Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения: виды, причины и порядок действий К коммунальным авариям относятся аварии
Аварии на гидротехнических сооружениях.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения с учетом резко возросшего в России автопарка на автомобильном транспорте. Автокатастрофа считается крупной, если погибли 4 и более человек. Статданные показывают некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (общая численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).
За последнее время сбитые пассажирские корейские и израильские самолеты на Дальнем востоке и в акватории Черного моря, малазийский самолет на территории Украины в Донецкой области, все они унесли сотни человеческих жертв.
Террористи́ческий а́кт в аэропорту́ Домоде́дово - взрыв, осуществлённый террористом-смертником в московском аэропорту Домодедово в зале международных прилётов 24 января 2011 года.
24 января 2011 года примерно в 16:32 в толпе встречающих произошёл взрыв. В центре оказались пассажиры из России и ряда других стран. Здание аэропорта окуталось дымом. Людей эвакуировали через аварийные выходы. Выход из зоны прилёта был перекрыт, в залах было большое скопление людей. Часть рейсов направлена в аэропорт Шереметьево. В результате взрыва в аэропорту "Домодедово", который произошел в 16:32 мск пострадали более 130 человек. В результате взрыва погиб 31 человек. Кроме того, 20 раненых находятся в тяжелом состоянии, 10 человек - в состоянии средней тяжести. Мощность бомбы могла составлять от 5 до 10 кг в тротиловом эквиваленте".
Основные причина автоаварий и автомобильных катастроф:
Неудовлетворительное техническое состояние автодорог, трасс и подвижного состава, стареющий парк автомобилей;
-большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с ЖД;
-многократно возросшее количество личного автотранспорта;
Неконтролируемое нарастание объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными авто (автопоездами, трейлерами) с нагрузками на ось, превышающие допустимые;
-нарушение водителями Правил дорожного движения;
-плохой подготовкой водителей;
-выездами на полосу встречного движения;
-превышением скорости на опасных участках дорог;
-управление автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные и происшествия на водном транспорте. Как тут не вспомнить вековой давности крушение «Титаника», недавние крушения «Конкорда» в прибережном пространстве и крушение пассажирского теплохода на Волге близ Казани, приведшие к многочисленным человеческим жертвам.
Основные причины этих аварий являются:
-нарушение правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплатации;
-износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
- погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.д.);
-явные ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
-ошибки при проектировании и строительстве судов;
- столкновения и опрокидывание судов;
-посадка на мель;
-взрывы и пожары на борту;
-неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
-низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.
Аварии на гидротехнических сооружениях . Гидротехнические сооружения – это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС),охлаждения систем в технологических процессах, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).
Рассмотрим некоторые важнейшие гидротехнические сооружения. Запруда обычно создает подъем уровня воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина – сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилищ, связанных единым режимом водопритока.
Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосбросов, а в военное время и условиях терроризма – в результате воздействия средств поражения. В связи с этим, вспомним разрушения и его последствия, произошедшие на Саяно-Шушенской ГЭС летом 2009 года.
При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран , от размеров которого зависит объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва – основного поражающего фактора этого вида аварий. Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в большой кинетической энергии движущихся больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции и т. д.). Высота и скорость волны прорыва зависит от гидрологических и топографических условий реки. Для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 лм/ч, а в горных и предгорных местахимеет величину порядка 100 км/ч и более. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорвы плотины приводит к затоплению местности и всего того, что за ней находится, поэтому строить жилье и производственные здания в этой зоне запрещается.
Причины крупных аварий гидротехнических сооружений различны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основания. Частота возникновения аварий по различным причинам приводится ниже, %:
-нарушение оснований;
-недостаточность водосброса;
-слабость конструкции;
-неравномерная осадка;
-высокое давление на плотину;
- военные действия;
- оползание откосов;
-дефекты материалов;
-неправильная эксплуатация;
- землетрясения.
К коммунальнымсистемам жизнеобеспечения относятся: водопроводы, газовые и электрические сети, системы теплоснабжения, канализации.
Возможные ЧС на объектах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ):
- Нарушения водоснабжения. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, водонапорных башнях. Реже повреждаются водоочистные сооружения. Подача воды может прекратиться и при отключении электроэнергии. Подземные коммуникации водоснабжения
могут разрушаться во время землетрясений, оползней, а также от коррозии. Пути повышения устойчивости работы системы водоснабжения: создание системы водоснабжения от двух и более внешних источников; создание внутренних резервных источников водоснабжения в виде артезианской скважины, бассейна, водонапорной башни, а также аварийных запасов воды.
- Нарушения газоснабжения. Наибольшую опасность представляютразрушения иразрывы на газопроводах, в разводящих сетях промышленных предприятий и жилых домов. Аварии на компрессорных и газораспределительных станциях происходят реже. Основные причины
разрывов газопроводов – деформация почвы различного происхождения,
а также их ветхость. Нередки взрывы в жилых домах по причине утечки газа и грубых нарушений при его использовании.
- Нарушения электроснабжения. При многих стихийных бедствиях: землетрясениях, наводнениях, оползнях, ураганах - происходит повреждение воздушных линий электропередач, реже трансформаторных и распределительных станций. Отсутствие электроснабжения влечёт за собой серьёзные последствия: нарушается работа предприятий, электротранспорта, прекращается подача воды и тепла, затрудняется деятельность лечебных учреждений, нарушается весь ритм жизни.
Способы повышения устойчивости электроснабжения : обеспечение электроснабжения от двух независимых источников; замена воздушных линий на подземные; создание резервных источников электроснабжения.
- Нарушения теплоснабжения . Основную проблему составляют аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ. Система теплоснабжения не всегда способна противостоять сильным морозам, при этом может размораживаться.
В настоящее время большинство котельных работает на природном
газе – деятельность их страдает при нарушениях газоснабжения. Котельные необходимо оборудовать так, чтобы они могли работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твёрдом. Котельные надо ещё непрерывно снабжать электроэнергией - предусмотреть и резервный вариант.
- ЧС на системе канализации чаще всегопроисходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды могут попасть в водопровод. Если авария возникает на станции перекачки – происходит переполнение резервуара сточной жидкостью, подъём её уровня и излив в окружающую среду. Чтобы избежать затопления окружающей территории, необходимо предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в пониженные участки местности. На канализационных станциях перекачки очень важно иметь резервный источник электроэнергии.
Время чтения: 6 минут
Назначение коммунальных систем состоит в том, чтобы обеспечить населению оптимальные условия проживания. В перечень этих систем входит водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети. Технические объекты имеют свойство выходить из строя, изнашиваться, из-за чего происходят аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (КСЖ). Как правило, они редко приводят к гибели людей, но могут серьезно усложнить жизнь граждан, особенно в период непогоды.
Общие сведения об авариях в коммунальной сфере
Понятие «авария» подразумевает под собой нарушение деятельности технического объекта, разрушение сооружений, коммуникаций, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ. В силу различных факторов КСЖ могут выйти из строя, работать неправильно или не на полную мощность.
К авариям на коммунальных системах жизнеобеспечения относится поломка канализационной системы, водопроводной, тепловой сети. Если нанесен урон электроэнергетическому объекту, это может привести к длительному отсутствию света на обширной территории, что отразится и на ряде других областей жизнедеятельности.
Следствие аварий в канализации – массовый выброс загрязняющих веществ, ухудшение экологической системы, обострение эпидемиологической обстановки.
Нарушение нормальной деятельности систем водоснабжения ограничивает доступ жителей к чистой воде. Даже если жидкость поступает, она обычно непригодна для употребления.
Зимой особую опасность несут неполадки на тепловых сетях. Поскольку в неотапливаемых помещениях невозможно проживать, требуется эвакуация жителей целых МКД и даже районов.
Итак, аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения – это происшествия, в результате которых нарушается нормальное функционирование систем поставки воды, электричества, газа.
Причины возникновения аварий КСЖ
В большинстве случаев коммунальные системы жизнеобеспечения выходят из строя в связи с их существенным износом, превышением гарантийного срока использования оборудования или коммуникаций. КСЖ работают в высоком темпе, в связи с чем очень сложно в адекватном режиме восстановить их, отремонтировать или обновить.
Причины износа оборудования разнообразны. Один из главных факторов возникновения чрезвычайных ситуаций в ЖКХ – нарушения прокладки коммуникаций в грунте. КСЖ работают в неблагоприятных условиях:
- неравномерное давление почвы;
- прогиб от собственной массы при просадочных грунтах;
- гидроудары;
- температурные перепады;
- внешняя коррозия;
- воздействие электрического поля;
- засорение различными отложениями.
Узлы и насосные установки водоразводящих сетей подвергаются износу и коррозии. Они тоже находятся под землей, испытывая агрессивное воздействие грунта и внешних явлений.
Динамика коррозийных изменений зависит от плотности земли. Самые плотные земляные породы почти не пропускают кислород, что делает почву агрессивной.
Оборудование на теплотрассах и в котельных тоже изнашивается быстро, из-за чего случаются аварийные ситуации. Чаще всего проблемы возникают в осенне-зимний период, когда нагрузка на КСЖ особенно велика.
Классификация и последствия аварий
Можно выделить следующие разновидности аварий на КСЖ:
- В системах снабжения населения питьевой водой.
- На коммунальных газопроводах.
- В сфере электроснабжения населения.
- На теплосетях в холодное время года.
- В канализационных системах.
- На коммунальных системах с массовым выбросом загрязняющих компонентов.
Последствия крупных коммунальных аварий затрагивают широкий спектр отраслей жизнедеятельности, вызывая возникновение целого ряда проблем:
- транспортный коллапс;
- поломку коммуникационных сетей;
- подтопление сооружений;
- прекращение подачи электричества;
- нарушение графика движения наземного транспорта;
- исчезновение связи;
- остановку лифтов и так далее.
Аварии на коллекторах канализационных сетей обусловлены ветхостью и засорением труб. Это ведет к загрязнению водопроводной воды. Проникновение сточных вод в водозабор вызывает вспышку инфекционных и других заболеваний. При истечении жидкости наружу возможно заражение почвы.
Из-за чего выходят из строя системы водоснабжения
Аварийные ситуации обычно случаются на водонапорных башнях, разводящих сетях и насосных установках. Реже ремонтным бригадам приходится иметь дело с повреждениями сооружений по очистке воды.
Прекращение подачи воды может происходить из-за внештатных ситуаций на электростанциях.
Чтобы обеспечить эффективную и бесперебойную поставку воды населению, отдельно создаются резервные скважины и формируются ее аварийные запасы.
Неполадки в коммунальных газопроводах
Повреждения в газопроводе сопровождаются разрушением или разрывом систем, которые расположены как в самом здании так и на разводящих сетях, относящихся к жилым домам или предприятиям. Реже возникают неполадки на компрессорах или на распределительных станциях.
Главная опасность аварий на коммунальных газопроводах – утечка газа, которая может привести к полномасштабному взрыву и серьезным разрушениям.
Причины перебоев с электроснабжением
Из-за повреждения линий электропередач, распределительных станций или трансформаторов прекращается подача электричества в помещения.
Чтобы предотвратить такие ситуации, выполняется прокладка линий под землей. Кроме того, специалисты рекомендуют применять не менее 2 независимых друг от друга источников электроснабжения и создавать резервные трансформаторы.
Аварии на теплосетях в морозы
Сильные морозы и резкие перепады температуры вызывают разрывы труб теплосетей, из-за чего перестают работать котельные.
Поскольку большинство современных бойлерных функционируют на природном газе, аварии на газопроводах влекут за собой нарушения подачи тепла.
Неполадки канализационной системы
Причина аварий в системе канализации – выход из строя канализационного оборудования и очистных сооружений. Это происходит потому, что специальные службы их несвоевременно или некачественно очищают. В результате в коммуникациях возникают засоры.
Подобные аварии сопровождаются выбросом загрязняющих веществ в водоемы или водопровод. На устранение экологических катастроф уходит много времени.
Если авария произошла на станции перекачки, емкость с фекальными отходами переполняется, поэтому они выбрасываются в окружающую среду. Чтобы этого избежать, следует использовать запасной электрический генератор.
Как подготовиться к возможным авариям
Чтобы уменьшить масштаб последствий коммунальных происшествий, разрабатывается специальный комплекс мер, которые следует принимать как можно быстрее. Хотя службы по устранению аварий работают без выходных и праздников, прекращение подачи воды, света или газа даже на короткий срок все равно доставляет неудобства.
Поскольку исключить вероятность аварий КСЖ невозможно, стоит заблаговременно подготовиться к чрезвычайным ситуациям:
- Следить, чтобы дома всегда были спички, свечи.
- Приобрести фонарики, запасные батарейки, беспроводной радиоприемник.
- Запастись водой и набором продуктов с длительным сроком хранения.
- Держать на видном месте список аварийных служб с номерами телефонов, чтобы все члены семьи могли ими воспользоваться.
Эффективное взаимодействие жильцов и специалистов позволяет устранить последствия аварии за несколько часов.
План действий в случае аварии на коммунальных системах
О возникновении чрезвычайной ситуации следует сразу же сообщить или поставщику ресурса. В некоторых организациях действуют круглосуточные телефонные линии для таких звонков.
Если ситуация срочная, следует обращаться напрямую в аварийную службу.
При повреждении электроэнергетических систем возможны скачки напряжения, что нередко ведет к возгораниям, поломкам оборудования. В этом случае следует выдернуть все вилки включенных в сеть устройств и обесточить помещение, переведя рычаги на щитке в положение “Выкл.”.
Если отключено электричество, нужно иметь под рукой газовые или бензиновые горелки, чтобы приготовить или разогреть еду. Как источник света используют свечи, если в квартире нет сквозняков. Свечи ставят вдали от штор, обоев и так далее.
Об обнаружении на улице поврежденных электропроводов следует уведомить полицию. Ни в коем случае нельзя приближаться к оборванному проводу ближе, чем на 5-8 м. Если он неожиданно упал рядом, нужно прыжками покинуть опасную зону.
О неполадках в системах водоснабжения часто свидетельствует гул или шум в трубах. В случае аварии нужно перекрыть водопроводные краны. В этот период воду для питья или готовки лучше покупать в магазинах. Для других нужд в теплое время года можно брать воду из водоемов. Для ее очистки от вредных примесей используется:
- кипячение;
- отстаивание в течение нескольких суток в открытой емкости;
- специальные химические очистители;
- серебряные предметы.
Если происшествие требует проведения долгих ремонтных работ, к жилым домам поставляется чистая питьевая вода.
При отсутствии отопления используют обогреватели, причем не кустарного производства. Запрещается обогревать квартиру, включая газовые конфорки или электрические кухонные панели, – это часто приводит к пожарам, отравлениям.
Для сохранения тепла можно повесить одеяло или плед на окна, балконы, входные двери. Члены семьи могут разместиться в небольшой комнате и плотно закрыть двери, чтобы туда не проникал холодный воздух из других помещений. Согреться поможет теплая одежда, горячее питье и физические упражнения.
Крупнейшие аварии КСЖ
К сожалению, история помнит немало чрезвычайных происшествий, связанных с КСЖ. Вот лишь некоторые примеры аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения:
- Поломка резервного узла на станции «Чагино», город Москва, 2005 год. В результате десятки тысяч человек были заблокированы в железнодорожном транспорте, метро, лифтах. Не могли нормально функционировать многие коммерческие и государственные предприятия.
- Прорыв канализационной насосной станции «Северная-1», Ростовская область, 1990 год. Последствия устранялись 16 лет, так как сточные воды попали в реку, что усугубило ситуацию.
- В сильный холод из-за поломки насоса перестали работать все котельные поселка Чукотка (1996 год). 70 жилых домов оставались без тепла несколько дней.
- Срыв крышки гидроагрегата на Саяно-Шушенской ГЭС, 2009 год. Авария стала причиной гибели более 50 человек и нанесла серьезный удар по экологии.
Итог
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения – явление страшное. Именно поэтому сегодня огромное внимание уделяется состоянию оборудования в сфере КСЖ. Когда происходят коммунальные аварии, важную роль играет скорость и правильность действий специалистов. Жильцам стоит знать, что делать в чрезвычайной ситуации. Благодаря этому удастся устранить последствия, пока авария не приобрела глобальных масштабов.
Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.
Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения.
Ежегодно, как правило, отмечается низкий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период года (на уровне 70~80%).
Особую тревогу вызывает необеспеченность запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20% от необходимого минимального 100-дневного запаса).
Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в последние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов.
К нарушениям в работе жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят стихийные бедствия. Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количество жилых домов, школ, больниц, детских садов остается без тепла и света.
Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения аварийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насос
ного оборудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооружений, замороженных коммуникаций и др.).
Главной причиной недостаточной готовности является устаревшая материально-техническая база, нехватка финансовых средств.
Вопросы для самоконтроля На какие группы подразделяются чрезвычайные ситуации техногенного происхождения? Охарактеризуйте аварии на химически опасных объектах. Охарактеризуйте аварии на радиационно-опасных объектах. Дайте характеристику аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах и особенностей их воздействия на население и окружающую среду. Назовите поражающие факторы пожаров. Назовите причины возникновения аварий на транспорте. Каковы причины аварий на гидротехнических сооружениях?
Еще по теме Аварии иа объектах коммунального хозяйства:
- Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством
- 15.1. Особенности функционирования жилищно- коммунального хозяйства. Тарифная политика
- 15.4. Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство
- 4.4. Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством
- БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ /КППIIПІКУ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА в УСЛОВИЯХ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
- 3.1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства как объект наследования
- 2.2.2. Поздние этапы присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству. Возникновение престижной экономики
Аварии на транспорте
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:
Железнодорожная авария;
Авиационная катастрофа;
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
Аварии на водном транспорте и др.
Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза .
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут вызвать столкновения поездов, их сход с рельсов, пожары и взрывы.
ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.
Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели пассажиров .
Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания; деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.
Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия .
Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути .
Для того чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте .
Аварии на гидротехнических сооружениях
Гидротехнические сооружения - это гидроэлектростанции (ГЭС), дамбы, шлюзы, объекты для забора воды для водоснабжения и орошения, объекты рыбозащиты и др.
Весьма опасно разрушение плотин, так как при этом действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых представляет опасность для людей.
Разрушительное действие волны прорыва заключается в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции).
Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки .
Поражающее действие волны прорыва гидродинамического объекта связано с распространением с большой скоростью воды, создающей угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.
Поражающий фактор -- волна прорыва гидротехнического сооружения. Параметр поражающего воздействия - скорость волны прорыва, глубина волны прорыва, температура воды, время существования волны прорыва. Минимальные значения параметров поражающего воздействия волны прорыва, которые сохраняют поражающий эффект: статистическое давление потока воды не менее 0,2 кг/см2 (20 кПа), с продолжительностью действия не менее 0,25 ч и скоростью потока не менее 2 м/с.
Характер воздействия поражающего фактора определяется гидродинамическим давлением потока воды, уровнем и временем затопления, деформацией речного русла, загрязнением гидросферы, почв, фунтов, размыванием и переносом фунтов.
Объектами поражающего воздействия волны прорыва могут быть: население, городские и сельские строения, сельскохозяйственные и промышленные объекты, элементы инфраструктуры, домашние и дикие животные, окружающая природная среда.
Показателями последствий поражающего воздействия волны прорыва являются: число погибших, пораженных и пострадавших людей, время поражающего воздействия (мин., ч, сут.); площадь зоны воздействия (км2); площадь зоны отселения (эвакуации); затраты на проведение аварийно-спасательных работ; экономический ущерб; социальный ущерб; экологический ущерб.
Причинами прорыва гидротехнического или естественного сооружения могут быть следующие техногенные факторы: разрушение конструкций сооружения, эксплуатационно-технические аварии, нарушение режима водосбора и др.
Характер и масштабы поражающего действия волны прорыва определяются:
· резким изменением уровня воды в нижнем и верхнем бьефах при разрушении напорного фронта сооружения;
· ударным действием масс воды, перемещающихся с большой скоростью;
· ослаблением прочностных характеристик грунта в основании сооружений вследствие фильтрации и насыщения его водой;
· размывом и перемещением больших масс грунта;
· перемещением с большими скоростями обломков разрушенных зданий и сооружений и их таранного воздействия;
· объемом перемещаемых вод .
Аварии на объектах коммунального хозяйства
Наиболее распространенными являются аварии в системах водоснабжения, канализации, газо-, энерго- и теплоснабжения.
Каждая вторая авария происходит на сетях и объектах теплоснабжения. Каждая пятая авария случается на сетях водоснабжения и канализации .
Увеличение аварийности связано с низким уровнем подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуатации в холодный период года, необеспеченностью запасами топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов, со значительным физическим износом основных фондов коммунальной инженерной инфраструктуры городов .