Мелкое хулиганство. Общая характеристика и юридический состав правонарушений. Что относят к мелкому хулиганству? Уголовный кодекс рф статья 20.1

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к ст. 20.1 КоАП

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона части первой статьи 20.1 выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей. Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц. От мелкого хулиганства как административного правонарушения следует отличать хулиганство, предусмотренное статьей 213 УК РФ, - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

3. Объективную сторону части второй комментируемой статьи составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка

К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами. Квалификация по части 2 статьи 20.1 возможна лишь в том случае, если представитель власти или иное лицо исполняли в данный момент обязанности по охране общественного порядка или пресекали нарушение общественного порядка. Неповиновение следует отличать от сопротивления представителям власти, осуществляющим охрану общественного порядка. Сопротивление выражается в очевидном и активном противодействии, в создании препятствий для исполнения представителями власти своих обязанностей. Такие действия квалифицируются по статье 318 УК РФ.

4. Субъектом правонарушения выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел или судьями в том случае, если орган внутренних дел передает его на рассмотрение судье.

Судебная практика по статье 20.1 КоАП

Постановление Верховного Суда РФ от 27.04.2018 N 19-АД18-6

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Константиновой Ирины Алексеевны на вступившие в законную силу определение судьи Ставропольского краевого суда от 17.05.2017 N 7а-508/2017 и постановление заместителя председателя Ставропольского краевого суда от 18.08.2017 N П4а-807/2017, состоявшиеся в отношении Константиновой Ирины Алексеевны (далее - Константинова И.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1


Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 N 2535-О

Как следует из представленных материалов, вступившим в законную силу постановлением суда общей юрисдикции заявитель был привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.1 КоАП Российской Федерации (нарушение общественного порядка, выразившееся в том числе в нецензурной брани в общественном месте), и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок семь суток.


Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2018 N 56-ААД18-2

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Буровой Валентины Николаевны на определение судьи Приморского краевого суда от 5 сентября 2018 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Буровой Валентины Николаевны,


Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 06.08.2018 N ДК18-33

Так во время судебного заседания, назначенного на 9 июля 2018 г., Дыблин В.Ю. с 7 июля 2018 г. по 12 июля 2018 г. отбывал в г. Волгограде административный арест за мелкое хулиганство, выразившееся в грубой нецензурной брани в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте (статья 20.1 КоАП РФ). После отбытия наказания Дыблин В.Ю. мог участвовать в судебном заседании, назначенном на 13 июля 2018 г. и проводимом с использованием видеоконференц-связи с Волгоградским областным судом. Однако он убыл в г. Москву. Разумных объяснений этих действий Дыблин В.Ю. в суд не представил.


Постановление Верховного Суда РФ от 20.05.2019 N 87-АД19-7

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Сажина С.В. на вступившие в законную силу постановление УУП ОП-1 УМВД России по г. Костроме от 12 февраля 2018 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2018 года, решение судьи Костромского областного суда от 24 мая 2018 года и постановление председателя Костромского областного суда от 25 октября 2018 года, вынесенные в отношении Сажина Сергея Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2019 N 66-АПУ19-16

Отмечает, что в деле имеются документы по административному задержанию Кудри (т. 8 л.д. 157, 158). Протокол составлен 24 апреля 2018 г. в 17 ч. 55 мин. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Однако из показаний сотрудника ФСБ С. следует, что 24 апреля после обследования дома, закончившегося в 14 ч. 50 мин., Кудрю увезли в отдел и на свободе он не находился. Где он мог совершить мелкое хулиганство, не ясно.


Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22.03.2018 N 20-АПУ18-2

Виновность Магомедова К.Р. в данной части подтверждена показаниями потерпевших Б. и П., свидетелей А., Я., Г., М., М., А. в совокупности с постановлением Магарамкентского районного суда от 24 января 2016 года о признании Магомедова К.Р. виновным в мелком хулиганстве, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (т. 1, л.д. 35 - 36).


Постановление Верховного Суда РФ от 27.05.2019 N 59-АД19-2

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Паньшина С.Я. на вступившие в законную силу постановление участкового уполномоченного полиции отдела УУП и ПДН МО МВД России "Благовещенский" от 14 мая 2018 года N 1372 АО 28008263 ПО, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 06 июля 2018 года, решение судьи Амурского областного суда от 28 сентября 2018 года и постановление заместителя председателя Амурского областного суда от 22 ноября 2018 года, вынесенные в отношении Паньшина Станислава Яновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Постановление Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 81-АД17-1

Материалы дела свидетельствуют о том, что Акбашев Н.В. долгое время уклонялся от выезда из Российской Федерации, а именно с 22 февраля 2007 года, ранее - 27 мая 2013 года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа, кроме того, 15 марта 2014 года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также, в отношении Акбашева Н.В. неоднократно возбуждались уголовные дела по части 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д. 9, 10).


Постановление Верховного Суда РФ от 15.05.2017 N 58-АД17-5

Оснований для вывода о том, что Кулаков А.А. дважды привлечен к административной ответственности судья Верховного Суда Российской Федерации не усматривает, учитывая, в частности, отмену постановления о назначении ему наказания по части 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу об административном правонарушении решением суда по другому делу.


Постановление Верховного Суда РФ от 07.07.2017 N 5-АД17-25

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Сизикова Е.С. на постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 1 апреля 2013 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 2 октября 2015 г., вынесенные в отношении Сизикова Е.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,


Хулиганство — это действия одного или нескольких людей, нарушающие общественный порядок. Хулиганы привлекаются к ответственности — административной или даже уголовной. В зависимости от того, как выражена степень антиобщественного поведения, хулиганские действия признаются либо правонарушением, либо преступлением.

Что является хулиганством?

Любое общество живет по своим правилам, которые обеспечивают как личную, так и общественную безопасность людей, ритмичную жизнь общества, спокойную обстановку. Правила эти устанавливаются обычаями, традициями и законами. Такую систему взаимоотношений принято называть общественным порядком.

Нарушение этого порядка — хулиганство. С хулиганством можно столкнуться в любой сфере жизнедеятельности: в быту, на производстве, на улице, в квартире, в магазине, в транспорте… Обычно хулиганства совершаются в общественных местах, например в кафе или на улице, в отношении случайных прохожих.

Для поведения хулигана характерно самоутверждение за счет унижения достоинства другого человека, а также стремление бросить вызов обществу в неуважительной форме путем грубости, буйства и жестокости. В зависимости от того, какой вред обществу был нанесен хулиганством , виновник может быть привлечен либо к административной ответственности, либо к уголовной.

При этом нельзя признать хулиганством действия, в основе которых лежит личная неприязнь (к родственникам, знакомым или коллегам), если умысла нарушить именно общественный порядок не было. Например, такие действия, как:

  • семейные ссоры;
  • оскорбления;
  • побои;
  • причинение вреда здоровью.

Административный кодекс о хулиганстве

Статья20.1. Административного кодекса мелкое хулиганство описывает как:

  1. Унижение незнакомых людей, находящихся в общественном месте, путем употребления в речи нецензурной брани и непристойных выражений.
  2. Унижение чести и достоинства людей путем приставания (навязчивого приставания с циничными предложениями, хватания за одежду, за руки, кидания пачкающих предметов в человека, например снежков, и т. п.).
  3. Нанесение вреда имуществу постороннего человека или его уничтожение. Статья за хулиганство уничтожением признает такое повреждение имущества, при котором оно полностью теряет свои функциональные качества; в то время как вред можно исправить, восстановив или отремонтировав имущество.

Действия, не упомянутые в вышеприведенном списке, не могут признаваться хулиганством , так как список этот — исчерпывающий. То есть административный кодекс хулиганство описывает довольно четко.

Не знаете свои права?

Обратите внимание: к ответственности за хулиганские действия нельзя привлечь, если они происходили не в общественном месте! Общественные места вашего населенного пункта четко должны быть перечислены в административном регламенте. Регламент — это документ, доступный для ознакомления любому человеку. Ознакомиться с ним можно либо на официальном сайте вашего города или района, либо лично, в комитете по социальным вопросам.

Наказание за мелкое хулиганство

Наказать за хулиганство подростка до того, как ему исполнится 16 лет, нельзя. Если он нахулиганил, пострадавшие имеют право обратиться в суд лишь с гражданским иском к его родителям с требованием выплатить моральный вред или стоимость испорченной вещи.

Основанием для иска послужат документы, составленные полицейскими, — рапорты и материалы по расследованию; основанием же для начала расследования служит заявление пострадавшего.

Статья за мелкое хулиганство (20.1 КоАП РФ) делится на 2 части, и наказания по ним назначаются разные. Так, по первой части хулигана могут оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей или арестовать на 15 суток. Если же одновременно с хулиганским поведением нарушитель еще и не подчинился полицейскому, то наказать его могут по второй части статьи, которая предусматривает штраф на сумму от 1000 до 2500 рублей или арест на 15 суток.

УК РФ о хулиганстве

Хулиганство УК РФ описывает крайне расплывчато и неконкретно. Имеющаяся в нем статья за хулиганство (213) не приводит полного перечня действий, которые расцениваются как хулиганские. Состав преступления здесь включает в себя грубое нарушение общественного порядка, которое выражается в четком неуважении к обществу, если при этом:

  • применялось оружие;
  • применялись предметы, которые использовались как оружие;
  • мотивом послужила национальная, расовая, политическая, религиозная или идеологическая ненависть/вражда в отношении конкретных людей или группы.

Причем с момента внесения в Уголовный кодекс изменений в декабре 2003 года законодателей уже не интересует вред, который был причинен в результате хулиганства здоровью потерпевшего или его имуществу.

Предметами, которые используются в качестве оружия, признаются любые вещи, способные нанести физический или психологический вред человеку. Это может быть как сувенирный пистолет, камень, бутылка, или кусок арматуры, так и любой другой предмет, который воспринимается человеком как оружие. Верховный Суд разъяснил, что даже использование при хулиганстве животных считается признаком преступления. Например, виновник, натравивший на человека своего пса, может быть обвинен в хулиганстве именно как в уголовном преступлении.

Уголовное наказание за хулиганство

213 статья УК РФ «Хулиганство » делится на три части, предусматривающие различные наказания:

  1. Если хулиган признан виновным по части 1, его могут:
  • оштрафовать на сумму от 300000 до 500000 рублей (или в размере зарплаты за 2-3 года);
  • приговорить к обязательным работам на срок до 480 часов;
  • приговорить к исправительным работам сроком от года до 2 лет;
  • приговорить к принудительным работам продолжительностью до 5 лет;
  • лишить свободы на срок до 5 лет.
  • Если хулиган совершал преступление не один или оказывал сопротивление полицейскому, то по части 2 статьи ему грозит:
    • штраф от полумиллиона до миллиона рублей (или в размере зарплаты за 3-4 года);
    • принудительные работы на срок до 5 лет;
    • лишение свободы на срок до 7 лет.
  • Если же хулиган применял взрывчатые вещества, то по 3 части статьи его лишат свободы на срок от 5 до 8 лет.
  • В общем случае наказать могут хулигана, которому на момент совершения преступления уже исполнилось 16 лет. Однако если судья усмотрит отягчающие обстоятельства, то судить можно будет и 14-летнего подростка.

    Таким образом, если при хулиганстве применялось оружие или его подобие, виновнику грозит судимость за преступление. Если же он нарушит общественный порядок без такового или испортит вещи другого человека, будет привлечен лишь к ответственности административной.

    Нарушение общественного правопорядка может осуществляться различными способами, некоторые из которых относятся к понятию действий. В целом хулиганство, независимо от того, идет речь о рассмотрении такого рода действий через призму уголовного законодательства или применяются санкции административного, – это комплекс действий , которые осуществляются против установленного общественного порядка и влекут за собой нарушение безопасности неопределенного числа граждан.

    Понятие хулиганства в Уголовном Кодексе

    Уголовный Кодекс Российской Федерации рассматривает хулиганство в рамках положений статьи 213. Данная статья относится к категории преступлений средней тяжести, так как преступления, совершаемые с нарушением положений этой статьи отличаются особой по сравнению с аналогичными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.

    Правоприменительная практика в отношении положений статьи 213 Уголовного Кодекса показывает, что преступления, наказываемые в соответствии с санкциями этой статьи, носят характер активной демонстрации пренебрежения по отношению к лицам, окружающим преступника. Кроме того, все его действия или какая-то их часть направлена на то, чтобы нанести вред общественному или лицам, окружающим преступника.

    На сегодняшний день у преступлений, имеющих хулиганскую направленность, есть ряд специальных признаков (введены в действие изменениями УК РФ в 2003 году), которые являются обязательными и нередко могут быть рассмотрены как квалифицирующие, а именно:

    • использование различных видов оружия для реализации целей своего преступления (использованы могут быть не только огнестрельные виды оружия, но и холодное или травматическое оружие). Кроме того, в качестве предметов для совершения хулиганских действий могут быть использованы камни, ножи, не относимые к холодному оружию, и другие виды предметов, которые могут причинить серьезный вред здоровью тех, на кого направлены агрессивные действия преступников. Применение таких предметов может быть расценено как квалифицирующие, то есть усиливающие вину, признаки;
    • использование и , а также иного рода мотивов при совершении преступления в качестве идеологической основы совершения таких преступлений. Данные мотивы в соответствии с положениями статьи 213 Уголовного Кодекса Российской Федерации рассматриваются как квалифицирующие дополнительные основания для привлечения к ответственности виновных лиц.

    Кроме того, нередко привлечение к ответственности по данной статье Уголовного Кодекса осуществляется и в отношении групп лиц, если таковые были причастны к совершению того или иного .

    Хулиганство по положениям Кодекса об административных правонарушениях

    Кодекс об административных правонарушениях рассматривает совершаемые хулиганские действия только в тех случаях, когда причиняемый ущерб не является значительным. Такие относятся к административным и носят характер мелкого хулиганства. Привлечение к ответственности в данном случае происходит на основании положений статьи 20.1 КоАП РФ.

    Мелкое хулиганство в соответствии с положениями статьи 20.1 КоАП – это , ущерб от которых потерпевшим является незначительным, а степень нарушения общественного порядка не требует привлечения к уголовной ответственности, но и без установления какого-либо наказания обходиться в случае такого правонарушения нельзя.

    К числу основных административных правонарушений, ответственность за которые происходит на основании положений статьи 20.1, относятся:

    • использование нецензурной лексики в общественных местах , а также приравненная к ней . Привлечение за такого рода правонарушение возможно только в том случае, если использование такой лексики происходит в громкой и особо грубой форме, что становится доступной для прослушивания окружающими. Если речь идет об использовании «крепких словечек» между двумя участниками разговора так, что посторонние их не услышат, никакого привлечения к ответственности не произойдет, так как не был нарушен общественный порядок;
    • уничтожение чужого или общественного имущества (но только в тех случаях, когда ущерб не является значительным). Если оценивается как значительный, то привлекаться к ответственности виновный будет уже на основании положений соответствующей статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации;
    • приставания к лицам, находящимся в общественных местах, совершаемые в оскорбительной форме. Привлечь к административной ответственности по такому правонарушению возможно только в том случае, если такие приставания осуществлялись с использованием нецензурной лексики или осуществлялись в (простая просьба дать закурить не является приставанием);
    • нарушение условий проживания в комфортных условиях, а также установленных Роспотребнадзором в дневное и ночное время , а также проведение ремонтных работ в неустановленное законом время также может расцениваться как мелкое хулиганство и подвергаться административному наказанию в рамках статьи 20.1 Кодекса об административных правонарушениях.

    Все перечисленные виды мелкого хулиганства могут быть осуществлены только в общественном месте. В противном случае привлечения к ответственности не произойдет.

    Меры ответственности

    И Кодекс об административных правонарушениях, и Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривают различные формы для лиц, совершивших правонарушения административного или уголовного характера в форме хулиганства.

    Так, КоАП РФ предусматривает за совершенное мелкое хулиганство следующие меры ответственности :

    • штраф в пределах от 500 до 1000 руб.;
    • административного характера с максимальным сроком наказания не более 15 суток;
    • в случае если был зафиксирован факт неподчинения сотрудникам , размер штрафа увеличивается до 2500 руб., а также назначается административный арест.

    Уголовный Кодекс также формулирует варианты наказания для совершивших преступления хулиганского типа , а именно:

    • штраф в пределах от трехсот тысяч до одного миллиона рублей;
    • с максимальным количеством часов не более четырехсот восьмидесяти;
    • исправительные работы с предельным сроком действия наказания до двух лет;
    • лишение свободы с максимальным сроком наказания до семи лет;
    • если имело место использование , срок наказания увеличивается до восьми лет лишения свободы.

    Преступления и правонарушения хулиганского характера могут быть совершены людьми из различных побуждений. Ущерб, который был причинен такими действиями, также может быть различным. Исходя из этого происходит квалификация совершенного деяния (на основании положений Уголовного Кодекса или Кодекса об административных правонарушениях), а также назначение определенного уровня наказания виновному лицу.

    (Пока оценок нет)

    Статья 20.1. Мелкое хулиганство

    1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

    2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

    Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 20.1, является общественный порядок.

    Общий объект – совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами административного права.

    Родовой объект – общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.

    Видовой объект - в КоАП РФ видовой объект не выделяется.

    Непосредственный объект – отношения в сфере общественного порядка.

    Предмет – может отсутствовать, может быть в виде чужого имущества.

    Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный совершает мелкое хулиганство. В ст. 20.1дается легальное определение мелкого хулиганства. Оно существенно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 213УК, которая устанавливает, что хулиганство есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия. Строже наказывается то же деяние, если оно:

    а) совершено группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) связано с сопротивлением представителю власти либо иному лицу (например, военнослужащему, судебному приставу и др.), исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. В отличие от этого в ч. 2 ст. 20.1 предусмотрена более строгая административная ответственность за неповиновение представителям власти. Отличия между ст. 213 УК и ст. 20.1 можно показать в виде таблицы.



    Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП) Хулиганство (ст. 213 УК)
    1. Обычно выражается в нецензурной брани, сквернословии в общественном месте. 1. Характеризуется и другими проявлениями явного неуважения к обществу, попранию общественного порядка.
    2. Виновный пристает к гражданам, но насилия при этом нет. 2. Виновный угрожает гражданам и должностным лицам насилием либо фактически его применяет.
    3. Виновный демонстрирует неуважение к обществу. 3. Неуважение к обществу сопровождается реальными действиями по применению оружия и т.п.
    4. Виновный нарушает спокойствие граждан именно сквернословием, бранью, приставанием к гражданам, допуская иногда неповиновение представителям власти... 4. Виновный при этом оказывает также сопротивление представителям власти, которые пресекают нарушение общественного порядка.
    5. Не играет роли, что хулиганство совершается несколькими лицами. 5. Если хулиганство совершено группой лиц, оно более опасно и карается строже.
    6. Налицо также уничтожение чужого имущества. 6. Может и не сопровождаться уничтожением чужого имущества.
    7. Не сопровождается применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия. 7. Совершается с применением оружия либо иных предметов, используемых в качестве оружия.

    Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в форме действий.

    Состав административного правонарушения – смешанный.

    В случае нецензурной брани и оскорбительного приставания к гражданам – формальный, в случае уничтожения или повреждения чужого имущества – материальный.

    Следовательно при квалификации мелкого хулиганства как повреждения или уничтожения чужого имущества обязательными или необходимыми признаками объективной стороны этого состава административного правонарушения будут являться вредные последствия (в виде повреждения или уничтожения собственности) и причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями.

    Субъект данного административного правонарушения общий (физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста привлечения к административной ответственности, т.е. 16 лет).

    Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом (см. коммент.к ст. 2.2).

    Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.1, показывает, что:

    1) виновному назначается или административный штраф, или административный арест;

    2) административный штраф может быть назначен и судьей, и органом внутренних дел (см. коммент. к ст. 23.1, 23.3);

    3) административный арест - только судьей. Причем судья рассматривает дело данной категории лишь в том случае, если орган внутренних дел сочтет нужным передать его судье (см. ч. 2 ст. 23.1).

    Квалификация нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также установленного порядка их организации и проведения (ст. 20.2. КоАП РФ).

    Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

    1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4настоящей статьи, -

    2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

    3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), -

    4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6настоящей статьи, -

    6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

    7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, -

    Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, является общественный порядок и общественная безопасность. При этом виновный нарушает правовые акты, посвященные порядку проведения митингов, собраний и т.д. (например, нормы главы 2 Закона о митингах о порядке уведомления органов исполнительной власти о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных общественных местах). См. об этом также коммент. к ст. 5.38.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 20.2 , состоит в том, что виновный нарушает установленный порядок организации (т.е. проведения, подготовки, оповещения о дате, о времени начала и окончания, о маршруте движения и т.п. мероприятий организационного характера) собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

    Формы нарушения могут быть разнообразными: это и неуведомление госорганов о предстоящем митинге, и несвоевременное уведомление, и несообщение о цели собрания, о дате пикетирования и т.д. Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий (например, сообщения госоргану недостоверных сведений о характере демонстрации), так и путем бездействия (например, несообщение о собрании, которое будет проведено).

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 20.2 , состоит в организации либо проведении публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 20.2 , состоит в действиях (бездействиеях), предусмотренных частями 1 и 2настоящей статьи, повлекших создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 4 ст. 20.2., состоит в действиях (бездействиеях), предусмотренных частями 1 и 2настоящей статьи, повлекшими причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 5 ст. 20.2., состоит в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6 ст. 20.2., состоит в действиях (бездействихя), предусмотренных частью 5 настоящей статьи, повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

    Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 7 ст. 20.2 , состоит в том, что виновный организует (т.е. проводит всю работу по подготовке митинга, шествия и т.п.) и проводит несанкционированное (т.е. без разрешения, полученного своевременно и в установленном порядке от полномочного госоргана) собрание, демонстрацию и т.п. в непосредственной близости (у запретной зоны, у ворот зоны отчуждения и т.п.) от территории ядерной установки (например, АЭС), радиационного источника (например, месторождения природного урана), пункта хранения ядерных материалов (например, завода по переработке отработанного ядерного топлива) либо принимает активное участие - выступает на митинге, скандирует лозунги, раздает листовки участникам демонстрации и т.п. - в упомянутых акциях.

    Объективная сторона данного административного правонарушения налицо в том случае, когда подобные действия осложнили (создали дополнительные нагрузки на персонал, препятствия к выполнению их функций и т.п.) выполнение персоналом указанных объектов их служебных обязанностей, создали угрозу безопасности населения и окружающей среде (например, из-за того, что может иметь место выброс радиации в атмосферу, заражение территории отходами ядерного топлива).

    В целом состав административного правонарушения смешанный .

    При этом налицо материальный состав в случаях, когда ответственность наступает, если имели место вредные последствия:

    Повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения),

    Повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния,

    Затруднена работа персонала ядерной установки, создана угроза безопасности населения и окружающей среде.

    В этих случаях необходимо устанавливать причинно-следственную связь между деянием и указанными в диспозиции статьи вредными последствиями.

    Субъект административных правонарушений, предусмотренных в ст. 20.2, - специальный. Это граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет):

    1) участники митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (по ч. 2 и 3 ст. 20.2);

    2) организаторы этих мероприятий (по ч. 1и 2 ст. 20.2).

    Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется прямым умыслом (см. коммент.к ст. 2.2).

    Ни мотивы, ни цели, ни иные побуждения виновного роли не играют: виновный в любом случае привлекается к административной ответственности.

    Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 20.2, показывает, что:

    1) по ч. 1 и 2 ст. 20.2 назначается только административный штраф (см. коммент.к ст. 3.5);

    2) по ч. 3 ст. 20.2 - либо административный штраф, либо административный арест на срок до 15 суток (см. коммент. к ст. 3.9);

    3) и административный штраф, и административный арест назначаются судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

    Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ)

    К мелкому хулиганству законодатель относит нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

    Под явным неуважением к обществу понимается открытое, очевидное для всех окружающих пренебрежительное отношение к общепризнанным нормам и правилам поведения.

    Нецензурной бранью следует считать произнесение или воспроизведение иным образом слов, грубо интерпретирующих название полового акта или половых органов. Однако следует учитывать, что нс любое воспроизведение нецензурных слов охватывается составом ст. 20.1 КоАП РФ. Изготовление или распространение в СМИ продукции, содержащей нецензурную брань, квалифицируется по ч. 3 ст. 13.21 КоАП РФ.

    Произнесение нецензурных слов образует состав правонарушения при наличии умышленной формы вины. Определяющим критерием в установлении мелкого хулиганства является хулиганский мотив. Мотивированное иным образом оскорбительное приставание к гражданам (навязчивые действия, унижающие честь и достоинство других лиц и нарушающие их спокойствие) может быть квалифицировано как оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ).

    В поведении, сопровождающемся повреждением или уничтожением чужого имущества, также следует учитывать наличие хулиганского мотива. В противном случае деяние квалифицируется как уничтожение или повреждение чужого имущества, предусмотренное ст. 7.17 КоАП РФ.

    Квалифицированным видом мелкого хулиганства является совершение тех же действий, сопряженных с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Такое поведение правонарушителя не требует дополнительной квалификации как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ).

    Субъектами состава мелкого хулиганства являются вменяемые физические лица, достигшие возраста 16 лет.

    Мелкое хулиганство относится к числу составов, имеющих двойную подведомственность: органам внутренних дел и судьям. Его пресечение имеет большое значение для профилактики более тяжких правонарушений, преступлений, в первую очередь против личности.

    Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ)

    Часть 1 данной статьи – потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, – имеет бланкетную форму. Для уяснения ее содержания необходимо обратиться к Федеральному закону от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". В п. 7 ст. 2 этого закона дано понятие алкогольной продукции , а в п. 3 ст. 16 приведен исчерпывающий перечень мест, в которых запрещено потребление (распитие) алкогольной продукции .

    Согласно ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ административная ответственность наступает за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.

    Часть 3 данной статьи в качестве квалифицирующего признака содержит указание на аналогичные действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства.

    Потребление алкогольной продукции, наркотиков и одурманивающих веществ предполагает совершение активных действий, формы которых могут быть самыми разными: употребление вовнутрь, инъекции, прием таблеток (смесей), вдыхание и т.п. Причем правонарушение считается оконченным не только в момент, когда спиртные напитки (их часть) уже распиты, а наркотики употреблены, но и с момента совершения действий, непосредственно направленных на приготовление к употреблению.

    Для квалификации правонарушения не имеет значения, какой вид алкогольной продукции, наркотика, одурманивающего вещества употреблялся. Обязательным квалифицирующим критерием является место совершения правонарушения.

    Субъект правонарушений в ч. 1 и 2 является общим, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. В ч. 3 субъект специальный – иностранный гражданин или лицо без гражданства. Субъективную сторону образуют умышленные действия виновного.

    Появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ)

    Объект противоправного посягательства в данном составе

    правонарушения – не только общественный порядок, но и здоровье и даже жизнь людей, которые появляются в общественных местах в состоянии сильного опьянения. Кроме конкретно названных в статье общественных мест – улиц, стадионов, скверов, парков, транспортных средств общего пользования, – общественными местами являются также дворы домов, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов, театры, кинотеатры, открытые эстрадные площадки, зоопарки, пляжи и т.п. Общественным местом могут стать и территории, которые в обычное время таковыми не являются, например лесная поляна на время отдыха граждан.

    Нахождение в общественном месте в состоянии опьянения не образует оконченного правонарушения, достаточного для квалификации. Необходимо наличие поведения (внешнего вида) лица, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность. Это могут быть: утрата чувства стыда и элементарных навыков поведения в общественных местах, полная или в значительной степени утрата способности ориентироваться в окружающей обстановке, неспособность к самостоятельному передвижению.

    Для привлечения нарушителя к ответственности не имеет значения ни вещество, вызвавшее опьянение (спиртной напиток, наркотик, одурманивающее вещество), ни место, где оно употреблялось (дома, на улице или в ресторане).

    Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Субъект правонарушения общий.

    • Алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется па такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
    • Не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания); на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения и остановочных пунктах его движения, автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, вокзалах, в аэропортах; в местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ и на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции также в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом).


     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!