло такое постановление извещает заявителя. В постановлении указывается право заявителя на обжалование данного решения соответствующему прокурору или в вышестоящий суд. Такое положение дает свободу должностным лицам, которые теоретически могут выносить неправомерное постановление об отказе в возбуждении дела или их прекращения. Это обусловлено тем, что сотрудники правоохранительных органов не хотят ухудшить показатели своей работы по выявленным и раскрытым преступлениям.

Следователь, дознаватель, выносит постановление о возбуждении уголовного дела, если в материалах обращения, находит объективные признаки состава преступления. Возбуждение уголовного дела – это первая стадия уголовного судопроизводства. Начиная со стадии предварительного расследования, пострадавшее от преступления лицо приобретает статус – потерпевший. Права потерпевшего на участие в судебных стадиях закреплены в УПК РФ.

В судебном разбирательстве первой инстанции права потерпевшего реализуются следующими средствами: во-первых, УПК РФ обязывает судей при назначении судебного заседания уведомить участников не менее чем за 5 суток до его начала. Стороны извещаются о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства. Во-вторых, согласно ч.1 ст. 249 УПК РФ, потерпевший обязан участвовать в судебном разбирательстве по общему правилу. Судебное разбирательство может проводиться в отсутствие потерпевшего, но только при наличии специальных оснований, установленных в законе. Если судебное разбирательство проводится в отсутствие потерпевшего, то суд обязан выяснить причины его отсутствия. Если потерпевший отсутствует по уважительной причине, то слушание по уголовному делу должно быть отложено. Если же причины отсутствия потерпевшего неизвестны, или же потерпевший не был вовремя проинформирован о проведении судебного разбирательства, то вынесенный приговор, может быть признан незаконным вышестоящей инстанцией и отменен, а дело направляется для повторного судебного рассмотрения. При этом необходимо обеспечить участие потерпевшего.

Ст. 364 УПК РФ закрепляет порядок участия потерпевшего в апелляционном производстве, его права и обязанности. После того, как судья рассматривает дело, изучает материалы, он выносит постановление о назначении судебного заседания и извещает участников о дате, времени и месте его проведения. Отличительной особенностью апелляционного производства является обязательное участие только государственного обвинителя, частного обвинителя, подавшего жалобу, подсудимого или осужденного, который подал жалобу или представление. При производстве по уголовному делу о преступлениях небольшой и средней степени тяжести, подсудимый вправе ходатайствовать о проведении судебного разбирательства в его отсутствие. Следовательно, участие потерпевшего в апелляционном производстве не является обязательным условием, в связи с чем апелляционное производство может пройти и без участия потерпевшего, даже в тех случаях, когда оно было инициировано потерпевшим. Такое положение не соответствует принципам и целям уголовного судопроизводства.

Ч. 2 ст. 376 УПК РФ закрепляет за потерпевшими право на участие при кассационном пересмотре уголовных дел. В данном случае обязательным является участие потерпевшего, который является гражданским истцом. Если же потерпевший таковым не является, то его участие на данном этапе уголовно-процессуальным законом не предусмотрено. В случае пересмотра решения или определения суда в надзорной инстанции, потерпевший может участвовать в судебном заседании в том случае, если его личные интересы непосредственно затрагиваются данной жалобой. Также потерпевший может ходатайствовать об участии в производстве надзорной инстанции. Однако, если посмотреть действующий уголовно-процессуальный закон, то мы видим, что данное право потерпевшего не реализуется в должной мере. Глава 48 УПК РФ не возлагает на судей, рассматривающих поступившую жалобу, обязанности уведомить потерпевшего о подаче надзорной жалобы или представления. Таким образом, потерпевший просто остается в неведении о подаче надзорной жалобы и о начале надзорного производства. Тем самым потерпевший лишается возможности заявить ходатайство об участии в судебном заседании. В УПК РФ нужно ввести обязанность судей по уведомлению потерпевшего о подаче надзорной жалобы или представления. Потерпевшему должно быть предоставлено право ознакомиться с жалобой и предоставлена возможность подать свою жалобу или возражение.

Анализируя выше изложенное, можно прийти к выводу, что право потерпевшего на участие в уголовном процессе обеспечивается исполнением должностными лицами своих обязанностей, таких как:

Признание лица, пострадавшего от преступления, при наличии оснований, потерпевшим и разъяснение его прав и обязанностей;

Своевременное извещение потерпевшего о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства в первой инстанции, а также о заседаниях по пересмотру решений суда в различных инстанциях;

Предоставление потерпевшему возможностей чтобы он смог реализовать свои права и защищать законные интересы.

Важно подчеркнуть, что в уголовном судопроизводстве, потерпевший имеет право на опосредованное участие, т.е. его права и интересы в суде может защищать представитель. Представителем физического лица-потерпевшего могут быть адвокаты. Представителями юридического лица являются уполномоченные представители, или же адвокаты. Согласно действующему УПК РФ участие представителя потерпевшего (адвоката) не обязательно, из-за чего не достаточно обеспечивается право гражданина на квалифицированную юридическую помощь. Участие представителя является обязательным только в тех случаях, когда потерпевшим является несовершеннолетнее лицо, либо лицо, которое в силу физического или психического состояния не сможет осуществлять свои права и защищать законные интересы .

Представитель потерпевшего наделяется той же совокупностью прав, что и потерпевший, однако процессуальный статус представителя потерпевшего не может полностью соответствовать статусу потерпевшего. В частности, п. 2 ч. 2 ст.4 2 УПК РФ закрепляет за потерпевшим право давать показания. А в п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ указано, что адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля о тех обстоятельствах, которые он выяснил в связи с оказанием юридической помощи. Соответственно, адвокат, который оказывает юридическую помощь потерпевшему, в качестве представителя не имеет право давать показания и не может быть допрошен в связи с осуществлением функции представительства интересов потерпевшего.

Каковы же гарантии реализации прав представителя потерпевшего? На наш взгляд, первостепенное значение имеет своевременное, надлежащее и полное исполнение правоохранительными органами и должностными лицами своих обязанностей. При наличии достаточных оснований должностные лица обязаны допустить представителя потерпевшего к участию в деле. Должностные лица также обязаны разъяснить, какими правами наделяется представитель потерпевшего. Его права ни в коем случае не должны ограничиваться со стороны государственных органов.

Таким образом, отметим следующее. Потерпевшим от преступления лицам предоставляется совокупность процессуальных прав. Эти права реализуются отстаиванием и удовлетворением личных интересов потерпевшего, а также защитой государственных интересов по борьбе с преступностью. Участие потерпевшего в судебном заседании является необходимым условием для соблюдения базовых принципов уголовного судопроизводства. Но, с другой стороны, по многим вопросам потерпевший поставлен в неравное положение с обвиняемым, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования его правового статуса.

Список литературы:

1. Ахмедшина Н.В. О потерпевших от преступлений // Виктимология. 2015. № 1.

2. Гарипова Р.А. О некоторых проблемах представительства потерпевшего в российском уголовном процессе // Альманах современной науки и образования. 2013. № 5 (72).

3. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985г.) // СПС КонсультантПлюс.

4. Ефимов О.А. Проблемы защиты свидетелей и потерпевших в уголовном процессе России // Научная перспектива. 2012. № 6.

5. Сысуева А.С. Нарушение прав потерпевшего в уголовном процессе // Право и суд в современном мире: сборник статей по материалам XIII ежегодной Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых / Под редакцией Э.Л. Лещиной, Е.М. Офман. М., 2016.

6. Шминке А.Д. Оптимизация процесса обеспечения прав и законных интересов потерпевшего в уголовном судопроизводстве // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 2 (115).

Уголовно-правовой статус потерпевшего - категория сложная не только с точки зрения его структуры. Разновидности уголовных правоотношений и, соответственно, различный круг прав и обязанностей их субъектов позволяют предполагать существование нескольких видов статусов потерпевших в уголовном праве, что, в свою очередь, дает возможность проведения их классификации.

Подразделение уголовно-правовых статусов потерпевшего на виды имеет значение, во-первых, при отграничении статуса потерпевшего от статусов иных субъектов уголовно-правовых отношений, во-вторых, для уяснения специфики статуса потерпевшего от преступления на отраслевом уровне.

Методологической основой классификации уголовно-правовых статусов потерпевших является философское понимание о соотношении общего, особенного и единичного. Используя эти философские категории, можно определить виды и место статуса потерпевшего в системе правовых статусов.

Прежде всего, статус потерпевшего следует соотнести с общегражданским статусом. Лицо приобретает статус потерпевшего от преступления, не утрачивая основных (конституционных) статутных составляющих. Так, совершение в отношении лица преступления не влечет утрату им гражданства; потерпевший продолжает оставаться собственником похищенного имущества, хотя не имеет возможности осуществлять все правомочия собственника. В отличие от потерпевшего, виновный в совершении преступления, по выражению А.Н. Стручкова, является лицом с ограниченным правовым статусом *(345), поскольку его статус характеризуется наличием значительного количества правоограничений. Напротив, содержание правового статуса потерпевшего от преступления дополняется, точнее сказать, компенсируется (взамен утраченных благ) совокупностью прав и обязанностей, содержательно обусловленных спецификой правоотношений, участниками которых они вольно или невольно оказались.

"Правовой статус, имеющий общий характер и распространяющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную конкретизацию применительно к тем или иным категориям и группам граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий населения" *(346). Нормами, конкретизирующими правовое положение потерпевшего от преступления, являются нормы уголовного права. Следовательно, уголовно-правовой статус потерпевшего в системе правовых статусов существует на уровне специального (отраслевого) правового статуса.

Полагаем, что положение Н.И. Матузова о возможности существования нескольких внутриотраслевых статусов применимо и к статусам субъектов уголовных правоотношений ввиду многообразия последних. Уголовно-правовой статус объединяет статусы всех участников уголовных правоотношений: субъекта преступления и потерпевших, а также государственных органов и их должностных лиц как представителей государства. На данном уровне статус потерпевшего входит в обобщенное, совокупное понятие, которое можно назвать статусом субъектов права. Как субъект права, потерпевший обладает тем набором прав и обязанностей, который предусмотрен отраслевым законодательством, правом примирения с виновным (ст. 76 УК РФ). Поскольку правовой статус потерпевшего устанавливается законодателем, то его можно назвать предписанным статусом *(347).

Содержание прав и обязанностей потерпевшего в рамках специального правового статуса более или менее статично и изменяется по воле законодателя. В системе правовых статусов статус потерпевшего представляет собой подсистему специального (отраслевого) статуса.

Отдельные потерпевшие, действующие в рамках фактически существующих правоотношений, обладают индивидуальным правовым положением, которое в теории права также называют "конкретным индивидуальным правовым статусом". Под правовым положением понимается фактически реализованная и реализующаяся часть правового статуса, т.е. совокупность использованных прав и исполненных обязанностей (неоднократно, полностью или частично) *(348). Правовое положение потерпевших персонифицировано. Объем его содержания зависит от того, насколько полно потерпевший реализует свои субъективные права и как выполняет свои правовые обязанности, т.е. правовое положение - категория динамичная. Поэтому правовое положение потерпевшего как участника уголовных правоотношений можно охарактеризовать как приобретенный (достигнутый) статус *(349).

Следовательно, в системе правовых статусов уголовно-правовой статус потерпевшего выделяется на уровне конституционного (общего) статуса, специального (отраслевого) статуса, где он рассматривается как статус субъекта права, а также на уровне уголовно-правовых отношений, где потерпевший обладает индивидуальным правовым положением. Такова, на наш взгляд, классификация видов статусов потерпевших по вертикали.

По горизонтали имеет смысл разделить уголовно-правовые статусы потерпевших, выступающих субъектами различных видов уголовно-правовых отношений, поскольку содержание данных отношений, а, значит, и содержание правовых статусов их субъектов, различно. Этими отношениями являются уголовно-правовые отношения, связанные с совершением преступления, и иные виды уголовных правоотношений, возникающие в их рамках. К последним относятся, в частности, правоотношения, связанные с примирением сторон (ст. 76 УК РФ).

Обращение к вопросу о статусе потерпевшего возникает в связи с необходимостью разграничивать правовое положение потерпевшего как уголовно-правовой категории от правового положения иных лиц, которым общественно опасными деяниями тех или иных лиц, а также государством либо его органами причинен вред.

На межотраслевом уровне уголовно-правовой статус потерпевшего целесообразно выделять среди правовых статусов лиц, которым причинен вред. Изначально следует проводить разграничение уголовно-правового статуса потерпевшего от уголовно-процессуального, гражданско-правового и гражданско-процессуального его статусов. Как было показано выше, потерпевший от преступления - категория комплексная, имеющая многоотраслевое значение. Поэтому на межотраслевом уровне можно выделить общий (единый) статус потерпевшего от преступления, объединяющий всю совокупность прав, которыми наделено лицо в связи с нарушением его прав в результате совершения преступления (права субъекта уголовных правоотношений, права участника уголовного судопроизводства, права гражданского истца). Статусы потерпевшего в упомянутых отраслях права отличаются друг от друга прежде всего нормативной базой. Так, права и обязанности потерпевших в уголовном процессе регламентируются ст. 42 УПК РФ, в гражданском праве - ст. 1064, 1083 ГК РФ и др. Понятие потерпевшего, его значение для отдельных правовых отраслей предопределяет и круг прав и обязанностей потерпевшего. Уголовно-процессуальный статус потерпевшего способствует реализации его прав, возникающих из факта совершения преступления. Для этого потерпевший наделяется дополнительными правами участника уголовного или гражданского процесса. Гражданско-процессуальный статус потерпевшего связан с его уголовно-правовым статусом через уголовно-процессуальный статус, а также через институт гражданского иска. Права потерпевшего от преступления в области гражданского права состоят, в основном, в возмещении вреда, причиненного преступлением.

Кроме того, в уголовном процессе следует различать между собой статус потерпевшего от преступления и статус реабилитированного лица *(350). Последним признается физическое лицо, которому государством, правоохранительными органами причинен вред в результате незаконного осуждения, а также незаконного или необоснованного применения мер процессуального принуждения. Перечень лиц, имеющих право на реабилитацию, и права реабилитированного лица установлены в гл. 18 УПК РФ.

От уголовно-правового статуса потерпевшего следует отличать статус лиц, которым причинен вред иными противоправными деяниями. Так, права потерпевшего от административного правонарушения предусмотрены ст. 25.2 "Потерпевший" КоАП РФ. Лицо, пострадавшее от несчастного случая на производстве, также обладает определенной совокупностью прав, установленных трудовым законодательством (ст. 227-231 Трудового кодекса РФ). Впрочем, если в действиях виновных лиц содержатся признаки составов преступлений, предусмотренных, например, ст. 143, 215, 216, 217, 219 УК РФ, то права, предусмотренные трудовым законодательством, должны дополняться правами потерпевшего от преступления.

Содержание прав лиц, которым вред причинен преступлением, и лиц, которым вред причинен правомерными действиями, также не совпадает. Например, лицо, участвующее в массовых беспорядках или побеге из мест лишения свободы, к которому на основании ст. 12-15 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) *(351) или ст. 29-31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) *(352) были применены физическая сила, специальные средства или оружие, не обладает статусом потерпевшего от преступления. Такое лицо не имеет права на обращение в правоохранительные органы с требованием о привлечении лиц, исполняющих соответствующие обязанности, к уголовной ответственности и на возмещение причиненного действиями этих лиц вреда. Указанные права возникают лишь в случаях, если в действиях виновных лиц имеется состав преступления, предусмотренный Особенной частью УК РФ.

Следовательно, на межотраслевом уровне выделяется подсистема специальных (отраслевых) статусов потерпевших.

Внутри отрасли уголовного права статус потерпевшего от преступления следует отграничивать от статусов лиц, которым причинен вред:

Общественно опасными деяниями невменяемых лиц;

Общественно опасными деяниями лиц, не достигших возраста уголовной ответственности;

В результате акта необходимой обороны;

В результате акта крайней необходимости;

В результате физического или психического принуждения;

В результате осуществления деяний, связанных с обоснованным риском;

В результате исполнения незаконного приказа или распоряжения;

С их согласия или по их просьбе (при отсутствии признаков преступления).

Статус указанных лиц отличается друг от друга и от статуса потерпевшего от преступления. Соответственно, различен круг прав и обязанностей сравниваемых субъектов. Например, в отличие от вреда, причиненного потерпевшему преступлением в соответствии со ст. 1066 ГК РФ, вред, причиненный в результате необходимой обороны, посягавшему лицу не возмещается.

Итак, статус потерпевшего от преступления делится на виды. Подразделение уголовно-правовых статусов потерпевших производится по вертикали и по горизонтали.

Система правового статуса потерпевшего выглядит следующим образом:

Общий (конституционный) правовой статус;

Отраслевой (уголовно-правовой) статус, в который кроме него входят статус лица, совершившего преступление, а также государственных органов и их должностных лиц;

Статус потерпевшего - участника конкретных уголовно-правовых отношений (охранительных; возникающих в связи с примирением с виновным; связанных с инициативой уголовного преследования за преступления, предусмотренные ст. 201-204 УК РФ).

Классификация правовых статусов потерпевших по горизонтали обусловлена различным содержанием прав и обязанностей потерпевших - субъектов различных видов уголовных правоотношений.

Уголовно-правовой статус потерпевшего следует отличать от статусов иных лиц, как на межотраслевом, так и на внутриотраслевом уровнях. Разграничение проводится по характеру нормативного закрепления и по содержанию прав и обязанностей субъектов.

"Налоги" (газета), 2010, N 41

В российском законодательстве понятие потерпевшего рассматривается как в материальном, так и процессуальном смысле. О несовпадении содержания указанного понятия и о разных его функциональных назначениях можно судить из анализа ряда норм УК РФ и УПК РФ.

Факт реального преступного деяния порождает потерпевшего в материально-правовом понимании. Уголовно-правовая природа этого понятия обусловлена причинением преступным деянием определенного вреда конкретному лицу. Такое понимание потерпевшего позволяет определить его уголовно-правовой статус, который включает в себя его субъективное право на восстановление того правового положения, в котором он находился до совершения преступления, а также ряд других прав.

Материально-правовое определение потерпевшего отчасти конкретизируется в содержании ч. 1 ст. 42 УПК, где говорится, что потерпевшим, во-первых, является физическое лицо, которому преступлением причинен вред. При этом вред должен быть причинен преступлением непосредственно. В УК в качестве результата посягательства, наряду с категорией "вред", употребляются такие понятия, как "ущерб", "нарушения прав законных интересов" и разного рода нежелательные "последствия". Во-вторых, в ст. 42 УПК дается ограниченный перечень видов вреда, причинение которого дает основания считать лицо потерпевшим. Кроме того, следуя смыслу ч. 1 ст. 42 УПК, речь в ней ведется о реальном причинении вреда потерпевшему. Однако уголовное законодательство берет под защиту не только лицо, в отношении которого было совершено оконченное преступление, но и лицо, в отношении которого было совершено покушение, поскольку в данном случае причинение вреда не исключается. Например , субъект, имея умысел на убийство другого лица, по независящим от него обстоятельствам не доводит его до конца, и смерть не наступает, но вред лицу все же был бы причинен (в зависимости от наступивших последствий - тяжкий, средней тяжести). То есть уголовно-правовое понятие потерпевшего предусматривает реальное и потенциальное причинение вреда.

Представляется, что интересы таких лиц должны быть защищены также уголовно-процессуальными нормами, предполагающими, по мнению отдельных авторов, возможность признания потерпевшим лица, которому преступлением причинен или мог быть причинен определенный вред, т.е. существовала лишь угроза его причинения <1>. Такой подход видится вполне обоснованным, поскольку интерес потерпевшего в данном случае очевиден - доказать, что преступление было совершено, что этим преступлением ему был причинен тот или иной вред. И понятны опасения пострадавшего. В случае если виновный избежит уголовной ответственности, то покушение может быть повторено. То есть пострадавшее лицо должно иметь право на активное участие в изобличении и наказании виновного. Подобные предложения отчасти заслужили внимание законодателя. Так, согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 1 ноября 1985 г. N 16 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" признание потерпевшим должно производиться и по делам о приготовлении к преступлению или покушении на совершение преступления. Такая позиция является логичной, поскольку в ином случае, как отмечается в литературе, это означало бы исключение возможности возбуждения дел частно-публичного обвинения при неоконченном преступлении и, следовательно, возможности уголовного преследования виновных лиц по данной категории дел <2>.

<1> Кокорев Л.Д. Потерпевший от преступления в советском уголовном процессе. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1964. С. 10; Божьев В.П. Потерпевший в советском уголовном процессе: Автореф. дис. ...к. ю. н. М., 1963. С. 16.
<2> Мотовиловкер Я.О. Понятие потерпевшего в советском уголовном процессе // Правоведение. 1969. N 3. С. 123.

Процессуальная природа института потерпевшего, наряду с указанными материальными признаками (совершение в отношении лица преступного деяния и причинение непосредственно этим деянием определенного вреда), характеризуется дополнительными элементами. К таковым относится, во-первых, необходимость выяснения материальных признаков, а во-вторых, прохождения определенной процессуальной процедуры, которая оформляется в форме решения компетентного государственного органа (постановлением дознавателя, следователя или суда).

Что касается процесса установления уголовно-правовых оснований признания лица потерпевшим, то здесь следует отметить следующее. Возбужденное уголовное дело еще не означает, что пострадавшее от преступления лицо автоматически становится участником процессуальных отношений. Основанием для признания лица потерпевшим является выяснение в процессе предварительного следствия следующего минимума обстоятельств: факта преступного деяния, непосредственности причинения этим деянием вреда конкретному лицу, причинно-следственной связи между деянием и причинением вреда. Естественно, что на начальном этапе расследования представляется затруднительным дать исчерпывающую характеристику указанным материально-правовым элементам. Следует согласиться, что на данной стадии можно говорить, в частности, о составе преступления не как о реальном, а лишь как о предполагаемом факте, который требует дальнейшего подтверждения в ходе уголовного судопроизводства <3>. Поэтому неслучайно законодатель в ч. 2 ст. 140 УПК в качестве основания для возбуждения уголовного дела указывает на наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Все доказательства элементов события преступления устанавливаются уже в ходе предварительного расследования, что характеризует его как познавательный процесс. Окончательный же вывод о данных обстоятельствах отражается в приговоре суда.

<3> Разгильдиев Б.Т. Деяние, содержащие признаки преступления, и его уголовно-правовое значение // Государство и право. 1990. N 4. С. 67.

Касательно официального перехода пострадавшего от преступления лица в статус потерпевшего в ч. 1 ст. 42 УПК мы сталкиваемся с категоричной уголовно-правовой формулировкой, свидетельствующей о необходимости (для указанной процедуры) существования уже признанного факта причинения преступлением вреда на стадии предварительного следствия. В первом предложении указанной статьи говорится, что потерпевшим является (о признании лица потерпевшим, т.е. о потерпевшем в процессуальном смысле, речь идет уже далее по тексту) физическое лицо, которому преступлением причинен вред <4>. Представляется, что подобная материальная трактовка не вполне органично вписывается в содержание уголовного судопроизводства как процесса установления истины, которая находит окончательное выражение лишь в приговоре суда. До указанного процессуального момента можно вести речь лишь о наличии у органов предварительного расследования достаточного количества данных для принятия обоснованного и мотивированного решения по указанному вопросу (ч. 4 ст. 7 УПК), но не как об официальном признании факта причинения вреда. Как справедливо отмечалось в литературе: "допущение потерпевшего к делу означает лишь признание за ним определенных процессуальных прав, а не признание установленным факта причинения ему вреда... Признание факта причинения вреда возможно лишь в приговоре суда" <5>.

<4> В этом плане представляется более удачной конструкция ст. 53 УПК РСФСР, не содержащая уголовно-правовой трактовки понятия потерпевшего и ориентированная больше на процессуальную составляющую указанного понятия, а именно на признание лица потерпевшим.
<5> Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности. М.: Госюриздат, 1961. С. 246.

На практике буквальное следование анализируемой норме закона выливается в необоснованное затягивание процедуры признания лица потерпевшим. В этом плане заслуживают внимания высказывания отдельных авторов о необходимости уточнения процессуального понятия потерпевшего, под которым следует понимать лицо, в отношении которого имеются достаточные данные, дающие основания считать, что ему преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред <6>. Естественно, что определение момента принятия такого решения будет зависеть от обстоятельств конкретного уголовного дела. Но медлить с ним нельзя, так как это ущемляет права потерпевшего и отрицательно сказывается на качестве следствия. В связи с этим, на наш взгляд, ч. 1 ст. 42 УПК необходимо изложить в менее категоричной редакции, заменив материально-правовую составляющую понятия потерпевшего на процессуальную: "Потерпевшим признается физическое лицо при наличии достаточных данных полагать, что преступлением ему причинен физический, имущественный, моральный вред...".

<6> Кокорев Л.Д. Потерпевший от преступления в советском уголовном процессе. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1964. С. 10; Стремовский В.А. Участники предварительного следствия в советском уголовном процессе. Изд-во Ростовского университета, 1966. С. 203 - 204.

Как уже нами было отмечено, в уголовном судопроизводстве признание лица потерпевшим связано с соблюдением надлежаще оформленного процессуального порядка, в результате которого лицо формально приобретает статус потерпевшего от преступления (ст. 42 УПК). С данного момента оно наделяется соответствующими правами и обязанностями, т.е. становится субъектом уголовно-процессуальных правоотношений.

Однако сам факт вовлечения лица, пострадавшего от преступления, в уголовный процесс имеет место на более ранних стадиях.

В гл. 19 УПК законодатель указывает на существование такого субъекта, как заявитель, и наделяет его определенными правами и обязанностями. При этом в ряде норм проводится различие между просто заявителем и заявителем - пострадавшим от преступления. Так, следуя смыслу ст. ст. 20, 147 УПК, факт возбуждения уголовного дела связан не просто с заявлением любого лица, а с волеизъявлением лица, которое предполагает, что ему причинен вред преступным деянием. Согласно ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" меры государственной защиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя , очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Таким образом, законодатель дифференцирует заявителей на обычных граждан и пострадавших, используя такой материальный признак, как совершение в отношении последних преступного деяния <7>.

<7> Например , в п. 10 ст. 6 УПК Республики Беларусь законодатель официально дифференцирует заявителей на лиц, обратившихся в суд или орган уголовного преследования в порядке, установленном настоящим Кодексом, за защитой своего действительного или предполагаемого права либо сообщивших об известном им готовящемся, совершаемом или совершенном общественно опасном деянии, предусмотренном уголовным законом.

Однако пострадавший от преступления, по заявлению которого было возбуждено уголовное дело, еще не является участником уголовного судопроизводства и, следовательно, не может рассчитывать на полноценную реализацию своих интересов. Представляется, что лицо, пострадавшее от преступления и обратившееся за помощью в правоохранительные органы, имеет право на должное внимание со стороны государства. Такой подход согласуется с положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. 40/34). Согласно последней лица, которым в результате преступного деяния причинен ущерб, включая телесные повреждения или моральный вред, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством (п. 4). Однако, как отмечается в литературе, "пострадавшему от преступления не только не предоставлено право ходатайствовать о признании себя потерпевшим по уголовному делу, но и следователю не вменено в обязанность разъяснять этому лицу, в связи с чем и при каких условиях он может и должно быть признано потерпевшим" <8>. Согласно ст. 123 УПК законодатель лишь косвенно допускает право указанного лица на обжалование действий (бездействия) и решений уполномоченных на то органов и должностных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы. В данном случае пострадавший относится к категории "иных лиц" в уголовном судопроизводстве, т.е. фактически его статус остается неопределенным.

<8> Баев М.О., Баев О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Прокурорская тактика. Адвокатская тактика: Научно-практическое пособие. М.: Экзамен, 2005. С. 277.

Как свидетельствует обобщение правоприменительной практики, в большинстве случаев до вынесения постановления о признании лица потерпевшим пострадавший выступает в уголовном процессе в качестве свидетеля со всеми вытекающими из статуса данного участника процесса полномочиями. Представляется, что подобный подход не в полной мере способствует реализации интересов и прав жертвы преступления. На наш взгляд, в уголовно-процессуальном законодательстве должно найти отражение понятие "пострадавший", поскольку оно является родовым по отношению к понятию "потерпевший" и определяет статус лица с момента обращения в правоохранительные органы и до формального его признания с их стороны в качестве участника уголовного судопроизводства. Именно на данном отрезке пострадавшие чувствуют себя наиболее уязвимыми и бесправными в процессуальном отношении лицами. Как показали наши исследования, почти 30% случаев попыток оказать давление на жертву преступления имели место именно на данном этапе.

Следует признать, что меры государственной защиты согласно Федеральному закону N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", применимы и к заявителю - пострадавшему от преступления лицу. Однако здесь мы сталкиваемся с примером гипертрофированности публичных начал уголовного судопроизводства. Государство признает ценность пострадавшего, но исключительно как важного источника информации о преступном событии, не наделяя его при этом никакими правами. То есть пострадавший может быть защищен, но не может самостоятельно защищаться. Как констатируется в специальном Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений", в российском законодательстве имеется временной период между моментом совершения в отношении лица преступления, которым ему причинен вред, и моментом признания его потерпевшим. В этот период пострадавшее от преступления лицо рассматривается в качестве заявителя, что нарушает его права на получение информации о ходе рассмотрения поданного заявления, результатов предварительного расследования, на представление доказательства в подтверждение своего заявления о преступлении, на выдвижение требования о признании потерпевшим и др. <9>.

<9> Российская газета от 04.06.2008.

Представляется, что обеспечение скорейшего доступа жертвы преступления к правосудию должно сопровождаться устранением указанных выше пробелов в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве. В этом плане видится положительным опыт составления Модельного УПК стран СНГ, разработчики которого в ст. 89 указывали, что "пострадавшим считается всякое лицо, физическое или юридическое, которое подало органу дознания, суду, прокурору, следователю, дознавателю жалобу на причинение ему запрещенным уголовным законом деянием морального, физического или имущественного вреда, на подготовку к совершению или попытку совершить в отношении его запрещенное уголовным законом деяние". Такой подход позволяет отграничивать пострадавшего от иных лиц уголовного процесса и определить его официальный статус.

На наш взгляд, подобный опыт должен найти положительное отражение в современном законодательстве. При этом пострадавший должен иметь право: на немедленную регистрацию его заявления, незамедлительное рассмотрение его жалобы и разрешение ее органом, ведущим уголовный процесс, на представление доказательств в подтверждение своего заявления, на выдвижение требования о признании его потерпевшим и др. Необходимость наделения пострадавшего лица указанными полномочиями вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно Рекомендации Комитета министров от 28 июня 1985 г. N R (85) 11 о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса необходимо учитывать запросы пострадавшего на всех стадиях уголовного процесса. Не исключением является и стадия возбуждения уголовного дела.

Таким образом, в целях устранения путаницы терминологии, допускаемой в настоящее время в материальном и процессуальном праве по отношению к категории "потерпевший", необходимо четко дифференцировать процессуальное понятие "потерпевший" на понятия "заявитель", "пострадавший" и собственно "потерпевший".

Однако включение в УПК фигуры пострадавшего позволит лишь нормативно заполнить тот вакуум, в котором пребывает в настоящее время жертва преступного посягательства до наделения ее статусом потерпевшего. Такой подход не решает всей проблемы касательно потерпевшего в уголовном судопроизводстве, поскольку нормативное закрепление и применение норм - разные вещи. Переход из статуса заявителя-пострадавшего в статус потерпевшего сопровождается вынесением уполномоченным на то должностным лицом процессуального решения, момент принятия которого связан с внутренним убеждением данного лица.

Согласно ст. 52 Конституции РФ государство обеспечивает потерпевшим от преступлений доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Однако согласно ст. 42 УПК такой доступ пострадавших от преступлений лиц к правосудию всецело зависит от волеизъявления должностного лица (даже в том случае, когда уголовное дело возбуждается по заявлению лица о совершенном в отношении его преступлении). Представляется, что существование такого порядка не может гарантировать "личности - жертве преступления" в полной мере защиту ее прав именно от злоупотребления властью, на чем концентрирует основное внимание упомянутая выше Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.

Применительно к указанной процедуре выход, на наш взгляд, видится в необходимости расширения диспозитивных начал уголовного судопроизводства, позволяющих повысить объективность в действиях должностных лиц по принятию подобных процессуальных решений.

В сравнении с действующим уголовно-процессуальным законодательством, в ст. 136 УПК РСФСР, регламентирующей порядок признания лица потерпевшим, следователь выносил соответствующее постановление либо по собственной инициативе, либо на основании заявления этого лица. То есть лицо, которому преступлением причинен вред, могло до официального его признания потерпевшим проявить собственную инициативу в решении данного вопроса. Современный уголовно-процессуальный закон такой возможности для жертвы преступления не предусматривает.

Развитие диспозитивных начал уголовного судопроизводства должно сопровождаться расширением нормативной возможности частных лиц в защите нарушенных преступным деянием прав и свобод. И речь в данном случае должна вестись не о минимизации принципа публичности в судопроизводстве, а скорее о переориентации его в сторону нужд рядовых граждан, вовлеченных в сферу его производства. И в первую очередь, согласно ст. 6 УПК, публичность должна выражаться в повышенном внимании и заботе государства в лице его органов и должностных лиц к жертвам преступлений.

Следует отметить, что законодатель признает отдельные огрехи в функционировании органов публичной власти, способствующие нарушению прав и свобод граждан при производстве дознания, предварительного следствия. В частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 1 ноября 1985 г. "О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве" речь ведется о существовании в практике правоохранительных органов фактов непризнания лиц в качестве потерпевших при наличии к тому оснований. Закон позволяет суду при выявлении подобных случаев выносить частное определение (а судье - постановление). Действительно, вопрос о признании лица потерпевшим может решить судья на стадии подготовительных действий к судебному заседанию. Однако подобный запоздалый доступ к правосудию вряд ли способен обеспечить полноценную защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Представляется, что подобных инцидентов можно избежать, предусмотрев на более ранних стадиях судопроизводства отдельные процессуальные возможности проявления инициативы жертв преступлений, направленные на скорейшее вовлечение их в сферу уголовно-процессуальных отношений.

На наш взгляд, момент признания лица потерпевшим должен по возможности быть максимально приближен к началу возникновения уголовно-процессуальных отношений. В частности, ч. 2 ст. 49 УПК Республики Беларусь предусматривает возможность признания лица потерпевшим уже с момента возбуждения уголовного дела. Если же при возбуждении уголовного дела основания для признания лица потерпевшим отсутствуют, указанное решение принимается немедленно по установлении таких оснований . Подобная трактовка свидетельствует о том, что законодатель предполагает объективное отсутствие на определенном этапе уголовного судопроизводства (особенно на стадии возбуждения уголовного дела) достаточно полной (исключающей) совокупности данных, свидетельствующих о том, что пострадавшее от преступления лицо является потерпевшим, однако допускает его в уголовный процесс. В таком подходе видится забота государства о лицах, пострадавших от преступления, путем скорейшего их вовлечения в уголовно-процессуальные отношения с тем, чтобы данные лица уже на начальном его этапе могли отстаивать свои права.

Представляется, что подобный подход должен найти отражение и в отечественном уголовно-процессуальном законодательстве. Признание лица потерпевшим одновременно с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела позволит объективировать процесс принятия решений должностным лицом, минимизировать степень "внутреннего убеждения" и как следствие - сократить на практике случаи злоупотребления властью в отношении потерпевших от преступлений лиц.

С.Л.Кисленко

кафедры методологии криминалистики

"Саратовская государственная

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физиче–ский, имущественный, моральный вред, а так–же юридическое лицо в случае причинения пре–ступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч.1 с. 42 УПК). Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознава–теля, следователя или суда.

Лицо должно признаваться потерпевшим незави–симо от степени доказанности факта совершения преступления, которым ему предположительно при–чинен физический, имущественный, моральный вред. Чрезмерное затягивание с признанием потерпевшим необоснованно ограничивает возможность постра–давшего от преступления защищать свои законные интересы с помощью процессуальных прав, предо–ставляемых ему с момента вынесения дознавате–лем, следователем, судьей соответствующего поста–новления. По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего переходят к одному из его близких родственников (ч. 8 ст. 42 УПК). В случае признания потерпевшим юридического лица его права осу–ществляет представитель.

Потерпевший как участник процесса со стороны обвинения пользуется всеми правами стороны в со–стязательном процессе (ст. 42 УПК).

К правам потерпевшего относятся: право знать формулировку предъявленного обвиняемому обви–нения; давать показания, в том числе на родном языке или языке, которым владеет, пользуясь по–мощью переводчика бесплатно; иметь представи–теля. Участвуя в доказывании, потерпевший также вправе представлять доказательства, заявлять хо–датайства и отводы; участвовать в производстве следственных действий, проводимых по его хода–тайству или ходатайству его представителя, знако–миться с протоколом этих действий и подавать на них возражения.

В случае проведения по делу судебной эксперти–зы, назначенной по ходатайству потерпевшего, он вправе знакомиться не только с самим постановле–нием, но и с заключением эксперта. Кроме того, по–терпевший вправе знакомиться со всеми материала–ми уголовного дела по окончании предварительного расследования (независимо от формы окончания), получать копии основных процессуальных актов; участвовать в предварительном слушании дела в суде первой инстанции, в том числе в связи с заявлением ходатайства об исключении доказательства из дела как недопустимого. Являясь стороной обвинения, потерпевший вправе поддерживать обвинение и вы–ступать в судебных прениях при судебном разбира–тельстве уголовного дела. Кроме того, потерпевший вправе приносить жалобы на приговор и иные судеб–ные решения, в том числе в связи с мягкостью назна–ченного подсудимому наказания или необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, а также он может приносить жалобы на судебные ре–шения и принимать участие в судебном заседании суда второй и надзорной инстанций.

При неявке потерпевшего по вызову без уважитель–ных причин он может быть подвергнут приводу. По–терпевший дает показания по правилам допроса сви–детеля, поэтому за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет от–ветственность в соответствии со ст. 307 и 308 УК РФ.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!