Правовое положение участников образовательных отношений по реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Правовой статус школьника Действия и элементы статуса обучающегося

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО ФЗ № 273 «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»

1. Понятие «Обучающиеся» 2. Меры социальной защиты 3. Пользование учебными средствами 4. Организация питания 5. Охрана здоровья 6. Психолого – педагогическая помощь 7. Основные права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей)

Глава 4. ст.33. Обучающиеся Обучающиеся и их родители: 1. воспитанники 2. учащиеся 3. студенты (курсанты) 4. аспиранты 5. адъюнкты 6. ординаторы 7. ассистенты- стажеры 8. слушатели 9. экстерны

1. Выбор формы получения образования 2. Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психологического развития и состояния здоровья 3. Выбор факультативных (необязательных) и элективных (обязательных) учебных предметов 4. Участие в управлении ОО согласно Устава ОО 5. Развитие своих творческих способностей, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, спортивных мероприятиях и т.д. 6. Поощрение за успехи в учебной и творческой деятельности

обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных средств, бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия

1. оказание первичной медико – санитарной помощи 2. организацию питания обучающихся 3. определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительность каникул 4. пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда 5. прохождение периодических медицинских осмотров 6. профилактику несчастных случаев во время пребывания в ОО 7. профилактику и запрещение курения, употребление алкогольных напитков и наркотических средств

1. психолого – педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе в организациях, в которых дети обучаются 2. данная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей.

1. Добросовестно осваивать образовательную программу, в т.ч. посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания в рамках образовательной программы 2. Выполнять требования Устава ОО 3. Заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья 4. Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников ОО 5. Бережно относиться к имуществу ОО

6. За неисполнение или нарушение Устава ОО к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, отчисление из ОО 7. По решению ОО за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, с 15лет допускается отчисление 8. Решение об отчислении принимается с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних

Родители имеют право: 1.Выбирать формы получения образования и формы обучения, ОО, язык, факультативные и элективные учебные предметы 2. Дать ребенку образование, в т.ч. в семье 3. Знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания 4. Получать информацию о всех видах обследований, отказаться от их проведения 5. Принимать участие в управлении ОО в форме, определяемой Уставом ОО

1. обеспечить получение детьми общего образования 2. соблюдать правила внутреннего распорядка ОО 3 . уважать честь и достоинство обучающихся и работников ОО 4.в случае отчисления из ОО несовершеннолетнего обучающегося принимать, не позднее чем в месячный срок меры, обеспечивающие получение обучающимся общего образования 5.за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители несовершеннолетних несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....

Обобщение опыта работы: «Создание здорового психологического климата с учетом личности учащихся, сотрудничество с учащимися и их родителями».

Обобщение опыта работы...

Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза

Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза, Круглова И.В. - директ...

правовой статус обучающихся в актах федерального законодательства и законах субъектов российской федерации

Н.В. Путило, заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

На основе теоретических представлений об элементах правового статуса в статье рассматривается правовой статус обучающихся. Исследуется федеральное законодательство и акты субъектов Российской Федерации, проводится сравнительный анализ действующих норм и положений проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: правовой статус, права, свободы, обязанности, законные интересы, ответственность, академические права, социальные права, право на образование.

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее помимо указанного выше включаются такие элементы как: правосубъектность; гражданство; правовые принципы и др. .

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус (права, свободы и обязанности согласно нормам Конс-

титуции Российской Федерации) и специальный. Последний включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т. д.). Индивидуальный статус - это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т. д.).

В рамках данного исследования интерес представляет специальный правовой статус обучающихся как специфической группы субъектов образовательных правоотношений. Если правовой статус обучающихся - общее родовое понятие, основы которого закреплены Законом Российской

Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», то правовой статус обучающихся по уровням образования или в зависимости от особенностей самого обучающегося (например, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования) - это видовое понятие. Причем в отношении студентов высших учебных заведений и лиц, получающих послевузовское образование, определяющее значение имеет Федеральный закон от 22.06.1998 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Также важное значение для специальных правовых статусов различных категорий обучающихся имеют типовые положения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, а также нормы законов о социальном обеспечении обучающихся, закрепляющие многие элементы механизма реализации права на социальную защиту лиц, обучающихся на разных уровнях системы образования.

При принятии интегрированного акта, каким является проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», произойдет частичная кодификация норм, закрепляющих правовой статус обучающихся, поскольку отныне эти обозначенные выше статусы получат регламентацию в рамках одного акта. Следовательно, будет снижено значение иных актов, содержащих подобные нормы.

Что касается понимания сущности основных элементов правового статуса (права, свободы и обязанности), то полагаем необходимым придерживаться следующих позиций, высказанных в на-

учной литературе. Еще Н.М. Коркунов определял право (отдельное правомочие) как то дозволенное, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности . Подобное отношение сохранилось в российской науке и сегодня, но значительно обогатилось за счет подробной характеристики этих возможностей: возможность совершения определенных положительных действий; возможность пользоваться различными социальными благами и ценностями; возможность требовать от других лиц выполнения своих обязанностей; возможность защитить свое право с помощью предусмотренного законом юридического механизма. При этом если права - это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы - это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами» .

Обязанность - это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда

определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Основу правового статуса обучающегося составляют права, свободы и обязанности, зафиксированные в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Среди них: право каждого на образование; право на доступность для всех и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

В отношении граждан закреплена одна обязанность: получать общее образование, в отношении которой имеется несколько дискуссионных моментов.

Так, если использовать теоретический постулат о том, что права могут совпадать с обязанностями («то, что в одних отношениях является правом, в других является обязанностью»), следует признать, что граждане Российской Федерации обладают как правом

на основное общее образование (ч. 2 ст. 43 Конституции России), так и обязанностью получать основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конституции России). Единство права и обязанности в отношении одного и того же объекта правоотношения многими учеными выводится из публичных интересов в образовании.

В то же время в научной литературе, посвященной анализу законодательства об образовании, имеется точка зрения о том, что ребенок, будучи субъектом права на образование, не является субъектом соответствующей конституционной обязанности, поскольку эта обязанность возложена Конституцией России и законодательством на родителей и лиц, их замещающих. Заметим также, что в конституциях иных государств, когда речь идет об обязательном образовании, не всегда субъектами данных обязанностей выступают родители или обучающиеся. Например, согласно Конституции Великого герцогства Люксембург от 17 октября 1868 г. (ст. 23) государству предписано следить за тем, чтобы каждый люксембуржец получил обязательное и бесплатное начальное образование.

Полагаем, что рассматриваемая конституционная обязанность предполагает совершение определенных действий как со стороны родителей, так и со стороны несовершеннолетних граждан. Действия последних, несомненно, ограничены их недееспособностью, но эта недееспособность не является полной. Речь идет об институте частичной дееспособности, не известном российскому праву, но широко применяющемуся в западной правовой доктрине и нор-

мотворческой практике. В последнее время в законодательстве можно отметить тенденцию восприятия института частичной дееспособности. Примером подобных законодательных решений может считаться ч. 7. ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой при искусственном прерывании беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, требуется: а) в ряде случаев выявить ее волеизъявление; б) обеспечить ее присутствие на судебном процессе. Аналогичный подход к учету волеизъявления недееспособных лиц содержится и в ст. 57 данного акта, содержащей нормы о медицинской стерилизации.

В силу наличия элементов дееспособности несовершеннолетние обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учебного заведения при освоении программ общего образования, их отказ от посещения учебного заведения или обучения в иной предусмотренной законом форме - есть основание для применения к ним мер негативного воздействия. Так, органы управления образованием и образовательные учреждения в силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.

1.1. Основные положения правового регулирования в области образования

Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе “Об образовании”

Образование осуществляется (должно осуществляться) в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

Принципы построения и деятельности системы образования вытекают из права каждого на образование как одного из основных прав человека, провозглашенных в международных правовых актах и Конституции.

В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Государственная политика в области образования исходит из принципов:

  • гуманистического и светского характера,
  • свободы и плюрализма,
  • демократического характера управления образованием.

Одним из принципов организации образования является автономность образовательных учреждений, которые живут в соответствии с разработанными ими уставами и другими локальными актами с учетом типовых положений об образовательных учреждениях разных видов и ступеней.

  • развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
  • воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
  • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • бережное отношение к окружающей среде

Образовательный процесс – это система отношений, направленных на реализацию обучающимися своего конституционного права на образование

Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.

Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (их законные представители), педагогические работники. В общеобразовательном учреждении в этом качестве выступают обучающиеся, педагогические работники, родители (или законные представители) обучающихся. Однако указанные основные три вида субъектов образовательного процесса не всегда могут быть в нем задействованы. Так, в образовательном учреждении для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, учебно-воспитательный процесс осуществляется только с участием воспитанников и педагогов.

Иногда, для достижения целей образовательного процесса необходимо участие в нем так же других субъектов. В ряде случаев к участникам образовательного процесса причисляются медицинские работники. Их участие в осуществлении обучения и воспитания необходимо, если требуется особенный подход к личности ребенка с учетом его психофизиологического состояния или реализуемой образовательной программы. Например в оздоровительных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, медицинские работники доводят до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации. Совместно с педагогами они решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности. Медицинский персонал совместно с педагогом-психологом оказывает помощь в организации индивидуального и диффиринцированного подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медико-психологических рекомендаций.

Организация образовательного процесса для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи требует участия в нем юриста, который проводит работу по правовому воспитанию детей, консультирует родителей по вопросам охраны прав детей и оказывает необходимую поддержку педагогическому персоналу.

В образовательных учреждениях профессионального образования участниками образовательного процесса выступают обучающиеся и педагогические (в ВУЗах научно-педагогические) работники. В учреждениях начального профессионального образования с учетом специфики реализуемых ими образовательных программ субъектами учебно-воспитательного процесса являются инженерно-педагогические работники. К данной категории отнесены мастера-инструкторы производственного обучения.

Таким образом анализ образовательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в разных образовательных учреждениях в образовательном процессе задействованы разные субъекты.

При этом обязательными участниками образовательного процесса являются обучающийся (воспитанник) и педагогический работник . Важно учесть, что в типовых положениях об образовательных учреждениях неслучайно обучающихся называется в первую очередь. Действительно, именно обучающийся является главным участником образовательного процесса, центральной фигурой в системе образования. Именно его интересы и потребности в первую очередь должны быть реализованы в процессе обучения и воспитания. Как отмечалось выше, обучающийся должен рассматриваться, как субъект, а не как объект образовательного процесса. За ним следует признавать важнейшие права и свободы в сфере образования. С другой стороны на него возлагаются и обязанности по участию в образовательном процессе.

1.3 Взаимоотношения участников образовательного процесса

Взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание и обучение ребенка в образовательном учреждении.

Отношения обучающегося и персонала образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности обучающегося и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Глава 2. Правовой статус участников образовательного процесса

Права и обязанности обучающихся (воспитанников)

Граждане, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.

К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, магистранты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты, адъюнкты и докторанты.

К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях. Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребёнку. И всё-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, что бы везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребёнку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребёнка, готовность ребёнка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

Нормативно-правовое обеспечение права на образование Конституция Российской Федерации (статья 43)

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Типовые положения об образовательных учреждениях (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении)
  • Законы субъектов Российской Федерации об Образовании
  • Нормативно-правовые акты Министерства образования и науки (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.)
  • Нормативно-правовые акты органов управления образованием субъектов Российской Федерации (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (программы развития, приказы и иные документы муниципальных органов управления образованием)
  • Устав образовательного учреждения и иные локальные акты образовательного учреждения

Право на образование включат в себя право на реализацию образования на различных уровнях:

  • право на дошкольное образование
  • право на начальное общее образование
  • право на основное общее образование
  • право на среднее (полное) общее образование
  • право на профессиональную подготовку
  • право на начальное профессиональное образование
  • право на среднее профессиональное образование
  • право на высшее профессиональное образование
  • право на послевузовское профессиональное образование
  • право на дополнительное образование

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Права и свободы обучающихся, воспитанников

  • право на уважение человеческого достоинства;
  • право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
  • на свободу совести;
  • на свободу информации;
  • на свободное выражение собственных мнений и убеждений;
  • на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;
  • право на охрану здоровья.
  • право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
  • право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  • право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • право на участие в управлении образовательным учреждением;
  • право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
  • право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;
  • право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
  • право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);
  • право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).
  • учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями) и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;
  • учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
  • в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;
  • учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;
  • учащиеся имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. (Ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)

Обязанности обучающихся, воспитанников

  • получить основное общее образование;
  • соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относиться к имуществу школы;
  • выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

2.2. Права и обязанности родителей , как участников образовательного процесса

Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве РФ, является положение, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной, и материальной обеспеченности

Права родителей

Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия

Родители имеют право:

  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования
  • выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях
  • на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования
  • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства
  • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса
  • участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей
  • на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в образовательном учреждении при положительной аттестации
  • выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе
  • при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение
  • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями
  • проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В представлении родителю информации о ребенке может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка
  • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий
  • на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

Родители имеют преимущественное право на защиту прав и законных интересов своих детей всеми законными средствами.

Для учащихся и их родителей в школе в доступном месте должна находиться информация, содержащая тексты уставов, правил внутреннего распорядка; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Родители вправе обращаться:

  • к вышестоящим должностным лицам по отношению к лицу, которое нарушило право;
  • в прокуратуру;
  • в суд общей юрисдикции;
  • в комитет по защите прав детей;
  • к Уполномоченному по правам человека;
  • в общественные правозащитные организации.

Основные обязанности родителей

Родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию
  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении
  • выполнять Устав образовательного учреждения
  • не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя
  • обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка
  • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке)

2.3 Права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений

В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением.

В Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности. Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.

Работники образовательных учреждений имеют право:

  • на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством
  • создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным или одобренным государством, и руководить этими учебными заведениями
  • иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность
  • на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний
  • на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на единственных условиях подчинения уставам этих организаций
  • на участие в забастовках
  • на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;
  • на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения
  • на заключение трудового договора (контракта), в котором оговариваются вопросы учебной нагрузки, оплаты труда и другие условия
  • на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями
  • на участие в управлении образовательным учреждением
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников

Право на свободу преподавания закреплено в Конституции Российской Федерации

Обязанности работников образовательных учреждений:

  • стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;
  • проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;
  • уважать личность ребенка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
  • проходить периодические бесплатные медицинские обследования;
  • принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.

Ответственность работников образовательных учреждений

За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Основания прекращения трудового договора предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза до истечения срока действия трудового договора являются:

  • повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
  • применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры; дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность

2.4. Средства и способы защиты прав и свобод участников образовательного процесса.

Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантировала своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке

За защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов можно обращаться:

  • в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан; жалоба подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица
  • в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении него; (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств)
  • в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;
  • в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязанности государственного органа и органа местного самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обращение и принять решение, известив об этом заявителя.

Защитой прав несовершеннолетних занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;

  • к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, одной из основных задач которого является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, органов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заявитель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участвовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забастовки.

Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межгосударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Такими органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).

В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое лицо, считающее, что действиями российского государства нарушены его права, изложенные в Пакте о гражданских и политических правах (но не в Пакте об экономических, социальных и культурных правах).

Реферат *

450руб.

Введение
1. Образовательное учреждение дошкольного образования как один из типов образовательного учреждения

Выводы
Список использованной литературы

Введение

Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования

Фрагмент работы для ознакомления

ДОУ реализующие только инвариантную (обязательную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования;
ДОУ, реализующие вариативную (дополнительную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования.
3. С учетом возраста воспитанников.
ДОУ с 2-х месяцев;
ДОУ с 2-х лет;
ДОУ с 5-ти лет;
4. По принципу платности:
Полностью бесплатные ДОУ;
Частично платные ДОУ;
Полностью платные ДОУ;
5. С учетом реализации методик воспитания:
ДОУ, работающие по классической методике;
ДОУ, работающие по методике Монтессори;
ДОУ, работающие по Вальдорфской методике;
ДОУ, работающие по методике Зайцева;
6. С учетом продолжительности пребывания воспитанников в ДОУ:
ДОУ с пребыванием от 2-4 часов, ДОУ с пребыванием от 8 -12, ДОУ с пребывание более 12 часов, Интернаты (с пребыванием более 5 суток).
7. По источникам финансирования:
муниципальные ДОУ, ведомственные ДОУ и частные ДОУ.1
2. Понятие, правовые основы правового статуса обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.). Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.1
Правовой статус обучающихся в ДОУ является разновидностью специального статуса, имеет ряд особенностей. Так, при рассмотрении правового статуса обучающихся в ДОУ необходимо учитывать, что обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений имеют довольно ограниченную дееспособность. Правовая ответственность во многом лежит на их родителях (законных представителях).
Сообразно содержанию образовательных отношений действующее законодательство закрепляет правовой статус их участников, который имеет ряд специфических признаков не только на уровне конкретных прав и обязанностей, но и в содержании правоспособности и дееспособности.
У обучающихся образовательная правоспособность возникает с того момента, как они приступают к занятиям в дошкольном или школьном образовательном учреждении, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Дееспособность субъектов правоотношений других отраслей права возникает намного позже, в возрасте 16 - 18 лет.
В отличие от всех иных отраслей права, признающих определенную часть граждан недееспособными (дети, психически больные лица), образовательное право подобного института не знает. Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют образовательную дееспособность и могут получать образование, необходимое им для социальной адаптации и интеграции в общество. В этих целях государство и органы местного самоуправления создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы или группы, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение детей и подростков с отклонениями в умственном или психическом развитии.
Образовательное право не знает и института полного или частичного лишения образовательной дееспособности граждан. Даже лица, осужденные к лишению свободы, имеют реальную возможность получать образование.1
В соответствии с п. 24 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются: а) воспитанники, б) обучающиеся, в) родители (лица, их заменяющие), г) педагогические работники. Они же являются и участниками соответствующих образовательных правоотношений. Согласно действующему законодательству, взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируется договором. В таком договоре обычно прописываются взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Нарушения прав ребёнка являются основанием для прекращения трудового договора (контракта) с педагогом.
Права и обязанности обучающихся в ДОУ определяются законодательством РФ, уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 1
Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Основы правового статуса обучающихся в ДОУ закреплены в положениях Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании".
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым регулируются организация деятельности ДОУ и образовательного процесса.
Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 утверждено Типовое положение дошкольном образовательном учреждении, которое обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
Письмом Минобразования России от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" регламентируется учебная нагрузка при построении образовательного процесса.
3. Права, свободы, законные интересы обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Обучающиеся в ДОУ имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, также имеют право на обучение по индивидуальным учебным планам, однако в пределах рамок очерченных указанными государственными стандартами. Обучающиеся имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений в процессе обучения.
Законодательством предусмотрена возможность получения дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. Родители (представители) обучающихся также имеют право на участие в управлении образовательным учреждением.
Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Согласно действующему законодательству, выпускники ДОУ обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. В ДОУ содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Для детей с какими-либо отклонениями в развитии органы управления образованием создают коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Законодательством запрещено привлекать ДОУ к труду, не предусмотренному образовательной программой, если на это не получено согласие родителей (законных представителей).
Обучающиеся в ДОУ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебной программой.1
Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
Установлено, что дисциплина в ДОУ должна поддерживаться с обязательным соблюдением принципа уважения человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов. Запрещено применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся ДОУ.2
Также права и обязанности родителей обучающихся зафиксированы ст.52 Закона об образовании, согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право самостоятельно определять формы получения образования, а также образовательные учреждения. Родители осуществляют защиту законных прав и интересов ребенка, вправе принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Законодательством возложена на родителей (законных представителей) обучающихся в ДОУ обязанность выполнять устав учреждения, оплачивать их обучение (в случаях установленных нормативными актами). Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
4. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
Основные государственные гарантии прав обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования очерчены в ст.5 Закона РФ об образовании, согласно которой гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо без какой-либо дискриминации.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Так, одной из важнейших гарантий права на дошкольное образование является его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии образования. Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию. Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.

Список литературы

"1.Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М.: Омега-Л, 2008. 156 с.
2.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - ""Про-спект"", 2009.
3.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I ""Об образовании"" // Ве-домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797
4.Кирилин А.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ""Об образовании"" (постатейный). М.: Деловой двор, 2008. 304 с.
5.Лилит С.Х. / Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России // Сервис в России и за рубежом, 2010, N 1.
6.Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 ""Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"" // Собрание за-конодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4542
7.Правоведение: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев, Ю.В. Берладир, М.В. Колганова и др.; под ред. М.И. Абдулаева. М.: Магистр-Пресс, 2006. 560 с.
8.Сырых В.М. / Образовательные услуги и образовательные пра-воотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права, 2010, N 4

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования - это лица, в установленном порядке зачисленные в вуз для обучения. Строго говоря, под это определение подпадают не только студенты, но и другие категории обучающихся в вузе. В современном образовательном учреждении высшего профессионального образования ими, в соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» могут быть:

Слушатель - лицо, обучающееся в вузе на подготовительном отделении, в подразделениях повышения квалификации; в ординатуре или интернатуре медицинских вузов; лицо, параллельно получающее второе высшее образование (ст. 18);

Аспирант - лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук;

Докторант - лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук (ст.19).

Кроме того, не будучи обучающимися, субъектами образовательных отношений являются абитуриенты. Это лица, выразившие желание пройти вступительные испытания в вуз (вузы) и подавшие необходимые документы.

Если вуз реализует программы общего, начального профессионального образования, в его контингенте также числятся обучающиеся. Очевидно, что использование этого термина в таком контексте нельзя считать удачным, так как обучающийся - это понятие универсальное, определяющее одного из субъектов образовательных отношений. Именно так его применяет законодатель в двух цитируемых законах об образовании, так им оперируют в соответствующей литературе.

Несмотря на расширяющуюся практику включения в структуру вуза учреждений среднего профессионального образования - техникумов, колледжей и т.п., статус обучающихся в вузе по программам среднего профессионального образования до сих пор нормативно однозначно не определен. Представляется, что и для них нет иного варианта, как отнести их к другим категориям обучающихся в вузе.

Ядро, стержень отношений в системе высшего образования составляют студенты. Студенты - основной вузовский контингент. Это и есть то лицо, которое реализует собственно права на высшее профессиональное образование. То есть статус образовательного учреждения высшего профессионального образования обеспечивают именно студенты.

С учетом вышеизложенного, статус студента должен представлять наиболее объемную, законченную модель статуса личности, обучающейся в системе высшего профессионального образования и аккумулирующей в себе все составляющие вузовской жизнедеятельности. Эта модель и является объектом настоящего исследования и именно о составляющих статуса студента и пойдет речь далее.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования.

Студенты вузов - это особая социальная группа в составе молодежи (страта), ее «самый организованный отряд»; субъекты со специальным правовым статусом в административном праве и особый контингент обучающихся в образовательном праве.

Н.В. Витрук характеризует правовой статус личности в социальном отношении как определенную систему («каталог», «номенклатура») социальных возможностей жизнедеятельности человека. В законе она закреплена в системе юридических (субъективных) прав и обязанностей и законных интересов, содержание которых определяется господствующими общественными отношениями. Содержание правового статуса в целом определяет рамки деятельности лица по отношению к другим людям, коллективам, границы его активной жизнедеятельности и самоутверждения. Став студентом, личность становится полноправным участником собственно образовательных и связанных с ними отношений, являющихся составной частью длящихся отношений по реализации конституционного права на высшее профессиональное образование, и приобретает специальный правовой статус.

Именно этот статус - по схеме, предложенной Н.В. Витруком, - с момента издания приказа о зачислении «очерчивает границы возможного и необходимого поведения личности, определяет меру пользования конкретными материальными и духовными благами через указание прав, обязанностей и законных интересов» в данной области общественных отношений. Вместе с тем статус студента в цивилизованном государстве не должен каким-либо образом ограничивать личность в ее общегражданских правах, так как он производен от правового статуса гражданина, является его частью. Будучи студентом, личность продолжает нести установленные Конституцией и другими законами обязанности: платить налоги, служить в армии, соблюдать действующее законодательство и иные нормативно-правовые акты.

Понятие «правовой статус» в достаточной степени исследовано в отечественной литературе - как в общетеоретическом плане, так и по отраслям, в том числе в праве административном. При этом в состав статуса традиционно включаются правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии.

Правовое положение граждан определяется, прежде всего, объемом и характером их правосубъектности в той или иной сфере правоотношений в привязке к сфере частного или публичного права. Через общеправовую характеристику исследуемый объект «связывается» с той отраслью права, которая в основном, главным образом воздействует на него. Правовое положение студентов, равно как и иных категорий обучающихся в вузе (курсантов, слушателей, ординаторов, аспирантов), отличается значительной спецификой. В их статусе отражается пересечение публично-правовых и частных интересов, в формировании их прав и обязанностей задействованы многие отрасли права. Поэтому в состав элементов статуса должна быть включена общеправовая характеристика конкретного субъекта права, позволяющая в полной мере учесть те отрасли права, которые участвуют в формировании его специального статуса.

Общеизвестная позиция, что студент - это лицо со специальным правовым статусом в ряду категорий «общее - особенное - специальное». Общеправовой статус студента - это правовой статус личности, человека и гражданина. С этого, как правило, начинается характеристика любого специального статуса.

Особенный статус в процессе реализации конституционного права на выше профессиональное образование гражданин приобретает, поскольку включается механизм обеспечения этого права, то есть личность становится участником административно-правовых отношений (так появляется административно-правовой статус). Специальный статус - это собственно статус студента.

В.М Сырых различает шесть видов статусов гражданина в зависимости от уровня норм, которыми определяются права и обязанности участников образовательного правоотношения: международно-правовой, конституционный, отраслевой, специальный, региональный и индивидуальный. Его классификация носит специальный характер, поскольку автор распространяет ее на тех, кто уже обладает специальным правовым статусом как участник образовательных отношений. В то же время ее как универсальную можно применить к любому участнику общественных отношений. В этой связи уместно вспомнить, что процесс конкретизации правовых статусов личности «заканчивается, в сущности, лишь применительно к отдельному гражданину - Иванову, Петрову и т.д.».

Реальный объем правосубъектности студента зависит от различных обстоятельств. Прежде всего, в его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося с точки зрения российского законодательства и иных нормативно-правовых актов об образовании. Его также обусловливают такие факторы, как статус вуза; ведомственная принадлежность образовательных учреждений; источник финансирования обучения; региональные особенности (например, наличие специального нормативного правового акта о льготах и компенсациях); обучение на договорной основе, в соответствии с целевыми договорами между вузом и органами исполнительной власти или местного самоуправления, иными договорами; индивидуальные способности студента, предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий и др.) и т.д.

Таким образом, понятие «статус студента» не является универсальным. Оно всегда предполагает известные уточнения. И если с точки зрения юридической терминологии право - это применение равной меры к неравным людям, то понятие «студент» дает нам обратную картину: это неравная мера, применяемая к людям, которые в силу принадлежности к одной социальной группе должны обладать примерно равным набором прав и обязанностей. В свою очередь, обучающийся, даже если мы имеем в виду обучающихся в вузах, в том числе в его специализированных структурных подразделениях, - это очень емкое родовое понятие, включающее в себя много разновидностей. Следовательно, в правовом статусе обучающего можно выделить общие права и обязанности, обусловленные его добровольным вхождением в коллектив вуза, то есть «коллективные» права, общие для любого члена этого коллектива. Это неизменный для всех категорий обучающихся блок, статичное ядро - минимальный (хотя и довольно значительный) набор прав, обязанностей и ответственности, а также гарантий, его обеспечивающих.



 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!