Презентация: " Правила безопасного поведения в условиях криминогенного характера". Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера Презентация средства самозащиты при возникновении криминогенных ситуаций

Правила безопасного

поведения в ситуациях

криминогенного характера


Можно выделить 2 группы криминогенных опасностей:

1) Предполагающая психическое воздействие на человека:

  • Шантаж, мошенничество, воровство;

2)Предполагающая физическое насилие над человеком:

  • Разбой, бандитизм, убийство и т.д.


  • Не надевайте одежду, излишне подчеркивающую вашу замечательную фигуру, а так же избегайте дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой поздно вечером












  • Выходя из дому, точно знайте сумму, которой вы располагаете. Не пересчитывайте наличность в людном месте, если вам необходимо выяснить, сколько у вас осталось денег





  • Прежде чем принять какое-либо предложение, проанализируйте, чем оно может для вас обернуться, доверяйте всегда своему внутреннему чувству, а если попали в беду, обратитесь за помощью к родителям.
  • Не говорите посторонним, что именно вы хотите приобрести. Не принимайте предложение продавца пройти в подсобку, попросите вынести товар.

  • Если у вас много пакетов и сумок с покупками, возьмите такси. Вы переплатите какую-то сумму, но зато в сохранности довезете вещи домой.
  • Располагая деньгами, не принимайте участие в азартных играх, стремясь увеличить свой капитал: вы можете остаться без гроша в кармане


  • Старайтесь не садиться в пустой автобус, трамвай или троллейбус, а если уж такое случилось, садитесь поближе к водителю








  • Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда,


  • В случае отсутствия проводника не оставайтесь в вагоне, из которого все вышли.
  • Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества

  • Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька
  • Дверь в купе держите закрытой: не выставляйте на обозрение себя и свои вещи, На ночь закрывайте купе на защелку или блокираторы. Документы и деньги всегда держите при себе, «дипломат» или портфель кладите под матрас или подушку.

  • Если вы едете в электричке и договорились о встрече в первом вагоне, а сели в последний, не проходите через вагоны. Доехав до конечной станции, пройдите по платформе. Не принимайте также предложения случайных попутчиков пройти через вагоны.
  • Если вы едете в плацкартном вагоне, будьте особенно бдительны на промежуточных станциях: преступник может схватить ваш чемодан и выскочить с ним на перрон, где задержать его будет очень сложно.

  • Не заходите в подъезд, если за вами идет незнакомый человек. Сделайте вид, что что-то забыли, и задержитесь у подъезда.





  • Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет посторонних
  • Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый пассажир, внушающий подозрение, не входите в кабину, а подождите и вызовите лифт снова


  • Не стойте в кабине лифта спиной к незнакомому пассажиру, постоянно наблюдайте за его действиями.
  • При нападении поднимите крик, шум, стучите по стенкам кабины. Оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом путем причинения нападающему существенного вреда в пределах необходимой обороны, нажмите кнопку «вызов диспетчера» и любого этажа

  • Не пользуйтесь лифтом, если в подъезде стоит дым или что-то горит: при этом может отключиться электричество и вы застрянете в лифте, а шахта лифта сработает, как вытяжная труба, и вы отравитесь продуктами горения.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: «Экстремальные ситуации криминального характера. Опасные ситуации криминогенного характера 2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера ПЛАН. .

2 слайд

Описание слайда:

Криминальный, криминогенный– значит преступный. Андрюшевич М.М КГБОУ НПО ПЛ46 г. Ачинск Красноярского края.

3 слайд

Описание слайда:

ЧС криминогенного характера: мошенничество, хулиганство, грабеж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля

4 слайд

Описание слайда:

Мошенничество – открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием; (ст.159)

5 слайд

Описание слайда:

Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу;(ст 206)

6 слайд

Описание слайда:

Грабёж – открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья); (ст.161)

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Разбой – нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению; (ст.162)

9 слайд

Описание слайда:

Рэкет (шантаж) – вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия;(ст. 163 ч2)

10 слайд

Описание слайда:

Вымогательство – требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д. (ст.163)

11 слайд

Описание слайда:

Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей; (ст. 214)

12 слайд

Описание слайда:

Похищение человека – завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание; (ст.126)

13 слайд

Описание слайда:

Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей; (ст.131)

14 слайд

Описание слайда:

Покушение на убийство – умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам; (ч 3 ст.30)

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

в случаях совершения убийств и тяжких телесных повреждений. Кто становится жертвой преступления? Наиболее виктимогенные социальные группы. Повышенной виктимностью характеризуются: в случаях совершения таких преступлений, как мошенничества, истязания;

18 слайд

Описание слайда:

Возраст потерпевших Особо следует отметить препятствующее поведение, т.е. ситуации, в которых потенциальный или реальный потерпевший принимает меры для предотвращения или пресечения общественного опасного посягательства. Это либо специальные меры предосторожности (охранная сигнализация), либо активное (физическое сопротивление, неповиновение незаконным требованиям), либо пассивное сопротивление (спасение бегством). По многим исследованиям противодействие преступнику оказывают только 25 % потерпевших, тогда как 3/4 потерпевших уходят в пассив. Годы Разбой Вымогательство из корысти Грабеж Убийство Бандитизм До 18 лет 7,0 4,0 8,0 – – 18–30 лет 16,2 11,7 24,5 23,6 19,8 31–40 лет 32,3 29,2 36,4 28,1 23,9 Свыше 50 лет 10,0 20,1 9,0 27,8 29,9

19 слайд

Описание слайда:

Вы должны всегда помнить! Что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни. Вы нужны живыми родителям и близким; 2.Правила поведения в ситуациях криминогенного характера Закон пяти “НЕ” никогда не разговаривай с незнакомцем; никогда не садись в машину в автомобиль без разрешения родителей, тем более к незнакомцу, даже если он обещает что-либо заманчивое; ; никогда не играй и не задерживайся по дороге из школы домой; никогда не гуляй с наступлением темноты; не заходи в подъезд или лифт, когда там незнакомый человек;

20 слайд

Описание слайда:

Не надевайте одежду, излишне подчеркивающую вашу фигуру, а также избегайте дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой поздно вечером. Если у вас есть с собой деньги (особенно крупные), избегайте мест большого скопления народа. Старайтесь держаться подальше от рынков, любой толпы. Никогда не считайте деньги на виду у всех, не вытаскивайте их из кармана и не показывайте окружающим. Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору. Менее доступны для него внутренние карманы, застегнутые на пуговицы или заколотые булавками.

21 слайд

Описание слайда:

Особенно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах: в универмагах, на рынках, в переполненном транспорте. Носите сумочку прижатой к телу и помните: если кто-то выхватывает ее у вас - отдавайте не раздумывая. На всякий случай кладите ключи и кошелек в карман Избегайте малолюдных и плохо освещенных мест, пустынных скверов, на улицах держитесь подальше от стен домов: в подворотне и за углом может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению: так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами. Находясь на улице, не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте свой адрес и домашний телефон. Нужно помнить, что, общаясь с вами, злоумышленник может придумать благовидный предлог и установить, когда вы бываете дома, когда намереваетесь выехать на дачу, отправиться в отпуск. Не «голосуйте» на дороге и не принимайте предложения подвезти вас от незнакомых водителей. Если вам угрожают из притормозившей рядом машины, громко кричите и бегите в сторону, противоположную движению.

22 слайд

Описание слайда:

Остерегайтесь на улице любых азартных игр (даже в шахматы можно проиграть состояние) или заключения пари. Если к вам подходит цыганка и предлагает «сказать всю правду», знайте, что перед вами мошенница. Она обязательно попросит вас положить на ладонь что-нибудь из золотых вещей (кольцо, сережки, перстень) или деньги. Если вы это сделаете, с вещью, которую вы положили на ладонь, можете попрощаться. На улице нужно остерегаться всех людей, предлагающих какие-либо выгодные на первый взгляд сделки. Не стремитесь выбрать кратчайшую дорогу домой и избегайте безлюдных и плохо освещенных пространств и переходов. Всегда придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или переулке. Пользуясь разменными аппаратами и платными телефонами, никогда не стойте спиной к потенциальной опасности. По возможности стойте лицом к улице и обращайте внимание на любые подозрительные вещи. Старайтесь не класть сумку или кошелек на аппарат и не сжимать их между ног: их легко могут у вас выхватить. Находясь на улице в вечернее и ночное время, никогда не пользуйтесь плейером, иначе вы не сможете услышать приближающиеся шаги потенциального преступника.

23 слайд

Описание слайда:

Если вам показалось, что вас кто-то преследует, проверьте это: меняйте темп ходьбы, перейдите несколько раз на противоположную сторону улицы. Если ваши подозрения подтвердились, бегите туда, где могут быть люди, или просто к освещенному месту. Если преследование продолжится, зовите на помощь. Если есть свисток, свистите, не переставая убегать. Если вас все же преследуют и настигли вблизи жилища, то не только зовите на помощь, но и кричите «Пожар!», «Горим!», в случае острой опасности разбейте окно нижнего этажа. Все это найдет среди жильцов гораздо более скорый отклик. Выходя из дому, точно знайте сумму, которой вы располагаете. Не пересчитывайте наличность в людном месте, если вам необходимо выяснить, сколько у вас осталось денег. В кафе, в ресторане садитесь подальше от выхода, лучше спиной к стене, не садитесь в мало освещенные углы. Наиболее безопасны столики, расположенные рядом со стойкой. Будьте внимательны и осторожны с людьми, подсевшими за ваш столик. Никогда не ввязывайтесь в разногласия или ссоры, не пытайтесь усмирять или примирять ссорящихся людей.

24 слайд

Описание слайда:

Не делайте покупки с рук или у людей, вызывающих подозрение. Старайтесь не покупать товар намного дешевле его стоимости: это или ворованная вещь, или подделка (особенно часто мошенники предлагают купить за бесценок «золотые» украшения). Прежде чем принять какое-либо предложение, проанализируйте, чем оно может для вас обернуться, доверяйте всегда своему внутреннему чувству, а если попали в беду, обратитесь за помощью к родителям. Если вы отправляетесь с друзьями в магазин или на праздник, обязательно договоритесь, где будете встречаться, если разминетесь. Ни в коем случае не уходите с обозначенного места, даже если к вам будут подходить посторонние люди и предлагать свою помощь. Старайтесь не посещать в одиночку общественный туалет: это место, к сожалению, небезопасно. Вы знаете по многим фильмам, что именно в общественных туалетах часто происходят разбойные нападения, сексуальные насилия или сексуальные домогательства.

25 слайд

Описание слайда:

Старайтесь не садиться в пустой автобус, трамвай или троллейбус, а если уж такое случилось, садитесь поближе к водителю. Не спите в общественном транспорте. Если в автобусе, трамвае или троллейбусе нет сидячих мест, стойте в центральном проходе, а не у выхода, потому что здесь мошенники могут вырвать у вас сумочку, «дипломат» или пакет и сразу же выскочить и затеряться в толпе. Открытая сумка или чемодан всегда притягивают взоры потенциального похитителя, поэтому старайтесь, чтобы ваши вещи были хорошо упакованы и закрыты. Если вы поставили на пол сумку или пакет, не засматривайтесь в окно или по сторонам, придерживайте вещи ногами. Никогда не держите паспорт или деньги в заднем кармане брюк. Самое надежное место хранения документов - внутренний карман пиджака, но помните, что и его легко могут вырезать в толпе и сумятице.

26 слайд

Описание слайда:

ПОМНИТЕ! Каждый человек имеет право на самозащиту Уголовное законодательство допускает необходимую оборону граждан от преступлений, потому что она является действием общественно полезным (статья 37 п. 3 УК РФ в редакции от 2001 г.). «Одним из ее способов является защита жизни и здоровья в состоянии "необходимой обороны". Необходимая оборона есть действие, совершенное при защите интересов государства, общества, личности от посягательства путем причинения вреда посягающему, если при этом не имелось явного несоответствия защиты характеру опасности посягательства. При определении грани правомерности самообороны должны соблюдаться определенные условия. Во-первых, посягательство не должно быть малозначительным. Насилие, ограбление – это значительно. А вот хулиганство - не всегда. Например, ответить на словесное оскорбление ударом - противозаконно. . Во-вторых, посягательство должно быть реальным, т.е. вред уже причинен или есть реальная угроза его нанесения.

27 слайд

Описание слайда:

ПОМНИТЕ! Лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств. . «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (Раздел V УК РФ). Лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина. ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств,обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (часть1 ст. 87 УК РФ).

Описание слайда:

Статья 88 часть 2 штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных оплат труда Статья 88 часть 3 Обязательные работы назначаются на срок от40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительностью не не более 2-3 часа) Статья 88 часть 4 Исправительные работы (сроком до 1 года) Статья 88 часть 5 Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от 1 до 4 мес.) Статья 88 часть 6 Лишение свободы на срок до 10 лет с отбыванием в воспитательной колонии

30 слайд

Описание слайда:

В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применено освобождение от уголовной ответственности. Путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. К ним относятся: предупреждение передача под надзор родителей или лиц, их замещающих,либо специализированного государственного органа возложение обязанности загладить причиненный вред ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например запрет посещения определенных мест, ограничение пребывание вне дома после определенного времени суток. Подведение и закрепление пройденного материала Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы ЧС криминального характера, ознакомились с правилами поведения при нападении на вас. Эти правила не являются панацеей от всех бед, но соблюдая их, вы можете избежать возможные уличные опасности и уберечь свою жизнь и здоровье.

Cлайд 1

Правила безопасности поведения в ситуациях криминогенного характера Терещенко Д. В. Преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ №2047 г. Москва

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

К сожалению, в современном мире не существует никакой гарантии сохранности вашего здоровья и вашей жизни. Ведь существуют такие люди, которые не имеют психологических и моральных барьеров, и которым легко и просто совершить насилие, а отсутствие свидетелей и беззащитность жертвы укрепляют их уверенность в своей безнаказанности. Поэтому безопасность каждого человека в обществе во многом определяют условия его жизнедеятельности и знание правил безопасного поведения в криминогенных ситуациях, изложенные дальше

Cлайд 5

На улице Не надевайте одежду, излишне подчеркивающую вашу замечательную фигуру, а так же избегайте дорогих украшений, если вам предстоит возвращаться домой поздно вечером

Cлайд 6

Если у вас есть с собой деньги (особенно крупные), избегайте мест большого скопления народа, Старайтесь держаться подальше от рынков, любой толпы. Никогда не считайте деньги на виду у всех, не вытаскивайте их из кармана и не показывайте окружающим, Не держите деньги в карманах, в которые легко проникнуть вору, Менее доступны для него внутренние карманы, застегнутые на пуговицы или заколотые булавками.

Cлайд 7

Особенно оберегайте свои сумки и карманы в многолюдных местах: в универмагах, на рынках, в переполненном транспорте, Носите сумочку прижатой к телу и помните: если кто-то выхватывает ее у вас - отдавайте не раздумывая. На всякий случай кладите ключи и кошелек в карман.

Cлайд 8

Если возникла необходимость выйти из дома в темное время суток, старайтесь избегать малолюдных и плохо освещенных мест, пустынных скверов, на улицах держитесь подальше от стен домов; в подворотне и за углом может таиться опасность. Правильнее идти по улице навстречу движению: так вы не подвергнетесь внезапному нападению из машины. Держитесь ближе к краю тротуара. Не пользуйтесь плохо освещенными подземными переходами

Cлайд 9

Находясь на улице, не откровенничайте с посторонними людьми. Не давайте свой адрес и домашний телефон без крайней необходимости. Нужно помнить, что, общаясь с вами, преступник может придумать благовидный предлог и установить, когда вы бываете дома, когда вы решите выехать на дачу, отправиться в отпуск

Cлайд 10

Остерегайтесь на улице любых азартных игр (даже в шахматы можно проиграть состояние) или заключения пари. Если к вам подходит цыганка и предлагает «сказать всю правду», знайте, что перед вами мошенница. Она обязательно попросит вас положить на ладонь что-нибудь из золотых вещей (кольцо, сережки, перстень) или деньги. Если вы это сделаете, с вещью, которую вы положили на ладонь, можете попрощаться. На улице нужно остерегаться всех людей, предлагающих какие-либо выгодные на первый взгляд сделки.

Cлайд 11

Не стремитесь выбрать кратчайшую дорогу домой и избегайте безлюдных и плохо освещенных пространств и переходов, Всегда придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или переулке

Cлайд 12

Возвращаясь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Всегда просите водителя подождать, пока вы не войдете в дом

Cлайд 13

Пользуясь банкоматами и платными телефонами, никогда не стойте спиной к потенциальной опасности, По возможности стойте лицом к улице и обращайте внимание на любые подозрительные вещи. Старайтесь не класть сумку или кошелек на аппарат и не сжимать их между ног; их легко могут у вас выхватить

Cлайд 14

Находясь на улице в вечернее и ночное время, никогда не пользуйтесь плейером, иначе вы не сможете услышать приближающиеся шаги потенциального преступника,

Cлайд 15

Если вам показалось, что вас кто-то преследует, проверьте это: меняйте темп ходьбы, перейдите несколько раз на противоположную сторону улицы, Если ваши подозрения подтвердились, бегите туда, где могут быть люди, или просто к освещенному месту. Если преследование продолжится, зовите на помощь. Если есть свисток, свистите, не переставая убегать. Если вас все же преследуют и настигли вблизи жилища, то не только зовите на помощь, но и кричите «Пожар», «Горим», в случае острой опасности разбейте окно нижнего этажа. Все это найдет среди жильцов гораздо более скорый отклик.

Cлайд 16

Всегда исходите из конкретных и реальных обстоятельств, в случае необходимости не стесняйтесь обращаться за помощью к посторонним людям (в безопасных местах всегда можно обнаружить надежных людей: в магазинах это продавцы, менеджеры, кассиры, в аптеках - фармацевты, в банках - охранники, банковские служащие, в церкви - настоятель, священник, сторож, в парикмахерской или мастерской - мастер, в школе - учителя, охранники).

Cлайд 17

В общественных местах Выходя из дому, точно знайте сумму, которой вы располагаете. Не пересчитывайте наличность в людном месте, если вам необходимо выяснить, сколько у вас осталось денег

Cлайд 18

Если вы один (одна), будьте сдержанны и внимательны, не фамильярничайте с незнакомыми, старайтесь ничем не привлекать к себе внимание.

Cлайд 19

Будьте внимательны и осторожны с людьми, подсевшими за ваш столик, Никогда не ввязывайтесь в разногласия или ссоры, не пытайтесь усмирять или примирять ссорящихся людей

Cлайд 20

Если вам надо поменять валюту, меняйте ее только в специально предназначенных для этого местах. Не делайте этого на улице, на рынке: там очень много шансов получить взамен своих фальшивые деньги

Cлайд 21

Не делайте покупки с рук или у людей, вызывающих подозрение, Старайтесь не покупать товар намного дешевле его стоимости: это или ворованная вещь, или подделка (особенно часто мошенники предлагают купить за бесценок «золотые» украшения),

Cлайд 22

Прежде чем принять какое-либо предложение, проанализируйте, чем оно может для вас обернуться, доверяйте всегда своему внутреннему чувству, а если попали в беду, обратитесь за помощью к родителям. Не говорите посторонним, что именно вы хотите приобрести. Не принимайте предложение продавца пройти в подсобку, попросите вынести товар.

Cлайд 23

Если у вас много пакетов и сумок с покупками, возьмите такси. Вы переплатите какую-то сумму, но зато в сохранности довезете вещи домой. Располагая деньгами, не принимайте участие в азартных играх, стремясь увеличить свой капитал: вы можете остаться без гроша в кармане

Cлайд 24

Старайтесь не посещать в одиночку общественный туалет: это место, к сожалению, небезопасно. Вы знаете по многим фильмам, что именно в общественных туалетах часто происходят разбойные нападения, сексуальные насилия или сексуальные домогательства

Cлайд 25

В общественном транспорте Старайтесь не садиться в пустой автобус, трамвай или троллейбус, а если уж такое случилось, садитесь поближе к водителю

Cлайд 26

Cлайд 28

Открытая сумка или чемодан всегда притягивают взоры потенциального похитителя, поэтому старайтесь, чтобы ваши вещи были хорошо упакованы и закрыты. Если вы поставили на пол сумку или пакет, не засматривайтесь в окно или по сторонам, придерживайте вещи ногами.

Cлайд 29

Никогда не держите паспорт или деньги в заднем кармане брюк. Самое надежное место хранения документов - внутренний карман пиджака, но помните, что и его легко могут вырезать в толпе и сумятице.

Cлайд 30

Выйдя на остановке, дождитесь, чтобы автобус (трамвай, троллейбус) отъехал,и только тогда переходите улицу. Стоящий трамвай обходите спереди, автобус или троллейбус - сзади. Входя или выходя из общественного транспорта, старайтесь избегать давки и толпы.

Cлайд 31

При ожидании общественного транспорта старайтесь держаться хорошо освещенных мест или группы людей обоих полов. Избегайте беспорядочных скоплений народа. Если неуправляемая толпа движется в вашем направлении, отойдите в сторону

Cлайд 32

Если вы возвращаетесь домой в общественном транспорте поздно вечером, предварительно договоритесь с родными или друзьями, чтобы вас встретили. Назначайте встречу в хорошо освещенных местах.

Cлайд 33

На железнодорожном транспорте Приобретая билет, помните, что в случае аварии наиболее безопасны вагоны, расположенные в центре поезда,

Cлайд 34

Если ваши соседи по купе вызывают неприязнь или недоверие, постарайтесь спать чутко или не спать совсем, Не играйте с попутчиками в азартные игры

Cлайд 35

В случае отсутствия проводника не оставайтесь в вагоне, из которого все вышли. Не пейте предложенные посторонними людьми воду, лимонад, пиво: в них могут быть подмешаны снотворные или наркотические вещества

Cлайд 36

Не считайте деньги на виду у всех и не показывайте никому содержимое своего кошелька Дверь в купе держите закрытой: не выставляйте на обозрение себя и свои вещи, На ночь закрывайте купе на защелку или блокираторы. Документы и деньги всегда держите при себе, «дипломат» или портфель кладите под матрас или подушку.

Cлайд 37

Если вы едете в электричке и договорились о встрече в первом вагоне, а сели в последний, не проходите через вагоны. Доехав до конечной станции, пройдите по платформе. Не принимайте также предложения случайных попутчиков пройти через вагоны. Если вы едете в плацкартном вагоне, будьте особенно бдительны на промежуточных станциях: преступник может схватить ваш чемодан и выскочить с ним на перрон, где задержать его будет очень сложно.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера

Неприятное соседство в транспорте Если в вагоне, куда вы уже вошли, находится пьяная компания, проходите в следующий по ходу движения вагон. Не отвечайте на вызывающие реплики, не встречайтесь глазами с развязными пассажирами, будьте внешне равнодушны. Или проходите в такой вагон, где традиционно скапливаются пассажиры, например в предпоследний. Если вы опасаетесь хулиганов, садитесь ближе к пульту вызова милиции или стоп-крану.

Безопасное поведение на улице Если вы идете по пустынной улице, придерживайтесь середины тротуара, чтобы вас не мог застать врасплох тот, кто прячется в дверном проеме, в кустах или в переулке. Старайтесь максимально не занимать руки и не засовывать их в карманы. Девушкам советуем носить сумочку прижатой к телу и помнить: если кто-то выхватывает ее у вас - отдавайте, не разду­мывая. На всякий случай кладите ключи, кошелек и кредитные карточки в один карман, а все наличные деньги распределяйте по разным карманам.

Необходимо постоянно приучать себя проигрывать мысленно различные ситуации (не только криминогенного характера), в которых вы можете оказаться. Тем самым вы всегда будете готовы поступить грамотно.

К наиболее опасным террористическим актам можно отнести: взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.); захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников; похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника; воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение которых или нарушение их работы может вызвать массовое поражение людей); отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний; искусственное заражение местности радиоактивными отходами.

Правила поведения при возможной опасности взрыва. В настоящее время наиболее характерными действиями террористов является организация взрывов в местах массового скопления людей и жилых домов. Внимание! Своевременное обнаружение взрывоопасных предметов позволит сохранить жизнь вам и другим людям. К великому сожалению, взрывы на улице, во дворе, в доме и автомобиле стали частью нашей обычной жизни. Террористы очень изобретательны, и у них имеется богатый арсенал - от самодельных взрывных устройств до гранат и мин, применяемых в Вооруженных Силах. Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей!

Если вдруг произошел взрыв Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку. Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться открытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т. п.). При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем). Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом). В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (за­кройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок. При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и зови­те на помощь. Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

Правила поведения в случае захвата вас в заложники Один из распространенных видов терроризма - взятие людей в заложники и похищение людей с целью получения за них выкупа. Любой человек, тем более дети, может стать потенциальным заложником. В последние годы во всем мире участились случаи захвата заложников. Эти уголовные преступления, как правило, сопровождаются оскорблением чести и достоинства захваченных граждан, причинением им моральных и физических страда­ний, телесных повреждений или даже смертью. В начале XXI в. на территории Российской Федерации произошло два крупных террористических акта, связанных с захватом заложников. В октябре 2002 г. захват террористами Театрального центра на Дубровке (Москва) поставил под угрозу сотни человеческих жизней зрителей и актеров мюзикла «Норд-Ост».

1-3 сентября 2004 г. вооруженные боевики захватили школу в Беслане (Северная Осетия). Погибло свыше 300 человек, боль­шинство из которых дети. Каждый должен иметь в наличии соответствующие знания в виде правил (рекомендаций), выработанных практикой ведения переговоров с террористами при освобождении заложников. Не подвергайте себя излишнему риску, старайтесь ограни­чить любые контакты с преступниками, не вызывайте у них агрес­сии своими действиями или словами, особенно если они нахо­дятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Старайтесь по мере возможности смягчить враждебность преступников к себе, оставаясь покладистым, спокойным и миро­любивым.

Не прибегайте к крайним мерам для того, чтобы освободить­ся самостоятельно, если непосредственно при захвате вам не удалось вырваться и спастись бегством. С момента захвата контролируйте свои действия. Старайтесь фиксировать все действия преступников. Оцените свое местоположение и не поддавайтесь панике. Старайтесь оставаться спокойным даже в тех условиях, когда преступники угрожают вам физической расправой, а также пытаться ограничить вашу подвижность, зрение или слух, создают тя­желые бытовые условия, например ограничивают в пище, воде. Используйте любую возможность для сообщения (передачи информации) о своем местонахождении, приметах преступников, особенностях их поведения своим родственникам или правоохранительным органам.

Не реагируйте на провокационные действия террористов, не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза: это может вызвать по отношению к вам дополнительную агрессию. Выполняйте требования террористов и спрашивайте у них разрешение на любые ваши действия. В захваченном террористами транспортном средстве оставайтесь на своем месте, не перемещайтесь по салону, старайтесь меньше привлекать к себе внимание преступников. Избегайте необдуманных действий, которые могут поставить под угрозу вашу жизнь и жизнь других пассажиров, особенно при захвате террористами воздушных судов. В случае силового освобождения заложников (при штурме спецподразделения) попытайтесь укрыться за предметами (кресло, стол и другие предметы мебели), прикрыть свое тело от пуль подручными средствами, всем тем, что способно ослабить пробивное действие пуль.

Попытайтесь отойти от входных дверей, окон, иллюминаторов, люков и занять горизонтальное положение. Оставайтесь в таком положении до поступления команды на выход из помещения от командира штурмовой группы. В дальнейшем беспрекословно выполняйте все его команды. В момент штурма не берите в руки оружие преступников, так как вас могут принять за бандита и открыть по вам огонь на поражение. Старайтесь по возможности не позволить бандитам занять место среди заложников.

Правила поведения, если Вы подверглись нападению с целью похищения Постарайтесь поднять как можно больше шума для привлече­ния внимания окружающих и отбиться от нападающих. Чтобы уменьшить риск похищения, следует придерживаться следующих мер предосторожности: необходимо хорошо знать местность, где вы проживаете, ее уединенные участки; если чувствуете, что кто-то преследует вас, повернитесь и проверьте свои подозрения. В том случае, если эти подозрения подтвердились, меняйте направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством; не садитесь к незнакомым и малознакомым людям в автомобиль; категорически следует отказаться, особенно девушкам, от вечерних прогулок через пустыри и строительные площадки; никогда не открывайте дверь квартиры, если не знаете, кто звонит, особенно если находитесь дома одни.

Правила поведения при захвате самолета Нужно помнить, что самолет чаще всего захватывают дважды: сначала террористы, затем спецподразделение. Эти действия опасны, и самая главная заповедь - беспрекословно выполнять команды. Как правило, заложники больше всего страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока. Вот некоторые рекомендации, как необходимо вести себя, если самолет, в котором вы находитесь, захватили террористы:

прежде всего необходимо успокоиться самому и по возможности успокоить соседа; внимательно осмотрите место, где вы находитесь, отметьте места, где можно укрыться в случае перестрелки; старайтесь не выделяться в группе заложников и ничем не раздражать бандитов; не стоит громко кашлять, сморкаться, плакать или выражать свое недовольство; если вы хотите встать, перейти на другое место или открыть сумочку, спросите разрешение; старайтесь занять себя - читать, писать или рисовать; отдайте личные вещи, которые требуют террористы; при стрельбе укройтесь за сиденьем и прикройте голову руками, но никуда не бегите.

Захват самолета может продолжаться несколько дней, в течение которых наблюдается улучшение отношения преступников к пассажирам, поэтому не теряйте веру в благополучный исход. Часто в ходе переговоров бандиты освобождают детей, женщин и больных. Если вы попали в это число, вы должны макси­мально помочь оставшимся на борту самолета пассажирам. Необходимо как можно больше собрать информации: число захватчиков, в какой части самолета они находятся, как одеты, их поведение (агрессия, воздействие наркотиков, алкоголя), кто главный в группе и другие приметы, которые вы смогли заметить. Запомните! Если в самолете находятся только террористы и заложники, то лучше сидеть около прохода. При появлении группы захвата безопаснее находиться у стены или иллюминатора.

При захвате самолета спецподразделением необходимо: закрыть глаза и задержать дыхание, так как может быть применен слезоточивый газ; не тереть глаза; локтями прикрыть бока и живот (наиболее безопасное положение - руки за голову на шее); ни в коем случае не бежать или не стоять после того, как прозвучала команда упасть на пол; не выбегать из самолета до тех пор, пока не прозвучит команда; после команды «На выход!» выходить как можно быстрее; не тратить время на поиск своей ручной клади: самолет может загореться или взорваться.

Правила поведения при перестрелке Нельзя находиться в помещении рядом с окнами. Это опасно не только из-за угрозы прямого попадания пули, осколка, снаряда, но и из-за опасности рикошета. Опыт показывает, что пуля, залетев в комнату, может срикошетить от стен и потолка не один раз, особенно в бетонных домах. Необходимо немедленно отойти от окон. Если есть ванная комната, то желательно укрыться там, лечь на пол или в ванну. Находясь в своем укрытии, нужно следить за появлением дыма и огня. Каждая 3-5-я пуля - трассирующая, поэтому риск пожара высок. Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, необходимо ползком покинуть горящую комнату (квартиру), прикрыв за собой двери. В подъезде лучше всего спрятаться подальше от окон, например в нише. Опасно подходить к окнам и выходить на балкон и в том случае, если стреляют далеко от вашего дома.

Находясь на улице, необходимо найти укрытие. Им может служить выступ здания, каменные ступени, памятник, фонтан, бетонный столб, кирпичный забор или бордюрный камень. К укрытию необходимо пробираться ползком. Бежать опасно: могут принять за противника. Если вы спрятались за автомобилем, то учтите, что его металл тонкий, а в баке - горючее. В любом случае даже такое укрытие лучше, чем никакое. В таких случаях нет однозначных советов, решение необходи­мо принимать на месте. Конечно, есть и безусловные вещи: не позволять зевакам стоять и наблюдать за перестрелкой, в первую очередь следует спасать детей, престарелых людей и женщин.

Ответственность за участие в террористической деятельности Статья 205. Терроризм Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением огнестрельного оружия, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­ стоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, -наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Статья 206. Захват заложников 1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совер­шенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет. 2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; д) в отношении заведомо несовершеннолетнего; е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; ж) в отношении двух или более лиц; з) из корыстных побуждений или по найму, наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­ стоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иное тяж­кое последствие, -наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет. Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 207. Заведомо ложные сообщения об акте терроризма Заведомо ложные сообщения о готовящемся взрыве, поджоге или действиях, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда и в размерах заработной платы или одного дохода осужден­ного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до I трех лет.

Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем 1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного Федеральным законом, а равно руководство таким формированием, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет. 2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном Федеральным законом, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании, сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.


Предварительный просмотр:

ОБЖ Лекция – практическое занятие.

Раздел 2 Основы безопасности личности, общества, государства.

Тема: Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

Терроризм и экстремизм - чрезвычайные опасности для общества и государства. ЧС – социального характера.

Дата:

Место проведения: кабинет ОБЖ.

Количество часов: 2 часа.

Цель: выяснить общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях, в чем заключается профилактика насилия, познакомится с понятиями терроризм и экстремизм, с опасностями, которые они несут обществу и государству, с правовой основой общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, выяснить

Развивающие цели:

формирование интеллектуальных умений – анализировать, сравнивать, делать выводы – на основе изучения учащимися правил личной безопасности в криминогенных ситуациях , понятий: терроризм и экстремизм ; важность противодействия террористической и экстремистской деятельности ; формирование правильного отношения к личной БЖ.

формирование общеучебных умений;

работа с наглядным материалом, оформление в тетрадях схем, записей.

Воспитательные цели:

воспитание научного мировоззрения, расширение кругозора за счет

усвоения новых понятий.

План:

  1. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях.
  2. Правила безопасного поведения в лифте, в подъезде, на улице.
  3. Профилактика насилия.
  4. Понятие терроризма и экстремизма.
  5. Правовая основа общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ.
  6. Подведение итогов учебного занятия.
  7. Д/з.

ТСО и материалы: компьютер с мультимедийным проектором и экраном;

Плакаты: «Правила поведения в криминогенных ситуациях»; «Основные вопросы по противодействию терроризму».

Презентации: «ЧС социального характера. Защита населения от террористических актов и массовых беспорядков».

Видео: «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».

Литература: учебники: ОБЖ, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, стр. 115-126,

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Учеб. Для общеобразовательных учреждений. Под ред. Смирнова А.Т. – 5-ое издание,

перераб. – М. «Просвещение», 2013.

Тип учебного занятия : изучения нового материала.

Форма организации учебного занятия: лекция - беседа- самостоятельная работа.

Ход учебного занятия:

1урок. Преподаватель предлагает студентам решить ситуационную задачу (5 минут) :

В школе замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Задача: что надо делать ученику, если он заметил такого человека?

(Ответ обучающегося : Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен попытаться задержать террориста и удерживать его до прихода милиции.)

Преподаватель , выслушав мнения студентов, определяет правильный ответ, далее формулирует цель учебного занятия.

«На занятии выясним общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях, в чем заключается профилактика насилия, познакомимся с понятиями терроризм и экстремизм, с опасностями, которые они несут обществу и государству, с правовой основой общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ, выясним принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности.

Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населённом пункте. Опираясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации. Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наиболее актуальными для вас.

(Преподаватель разбивает обучающихся на отдельные группы (8- 9 групп, с учетом сильных и слабых обучающихся, предлагает выбрать в каждой группе эксперта, раздает каждой группе плакаты и карточки с заданиями, предлагает обсудить в группе ответ на поставленные вопросы, подготовить план своего выступления на 2-3 минуты. Время на подготовку 5 минут.) (35 минут) :

  1. Гр. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях (рассмотреть по плакату):

Старайтесь не попадать в опасные ситуации, угрожающие вашей жизни и здоровью.

Не ходите одни в отдалённые и безлюдные места.

Не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей.

Не пускайте посторонних в свою квартиру.

Не садитесь в чужую машину.

Не входите с незнакомым человеком в лифт.

Соблюдайте правила безопасного поведения в общественных местах и в толпе.

Будьте бдительными: не трогайте незнакомые подозрительные предметы.

Нападение в лифте (рассмотреть самостоятельно по плакату)

По плакату сообщить номера телефонов экстренной связи.

Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в органы

правопорядка по телефону 02 или по единому номеру 112 для вызова экстренных оперативных служб с любого телефонного аппарата сообщите, что с вами произошло, точный адрес, а также приметы и направление ухода нападавшего. Можно также воспользоваться телефонами экстренных служб сотовых операторов, например, для абонентов «Билайн» это 001, 002, 003, 004, для абонентов «МТС» - 010, 020, 030, 040.

  1. Гр. Нападение в подъезде (рассмотреть по плакату):

Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд вызовите свою квартиру и попросите родителей вас встретить.

Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.

При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу.

Оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в органы правопорядка.

Остерегайтесь заходить в подъезд с незнакомым человеком!

  1. Гр. Безопасность на улице (рассмотреть по плакату):

Следует избегать кратчайших маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки и другие малолюдные места.

Хорошо изучите дорогу домой, имейте несколько вариантов движения.

Если вы оказались в малолюдном тёмном квартале, то идите посередине улицы.

Необходимо знать, где на вашем пути находится ближайшее отделение правоохранительных органов.

Если вам необходимо возвращаться домой в тёмное время суток, позвоните домой, чтобы вас встретили.

Лучше идти по улице в тёмное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.

Переходить по подземному переходу лучше в группе.

Идти безопаснее по краю тротуара навстречу движению.

Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейти на другую сторону улицы или изменить маршрут.

Если кто-то пытается с вами заговорить, не ввязывайтесь в разговор. Сделайте вид, что спешите, и идите в направлении освещённого и многолюдного места.

Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, то разумнее перейти на другую сторону улицы.

  1. Гр. Профилактика насилия (рекомендации для девушек)

Чтобы не подвергнуться насилию, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.

Всегда предупреждайте родственников о том, куда вы идёте, и просите их встретить вас в вечернее время.

Назначайте свидание только в многолюдных и хорошо освещённых местах.

Носите свободную одежду и обувь. Не провоцируйте насильников вызывающей одеждой.

Имейте при себе средства самообороны (газовый баллончик) и самозащиты (свисток).

Избегайте на своём маршруте строек, пустырей, плохо освещённых улиц.

Почувствовав преследование, оглянитесь. Не ввязывайтесь в разговор с посторонними, идите в направлении освещённого многолюдного места.

Если вы решили бежать, делайте это быстро и внезапно.

Не забегайте в подъезды, подземные переходы, глухие дворы.

С ближайшего телефона-автомата позвоните в органы правопорядка по номеру 02 или по единому номеру 112 для вызова экстренных оперативных служб о нападении и попросите о помощи, указав приметы преследователя и ваше местонахождение.

Помните, что наиболее часто встречающаяся ситуация изнасилования не уличное нападение, а любовное свидание.

Будьте осмотрительнее при случайных знакомствах.

Не садитесь в машину с незнакомыми людьми.

Собираясь в гости, предупредите родителей.

В гостях ведите себя пристойно. Помните, что по статистике до 55% потерпевших в момент совершения на них посягательства были в нетрезвом состоянии.

Фронтальная беседа. (5 минут) :

– Криминогенная ситуация – что это такое и каковы её признаки?

– Где и в какое время чаще всего складываются криминогенные ситуации?

– Назовите формы провоцирующего поведения, привлекающего внимание

Преступников и хулиганов.

– Как предупредить нападение хулиганов вблизи подъезда?

– Как вести себя на улице в тёмное время суток?

– Назовите безопасное расстояние от края тротуара.

– Как нужно вести себя при нападении хулиганов?

Криминальный, криминогенный - значит преступный. Жизнь показывает, что соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно и решительно - позволяет уберечь себя от преступлений.

(Рассмотреть по плакатам: Что называется «преступлением», с какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних.)

Можно только отметить, что предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.

2 урок. Преподаватель : Рассмотрим правила безопасного поведения в криминогенной ситуации (20 минут) :

5. Гр . Правила безопасного поведения в криминогенной ситуации. Чтобы не стать жертвой хулиганов , грабителей и маньяков, необходимо соблюдать ряд правил (рассмотреть по плакату) .

1. Не находиться одному на улице в темное время суток. Если вы вынуждены возвращаться поздним вечером, позвоните домой, и пусть кто-то из взрослых встретит вас.

2. Выбирайте безопасный маршрут, не искушая себя желанием «проскочить» проходными дворами или безлюдными улицами.

3. Безопаснее всего идти ближе к краю тротуара навстречу движению транспорта и видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы.

4. Никогда и ни при каких обстоятельствах не садитесь в машину к незнакомым и малознакомым людям.

5. Никогда не заходите в чужие дома и квартиры, если вас даже будут убедительно просить о помощи. В такой ситуации вы можете предложить вызвать милицию, службу спасения или «скорую помощь».

6. Подходя к подъезду дома, будьте максимально внимательны, особенно поздно вечером или ночью. Убедитесь, что за вами никто не идет.

7. Не входите в лифт с незнакомыми людьми. Не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сторону, чтобы вас не могли туда втолкнуть.

8. Если заметили, что кто-то преследует вас, звоните в двери соседей и зовите на помощь.

9. Если, кроме вас, никого нет дома, никогда не открывайте дверь незнакомым.

10. Если же вы оказались в чрезвычайной ситуации - столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по которым его можно задержать. В целях безопасности рекомендуем вам: по первому требованию уличного грабителя отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если ее вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокойно и медленно и быть уверенным в себе. Если возможно, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

4. Преподаватель обобщает : В настоящее время, к сожалению, особую опасность представляет терроризм как индивидуальный, так и организованный. Эта форма агрессии отличается разнообразием методов и приемов и в первую очередь вызывает у людей страх и панику. Жертвами становятся безвинные люди.

Распространенными террористическими актами являются захват заложников и транспорта, похищение людей, убийства в результате взрывов в местах массового скопления людей. Чтобы в какой-то мере предупредить возможность теракта, необходимо проявлять максимальную осторожность по отношению к подозрительным предметам, человеку или группе людей, вызывающим подозрения своим неадекватным поведением. Если же возникла опасная ситуация, то необходимо соблюдать выдержку и не допускать паники. Мировой опыт по борьбе с терроризмом подтверждает правильность таких рекомендаций.

6. Гр. (рассмотреть по плакату) .

Терроризм - угроза обществу.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей.

Терроризм осуществляется в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений выгодных террористам.

Терроризм как явление политической жизни практически не обошел своим вниманием ни одну страну в мире. Только за последние 15 лет террористами было убито больше людей, чем погибло на протяжении всех наполеоновских войн. В большей или меньшей степени от терроризма пострадали люди во всех уголках земли.

Понятий экстремизм происходит от латинского слова «крайний».

Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные.

Наиболее уязвимы и подвержены влиянию экстремистской идеологии не учащиеся и работающие подростки, а молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно – значимых интересов.

7.Гр. (рассмотреть по плакату) .

  1. Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации составляют (рассмотреть по плакату):

Конституция Российской Федерации;

общепризнанные принципы и нормы международного права;

международные договоры Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

Федеральные законы «О безопасности», «О противодействии терроризму»,

«О противодействии экстремистской деятельности»;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

Концепция внешней политики Российской Федерации;

Военная доктрина Российской Федерации;

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации;

нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

Преподаватель обобщает : Эти законы и акты создают (составляют) правовую основу для защиты государства, общества и каждого гражданина от экстремизма и терроризма. Знание основного содержания этих законов и актов поможет вам самостоятельно оценить события и явления общественной и вашей повседневной жизни с позиции укрепления общественной и личной безопасности, принять правильное решение об участии или неприятии каких-то действий, которые делают вас невольным соучастником нарушения закона. Вас намного сложнее будет ввести в заблуждение относительно последствий того, что вы делаете, и того, к чему вас могут призывать сторонники экстремизма и терроризма.

Итак, знание законов поможет вам сделать сознательный жизненный выбор и не стать жертвой преступников.

  1. Преподаватель поясняет «Основные принципы противодействия экстремистской деятельности»:

Противодействие экстремистской деятельности основывается на таких принципах, как:

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

Законность;

Гласность;

Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

8 -9.Гр. (рассмотреть по плакату) .

Преподаватель поясняет : Далее рассмотрим какие способы, методы и средства применяются в террористической деятельности.

(Демонстрирует слайды презентации«ЧС социального характера. Защита населения от террористических актов и массовых беспорядков».)

Просит перечислить:

Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности.

Противодействие терроризму - комплексная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством, с использованием мер правового, политического, социально-экономического, идеологического и иного характера, направленная на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, на осуществление уголовного правосудия в отношении террористов, на минимизацию последствий актов терроризма.

К настоящему времени в мировом сообществе и в Российской Федерации сформировалось устойчивое мировоззрение и выработались основные принципы противодействия терроризму и экстремизму.

Совет Безопасности ООН 20 января 2003 г. на своём заседании принял Декларацию о борьбе с терроризмом, в которой подтвердил, что:

Терроризм во всех своих формах и проявлениях представляет собой одну из наиболее серьёзных угроз международному миру и безопасности;

Любые акты терроризма преступны и не имеют оправданий вне зависимости от их мотивов, когда бы и кем бы они ни совершались, и подлежат безоговорочному осуждению, особенно в тех случаях, когда они носят неизбирательный характер или когда от них страдают гражданские лица;

Существует серьёзная и возрастающая угроза доступа террористов к ядерным, химическим, биологическим и другим потенциально смертоносным материалам и их использования ими и поэтому существует необходимость усиления контроля за этими материалами.

Терроризм можно победить лишь путём применения в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций и международным правом, устойчивого всеобъемлющего подхода, включающего активное участие и сотрудничество всех государств, международных и региональных организаций, а также путём активизации усилий на национальном уровне.

Преподаватель перечисляет (5 минут) : « Основные принципы противодействия терроризму»:

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приёмах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Выводы:

Преподаватель (в ходе беседы выясняет): Что необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно при возникновении криминогенных ситуаций?

Обучающиеся отвечают:

Чтобы чувствовать себя уверенно при возникновении криминогенных ситуаций, необходимо:

  1. научиться прогнозировать события;
  2. всегда стараться избегать опасных ситуаций;
  3. если есть возможность убежать, бежать немедленно;
  4. освоить несколько приёмов самообороны и в случае необходимости быть готовым защищать себя всеми доступными средствами.

Практическое занятие (по группам) (10 минут) :

Студентам предлагаются ситуации возможного теракта, в которых обучающиеся должны представить свои действовать.

Обучающиеся делятся на группы, у каждой группы своё задание (раздаются карточки с заданиями). Представитель от каждой группы дает предполагаемый ответ. Обучающиеся из других групп делают свои дополнения.

Преподаватель в ходе ответов дает оценку, комментирует ответы студентов, сообщает правильный ответ.

Эпизод первый . В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Вопрос: что надо делать студенту, если он заметил такого человека?

(Ответ: Ученики наблюдают за террористом, не привлекая его внимания, и обязаны быстро сообщить об этом человеке дежурному учителю или охраннику. Дежурный учитель должен сообщить об этом охраннику и позвонить в милицию, причем не по телефону «02», а в местное отделение милиции. Охранник должен задержать террориста и удерживать его до прихода милиции)

Эпизод второй . Учащиеся находят на школьной территории подозрительную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Задача: что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

(Ответ: Ученики, обнаружившие коробку, обязаны сообщить об этом дежурному учителю или охраннику. При этом им строго настрого запрещается открывать коробку, выдергивать антенну, менять положение коробки - наклонять ее, приподнимать, вообще прикасаться к ней, пользоваться вблизи коробки мобильным телефоном. После обнаружения коробки учащиеся должны запомнить место, где она находится, и быстро отойти от нее. Охранник, получив сообщение от учащихся, обязан сообщить об этом по телефону директору школы и действовать по его указанию.

Дежурный учитель, кроме звонка директору, обязан сообщить об этом в милицию, МЧС, объявить эвакуацию из здания школы.

Эпизод третий . Учащиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Ответ: Заложники должны сидеть тихо, опустив голову, не смотря на «террористов», проявлять сдержанность, ни в коем случае не протестовать и не плакать, не проявлять даже признаков паники.)

Эпизод четвёртый. Учащиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, не привычную заложникам. Им дают пищу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Задача: отработать навыки правильного поведения при захвате в качестве заложников.

(Ответ: Заложники должны всю пищу взять и съесть, т.к. другой пищи у них просто не будет. Отказ от пищи может разозлить «террористов», и те могут либо лишить заложников пищи и воды вообще, либо пойти на какие-то карательные меры.

Эпизод пятый . Учащиеся захвачены террористами. С

(Ответ: При штурме заложники должны закрыть глаза, лечь на пол лицом вниз, закрыть голову руками, а перед этим защитить органы дыхания защитными повязками, изготовленными из подручных материалов - из шарфов, платков, как головных, так и носовых, элементов одежды)

7 .Подведение итогов занятия, объявление оценок (5 минут) : .

8. Домашние задания (5 минут) : :

1. Определите, какие места в вашем городе считаются опасными и почему. Продумайте, как это можно учесть при следовании в техникум и из техникума домой, а также при необходимости посещения других мест в городе (перечислить в рабочей тетради).

2. Решите ситуационную задачу: «Вас застала темнота на загородной улице. Рядом с вами останавливается машина, и незнакомый водитель просит вас сесть в салон автомобиля и показать дорогу. Ваши действия?»

3. С помощью средств массовой информации и Интернета подготовьте сообщение на тему «Криминогенная обстановка в городе (районе) моего проживания».

Приложение.

Карточки (раздаточный материал):

Эпизод первый. В учебном заведении замечен посторонний человек, который ведет себя подозрительно. У него в руках объемный пакет, в котором угадывается коробка. Что надо делать студенту, если он заметил такого человека?

Эпизод второй. Обучающиеся находят на территории учебного заведения подозрительную, коробку, из которой торчит проволока, похожая на антенну. Что необходимо сделать учащимся, обнаружившим такой предмет?

Эпизод третий. Обучающиеся захвачены террористами. Террористы угрожают заложникам расстрелом, говорят о том, что если они попытаются каким-либо образом связаться с внешним миром или не будут выполнять требования террористов, то их свяжут или закуют в наручники, лишат пищи, воды и сна и т.д. Как правильно вести себя в данной ситуации?

Эпизод четвёртый. Обу чающиеся захвачены террористами. Террористы предлагают в качестве пищи заплесневелый хлеб, овощи, не прошедшие термической обработки, воду из-под крана и другую пищу, непривычную заложникам. Им дают пищу, но не дают приборов и посуды, либо дают приборы и посуду в ограниченном количестве так, что на всех ложек, вилок, посуды не хватит. Как правильно вести себя в данной ситуации?

Эпизод пятый. Обучающиеся захвачены террористами. С пецназовцы проводят штурм, а террористы - ответные действия. Каковы должны быть действия заложников?




 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!