Все эпохи по порядку в истории. Презентация по истории костюма на тему "хронология исторических эпох в искусстве"

Лекция «Тема № 2»

Эпохи, стили, направления

Художественное произведение – это форма существования искусства. Оно отражает мир во всей сложности многообразия, эстетического богатства.

Художники* всегда стремятся правдиво передавать мир. В процессе творчества рождается определённый художественный метод, поэтому правда в искусстве не всегда тождественна правдоподобию.

В формировании художественно – образных приёмов, методов участвуют многие социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о правде, с религиозно – идеологическими воззрениями общества, с мировоззрением собственно художника.

Исторически сложившиеся структурное единообразие художественных приёмов, художественного языка, взаимоотношений содержания и формы, объединяющее в данную эпоху произведения мастеров, работавших в разных видах и жанрах искусства, называется стиль .

Слово стиль может употребляться в широком смысле – стиль жизни, стиль игры, стиль одежды и т. п., и в узком – «стиль в искусстве».

В разных исторических эпохах Стиль проявляется в отдельных видах, которые называются актуальными.

Общественное развитие происходит неравномерно. Если оно носит замедленный характер как в Древности, то смена системы художественных форм происходит очень медленно на протяжении тысячелетий, столетий, то такое развитие принято называть художественная эпоха.

Позднее, с XVII в. мировое общественное развитие значительно ускоряется, искусство сталкивается с многообразными задачами, обострением социальных противоречий, поэтому происходит быстрая смена стилей.

В искусстве ХІХ – ХХ веков проявляются лишь отдельные стилистические тенденции, идеологическая неустойчивость общества препятствует образованию единых стилей и возникают быстро сменяющие друг друга направления.

Первобытное искусство (20000 – 5000 лет до н.э.) развивалось в полной зависимости от природы, от бытовых потребностей человека, было связано с магией. Характерно развитие керамики правильной формы, орнамента, резьбы, реалистического изображения животных (наскальные рисунки).

*Слово «художники» употребляется в широком смысле, т.е. художники, архитекторы, писатели и т.д. , т.е. создатели произведений искусства.

:

    Наскальная живопись с изображением животных. Росписи в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Тассилин Аджер (Северная Африка).

    Скульптурные изображения женщин, так называемые палеолитические Венеры.

    Мегалитические сооружения Стонхендж (Англия), Каменная могила (Украина).

Древние деспотии (искусство междуречья и Древнего Египта (5000 лет до н.э. – VIII в до н.э.)) представляют собой художественную эпоху. За этот период происходит множество художественных открытий, но главное, что определяет эпоху остается неизменным:

Полное подчинение религии,

Развитие погребальных культов,

Развитие канонов во всех видах искусства,

Становление основ строительной техники,

Синтез искусств в архитектуре,

    гигантизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Междуречье.

    Быки – шеду из дворца Саргона ІІ в Дур Шуррукине.

    Арфа с головой быка из царской гробницы Ура.

    Ворота богини Иштар. Вавилон.

Древн ий Египет:

    Пирамиды в Гизе

    Храмы амона Ра в Карнаке и Луксоре

    Храм Абу Симбел

    Тутмос. Скульптура. Голова царицы Нефертити

    Скульптура царского писца Каи

    Фаюмский портрет юноши в золотом венце

Античность (искусство Древней Греции (VII-Ш век до н.э.) и Древнего Рима (ІІІ век н.э)) объясняла мир мифологически. Это был одновременно реалистический и иллюзорно – фантастический взгляд на мир. В искусстве это выражается в:

    героизации идеального образа

    гармонии внутреннего и внешнего облика

    гуманизации искусства

Скульптура становится актуальным искусством. Античные художники передают образ совершенного человека с высочайшим мастерством и реалистичностью. В Древнем Риме развивается скульптурный портрет.

Античность выработала строительные системы, которыми мы пользуемся до сих пор. В Древней Греции сложилась ордерная строительная система, это сочетание колонн и перекрытий, а в Древнем Риме на основе открытия цемента использовали круглую арку и купол. Создали новые типы общественных и инженерных построек.

:

    Кносский дворец, о. Крит

    Львинные ворота, Микены

Древняя Греция:

    Архитектурный ансамбль Парфенона (основные храмы: Парфенон, Эрехтейон).

    Пергамский алтарь.

    Галикарнасский мавзолей.

    Фидий (скульптор). Скульптурное оформление Парфенона.

    Фидий. Скульптура Зевса Олимпийского.

    Мирон (скульптор). Дискобол.

    Поликлет (скульптор). Копьеносец.

    Скульптура. Венера Милосская.

    Скульптура. Ника Самофракийская.

    Скульптура. Лаокоон.

Древний Рим:

    Пантеон в Риме (храм всех богов)

    Колизей, амфитеатр Флавиев (Рим)

    Понт Дю Гар (Франция)

    Конная статуя Марка Аврелия

    Колонна Траяна (Рим)

Средневековое искусство (V – XVI в) подчинено христианской идеологии, наполнено аллегориями и символами. Характерен синтез искусства подчиненного христианской литургии. Актуальным видом была архитектура.

Эпоха делится на два периода: романское (XI – XII в.) и готическое (конец XII – XIV в.)

Романская архитектура использует конструктивные особенности архитектуры Древнего Рима (Rоmа). Романские соборы строят в форме базилик, они тяжеловесны с темными интерьерами, с двумя круглыми в плане башнями на фасаде здания. Скульптура украшающая собор плоскостна, схематична (чаще рельеф), расположена в основном над порталами.

Готическое искусство – это качественный скачок развития средневекового искусства. Собор сохраняя форму базилики, строится теперь на основе новой каркасной системы. Суть которой состоит в том, что используя стрельчатую арку строится кирпичный каркас. Промежутки между столбами – опорами (контрфорсами) заполнены окнами – витражами. Поэтому интерьеры становятся как бы пронизанными светом. Здание обильно украшено скульптурой, архитектурным декором. Фасад фланкируют башни теперь квадратные в плане. Фасад собора единственно настоящая стена богато украшена скульптурой. Теперь преобладает очень реалистическая, круглая скульптура. Над главным порталом находится круглое резное окно, которое называют «роза».

Поздняя готика (ХV – ХVI в.) отличается архитектурным декором фасада – напоминает языки пламени, исчезает окно – роза. Такая готика получила название пламенеющая.

Основные памятники и ведущие художники :

    Вормский собор (Германия) – романская архитектура

    Нотр Дам де Пари (Париж) - готическая

    Кёльнский собор (Германия) – поздняя

    Собор Святой Анны (Вильнюс, Литва) – пламенеющая

После распада Великой Римской империи в IV в н.э., она разделилась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Византии. В Западной развивался католицизм и, соответственно, романская и готическая культура. А в Восточной (она стала называться Византия ) распространялось православие. В Византии вся культура тоже была подчинена религиозной идеологии. Византия существовала с IV по XV в. но наивысшего расцвета искусство достигло в период правления Юстиниана (VI в н.э.). В архитектуре православию соответствовали центрические, купольные, а позднее крестово-купольные соборы. Развивается живопись монументальная (мозаика и фреска) и станковая (иконопись). Подчиняясь религиозной догме, живопись была строго канонизирована.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Константинопольская (г.Стамбул)

    Церковь Сан Апполинаре (г.Равенна)

    Церковь Сан Витале (г.Равенна)

Древнерусское государство (X – XVII вв.) восприняло Православие, соответственно крестово-купольную систему храмовых построек и живописный канон. Но в процессе развития выработало неповторимые национальные черты. Складывается национальный тип храмовой постройки: крестово-купольные, кубовидные с волнообразным или килевидным завершением стен (закомар). Купола подняты на высокие барабаны.

В строго канонизированной живописи преобладает славянский тип лица, появляются русские святые, национальный орнамент и вся характеристика образов становится более человечной.

Влияние народного зодчества очень сильно проявлялось в перенесении художественных прислов, декора, цвета в каменное строительство и называлось «узорочье» (XVI – XVII в.) . Народные технические приёмы воплотились в появлении каменных и шатровых храмов.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Киевская, г. Киев. (13 куполов)

    Дмитриевский собор, г. Владимир. (1 купол)

    Церковь Параскевы Пятницы, г. Чернигов. (1 купол)

    Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского кремля. (5 куполов)

    Икона Владимирской Богоматери.

    Храм Василия Блаженного (Покрова что на рву), г. Москва.

    Икона Покрова с портретом Б.Хмельницкого.

    Оранта. Мозаика Софии Киевской.

    А.Рублев. Троица (икона).

Возрождение (Renessanse) как основание античного наследия на новом историческом этапе возникло в Италии, здесь в конце XIII – XVI веках возрождались гуманистические идеалы античности. Отсюда название эпохи «Возрождение». Эпоха Возрождения утверждает что мир познаваем, а человек – титаническая личность, способная изменить мир. Художники открыли индивидуальность человека, поэтому появился портрет; они разработали теорию и практику перспективы, художественно освоили анатомию человеческого тела, разработали гармонию композиции, использовали цветные эффекты, изображение обнаженной натуры, женского тела было зримым аргументом борьбы со средневековым аскетизмом.

В скульптуре главным становится образ челнока, а не божества. Сложились основные типы скульптуры: монументальная и декоративная. После античности вновь возрождается конная статуя.

В архитектуре наряду с требованием античных форм (использованием аркад, греческого портика) происходит выработка собственного художественного языка. Создается новый тип общественных сооружений, городской дворец (плац) и загородные дома – вилы..

Основные памятники и ведущие художники :

    Джотто ди Бонде. Росписи капеллы дель Арена, г. Падуя.

    Ботичелли. Рождение Венеры.

    Леонардо да Винчи. Джокона. Мона Лиза.

    Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах.

    Леонардо да Винчи. Роспись «Тайная вечеря» (г. Милан).

    Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

    Рафаэль Санти. Росписи в Ватикане (Стансы Ватикана, Рим).

    Микеланджело. Скульптура. Давид.

    Микеланджело. Росписи потолка Сикстинской капеллы (Ватикан)

    Джорджоне. Юдифь.

    Джорджоне. Гроза.

    Тициан. Портрет папы Павла ІІІ с племянниками.

    Тициан. Молодой человек с перчаткой.

    Тициан. Ассунта.

    Веронезе. Брак в Кане Галилейской.

    Брунеллески. Церковь Санта Мария дель Фьоре, г. Флоренция.

    Палладио. Вилла под Римом.

    Донаттелло. Конная статуя Гаттамелаты, г. Падуя.

В странах Северной Европы (Нидерланды, Германия, Франция) идеи Возрождения проникают с конца XV века. Своеобразие национальных культур, средневековые традиции в сочетании с идеями Итальянского Возрождения, выработали своеобразный стиль, который принято называть Северное Возрождение.

XVII век – время интенсивного образования национальных государств, национальных культур, становления абсолютной власти в одних странах и зарождения буржуазных отношений в других. Стало невозможно выразить в одной художественной формуле сложность и противоречивость эпохи, поэтому в XVII веке возникло многообразие художественных форм, т.е. стилей. В XVII веке появились стили: классицизм, барокко, реализм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Дюрер. Портрет Венецианки.

    Дюрер. Четыре Апостола.

    Дюрер. Графические иллюстрации к «Апокалипсу»

    Ван Эйк. Мадонна Канцлера Роллена.

    Ван Эйк. Гентский алтарь.

    Братья Лимбурги. Миниатюры «Великолепного часослова герцога Беррийского».

    Брейгель. Слепые.

    Босх. Корабль дураков.

Барокко – самый распространённый стиль XVII в. Это искусство построенное на контрастах, асимметрии, тяготению к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

В живописи и скульптуре характерно:

    диагональные композиции

    изображение преувеличенного движения

    иллюзорность изображения

    светотеневые контрасты

    яркий колорит, живописное пятно (в живописи)

В архитектуре :

    гнутые, волютообразные формы

    асимметрия

    использование цвета

    обилие декора

    желание обмануть глаз и выйти за реальное пространство: зеркала, анфилады, плафоны на потолках, изображающие небо.

    ансамблевая организация пространства

    синтез искусств

    контраст вычурно украшенной декором архитектуры и четкая геометрия садов и парков, или городских улиц.

Барокко торжествовал в тех странах, где господствовал феодализм и католическая церковь. Это такие страны: Италия, Испания, Фландрия, позже Германия и в XVIII веке – Россия. (в архитектуре)

Основные памятники и ведущие художники :

    Караваджо. Лютнист.

    Рубенс. Персей и Андромеда.

    Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант.

    Бернини. Скульптура «Экстаз Святой Терезы»

    Бернини. Скульптура «Аполлон и Дафна»

    Жюль Ардуен Мансар.Версальский дворец (Франция).

    Бернини. Площадь Святого Петра в Риме.

Классицизм (лат. образцовый). Французский абсолютизм XVII в. регламентировал жизнь, заключая ее в жесткие рамки государственности. Герой классицизма не свободен в своих действах, а подчинен строгим нормам, общественному долгу, смирение чувств разумом, следование абстрактным нормам добродетели – таков эстетический идеал классицизма.

Образцом для себя классицизм XVII в. избрал греческую античность. В архитектуре используется греческий ордер. В скульптуре – идеальные мифологические образы. В живописи:

    строгая величавость

    возвышенная красота образов

    горизонтальная или кулисная композиция

    тщательный отбор деталей и цвета

    стандартность образов, театральность жестов и чуств

Основные памятники и ведущие художники :

    Пуссен. Аркадские пастухи.

    Пуссен. Времена Года.

    Лоррен. Похищение Европы.

Голландская культура. В XVII в. в странах, где зарождался капитализм, велась борьба за национальную независимость. Победа бюргерства определили характер Голландской культуры, рождение реализма, появление самостоятельных жанров станковой живописи (портрет, бытовой жанр, натюрморт).

Основные памятники и ведущие художники :

Голландия XVII :

    Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях

    Рембрандт. Возвращение блудного сына.

    Вермар Дельфтский. Девушка, читающая письмо.

    Вермар Дельфтский. Географ.

    Терборх. Стакан лимонада.

    Хальс. Цыганка.

Испания XVII :

    Веласкес. Пряхи.

    Веласкес. Портрет папы Иннок Х

    Веласкес. Сдача Бреды

    Веласкес. Портрет Инфланты Маргариты

    Эль Греко. Похороны графа Оргаса

Рококо. С началом XVIII столетия обозначился кризис французского абсолютизма. Строгий этикет сменяется атмосферой легкомыслия и наслаждений. Возникает искусство способное удовлетворять самые вычурные и изысканные вкусы – это рококо. Это полностью светское искусство, главная тема – любовные и эротические сцены, любимые героини – нимфы, вакханки, мифологические и библейские темы любви.

Это искусство миниатюрных форм свое главное выражение нашло в живописи и прикладном искусстве. Светлые колориты, дробные и ажурные формы, сложный орнамент, асимметрия, создающая ощущение беспокойства.

Основные памятники и ведущие художники :

    Ватто. Общество в парке.

    Буше. Купание Дианы.

    Буше. Портрет Мадам Пампадур.

    Фрагонар. Качели.

    Фрагонар. Поцелуй украдкой.

Просвещение. С 40-х годов во Франции появляется новый социальный слой зарождающийся буржуазии, так называемое «третье сословие». Именно это определило развитие нового философско-художественного течения Просвещение. Зародилось оно в недрах философии, и смысл его заключался в том, что все люди от рождения имеют равные возможности и только воспитание и просвещение (т.е. обучение), может выделить их из общей массы равных членов общества.

Основным жанром становится бытовая картина, изображающая скромный быт третьего сословия, прославляется добропорядочность и трудолюбие.

Основные памятники и ведущие художники :

    Шарден. Кухарка.

    Грёз. Балованное дитя.

    Гудон. Скульптура. Вольтер в кресле.

В Англии Просвещение зародилось в литературе, в конце XVII века. Поэтому бытовая живопись становится повествовательной, т.е. художники и графики создают целые серии картин, последовательно рассказывающие о судьбе героев и носят морально – назидательный характер. Для Английского Просвещения характерно развитие портретной живописи.

Основные памятники и ведущие художники :

    Хагарт. Модный брак.

    Гейнсборо. Портрет Герцогини де Бофор.

Русское Просвещение развивалось XVIII – начало XIX века, связано с идейно – философским течением. Русские Просветители: философы – Ф. Прокопович, А. Кантемир, М. Ломоносов и писатели – Татищев, Фонвизин, Радищев верили в безграничный разум человека, в возможность гармонизации общества через развитие творческих начал каждой личности, через образование. В это время в России стремительно развивается домашнее образование, открываются новые учебные заведения, развивается газетно-журнальное и книжное издательство.

Все это служило образовательным целям, воспитанию личности – «сына Отечества»; а значит развитию портрета.

Но русское Просвещение носило еще и антикрепостническую направленность, т.к. совершенно справедливо считали, что крестьяне (крепостные) тоже были наделены богатством умственных и эмоциональных способностей.

Основные памятники и ведущие художники :

    Аргунов. Портрет П.Жемчуговой.

    Никитин. Портрет напольного гетьмана.

    Ливицкий. Портреты Смолянок.

    Боровиковский. Портрет Лопухиной.

    Рокотов. Портрет Струйской.

    Шубин. Портрет Голицына.

    Фальконе. Памятник Петру I в Санкт Петербурге («Медный всадник»)

Но создавая идеальные образы крестьян искусство Просветителей конца XVIII – начала XIX в. сливалось с сентиментализмом .

Основные памятники и ведущие художники :

    Тропинин. Портрет А.Пушкина.

    Тропинин. Золотошвейка.

    Венецианов. Весна.

    Венецианов. На пашне.

Барокко в русской и украинской архитектуре. С появлением абсолютистских монархий, в том числе и в Ватикане – центре капиталистической церкви, усиливается парадность, пышность, театрализованность придворного искусства, что способствовало развитию барокко в архитектуре Италии и Франции в XVIII в, в России (XVIIIв.), Украине (“казацкое барокко”) вторая половинаXVII – XVIII в.

Особенности архитектуры барокко:

    синтез искусств в архитектуре

    ансамблевость (дворец в парке с большим количеством павильонов)

    возрастание декоративности, лепных украшений, скульптуры

    использование ордерных элементов: гнутых фронтонов, пучков пилястр или полуколонны, ниш, которые полностью закрывают стену и усиливают светотеневой контраст

    использование цвета: бирюзовая стена, белые архитектурные детали, золотая лепнина

    интерьеры: пышная декоративная театрализованность, анфилады, живопись с иллюзорными эффектами, использование зеркал

Украинское или «казацкое барокко» - это совершенно самостоятельный этап развития Европейского барокко. В нем нет дворцовой пышности. Используются гнутые фронтоны, «заломы» крыш и куполов церквей. Декор стен – это плоская резьба, белая по белому или светло-голубому фону стены. Вместо дворцов строятся дома казачей верхушки, канцелярии, коллегиумы. А культовая архитектура продолжает традиции народного деревянного зодчества (трех купольные соборы).

Основные памятники и ведущие художники :

    Растрелли. Зимний дворец (Санкт Петербург)

    Растрелли. Андреевская церковь (Киев)

    Григорович Барский. Церковь Николы на Набережной (Киев)

    Ковнир. Колокольня на Дальних печерах (Киево-Печерская Лавра)

    Ковнир. Покровский собор в Харькове.

В последней трети XVIII столетия во Франции произошла буржуазная революция. Её задачи, требования к гражданам общества совпадали с героико-гражданскими идеалами римской античности. В Древнеримском обществе личность, ее свобода и даже жизнь приносятся в жертву обществу. История трактовалась как деяние выдающейся личности. Именно герой, выдающаяся личность – носитель моральных ценностей общества. Это и стало образцом для художников конца XVIII в. и сложилось в последний великий общеевропейский стиль.

Классицизм (в творчестве Ж.Давида – принято говорить «революционный классицизм»).

Для живописи характерны художественные приемы классицизма XVII в. Но историческая картина отражает гражданственно – публицистическую тематику, а портреты в соответствии с идеалами революции отражали личность, образ современника великих перемен.

С начала XIX в. классицизм в живописи теряет гражданственность, остается лишь внешняя сторона: строгая логика композиции деталей, цвета, статуарность фигур. Таким образом классицизм в живописи превращается в академизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Давид. Смерть Марата

    Давид. Клятва Горациев

    Энгр. Одалиска

Классицизм в архитектуре. Во Франции в конце XVIII века, а в России с начала XIX века в архитектуре господствует стиль классицизм. Стиль сформировался под влиянием идей патриотизма и гражданственности на основе использования античных образцов. Композиционные приемы:

    симметричность; обычно главный корпус с портиком в центре и двумя флигелями

    скульптура сосредоточена на главном входе – портике. Часто используется скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой, шестеркой коней управляемых богиней Славы.

Классицизм связан с ростом городов, потребностью организации их пространства. В России классицизм появляется как идея универсального стиля, который создает единые строительные приемы; использование местных материалов, штукатурки, создает новые типы зданий: гимназий, университетов, торговых домов, триумфальных арок, тип дворянской усадьбы.

Архитектурный стиль позднего классицизма называется ампир – завершая развитие стиля. Наряду с использованием античных форм (как греческих так и римских) появляются стилизованные египетские мотивы особенно в интерьерах.

Основные памятники и ведущие художники :

    Росси. Здание Генерального штаба (Санкт Петербург)

    Воронихин. Казанский собор (Санкт Петербург)

    Боженов. Пашков дом. Москва.

    Баретти. Здание университета. Киев.

    Суффло. Пантеон (Париж)

Романтизм. Великая Французская буржуазная революция закончилась реставрацией монархии. Стиль романтизм (начало XIX в.) явился результатом разочарования людей в возможности разумного преобразования общества на основе принципов свободы, равенства, братства. Стремление возвысится над прозой жизни, убежать от гнетущей обыденности, поэтому так велик интерес художников к экзотическим сюжетам, мрачной фантазии средневековья, теме борьбы за свободу. Художников интересует древний мир человека, его индивидуальная исключительность. Романтический герой всегда изображается в чрезвычайных ситуациях, обычно это гордый герой одиночка, переживающий яркие и сильные страсти. Это нашло выражение в выразительной и чувственной мощи цвета, где цвет начинает доминировать над рисунком.

Для живописи характерно:

    нервная возбужденность, экспрессия композиции

    сильные контрасты цветовых пятен

    экзотические темы, готическая символика

    программные произведения, т.е. основанные на исторических и литературных сюжетах

Основные памятники и ведущие художники :

    Жерико. Плот «Медузы».

    Делакруа. Свобода на Баррикадах.

    Рюд. Скульптурный рельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже.

    Гойя. Махи.

    Гойя. Портрет семьи короля.

В зависимости от точки зрения на объект исследования и происходящие процессы, исторические эпохи по порядку могут располагаться совсем не в той последовательности, к которой привыкли обыватели. Мало того, даже нулевую точку отсчёта, можно поставить в совсем необычном месте.

Начало отсчёта

Что такое «История»? История, это то, что записано. Если какое-либо событие не записано, а передаётся устно, то это предание. Соответственно, разумно будет предположить, что исторические эпохи, касаются только того периода существования человеческой цивилизации, когда уже была изобретена письменность. Это один из важных факторов, которые отделяют исторические эпохи, от геологических.

Следуя этим рассуждениям, начало отсчёта исторических эпох, будет стартовать от момента изобретения письменности. Но при этом традиция письменности не должна прерываться.

В частности, есть образцы письменности, которые датируются возрастом 8 и 7,5 тысяч лет. Но они не получили продолжения, а были всего лишь локальными проявлениями мощи человеческого интеллекта. И эти письмена до сих пор не расшифрованы.

Первые записи расшифрованные к настоящему времени, появились в Египте, приблизительно 5,5 тысяч лет назад. Это глиняные таблички, которые находились в захоронениях. На них были записаны имена умерших.

Эта письменность уже не прерывалась во времени.

Вот с этого момента, и начинается порядок отсчёта исторических эпох.

Исторические эпохи в хронологическом порядке

В каждом обособленном регионе Земли, письменность появлялась в свой исторический период. Мы будет анализировать наиболее близкую к нам культуру – европейскую. А её истоки, через Критскую цивилизацию, восходят к Древнему Египту.

Обратите внимание, что рассматривая Древний Египет как прародину европейской культуры, мы обособляемся от географических ориентиров. Согласно «Теории Цивилизаций» проф. А. Д. Тойнби, эти структуры обладают способностью развиваться, давать жизнь другим цивилизациям, в некоторых случаях угасать или перерождаться в иные культуры.

А значит, началом хронологии исторических эпох будет середина энеолита.

1. Древний мир, общей продолжительностью приблизительно 3000 лет, в том числе:

· Медный век, закончившийся приблизительно 3700 лет назад.

· Бронзовый век. Закончился 3100 лет назад.

· Железный век. Длился до 340 г. до нашей эры.

· Античность. С падением Рима в 476 году, завершилась эпоха Древнего мира.

2. Средневековье. Продолжалось приблизительно до 1500 года (длительность ≈1000 лет). Начало конца эпохи Средневековья было ознаменовано:

· Массовым переселением образованной части населения из Византии в Европу.

· Падение Царьграда в 1453 году.

· Возникновение Ренессанса. Пожалуй именно этот фактор, явился фундаментом, на котором сформировалась современная капиталистическая цивилизация, с её пороками.

3. Новое время. Эта эпоха продолжалась около 400 лет, и окончилась в конце 1917 года Октябрьской Социалистической революцией. За это время, культурно-нравственное состояние общества претерпело невероятные метаморфозы.

Если в начале Нового времени в центре мировоззрения обычного человека был Бог, который сотворил человека, весь мир, и вообще, являлся мерилом всех вещей. То пройдя эпоху

· Возрождения, трудами Фомы Аквинского, богословие стали воспринимать как обычную научную дисциплину, не привязанную к Богу. Затем, поборник Рационализма Декарт, провозгласил постулат: «Мыслю – следовательно существую». И в финале Г. Чербери сделал вывод, что христианство, это обычное философское учение. Тем самым было положено начало Деизму. Затем последовала

Каплю масла в огонь переформатирования сознания добавил Вольтер, который утверждал, что не Бог создал человека, а человек придумал бога. Это положило начало шизоидному расколу в умах целой цивилизации. Ведь по воскресеньям все ходили в церковь, и там признавались, что они грешные и недостойные. Но в остальные дни, они были равны богу.

И хотя теперь мерилом всех вещей стали считать человека, но люди стали ощущать нехватку духовно-мистической компоненты в своей жизни. И на пороге появилась

· Эпоха Романтизма. Разум был подвинут на обочину, а главенствовать стали чувства и эмоции, которые подменили духовность. Отсюда неудержимость, стремление к риску. Почти легализовались дуэли. Сформировался образ «благородного дикаря».

Окончил этот период Феербах, с постулатом: «Чувства ничто, главное вкусно и сытно кушать». А затем настал черёд раскрепощения женщин. А они меж тем, онтологически являются хранителями традиционных ценностей.

4. Новейшее время. Этот период продолжается до сих пор, без малого сто лет.

Любопытные закономерности

Согласно расчётам видных учёных, за время каждой из вышеописанных эпох, на планете успело прожить ≈ 10 млрд. человек. Но феномен сжатия исторического времени, с каждой эпохой уменьшал её продолжительность в 2,5-3 раза.

Есть предположения, что для перехода человечества в новую формацию, должен накопиться определённый багаж знаний и технологических инноваций, которые в свою очередь приводят к качественному скачку.

Проф. С. Капица, вывел формулу роста населения для всей планеты: N(t)=200 млрд /(2025-t). Где N– количество населения в данный момент времени, а t– данное время. Две константы: 2025 год и 200 млрд. человек, были получены несколькими учёными независимо друг от друга.

Эта формула, позволяет построить такой график прироста населения на Земле:

И он совпадает со сведениями о численности населения, которые с той или иной точность предоставляют историки.

Согласно данной концепции, С. Капица утверждал, что приблизительно в 2025 году, должен наступить некий фазовый переход в развитии человеческой цивилизации, который будет сопровождаться глобальными изменениями во всех сферах жизни.

Основные периоды развития мирового искусства.

Первобытное искусство – искусство первого человека, племен, населявших нашу планету до появления первых цивилизаций. По территории оно охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, вплоть до наших дней, т.к. до сих пор существуют народности, живущие вне цивилизации. К предметам первобытного искусства относятся наскальные рисунки, скульптурные изображения, рельефы и рисунки на предметах быта, оружия, украшения и ритуальные предметы, архитектурные постройки культового характера.

Искусство Древнего мира – это искусство первых цивилизаций: Египта, Греции, Рима и прилегающих государств и цивилизаций. Искусство тесно связано с языческими верованиями, практически полностью посвящено божествам и мифологическим героям. В ранние периоды искусство разных цивилизаций имеет схожие черты первобытного, но в более поздние периоды происходит резкое отличие в архитектурных постройках, принципах и правилах изображения человека, животных и т.д.

Средневековье – качественно новый этап в развитии всего европейского искусства, начавшийся с принятия странами западной Европы христианства, и в этом смысле объединивший тематику и направление стиля разных народов. Подразделяется на романский и готический стили.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (и в некоторых странах Восточной Европы) в основном в 10–12 вв. Главная роль отводилась суровой, крепостного вида архитектуре. Монастырские комплексы, храмы, замки располагались на возвышенностях и господствовали над местностью; их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной иторжественной силы, подчеркнутой массивностью стен и объемов, ритмом простого по формам архитектурного декора. Внутри здания Романского стиляделились на отдельные ячейки, перекрытые сводами (иногда куполами). В изобразительном искусстве главное место занимали монументальные рельефы на порталах храмов и резные капители колонн, а также книжная миниатюра, получившая в эту эпоху значительное развитие. Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство Романского стиля– литье, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело и т.п.

Готика (от итал. gotico, буквально – готский, т.е. относящийся к германскому племени готов) - художественный стиль, заключительный этап в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (12 - 15\16 вв). Готическое искусство оставалось культовым и религиозным, соотнесено с вечностью, с Божественным мирозданием. Моделью этого мироздания, символом Вселенной стал готический собор, сложная каркасная конструкция которого, торжественное величие и динамика, изобилие пластичности выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человека. Живопись существовала преимущественно в виде витражей. В готической скульптуре застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур. В эпоху готики расцвела книжная миниатюра, появилась алтарная живопись, высокого уровня достигло декоративное искусство. Собственные варианты Готикискладывались в Испании, странах Скандинавии, Нидерландах, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и др. странах Европы.

Возрождение , Ренессанс - эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии 14–16 вв., в других регионах – конце 15–16 вв.), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светского, гуманистического, обращением к античности, "возрождению" его. В архитектуре и изобразительном искусстве эпохи Возрождения - открытие чувственности и многообразия окружающей действительности сочеталось с разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т.д. Наиболее сильно Возрождение реализовалось в Италии, где различают периоды Проторенессанс (13 и 14 вв.), Раннее Возрождение (15 в.), Высокое Возрождение (конец 15 –начало 16 вв.), Позднее Возрождение (16 в.). Крупнейшие мастера этой эпохи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" применяется к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей этих стран является их связь с искусством поздней готики. Это произведения И. Босха, П. Брейгеля Старшего и др.

Барокко (итал. barocco– причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, приподнятость, интенсивность чувств, эффектная зрелищность, сильные контрасты масштабов и ритмов, света и тени. Интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. В живописи это эмоциональность, ритм, свобода мазка, в скульптуре –текучесть формы, ощущение изменчивости образа. Наиболее яркими представителями были П.П. Рубенс, А. ван Дейк.

Академизм – оторванность от практики, от жизненных реалий, направление, сложившееся в художественных академиях 16–19 вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Академизмнасаждал систему вневременных, "вечных" канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 11–начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству, как к эталону. Художественное произведение рассматривалось как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и чувствами. В архитектуре Классицизма отличают логичность планировки и ясность объемов. В живописи основными элементами стали линия и светотень, локальный цвет. Неоклассицизм (18 – начала 19 вв) стал общеевропейским стилем, также формировался в основном во французской культуре, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре это изысканный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь, стремление к суровой простоте, драматизм исторических и портретных образов, господствование традиции академизма.

Романтизм - художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. - устремленность к безграничной свободе ибесконечному, жажда совершенства и обновления, личная и гражданская независимость. Разлад идеала и действительности лег в основу романтизма; утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции (Э. Делакруа).



Импрессионизм (от франц. impression – впечатление), направление в искусстве конца 19 – начала 20 вв. Зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане О. Ренуар, Э. Дега изображали мгновенные, «подсмотренные» в реальности ситуации, использовали неуравновешенные композиции, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. К. Монеи др.выработали систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света и воздуха., богатства красок. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" экспонировалась в 1874 в Париже. В картинах сложные цвета разлагались на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы. Понятие Импрессионизм вскульптуре – это стремление к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы.

Натурализм (от лат. naturalis – природный, естественный), направление в искусстве, сложившееся в Европе и США в последней трети 19 в. и стремившееся к точному и беспристрастному воспроизведению реальности. Натурализм– это внешне жизнеподобное воспроизведение реальности, поверхностное изображение, пристрастие к воссозданию мрачных, теневых сторон жизни.

Модерн (франц. moderne – новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, создание необычных, подчеркнуто индивидуальных по облику зданий, фасады построек модернаобладают динамичностью и текучестью форм. Одним из основных выразительных средств в модернестал орнамент. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура и графика модерна.Один изизвестных живописцев и графики того направления - П. Гоген.

Реализм (от лат. realis – вещественный, действенный) – это убежденность в познаваемости реального мира. Это творчество Рембрандта, Д. Веласкеса и др.

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

  • Падение Константинополя в 1453 году;
  • Открытие Америки в 1492 году;
  • Начало Реформации в 1517 году;
  • Начало Английской революции в 1640 году;
  • Конец Тридцатилетней войны в 1648 году.

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античной культуры. Такая парадигма возникла после того, как произошли изменения в обществе Европы. В городах появились светские центры искусства и науки, деятельность которых была неконтролируема церковью. Страной зарождения этой эпохи стала Италия.

Барокко

Барокко. Центром этой культуры также считается великая Италия. В итальянских городах эпоха зародилась в XVІ-ХІVІ веках, а именно в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе. Такой поворот истории принято считать началом триумфа становления «западной цивилизации». Какая эпоха начинается вслед за неожиданным Барокко?

Классицизм

  • Классицизм. Это направление художественного стиля в европейском искусстве наступило вслед за Барокко в XVІІ веке, а завершилось в XІX. В основе такого направление лежал рационализм. Например, художественные произведения эпохи классицизма должны быть построены на строгих канонах. Для классицизма интерес представляло только вечное и неизменное. Классицизм установил строгую иерархию всех жанров, которые никак не подлежали смешиванию:
    • Эпопея;
    • Трагедия;
    • Комедия;
    • Сатира;
    • Басня.

Романтизм

Романтизм, наступивший в XVІІІ веке, утверждает духовно-творческую жизнь каждой личности, изображает сильные и боевые характеры. Распространение пошло на все сферы деятельности человека. Романтическим стали называть все странное, неизведанное, фантастическое, оригинальное, существующее только в книгах, а не в реальной жизни. Какие существуют эпохи после того, как нахлынуло романтическое восприятие действительности?

Импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в XІX веке, а затем распространился по всему миру. Все представители такого направления старались изобразить все вокруг в реальных очертаниях, но в ракурсе подвижности и с внедрением своих впечатлений. Наиболее важным было правильно суметь передать свои впечатления в картине, в литературе и музыке.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – это то течение в искусстве Европы, которое стало развиваться в ХХ веке во время становления модернизма. Наиболее большого признание и роста было достигнуто в Германии и в Австрии. Экспрессионизм стремится не только к тому, чтобы изобразить и передать действительность, но и к тому, чтобы наиболее четко передать все эмоции автора. Он реализовался во многих направлениях: живопись, театр, литература, музыка, танцы и архитектура. И это является первым течением, которое нашло свою реализацию в кинематографе.

Почему возникла эта эпоха? Это была болезненная реакция на уродство капиталистической цивилизации. Передавалось много эмоций: страх, тревога, разочарование и отчаяние. Для каждого экспрессиониста характерным является субъективность всего творческого процесса, потому как выражение должно преобладать над изображением. Тут часто можно уловить мотив крика и боли.

Радикальный конструктивизм

Радикальный конструктивизм – это не отражение реальности, а отражение каждым индивидуумом того, как он субъективно видит каждую реальную вещь. Ведь это происходит после того, как человек познает все вокруг. Каждый человек в эту эпоху рассматривается как закрытая система.

Неоклассицизм

Неоклассицизм. Творению, которое было создано в такой период, характерно проявление античности, возрождения, классицизма. Неоклассицизм характерен для удивительного архитектурного искусства и изобразительного направления в искусстве.

Какая сейчас эпоха развития? На данном историческом этапе наступило Новое время. В данный отрезок истории происходит становление новой цивилизации, системы отношений европейского мира и распространение в другие уголки мира. То, какие бывают эпохи, удивляет многих, оставляет различные загадки, которые будут разгадывать следующие поколения всего мира!

3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.

Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).

цивилизационная эпоха

Первобытная эпоха

около 2 млн.

лет до н. э.

до н. э. рубеж

Рис. 2. Эпохи в истории человечества

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.

Палеолит , древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.

Мезолит , средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.

Неолит , новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.

Во время энеолита , медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.

Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.

Во время распространения металла начали складываться большие культурные общности. Учёные полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, из которой выделились 3 группы языков: восточная (нынешние иранцы, индийцы, армяне, таджики), европейская (германцы, французы, англичане, итальянцы, греки), славянская (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты). Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва).

В период бронзового века из индоевропейских племён выделились предки славян (праславяне); принадлежащие им памятники археологи находят в регионе, расположенном от реки Одер на западе до Карпат на востоке Европы.

Цивилизационная эпоха составляет около шести тысяч лет. В эту эпоху создаётся качественно иной мир, хотя долгое время он ещё имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время, как часть человечества совершала прорыв - переходила от первобытности к цивилизованности, в других районах люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.

Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (рис. 3 на стр. 19).

Древний мир начался с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил – древнеегипетская. Во II тыс. до н. э. зародились древнеиндийская, древнекитайская, древнееврейская, финикийская, древнегреческая, хеттская цивилизации. В I тыс. до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – цивилизация персов, на Апеннинском полуострове – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где сложились цивилизации майя, ацтеков и инков.

Основные критерии перехода из мира первобытного к цивилизациям:

Появление государства, особого института, который организует, контролирует и направляет совместную деятельность и отношения людей, общественных групп;

    появление частной собственности, расслоение общества, возникновение рабства;

    общественное разделение труда (сельское хозяйство, ремесло, торговля) и производящая экономика;

    появление городов, особого типа поселений, центров


Новейшее

Древний мир Средние века Новое время

IV тыс. 476 г. рубеж начало

до н. э. до н. э. XV-XVI 1920-х

Рис. 3. Основные периоды всемирной истории

    ремесла и торговли, в которых жители, по крайней мере частично, не занимались сельским трудом (Ур, Вавилон, Мемфис, Фивы, Мохенджо-Даро, Хараппа, Паталипутра, Наньян, Саньян, Афины, Спарта, Рим, Неаполь и др.);

    создание письменности (основные этапы - идеографическое или иероглифическое письмо, слоговое письмо, буквенно-звуковое или алфавитное письмо) , благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

    создание монументальных сооружений (пирамиды, храмы, амфитеатры), не имеющих хозяйственного назначения.

Завершение Древнего мира связывают с 476 г н. э., годом падения Западной Римской империи. Еще в 330 г. император Константин перенес столицу Римской империи в ее восточную часть, на берега Босфора, на место греческой колонии Византий. Новая столица была названа Константинополем (древнерусское название Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя, получившая официальное название «Империя ромеев», а в литературе – Византия, стала преемницей античного мира. Византийская империя просуществовала около тысячи лет, до 1453 г. и оказала огромное влияние на Древнюю Русь (см. гл. 7).

Хронологические рамки средневековья , 476 г. – конец XV в., определяются, прежде всего, событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Средние века - важная ступень в развитии европейской цивилизации. В этот период сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Западную Европу среди других цивилизаций и оказали громадное влияние на все человечество.

Восточные цивилизации в этот период не приостанавливались в своем развитии. На Востоке были богатые города. Восток преподнес миру знаменитые изобретения: компас, порох, бумага, стекло и др. Однако темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I –II тысячелетий (бедуинов, турок-сельджуков, монголов), были более медленными по сравнению с Западом. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения; восточные культуры сопротивлялись нововведениям.

Окончание средневековья и наступление третьего периода всемирной истории связано с началом трех всемирно- исторических процессов – духовного переворота в жизни европейцев, Великих географических открытий, мануфактурного производства.

Духовный переворот включал два явления, своего рода две революции в духовной жизни Европы – Возрождение (Ренессанс) и Реформацию.

Современная наука истоки духовного переворота видит в крестовых походах, организованных в конце ХI – ХIII в.в. европейским рыцарством и католической церковью под знаменем борьбы против « неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и Святой земли (Палестины). Последствия этих походов для тогда бедной Европы были важными. Европейцы соприкоснулись с более высокой культурой Ближнего Востока, переняли более совершенные способы обработки земли и приёмы ремесла, принесли с Востока много полезных растений (рис, гречиха, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы), шёлк, стекло, бумагу, ксилографию (оттиск гравюры на дереве).

Центрами духовного переворота были средневековые города (Париж, Марсель, Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Любек, Франкфурт-на-Майне). Города добивались самоуправления, становились центрами не только ремесла и торговли, но и просвещения. В Европе горожане добились признания своих прав на общегосударственном уровне, образовали третье сословие.

Возрождение зародилось в Италии во второй половине XIV в., в XV-XVI вв. распространилось во всех странах Западной Европы. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название явления). Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, художников и скульпторов, именами которых гордится человечество – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Вильям Шекспир, Джеффри Чосер, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Веласкес, Рембрандт.

Реформация - общественное движение в Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Её началом считают 1517 год, когда доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций (свидетельств об отпущении грехов). Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отрицались права церкви на земельные и другие богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская и Английская революции.

Реформация положила начало протестантизму, третьему течению в христианстве. Это отколовшееся от католичества направление объединило множество самостоятельных церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причастие). Основной источник вероучения у протестантов – Священное Писание (то есть Ветхий Завет и Новый Завет).

Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Однако Реформация имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Великие географические открытия – комплекс наиболее значимых открытий на суше и на море с середины XV до середины XVII вв. Важное значение имели открытия Центральной и Южной Америки (Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Велес де Мендоса, 1492-1502 гг.), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама, 1497-1499гг.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана в 1519-1522 гг. доказало существование Мирового океана и шарообразность Земли. Великие географические открытия стали возможны благодаря техническим открытиям и изобретениям, в том числе созданию новых судов - каравелл. В то же время дальние морские путешествия стимулировали развитие науки, техники, мануфактурного производства. Началась эпоха колониальных захватов, которая сопровождалась насилием, грабежами и даже гибелью цивилизаций (майя, инков, ацтеков). Европейские страны захватывали земли в Америке (с начала XVI в. туда стали ввозить негров), Африке, Индии. Богатство порабощенных стран, как правило, менее развитых в социально- экономическом отношении, дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном итоге – индустриальной модернизации Европы.

В конце XV в. в Европе зародились мануфактуры (от лат. – делаю руками), крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Часто период европейской истории от появления мануфактур до начала промышленного переворота называют « мануфактурным ». Существовали две формы мануфактуры: централизованная (предприниматель сам создавал крупную мастерскую, в которой все операции по изготовлению того или иного продукта производились под его руководством) и гораздо более распространенная - рассеянная (предприниматель раздавал сырьё надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда, усовершенствованию орудий производства, росту производительности труда, формированию новых социальных слоев – промышленной буржуазии и наемных рабочих (этот социальный процесс завершится во время промышленного переворота). Мануфактуры подготовили переход к машинному производству.

Всемирно-исторические процессы, свидетельствующие об окончании средневековья, требовали новых способов передачи информации. Этим новым способом стало книгопечатание. Прорыв в технике производства книг совершил Иоганн Гутенберг. Изобретение Гутенберга было назревшим и подготовленным развитием книжного дела в предшествующие столетия: появление в Европе бумаги, техники ксилографии, создание в скрипториях (монастырских мастерских) и в университетах сотен и тысяч рукописных книг преимущественно религиозного содержания. Гутенберг в 1453 –1454 гг. в Майнце впервые напечатал книгу, так называемую 42-строчную Библию. Книгопечатание стало материальной базой для распространения знаний, информации, грамотности, наук.

Хронологические рамки третьего периода всемирной истории, нового времени (начало XVI в. – начало 1920-х годов) определяются так же, как средневековый период, прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Поскольку в других странах, в том числе в России, развитие было более медленным по сравнению с Западом, постольку здесь процессы, характерные для нового времени, начались позднее.

С наступлением нового времени началось разрушение средневековых устоев (то есть политических и социальных институтов, норм, обычаев) и формирование индустриального общества. Процесс перехода средневекового (традиционного, аграрного) общества к индустриальному обществу называется модернизацией (от франц. - новейший, современный). Этот процесс занял в Европе около трехсот лет.

Модернизационные процессы происходили разновременно: раньше они начались и быстрее протекали в Голландии и Англии; медленнее эти процессы шли во Франции; еще медленнее - в Германии, Италии, России; особый путь модернизации был в Северной Америке (США, Канада); начавшиеся на Востоке в XХ в. модернизационные процессы получили название вестернизация (от англ. – западный).

Модернизация охватывала все сферы жизни общества, она включала:

Индустриализацию, процесс создания крупного машинного производства; начало процессу постоянно нарастающего использования машин в производстве положил промышленный переворот (впервые он начался в Англии в 1760-е годы, в России он начался на рубеже 1830-1840-х годов);

Урбанизацию (от лат.- городской), процесс повышения роли городов в развитии общества; город впервые получает экономическое преобладание,

оттесняя на второй план деревню (уже в конце XVIII в. удельный вес городского населения в Голландии составил 50 %; в Англии этот показатель равнялся 30 %; во Франции – 15 % , а в России - около 5 %);

    демократизацию политической жизни, создание предпосылок для формирования правового государства и гражданского общества;

Секуляризацию, ограничение влияния церкви в жизни общества, в том числе обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; процесс распространения светских элементов в культуре получил название « обмирщение» культуры (от слова «мирской » - светский);

Быстрый, по сравнению с прошлым периодом, рост знаний о природе и обществе.

Большую роль в процессе модернизации, в духовном перевороте сыграли идеи Просвещения. Просвещение , как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, возникло в Англии в XVII в. (Дж. Локк, А. Коллинз). В XVIII в. Просвещение распространилось по всей Европе, наивысшего расцвета достигло во Франции – Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Французские просветители участвовали во главе с Д. Дидро в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», поэтому их называют энциклопедистами. Просветители XVIII в. в Германии – Г. Лессинг, И. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. Новиков, А. Радищев. Просветители считали причинами всех человеческих бедствий невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Они выступали против феодально - абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители не призывали к революции, но их идеи сыграли в общественном сознании революционизирующую роль. XVIII век чаще всего именуют «веком Просвещения» .

Огромную роль в процессе модернизации сыграли революции, кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующиеся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов. На Западе в XVI-XVIII вв. революции охватили четыре страны: Голландию (1566-1609 гг.), Англию (1640-1660 гг.), США (Война за независимость североамериканских колоний, 1775-1783 гг.), Францию (1789-1799 гг.). В XIX в. революции охватили другие европейские страны: Австрию, Бельгию, Венгрию, Германию, Италию, Испанию. В XIX в. Запад «переболел» революциями, пройдя своеобразную вакцинацию.

XIX век именуют «веком капитализма» т. к. в этом столетии в Европе утвердилось индустриальное общество. Два фактора были определяющими в победе индустриального общества: промышленный переворот, переход от мануфактуры к машинному производству; изменение политической и социальной структуры общества, почти полное освобождение от государственных, политических, правовых институтов традиционного общества. Об основных различиях индустриального и традиционного обществ см. табл. 1. (стр. 27).

Окончание нового времени обычно связывают с первой мировой войной (1914 -1918гг.) и революционными потрясениями в Европе и Азии в 1918 -1923 гг.

Четвертый период всемирной истории, начавшийся в 1920-е годы, в советской историографии получил название новейшее время. Долгое время в название последнего периода всемирной истории вкладывали пропагандистский смысл как начало новой эры в истории человечества, открытой Октябрьской революцией 1917 года.

На Западе последний период всемирной истории называют современностью, современной историей. Причем начало современности подвижно: когда - то она начиналась с 1789 г., затем - с 1871 г., сейчас - с начала 1920-х гг.

Вопрос о завершении четвёртого периода всемирной истории и наступлении пятого периода, так же, как вся проблема периодизации, является дискуссионной. Вполне очевидно, что в мире на рубеже XX - XXI в. в. произошли кардинальные перемены. Осмысление их сущности, значения и последствий для человечества, вступившего в III тысячелетие от Рождества Христова - важнейшая задача экономистов, социологов, историков.

Таблица 1.

Основные признаки традиционного и индустриального обществ

Признаки

Общество

традиционное

индустриальное

    Сектор, доминирующий в экономике

Сельское хозяйство

Промышленность

    Основные средства производства

Ручная техника

Машинная техника

    Основные источники энергии

Физическая сила человека и животных

Природные источники

(вода, уголь, нефть, газ)

    Характер экономики (преимущественно)

Натуральный

Товарно-денежный

    Место проживания основной массы поселения

    Структура общества

Сословная

Социально-классовая

    Социальная мобильность

    Традиционный тип власти

Наследственная монархия

Демократическая республика

    Мировоззрение

Полностью религиозное

Светское

    Грамотность



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!