Инспектор ПДН - это не профессия – это призванье. Отдел по несовершеннолетним детям Инспектор делам несовершеннолетних нужно образование

Статистический анализ подтверждает, что возрастной порог первичных преступлений за последние годы значительно снизился, и большой удельный вес занимают неправомочные деяния, осуществлённые несовершеннолетними детьми. Единственный выход из этой ситуации – профилактика преступности, которую осуществляет отдел по делам несовершеннолетних. Кто несёт ответственность за такие поступки с точки зрения законодательства, и какова у термина ПДН расшифровка, будет рассмотрено далее в статье. Попасть под пристальное внимание после проступка может любой ребёнок, и это станет основанием для разбирательства со стороны органов правопорядка.

ПДН – это подразделение по делам несовершеннолетних – контролирующий орган, обязанный пресекать детскую преступность и проводить профилактическое разъяснение. В случае правонарушений несовершеннолетних сведения о случившемся передаются в различные инстанции: военкоматы, при поступлении или обучении в ВУЗе. Инспекция по делам несовершеннолетних, относящаяся к системе ОВД, в зависимости от уровня подчинённости может иметь подразделения следующего уровня, регламентирующие нормами права:

  • Городские, районные, муниципальные.
  • Относящиеся к УВД и административно-территориальному образованию.
  • Функционирующие на разных видах транспорта.

Разъяснительная работа с подростками проводится с учётом их психологии, возможно, именно поэтому на эту должность стараются брать больше женщин, которые по-матерински смогут лучше понять психологию несовершеннолетнего. В работе с подростками требуется последовательность убеждений и чёткое соблюдение правовых аспектов. Инспектор по делам несовершеннолетних, обладающий многими качествами, должен уметь найти подход к молодёжи, поэтому при приёме на работу в ОДН всегда приветствуется психолого-педагогическое образование, хотя профильным должно быть юридическое. Кроме того женщине проще найти общий язык и с родителями, так как воспитательный процесс включает и этот вид воздействия.

Каковы функции ПДН?

Работа ПДН направлена пресекать все виды преступлений и выявлять обстоятельства, которые приводят к таким действиям со стороны несовершеннолетнего. Деятельность инспекции законодательно регламентируется гл. 3 ФЗ «О полиции» и следующими документами:

  • Гл. 14 и гл. 20 УК РФ ;
  • Ст. 73 , ст. 420 , ст. 421 , ст. 432 УПК РФ ;
  • Ст. 183 , ст. 187 – 190 УИК РФ ;
  • Ст. 5 , ст. 20 КоАП РФ .

Перечень дополняется внутренними документами и инструкциями, в которых прописана деятельность всех подразделений.

Отдел по делам несовершеннолетних кроме контролирующих функций выполняет правовую защиту подростков, при необходимости реабилитацию, в том числе их родителей. Кроме того эти отделы выявляют случаи вовлечения молодёжи в преступную деятельность. Инспектор по делам несовершеннолетних занимается профилактической деятельностью со следующими категориями граждан:

  • Лицами, употребляющими психотропные вещества и наркотики.
  • С теми, кто совершил правонарушения в возрасте как разрешающего применять административное наказание, так и в период до наступления ответственности.
  • Освобождёнными по амнистии от уголовной ответственности или для вариантов принудительного воздействия.
  • Обвиняемые в преступлении, но не заключённые под стражу.
  • Освобождённые из спецучреждений, которым требуется помощь и реабилитация.
  • Условно осужденные, которым назначены исправительные работы без лишения свободы.

Это только несколько критериев из большого списка поднадзорных, требующих внимания со стороны ПДН. Инспектор отдела также обязан работать с родителями, которые не выполняют своих прямых обязанностей по воспитанию или отрицательно влияют на собственных детей. Инспекторы ПДН в силу своей компетенции оказывают содействие в поиске разыскиваемых подростков, которые уже совершили правонарушение или по проверенным сведениям могут участвовать в таком деянии.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (расшифровка термина – КДН и ЗП) рассматривает заявления от граждан и различных инстанций по любым правонарушениям подростков, к которым уголовная ответственность не может быть применена до наступления совершеннолетия. Эта служба также вносит предложения о мерах воздействия на всех уровнях, которые предусмотрены законодательством. При поступлении жалобы на правонарушения со стороны подростков работниками инспекций проводится проверка, которая состоит из следующих этапов:

  • Заводится учётная карточка или дело на конкретного подозреваемого.
  • Выслушиваются объяснения потерпевших и самого обвиняемого.
  • Собираются материалы о преступлении.
  • Составляется акт бытовых условий проживания несовершеннолетнего.
  • Собираются справки о проводимой работе с самим подозреваемым и его родителями.
  • Подшиваются характеристика, сведения и справки о том, чем увлекается человек, как проводит свой досуг и другие сведения.

На основании вышеперечисленных документов в деле подготавливается заключение проведённой проверки. Инициаторами постановки на учёт ребёнка могут быть персонал детских учреждений, пострадавшие от него взрослые, или родители обиженных детей, работники госучреждений.

Но окончательное решение остаётся за специальной комиссией. Через полгода если наблюдается явное исправление, несовершеннолетний может быть снят с учёта по ходатайству родителей.

Сотрудничество ПДН и органов опеки

Комиссия по делам несовершеннолетних активно взаимодействует с административными и образовательными учреждениями на примыкающей территории, совместно разрабатывает с ними комплекс профилактических мер, контролирует воспитанников, находящихся в специализированных закрытых приёмниках. Инспектора помогают органам опеки по работе с «трудными» подростками, которые остались без попечения родителей, проводят профилактическую и разъяснительную работу.

Отдел по делам несовершеннолетних всячески старается выявить лидеров различных молодёжных группировок, которые проводят агитацию на антиобщественную деятельность, выявляют неблагонадёжных граждан, вовлекающих подростков к приёму наркотических или одурманивающих средств. Инспектора участвуют в различных рейдах, пресекающих распитие алкогольной продукции молодёжи, неукоснительно борются с распространением наркотиков в молодёжной среде совместно со специализированными службами наркоконтроля.

Основные права инспекторов по делам несовершеннолетних

Законодательно за инспекторами закреплены следующие права:

  • Вызывать на беседу подростков и их представителей для выяснения картины правонарушения.
  • Проводить беседы с подростками и родителями о недопустимости таких противозаконных поступков, при необходимости запрашивать любые сведения, касающиеся несовершеннолетнего.
  • Разрешено доставлять нарушителей в ОВД на три часа и досматривать их при необходимости.

При систематических правонарушениях инспектора ПДН ставят на учёт таких подростков и постоянно контролируют их деятельность во избежание отягчающих поступков.

Важно! Инспектор обязан не допускать жестокость по отношению к подростку, насилие или сексуальное домогательство со стороны родителей или других лиц.

В случае выявления таких нарушений инспектор сразу обязан принять меры, регламентированные законом по ст. 5.35 КоАП , ст. 156 , ст. 116 , ст. 117 , ст. 125 УК РФ , и обеспечить безопасность подростка.

При систематическом нарушении законодательства подростком его помещают в специальный центр по достижении 14 лет, и только по решению суда.

Вывод

Законодательство не стремится несовершеннолетних при малейшей провинности привлекать к уголовной ответственности. Созданные службы ПДН имеют функцию профилактического воздействия на молодёжь. А если правонарушение уже произошло, то берут на себя ответственность по исправлению подростка и контролю над его дальнейшей деятельностью.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ИНСПЕКТОРА ПДН, ЗАКРЕПЛЕННОГО ЗА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ.

1. Общие положения.

1. Инспектор по делам несовершеннолетних, закрепленный за образовательным учреждением (далее – «школьный инспектор»), является штатным сотрудником ПДН милиции общественной безопасности по району г. Красноярска.

2. Закрепление инспектора по делам несовершеннолетних за образовательным учреждением и освобождение его от выполнения обязанностей осуществляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория, на которой расположено образовательное учреждение.

3. Штатная единица школьного инспектора закрепляется за средним образовательным учреждением численностью не менее 500 учащихся с учетом оперативной обстановки на территории муниципального образования. При необходимости (стабильно напряженная криминогенная обстановка среди учащихся на протяжении нескольких лет) штатная единица школьного инспектора может быть закреплена за образовательным учреждением с меньшим числом учащихся.

В зону обслуживания школьного инспектора входят образовательное учреждение и прилегающая к нему территория, а также место жительства учащихся.

4. План и график работы школьного инспектора утверждаются начальником органа внутренних дел или его заместителем – начальником милиции общественной безопасности, по согласованию с руководителем образовательного учреждения.

5. Школьный инспектор обязан:

5.1. Планировать и осуществлять свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

5.2. Регулярно, но не реже одного раза в квартал, отчитываться о результатах своей работы перед начальником ПДН органа внутренних дел, а также заместителем начальника – начальником милиции общественной безопасности органа внутренних дел.

5.3. Носить форменную одежду установленного образца при осуществлении своей деятельности в образовательном учреждении.

5.4. Докладывать начальнику органа внутренних дел о выявлении учащихся, совершивших правонарушения, группах несовершеннолетних и местах их концентрации, лицах, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и административных правонарушений, или способствующих совершению несовершеннолетними таких правонарушений, родителей либо законных представителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений, для принятия к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Должностные обязанности, формы и сроки их реализации.

п/п

3. Права по должности.

Школьный инспектор имеет право:

3.1. Участвовать в рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов и применении мер воздействия в отношении учащихся, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2. Участвовать в разработке плана мероприятий по организации взаимодействия образовательного учреждения с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3.3. Принимать участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции.

3.4. Проводить совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и другие), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни.

3.5. Оказывать педагогическому коллективу организационно-методическую и правовую помощь в вопросах предупреждения безнадзорности и правонарушений среди учащихся.

3.6. Вызывать учащихся образовательного учреждения, их родителей (законных представителей), а также посещать их по месту жительства в целях выяснения их образа жизни, связей и намерений, получения от них объяснений, проведения с ними разъяснительной работы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

3.7. Получать в установленном порядке от администрации образовательного учреждения необходимую информацию об учащихся образовательного учреждения.

3.8. Участвовать в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся.

3.9. Участвовать в организации отдыха и занятости учащихся образовательного учреждения в каникулярный период.

3.10. Вносить предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями (или законными представителями) руководителю образовательного учреждения и начальнику подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел».

4. Взаимодействие по должности.

4.1. В процессе реализации возложенных на него функций инспектор ПДН взаимодействует:

    с оперуполномоченными ОУР, проводящими профилактическую работу с несовершеннолетними,

    участковыми уполномоченными милиции по организации работы с несовершеннолетними правонарушителями и родителями, не исполняющими свои обязанности,

    следователями СО, дознавателями, проводящими расследование в отношении несовершеннолетних,

    органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,

    медико-психологическими центрами, наркологами,

    территориальными советами, родительскими комитетами, другими общественными объединениями,
  • другими заинтересованными ведомствами.

Государство может существовать только тогда, когда воспроизводится население. А оно должно быть лояльным, законопослушным, активным и творческим. Не секрет, что в обществе существуют негативные тенденции, оказывающие влияние на подростков. Детей ввиду отсутствия жизненного опыта легко подтолкнуть к совершению преступления. Чтобы такого не произошло, создана инспекция по делам несовершеннолетних. На этот орган возложен целый ряд функций, которые способствуют оздоровлению обстановки в подростковой среде. Поговорим о нюансах работы в этом направлении.

Общее понятие

Инспекция по делам несовершеннолетних является структурным подразделением в системе органов внутренних дел. Ее работники выполняют свою работу, подчиняясь приказу министра МВД. То есть их регламент строго нормирован, все действия расписаны, как и положено в сильном, демократическом государстве.

Начальник инспекции по делам несовершеннолетних является офицером полиции. Он осуществляет общее руководство своими сотрудниками, планирует, распределяет обязанности, раздает задания, контролирует.

Не стоит считать, что инспекторов на низовом (районном) уровне много. Численность инспекции регламентируется специальными документами. Они содержат в себе нормы количества работников на одну тысячу подростков (к счастью, к преступлениям склонен лишь небольшой процент детей). Однако нагрузка инспектора, добросовестно выполняющего свои обязанности, довольно велика. Он обязан не допускать повторения преступлений, заботиться о том, чтобы дети были ограждены от влияния сомнительных субъектов. А за этим стоит гигантская практическая и аналитическая работа.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Не стоит считать, что заботу о подростках, сбившихся с пути, государство возложило только на работников полиции. Существует и иной орган - коллегиальный. Его название - инспекция по делам несовершеннолетних. Она создается в субъектах РФ и на местах. То есть у каждого человека, столкнувшегося с неприятностями, есть куда обратиться.

Дело в том, что родители по моральным соображениям не особенно хотят идти в полицию - это кажется предательством по отношению к ребенку. Сами они справиться не в состоянии, и откуда ждать помощи, порой не представляют. А идти следует в местные органы власти.

На районном уровне есть подразделение, занимающееся делами несовершеннолетних. У его специалистов вся правовая и организационная информация имеется. Они обязаны оказать консультативную и иную помощь. Кстати, они же ведут протоколы, оформляют повестку, собирают документы, организуют заседания и так далее. Следовательно, к этим специалистам и следует обращаться детям или родителям, у которых возникли проблемы.

Комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних работают в тесной взаимосвязи. У них одна общая цель, но разные направления деятельности. Без координации добиться результатов не получится, поэтому районный инспектор обязательно включается в коллегиальный орган.

Как найти инспекцию?

У простого гражданина может внезапно возникнуть такой вопрос. Жизнь преподносит сюрпризы, порой, неприятные. Адреса инспекций по делам несовершеннолетних можно найти в сети. Эту информацию положено широко распространять, чтобы люди ощущали поддержку государства в данной сфере.

Если нет интернета, то идите в местный совет. На самом деле работники на местах тесно сотрудничают с инспектором, естественно, имеют его контакты. Да и подскажут, куда конкретно следует написать по поводу вашей проблемы. Если сомневаетесь, попросите телефон инспекции по делам несовершеннолетних.

У специалиста можно получить консультацию и без личной встречи. Гражданам рекомендуется не стесняться. Инспектор получает зарплату за то, что разговаривает с людьми и решает их проблемы. Это его должностная обязанность. Кроме того, все контакты государственных органов содержатся на специальных сайтах. Это открытая информация, о распространении которой обязаны заботиться сотрудники.

В самом крайнем случае обратитесь к директору школы, в которой учится ребенок. Инспекция тесно сотрудничает с учебными учреждениями.

График работы

Следует понимать, что вы обращаетесь в государственный орган. Несмотря на то что инспекция по делам несовершеннолетних выполняет довольно объемные функции, в ней работают люди, такие же, как все остальные. У них есть собственные проблемы, семьи, дети и так далее. И график их работы такой же, как у иных государственных организаций.

Приходят на работу в 8–9 часов, выполняют обязанности в течение дня. Заканчивают и отправляются домой в 17–18. Еще есть, как у всех, перерыв на обед. Следует знать, что эти специалисты не всегда сидят в кабинетах. Им положено посещать семьи и учебные учреждения, разговаривать с подростками и их родителями. Поэтому нужно поинтересоваться, когда у инспектора приемные часы. В это время он обязательно сидит на месте службы и ждет посетителей. В субботу и воскресенье у инспектора выходной. Хотя в его графике могут быть и мероприятия, которые он проводит во время, отведенное отдыху.

С кем работает инспектор

Должностные обязанности данного специалиста объемны. Он обязан контролировать жизнь подростков, совершивших преступления. Имеются в виду граждане, в отношении которых есть судебное решение о признании вины.

Инспекция по делам несовершеннолетних учет этих подростков ведет полный и постоянный. На каждого заводят специальное дело, в котором фиксируют проведенные мероприятия. Это беседы, посещения, характеристики с места жительства и учебы, контакты, увлечения и так далее. Инспектор контролирует образ жизни оступившегося подростка с тем, чтобы он опять не попал в неприятности.

Но в его функции не входит воспитание ребенка. Этим занимаются родители и школа. Нужно понять, что инспекция по делам несовершеннолетних – государственный орган, а не благотворительная организация. У него собственные задачи и функции. Хотя, по-житейски, специалист всегда подскажет, как поступить, если родители не справляются с воспитанием.

Профилактическая работа инспекции по делам несовершеннолетних

Контроль за оступившимися подростками – только малая часть деятельности специалистов. Главная задача государства – не допустить, чтобы дети были причастны к преступлениям. Потому подростков, склонных к незаконной деятельности, выявляют и стараются переориентировать в позитивное поле.

Инспектор регулярно получает информацию о детях, на которых следует обратить внимание. Его задача – предупредить их вовлечение в преступную деятельность. Информацию специалисту дают учебные учреждения, местные советы, жители.

На учет ставят не всех - для того чтобы ребенком заинтересовался инспектор, он должен совершить нечто очень плохое. К примеру, стать организатором нескольких жестоких драк.

С остальными проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа. Некоторые проблемы инспектор выносит на рассмотрение коллегиального органа. Иной раз требуется помощь других властных структур. К примеру, с целью вывода ребенка из-под влияния негативной личности его приводят в спортивную секцию.

Кто может стать инспектором?

На работу в органах внутренних дел принимаются только совершеннолетние граждане страны. К их кандидатурам есть целый перечень требований. В том числе, человеку придется пройти ряд психологических тестов. Сами понимаете, общение с околоприступным миром – вещь непростая.

Необходимо иметь устойчивую психику, закаленную волю, гибкость ума, отличную реакцию. Кстати, общительность и коммуникабельность – два важных качества для того, кто желает заняться названной работой. Человеку необходимо иметь высшее образование в юридической или педагогической сфере. Еще необходимо иметь навыки публичных выступлений.

А если инспектор неправ, что делать?

Повторимся, в государственных органах работают не боги, а обычные люди. Они могут совершать ошибки, находится под давлением собственных проблем, просто принять решение, не разобравшись. Заметили такое - не ждите, что все само исправится.

У инспектора большая нагрузка, возвращаться некогда. Он, как многодетная мамочка, должен уделить внимание сотне подростков, если не больше. Поэтому если случилась ошибка, идите к начальнику специалиста. Он обязан разобраться. Если руководитель откажет в справедливости – идите в прокуратуру. Тот орган осуществляет надзорные функции, то есть контролирует инспекцию.

Заключение

В общих чертах познакомившись с работой государства с подростками, вы должны понять, что инспекция и комиссия – это органы помощи родителям. Они не заменяют их в процессах воспитания, а поддерживают в сложной ситуации. И если ребенок попал в беду, то заниматься его дальнейшей судьбой следует вместе, не выясняя, кто виноват и будет отвечать. По большому счету, будущее государства зависит от того, сколько у него будет граждан. И каждый ценен, даже случайно оступившийся и совершивший ошибку.

Введение

В систему органов внутренних дел Министерства внутренних дел РФ в качестве самостоятельной подсистемы входит полиция. Правовой основой ее организации и деятельности является Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции» с изменениями и дополнениями.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения и др.

Актуальность прохождения практики в органах внутренних дел, а именно в подразделении по делам несовершеннолетних, обусловлена тем, что сама деятельность по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних является достаточно сложной и необходимой областью познания.

Цель прохождения производственной практики – ознакомление с деятельностью подразделения по делам несовершеннолетних.

Объект исследования – Инспекция по делам несовершеннолетних отдела № 3(по обслуживанию Железнодорожного района) УМВД России по г. Рязани.

Предмет исследования – деятельность подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Для достижения цели прохождения производственной практики поставлены следующие задачи:

– освятить общие принципы деятельности подразделения «ПДН»;

– изучить нормативно-правовую базу, устанавливающую общий порядок функционирования;

– ознакомиться с полномочиями должностных лиц «ПДН», в рамках своих обязанностей.

Таким образом, ответив на все вышеназванные вопросы, будет достигнута поставленная цель. А результатом самой практики станут новоприобретенные навыки.

Общая характеристика подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ

В приказе МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 № 845 расписаны полномочия и порядок организации работы инспекции по делам несовершеннолетних.

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, далее ПДН, основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основной обязанностью данных подразделений МВД является проведение профилактической работы с несовершеннолетними, которые уже совершили преступление или относятся к лицам, состоящим на особом учете. Кроме этого, инспекция организует работу по направлению несовершеннолетних в центры временной изоляции или в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Функции и полномочия подразделений по делам несовершеннолетних

К функциям подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел можно отнести:

1. Проведение индивидуальной профилактической работы в отношении:

– несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

– других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.

2. Выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Осуществление в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

4. Рассмотрение в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

5. Участие в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел несовершеннолетних.

6. Участие в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Внесение в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

8. Информирование заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

9. Принятие участия в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

Кроме того, необходимо отметить, что российское административное законодательство также уделяет внимание проблемам, связанным с несовершеннолетними. В КОАП РФ включает ряд статей, предусматривающих составы административных правонарушений, относящихся к данной проблематике:

ст. 5.35 КоАП - Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;

ст. 5.36 КоАП - Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

ст. 20.20 КоАП - Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

ст. 20.22 КоАП - Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах.

Таким образом, мы рассмотрели функции и полномочия деятельности ПДН. Они заключаются в том, чтобы обеспечить защиту прав и свобод несовершеннолетнего, выявить лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, вести учет родителей несовершеннолетних, которые употребляют наркотики, пьянствуют, дебоширят, тем самым не занимаются воспитанием своих детей и т.д.

Права и обязанности должностных лиц ПДН

Инспектор по делам несовершеннолетних - это должностное лицо, которое является сотрудником органов внутренних дел. Иными словами, это участковый для несовершеннолетних.

За каждым инспектором закреплена своя территория, границы которой может увеличить или расширить руководитель органа МВД в конкретном населенном пункте.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются следующими правами:

– в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

– запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также имеют право в установленном порядке:

– доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

– вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

– вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;

– принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;

– вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также собирать и обобщать информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

Заключение

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность подразделения ПДН основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон № 3 от 7 февраля 2011 года «О полиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются следующими правами: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел полномочны, проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

– употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества.

– совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.

– совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Целью деятельности подразделения «ПДН» является:

– выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

– осуществление в пределах своей компетенции мер по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

– рассмотрение в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

На основании пройденной практики можно сделать вывод о том, что усвоение теоретического материала административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства в целом проходит более полно и объемно, если есть возможность реально при прохождении практики лично увидеть его (законодательства) применение.

Общее впечатление от пройденной учебной практики – положительное.

Считаю, что цель проделанной работы – углубление и расширение теоретических знаний, получение практического опыта – выполнена.

Подводя итог можно сделать вывод, что все поставленные задачи были выполнены, соответственно цель достигнута.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.05.2016).

3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).

4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».


Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ» от 15.10.2013 № 845.

Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

11. Участковый инспектор ПДН в пределах своей компетенции обязан:

1) защищать права, свободы и законные интересы несовершеннолетних от преступных и иных противоправных посягательств, а также обеспечивать их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления и грубого обращения;

законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан, регламентирующие деятельность органов внутренних дел Республики Казахстан;

законодательные и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан в области охраны прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

численность и состав населения в возрасте до 18 лет, проживающего на административном участке;

сведения о городских, районных, сельских акиматах, населенных пунктах, советах профилактики, учебных заведениях, предприятиях, общественных объединениях и их руководителях;

расположение учебных заведений, общежитий, культурно-просветительных, досуговых, спортивных организаций;

места концентрации несовершеннолетних;

3) вести профилактический учет и осуществлять профилактический контроль в отношении несовершеннолетних;

4) принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством;

5) рассматривать в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении них;

6) подготавливать и вносить представления физическим и юридическим лицам, об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, установленных по делам и материалам, находящимся в его производстве;

7) ежеквартально информировать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о состоянии безнадзорности, беспризорности и фактах правонарушений среди несовершеннолетних;

8) выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений либо совершающих в отношении них противоправные деяния, а также родителей и законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и принимать меры по привлечению их к ответственности;

9) участвовать в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, направляемых в специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания;

10) оказывать содействие организациям образования в правовом воспитании несовершеннолетних, их родителей или других законных представителей;

11) задерживать и доставлять в Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (далее - ЦВИАРН) лиц, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

12. Участковый инспектор ПДН на транспорте наряду с выполнением обязанностей, изложенных в пункте 11 настоящих Правил:

1) осуществляет профилактику правонарушений и применяет меры предупреждения детской безнадзорности, беспризорности на объектах транспорта;

2) выявляет детей самовольно оставивших семью, учебные заведения и передают их родителям, либо в установленном порядке направляет в ближайший ЦВИАРН, информируя об этом в суточный срок ОДН по месту жительства несовершеннолетних;

3) проводит мероприятия по предупреждению детского травматизма на объектах транспорта, правонарушений посягающих на безопасное движение поездов (наложение предметов на рельсы, разукомплектование устройств сигнализации, блокировки, связи, бой стекол в поездах и др.);

4) оказывает содействие ГОРОВД в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к объектам транспорта.

13. Несовершеннолетние, совершающие правонарушения на объектах транспорта, берутся на учет в ОДН по месту их жительства.

3. Организация деятельности участкового инспектора ПДН

14. Участковый инспектор ПДН организует свою работу в соответствии с ежемесячным планом, утвержденным начальником отдела, отделения общественной безопасности, который составляется в рабочей тетради (приложение 1).

15. График приема граждан участковым инспектором ПДН утверждается начальником ГОРОВД и органа внутренних дел на транспорте. Учет приема граждан ведется в журнале (приложение 2).

16. Участковый инспектор ПДН ведет журнал учета результатов проверки работы отделения (группы) по организации деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних (далее - ОДН) (приложение 3).

17. Делопроизводство участкового инспектора ПДН ведется в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2000 года №390-16с, постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 2004 года №430, Правил работы государственных органов со служебной информацией, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2008 года №51 дсп, Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Республики Казахстан, утвержденной приказом МВД Республики Казахстан от 8 августа 2006 года № 400, приказа МВД Республики Казахстан от 15 марта 2010 года №103 и другими нормативными актами.

4. Организация работы с несовершеннолетними,

доставленными в органы внутренних дел

18. При доставлении несовершеннолетнего в органы внутренних дел участковые инспектора ПДН:

1) устанавливают данные, характеризующие личность доставленного, его родителей, условия воспитания подростка, обстоятельства правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка и регистрируют этих несовершеннолетних в журнале учета несовершеннолетних, доставленных в ОДН (приложение 4);

2) вызывают в ОДН родителей, лиц их заменяющих и законных представителей несовершеннолетних;

3) выносят постановления для помещения несовершеннолетних в ЦВИАРН (приложение 5),

4) при необходимости, проверяют по учетам психоневрологических либо психиатрических учреждений в отношении несовершеннолетнего;

5) составляют акт о доставлении заблудившегося или подкинутого ребенка (приложение 6).

19. В отношении подкинутых детей акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр акта регистрируется в журнале учета информации ГОРОВД. Второй – направляется вместе с ребенком в ЦВИАРН либо иные организации системы образования или здравоохранения. Третий – подшивается в номенклатурное дело.

20. В отношении заблудившегося ребенка, по истечении трех часов с момента его обнаружения составляется акт в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется вместе с ребенком в ЦВИАРН иные организации систем образования или здравоохранения. Второй – подшивается в номенклатурное дело.

5. Порядок ведения учетов и списка лиц, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики

21. Участковый инспектор ПДН осуществляет постановку на профилактический учет и осуществляет самостоятельно и во взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел, а также заинтересованными государственными органами профилактический контроль и применяет меры индивидуальной профилактики к несовершеннолетним, в отношении которых:

1) вынесено защитное предписание;

2) принято решение суда об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению;

3) принято решение суда об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

При постановке на профилактический учет указанные категории лиц регистрируются в журнале регистрации лиц, состоящих на профилактическом учете (приложение 7).

22. Форма ведения профилактического учета определяется категорией профилактируемых лиц (приложение 8).

23. Порядок проведения индивидуальной профилактики в отношении лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, осуществляется согласно приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 21 августа 2007 года № 340 «Об утверждении правил осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания».

24. Порядок проведения индивидуальной профилактики в отношении лица, в отношении которого судом принято решение об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению или вынесено защитное предписание определяется Министерством внутренних дел Республики Казахстан.

25. Участковый инспектор ПДН о постановке и снятии с профилактического учета несовершеннолетнего извещает:

родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

администрацию по месту учебы и (или) работы несовершеннолетнего;

комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при местных исполнительных органах.

26. В целях повышения информированности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних участковый инспектор ПДН должен иметь следующие списки (приложение 9):

1) безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

2) несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильно действующими веществами;

3) несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения;

4) несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности или наказания по нереабилитирующим основаниям, в том числе вследствие акта амнистии или помилования;

5) несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы;

6) несовершеннолетних, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, условно, а также с отсрочкой отбывания наказания или исполнения приговора;

7) несовершеннолетних с непогашенной или не снятой судимостью;

8) несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в течение года два и более раз;

9) несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии;

10) несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, не подлежащих к уголовной ответственности, в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

11) несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

12) несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлении, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

13) родителей, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющих на их поведение;

14) лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или других антиобщественных действий.

27. На лиц, указанных в пункте 26 настоящих Правил заводятся накопительные дела отдельно на каждую категорию.

На несовершеннолетних, указанных в подпункте 6 пункта 26 настоящих Правил, накопительные дела заводятся отдельно на каждого.

28. В течение суток после постановки несовершеннолетнего на профилактический учет и включения в список лиц, указанных в подпункте 6 пункта 26 в криминальную полицию направляется обзорная справка для обеспечения оперативного наблюдения (приложение 10).

29. Сведения о лицах, состоящих и снятых с профилактического учета, а также включенных и исключенных из списка лиц, указанных в пункте 26 настоящих Правил, вносятся в интегрированный банк данных в порядке, установленном приказом МВД Республики Казахстан от 1 апреля 2009 года №125, по которым ежеквартально проводятся сверки с обязательным составлением актов.

30. Участковый инспектор ПДН и оперуполномоченный подразделения криминальной полиции в процессе своей деятельности обмениваются следующей имеющейся информацией:

о правонарушениях и преступлениях, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении;

о местах, где наиболее часто совершаются правонарушения несовершеннолетними;

об образе жизни и связи несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений.

6. Организация деятельности начальника (старшего инспектора) ОДН

31. Начальник ОДН:

1) осуществляет общее руководство за деятельностью участковых инспекторов ПДН;

2) анализирует состояние работы по предупреждению преступлений, правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, принимает меры к устранению недостатков;

3) проводит ежемесячную сверку с подразделениями следствия и дознания, ведет учет совершаемых подростками преступлений (приложение 11), с целью своевременного охвата их мерами профилактики;

4) организует совместно с подразделением криминальной полиции мероприятия по разобщению групп несовершеннолетних противоправной направленности, пресечению отрицательного влияния взрослых лиц на несовершеннолетних;

5) отвечает за своевременное и качественное рассмотрение участковыми инспекторами ПДН обращений физических и юридических лиц.

32. Начальник ОДН за административным участком не закрепляется. В ГОРОВД и органах внутренних дел на транспорте, где указанная должность отсутствует и численность ОДН превышает 7 единиц, старший участковый инспектор ПДН также не закрепляется за административным участком.

7. Организация работы отделов, отделений, групп по обеспечению деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних МВД, ДВД(Т), ГОРОВД

33. На отделы, отделения, группы по обеспечению деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних МВД, ДВД(Т), ГОРОВД возлагается:

1) организационно-методическое руководство деятельностью ОДН и ЦВИАРН, контроль за исполнением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан;

2) осуществление взаимодействия с государственными и негосударственными структурами и общественными организациями, занимающимися воспитанием, обучением, охраной прав, интересов детей и подростков, организацией их досуга;

3) участие в подготовке и проведении комплексных операций и рейдовых отработок по предупреждению и пресечению преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;

4) проведение анализа состояния, структуры и динамики преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

5) разработка проектов приказов, указаний, методических рекомендаций, обзоров и других управленческих решений, направленных на улучшение профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, иными взрослыми лицами, способствующими правонарушениям детей и подростков;

6) изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта работы по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;

7) рассмотрение жалоб и заявлений граждан, сообщений государственных и негосударственных органов, общественных организаций по вопросам, относящимся к их компетенции;

8) проведение ежеквартальных сверок с органами здравоохранения по несовершеннолетним, злоупотребляющим алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильнодействующими веществами.

8. Организация проведения служебных проверок и

расследований по линии несовершеннолетних

34. По каждому преступлению, совершенному несовершеннолетним, начальником (старшим инспектором) ОДН проводится служебная проверка с целью установления причин и условий, способствующих противоправному деянию.

35. При совершении преступления несовершеннолетним, состоящим на учете органов внутренних дел, а также ранее привлекавшимся за совершение уголовно-наказуемых деяний, служебная проверка оформляется заключением служебного расследования.

36. В случаях совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, а также несчастных случаев с участием несовершеннолетних, служебная проверка оформляется справкой с изложением обстоятельств совершения преступления либо происшествия.

37. Служебные проверки проводятся ДВД(Т) при совершении несовершеннолетними:

1) тяжких и особо тяжких видов преступлений;

2) состоящими на профилактическом учете органов внутренних дел;

3) преступлений, включенных в сводку МВД, в том числе совершенных в отношении несовершеннолетних.

Результаты проверок направляются в Комитет административной полиции МВД Республики Казахстан в течение месяца.

38. По всем иным видам преступлений служебную проверку проводят ГОРОВД с последующим направлением копий заключений и справок в ДВД(Т) в течение 10 дней с момента принятия процессуального решения.

9. Материальное обеспечение ОДН

39. ОДН располагается в помещении, пригодном для работы с несовершеннолетними, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности, обеспеченном телефонной и радио связью, находящемся в одном здании либо в непосредственной близости от административного здания ГОРОВД и органа внутренних дел на транспорте. Допускается размещение кабинетов участковых инспекторов ПДН в участковых пунктах полиции органов внутренних дел.

40. При входе в помещение, на видном месте, устанавливается вывеска на государственном и русском языках с полным наименованием ОДН, график приема граждан.

41. Материально-техническое обеспечение ОДН производится финансово-хозяйственными управлениями органов внутренних дел в установленном порядке и финансируется за счет ассигнований, выделенных республиканским и местным бюджетами на соответствующий финансовый год.

42. Обеспечение ПДН автомототранспортом осуществляется через хозяйственные управления МВД, ДВД(Т) целевым назначением.

10. Критерии оценки деятельности участкового инспектора ПДН

43. Главным критерием оценки деятельности участкового инспектора ПДН является:

1) состояние защиты конституционных прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;

2) уровень доверия населения, проживающего на территории административного участка;

3) удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, от общего количества несовершеннолетних, проживающих на административном участке;

4) удельный вес несовершеннолетних, в отношении которых совершены преступления от общего количества несовершеннолетних, проживающих на административном участке;

5) удельный вес несовершеннолетних, снятых с учета, в связи с их исправлением от общего числа состоявших;

6) удельный вес взрослых лиц, привлеченных к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных деяний, от общего количества выявленных административных правонарушений;

7) состояние законности и дисциплины среди участковых инспекторов ПДН.

11. Отчетность о работе участковых инспекторов ПДН

44. Начальники (старшие инспектора) ОДН по итогам полугодия и года направляют в ДВД(Т), МВД докладные записки о работе по предупреждению и пресечению преступлений, правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

45. Докладные записки подписываются начальниками ГОРОВД, ДВД(Т) или их заместителями.

46. Докладные записки о работе ОДН должны содержать следующую информацию:

1) анализ состояния преступности среди несовершеннолетних с изложением причин и условий ее роста (снижения), характеристики лиц, совершивших преступления, обстоятельствах, способствующих ухудшению (улучшению) криминогенной ситуации по линии несовершеннолетних;

2) организация профилактической работы по устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний несовершеннолетних, взаимодействие с государственными органами;

3) организация работы участковых инспекторов ПДН по взаимодействию с криминальной полицией, следствием, уголовно-исполнительной системой, иными службами органов внутренних дел;

4) организация работы ОДН ДВД(Т) по оказанию практической и методической помощи ОДН, включая результаты осуществленных служебных командировок;

5) вопросы кадровой работы.

47. Докладные записки представляются по итогам полугодия и года к следующим числам месяца следующего после отчетного периода

1) ГОРОВД в ДВД(Т) - к 5 числу;

2) ДВД(Т) в МВД Республики Казахстан - к 10 числу.


Приложение 1

к Правилам по организации

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20 ___ года №

Рабочая тетрадь № _____

участкового инспектора полиции по делам несовершеннолетних

__________________________________________

(звание, фамилия, инициалы)

Начата «___» __________ 20____ года

Окончена «___» __________ 20____ года

Срок хранения: ________________


Внутреннее содержание рабочей тетради

участкового инспектора полиции ПДН

Утверждаю

___________________________

(должность)

___________________________

(звание Ф.И.О.)

План работы

на __________________ 20___ года

Участковый инспектор полиции ПДН

звание, Ф.И.О.


Приложение 2

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20___ года №

Журнал приема граждан

Заполняется сотрудником, осуществляющим прием

1. Порядковый номер.

2. Дата и время приема.

3. Фамилия, имя, отчество, год рождения (для несовершеннолетних полная дата рождения).

5. Подпись обратившегося заявителя.

6. Где зарегистрировано заявление, дата и номер.

7. Дата окончания и результаты.

Жалобы и заявления граждан, сообщения государственных органов и общественных организаций, непосредственно поступившие в подразделение по делам несовершеннолетних, подлежат учету и регистрации в ГОРОВД в установленном законом порядке.


Приложение 3

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

учета результатов проверки работы ОДН

В журнале предусматриваются следующие графы:

1. Порядковый номер.

2. Дата проверки.

3. Должность, фамилия, инициалы проверяющего (наименование и номер поступившего документа о результатах проверки).

4. Результаты проверки.

5. Предложения по устранению выявленных недостатков, улучшению работы подразделения.

6. Указания начальника ГОРОВД, отметки о результатах работы по устранению недостатков.


Приложение 4

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 2010 года №

учета несовершеннолетних, доставленных в ОДН

1. Порядковый номер.

2. Дата (число, месяц, год) и время (час, минуты) доставления.

3. Фамилия, имя, отчество.

4. Число, месяц, год рождения.

5. Место учебы, класс, группа. Место работы, должность.

6. Место жительства, телефон.

7. Фамилия, имя, отчество родителей или лиц, их заменяющих.

8. Кем, откуда и за совершение каких правонарушений доставлен.

9. Состоял (состоит) ли на учете до доставления в ОДН, когда, где, за какие правонарушения.

10. Какие меры приняты к несовершеннолетнему, его родителям.

11. Кому и когда передан, отпущен, куда направлен.

12. Когда и куда направлена информация по факту правонарушения, исходящий номер, дата.

При значительном отдалении микроучастков от места расположения районного (городского) подразделения по делам несовершеннолетних разрешается иметь журнал доставленных индивидуально по микроучастку.


Приложение 5

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от __ ____________ 20__ года № ____

Утверждаю _________________________________ (должность, звание, фамилия, _________________________________ инициалы должностного лица) «____» ____________ 20 __ г. Постановлениео помещении несовершеннолетнего в Центр временнойизоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних"_____" ____________ 20 __ г. «____» час. «____» мин. город, район _____________ Я,_______________________________________________________________, (должность, звание, фамилия и инициалы работника горрайлиноргана)рассмотрев материалы на ____________________________________________ (фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения,__________________________________________________________________ место рождения, учебы, работы, должность; биографические данные__________________________________________________________________ родителей или лиц, их заменяющих, их место работы, должность)Установил:_________________________________________________________ (указывается, когда, где, кем задержан (обнаружен) подросток,__________________________________________________________________ какие основания имеются для его помещения в ЦВИАРН, чем эти__________________________________________________________________ основания подтверждаются)Постановил:Несовершеннолетнего ______________________________________________ (фамилия, инициалы)поместить в _______________________________________________________ (наименование ЦВИАРН)__________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, инициалы должностного лица ПДН)

Приложение 6

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом

Министра внутренних дел

Республики Казахстан

от «__» __________ 20__ года № ____

Акто доставлении заблудившегося (подкинутого) ребенка «____» ___________ 20 __ г. Город, район _____________________Я,_________________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, и инициалы)Составил настоящий акт о том, что в ____ час. ____ мин. в ____________________________ (наименование подразделения ОВД) гражданином, сотрудником органа внутренних дел ____________________________________________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, место работы, должность, место жительства, телефон)___________________________________________________________________________ доставлен ребенок, обнаруженный _______________________________________________ (место, время и обстоятельства обнаружения ребенка)___________________________________________________________________________ Приметы ребенка ______________________________________________________________ примерный возраст, умеет ли говорить)___________________________________________________________________________ При ребенке имеется ___________________________________________________________ Удалось установить ____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, возраст ребенка,___________________________________________________________________________ его родителей, лиц, их заменяющих, место жительства, работы, ___________________________________________________________________________ должность родителей, другие данные, имеющие значение для дела) ___________________________________________________________________________ (ребенок внешне здоров, болен, имеет телесные повреждения и т.д.) ___________________________________________________________________________ Подпись ____________________________________________________________________ (должность, звание, фамилия, имя, отчество, составившего акт) ___________________________________________________________________________ (фамилия лица, доставившего ребенка)Ребенок вручен "_____" _______ 20 __ г. в _____ час. ____ мин. _______________________________________________________________ (родителям, лицам, их заменяющим) _______________________ ___________________ (подпись) Ребенок направлен _______________________________________________________________ (наименование медицинского учреждения, центр ___________________________________________________________________________ временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних,___________________________________________________________________________ другие учреждения)Ребенка принял __________________________________________________________________ (должность, фамилия, подпись)Сдал ___________________________________________________________________________ (должность, фамилия, подпись) «___» _________ 20 __ г. _____ час. ____ мин.

Журнал № ______________

регистрации лиц, состоящих на профилактическом учете

_______________________________________

(наименование органа внутренних дел)

Внутреннее содержание журнала

№ п/п Категории Профилактируемых лиц Форма ведения учета Основание постановки на учет Срок ведения учета Периодичность проверки
В отношении которых, вынесено защитное предписание Защитное предписание На период действия защитного предписания Не реже 1 раза в 2 дня
В отношении которых, судом принято решение об ограничении досуга и установлении особых требований к поведению Дело профилактического учета Решение суда На период установленных ограничений Не реже одного раза в неделю
В отношении которых, судом принято решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания Контрольное дело Решение суда Окончание срока неотбытой части наказания Не реже 3 раз в месяц

1. список несовершеннолетних безнадзорных, беспризорных по состоянию на «___»_______20___ года.

2. список несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркотическими средствами, психотропными и иными сильно действующими веществами по состоянию на «___»_______ 20___ года.

3. список несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения по состоянию на «___»_______20___ года.


4. список несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности или наказания по не реабилитирующим основаниям, в том числе вследствие акта амнистии или помилования по состоянию на «___»_______20___ года.

5. список несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы по состоянию на «___»_______20___ года.

6. список несовершеннолетних, которым назначено наказание не связанное с изоляцией от общества, условно, а также с отсрочкой отбывания наказания или исполнения приговора по состоянию на «___»_______20___ года.


7. список несовершеннолетних, с непогашенной или не снятой судимостью по состоянию на «___»_______20___ года.

8. список несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в течение года два и более раз по состоянию на «___»_______20___ года.

9. список несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии по состоянию на «___»______20__ года.

10. список несовершеннолетних, совершивших деяния, содержащие признаки преступления, не подлежащих к уголовной ответственности, в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность по состоянию на «___»______20__ года.

11. несовершеннолетних, осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия по состоянию на «___»______20__ года.

12. несовершеннолетних обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлении, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу по состоянию на «___»______20__ года.

13. родителей, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, отрицательно влияющих на их поведение по состоянию на «___»______20__ года.

14. список лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений или других антиобщественных действий по состоянию на «___»_______20___ года.

Примечание: Лицо подлежит включению только в один список наиболее значимой категории, при этом в графе «Особые отметки» указывается дополнительная категория.


Приложение 10

к Правилам по организации

деятельности участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденным приказом



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!