3 предмет и метод права социального обеспечения. Право социального обеспечения как отрасль права рф. Система права социального обеспечения

Понятие социализации

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения индивидом общепринятых правил, действующих в обществе, с целью его успешного вовлечения в отношения в этом обществе и с обществом.

Социализация является многосторонним процессом, где человек не только изучает и усваивает нормы, но и сам является их носителем, а также воздействует на других людей и общество в целом.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию:

  1. На стадии первичной социализации человек обучается социальным нормам, усваивает их.
  2. При вторичной социализации происходит разрушение ранее усвоенных норм и формирование новых.

И первичная, и вторичная социализация осуществляется при помощи агентов социализации .

Понятие агентов социализации

Определение 2

Агенты социализации – это социальные институты, люди, социальные группы, которые воздействуют на человека в рамках процесса социализации, оказывают на него влияние.

В зависимости от их роли в процессе социализации выделяют первичных агентов и вторичных.

Первичные агенты социализации – это те, кто в наибольшей степени влияет на человека, его близкое окружение. К первичным агентам следует отнести семью, друзей, родственников, школу, тренеров, т. е. всех тех, кто непосредственно влияет на усвоение человеком социальным норм. Особенность первичных агентов заключается в длительности контактов с человеком и их частоте.

Вторичные агенты социализации – это социальные группы, социальные институты, люди, учреждения, отношения в которых строятся на формально-деловом подходе, и которые влияют на формирование у человека тех или иных ценностей и норм. К числу вторичных агентов социализации принято относить различные государственные учреждения, СМИ, государство, армию, коллег по работе, работодателей и т.д.

Характеристика основных агентов социализации

Основными агентами первичной социализации, то есть до взросления, являются:

Семья является одним из ключевых агентов социализации, поскольку оказывает в большинстве случаев наибольшее влияние на человека с самого его рождения. Успешность, в том числе и вторичной социализации, во многом зависит от условий социализации, которые формирует семья. Так, ребенок, воспитуемый в благополучной семье, где родители имеют высокий социальный статус, достаточный уровень культуры имеет больше возможностей для успешной социализации. Соответственно, дети из неблагополучных семей, вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, осложняющими процесс социализации.

Особое значение в подростковом возрасте имеет школа, друзья и СМИ.

Социализация в школе отличается от семьи, поскольку является официальным учреждением с авторитарной властью, большей по количеству участников. Школа закладывает социальные нормы и ценности, вовлекает подростка в построение межличностных взаимодействий в социальных группах, старается нейтрализовать действие десоциализирующих факторов.

Улица и взаимодействие со сверстниками могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процессы социализации. Взаимодействие с группами сверстников учит строить межличностные отношения.

Замечание 1

В подростковый период друзья по степени влияния могут соперничать с семьей, поэтому крайне важно сформировать благоприятное окружение для ребенка.

Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет.

Средства массовой информации в современном мире имеют огромное влияние на человека. Посредством кинофильмов, музыки, журналов, прессы они способны сформировать образ успешного человека, а значит заложить те ценности и идеалы, которые этот успешный человек должен освоить.

Особое влияние на человека оказывает телевидение. Человек значительное количество информации приобретает посредством зрения, а потому усваивает в большем количестве то, что он увидел.

Все большее влияние на человека оказывает Интернет и информационные сети. Интернет дает человеку больше возможностей для самовыражения без страха общественного осуждения под маской анонимности. Виртуальные игры позволяют человеку примерить на себя некоторые социальные роли без страха негативных реальных последствий. По сути, Интернет избавляет от страхов. Одновременно с этим, Интернет сеть аккумулирует огромное количество информации, ставя человека перед выбором, чему верить, а что ставить под сомнение, что принять, а что отвергнуть. Формирующаяся личность человека в такой ситуации может сделать неправильный выбор, усвоив неправильные социальные нормы, что приведет к девиантному поведению.

В более взрослом возрасте значительное влияние на человека оказывает трудовой коллектив. На зрелый возраст приходится становление человека в профессиональном плане, поэтому успешность его социализации в обществе зависит от успеха его профессиональной социализации. В этот период значительное влияние на человека оказывают коллеги и работодатель. В трудовой период социализации человеку важно состояться как профессионал, быть оцененным коллегами и обществом.

Десоциализация и ее агенты

Наряду с социализацией следует выделить понятие десоциализации.

Определение 3

Десоциализация – это процесс, обратный социализации, т. е. утрата приобретенных социальных качеств.

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Десоциализация как и социализация имеет своих агентов, т.е социальные группы и люди, которые способствуют утрате социальных качеств человека. К числу агентов десоциализации можно отнести асоциальные и неблагополучные семьи, алкоголиков и наркоманов, лиц с неустойчивой психикой, криминогенные и преступные группировки.

Игнатова Кристина

В данной работе Кристина рассматривает понятие агенты социализации. В следующих разделах она рассматривает конкретно агента социализации семья. школа, друзья. И по итогам проведенного опроса среди воспитанников школы-интерната и педагогов делает анализ. Анализ показан графически.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

с ограниченными возможностями здоровья»

Тульская область, Суворовский район, п. Северо-Агеевский, ул. Школьная, д.2.

Агенты социализации (семья, школа, друзья) как источники правонарушений.

Исполнитель: Игнатова Кристина

ученица 8-го класса

педагог-консультант: Зайкова

Наталья Егоровна (89207528765)

2014 год

  1. Введение………………………………………………...3стр.
  2. Агенты социализации…………………………………..4стр.
  3. Семья…………………………………………………….5-6стр.
  4. Школа……………………………………………………7-9стр.
  5. Друзья и сверстники……………………………………10-12стр.
  6. Заключение………………………………………………13стр.
  7. Литература………………………………………………14стр.

Введение.

В России на протяжении последних лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения - рост подростковой и молодежной преступности. Что же влияет на молодое поколение так негативно и как помочь решить эту проблему. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать перспективные направления воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этих направлений систему работы с несовершеннолетними правонарушителями.

На сегодняшний день в России наблюдается устойчивый рост преступности несовершеннолетних. Кражи, грабежи, разбои, изнасилования, завладение транспортными средствами без цели хищения исчерпывают перечень наиболее часто совершаемых подростками противоправных деяний.

Большое влияние оказывает социальная среда – это окружающие человека материальные и духовные условия его существования и деятельности. Каковы условия – такова и жизнь человека.

Я выбрала тему агенты социализации как источники правонарушении, потому что мне интересно как происходит наша адаптация в обществе. Как растет ребенок и, вырастая, становится правонарушителем. Какие механизмы и процессы позволяют нам усваивать ценности, нормы, идеалы. И какое влияние на нас имеют самое ближайшее окружение. Я сама жила в многодетной семье, где мне не смогли помочь ни материально, ни духовно и я оказалась в школе-интернате. Школа также была безразлична к тому, какая обстановка в семье.

Выбранная мною тема актуальна в любое время, так как для успешного развития и воспитания личности важно усваивать нормы поведения, ценности, социальные роли в обществе и помощниками в этом выступают агенты социализации, которые должны направлять ребенка в нужное русло.

Агенты социализации.

Агенты социализации кто они? Люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. Агентами первичной социализации является: семья , приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Это среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации это администрация школы, университет, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Агенты социализации, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том. Каким вырастет человек, как пройдет его становление.

Социализация - процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное. Это длительный процесс. Продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.
Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.

Основными агентами социализации являются

семья

Школа друзья, сверстники

Семья.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. В семье ребенок принимается, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.
По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Семья даст ребенку имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми.

Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

Материальным и социальным статусом семьи;

Степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

Ролью отца и матери в общении с детьми;

Составом семьи

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является преемственность традиций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения.

Одновременно семья – это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми – все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять в будущем.

Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения.

Именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Считаю, что дети, подвергшиеся жестоким наказаниям, могут стать активными борцами с жестокостью или наоборот - садистами.

Школа.

В школе ребенок получает навыки общения с посторонними людьми, понимания социальной системы и жизни в обществе.
Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участии в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.

Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость, и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит. Для детей очень важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети очень чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка. Из-за этого начинается нарушения дисциплины (пропуски уроков), в это время ученик предоставлен сам себе и делает всё, что хочет. Негативное отношение к учителю может привести и к более серьезным правонарушениям в нашем жестоком мире, если учитель и ученик не найдут общий язык.

Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив. В процессе учебы и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удобное ему положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние маленьких групп на развитие отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений, может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации, в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.

Школа как агент социализации сильно отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Учиться преодолевать трудности и привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка. Которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и.т.д. в школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер - не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников, как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным. В школе уже начинается влияние друзей и сверстников.

Друзья и сверстники.

В современном меняющемся обществе большое значение для человека приобретает реализация себя и своих возможностей. В это время ребенку важно оказаться в благоприятной социальной среде – благополучной семье, среди сверстников, оказывающих положительное влияние на развитие человека, в противном случае возникают проблемы. Не случайно многие проблемы из детства переходят во взрослый период так и нерешенными, перерастают в комплексы, неуверенность.

На этапе подросткового возраста, актуализации сексуального интереса в процессе социализации возрастает значение неформального общения. Неформальные группы и структуры начинают играть в жизни человека особую роль, конкурируют с авторитетом семьи. Именно в неформальных группах, в отличие от формализованных (например, школьных или трудовых коллективов), символика приобретает особую роль, способствует сплочению группы. Она может иметь как материальные символы (например, одежда "хиппи" или "металлистов"), так и духовные (в виде идей и лозунгов). Как правило, такие группы обладают своей субкультурой и образцами поведения, формами социального контроля над своими членами.

В групповых отношениях такого типа складываются и определенные языковые штампы и даже определенные "групповые" законы.
Друзья и сверстники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых.
Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Если ребенок попадает под влияние трудных подростков. То очень легко нарушит все нормы и правила поведения. Именно такие трудные подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток «уходит» из школы, он сближается с другими похожими на него. Он предоставлен сам себе.

В своей работе я решила провести опрос среди своих сверстников, воспитанников школы-интерната и среди своих педагогов.

  1. Опрос среди сверстников. Опрошено 23 человека.

После подсчета всех ответов, я была очень удивлена, что все мои сверстники считают, что главным источником правонарушений среди несовершеннолетних являются их друзья, сверстники. Я всегда думала, и мое мнение не изменилось, что все зарождается в семье, а потом уже влияние друзей, влияние школы в какой-то степени. А друзья могут повлиять на тебя если ты не получил устойчивого нравственного воспитания в семье, не достаточно любви и внимания от своих родителей.

II. Опрос среди взрослых (педагоги школы-интерната). Опрошено 23 человека.

Опрос среди педагогов показал, что они так же считают основным механизмом влияния и источником правонарушений являются друзья, сверстники. Но появилось и такое мнение, что все вместе семья, школа, друзья - все в какой-то степени влияют и являются источником правонарушений. Пять из опрошенных педагогов считает, что семья и друзья являются источником правонарушений.

По данному опросу можно сделать вывод, что основным источником правонарушений среди агентов социализации являются друзья, сверстники.

Заключение.

В начале работы рассматривается понятие агенты социализации. Социализация охватывает весь период нашего существования от рождения и до смерти. Мы приобретаем социальные роли. Обучение социальным ролям происходит через общение, усвоение культурных норм, ценностей, идеалов.

В следующей главе рассматривается конкретно каждый агент социализации - семья, школа и друзья.

Таким образом, в моей работе рассматриваются агенты социализации, как они работают, какое влияние они имеют на каждого из нас. Я считаю, самым главным агентом социализации является семья, в которой зарождается зерно, а потом уже при помощи школы и своих друзей прорастает в той среде, в какой среде его воспитывала семья. Очень много для создания характера и становления человека как личности дает школа. Если тебе повезет, и у тебя будут внимательные и хорошие учителя.

Опрос, который я провела, показал, что основным источником правонарушений среди агентов социализации являются друзья, сверстники. Так считают учителя нашей школы и такое же мнение среди подростков. А я остаюсь при своем мнении и считаю, что основное развитие человека зарождается в семье, в той социальной группе и культуре к которым он принадлежит.


  • Граждановедение 7 класс. Соколов Я.В. изд. М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2002г., 160 стр.

  • http://ru.wikipedia
  • Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.

    Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

    Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

    Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

    В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

    1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

    2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

    Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

    Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

    В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

    Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

    Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

    Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

    Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

    1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

    2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

    3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

    4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

    5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

    На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

    В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

    1) биологическая наследственность;

    2) физическое окружение;

    3) культура;

    4) групповой опыт;

    5) индивидуальный опыт.

    Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

    Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

    Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

    Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

    Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

    Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.

    Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.

    Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.

    Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

    Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

    В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

    Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.

    Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.

    Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

    К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.

    Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

    Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

    Важным процессом социализации является процесс идентификации.

    Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.


    | |

    До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации, а теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов , формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть: помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

    Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

    Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

    Семья единственный агент социализации, оказывающий воздействие на протяжении всей жизни. Однако роль и статус каждого ее члена на разных этапах семейного цикла меняется. Ребенок – объект социализации и одна из целей жизни родителей, взрослый человек – одновременно субъект (по отношению к детям) и объект социализации (по отношению к другому супругу). Он перестает служить целью жизни, становясь средством. Старики и пожилые члены семьи могут быть только субъектами, но зачастую они исключаются взрослыми детьми из активного процесса социализации и воспитания внуков.

    Муж и жена выступают агентами социализации друг для друга. Дело в том, что семейная социализация для взрослых людей протекает совсем иначе, чем для детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние: из объектов воспитания они становятся его субъектами, и на первых порах происходит мучительный процесс овладения новой социальной ролью. Молодожены обращаются к родителям, друзьям, сослуживцам по любому пустяку, касающемуся воспитания ребенка и обустройства быта, – как пеленать и когда кормить малютку, как починить водопроводный кран и оплачивать квартиру. Это и есть освоение новой социальной роли. Одновременно супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, о лидерстве в семье, отношениях к новой родне и новым друзьям. Здесь нет субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе, поскольку, изменяя свое поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

    Школа является главным агентом или институтом вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в политических процессах. Она продолжает процесс социализации, начавшийся в семье. Школа – это учебно-воспитательное учреждение, осуществляющее обучение лиц определенных возрастов в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных педагогов. Цель обучения – дать систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физика, математика, литература, язык, история и т.п. Образование – это систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей.

    В школе детей впервые учат взаимодействовать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других людей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу. Здесь ребенок учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не рассматривается в качестве уникальной личности – любимого сына, единственного ребенка и т.п. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются здесь предметом специального внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и уникальным, каким он был в семье. Теперь он один из многих и подчиняется тем же правилам, каким подчиняются все остальные. Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленной очередности предметов (расписанию уроков), стабильности преподавательского контингента и учеников. Успехи детей также оцениваются стандартно – при помощи школьных оценок.

    Институты и агенты социализации необходимо различать в тех ситуациях, когда люди не в состоянии заниматься социализацией и их функцию берут на себя учреждения или институты. К примеру, когда взрослые дети (агенты социализации) осгавля ют престарелых родителей без материальной поддержки, государство (в данный момент оно выполняет функцию института социализации) издает соответствующие законы, принуждающие их делать это. В свою очередь, когда родители бросают маленьких детей на произвол судьбы, государство привлекает их к уголовной ответственности.

    Термин "первичная социализация" имеет в социологии два смысла. Он обозначает: а) родителей, родственников и друзей, т.е. первичную группу, или непосредственное окружение; б) самый ранний этап социализации в младенчестве и детстве. Вторичная социализация соответственно относится к вторичным группам (социальным институтам и учреждениям) и продолжается всю оставшуюся часть жизни. На протяжении первичной социализации индивид учится быстрее и легче, усваивает больше, чем на протяжении вторичной социализации, хотя первая намного короче второй. Первичная социализация – в основном область приписываемых статусов, вторичная – сфера достигаемых статусов.

    Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

    Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Если коротко, то существует три агента первичной социализации: семья , школа и ровесники .

    Согласно Ч. Кули (а именно его точка зрения считается общепринятой) процесс социализации проходит главным образом в первичных группах. Он начинается с того, что ребенок учится понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений.

    Для агентов первичной социализации, находящихся в межличностных отношениях и системе взаимной зависимости, характерна так называемая рециирокная социализация – процесс взаимной социализации родителями детей и детьми – своих родителей. Родители координируют свои слова и поступки в присутствии детей, поскольку те очень восприимчивы ко всему, что исходит от этих самых авторитетных для них агентов социализации. Тем самым родители воспитывают самих себя. К двунаправленным процессам влияния агентов социализации следует отнести супружескую социализацию, в ходе которой муж влияет на жену, а жена – на мужа.

    Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин "вторичный" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне социализации, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

    Вторичными группами в социологии называют формальные организации, официальные учреждения и их сотрудников: предприятие, государство, СМИ, армия, суд, церковь и т.д. К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее (как и школу) называют первичным институтом социализации , а когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

    Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (например, отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), агенты вторичной социализации – одну-две функции. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Например, учитель, если между ним и учеником существуют доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то явится агентом вторичной социализации.

    К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди: рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, увеличивая период телесного контакта. В других культурах их отлучают рано, передают кормилице либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) и т.п. составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесный инструктаж, проповеди, поучения и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации (инкультурации).

    Способы социализации зависят от гендерных характеристик агента первичной социализации. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.

    Подростковый период и юность представляют собой такой возраст, когда агенты первичной социализации (за исключением группы сверстников) начинают играть меньшую роль, а агенты вторичной социализации – большую. В зрелом возрасте агенты вторичной социализации выходят на первый план либо уравниваются по степени влияния с агентами вторичной социализации. Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастают агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности.

    Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции, ровесники , напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых. Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, относиться к противоположному полу, дружить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

    Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной – нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, например, взаимозаменяемы функции родителей и ровесников. Вторые часто заменяют первых, выполняя их функции социализации, и наоборот. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников: вторые могут заменить первых. Но то же самое нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированы: судья не может заме- нить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. Однако в отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

    Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

    Итак, агенты социализации делятся на первичных и вторичных (в этом случае их называют институтами). Первые наибольшую помощь оказывают в раннем детстве, вторые – в молодости, зрелости и старости. Первичная социализация – область межличностных отношений и приписываемых статусов. Вторичная социализация – область формальных отношений и достигаемых статусов (рис. 7.12). Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей сохраняется и во второй.

    Рис. 7.12.

    В течение жизни на индивида оказывают влияние формальные и неформальные агенты социализации. В первой и последней третях жизни наиболее значимыми для человека являются неформальные отношения

    В постиндустриальном обществе кардинально меняется соотношение и роль агентов социализации, которые на протяжении предыдущих тысячелетий были неизменными. Никогда еще так агрессивно средства массовой информации, прежде всего телевидение и Интернет, не вмешивались в процесс первичной социализации. СМИ влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. В традиционном и индустриальном обществах социализация протекала в "живом" контексте, в окружении родителей, родственников и друзей. Сегодня ребенок проводит у мониторов, в среде "неживых" агентов не меньше времени, чем среди людей. Институты вторичной социализации вторглись в сферу первичной социализации и начинают их вытеснять. Исследования показывают, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников.

    • От лат. reciprocus – взаимный.

    Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

    1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

    2. Вторичная социализация:

    профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей.

    включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

    пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

    Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это - агенты и институты социализации. Среди них выделяются:

      отдельные личности - агенты социализации, воздействующие на инди¬вида в процессе обучения и воспитания (например, учитель, родители и т. д.);

      учреждения - институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (например, школа, вуз и т. д.). По характеру воздействия агентов социализации (прямому или опосредованному) выделяют первичную и вторичную социализации и их агентов. Так, агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи и т. д. Все они составляют первичную или ближайшую к человеку среду, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида.

    Агентами вторичной социализации выступают администрации школы, вуза, предприятия, институты государства: армия, полиция, суд, а также церковь, средства массовой информации, политические партии и т. д.

    На различных этапах социализации роль агентов неодинакова. В младенческом возрасте особое значение приобретают отношения ребенка с родителями, родственниками, братьями, сестрами, которые являются основными агентами социализации. Ведь ребенок в этом возрасте (от 1 до 3 лет) нуждается в заботе, ласке, любви, безопасности. На этом этапе социализации у ребенка важно сформировать мотивацию на привязанность к людям, желание доверять им, подчиняться определенным требованиям.

    На следующей стадии (от 3 до 8 лет) наряду с основными агентами социализации появляются дополнительные, которые в своем влиянии более специализированы, то есть формируют конкретные качества. Среди них: учителя, воспитатели дошкольных учреждений, врачи, полицейские на улицах и т. д. На этом этапе агенты воздействуют с целью овладения мыслительными и познавательными навыками. Происходит постепенное вытеснение агентов первичной социализации, то есть родителей, и замена их сверстниками.

    Существенное значение в процессе социализации приобретают средства массовой информации, особенно телевидение, поскольку информация телепередач легко усваивается, имеет символическое содержание, обеспечивает усвоение ценностей и стандартов поведения.

    На стадии от 8 до 15 лет особая роль принадлежит малым социальным группам ровесников. С помощью группы сверстников облегчается переход от родительской опеки к взрослости, раскрываются те или иные индивидуальные качества, ранее подавленные авторитетом отца или заботой матери.

    Нарушения в процессе социализации приводят к неудавшейся социализации (фобии, психические отклонения, маргинализация, преступность…).

    Одной из причин подобных нарушений является депривация - отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психическое здоровье и познавательные способности ребенка. Особенно остро они проявляются в экстремальных ситуациях.

    Таким образом, социализация как процесс осуществляется в результате межличностного взаимодействия, в процессе которого происходит передача смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.

    В результате социального взаимодействия осуществляется интернализация , т.е. превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения.

    «Дети джунглей», воспитанные в животной среде, усваивают только повадки животных. И даже вернувшись в общество, они так и не становятся личностями. Подобных люди называют в науке феральными , т.е. не ставшими полноценными членами общества по причине их изоляции.

    Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.



     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!