Правовой статус органов исполнительной власти субъектов. Органы исполнительной власти: понятие, виды, особенности правового статуса
Орган исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Виды органов исполнительной власти:
1) по федеративному устройству:
Федеральные органы исполнительной власти(министрества,фед.службы и т.д.);
Органы исполнительной власти субъектов Федерации(Высшее должностное лицо субъекта РФ (Мэр, Губернатор и т.д.Правительство, территориальное органы исполнительной власти);
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
2) по характеру компетенции:
Общей компетенции, которые осуществляют межотраслевое руководство (Правительство РФ);
Органы специальной компетенции, сфера деятельности которых ограничивается одной отраслью или несколькими смежными отраслями (Министерство по налогам и сборам);
3) по составу руководства:
Единоличные (различные министерства);
Коллегиальные (Правительство РФ);
4) по организационно-правовым формам:
На федеральном уровне;
На уровне субъекта Федерации;
5) по источникам финансирования:
Финансируемые за счет средств федерального бюджета;
Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Федерации.
Правовое положение. Установление системы федеральных органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти, отнесено Конституцией РФ к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Статья 1 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает, что Правительство РФ – это исполнительный высший орган государственной власти Российской Федерации. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно, «в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ
Правительство обязано выполнять указы и распоряжения Президента. В то же время оно обладает относительной самостоятельностью по отношению к нему: Президент вправе отменять акты Правительства только в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115), т.е. не может это сделать по соображениям нецелесообразности упомянутых актов.
Подведомственные Правительству РФ федеральные органы исполнительной власти весьма разнообразны. Это министерства, федеральные службы и т.д.Министерства являются, как правило, отраслевыми органами (например, Министерство обороны РФ). Но есть и межотраслевые министерства (Министерство экономики и т.д.). Многие федеральные органы исполнительной власти имеют свои территориальные органы (пример тому – территориальные управления Государственного таможенного комитета, военкоматы – региональные органы Министерства обороны). Территориальные органы федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, если границы их деятельности совпадают с границами субъектов Федерации (а, как правило, так оно и бывает), возглавляют должностные лица, назначаемые руководителями этих министерств и иных федеральных органов по согласованию с субъектами Федерации.
Министерства Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности при верховенстве единоначалия. Федеральные министры и другие руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации назначаются Президентом РФ. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.
Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов (ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Руководители федеральных министерств и иных органов исполнительной власти РФ издают свои приказы в пределах компетенции каждого из этих органов, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Коллегии этих органов обсуждают и решают на регулярно проводимых заседаниях основные вопросы их компетенции, Председателями коллегий являются руководители упомянутых органов. Решения коллегий приводятся в жизнь приказами этих руководителей.
В российском законодательстве не содержится определение понятия органа исполнительной власти. В юридической литературе под органом исполнительной власти понимают часть системы органов государственной власти в РФ, учрежденную самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающую соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властны ми полномочиями и штатом государственных служащих (Ю. Н. Старилов).
Признаки органов исполнительной власти
1. Являются частью системы органов государственной власти в РФ.
2. Это организационно (не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением), функционально (осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности) и юридически (имеет свою компетенцию, закрепленную в соответствующих нормативных правовых актах) обособленное учреждение.
3. Являются органами государственного управления, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность.
4. Система органов представляет собой сложноорганизованный. разветвленный механизм, строящийся по иерархическому принципу.
5. Формируются вышестоящими органами, подотчетны и подконтрольны им.
6. Образование, структура и порядок деятельности органов исполнительной власти в основном регламентируются нормами конституционного и административного права.
Общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти
1. Деятельность органов исполнительной власти носит подзаконный характер. При осуществлении своих полномочий органы и должностные лица обязаны руководствоваться требованиями Конституции РФ, законов и других нормативных правовых актов, должны выполнять их и способствовать их выполнению другими субъектами.
2. Органы исполнительной власти действуют строго в пределах своей компетенции, могут делать только то, что им прямо предписано соответствующими нормативными правовыми актами.
3. Обладают относительной юридической самостоятельностью в осуществлении функций исполнительной власти, а также во взаимоотношениях с другими ветвями власти (согласно принципу разделения властей - ст. 10 Конституции РФ).
4. Наделены государственно-властными полномочиями по изданию (правотворчество) и реализации (правоприменение) правовых норм.
5. Являются юридическими лицами, т. е. обладают гражданской правосубъектностью.
6. Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, устанавливающими их правовой статус.
7. В законодательстве предусматривается определенный механизм ответственности за неблагоприятные последствия деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Правовой статус органов исполнительной власти
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт˸
Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
Они наделены оперативной самостоятельностью;
Они имеют, как правило, постоянные штаты;
Образуются вышестоящими органами;
Они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.
Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и Указов Президента.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон ʼʼО Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).
При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также ᴇᴦο конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.
Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются˸
Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;
Наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в т.ч. акты нормативного характера;
Подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в какой-либо системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикальном и горизонтальном. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др.
Размещено на реф.рф
Это объясняется спецификой данной отрасли управления;
Понятия: органы исполнительной власти Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и виды органов исполнительной власти. Понятие и содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти. 2. Президент Российской Федерации как субъект административного... .
Как и республики, края, области и другие субъекты РФ самостоятельноформируют систему органов исполнительной власти на своей территории. Правовой базой для этого выступает устав, а также законы, принимаемые собственными представительными органами, и правовые акты глав... .
Поскольку Конституция РФ рассматривает республики как государства, конституции республик учреждают пост главы государства, именуемого президентом или главой республики. Пост президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии,... .
1. Понятие и правовое положение органов исполнительной власти, их классификация. 2. Правовое положение Правительства РФ. 3. Административно-правовой статус министерств, федеральных служб и федеральных агентств. 4. Виды и особенности административно-правового... .
Например, Федеральный Конституционный Закон «О правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ «О полномочиях представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе», Указ Президента РФ «Положение о Министерстве внутренних дел Российской... .
Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной... .
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией).
Отличительные особенности органов исполнительной власти : самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей; обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции; их деятельность носит подзаконный характер; находятся на бюджетном финансировании.
Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:
· осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность
· наделены оперативной самостоятельностью;
· имеют, как правило, постоянные штаты;
· образуются вышестоящими органами;
· подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.
Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:
1. целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);
2. организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);
3. компетенционный как совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).
Органы исполнительной власти разнообразны, что связано с различными сферами их деятельности, объемом компетенции и т.д. Это дает возможность группировать их по различным основания:
A. В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:
Федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и комиссии, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, российские агентства);
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.
B. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить :
Органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);
Органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление (Агентство по атомной энергетике, ФСБ);
Органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерство путей и сообщений, Минавиапром и т.п.);
Органы внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);
Органы межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (пр. Министерство промышленности, науки и технологий);
Органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности
C. Организационно-правовая форма являются признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:
правительства (РФ, входящих в ее сотав республик, городов фед. Зн-я, отдельных краев, областей);
министерства
государственные комитеты
федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры
администрации или мэрии
департаменты, главнее управления, управления, комитеты, отделы – структурные подразделения ОИВ
По источнику финансирования : бюджетные и хозрасчетные органы.
По порядку образования ОИВ : органы, формироване которых в соотвествии с Конституцией РФ отнесено к ведению РФ. ОИВ, формирование которых отнесено к ведению субъектов РФ.
По способу формирования : образуемые в установленном порядке и ОИВ, образуемые путем избрания.
D. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
единоначальные - органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;
коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства).
Вопрос 9.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
Статус Президента РФ определен Конституцией РФ (глава 4 – Президент РФ). Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:
Непосредственно (исходя из прямой подчиненности ФОИВ);
Косвенно (через Правительство РФ). В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:
Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; - имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; - принимает решение об отставке Правительства РФ;
Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; - формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
Формирует Администрацию Президента РФ;
Назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
Вносит законопроекты в Государственную Думу;
Подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
Издает указы и распоряжения;
Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;
Вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Вопрос 10.Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)
Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующее на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении. Система ФОИВ включает: Федеральные министерства, службы, агентства и Правительство РФ.
Правительство РФ высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.
Федеральное министерство – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);
Федеральная служба - является федеральным органом исполнительной власти, основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере.
Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти России. Основные функции - правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
Согласно данному Указу, различают:
1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
2. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правовой статус государственного органа
Правовой статус государственного органа – это закрепленное нормами права его положение в системе государственных органов. В зависимости от того, какой отраслью права преимущественно регламентируется правовой положение данного органа, говорят о конституционно-правовом статусе (обычно в отношении законодательных органов) и административно-правовом статусе (в отношении органов исполнительной власти).
Говоря о правовом статусе человека, обычно называют две его составляющие – права и обязанности. В отношении государственного органа такой подход неприемлем. Государственный орган – это публично-правовое образование, он создан не «сам для себя», не для реализации своих частных интересов, а для исполнения общественно-значимых функций.
Элементами правового статуса государственного органа являются:
– территориальный уровень действия данного органа (федеральный, региональный, муниципальный);
– принадлежность к определенной ветви государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной или отсутствие такой принадлежности);
– организационно-правовая форма (правительство, администрация, министерство, служба, управление и т.д.);
– сферы общественных отношений, управление которыми осуществляет данный орган (определение таких сфер невозможно для органов общей компетенции, которые осуществляют государственное управление во всех сферах общественной жизни);
– порядок формирования органа (назначение или избрание);
– подчиненность, подотчетность, подконтрольность органа, наличие подчиненных ему органов и организаций;
– властные полномочия органа;
– виды правовых актов, которые издает данный орган, их юридическая сила;
– наименование должности руководителя, порядок его назначения (избрания);
– порядок принятия решений в органе (коллегиальный или единоличный);
– наличие и статус структурных, территориальных подразделений в органе;
– источники финансирования органа;
– наличие статуса юридического лица;
– официальная символика органа;
– место нахождения органа.
Выше представлен максимальный перечень элементов правового статуса государственного органа. Иногда отдельных элементов может не быть. Например, государственные органы, состоящие из одного лица (президент, губернатор) не могут иметь организационной структуры. Высшие органы государства не имеют над собой вышестоящих.
Из всего перечня элементов правового статуса государственного органа особое значение имеет его компетенция . Именно компетенция раскрывает содержание его деятельности, а значит и в целом социальное предназначение. Именно ради осуществления определенной компетенции и создаются государственные органы. В этом смысле другие элементы правового статуса можно считать второстепенными.
Компетенция государственного органа включается в себя:
1) предметы ведения органа – сферы общественных отношений, управление которыми данный орган осуществляет (например, экономика, финансы, охрана окружающей среды, охрана правопорядка). При этом предметы ведения у разных органов могут быть общими.
2) полномочия органа – права и обязанности по регулированию предметов ведения. Полномочия каждого органа должны быть четко определены и не должны пересекаться, дублировать друг друга.
Полномочия государственного органа представляют собой одновременно и права, и обязанности, это единство прав и обязанностей. У государственного органа не может быть своих прав в том же смысле, как у человека. Человек может пользоваться или не пользоваться своими правами в зависимости от своих личных предпочтений, желаний, настроений. Государственный орган, будучи публично-правовым образованием, не только вправе, но и обязан осуществлять ту деятельность, ради которой он создан. Например, задержание лиц, находящихся в розыске – это право и одновременно обязанность органов внутренних дел. Иначе говоря, в определенных ситуациях государственный орган обязан осуществлять предоставленные ему права. С учетом этого более корректно говорить не о правах и обязанностях органов, а об их полномочиях.
Обычно полномочия государственных органов формулируются в нормативных правовых актах следующим образом: государственный орган «реализует», «представляет», «обеспечивает проведение», «осуществляет контроль и надзор», «принимает меры», «определяет порядок», «осуществляет», «регулирует», «вносит предложения», «координирует», «участвует в осуществлении», «создает условия», «назначает», «формирует», «учреждает», «организует проведение» и т.д. Эти формулировки имеют довольно важное значение, поскольку они определяют способ реализации властных функций государственного органа.