Какие законы были на момент создания рима. Законы древнего рима. Запрет хоронить погибших от удара молнии


В древнем мире на Рим равнялись, как на передовую цивилизацию, а империя была символом достоинства и добродетели. Сами же римляне не раз пытались внести «прогрессивные изменения» философию и законодательство, изменяя мировые устои. Порой это приводило к появлению законов, которые повергали в шок даже не самых консервативных правителей того времени.

10. Одежда пурпурного цвета как табу


В Древнем Риме пурпурный и фиолетовый цвета были признаком власти. Императоры одевались в пурпурные тоги, выглядевшие ослепительно. Этот цвет стал «писком моды» среди элиты, но простым горожанам носить пурпурную одежду запрещалось. Цель подобного закона заключалась в том, чтобы с первого взгляда можно было определить социальный статус человека. Придворные и элита империи не хотели «сливаться с толпой». Именно поэтому простолюдинам запретили носить тоги, а пурпурный считался императорским цветом.

Еще одной причиной ценности пурпура был тот факт, что краситель для него в то время привозили только из Финикии, где его получали из моллюсков. Для одной пурпурной тоги требовалось раздавить тысячи моллюсков, что делало такую одежду очень дорогим товаром.

2. Женский плач на похоронах под запретом


Римские похороны проводились согласно определенному ритуалу. Они начинались с процессии людей, которые несли покойника по улицам и оплакивали его.

Считалось, что количество людей, оплакивающих покойника, непосредственно отражало статусность человека. Иногда это считалось невероятно важным для семьи умершего. Поэтому многие нанимали «профессиональных плакальщиц», чтобы произвести впечатление на горожан. Женщины, которые никогда даже не знали усопшего, шли рядом с членами его семьи по улицам и в буквальном смысле «рвали на себе волосы от горя».

В связи с чересчур возросшей практикой использования подобных актрис-плакальщиц, похороны стали слишком часто превращаться в «рекламную акцию» и совсем не походили на скорбную церемонию. В итоге в Риме запретили плач женщин на похоронах.

3. Отцам разрешалось убивать любовников их дочерей


Если муж ловил свою жену с поличным во время измены с другим мужчиной, по закону он был обязан предпринять ряд действий. Во-первых, он должен был запереть жену с любовником в доме. Затем обманутый супруг должен был собрать всех своих соседей, чтобы они стали свидетелями позорного преступления. На это ему давалось двадцать часов. После этого у мужа было три дня, чтобы сделать публичное заявление с описанием, где и как жена изменила ему, а также указать любые другие подробности. Как логичное завершение - муж по закону был обязан подать на развод, поскольку в противном случае его самого могли обвинить в сутенерстве.

После развода мужчина мог убить любовника своей жены, если тот был рабом. Если любовник был гражданином Рима, ситуация усложнялась. Обманутый муж должен был обратиться за помощью к своему бывшему тестю, поскольку отцы обладали правом убивать любовников своих дочерей.

7. Высшая мера наказания за убийство отца - утопление с животными


Если римлянин совершал убийство, то его обезглавливали. Если же он собственноручно убивал родного отца, то наказание было ужасным. Убийце завязывали глаза, вывозили в пустынное место, срывали с него всю одежду и забивали палками до полусмерти. После этого преступника завязывали в мешке со змеей, собакой, обезьяной или петухом и бросали в море.

6. Путаны должны были осветлять волосы



В Римской империи практически все женщины были природными брюнетками. Блондинки считались варварами, и они, как правило, принадлежали к галлам. Поскольку ни одна римская путана не получала такие же права, как другие римские женщины, от них требовали выглядеть как варвары и красить волосы.

Как ни странно, это правило привело к неожиданным последствиям. Римские женщины стали завидовать блондинкам и начали осветлять собственные волосы или даже делать парики из волос своих рабынь. Вскоре в Риме уже было невозможно отличить благопристойных жён от путан из .

7. Сенат давал разрешения на самоубийства


В Римской империи считалось, что подготовка к самоубийству является признаком прямоты мышления. Как известно, императоры всегда хранили «под рукой» пузырек с ядом, чтобы покончить с собой, если что-то пойдет не так. Тяжело больных людей поощряли к приёму яда, чтобы побыстрее закончились их страдания. В то время как многим римлянам была дарована возможность самим решать свою собственную судьбу, солдатам, беглецам и даже рабам самоубийство запрещалось.

Более того, в один момент самоубийство даже стало формальностью. Человек, который хотел покончить с собой, мог подать прошение об этом в Сенат. Если Сенат выносил решение, что человеку лучше умереть, то ему предоставляли бесплатную бутылку яда.

8. Запрет хоронить погибших от удара молнии



Если гражданина Рима поражала молния, то считалось, что это случилось в результате гнева Юпитера. Если человека «убивал гнев богов», то его было запрещено хоронить. Более того, тело даже запрещалось поднимать с земли выше уровня колен, чтобы не прогневить богов. Любое нарушение этих правил было чревато тем, что нарушителя приносили в жертву Юпитеру.

9. Продажа отцом сыновей в рабство



Гражданам Рима, у которых были дети, разрешалось продавать их во временное рабство. Отец заключал договор с покупателем, а последний получал во владение ребенка на определённый срок, по истечению которого должен был вернуть его обратно домой. Правда, если отец продавал своего ребенка трижды, его лишали родительских прав. После третьего срока рабства ребенка объявляли свободным от долга перед его семьей и «не имеющим родителей».

9. Женщина как недвижимость



Очередной странный закон римлян регламентировал то, как долго нужно владеть вещью, чтобы она автоматически становилась собственностью человека. Самым необычным в этом законе было то, что он распространялся и на людей. В результате, жена должна была уходить из дома каждый год на 3 дня, иначе она лишалась права на свободу.

10. Отцы имели право на убийство всей семьи


В начале нашей эры отцы семейств в Риме имели полный контроль над своей семьей. Они могли свободно использовать любую форму наказания и жестокого обращения. Если отец считал это необходимым, он мог хладнокровно убить своих детей без каких-либо последствий. Даже после того, как дети вырастали и покидали дом, права на их убийство никто не отнимал. В итоге это привело к тому, что девушки боялись наказания своих отцов даже после того, как выходили замуж и заводили собственную семью. Сыновья же становились независимыми только после смерти своих отцов. Этот закон смягчили только в I веке нашей эры, когда отцам разрешили убивать своих сыновей только в том случае, если те совершили какое-либо преступление.

Порой перед древними римлянками вставал вопрос - родить или умереть. Таковы были .

По материалам www.thevintagenews.com

Законы 12 таблиц, общая характеристика которых будет нами рассмотрена, - знаменитый памятник древнеримского права. Считается, что они были составлены комиссией десяти мужей (децемвиров) в 451-450 гг. до н. э. Децемвиры во время работы комиссии являлись магистратами. Долгое время некоторые из них не хотели расставаться с полномочиями и даже задумали осуществить государственный переворот для того, чтобы установить тиранию.

Доски с законами, влияние афинского права

Ученые полагают, что источники законов 12 таблиц - документы афинского права. Именно ими децемвиры руководствовались при их написании. В греческие колонии, находившиеся на юге Италии, было направлено посольство из Рима. Апий, старший из десяти мужей, закончив кодификацию, будто бы сказал, что они должны служить на благо и процветание государства. Такова краткая история создания законов 12 таблиц.

Свое название они получили не случайно. Именно на 12-ти деревянных досках был вбит их текст. Перед зданием Сената на Форуме были выставлены законы 12 таблиц. древности немыслимо без них. Законы сразу же начали изучать в школе. Сегодня оригинал их утрачен, видимо, навсегда. Когда на территорию Древнего Рима вторглись галлы, доски были разрушены. До наших дней дошли лишь фрагменты высказываний юристов, писателей, ученых, политических деятелей того времени.

Значение законов 12 таблиц в Древнем Риме

Эти законы по форме своей были в основном компиляцией обычаев, господствующих в годы их написания. Их отобрали в соответствии с интересами господствующего класса. Так появились законы 12 таблиц. Общая характеристика их до сих пор вызывает большой интерес. Законы эти были оснащены юридическими санкциями, предусмотренными в различных сферах. У римлян они считались настоящим кладезем мудрости. знаменитый древнеримский юрист, отмечал, что римский закон 12 таблиц - документ, в котором можно отыскать "картину нашей древности". Цицерон считал, что обилием пользы и своим авторитетом одна эта книжица превосходит всех философов и все библиотеки для тех, кто ищет источники и основы права. Дети, жившие в Древнем Риме, учились по этим законам чтению. Децемвиры, осуществляя кодификацию своих обычаев, пытались сохранить привилегии и господствующее положение патрициев, однако им не удалось достичь этого в полной мере.

Формальное равенство плебеев и патрициев

Согласно законам 12 таблиц, плебеи имели формальное равенство в судах с патрициями. Кроме того, они получили также и определенные политические права. Для плебеев это была большая победа, поскольку произвольные толкования существовавших обычаев ограничивало появившееся писаное право. Оно стало правовой основой Древнего Рима. Законы 12 таблиц охраняли плебеев от беззаконий и произвола, творимых патрицианскими магистратами и судьями. В 304 году до н. э. Сенат постановил, что при разбирательстве уголовных и гражданских судебных дел должностные лица должны руководствоваться писаным законом. Шаткие предания отныне не являлись авторитетом.

Разделение обычного права после принятия законов

Законы 12 таблиц в полной мере отразили уровень правового сознания, характерный для той эпохи. В царское время, в эпоху родового строя, существовали международные и другие межплеменные обычаи. Племя являлось их субъектом. после принятия законов 12 таблиц разделилось на два. Одно из них - внутреннее римской общины (квиритское, позднее названное гражданским, или цивильным). Законы 12 таблиц относятся именно к нему. Второе право регулировало отношения между Римским государством и другими странами. Кроме того, в Риме действовал фециальный закон. В нем были описаны обряды, совершаемые при объявлении войны, предусматривались различные меры по соблюдению договоров государства с другими странами. Со времен С. Туллия в качестве аксиомы утверждается положение, согласно которому квиритские обычаи и право действуют лишь для граждан Рима.

Запрет браков между плебеями и патрициями

Законы 12 таблиц в Древнем Риме включали целый ряд статей, в которых отразились древние обычаи патриархальной общины, ее пережитки. Они были направлены на сохранение вековых устоев. В частности, запрещались браки между плебеями и патрициями. В 445 году до н. э. был отменен этот закон.

Отношения, касающиеся недвижимости

В 12 таблицах указано, что землей должен распоряжаться коллектив римской общины. Согласно религиозной традиции, ее нельзя было завещать божествам и храмам. Земля должна была оставаться под контролем общины, быть ее собственностью. Таким образом, была ограничена на нее.

Дарение, наследование, купля-продажа важных объектов недвижимости (рабочего скота, рабов и земли) обставлены особыми ритуалами. Они были под контролем общины. Завещание обязательно должно было быть утверждено куриатной комицией (а иногда и центуриатной, если отец лишал своего законного наследника доли наследства). В том случае, если кто-то обрабатывал бесхозный пустырь или пустующий клочок земли, он становился по истечении двух лет его собственником. Тем не менее, на чужаков не распространялось это право. На территории Рима распоряжаться землей и владеть ей мог лишь римский гражданин.

Суровыми наказаниями охраняются права собственника в 12 таблицах. Например, к распятию на дереве приговаривался тот, кто совершил ночную кражу урожая. На преступника, осуществившего поджог дома и зерна, находящегося около него, надевали оковы, сжигали и избивали.

Закон, который был принят на собрании народа, был объявлен основным правовым источником. Ему не должна была противоречить никакая сделка. В законах 12 таблиц подробно рассказывается о межах и границах земельных наделов, о порядке их наследования и давности владения ими. Охранялись интересы собственника, его имущество должно было быть ограждено от незаконного удержания. Хищения чужого имущества, а также преступления, связанные с покушением на здоровье и жизнь квиритов, карались особенно сурово. Главным способом защиты права собственника в случае его нарушения была физическая расправа над виновным.

Семейные отношения

Усыновление предполагало санкцию великого понтифика и куриатного собрания. Жрец и комиции могли и отказать в нем, если переход усыновляемого мог повлечь за собой угасание, вымирание его прежней семьи, фамилии.

В законе об охране римской семьи большую власть имел глава семейства. Это также следует рассматривать как заботу об укреплении общины и пережиток прошлого. У других народов данное положение аналогов не имеет. У главы семьи было исключительное право обладания и распоряжения всем недвижимым и движимым имуществом. Кроме того, его власть над женой и нисходящими потомками (в том числе и внуками), была практически неограниченной. После смерти главы семьи имущество делилось поровну между агнатами (так назывались члены фамилии). В случае, если их не было, наследовали состояние ближайшие сородичи (к примеру, братья усопшего, их сыновья и др.).

значение присяги

В памятнике закреплялся так называемый "принцип талиона" - при совершении преступления наказание следовало как равное за равное. Это также говорило о закреплении пережитков родового строя. Присяге придавалось очень большое значение. Если кто-то лжесвидетельствовал, его сталкивали с Тарпейской скалы.

Защита равенства граждан

Следует сказать несколько подробнее и о защите равенства граждан, описывая законы 12 таблиц. Общая характеристика их в этом отношении следующая: они охраняли достоинство, честь и права граждан, а также формальное равенство их. Особыми привилегиями наделять того или иного из них запрещалось. Закон в целях сохранения между гражданами равенства ограничивал допустимые расходы на погребение, а также продолжительность траура.

Тот, кто сочинил песню, где содержалась бы клевета на какого-либо гражданина Рима, мог быть приговорен к смерти. Однако казнь нельзя было осуществить без особой на то санкции центуриатной комиции. Закон охранял справедливость. Уличенный кем-то в подкупе судья должен был быть казнен.

Суверенная власть народа

Наконец, в качестве пережитка древности нужно рассматривать решения, которые принимались на народных собраниях. Для всех они обладали обязательной силой. Следовательно, римский народ теоретически (кроме рабов, чужаков и вольноотпущенников) был верховным собственником всей территории государства. Суверенная власть принадлежала исключительно ему. Всякий гражданин, предавший свою родину, тем самым совершал измену. А если он выдавал своего соотечественника врагу, ему грозила за это

Отношение к религии

Характеристика законов 12 таблиц была бы неполной, если бы мы не отметили представления о религии римлян, которые они отразили. Связь с ними усматривается в том, что понтифики, блюстители культов в то время выступали также толкователями обычаев. Они являлись первыми знатоками права. Свод законов 12 таблиц гласил, что преступлением считается пренебрежение обрядами, предусмотренными религией. Формальным моментам при этом придавалось очень большое значение. Квириты, то есть мужчины-патриции, которые могли носить оружие, имели явный приоритет.

Перечень самых тяжелых преступлений, наказания и возможность выкупа

В законах был указан перечень самых тяжелых преступлений. Это злостная клевета, взяточничество судей, лжесвидетельство (особо опасное), а также истребление урожая и поджог. При этом в законе был разрешен выкуп по соглашению, который мог заменить расправу. Однако это касалось лишь совершивших преступление свободных граждан. Как правило, раб всегда отвечал за содеянное своей жизнью. Гражданин Рима, кроме того, мог быть приговорен к смертной казни лишь после решения, вынесенного центуриатными комициями. В качестве отягчающего обстоятельства выступал умысел.

Значение законов 12 таблиц в истории права

Какое же значение в истории имели законы 12 таблиц? Общая характеристика их роли следующая. Они стали одним из первых в античном мире памятников рабовладельческого права. В них были отражены основы жизни гражданской римской общины, а также института частной собственности. Роль этого кодифицированного свода в развитии римского гражданского права была очень велика. Ученые считают, что по своему совершенству не выделялись среди других подобных документов того времени законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи и Ману, например, были не менее разработаны с точки зрения уголовного права. Римское право не зафиксировало множество составов преступлений. Кроме того, не исключало возможности произвола наличие такого документа, как законы 12 таблиц. Законы Хаммурапи, конечно, не были в этом отношении лучше. В Египте, как известно, также существовали бесправные рабы, с которыми по своему усмотрению мог обходиться хозяин. Однако и римские императоры законом связаны не были и могли определять, что является преступлением, а что нет. Наказание в данном случае было произвольным. Однако стоит отметить, что в уголовном праве Рима очень рано выделяются преступления частного и публичного характера. В этом одна из его важных особенностей.

Законы 12 таблиц, законы Хаммурапи, законы Ману - все это интересно не только юристам, но и всем любителям истории. Ведь правовые нормы отражают особенности того или иного общества. По ним можно судить и об обычаях и традициях, и о государственном строе, и о границах власти главы государства.

Римское право стало основной современной юриспруденции. Его обязаны знать все: юристы, адвокаты, прокуроры, судьи, все, кто имеют дело с законами .

Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством. Фактрум называет десяток примеров.

Запрещалось носить пурпур

Основной одеждой римского гражданина была тога - большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу.

Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями. Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.

Запрещалось закатывать большой пир

В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы - законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких - закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни - не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки - сколько давала земля.

Запрещалось плакать на похоронах

Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже - плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков.

Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.

Отец мог легально убить любовника своей дочери

Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его.

А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.

Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными

К такому виду смертной казни обычно приговаривали римлян, совершивших убийство близких родственников. Причём топили людей за совершенно разные провинности и тоже достаточно часто. Но именно к убийцам родственников в мешок клали животное - собаку, змею или обезьяну. По древнему поверью считалось, что эти животные слишком плохо чтят своих отцов. Да и вообще, само утопление в мешке в те времена считалось крайне унизительным и недостойным способом лишить человека жизни. Аристократов обычно казнили по-другому.

Проститутки обязаны были красить волосы в светлый или рыжий цвет

Виной всему многочисленные завоевательные походы римских полководцев в Центральную Европу. Очень скоро столицу огромной империи буквально наводнили пленные женщины из Германии и Галлии. Чаще всего они попадали именно в публичные дома в качестве рабынь и проституток. А так как среди них преобладали блондинки и рыжие, в скором времени был издан официальный указ, обязывающий всех римских «жриц любви» красить волосы в светлый или рыжий цвет, чтобы их можно было отличать от «порядочных брюнеток».

Чтобы совершить самоубийство, нужно было получить разрешение сената

Гражданам тогда не разрешалось совершать самоубийства просто так, по собственному желанию. Если человек высказывал желание свести счёты с жизнью, он должен был подать официальное прошение в сенат с подробным описанием причин, которые подтолкнули его к такому шагу. Если сенаторы после совещания находили эти причины удовлетворительными, то выдавали просителю бесплатный яд для ухода из жизни.

Отец мог трижды продать своих детей в рабство

Отец семейства в Риме вообще пользовался очень серьёзным уважением и обладал рядом неотъемлемых прав. Одно из них - право продать своих детей во временное рабство. Впрочем, временное оно будет или постоянное, тоже решал отец. В дошедших до нас текстах нет чётких указаний на то, какой именно в таком случае заключался договор и какие имел ограничения. Известно, что в какой-то момент отец мог потребовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случаен он снова получал власть над своим ребёнком и мог продать его повторно. Однако, закон Двенадцати таблиц разрешал повторять эту продажу до трёх раз. После троекратной продажи сын полностью освобождался от власти отца.

Женщина могла уйти из дома на три дня, чтобы продлить «испытательный срок» перед браком

Вообще, в те времена в Риме существовало три вида брака. Первые два напоминали собой современный официальный брак, а вот третий вид предполагал, что пара заключает брак лишь после года совместной жизни. Эдакий «испытательный срок», во время которого оба могут присмотреться друг к друг и понять, стоит ли связывать себя узами официального брака. При этом, если в течение года женщина уходила из дома своего будущего мужа больше чем на три дня и три ночи, то отсчёт начинался заново.

Отец семейства мог законно убить всю свою семью

Особенно ярко это было выражено в ранний доимперский период Рима. Отцом семейства считался старший член династии. Ему предоставлялись абсолютные права в рамках своей семьи. Здесь он был и верховным жрецом, и обвинителем, и судьёй, и палачом, если придётся. При этом даже если сыновья уже взрослые и имеют собственные семьи, пока жив их отец, именно он считается главой семьи. Ему принадлежат и жена, и дети, и их супруги. Причём принадлежат в прямом смысле слова. Жену отец семейства мог убить за измену, дочь - за внебрачную связь, сыновей - за совершённое

РИМСКОЕ ПРАВО

Регулирует достаточно широкий круг отношений, особо тщательно была разработана защита частной жизни/собственности. На базе римского права сложилась богатая правовая культура, ставшая достоянием мира. Римская юриспруденция стала основой все юриспруденции мира.

Периодизация. Периодизация римского права не совпадает с периодизацией развития права:

    Древнейший период(6-серидина 3 века до н э) Римское право характеризуется архаичностью, замкнутостью, неразвитостью основных правовых институтов, связью с религией.

    Предклассический(середина 3 века до н э-1 век н э) В этот период получает развитие преторское право и все институты права.

    Классический(1-3 века н э) В этот период Римское право освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую науку. Именно в этот период оно достигает наивысшего рассвета.

    Постклассический период(4-6 века н э) В связи с разложением рабовладельческого общества, римское право перестает развиваться, и достижения в римском праве связаны с его систематизацией и приспособлением формирующимся феодальным отношениям(характерно прежде всего для Византии)

РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

    Роль жрецов, коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию в формировании и толковании норм права. Понтифики были, по сути, первыми юристами

    Правовые обычаи

    Законодательство первых римских царей

    Законы 12 таблиц (451-450 до н э)

    Решение народных собраний (имели силу закона) и в первую очередь центуриатных собраний.

    Наиболее важным источником становятся эдикты преторов, на базе которых на ряду с цивильным правом(право городской общины) вырастает новая правовая система – преторское права и право народов (jus gentium)

    Роль римских юристов в развитии права (самостоятельно изучить) начиная с середины 3 века до н э римская юриспруденция приобретает открытый светский характер. Юристы играли важную роль в судебной практике, давали юридические консультации(особенно по вопросам судебного процесса) редактировали и составляли юридические акты, принимали участи в судебном процессе. Римские юристы составляли многочисленные труды, которые предназначались, как и для учебных целей, так и для практического использования и особое место занимали конституции Гая(систематически излагали римское право в учебных целях) весты Юстиниана.

В принятом законе выделялись 3 части:

    Инициатор закона

    Правовая норма

Принятый закон немедленно вступал в силу, и если текст был очень важным, он выставлялся на форуме

Уже к концу первого века с разложением республиканского строя и созданием империи, особую роль начинает играть законодательство императора. Акты императорской власти(конституции) делились на следующие основные виды:

    Эдикты (юридически обязательные только при жизни данного императора, но уже со второго века начинают соблюдаться и приемниками)

    Рескрипты (советы/ответы императора магистру, которые запрашивают правовые консультации по правовым вопросам)

    Декреты (решения, вынесенные императором в судебных делах)

    Мандаты (инструкции, адресованные правителям провинций)

ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ

Обычно появление законов 12 таблиц связывают с борьбой плебеев с патрициями за уравнение своих прав. Была создана специальная комиссия из 10 децемвиров (входят только патриции) Первоначальный текст не удовлетворил плебеев, и была создана новая комиссия, куда вошли плебеи и законы были записаны на 12 деревянных досках. Затем они погибли в 387 году при нашествии галлов и в оригинале не сохранились и были позже (18-19век) реконструированы на основе фрагментов и сочинений римских юристов (Цицерона, Гая) По своей сути законы 12 таблиц представляли обработку обычного права. Известное влияние оказало и греческое право, а так же были включены отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (система штрафов к примеру). Законы 12 таблиц отражали сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, но, несмотря на эти недостатки, они достаточно полно отражали потребности римского общества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЩНОГО ПРАВА

Законы 12 таблиц четко делят вещи на две категории:

    Земля, вода, рабы, рабочий скот

    Остальные вещи

Особое внимание уделяется способам приобретения вещных прав и классификация самих вещей. По способу приобретения все вещи, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, делились на:

    Манципируемые (относятся земли в Италии, рабы, рабочий скот; все остальные вещи относились к не манципируемым)

    Не манципируемые

Отчуждение вещей первой группы могло осуществляться только манципации. Для продажи вещей требовалось наличие 5 свидетелей, весовщика, куска меди, продавца/покупателя. Приобретатель, держа в руках кусок меди, торжественно произносил клятву.

Позднее стал появляться еще 1 формальный способ передачи права собственности как на манципируемые вещи, так и не манципируемые вещи(in pure cessio) это фиктивный судебный спор, который разыгрывался в присутствии претора. Обычно покупатель делал вид, что вещь принадлежит ему, торжественно об это заявляя, если противоположная сторона не возмущалась, то сделка завершалась

По законам 12 таблиц вещь могла быть приобретена в собственность в силу давности владения. Закон запрещал приобретать право собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок давности 1 год, для недвижимых вещей 2 года. Особым видом вещного права было ограниченное право пользования чужой вещью. Возникли с появлением частной собственности.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

    Законы 12 таблиц регулируют обязательственные отношения, как из договора, так и из деликтов. В силу неразвитости товарно-денежных отношений договоры были не многочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Главное внимание обращалось на внешнюю оболочку, а не на содержание.

    Договоры носили односторонний характер. Правом требования наделялась только 1 сторона – кредитор, а на должника возлагались только обязанности. Особое внимание уделялось форме договора. Первая форма – nexsum (договор, подобно манципации, заключался в присутствии не менее 5 свидетелей, весовщика, посредством меди и весов; произнесением особой словесной формой кредитором, в котором излагалась суть обязательств должника. Если должник не выполнял обязательства в срок, то кредитор мог наложить на него руку и держать в своем доме в течении 60 дней. За это время он трижды выводился на форму, в надежде, что кто-нибудь за него заплатит, если этого не происходила то должника продавали в рабство до 313 до н э, когда было запрещена продажа в рабство, но если должник был должен нескольким лицам (3) то закон предписывал его разрубить на части. Таким образом, характерная черта этого договора состояла в том, что взыскание было направлено на саму личность должника). Вторая форма – заключение договора, посредством стипуляции. Кредитор задавал должнику вопрос, а должник должен в утвердительной форме ответ. Исполнение договорных обязательств посредством стипуляции было строго ограничено тем, что было сказано в вопросе и ответе.

    Обязательство из деликтов. По своему содержание деликты распадались на 2 группы: 1) направленные против личности (относились личная обида, членовредительство, воровство. По закону 12 таблиц, на вину не обращалось внимание, достаточно было самого факта и это обязательство выражалось чаще всего в обязанность уплатить штраф в пользу потерпевшего от 25 до 200 ассов, но в случае членовредительства и кражи когда вор был пойман споличным, допускалась смертная казнь. Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Законам 12 таблиц известны и публичные деликты – это те, которые наказывались от имени публичного народа и шли не частным лицам, а государству. К ним относились преступления против республики. 2) направленные против имущества.

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Римская семья в эпоху 12 таблиц была семьей патриархальной. Главной ее был патерфамилиар. Он мог продать в рабство жену и детей, при всех подвластных ему. Члены римской семьи, кровные родственники и не родственники объединялись общим названием – агнатов. К ним относились: жена, жены сыновей, внуки, усыновленные лица. Агнатская связь была не семейной, а юридической, то есть не кровной. Братья признавались агнатами второй степени и основанием для этого служило то, что в свое время до смерти их отца все они находились под одной властью и проживали в одном доме. Все другие кровные родственники назывались кагнатами. Так дочь, выйдя замуж, переходила в другую семью и становилась по отношению к своей прежней семье кагнаткой и отец утрачивал над ней всякую власть. Условия заключения брака:

    Брачный возраст – 12 лет для девушек, 14 для мужчин

    Принадлежность и жениха и невесты к патрицианскому роду

    Отсутствие близкого родства

Формы заключение брака:

    Брак заключался путем религиозного обряда, в присутствии жрецов, 10 свидетелей

    Простое сожительство (синеман/конкубинат) В этом случае каждый их супругов мог прервать брачные отношение и супруги пользовались равными правами, но специфическая черта этого брака в том, что жена должна была ежегодно возобновлять его. Жена должна быть не менее 3 ночей в году проводить вне дома мужа, если этого не происходило, то жена попадала под власть мужа, брак становился обычным. В этом случае жена должна была приносить приданое, чтобы облегчить права детей.

НАСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Наиболее ранней формой было наследование по закону. По закону 12 таблиц уже хорошо знакомы завещательные распоряжения. В самое раннее время завещатель должен был добиваться своего завещания народным собранием. А затем, когда это уже не требовалось – объявлять о своей воле народу. С этим порядком вскоре стал конкурировать более просто порядок – завещатель, с помощью обряда манципации совершал фиктивную продажу своего имущества доверенному лицу. После смерти завещателя доверенное лицо должно было передать это имущества наследниками в соответствии с волей завещателя. Наличия завещания устраняло всех неуказанных в нем законных наследников.

Если не было завещания, то все сыновья получали равную долю имущества. Если сын умирал, не оставив после себя детей, то последние получали равную долю своего отца. Если ближайший наследник не принимал имущества, то такое имущество признавалось выборочным и становилось общей собственностью свободных граждан Рима.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. Дошедшие до нас отрывки из законов 12 таблиц содержат сравнительно не большой перечен уголовно наказуемых деяний. Римское право относило к ним только такие правонарушения, которые наносили вред всему государству. Разграничения между частным и публичным интересом носили несколько искусственный характер. Например, кража приравнивалась к интересам частного интереса, а уничтожение посевов к уголовным преступлениям. Римское право в эпоху 12 таблиц знает различия между умыслом и неосторожностью, устанавливая различную степенно ответственности. В отдельных случаях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних. В законах 12 таблиц не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, соучастие) Круг преступлений был еще не широк. На первом месте стояли преступления против республики. Наиболее распространенные были подстрекательство врага римского народа к нападению на Рим, распевание песен, содержащих клевету на государственных лиц, преступления против собственности, против личности.

Уголовное право носило классовый характер, ибо рабы наказывались более строго, чем знатные. Спектр наказаний был довольно широким

СУД И ПРОЦЕСС Процесс по гражданским делам назывался легиксационный. Такой процесс предусматривал две стадии: 1) in duie, 2) in judicio. На первой стадии дело рассматривалось купретором, к которому лично должны были явиться истец и ответчик. Обязанность вызова ответчика лежала на истце, и неявка ответчика давало право истцу наложить на него руку, то есть поступить с ним как с неоплатным должником. Истец в специальных формулах объявлял свой иск купретору. Если ответчик соглашался, то процесс завершался на первой стадии, но, как правило, и ответчик в особых формулах изъявлял свои претензии. Выработано 5 основных формул. Наиболее распространенные формы – торжественное заявление сторон; вносили залог, который терялся проигравшим в пользу казны. Нарушение одной из сторон этих формул автоматически вело к проигрышу дела. Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, то дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На этой стадии допускались представители и адвокаты. На этой стадии судья и стороны не были связаны никакими формальностями. Судья знакомились с доказательствами, речами сторон, и решения судей были окончательными и обжалованию не подлежали.

Проблемы и вопросы теории государства и права, конституционного и административного права

УДК 340.13 йО!: 10.14529/^170313

ББК Х022.155+Х3(0)323

ПРАВО И ЗАКОН В ДРЕВНЕМ РИМЕ: У ИСТОКОВ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Д. С. Асташов, А. А. Соловьева

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья посвящена проблеме зарождения наиболее ранних представлений о значении позитивного права в юриспруденции Древнего Рима и древнеримском право-восознании и правовой культуре в целом. Разграничение права и закона, роль и положение позитивного права в системе права, его оценка с точки зрения соответствия идее права - идеи, характерные для различных типов правопонимания более позднего периода, берут начало именно в юридической доктрине Древнего Рима. Исследуется проблема норм римского права с точки зрения современных представлений о норме права, выделяются ее особенности применительно к рассматриваемому историческому периоду. Авторы приходят к выводу о том, что характерная для Древнего Рима множественность источников права привела философов и юристов к выделению специального понятия права, объединяющего всю совокупность предписаний нормативного характера.

Ключевые слова: римское право, рецепция римского права, правовая доктрина, юридическая конструкция.

Древнеримской правовой культуре принадлежит центральное место в западной юридической традиции. Римская империя как первая организующая универсальная структура дает начало европейской цивилизации, что находит отражение во взаимосвязи римского права и современных европейских правовых систем. Эти тенденции исторической преемственности современного права по отношению к римскому нередко становятся предметом современных научных исследований. При этом проблема позитивного римского права, специфики правовых норм рассматриваемого периода нуждается в дальнейшем исследовании. Так, сторонники историко-правового направления изучения наследия римских юристов приходят к поразительному утверждению: «В романистике все еще недостаточно исследовано подлинное римское право: римский менталитет, терминология. Вполне очевидно, что эту задачу невозможно решить без изучения средневековой доктрины права. Только так можно понять, где право римское, а где - римское право глоссаторов» .

Существует точка зрения, согласно которой римская юриспруденция представляет собой уже подлинную юридическую науку. Безусловно, римскими юристами использовались отдельные приемы научного юридического мышления, и тенденция к его теорети-зации в Риме усилилась с I века до н. э. Однако это не сделало римскую юриспруденцию правовой наукой в строгом смысле слова. Римская классическая юриспруденция - явление, в котором теория не отделима от практики .

Правовая доктрина известна уже на ранних этапах развития права. Наиболее известным римским юристам предоставлялось право толковать действующие законы. Результаты толкования признавались обязательными для всех должностных лиц и граждан. В 426 году н. э. в Риме был принят специальный закон, в соответствии с которым положения работ выдающихся юристов - Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина - признавались обязательными для судей. Это означало, что разъяснения римских юристов признавались ис-

точником права: решение по делу могло быть вынесено со ссылкой на высказывания указанных юристов . При этом цель деятельности римских юристов состояла в том, чтобы приспособить действующее законодательство к изменяющимся общественным отношениям. Результатом этого стала кодификация Юстиниана - ряд теоретических положений, которым предстояло сыграть значимую роль в истории развития права .

Широкое распространение в римском праве таких терминов, как «владение», «собственность», «мошенничество», «деликт», «кража» и десятки других, еще не означает, как указывает Дж. Берман, что они понимались как идеи, пронизывающие все нормы и определяющие их применимость: «Понятия римского права, как и его многочисленные нормы, были привязаны к определенным юридическим ситуациям. Римское право состояло из сложной сети норм; однако они существовали не как интеллектуальная система, а, скорее, как красочная мозаика практических решений конкретных юридических вопросов. Таким образом, можно сказать, что хотя в римском праве присутствовали понятия, там отсутствовало определение самого понятия» . В римском праве эпохи Юстиниана и до нее отсутствовали общие понятия, употреблялись лишь термины - имена конкретных явлений как в логической системе «имя - смысл - денотат».

Термины римского права, как и его «дефиниции», то есть точное изложение правовых норм, присутствующих в решениях по отдельным делам, были привязаны к конкретным ситуациям, юридическому контексту. Согласно правилу Яволена, «все нормы (definitiones) в гражданском праве опасны, ибо они почти всегда могут быть искажены». В постклассический период в римском праве появляется тенденция к повышению уровня абстракции. В первой половине II века юристы начинают с определенностью писать о нормах (regulare), которые хотя и выводятся из прецедентов, но могут рассматриваться и отдельно.

Однако и эти «нормы», несмотря на их отточенность и форму правовых принципов, имели значение также только в контексте содержания дел, в которых они когда-либо были применены, то есть в отношении к конкретным ситуациям.

В современной теоретической науке представлено два подхода к пониманию норм права. Согласно первой, которой придерживается большинство ученых, норма права - это общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Этой точки зрения придерживаются В. В. Лазарев,

A. Б. Венгеров, А. В. Малько, В. Д. Перевалов, А. Ф. Черданцев и др. По мнению другой группы ученых, норма права - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, регулирующего общественные отношения. Эта точка зрения В. К. Бабаева, М. И. Байтина,

B. Н. Протасова и др. Представляется, что второе определение более соответствует содержанию императивных норм, в то время как понятие «правило поведения» охватывает содержание как диспозитивных, так и императивных норм права . Интересно, что аналогичное противопоставление, хотя и менее позитивисткого характера, мы встречаем и у римских юристов. Папиниан утверждал, что «закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех граждан) обещание государства» . Упоминание о преступлении в этом отрывке явно указывает на императивные нормы.

Однако необходимо отметить, что римское право - это прежде всего частное право гражданина. Оно было создано для защиты частных собственников, агентов свободного рынка, находившихся под эгидой государства. В Древнем Риме допускалось также применение судебной практики в качестве источника права: «...поскольку законом введено то или иное правило, имеется удобный случай, чтобы было восполнено путем толкования или во всяком случае путем судебной практики то, что имеет в виду те же потребности». Особая роль при толковании римские юристы отводили обычаю: «Если дело идет о толковании закона, то прежде всего следует выяснить, каким правом пользовалось государство ранее в случаях такого рода; ибо обычай является лучшим толкованием закона». При рассмотрении вопроса о происхождении права и регулировании общественных отношений в Ди-гестах упоминается об обычае, но не дается

ему определения. Сказано лишь о том, что римский народ «начал пользоваться... некоторым обычаем» после изгнания рексов. В качестве такового упоминается об обычае ежегодного установления понтификов, ведающих частными делами. Можно заключить, что под обычаем понималось правило поведения, одобренное молчаливым соглашением граждан, не имеющее письменной формы и соблюдаемое в течение многих лет. Далее, при отсутствии правовой нормы, регулирующей те или иные общественные отношения, Дигесты прямо предписывали применение обычая: «Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного (закона)...». Обычай в Древнем Риме имел силу закона и назывался «правом, установленным нравами» . Такое положение дел объяснялось тем, что и обычаи, и законы приняты и применяются по воле народа. Разница между ними состоит в том, что закон одобрен голосованием и существует в письменной форме, а обычай - путем дел и действий, письменной же формы он не имеет.

О разграничении понятий «право» и «закон» римскими юристами свидетельствует приведенная в Дигестах позиция Юлиана о необходимости соответствия закона праву: «Тому, что установлено против смысла права, мы не можем следовать как юридическому правилу». В этом случае поднимался вопрос о соответствии понятий права и закона в том случае, если закон является правовым, отвечающим интересам общества, отражающим существующие в нем отношения. Так, применять норму права к определенным отношениям допускалось не только исходя из ее словесного выражения, но и в соответствии с ее общим смыслом, ибо, как считал Цельс, «знать законы - значит воспринять не их слова, а их смысл и значение». Для правильного применения закона необходимым признавалось полное изучение его текста: «Неправильно выносить решения или давать ответ на основании какой-либо части закона, без рассмотрения закона в целом» .

Таким образом, процесс позитивации правовых норм в Древнем Риме и его результат - позитивное право, как отмечает Д. В. Дождев, отвечает тем же требованиям эквивалентности и соразмерности дозволенного и запрещенного, возможного и должного, которые мыслятся в данном обществе как

правильное и справедливое. В процессе пози-тивации эти требования предъявляются законодателю, ставя его возможный произвол под контроль общества и обеспечивая соответствие позитивной формы содержанию права .

Таким образом, дуализм права (ius) и закона (lex) появляется уже в Древнем Риме. Основанием для него стали: а) множественность источников римского права, б) использование ius как собирательного понятия для обозначения совокупности источников права (в формальном значении) римского права (законов, постановлений сената, указов магистратов, обычаев и пр.) и в) стремление обосновать наличие объективных законов справедливости и «справедливого» по природе. Ius в отличие от lex - понятие многозначное. М. Бартошек приводит следующие основные значения ius: право, в отличие от нравов, обычая, бесправия, объективное право, совокупность правовых норм и институтов (от права в целом до правовых предписаний в отдельных нормах), право, созданное правовой наукой, субъективное право, правомочия отдельного лица в рамках объективного права, субъективное право в целом во всех своих взаимосвязях, право в судопроизводстве, труды правоведов . С точки зрения Ф. Дыдынского, ius - это «право a) в объективном смысле б) обнимает собой правила и нормы, определяющие порядок совместной жизни людей... в) правило, положение, источник права... г) право в силу судебного решения. д) особое обозначение Ius правило гражданского права против преторскому праву... С другой стороны, под ius понимают также преторское право. е) наука права. В субъективном смысле - есть свободная воля человека, способность свободного действия. совокупность всех имущественных прав известного лица» . Римский юрист Павел наряду с различением ius naturale и ius civile понимает ius в том числе как судебное решение претора и само место судоговорения .

Ius нередко использовалось как синоним закона для обозначения совокупности источников (в формальном значении) римского права (законов, постановлений сената, указов магистратов, обычаев и пр.). Цицерон также использует термин право (ius) в различных значениях, но основное внимание Цицерона при анализе юридической проблематики на-

правлено на определение понятия права в объективном смысле . И ius у него зачастую обозначает нормативное предписание (аналогично lex). В таком значении термин ius продолжал применяться на протяжении всего рассматриваемого периода - от Цицерона до Руссо.

Кроме этого, ius понимается также как творчество судьи, процесс и результат применения закона. Знаменитое определение Цель-са («право есть искусство доброго и справедливого») является лаконичным определением ius в значении, близком к пониманию «права» у Аристотеля . «Справедливое» определено законом и в узко юридическом значении сводится к равенству (equis aequitas), а «добро» означает исправление недостатков закона.

Таким образом, характерная для Рима множественность источников права привела к выделению специального понятия, объединяющего всю совокупность предписаний нормативного характера. Таким понятием и стало ius. В связи с этим особый интерес представляет вопрос, относится ли ius к позитивному или естественному праву. Поскольку речь шла о праве как таковом, а не о конкретных актах нормативного характера или их совокупности (постановления народа, сенату-сконсульты и пр.), то это право (ius) было наделено всеми качествами, которые считались обязательными для истинного, справедливого права. Однако для определения естественного права, противостоящего позитивному и воплощавшему истинную справедливость, существовало другое понятие. Этот максимум требований воплощало в себе ius naturale (естественное право), которое не может быть сведено к постановлениям народа, сенату-сконстультам и прочим источникам. Ius natrale (естественное право) стало понятием, обозначающим «справедливое» как таковое право, «справедливое» по природе. Писаные законы, сенатусконсульты и другие источники объединяются понятием ius civile (позитивное право), которое наиболее близко современным представлениям о позитивном, то есть писаном праве. Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнем Риме существовало общее родовое понятие права ius, включавшее в себя в качестве видов и естественное право, и позитивное право . Этот вывод весьма значим для исследования право-понимания в Древнем Риме: видовые понятия

как разновидности общего родового понятия хотя и логически разводятся и разграничиваются, но никогда не конкурируют, и жесткое противопоставление их друг другу также отсутствует, так как есть единая общая категория, которая объединяет, примиряет и обеспечивает их синтез.

Как отмечает М. В. Байтеева, в процессе рецепции римского права в период Средневековья подчинение юстиции оказалось более простым делом, чем контроль над материальным правом, поскольку право (jus) уже с раннего Средневековья понимали как совокупность законов (lex) и устно передаваемых обыкновений (mos). Используя теоретические труды римских юристов, государство и церковь стремились закрепить то право, которое наиболее отвечало их интересам, что привело к признанию только писаных источников. Процесс разграничения писаного и неписаного права был начат еще в Риме, поэтому начиная с XIII века, писаное право окончательно оформило свой статус «jus positivum» и стало означать право, подкрепленное авторитетом власти. Изначально римское право признавалось как продукт правотворчества народа Рима, это послужило основанием для построения спекулятивных конструкций в различных политических теориях, соединявших понятия «суверенитет» и «высший авторитет». С этого времени началось наполнение понятия «суверенитет» содержанием, связанным с полнотой и неограниченностью власти государства, где право стало результатом признания закона господствующей власти, что в дальнейшем сыграло значительную роль в развитии позитивистского учения .

Совершенствование римского права привело в дальнейшем к приоритетной роли законодательного (кодифицированного) регулирования в странах романо-германской правовой семьи (в отличие от семьи общего права) и к ограничению использования юридической доктрины в качестве источника права в правоприменительной деятельности. Интересным в рассматриваемой связи представляется замечание И. М. Хужоковой, которая, рассуждая о значимости исторического противостояния между кодексом и доктриной в государствах, унаследовавших от Рима тип научной рациональности и юридическую технику, приходит к следующему выводу: «Взаимоотношения этих двух источников права складывались очень непросто: в евро-

пейской истории сюжет о «запрете цитирования» юристов имел место неоднократно» .

Таким образом, деятельность римских юристов оказала огромное влияние на развитие права. Это объясняется высокой культурой римского права, новое открытие и прочтение которого в этот период повлекло за собой его рецепцию. Многие положения римской юриспруденции остаются актуальными и привлекают внимание исследователей до настоящего времени, многие современные понятия и юридические конструкции берут начало именно в римском праве и могут быть объективно поняты и объяснены лишь с учетом данного обстоятельства.

Литература

1. Байтеева, М. В. Рецепция римского права и становление публично-правовой сферы в системе романо-германского права / М. В. Байтеева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2010. - № 2 (14). - С. 106111.

2. Бартошек, М. Римское право. Понятия, термины, определения / М. Бартошек. - М.: Юрид. лит., 1989. - 448 с.

3. Батиев, Л. В. Современные поиски «ин-тегративной» теории права и ан-тичный опыт определения права / Л. В. Батиев // Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 3. - С. 14-19.

4. Берман, Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г. Дж. Берман. - М.: А<1 Ма^теш, 1999. - 432 с.

5. Дигесты Юстиниана. Т. 1. Кн. 1-4 / отв. ред. Л. Л. Кофанов. - М.: Статут, 2002. -584 с.

6. Дождев, Д. В. Римское частное право: учебник для вузов / Д. В. Дождев / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Издательская группа ИНФРА. 1997. - 704 с.

7. Дыдынский, Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права / Ф. Дыдынский. - Варшава: Типография К. Ковалевского, 1896. - 372 с.

8. Кофанов, Л. Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве / Л. Л. Кофанов // Древнее право. Ivs antiqvvm. - 2003. - № 1 (11). - С. 40-53.

9. Недилько, Ю. В. Толкование позитивного права с позиции римских юристов / Ю. В. Недилько // Общество и право. - 2009. -№ 1 (23). - С. 59-62.

10. Полдников, Д. Ю. Договорные теории глоссаторов / Д. Ю. Полдников. - М.: Academia, 2008. - 352 с.

11. Томсинов, В. А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период) / В. А. Томсинов // Вестник Московского университета. - 1995. - № 2. - С. 35-45.

12. Хужокова, И. М. О цитировании юристов / И. М. Хужокова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2010. - № 6. - С. 18-31.

13. Цицерон, Марк Туллий. Диалоги о государстве - о законах / Марк Туллий Цицерон. - М.: Наука, Ладомир, 1994. - 223 с.

14. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В. И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 704 с.

15. Шамаров, В. М. Актуальные проблемы современной российской теории права: монография / В. М. Шамаров. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2017. - 192 с.

Асташов Дмитрий Сергеевич - аспирант кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

Соловьева Алина Антоновна - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

DOI: 10.14529/law170313

LAW AND LEGISLATION IN ANCIENT ROME: ORIGINS OF POSITIVE LAW

D. S. Astashov, A. A. Soloviiova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article is devoted to the problem of the origin of the earliest ideas about the meaning of positive law in the jurisprudence of Ancient Rome and the ancient Roman legal consciousness and legal culture. The distinction between law and legislation, the role and status of positive law in the legal system, its evaluation from the point of view of compliance with the idea of law - ideas, specific to different types of legal consciousness of a later period originated in the legal doctrine of Ancient Rome. The problem of norms of the Roman law is examined from the point of view of modern ideas about the rule of law; its features in relation to this historical period are distinguished. The authors come to the conclusion that the characteristic of Ancient Rome multiplicity of sources of law led philosophers and lawyers to the allocation of a special concept of law, uniting the entire set of regulations of the normative nature.

Keywords: Roman law, reception of Roman law, legal doctrine, legal concept.

1. Bajteeva M.V. . Aktual"nye problemy jekonomiki i prava , 2010, no. 2 (14), pp. 106-111. (in Russ.)

2. Bartoshek M. Rimskoe pravo: Ponjatija, terminy, opredelenija . Moscow, 1989, 448 p.

3. Batiev L.V. . Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta , 2011, no. 3, pp. 14-19. (in Russ.)

4. Berman G. Dzh. Vera i zakon: primirenie prava i religii . Moscow, 1999, 432 p.

5. Digesty Justiniana. Kn. 1-4 . Moscow, 2002, 584 p.

6. Dozhdev D. V. Rimskoe chastnoepravo . Moscow, 1997, 704 p.

7. Dydynskij F. Latinsko-russkij slovar" k istochnikam rimskogo prava . Varshava, 1896, 372 p.

8. Kofanov L. L. . Drevnee pravo. Ivs antiqvvm. , 2003, no. 1 (11), pp. 40-53. (in Russ.)

9. Nedil"ko Ju. V. . Obshhestvo ipravo , 2009, no. 1 (23), pp. 59-62. (in Russ.)

10. Poldnikov D. Ju. Dogovornye teorii glossatorov . Moscow, 2008, 352 p.

11. Tomsinov V. A. . Vestnik Moskovskogo universiteta , 1995, no. 2, pp. 35-45. (in Russ.)

12. Huzhokova I. M. . Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel"stva i sravnitel"nogo pravovedenija , 2010, no. 6, pp. 18-31. (in Russ.)

13. Ciceron Mark Tullij. Dialogi o gosudarstve - o zakonah. . Moscow, 1994, 223 p.

14. Chervonjuk V. I. Teorija gosudarstva i prava . Moscow, 2009, 704 p. "

15. Shamarov V. M. Aktual"nye problemy sovremennoj rossijskoj teorii prava: monografija . Moscow, 2017, 192 p.

Dmitry Sergeevich Astashov - postgraduate student of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

Alina Antonovna Soloviiova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Асташов, Д. С. Право и закон в древнем Риме: у истоков позитивного права / Д. С. Асташов, А. А Соловьева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2017. -Т. 17, № 3. - С. 71-77. БО!: 10.14529/^170313.

Astashov D. S., Soloviiova A. A. Law and legislation in Ancient Rome: origins of positive law. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 71-77. (in Russ.) DOI: 10.14529/law170313.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!