Принципиальная схема процесса управления охраной труда. Организация и управление охраной труда на производстве Схематичное изображение управления системой охраны труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда и техники безопасности осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Структуру системы управления охраной труда и техникой безопасности в России можно представить следующим образом (Таблица 1):

Таблица 1

Система государственного управления охраной труда

Под-сис-темы

Органы власти, образующие подсистему

Функции органов власти

Государственная межотраслевая

Министерство труда и социального развития РФ

На федеральном уровне в области условий и охраны труда:

  • · осуществление государственного управления охраной труда и техникой безопасности, координация работы федеральных органов исполнительной власти в этой области;
  • · разработка федеральных программ улучшения условий и охраны труда;
  • · представление в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;
  • · разработка межотраслевых правил и организационно-методических документов по охране труда и технике безопасности;
  • · разработка предложений по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • · организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организация выборочной экспертизы соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда, техники безопасности;
  • · работы по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
  • · аттестация рабочих мест, а также организация и проведение во взаимодействии с Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификации работ по охране труда и технике безопасности в организациях;
  • · разработка предложений по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;
  • · разработка предложений о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • · представление по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;
  • · организация обучения и проверки знаний работников в области условий труда, охраны труда и техники безопасности;

Межведомственная комиссия по охране труда

Основная задача - координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Функциональная

Министерство экономического развития и торговли РФ

Методическое руководство и координация работ по разработке и реализации федеральных целевых программ по охране труда

Министерство финансов РФ

Участие в подготовке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их финансирования

Министерство здравоохранения РФ

Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением санитарного законодательства в области гигиены и безопасности труда, разработка и утверждение санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в области охраны труда

Министерство промышленности, науки и технологий РФ

Участие в организации, проведении и координации научно-исследовательских работ по проблемам безопасности, физиологии, психологии и гигиены труда

Министерство образования РФ

Организация обучения по охране труда в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Другие федеральные министерства и ведомства

Функциональное участие в реализации государственных функций по управлению охраной труда и техникой безопасностиы

Отраслевая

Отраслевые ведомства при поддержке Министерства труда

  • · участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • · разработка и утверждение отраслевых нормативных правовых актов об охране труда; участие в рассмотрении проектов законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
  • · определение совместно с отраслевыми профсоюзами круга производств и профессий отрасли, для которых необходимо установить гарантированные государством компенсации за работу в условиях повышенного профессионального риска;
  • · участие в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях в соответствии с действующим порядком;

Отраслевая

  • · организация на предприятиях отрасли или определенной сферы деятельности обучения и проверки знаний требований охраны труда и техники безопасности работников, в т. ч. руководителей;
  • · изучение состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, ежегодное информирование Министерства труда РФ о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, внесение предложений по совершенствованию федерального законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда;
  • · определение тематики исследований по отраслевым вопросам охраны труда, разработка пакета заказов по данной тематике для отраслевых научно- исследовательских организаций
  • · участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, организация работы отраслевых комиссий по охране труда;
  • · обеспечение взаимодействия по вопросам охраны труда в отрасли федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей;

В организациях обязанности по обеспечению техники безопасности и охраны труда возлагаются на работодателя. В РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и техники безопасности, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда Федеральный Закон об основах охраны труда в РФ, ст. 12.

Служба охраны труда в организации - основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение всех работников безопасным приемам и методам работы, обращению с машинами и механизмами, знание санитарно-гигиенических и противопожарных правил и т.п. Этим целям служит инструктаж по охране труда и технике безопасности. Федеральным Законом от 17 июля 1999 г. предусмотрено, что все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и технике безопасности и проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности в порядке, определенном Правительством РФ. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию или учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) - на руководителя подразделения.

Понятие и структура управления безопасностью труда. Система управления безопасностью труда

Система управления безопасностью труда

Управление безопасностью труда - это планомерный процесс воздействия на систему «человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.


Процесс управления включает: оценку параметров условий труда; формирование целей и постановку задач; составление программ; оперативное управление программами; оценку эффективности осуществления программ; стимулирование исполнителей. Функциональная схема процесса управления безопасностью труда представлена на рис. 2.


Рис. 2. Функциональная схема управления безопасностью труда


Управление безопасностью труда происходит с помощью управляющего органа, включающего администрацию предприятия, руководителей структурных подразделений, службу охраны труда на основе информации о состоянии объекта управления.


Орган управления принимает решение с учетом внешней информации: законодательные и нормативные акты, директивные указания вышестоящих органов исполнительной власти.


Функции управления определяют направление деятельности при решении задач по управлению безопасностью труда, причем каждая задача решается посредством всех перечисленных функций.


Функции учета, анализа и оценки направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки управленческих решений. При этом используются материалы аттестации и сертификации условий труда, анализ травматизма, результаты производственного контроля, предписания органов государственного надзора.


Функция планирования и прогнозирования работ по охране труда включает определение заданий подразделениям и службам предприятия, участвующим в решении задач по охране труда. Планирование работ по охране труда осуществляется на основе:

  1. перспективных (пятилетних) - комплексных планов улучшения условий труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;
  2. текущих (годовых) - планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда для заключения коллективных договоров;
  3. оперативных (квартальных, месячных) - планов по цехам и участкам.

Прогнозирование работ по охране труда основано на результатах научного анализа и исследований в данной области. При этом анализ травматизма должен охватывать период не менее 5-10 лет. Правильный прогноз -залог реальности планов по улучшению условий и безопасности труда.


Функции организации, координации и регулирования направлены на объединение усилий различных служб предприятия для решения задач управления. Они предусматривают установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в управлении, принятие и реализацию приказов, распоряжений и т.п.


Функция контроля заключается в выявлении отклонений от принятых решений, проверке выполнения ранее принятых решений. При этом предусматривается контроль за состоянием объекта управления:

  1. оперативный - руководителя работ и других должностных лиц;
  2. контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;
  3. ведомственный контроль вышестоящих органов;
  4. контроль, осуществляемый органами государственного надзора.

Функция стимулирования за работу по охране труда способствует заинтересованности работающих в решении задач управления безопасностью труда. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией предприятия совместно с профсоюзным комитетом с учетом постановлений и указаний государственных и профсоюзных органов.


Функции управления органически связаны между собой, дополняют друг друга. Пренебрежение или снижение реализации одной функции управления отрицательно сказывается на реализации другой. Так, неполная реализация функции учета, анализа и оценки состояния объекта резко ограничивает эффективность функции контроля, особенно функции планирования и прогнозирования работ.


С другой стороны, полная и всесторонняя реализация функций стимулирования позволяет привлечь к управлению трудовые коллективы и повысить эффективность других функций управления, а также эффективность решения задач управления безопасностью труда в целом.


Таким образом, система управления безопасностью труда - это часть общей системы управления предприятием, которая включает организационную структуру (объект и орган управления), деятельность по планированию, практическую работу, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей. При этом процесс управления безопасностью труда основан на системе законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Вопросы организации охраны труда на предприятии являются очень важными для реализации трудового законодательства непосредственно на рабочих местах. От того, насколько правильно организована эта служба, будет зависеть её эффективное функционирование.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Однако не так уж просто бывает работодателям разобраться во всех тонкостях законодательства в области ОТ и организовать её на своём предприятии. О том, что же эта служба собой представляет, какова её структура, и как её создать с нуля, поговорим далее.

Понятие

Более общее представление о том, как нужно вводить в действие службу ОТ, представлено также в Трудовом Кодексе РФ.

В частности, десятый раздел под названием «Охрана труда» содержит главу 35, которая называется «Организация охраны труда». В статье 217 обозначены обязанности каждого руководителя организации, численность личного состава которой более 50 человек, иметь в своём штате отдел, бюро или одного инженера (специалиста) по ОТ.

Насколько многочисленной будет служба ОТ, будет ли это целый отдел или один специалист, будет зависеть от численности работников предприятия, специфики производства и наличия или отсутствия вредных факторов и профессиональных рисков.

Государственное регулирование

Сфера охраны труда граждан является одной из самых важных в трудовых взаимоотношениях, поэтому государство её чётко регулирует с помощью своих органов власти.

Иерархию государственного регулирования можно представить таким рисунком:

Государственное регулирование охраной труда находится в ведении Правительства страны. А оно, между тем, поручает федеральным органам исполнительной власти осуществление контроля в отдельных её сегментах.

Например:

  • Министерство здравоохранения и социального развития вырабатывает государственную политику и выпускает нормативно-правовые акты;
  • Федеральная инспекция труда функционирует как орган государственного контроля и надзора и расследует происшествия;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека предпринимает санитарно-гигиенические мероприятия.

А также можно выделить Государственную противопожарную службу, которая входит в состав МЧС. Она инспектирует противопожарную безопасность, которая должна присутствовать на любом предприятия независимо от количества персонала и наличия профессиональных рисков.

Общественный контроль

Наряду с государственным контролем деятельности служб ОТ существует ещё и общественный контроль.

Как гласит Трудовой Кодекс РФ, этот контроль могут осуществлять:

  • профсоюзы;

Профкомы для осуществления функций контроля могут создавать специальные инспекции труда технического или правового характера.

В права профкомов входит проведение независимых экспертиз условий труда, принятие участия в расследовании несчастных случаев и защита прав и интересов своих членов в вопросах возмещения вреда их здоровью.

Уполномоченные лица избираются на общих собраниях коллектива организации на срок не менее двух лет.

Обычно необходимость их назначения возникает, если у работников нет профсоюзной организации.

Избранного уполномоченного работодатель обязан обучить за счёт собственных средств и предоставить ему определённое время в течение рабочей смены для осуществления своей деятельности.

Кроме контроля над охраной труда, уполномоченные могут представлять интересы рабочих при рассмотрении трудовых споров и давать консультации по вопросам защиты их прав.

Комитет по ОТ является совещательным органом общественного контроля и состоит из представителей работников и представителей работодателя.

Все его члены проходят обучение в области ОТ по расширенной программе за счёт средств работодателя.

Одной из главных миссий комитета является разработка плана совместных мероприятий работодателя и профкома по обеспечению требований ОТ и предупреждению производственного травматизма.

Организация охраны труда на предприятии

Выбор политики организации в области ОТ

Прежде всего, на предприятии необходимо разработать политику в области ОТ.

Она представляет собой локальный нормативный акт, излагающий главные принципы и цели организации в области ОТ:

  • обеспечение безопасности работы и охраны здоровья её исполнителей;
  • обеспечение соблюдения законов, нормативных актов по ОТ и ;
  • привлечение работников и их представителей к активному участию в системе управления ОТ.

К выбранной политике организации в области ОТ предъявляют ряд требований:

  • Она должна соответствовать численности предприятия, специфике производства и масштабам риска.
  • Она должна быть лаконичной, с чёткими формулировками, излагаться понятным языком, иметь дату создания, подписываться работодателем.
  • Быть в свободном доступе для каждого сотрудника.

Политика должна обновляться в случае изменения условий труда.

Стоит упомянуть также, что у работодателя есть возможность применить , то есть воспользоваться услугами сторонних фирм данной специализации.

Структура

В структуре организации лучше всего выделять службу ОТ в отдельное подразделение.

Число работников этого подразделения напрямую будет зависеть от количества сотрудников всего предприятия, а именно:

  • Если их менее 50 человек – допускается возложение обязанностей на одного из работников административного звена.
  • Больше 50 человек – необходимо выделить освобождённую единицу для инженера по ОТ.
  • От 50 до 700 человек, не занятых на тяжёлых и вредных работах – один специалист ОТ.
  • Больше 700 человек – организуется бюро ОТ (3-5 работников) или отдел (более 6 человек).

Органы управления

Органы управления ОТ на предприятии могут быть представлены соответствующей схемой:

Таким образом, видим следующее:

  • Главная функция управления системой ОТ находится в компетенции руководителя. С помощью приказов, распоряжений, планов мероприятий он реализует свои управленческие решения.
  • Организационно-методический орган - это отдел ОТ. Он разрабатывает проекты управленческих решений, контролирует их исполнение, а также взаимодействует с комитетом ОТ, профсоюзом и медсанчастью.
  • Информационный орган это ИВЦ (информационно-вычислительный центр) . Он накапливает, обрабатывает, анализирует и ведёт учёт информации о существующих условиях труда, эффективности работы службы и динамике травматизма и несчастных случаев.
  • Объект управления – это работа всех служб и отделов организации по внедрению безопасных условий труда на местах, в цехах, на предприятии.

Документы

Необходимой документацией по ОТ на предприятии являются:

  • в организации;
  • перечень вредных факторов, производственных рисков и опасностей в работе;
  • инструкции по ОТ рабочих мест или должностей;
  • разных , несчастных случаев, выдачи СИЗ.

Документация по ОТ должна быть:

  • доступна для любого сотрудника;
  • изложена в понятной форме;
  • актуальной, то есть обновляться в случае необходимости.

Оформляться эти документы должны в соответствии с правилами делопроизводства и храниться в течение установленных сроков.

Обучение

В соответствии с Постановлением Министерства труда и Министерства образования России № 1/29 от 13.01.2003 г. все работники службы ОТ, руководитель и члены комиссий должны проходить обучение в аккредитованных учебных учреждениях, проверку знаний требований ОТ и периодическое повышение квалификации.

Все остальные сотрудники тоже должны обучаться требованиям ОТ, но уже в самой организации по специально разработанным программам инструктажей с последующей и аттестацией.

Особенности создания с нуля

Начинать создание службы ОТ следует с составления плана необходимых мероприятий, который должен включать в себя:

  • Выборку действующих нормативных актов, правил, стандартов, отраслевых требований и программ по ОТ в аналогичных производствах.
  • Составление перечня вредных факторов, производственных рисков, опасностей рабочей среды.
  • Разработать меры защиты, составить список необходимых СИЗ, определить безопасные приёмы работы.
  • Для мониторинга состояния здоровья сотрудников направить на медосмотр.

После этого можно приступать к разработке и утверждению внутренних актов предприятия и созданию службы.

Контроль

Ответственные лица

Как правило, на предприятии осуществляется за соблюдением требований ОТ административно-общественного характера.

Его ответственные лица на каждой ступени:

  • 1 ступень: начальник структурного подразделения ежедневно осуществляет контроль на рабочих местах;
  • 2 ступень: члены комиссия по ОТ осуществляют еженедельный мониторинг на участках производства, закреплённых за ними;
  • 3 ступень: руководитель предприятия во главе комиссии по ОТ на ежемесячных заседаниях заслушивает доклады, получает данные мониторинга, на основании которых принимает соответствующие решения.

Ответственность за невыполнение установленных требований

В Трудовом Кодексе установлены следующие виды ответственности за нарушение требований ОТ:

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Таким образом, система управления охраной труда, структура и численность её службы будет напрямую зависеть от численности штата предприятия и масштабов производственного риска.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные технологические процессы на электростанции. Идентификация опасных и вредных производственных факторов при эксплуатации оборудования, анализ травматизма. Мероприятия по улучшению условий труда моториста в помещении щита управления топливоподачей.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2012

    Анализ объекта экономики для определения соответствия условий труда требованиям охраны труда и промышленной безопасности. Оценка вредных факторов, действующих на работников завода. Разработка мероприятий по усовершенствованию управления охраной труда.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2016

    Оценка условий труда на рабочих местах маляра на металлообрабатывающем производстве. Анализ вредных факторов производства. Гигиенические нормативы условий труда и способы защиты работающих от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2018

    Функции субъектов и объектов системы управления охраной труда. Анализ вредных и опасных факторов, травматизма и профзаболеваний. Характеристика Министерства труда и социального развития Республики Саха. Состояние охраны труда в муниципальном образовании.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2015

    Оценка условий труда на рабочем месте термиста; технические, экономические, организационные и эргономические требования НОТ. Анализ опасных и вредных производственных факторов. Разработка мероприятий по обеспечению безопасности труда в термических цехах.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2014

    Основные определения и термины безопасности труда, опасные и вредные производственные факторы. Идентификация, измерение и оценка опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте инженера-электронщика. Мероприятия по улучшению условий труда.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2010

    Понятие опасности, опасных и вредных производственных факторов. Характеристика оптимальных, допустимых, вредных, опасных условий труда, причины травматизма на производстве. Предназначение различных средств защиты, организационные меры безопасности труда.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2013

    Ознакомление с описанием вредных и опасных факторов при проведении строительно-монтажных работ. Рассмотрение и анализ процесса организации обучения и проверки знаний требований охраны труда. Характеристика техносферной безопасности на производстве.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2018

Министерство- отрасль (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

Объединения - комбинаты (руководство, отдел охраны труда, научно-технический отдел);

Производственные предприятия, организации, (руководство, отдел или служба охраны труда, научно- производственный отдел);

Цеха, участки (руководство, инженер по охране труда, специалисты);

Рабочее место (исполнители-руководители линейных служб, работники).

Схема структурно-функциональной системы управления охраной труда

Таблица 1.4.1.

Министерство

Объединение

(комбинат)

Руководитель, отдел охраны труда, научно-технический отдел

Строительные

управления

Руководитель, отдел охраны труда, научно-производственный отдел

Строительный

Руководство, инженер по охране труда

(участок цеха) и рабочее место

Исполнители-руководители служб, работники

Функции и методы управления – это комплекс взаимосвязанных видов деятельности осуществляемых администрацией, инженерно-техническими работниками и общественными организациями, которые, опираясь на функциональные обязанности, отвечают на вопросы: кто, что и как должен работать в системе управления.

СУОТ предусматривает обеспечение выполнения следующих функций управления:

а) планирование работы по охране труда;

б) организацию и координацию работ в области охраны труда;

в) анализ и учет показателей состояния охраны труда;

г) контроль за состоянием охраны труда и функционирования системы управления охраны труда;

д) оценка состояния охраны труда;

е) стимулирование работы по охране труда.

Планирование работы по охране труда подразделяется на: перспективное (5-10 лет), текущее (год), оперативное (месяц, квартал).

К перспективному планированию относятся: комплексные планы улучшения условий по охране труда; планы внедрения стандартов безопасности труда и организационно-технические мероприятия по их внедрению.

Комплексные планы улучшения условий охраны труда являются основными документами, определяющими показатели, перечень, объемы и сроки проведения работ по созданию безопасных и здоровых условий труда.

К текущему планированию относятся: соглашение по охране труда, приложение к коллективному договору; план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактике производственного травматизма; план изучения и распространения передового опыта по охране труда.

К оперативному планированию относятся: оперативные планы работы по охране труда организации (предприятия); планы работы структурных подразделений, главных специалистов, в том числе службы охраны труда; планы работы кабинета охраны труда. Оперативные планы работы по охране труда организации (треста, объединения) составляются ежеквартально на основании предложений всех структурных подразделений и в соответствии с их функциональными обязанностями.

В качестве исходных данных для составления оперативного плана используется план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и профилактики производственного травматизма, анализ несчастных случаев, и Госпромгорнадзора, результаты проверок структурных подразделений, указания вышестоящих органов. Оперативные планы утверждаются первым руководителем организации, треста, объединения, выполнение этих планов рассматривается на совещаниях при проведении оперативного контроля III-IV ступени. Контроль по выполнению планов возлагается на службу охраны труда. Одним из элементов системы государственного управления охраной труда является обучение и проверка знаний. «Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и перечня работ с повышенной опасностью» устанавливает обучение и проверку знаний в учебных заведениях и на всех предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и видов их деятельности . В предлагаемой системе обучения населением Украины можно выделить три основных направления (рис.1.4.1.)

А. Изучение основ охраны труда в общеобразовательных школах.

В общеобразовательных школах изучается специальный курс «Охрана жизни и здоровья детей». Ответственность за выполнение программ, использование в полном объеме учебного времени, качество обучения вопросам охраны труда несут руководители учебно-воспитательных заведений. Обучение студентов и учащихся вопросами охраны труда проводится на предприятиях, где они проходят практику.

Б. Изучение охраны труда и безопасности в жизнедеятельности в вузах.

Подготовка специалистов и изучение дисциплин „Безопасность жизнедеятельности” и „Охрана труда” осуществляется:

- „Безопасность жизнедеятельности” изучается во всех высших учебных заведениях Министерства образования на 1 или 2 курсе (общим объемом 54 часа), итоговый контроль - зачет;

- „Основы охраны труда” изучаются во всех высших учебных заведениях Министерства образования при подготовке специалистов квалификационного уровня «молодой специалист» и «бакалавр» на 3 или 4 курсе общим объемом не менее 54 часов; в других вузах, в том числе и педагогических – не менее 27 часов, итоговый контроль - экзамен.

- „Охрана труда в отрасли” изучается студентами во всех высших учебных заведениях министерства образования третьего и четвертого уровней аккредитации, на пятом курсе, при подготовке специалистов квалификационного уровня «специалист», «магистр» общим объемом не менее 27 часов. „Охрана труда в отрасли” дополнительно изучается в курсах профилирующих дисциплин.

В. Изучение основ охраны труда работниками при приеме на работу, переподготовке и аттестации должностных лиц. Учебные программы для обучения работников вопросам охраны труда должны содержать как теоретическую, так и практическую (производственную) часть. Теоретическую часть учебной дисциплины «Охрана труда» предусматривается изучать не менее 20 часов. Для проверки знаний рабочих по вопросам охраны труда приказом руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия. Председателем комиссии могут быть назначены заместители руководителя предприятия, руководители и заместители руководителей структурных подразделений. В состав комиссии входят специалисты охраны труда, энергомеханической, технической, юридической служб и представитель профсоюза. Согласно статье 18 Законодательства , работники во время приема на работу и в процессе работы обязаны проходить за счет работодателя инструктаж и обучение по вопросам охраны труда, с изучением первой медицинской помощи потерпевшему в результате несчастного случая и правил поведения в случае возникновения аварии. Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном подборе, обязаны каждый год проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответственно нормативно-правовым актам по охране труда.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!