Интеллектуальные агенты. Интеллектуальные агенты: взгляд на оптимизацию конверсии с точки зрения AI. Машинное обучение как программный агент, способный обучаться

Термины «агент» и «интеллектуальный агент» (ИА) имеют два значения, и из-за этого иногда возникает путаница.

Согласно ему, существует только 4 типа таких ИА:

Роботы по закупкам

Такие роботы, просматривая сетевые ресурсы (чаще всего Интернет), собирают информацию о товарах и услугах. Роботы по закупкам очень эффективно работают с товарами народного потребления, такими как компакт-диски, книги, электротовары и другие товары. Amazon.com является отличным примером такого робота. Веб-сайт предложит вам список товаров, что вам могут быть интересны, основываясь на том, что вы покупали в прошлом.

Пользовательские или персональные агенты

Пользовательские агенты - это интеллектуальный агенты, которые действуют в ваших интересах, от вашего имени. К этой категории относятся интеллектуальный агенты, которые постоянно, или в течение некоторого времени выполняют следующие задания:

  • проверяют вашу почту, сортируют их по важности (используя заданные вами критерии), и оповещают вас, когда поступает важное письмо, например, письмо о поступлении в университет;
  • играют в компьютерной игре как ваш оппонент или патрулируют области в игре для помощи вам;
  • собирают новости (существует несколько версий таких роботов, к примеру CNN);
  • ищут информацию по выбранному предмету;
  • самостоятельно заполняют web-формы, сохраняя информацию для последующего использования;
  • просматривают веб-страницы, ища и подсвечивая ключевую информацию;
  • «дискутирует» с вами на различные темы, от ваших страхов до спорта.

Управляющие и наблюдающие агенты

Управляющие агенты, также известные как «предсказывающие агенты» ведут наблюдение и отправляют отчеты. К примеру, в NASA’s Jet Propulsion Laboratory есть агент, следящий за состоянием инвентаря, планированием, составлением расписания. Такие агенты обычно ведут наблюдение за компьютерными сетями и следят за конфигурацией каждого компьютера, подключенного к сети.

Обычный агент

Обучающийся агент

Термины «агент» и «интеллектуальный агент» (ИА) имеют два значения, и из-за этого иногда возникает путаница.

Согласно ему, существует только 4 типа таких ИА:

Роботы по закупкам

См. также: en:Price comparison service.

Такие роботы, просматривая сетевые ресурсы (чаще всего Интернет), собирают информацию о товарах и услугах. Роботы по закупкам очень эффективно работают с товарами народного потребления, такими как компакт-диски, книги, электротовары и другие товары. Amazon.com является отличным примером такого робота. Веб-сайт предложит вам список товаров, что вам могут быть интересны, основываясь на том, что вы покупали в прошлом.

Пользовательские или персональные агенты

Пользовательские агенты - это ИА, которые действуют в ваших интересах, от вашего имени. К этой категории относятся ИА, которые постоянно, или в течение некоторого времени выполняют следующие задания:

  • проверяют вашу почту, сортируют их по важности (используя заданные вами критерии), и оповещают вас, когда поступает важное письмо, например, письмо о поступлении в университет;
  • играют в компьютерной игре как ваш оппонент или патрулируют области в игре для помощи вам;
  • собирают новости (существует несколько версий таких роботов, к примеру CNN);
  • ищут информацию по выбранному предмету;
  • самостоятельно заполняют web-формы, сохраняя информацию для последующего использования;
  • просматривают веб-страницы, ища и подсвечивая ключевую информацию;
  • «дискутирует» с вами на различные темы, от ваших страхов до спорта.

Управляющие и наблюдающие агенты

См. также: en:Monitoring and Surveillance Agents.

Управляющие агенты, также известные как «предсказывающие агенты» ведут наблюдение и отправляют отчеты. К примеру, в NASA’s Jet Propulsion Laboratory есть агент, следящий за состоянием инвентаря, планированием, составлением расписания. Такие агенты обычно ведут наблюдение за компьтерными сетями и следят за конфигурацией каждого компьютера, подключенного к сети.

Добывающие информацию агенты

См. также: en:Data mining agent.

Такие агенты действуют в хранилище данных , собирая информацию. Хранилище данных объединяет в себе информацию из разных источников. Сбор информации - это процесс поиска данных для последующего использования, например, для увеличения продаж или привлечения покупателей. "Классификация" - один из наиболее часто используемых приемов для сбора информации, который находит и категоризирует образы в информации. Добывающие информацию агенты также могут обнаруживать ключевые изменения тенденций развития и предупредить вас о наличии новой информации.

Любой специалист, подвизавшийся в области цифровой аналитики или интернет-маркетинга, знает о важности принятия обоснованных решений. Станьте участником любой отраслевой конференции или встречи, загляните в тематический блог, просто почитайте массовую прессу — и вы повсюду услышите и увидите такие предметы обсуждения, как машинное обучение (Machine Learning), искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI) и предиктивный анализ (Predictive Analytics).

Поскольку не все из нас имеют техническую или аналитическую специальность, подобные темы могут показаться немного сложными и пугающими.

Не переживайте. В данной статье мы расскажем о простом, но очень сильном понятии — интеллектуальный агент (the Intelligent Agent). Он поможет связать указанные темы со знакомыми инструментами и концептами, такими как сплит-тестирование и оптимизация.

Что значит «интеллектуальный агент»?

Может показаться, что это какой-то независимый актер или некая ответственная за принятие решений персона, перед которой стоит определенная задача. Изначально наш агент, возможно, будет не настолько хорош, как вы ожидали. Но со временем он будет пытаться развить свою производительность в зависимости от своего особого предназначения или цели (их может быть несколько).

Пример: робот-пылесос Roomba


Основная задача этой машины — чистить ваши полы, делая это за как можно меньшее количество времени.

Оптимизацию вашего сайта, мобильного приложения, колл-центра либо любого другого маркетингового инструмента, связанного с взаимодействием, можно воспринимать так же, как робота, пытающегося очистить полы за наименьший промежуток времени.

Создавая связь между веб-оптимизацией и интеллектуальными агентами (особенно программными агентами, или Software Agents), мы можем приобщиться к методам и идеям из мира искусственного интеллекта и машинного обучения, а затем применить их к проблемам маркетинговой оптимизации.

Рассмотрим основные компоненты данного концепта и его среды, после чего перейдем к более объемным элементам.


Агент, достигая цели, получает статус/награду (State/Reward). Исходы тех или иных возможных действий (Possible Actions) прогнозируются с помощью моделей (Models). Среда (Environment) представляет собой поле деятельности для агента: она подвергается наблюдениям (Observations), над ней производятся действия (Actions)

Во-первых, у нас есть агент (Agent, слева на рисунке) и его среда (Environment, справа). Под средой понимается пространство, в котором агент «живет» и занимается своим делом в попытке достичь поставленных целей.

Комната будет средой для Roomba. Ваше веб-приложение живет в среде, состоящей из пользователей. Данное пространство намного сложнее и динамичнее комнаты, но главный принцип остается тем же.

Что такое «цели» и «награды»?

Цели (Goals)— это то, что агент хочет достичь, к достижению чего он прилагает усилия. Достигая цели, агент получает награду (Reward) в зависимости от того, какова ценность этой цели. Это та же идея, что лежит в основе позитивного подкрепления в обучающем процессе. Если, к примеру, цель агента лежит в увеличении онлайн-продаж, наградой может стать объем продаж или процент конверсионных сессий, приведших к покупке.

Исходя из того, что агент имеет ряд целей и разрешенных действий (Actions), его задачей будет изучить, какие действия принимать в каждой ситуации, в которой он окажется — то есть в тех условиях, когда он что-то «видит», «слышит», «чувствует» и т.д.

Предположим, что агент пытается максимизировать общую ценность своих целей с течением времени, тогда для каждого конкретного наблюдения (Observation) ему нужно выбирать действия, приводящие к максимизации этой ценности. Чтобы понять, как наилучшим образом выполнить задачу, агент предпринимает 2 базовых шага.

1. Сначала действует:

  • Наблюдает за средой для определения существующей ситуации (можете считать это сбором данных, то есть тем, чем мы обычно занимаемся при веб-аналитике);
  • Дает прогноз, какое из всех возможных действий окажется лучшим;
  • Совершает действие.

2. Затем учится на эффекте, произведенном от этого действия:

  • Снова наблюдает за средой, чтобы увидеть влияние произведенного действия;
  • Оценивает, насколько хорошим или плохим оказалось данное влияние и привело ли оно к цели;
  • Если нет, определяет, приблизило оно к цели или, наоборот, отдалило по сравнению с той ситуацией, что была до совершения действия;
  • Обновляет модель прогнозирования согласно тому, насколько действие продвинуло агента ближе к цели либо отдалило его от нее.

Повторяя данный процесс, агент учится принимать наиболее оптимальные действия в каждой ситуации.

Машинное обучение как программный агент, способный обучаться

Если вы хотите понять принцип машинного обучения, подумайте об интеллектуальных агентах. Процесс, проходимый агентом на пути от незнания ничего вначале до способности хорошо выполнять свою задачу, соответствует процессу машинного обучения.

Если выражаться более формально, то можно привести цитату из книги первопроходца в данной области Тома Митчелла (Tom Mitchell, Machine Learning, 1997): «Считается, что компьютерная программа может обучаться на основе опыта в отношении определенного класса задач и критериев качества, если ее производительность при выполнении этих задач, измеренная данными критериями качества, улучшается с ростом опыта».

В данном понимании машинное обучении — это не «просто математика», но фактически процесс обучения с опорой на опыт и среду для улучшения, адаптации и оптимизации действий.

Две задачи интеллектуального агента

Интеллектуальный агент имеет две взаимосвязанные задачи — обучаться и контролировать.

По сути, все инструменты онлайн-тестирования и отслеживания поведения содержат эти два первостепенных компонента:

  • компонент ученика/прогнозиста;
  • компонент контролера.

Работа контролера заключается в совершении действий, за ним находится финальное решение о том, какое действие предпринимать в каждой отдельной ситуации.

Задача ученика — создание прогнозов реакций среды на действия контролера.

Ученик является своего рода советником контролера: он дает ему рекомендации относительно каждого возможного действия.

Существует при этом небольшая проблема: главная цель агента — получить как можно больше наград. Но для того, чтобы это сделать, ему необходимо распознать, какое действие имеет смысл в каждой средовой ситуации.


Для каждого задания нам нужно испробовать все возможные действия и таким образом определить, что работает лучше. Конечно, для получения самого топового успеха действия с наименьшим положительным эффектом должны приниматься как можно реже.

Это рождает внутреннее противоречие между желанием выбирать действия с предсказуемо высокой ценностью и необходимостью пробовать кажущиеся оптимальными, но недостаточно исследованные действия. Данное противоречие, присущее также и работе маркетолога в незнакомой среде, часто имеет отношение к альтернативе «Исследование vs. Эксплуатация» (Explore vs. Exploit). Другими словами, данное противоречие сводится к стоимости отдельной возможности по отношению к ценности обучения (Opportunity Costs to Learn, OCL).

Давая контекст для такой альтернативы, приведем пример со знакомым всем А/Б-подходом к оптимизации.


Сначала обучение. На этапе сбора данных и создания образцов происходит исследование/обучение (Explore/Learn). Далее следует применение изученного: эксплуатация/прибыль (Explore/Earn)

Приложение проводит А/Б-тест, первым делом показывая разным пользователям различные варианты. Этот первоначальный период, во время которого оно собирает информацию о каждом варианте, может считаться периодом исследования (Exploration Period). Затем, после достижения некоторой предопределенной статистической черты, один вариант провозглашается «победителем» и становится встроенной частью пользовательского опыта. Это уже период эксплуатации, так как приложение эксплуатирует полученные знания, чтобы добиться оптимального UX.


Аналитик оценивает результаты отчета по сплит-тестированию и сам выбирает действия, приводящие к конверсии

В случае с А/Б-тестированием оба компонента — и обучения, и контроля — одинаково просты. Способ селекции действий контролером заключается в выборе случайных опций (обычно из равномерного распределения, то есть все действия имеют равные шансы попасть в выборку). Компонент обучения — это отчет по результатам А/Б-тестирования ( или апостериорные вероятности для байесовского критерия).

Чтобы получить пользу от обучения, необходим человек, аналитик, выступающий посредником: опираясь на результаты тестов, он вносит корректировки в политику отбора действий, применяемую контролером. Обычно это означает, что аналитик сам назначает один из протестированных вариантов «победителем» и удаляет все остальные.

Следующим шагом развития будет автоматизация этого процесса с целью устранения необходимости в прямом участии человека (естественно, все еще будет требоваться изучение прогресса аналитиком). Такой метод называется адаптивным динамическим программированием или обучением с подкреплением, для него специфическим типом проблемы будет алгоритм многорукого бандита (Multi-Armed Bandit).

Вы можете называть это таргетингом, сегментацией или персонализацией, но в любом случае суть будет в том, что разные люди получают разный опыт. Если таргетинг использует систему интеллектуального агента, то его точность будет зависеть только от того, насколько тщательно мы определили среду, в которой живет агент.

Вновь обратимся к А/Б-тестирующему агенту, добавив к нему пользовательские сегменты.


В случае с таргетинговыми агентами среда будет усложняться сегментацией пользователей

Сегментированный агент будет отличаться, поскольку его среда несколько более сложная. Вопреки предыдущему примеру, где агент А/Б-тестирования просто должен был знать о конверсиях (наградах) после принятия решения, теперь ему также необходимо «видеть» и отслеживать пользовательские сегменты.

Таргетинг или тестирование? Неверно поставленный вопрос!

Обратите внимание, что при добавлении нам все еще нужен метод определения того, какое действие требуется совершить. Поэтому таргетинг не является альтернативой тестированию, или наоборот. Таргетинг просто предполагает использование более сложной среды для вашей оптимизационной проблемы. Вам все еще приходится оценивать и выбирать правильное действие. — они представляют собой разные части одной более общей проблемы.

Вы можете сказать: «Да это же просто А/Б-тестирование с сегментами, а не предиктивный таргетинг. Настоящий таргетинг использует высшую математику, это совершенно иное».

Это не совсем так.

Взглянем на еще одного таргетингового агента, но в этот раз вместо нескольких пользовательских сегментов имеется группа .


Таргетинг основан на сегментации согласно множеству пользовательских характеристик (User Features), таких как геолокация, логин, ключевые слова, время, день, месяц, продолжительность сессии. Чтобы установить ценность возможных действий при таком количестве микросегментов необходимо использование математических моделей (Models)

Теперь среда состоит из множества отдельных единиц информации, могущих образовать миллионы или даже миллиарды уникальных комбинаций.

В таких условиях проведение стандартного сплит-тестирования окажется затруднительным. Это слишком большое количество возможных микросегментов для подсчета в огромной таблице, состоящей из миллиардов ячеек. Даже если вы этого захотите, у вас не будет достаточно данных для исследования, поскольку количество микросегментов будет в разы превышать число существующих юзеров, потому большинство сегментов будут иметь нулевую пользовательскую историю.

На самом деле это не такая уж большая проблема, потому что вместо того, чтобы настраивать наш таргетинг как одну большую таблицу поиска, можно использовать математические функции (модели) для аппроксимирования отношения между исследуемыми таргетинговыми характеристиками и спрогнозированной ценностью каждого действия. Здесь мы уже вступаем в зону предиктивного анализа.

Предиктивный анализ: отбор исследованных пользовательских характеристик для совершения действия


Предиктивные модели помогают получить обобщенный итог, на основе которого делается вывод о необходимых действиях

Использование предиктивных моделей позволяет обобщать или распределять знания между полученными наблюдениями, не вполне одинаковыми, но имеющими схожие черты. Такое распределение информации дает нам возможность делать более точные прогнозы относительно новой клиентской аудитории, даже той, с которой мы ранее не сталкивались. Кроме этого, предиктивный анализ может еще больше упростить процесс, заранее определяя, какие пользовательские характеристики вообще стоит рассматривать при принятии решений.

Поэтому тестирование равнозначно процессу обучения тому, насколько хорошо данные маркетинговые усилия/опыт будут показывать себя в дальнейшем. Предиктивный анализ выдает предиктивную модель, используемую далее для таргетинга пользователей, получивших опыт с наибольшей предсказанной ценностью, созданный специально для них. Продолжающееся применение этих шагов представляет собой форму машинного обучения и оптимизации.

Заключение

Попытка уследить за всем, происходящим в индустрии, и разобраться, как эти новые (и не совсем) аналитические методы сочетаются друг с другом, представляется довольно непростым занятием. К счастью, мы можем заимствовать из сферы AI понятие «интеллектуальный агент», которое помогает структуризации и пониманию того, как все эти методы соотносятся друг с другом.

Особенное свойство восприятия темы с точки зрения введенного концепта заключается в том, что оно устраняет понятие «данные». Взгляд на вещи с перспективой «сначала данные» не предполагает естественного способа осмыслить решение проблем, а также не дает инструкций, как следует собирать или оценивать данные. Представленный же способ анализа дает формализованную систему решения проблемы, заставляющую в первую очередь обозначать цели и возможные действия для их достижения. Только после того, как это будет сделано, мы можем приступить к эффективному сбору информации, способствующей обнаружению оптимального пути вперед.

Алгоритм, как, к примеру, у поисковой системы Google (экспериментальный поиск по видео). «Интеллектуальность» в этом контексте понимается как возможность обратной связи в соответствии, например, с результатами анализа поисковых запросов и их выдачей.

Согласно ему, существует только 4 типа таких ИА:

Роботы по закупкам

Такие роботы, просматривая сетевые ресурсы (чаще всего Интернет), собирают информацию о товарах и услугах. Роботы по закупкам очень эффективно работают с товарами народного потребления, такими как компакт-диски, книги, электротовары и другие товары. Amazon.com является отличным примером такого робота. Веб-сайт предложит вам список товаров, что вам могут быть интересны, основываясь на том, что вы покупали в прошлом.

Пользовательские или персональные агенты

Пользовательские агенты - это интеллектуальный агенты, которые действуют в ваших интересах, от вашего имени. К этой категории относятся интеллектуальный агенты, которые постоянно, или в течение некоторого времени выполняют следующие задания:

  • проверяют вашу почту, сортируют их по важности (используя заданные вами критерии), и оповещают вас, когда поступает важное письмо, например, письмо о поступлении в университет;
  • играют в компьютерной игре как ваш оппонент или патрулируют области в игре для помощи вам;
  • собирают новости (существует несколько версий таких роботов, к примеру CNN);
  • ищут информацию по выбранному предмету;
  • самостоятельно заполняют web-формы, сохраняя информацию для последующего использования;
  • просматривают веб-страницы, ища и подсвечивая ключевую информацию;
  • «дискутирует» с вами на различные темы, от ваших страхов до спорта.

Управляющие и наблюдающие агенты

Управляющие агенты, также известные как «предсказывающие агенты» ведут наблюдение и отправляют отчеты. К примеру, в NASA’s Jet Propulsion Laboratory есть агент, следящий за состоянием инвентаря, планированием, составлением расписания. Такие агенты обычно ведут наблюдение за компьютерными сетями и следят за конфигурацией каждого компьютера, подключенного к сети.

Добывающие информацию агенты

Такие агенты действуют в хранилище данных , собирая информацию. Хранилище данных объединяет в себе информацию из разных источников. Сбор информации - это процесс поиска данных для последующего использования, например, для увеличения продаж или привлечения покупателей. "Классификация" - один из наиболее часто используемых приемов для сбора информации, который находит и категоризирует образы в информации. Добывающие информацию агенты также могут обнаруживать ключевые изменения тенденций развития и предупредить вас о наличии новой информации.

См. также

  • Многоагентная система и Агентное моделирование - множество интерактивных агентов
  • Semantic Web - приспособление информации в сети для автоматической обработки

Напишите отзыв о статье "Интеллектуальный агент"

Примечания

Литература

  • Y. Shoham, K. Leyton-Brown . Algorithmic, Game-Theoretic, and Logical Foundations. - London: Cambridge University Press, 2009
  • Емельянов В. В., Курейчик В. В., Курейчик В. М. Теория и практика эволюционного моделирования. - М: ФИЗМАТЛИТ, 2003, - 432 с.
  • М. Ейген, П. Шустер. Гиперцикл. Принципы организации макро-молекул.// Пер. д.б.н. В. М. Андреева. Ред. член-корр АН СССР М. В. Волькенштейна, проф. Д. С. Чернавский.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Интеллектуальный агент

– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:
– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Можно предложить немало различных оснований для построения классификаций агентов. Наиболее очевидными являются критерии классификации, связанные с полярными шкалами «естественное – искусственное» и «материальное – виртуальное». По первому критерию, выделяются:

  • натуральные агенты – животное, человек, стада животных, коллективы людей;
  • искусственные агенты – роботы, коллективы автоматов, сложные компьютерные программы.

Согласно второму критерию, все искусственные агенты подразделяются на:

  • материальных , физически существующих и работающих в реальном пространстве, например, интегральные роботы, наделенные различными средствами «очувствления», манипуляторами или педипуляторами;
  • виртуальных , существующих лишь в некоторой программной среде (виртуальном пространстве), которых нередко можно представить как роботов, занятых не физической, а информационной работой; такие «программные роботы» (software robots) называют сокращенно софтботами (softbots).

Еще одна пара взаимосвязанных критериев классификации опирается на дихотомии «сосредоточенное – распределенное» и «неподвижное – подвижное». Примером неподвижного агента служит промышленный манипуляционный робот, а примером мобильного – программный поисковый агент, мигрирующий по компьютерной сети в целях отыскания нужной информации. Подчас мобильные программные роботы трактуются как распределенные, чисто коммуникативные агенты, которые не имеют собственных средств восприятия и осуществления действий (поэтому они не манипулируют никакими объектами), а лишь используют располагаемые ресурсы для коммуникации с другими агентами и миграции по сети в поисках релевантных данных и процедур. Наоборот, точно локализованные агенты в некотором смысле противоположны коммуникативным: они не могут двигаться по сети и обычно не обладают способностью к представлению среды, а их общение с другими агентами происходит не напрямую, а косвенно, через механизмы восприятия и действия.

Важным основанием для классификации служит наличие (отсутствие) у агентов характеристик обучаемости или адаптивности. У обучаемых агентов поведение основано на предыдущем опыте.

Еще одним важнейшим основанием для классификации искусственных агентов служит принятие либо психологической, либо биологической метафоры при рассмотрении природы их действий (дихотомия «психологическое – биологическое»). В одном случае, речь идет о трактовке агентов как квазисубъектов, самостоятельно решающих встающие перед ними задачи, а в другом они уподобляются простейшим организмам, непосредственно реагирующим на изменения среды в интересах выживания и адаптации.

В целом данная типология агентов тесно связана с классической проблемой взаимодействия «субъект – объект». Уровень субъектности агента непосредственно зависит от того, наделен ли он символьными представлениями, требующимися для организации рассуждений, или в противоположность этому он работает только на уровне образов (субсимвольном), связанных с сенсомоторной регуляцией. Тогда классификацию агентов можно построить по следующей схеме:

По первому признаку, выделяются интеллектуальные (когнитивные, рассуждающие, коммуникативные, ресурсные) и реактивные агенты. Интеллектуальные агенты обладают хорошо развитой и пополняемой символьной моделью внешнего мира, что достигается благодаря наличию у них базы знаний, механизмов решения и анализа действий. Близкий термин «рассуждающий» зарезервирован для обозначения агента, который на основе символьной модели внешней среды способен проводить собственные рассуждения, например, используя метод сравнения по образцу, и на их основе принимать самостоятельные решения или выполнять действия, изменяющие среду.

Небольшое различие между этими типами интеллектуальных агентов связано с расстановкой акцентов на тех или иных интеллектуальных функциях: либо на получении знаний о среде, либо на рассуждениях о возможных действиях. У коммуникативных агентов внутренняя модель мира превращается главным образом в модель общения, состоящую из моделей участников, процесса и желаемого результата общения. Наконец, база знаний ресурсного агента содержит в основном знания о структуре и состоянии ресурсов, определяющих различные формы поведения.

У полноценного интеллектуального агента обязательно должны присутствовать как минимум четыре перечисленных функции: когнитивная, рассуждающая (а, в более общем контексте, регулятивная), коммуникативная и ресурсная.

В то же время реактивные агенты не имеют ни сколько-нибудь развитого представления внешней среды, ни механизма многошаговых рассуждений, ни достаточного количества собственных ресурсов. Отсюда вытекает еще одно существенное различие между интеллектуальными и реактивными агентами, связанное с возможностями прогнозирования изменений внешней среды и, как следствие, своего будущего. В силу вышеуказанных недостатков реактивные агенты обладают очень ограниченным диапазоном предвидения. Они практически не способны планировать свои действия, поскольку реактивность в чистом виде означает такую структуру обратной связи, которая не содержит механизмов прогноза. Тогда как интеллектуальные агенты, благодаря богатым внутренним представлениям внешней среды и возможностям рассуждений, могут запоминать и анализировать различные ситуации, предвидеть возможные реакции на свои действия, делать из этого выводы, полезные для дальнейших действий и, в результате, планировать свое поведение. Именно развитые когнитивные и делиберативные способности позволяют таким агентам строить виртуальные миры, работая в которых они формируют планы действий.

Интеллектуальные агенты, будучи значительно автономнее реактивных, имеют куда ярче выраженную индивидуальность и характеризуются целесообразным поведением в сообществе агентов, а также стремлением использовать ресурсы других агентов для достижения собственных целей. В то же время, реактивные агенты, как это видно из самого их названия, работают в основном на уровне стимульно-реактивных связей, обладая очень бедной индивидуальностью и сильной зависимостью от внешней среды (сообщества агентов). Результаты сравнительного анализа реактивных и когнитивных агентов представлены в таблице.

Характеристики Когнитивные агенты Реактивные агенты
Внутренняя модель внешнего мира Развитая Примитивная
Рассуждения Сложные и рефлексивные рассуждения Простые одношаговые рассуждения
Мотивация Развитая система мотивации, включающая убеждения, желания, намерения Простейшие побуждения, связанные с выживанием
Память Есть Нет
Реакция Медленная Быстрая
Адаптивность Малая Высокая
Модульная архитектура Есть Нет
Состав многоагентной системы Небольшое число автономных агентов Большое число зависимых друг от друга агентов

Далее, по типу поведения интеллектуальные агенты делятся на интенциональных и рефлекторных, а реактивные – на побуждаемых (импульсивных) и трофических. Большинство интеллектуальных (когнитивных) агентов можно отнести к числу интенциональных . Подобные агенты наделены собственными механизмами мотивации. Это означает, что в них так или иначе моделируются внутренние убеждения, желания, намерения и мотивы, порождающие цели, которые и определяют их действия.

В свою очередь, модульные или рефлекторные агенты не имеют внутренних источников мотивации и собственных целей, а их поведение характеризуется простейшими (одношаговыми) выводами или автоматизмами.

Таким образом, они представляют собой граничный случай понятия когнитивного агента и могут использоваться как «вспомогательные агенты». Данные агенты способны отвечать на вопросы и выполнять задания, которые ставят перед ними другие агенты, но решение этих задач не приводит к появлению у них собственных целей. Типичными примерами таких вырожденных агентов являются системы поиска в базах данных и простейшие логические регуляторы.

В свою очередь, реактивные агенты содержат как бы скомпилированные знания о требуемых действиях: им не надо строить подробное внутреннее представление внешней среды, поскольку вполне достаточными оказываются реакции на набор предъявляемых ситуаций, т.е. характер их реакций определяется только текущей информацией.

По сложности этих реакций и происхождению источников мотивации реактивные агенты подразделяются на импульсивных и трофических агентов. В случае трофических агентов поведение определяется простейшими трофическими связями (типа «кто кого ест»). Фактически оно сводится к ответу на стимулы, поступающие из внешней среды (собственных мотивов и целей нет), т. е. полностью определяется ее локальным состоянием. Типичной моделью подобных агентов являются клеточные автоматы, где основными параметрами выступают: радиус восприятия агента, количество условных единиц питания во внешней среде и энергетическая стоимость единицы. Здесь каждый трофический (по сути, ситуационный) агент обладает небольшим набором ситуационных правил, задающим его реакции на сигналы из среды. Примерами подобных правил служат выражения типа «если в радиусе восприятия есть единица питания, то направиться к ней» или «если в радиусе восприятия не обнаружена единица питания, то случайным образом выбрать один из свободных соседних квадратов и передвинуться в этот квадрат».

Между тем, реактивные агенты, называемые импульсивные , также могут иметь примитивный механизм мотивации, толкающий их на выполнение задачи, например, удовлетворение набора жизненных потребностей. Речь идет о поддержании энергетического баланса или, в более широком плане, об условиях выживания агента. Действие механизма самосохранения у агента характеризуется способностями определения и увеличения расстояния границ своего существования. Побуждению к какому-нибудь действию импульсивного агента основывается на таких факторах, как отклонение некоторой жизненно важной переменной (потребности) от нормы и веса (субъективная важность) этой потребности.

Итак, когнитивные агенты, благодаря их сложности, наличию знаний и способностей к рассуждениям о своем поведении и внешней среде, могут быть более автономными, чем реактивные. Они работают относительно независимо, демонстрируя достаточно гибкое поведение. Но все та же сложность автономных агентов, выливающаяся в способность противиться внешним воздействиям, вызывает определенные трудности при организации их эффективного взаимодействия. Поэтому в составе , включающей только интеллектуальных агентов, как правило, присутствует не более 7 + 2 автономных единиц.

Напротив, довольно простая структура реактивных агентов, обусловливает их жесткую зависимость от среды. Следовательно, их возможности сравнительно невелики, когда они функционируют в одиночку и ограничены своими собственными ресурсами. Однако им легче образовать группу или организацию, способную гибко адаптироваться к изменениям среды под действием механизма естественного отбора. Поэтому реактивные агенты представляют интерес не на индивидуальном, а на коллективном уровне, причем их способности к адаптации и развитию возникают спонтанно в результате локальных взаимодействий. Таким образом, реактивные агенты, которые почти не имеют индивидуальности, растворяясь в общей массе, за счет своего большого числа и избыточности могут решать сложные задачи. В пределе, соответствующие многоагентные системы могут формироваться в результате спонтанных взаимодействий без точной спецификации отдельных агентов. Подобные «тучи» или «рои» (swarms), состоящие из значительного числа подвижных, реактивных агентов, можно сравнить с неким сверхорганизмом. Взаимная адаптация и кооперация клеток в таком организме позволяет создать общую цепь обратной связи, обеспечивающую гомеостазис всей системы.

Интеллектуальные агенты по характеру информационного взаимодействия между собой могут подразделяться на правдивых (стремящихся к передаче истинной информации) и лживых (ориентированных на дезинформацию других агентов).

С уровнем «свободы воли», характером намерений и отношением к партнерам связаны, в частности, представления о благонамеренных (benevolent) и злонамеренных, эгоистических (self-interested) и альтруистических агентах. В частности, полагается, что благонамеренные (доброжелательные) агенты всегда пытаются делать только то, что от них требуется, и избегают конфликтных ситуаций.

Наконец, еще один вариант классификации, где дополнительно к биологическому и психологическому уровням агентообразования вводится социальный и используются аналогии с триадой «растение – животное – человек». По мнению П. Браспеннинга, реактивных, интенциональных и социальных агентов можно уподобить компонентам этой триады. Агенты, подобные растениям, характеризуются реактивностью, выполнением стереотипных программ и посылкой сообщений другим агентам и в среду. Агенты, подобные животным, способны выбирать цели, строить планы действий и обеспечивать их выполнение. Они координируют свои действия, обмениваясь информацией об индивидуальных предпочтениях или задачах. Наконец, гуманоидные агенты, обладая внутренними моделями других агентов (и способностью к рефлексии), характеризуются социальным (ролевым) поведением. Сложность внутренних моделей зависит от уровня знаний и опыта гуманоидного агента.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!