О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации. Порядок формирования совета федерации Фз о порядке формирования совета федерации рф

Совет Федерации - это верхняя палата Фед Собрания, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один представитель от законод и один от исп органов гос власти. ФЗ от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Фед Собрания РФ» изменил порядок формирования верхней палаты. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от законод (представительного) и один от испол органов гос власти субъекта РФ (ст. 1). При этом представитель от законод органа в Совете Федерации избирается этим органом из числа депутатов путем тайного голосования. Кандидатуру для избрания представителя вносит на рассмотрение данного органа его председатель; кроме того, она может быть выдвинута группой депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законод органа субъекта РФ. Представитель в Совете Федерации от исп органа власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, т.е. руководителем высшего исп органа гос власти субъекта РФ - губернатором края, области, президентом республики, мэром города фед значения. Решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должного лица субъекта РФ, после чего в трехдневный срок направляется в законод орган гос власти субъекта РФ и вступает в силу при условии: против назначения представителя не проголосуют 2/3 от общего числа его (органа) депутатов на очередном или внеочередном заседании данного органа. Оба представителя назначаются на срок полномочий представляемых ими органов власти субъекта РФ. Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в верхнюю палату не позднее 5 дней после вступления в силу принятых решений. Закон устанавливает, что срок полномочий избранного (назначенного) члена Совета Федерации начинается со дня вступления в силу решения об избрании и прекращается со дня вступления в силу решения об избрании члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законод органом власти или высшим должностным лицом субъекта РФ. В соответствии со ст. 11 Закона члены Совета Федерации - представители по должности (т.е. главы законодательных и исполнительных органов государственной власти) от субъектов РФ в Совете Федерации продолжали исполнять свои полномочия после вступления Закона в силу до вступления в силу решений об избрании (назначении) в установленном данным Законом порядке членов Совета Федерации.Полномочия (компетенция) Совета Федерации отражены в Конституции (ч. 1 ст. 102). При этом большинство полномочий отражают двойственную природу Совета Федерации как верхней палаты парламента и как «палаты регионов». К компетенции Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ вне ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конст Суда РФ, Высшего Арб Суда РФ; назначение на должность Ген прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

№58 Порядок выборов депутатов Г Думы. ФЗ «О выборах депутатов Г Думы Фед Собрания РФ»

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается ФЗ.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов ГДумы Фед Собрания РФ» определил порядок избрания депутатов Г Думы. Назначение выборов депутатов Государственной Думы. Согласно п. «а» ст. 84 Конституции выборы Г Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Г Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конст срок, на который была избрана Г Дума прежнего созыва. Если Президент РФ не назначит выборы депутатов Г Думы в срок, выборы депутатов Г Думы проводятся ЦИК РФ в первое воскресенье или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Г Думы. При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Г Думы. Сроки осуществления изб действий при этом сокращаются на четверть. Решение о назначении выборов подлежит оф опубликованию в СМИ. Изб система. ФЗ предусматривает, что выборы депутатов Г Думы проводятся на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) изб системы: - 225 (половина) депутатов Г Думы избираются по одномандатным изб округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный изб округ, за исключением изб округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный изб округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в РФ на 225 одномандатных изб округов; - 225 (другая половина) депутатов Г Думы избираются по фед изб округу пропорционально количеству голосов, поданных за фед списки кандидатов в депутаты, выдвинутые изб объединениями, блоками. Каждый гражданин РФ, обладающий активным изб правом и достигший на день голосования 21 года, вправе выдвигать свою кандидатуру по одномандатному изб округу. Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два бюллетеня различной формы, утверждаемой ЦИК РФ. Подсчет голосов производит участковая изб комиссия, которая передает протоколы об итогах голосования в вышестоящие комиссии. Результаты выборов по одномандатным изб округам определяются окружной изб комиссией. Результаты выборов по общефедеральному изб округу определяются ЦИК. Из каждого фед списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в ГДуму по одномандатным изб округам. В этом случае депутатские мандаты передаются кандидатам из того же фед списка в соответствии с их очередностью в этом списке либо в соответствующей рег группе.

Александр Николаевич Борисов

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (постатейный)

Список сокращений

Органы государственной власти:

Совет Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России – Конституционный Суд Российской Федерации;

Генпрокуратура России – Генеральная прокуратура Российской Федерации;

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации.


Правовые акты:

Закон 1994 г. о статусах члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (наименование в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ);

часть первая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть первая) от

Закон 1999 г. об организации органов власти субъектов РФ – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Закон 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации – Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;

Регламент Совета Федерации – Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержден постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ.


Источники правовых актов:

www.pravo.gov.ru – «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;

РГ – «Российская газета»;

СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СПС – справочные правовые системы.

Введение

Существование самостоятельного акта федерального законодателя, регламентирующего формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ (обозначается в настоящем комментарии как Совет Федерации), предопределено положением ч. 2 ст. 96 Конституции РФ, согласно которому порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В пункте 7 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ предусматривалось, что Совет Федерации первого созыва избирается сроком на два года. Но избирался лишь Совет Федерации первого созыва. Как отмечалось в Постановлении КС России от 21 декабря 2005 г. № 13-П, Совет Федерации в силу ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 96 Конституции РФ формируется, в его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, т. е. вопрос о порядке наделения гражданина РФ полномочиями члена Совета Федерации оставлен на усмотрение федерального законодателя.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее также – комментируемый Закон) является уже третьим соответствующим актом федерального законодателя. Первым таким актом являлся Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», содержащееся в котором регулирование сводилось к двум положениям: в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности (ст. 1); в двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации (ст. 2).

На смену названного Федерального закона от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ принят Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (именуется в настоящем комментарии как Закон 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации), содержащий более содержательную регламентацию, которая приведена при рассмотрении соответствующих положений комментируемого Закона. Основной же целью принятия комментируемого Закона явилась реализация идеи о формировании Совета Федерации на основе волеизъявления избирателей субъектов РФ. В отношении концепции данного Закона в пояснительной записке к его проекту отмечалось следующее:

Устанавливается, что Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу;

Предусматривается, что кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин РФ, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению. В то же время предлагается исключить требование о постоянном проживании кандидата на территории субъекта РФ в отношении лиц, которые на день голосования на выборах соответствующих органов государственной власти субъектов РФ являются членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы;

Устанавливаются две различные процедуры наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

Предусматривается в основном сохранить действующий ныне порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа в течение одного месяца со дня первого заседания данного органа нового созыва. Представителем в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа может быть только депутат этого органа;

Предполагается установить следующий порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. При проведении выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа власти субъекта РФ. Решение о наделении полномочиями соответствующего члена Совета Федерации вновь избранное высшее должностное лицо субъекта Федерации должно принять не позднее чем на следующий день после дня вступления в должность, оформив его соответствующим указом (постановлением);

Исключается возможность досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации по инициативе губернатора или законодательного органа субъекта РФ. Предусматривается, что для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации останутся те же основания, что и для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы (личное заявление и др.). В связи с этим одновременно предлагается также принять федеральный закон, вносящий соответствующие изменения в ст. 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Соответственно указанному предложению одновременно с комментируемым Законом принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 238-Ф3 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В комментируемый Закон внесены изменения Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти изменения учитывают внесенные тем же Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (именуется в настоящем комментарии как Закон 1999 г. об организации органов власти субъектов РФ) изменения, которые предусматривают и регламентируют новый способ выборов должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) – избрание данного должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства

1. Федеральное Собрание - парламент - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических, групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. Интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.

Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше - при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.

Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях назначает выборы этой палаты.

Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ - органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.

Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.

Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

1. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт: 1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации; 2) неодинаковая компетенция палат - к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия; 3) разный порядок формирования палат; 4) особенности представительной природы каждой палаты

2. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

3. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре 1993 г. избраны на два года.

В дальнейшем Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта РФ, естественно, может меняться при изменении персонального состава председателей законодательных органов субъектов, которые избираются их депутатами из своего состава, а также глав исполнительных органов субъектов (эти руководители должны избираться населением регионов, и их выборы проводятся в соответствии с законом).

Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов -225 человек - избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе.

Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели - только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из этого числа. Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.

Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных по округу избирателей.

Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта», Прежде всего из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются те избирательные объединения, избирательные блоки, списки которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Смысл этого «заградительного барьера» в том, чтобы предотвратить преобладание в парламенте мелких политических группировок, набравших незначительную долю голосов, способствовать укрупнению парламентских фракций, что должно сделать парламент более стабильным, предсказуемым. Далее подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. преодолевших «заградительный барьер». Потом эта сумма делится на число мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу, - 225. Получается избирательное частное, т.е. определяется «вес» одного мандата. Затем число голосов, полученных каждым избирательным объединением, блоком, получившим пять и более процентов голосов, делится на это избирательное частное и определяется количество полученных объединением, блоком депутатских мандатов - это целая часть числа, полученного в результате деления. Таким образом, избирательные объединения, блоки получают количество депутатских мандатов, соответствующее числу голосов, поданных за их списки кандидатов (чем больше голосов, тем больше депутатских мандатов). Законодательство предусматривает правила вторичного распределения оставшихся нераспределенных мандатов с учетом дробных частей (остатков), полученных в результате первого деления, а также распределения мандатов внутри кандидатского списка избирательного объединения.

Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем. В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью. или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.

4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст. 111, 117 Конституции РФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних двух ситуациях Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Порядок формирования Совета Федерации РФ закреплен в соответствующем законе. Так, в состав входит по 2 представителя от субъекта страны. Государственный Совет Российской Федерации включает в себя по одному от исполнительного и представительного (законодательного) властного органа субъекта.

В качестве члена рассматриваемого органа может быть назначен (избран) гражданин России, не моложе тридцати лет. При этом лицо должно обладать правом выбирать и быть выбранным в соответствии с конституционными нормами.

Порядок формирования Совета Федерации предусматривает, что члены - представители субъектов выбираются на срок полномочий этих органов, а при их формировании - на период полномочий депутатов, избранных однократно.

Представители двухпалатного законодательного института избираются по очереди от каждой палаты на половину периода деятельности соответствующей палаты.

Порядок Формирования Совета Федераций предусматривает рассмотрение кандидатов на избрание председателем.

Представитель от госвласти субъекта назначается должностным лицом (руководителем исполнительного высшего органа) субъекта.

Порядок формирования Совета Федерации предполагает тайное голосование при избрании представителя законодательного института власти. Принятое решение оформляется соответствующим постановлением.

Решение, принятое о назначении представителя от исполнительного органа закрепляется соответствующим указом. Этот указ в течение трех дней направляется в госвласти субъекта.

Порядок формирования Совета Федерации предусматривает определенные условия вступления в силу указов и постановлений о назначениях. Например, решение о принятии в должность представителя от исполнительного властного органа в случае, если на внеочередном (очередном) заседании представительного органа госвласти субъекта две трети всего количества депутатов не отдадут свои голоса против назначения.

Постановления о назначении (избрании) членов Госсовета направляются принявшими их органами в Совет Федерации.

Согласно законодательству, образование рассматриваемого органа завершилось к началу 2002-го года.

В соответствии с конституционными нормами, установлен перечень вопросов, которыми ведает Госсовет. Среди них следует отметить вопросы по:

  1. Утверждению изменения границ субъектов.
  2. Утверждению указа Президента о введении в стране военного положения.
  3. Решению вопроса о возможности применения Вооруженных Сил страны за ее пределами.
  4. Назначению судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного органа правосудия.
  5. Назначение и освобождение от полномочий Генпрокурора страны.

Согласно соответствующей конституционной норме Госдума и Совет Федерации образуют Счетную палату. Порядок ее деятельности, состав закрепляется законодательно.

Из своего состава Совет Федерации выдвигает Председателя, а также его заместителей. Они ведают внутренним режимом работы, ведут заседания. Госсовет формирует комиссии, комитеты, проводит связанные с вопросами своего ведения. В структуре органа при этом недопустимо образование парламентских объединений, фракций.

Обеспечение коллегиального и оперативного обсуждения каких-либо неотложных вопросов по деятельности Госсовета, связанных с постоянным функционированием органа, осуществляется при помощи Совета палаты. Этот коллегиальный орган действует постоянно. В его состав включены заместители Председателя Госсовета, Председатель, председатели комиссий и комитетов Совета, а также Комиссии по парламентским процедурам и регламенту.

Федеральный закон под номером 229 дает описание порядка работы Совета Федерации России, представляющего федеральные интересы в Парламенте страны.

Основные положения

Закон о Совете Федерации получил ход на основе решения депутатов Госдумы 20.11.2012. Члены Совфеда, которых данный ФЗ касается напрямую, одобрили его положения 28.12.2012. Новая редакция закона датируется июлем 2017-го. По закону в приоритет задач Совета Федерации входит максимально полное и адекватное отражение спектра региональных интересов, а также претворение в жизнь резолюций, принятых для реализации государственных стратегических планов по развитию страны. Члены Совфеда вправе апробировать либо отклонить федеральные законопроекты, даже если ранее их принятие подтвердила Государственная Дума.

Структура СФ должна включать по 2 представителя от каждого субъекта страны. Кроме того, Президент РФ назначает особых делегатов, которые составляют не менее 10% от всего состава Совфеда. Общее число его участников равняется 170. При этом глава государства не уполномочен распускать Совет, так как закон гарантирует неприкосновенность его состава. Консилиумы орган проводит на регулярной основе со стандартной периодичностью раз в 2 рабочих недели.

Для начала процесса регистрации себя в качестве кандидата в члены Совета гражданин обязан собрать и подать документацию, включающую в себя:

  • Текст соответствующего заявления в письменном виде;
  • Подтверждение источников дохода за минувший год. Необходимо представить не только свои данные, но и информацию по аналогичному предмету касательно второй половины и детей в возрасте до 18 лет;
  • Сведения об имеющемся в его распоряжении имуществе (собственном и членов семьи);
  • Информация о наличии имущества за пределами РФ, если таковое имеется. Как и в предыдущих пунктах, предоставляются также сведения об имуществе супруги и детей, не достигших совершеннолетия;
  • Письменное подтверждение отсутствия вкладов, помещенных в иностранные банки, осуществляющие деятельность вне пределов России;
  • Сведения о расходах на покупку имущества либо приобретения акций и ценных бумаг, сделанных за последние 3 года.

Важно! Предоставление недостоверных сведений противоречит настоящему закону и может повлечь взыскания.

Закон оформляет структуру Совфеда, в состав которого входят председатель и замещающее его лицо, комитет по рассмотрению отдельных вопросов, а также штат, включающий постоянных сотрудников и лиц, нанятых на временной основе.

Порядок, согласно которому формируется Совет Федерации, представлен в ст. 1 ФЗ № 229:

  • П. 1 – установление количества представителей, осуществляющих исполнительную власть, которые выдвигаются от каждого региона;
  • П. 2 – присуждение членам Совета особых полномочий по инициативе назначенного органа государственной власти;
  • П. 3 – определение регламента созыва органа власти, упомянутого в П. 2;
  • П. 4 – описание принципов непартийного развития Совета Федерации и обоснование запрета на создание партийных формирований его членами.

Последние изменения, внесенные в 229 ФЗ

Верхняя палата Федерального Собрания РФ – это масштабная структура, отвечающая за соблюдение федеративных принципов государства. Ее работа должна осуществляться беспрерывно, поддерживая высокий статус исполнения поставленных задач. Именно поэтому внесение поправок в ФЗ № 229 является необходимостью для постоянного усовершенствования функционирования данного государственного органа. Последний раз закон изменялся в июле 2017-го (1.07). Была отредактирована статья под номером два . Она описывает процедуру предоставления полномочий для лиц, претендующих на должность членов Совета Федерации.

Кандидаты должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Возраст – не младше тридцати лет;
  2. Позитивные характеристики и репутация;
  3. Постоянное проживание на территории российского государства в течение последних пяти лет;
  4. Депутатский статус;
  5. Соответствие положениям, описанным в актуальном законе.

Лицо, планирующее стать кандидатом в члены Совфеда, может не выполнять требование вышеприведенного пункта 3, если на протяжении последних пяти лет оно:

  1. Было занято на военной или дипломатической службе;
  2. Находилось на замещающей должности на гражданской службе федерального значения, государственной службе или на должности в учреждении муниципалитета.

Статья приводит ряд мотивов, по которым претендент на место в Палате Регионов столкнется с отказом. Среди прочих:

  • Наличие у кандидата подданства иностранного государства;
  • Документированное свидетельство о его перманентном пребывании на территории зарубежного государства;
  • Гражданин признан недееспособным частично или полностью;
  • Лицо, являющееся кандидатом, ранее отбывало срок в пенитенциарных учреждениях и имеет судимость за особо тяжкое преступление;
  • Гражданин привлекался к ответственности в административном порядке;
  • Кандидат был замечен в деятельности, носящей экстремистский характер.

Подробное описание порядка работы Палаты Регионов доступно в полной версии законодательного акта. Вы можете скачать Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» , приведенной в данной статье.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!